Какие есть категории водительских прав в 2020 году

Расшифровка категорий водительских прав, порядок и возраст открытия в 2020 году

Под понятием категории водительских прав подразумеваются группы определенных транспортных средств, которыми может управлять владелец выданного им уполномоченным органом документа, и ознакомиться с ними поможет таблица 2020 года с описанием.

Пояснительная форма грядущего года пользуется наибольшим спросом в связи с введением водительского удостоверения нового образца, из-за которого поползли слухи о запланированных изменениях в вопросах, связанных как с самими категориями, так и с правилами их присвоения.

Таблица категорий водительских прав с 2020 года и для чего они нужны

Вначале 2019 года был принят Закон РФ «О безопасности дорожного движения», согласно которому, поменялся формат ВУ, хотя это никак не отразилось на его содержании, так как речь шла о выдаче пластиковых карт новейшего образца с усиленной защитой и прямым доступом ко всем водительским данным.

Ознакомиться с ними позволит следующая подробная таблица данных, которая является универсальной, действуя на всей территории Российской Федерации:

Категории, как и порядок их присвоения, остались прежними, претерпев последние изменения в 2013 году

Стоит отметить, что несмотря на отсутствие серьезных изменений за истекший период, законодатели постепенно вносили разъяснения по каждой категории, что в итоге позволило исключить двоякое толкование и восполнить информационный пробел по ряду вопросов с момента последней коррекции 2013 года. И все эти сведения были внесены в приведенную табличную форму, которая является самой подробной.

Описание и подробная расшифровка категорий в России

Вполне естественно, что далеко не каждый водитель легкового автомобиля может ездить на мотоцикле или управлять большим грузовиком. Часто эта особенность действует и в другую сторону, ведь потребность уметь водить все наземные виды транспорта возникает только у ограниченного количества людей, да и то по определенным причинам.

И если, к примеру, у водителя в документе значится только маркировка «С», то его езда на ТС, закрепленным за категорией А, будет расцениваться как вождение без прав, со всеми вытекающими отсюда последствиями, чаще всего сводящимися к штрафу и/или привлечению к уголовной ответственности.

Это не означает, что водитель может получать права только по одной категории, ведь при желании он имеет право проходить теоретический и практический курс сразу по нескольким из них, получая соответствующую отметку в выдаваемых ему после успешной сдачи экзаменов правах. Мало того, в случае необходимости, он может открывать любую категорию спустя определенное время, также проходя обучение в работающей по лицензии автошколе.

Что касается латинской аббревиатуры, которой обозначаются присваиваемые владельцам ВУ категории вождения, то расшифровывается она следующим образом:

Категории прав были введены отдельно для каждого типа транспортного средства, чтобы обозначить, каким из них имеет право управлять владелец ВУ.

Основные (A, B, C, D, M, Tm, Tb)

Начинать изучение вопроса проще всего не с отдельных видов транспорта, а с основных их категорий, обозначенных одними только буквенными латинскими символами без индексов. И прежде всего речь идет о 2-, 3- и 4-колесных мотоциклах с коляской и без нее общей массой до 400 кг (A), для управления которыми также нужны права.

Почему-то водители легковушек, которые закреплены за категорией B, считают, что им необязательно открывать A, но это заблуждение. В последнем случае владельцы ВУ могут управлять только легковыми ТС массой до 3,5 т с прицепом с максимальным весом в 0,75 т и без него, а также небольшими грузовиками, на борту которых будет размещаться не более восьми человек вместе с водителем.

Если же открыть C, то можно будет управлять более тяжелыми грузовыми авто, тогда как D позволяет водить полногабаритные пассажирские автобусы.

Tm и Tb также относятся к общественному транспорту, а если точнее, то к трамваям и к троллейбусам. Что же касается маркировки M, то она является относительно новой, будучи введенной в общую классификацию 5.11.2013 и предназначаясь для вождения легкой 2- и 4-колесной техники, а в частности, мопедов и квадроциклов.

Специальные (BE, CE, DE, C1E, D1E)

Специальная категория прав расширяет водительские возможности в определенных вопросах.

К примеру, BE позволяет ездить водителям легковушек с прицепом, CE и C1E – использовать прицепы на средних и больших грузовиках, а DE и D1E – на небольших и полноразмерных автобусах.

Подкатегории (A1, B1, C1, D1)

Не стоит забывать и о подкатегориях, предусмотренных для каждой основной группы. К ним относится A1, разрешающая управление легкими мотоциклами, B1 для такого популярного в последнее время 3- и 4-колесного вида транспорта, как трициклы и квадрициклы, тогда как C1 позволяет водить грузовые машины средней массы, колеблющейся в интервале от 3,5 до 7,5 т.

Предусмотрена своя подкатегория и для группы D, которая называется D1, предназначаясь для вождения небольших автобусов.

Не помешает напомнить, что до 2013 в классификацию была включена еще и группа E, которая была заменена указанными выше специальными категориями BE, CE/C1E и DE/D1E. Кроме того, Tb и Tm начнут действовать только в следующем году, поэтому открыть их до конца новогодних праздников уж точно не получится, что обязательно следует учитывать перед тем, как подавать документы в автошколу.

На этом изменения заканчиваются, и в ближайшее время не стоит ожидать каких-то новых решений, закрепленных на законодательном уровне.

В каком возрасте можно их открывать и в каком порядке

Бытует мнение, будто получить права можно не ранее 18 лет, но оно является верным лишь отчасти. Так, отучиться и сдать экзамены можно даже в 16, другое дело, что ездить можно будет не раньше наступления совершеннолетия. Кроме того, данная информация является актуальной только для прав категории A, B/B1 и C/C1.

Что же касается A1 и M, разрешающих езду на квадроциклах и легких мотоциклах, то такие права можно получить уже в 16 лет, используя их по назначению, не дожидаясь наступления совершеннолетия. Если же говорить о таких сложных категориях, как D/D1 и двух готовящихся к открытию Tm и Tb для трамваев и троллейбусов, то их получение становится возможным не раньше 21 года.

Примечательно, что некоторые из перечисленных категорий напрямую связаны между собой. К примеру, специальные группы открываются только при наличии годового опыта вождения по основной категории, тогда как для получения C1E и D1E, необходимо иметь права с отметками об открытых подкатегориях C1 и D1, также зависящих от C и D (вождение не менее одного года).

Распространенные вопросы

  1. Какое наказание последует за езду без нужной категории?

В случае если сотрудники дорожно-патрульной службы зафиксируют факт езды на транспортном средстве без открытой категории, дающей такое право, против водителя может быть применена статья 12.7 Кодекса Административных правонарушений Российской Федерации.

Прописанное в этой статье наказание предусматривает взыскание штрафа в размере от 5000 до 15 000 российских рублей. Кроме того, изъятие прав за любые другие нарушения автоматически приостанавливает действие всех открытых ранее категорий, вне зависимости от того, каким транспортным средством ему довелось управлять на момент инцидента.

Нужно ли открывать категорию на управление квадрицикла?
Езда на квадрицикле без прав запрещена, другое дело, что для получения этого разрешения вовсе не обязательно открывать такие основные группы, как A, B и уж тем более C и D.

Так, достаточно просто пройти курс обучения и сдать экзамен по категории M, хотя если у владельца открытого четырехколесного транспортного средства имеется ВУ с отметкой A, B, C или D, то ему не придется этого делать, так как привилегия будет предоставлена ему по умолчанию.

Восполнение прорех в знании этого вопроса не помешает не только тем, кто собирается записываться в автошколу, но и опытным водителям. Объясняется это довольно просто, ведь незнание закона не освобождает от ответственности, и любые пропущенные мимо ушей изменения могут сыграть с автолюбителем злую шутку.


Новые правила получения водительских прав с 1 октября 2020 года (1.10.2020 )

ГИБДД озвучила дату внедрения в жизнь новых правил получения водительского удостоверения. Процесс получение прав изменится с 1.10.2020 года.

Дополнение от 24 декабря. 20 декабря 2019 года премьер-министр Д.Медведев подписал соответствующее постановление правительства (Постановление от 20 декабря 2019 года №1734). Некоторые изменения вступят в действие с 1 января, будет снят запрет на обучение вождению на магистралях с разрешенной скоростью движения выше 60 км/ч.

Идея очередного реформирования получения водительского удостоверения возникла в 2018 году. Ее инициировал назначенный в июне 2017 глава ГИБДД генерал Михаил Черников. При этом предыдущая реформа получения прав, законченная в 2017-2018 году была признана удачной. Новые идеи вызвали много вопросов и ряд отрицательных комментариев и отзывов, в том числе Минэкономики. Рулимс подробно описывал все этапы метаний ГИБДД.

В начале сентября 2019 года ГИБДД обозначил текущий вектор реформирования.

Основные изменения реформы и дата ее внедрения были озвучены на всероссийском семинаре-совещании ГИБДД в Екатеринбурге (16-18 октября 2019 года). Озвученные в Екатеринбурге изменения подтвердили основные направления реформы. Перечислю основные изменения.

1. Главное. Будет один общий экзамен по вождению в ГИБДД

От разделения экзаменов по вождению в ГИБДД на два этапа решено отказаться. При этом обучение на площадке в автошколе и упражнения останутся – единый экзамен по вождению будет начинаться с традиционных автодромных упражнений. Нужно будет заехать в бокс, выполнять параллельную парковку и разворот в ограниченном пространстве, профессиональные водители должны будут сцеплять и расцеплять прицепы с тягачами.

Решение половинчатое, при этом оно заметно усложнит сдачу экзамена в ГИБДД. Причем возможно два варианта регламента экзаменов: c единой бальной системой, когда балы полученные на этапе упражнений не будут сгорать при выезде на дорогу и с раздельной бальной системой, когда на дороге все будет начинаться с нуля. Первый вариант регламента усложнит экзамен очень сильно.

Даст ли нововведение что-то с точки зрения улучшения качества обучения вождения новичками – сомнительно.

2. Важное. Разрешено учебное вождение на автомагистралях

Сейчас учебное вождение по автомагистралям запрещено. То есть, по текущим правилам водитель, уже получивший права не мог иметь опыта езды по автомагистралям со скоростью более 60 км/ч.

Это хорошая новость, такой опыт на стадии обучения безусловно нужен.

3. Иллюзия. Отменяется понятие экзаменационный маршрут

Экзаменационных маршрутов больше нет – в ГИБДД будет обозначать только набор улиц где будет проводиться экзамен по вождению. По факту это иллюзорное изменение, ранее маршруты публиковались, но их соблюдали крайне редко.

Читайте также:  Перечень документов для получения вида на жительство в 2020 году

И по-прежнему на экзамене все будет решать инспектор, контроль за их деятельностью минимальный. Видеоконтроль экзамена это иллюзия.

4. Определенность. В ПДД появятся новые термины “обучаемый вождению” и “обучающий вождению”

Попытка определить статус ученика и инструктора по вождению. Сейчас здесь много неопределенностей и часто возникают спорные ситуации. Например, в случае ДТП при обучении вождению.

5. Меняется возраст обучения вождению

Меняется минимальный возраст обучаемых вождению – для категорий В и С это 16 лет. А в случае с водителями категорий D, Tm и Tb (автобусы, трамваи и троллейбусы) — 20 лет. В сентябре 2019 года озвучивалась явная глупость про категорию C с 21 лет, подобная идея изначально была нерабочей.

6. Озвучена возможность опротестовать решение инспектора во время экзамена

Попытка упростить оспаривание решение инспектора принимающего экзамена. Сейчас оспорить решение тоже можно, но формализованная процедура отсутствует – каждый случай индивидуален.

Получение водительских прав с 1 октября 2020 года

В начале декабря дата изменений была подтверждена:

За год до внедрения изменений различным ведомствам нужно подготовить (и согласовать) множество регламентирующих документов. У ГИБДД в этой реформе есть противники, так пока больше вопросов чем ответов.

И не исключено что будут изменения, ГИБДД по-прежнему живет в параллельном мире. Характерный пример середины октября 2019 года. Цитата полковника Николая Гилякова (заместителя начальника отдела организации регистрационно-экзаменационной деятельности Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения) из статьи в Комсомольской правде.

Кроме того, будущих водителей должна отпугнуть слишком низкая цена обучения. Например, стоимость курса в 8 тысяч рублей — это явно неадекватная оплата, ниже существующих на рынке предложений.

– Средняя цена в регионах России составляет 25-30 тысяч. В Москве, соответственно, в среднем больше 40 тысяч рублей.

Реальные цены совсем другие, во множестве регионов стоимость курса обучения в автошколе 15-20000 рублей, в Москве стандартная цена до 30000 рублей, рекламируется обучение и по 16000 рублей.

Реклама курса автошколы за 15900 рублей

С учетом того новые правила получения водительского удостоверения могут заметно усложнить получение прав, то если вы планируете их получить или уже учитесь в автошколе – не затягивайте с экзаменами. С деталями можно получения прав можно познакомиться в двух материалах:

Поддержать Рулимс!

Если Рулимс помог вам – упростил получение водительского удостоверения. Или позволил сэкономить в чем-то, например, в выборе каких-то устройств или получении услуг, помогите и ему! Буду благодарен за любые суммы. Перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.

Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.

Категории и подкатегории водительских прав в 2020 году

Добрый день, уважаемый читатель.

Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которой может управлять владелец водительского удостоверения.

Существуют 5 основных категорий: А – мотоциклы, B – легковые автомобили, C – грузовые автомобили, D – автобусы, М – мопеды, 4 подкатегории: A1, B1, C1, D1 и специальные категории для управления автомобилями с прицепом BE, CE, DE, C1E, D1E.

Например, водительское удостоверение категории B позволяет управлять только легковыми автомобилями и не разрешает садиться за руль маршрутного такси или автобуса (для этих транспортных средств нужны водительские права категории Д).

В этой статье будут рассмотрены категории и подкатегории водительских прав, а также особенности их использования при управлении транспортными средствами.

Водитель имеет право управлять только транспортными средствами, категории которых указаны на оборотной стороне его водительского удостоверения. Если он не будет соблюдать указанное требование, то получит штраф за отсутствие категории прав –
5 000 – 15 000 рублей.

Таблица категорий водительских прав в 2020 году

С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон “О безопасности дорожного движения”, которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.

Расшифровка категорий водительских прав приведена в следующей таблице:

Категория или подкатегорияТип транспортного средства
АМотоциклы
А1Легкие мотоциклы
ВЛегковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонн)
ВEЛегковые автомобили с прицепом
В1Трициклы
СГрузовые автомобили (от 3,5 тонн)
СEГрузовые автомобили с прицепом
С1Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонн)
С1EСредние грузовики с прицепом
DАвтобусы
DEАвтобусы с прицепом
D1Небольшие автобусы
D1EНебольшие автобусы с прицепом
ММопеды
TmТрамваи
TbТроллейбусы

Водительские права категории А

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее – право на управление транспортными средствами):

категория “А” – мотоциклы;

Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.

Кроме того, оно дает право на управление мотоколясками, которые в 2020 году на дорогах встретить чрезвычайно сложно.

Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Кроме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.

Подкатегория А1

подкатегория “А1” – мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигателя и небольшой максимальной мощностью.

Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.

Важное отличие подкатегории А1 состоит в том, что ее можно открыть в 16-летнем возрасте.

Водительское удостоверение категории В

категория “В” – автомобили (за исключением транспортных средств категории “А”), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;

Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям.

Также категория B дает право управления мотоколясками и автомобилями с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг.

Кроме того существует возможность использования и прицепов, масса которых превышает 750 килограммов, при соблюдении следующих требований:

1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.

2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.

Например, пусть разрешенная максимальная масса автомобиля составляет 1 900 кг, а масса без нагрузки 1 400 кг (эти величины указываются в пунктах 14 и 15 паспорта транспортного средства).

Имея удостоверение категории B можно к указанному автомобилю присоединить прицеп, разрешенная максимальная масса которого 1400 кг. В этом случае разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу автомобиля без нагрузки. Кроме того, разрешенная максимальная масса состава транспортных средств составляет 1 900 + 1 400 = 3 300 кг. Она не превышает 3 500 килограммов.

Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:

категория “ВЕ” – автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;

Подкатегория B1

подкатегория “В1” – трициклы и квадрициклы;

В 2020 году подробная информация по транспортным средствам категории B1 отсутствует.

Обратите внимание, “квадрИцикл” и “квадрОцикл” это не одно и то же. Поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.

Водительские права категории С

категория “С” – автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории “С”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительские права категории С позволяют управлять только средними (от 3500 кг до 7500 кг) и тяжелыми (более 7500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Обратите внимание, категория C не дает права управления небольшими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.

категория “СЕ” – автомобили категории “С”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;

Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом или полуприцепом водителю потребуется дополнительная категория CE.

Подкатегория С1

подкатегория “С1” – автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории “С1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

К подкатегории С1 относятся средние грузовики, разрешенная максимальная масса которых находится в интервале от 3,5 до 7,5 тонн.

Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).

Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.

подкатегория “С1Е” – автомобили подкатегории “С1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;

Также существует и дополнительная подкатегория C1E, которая позволяет управлять автомобилями подкатегории С1 с тяжелыми (более 750 кг) прицепами. При этом суммарная разрешенная максимальная масса грузовика и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами подкатегории C1E.

Водительское удостоверение категории D

категория “D” – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, независимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Имея водительское удостоверение категории D водитель может управлять как небольшими автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси, так и огромными туристическими автобусами.

Единственная разновидность автобусов, для которой не подходит категории D, – это сочлененные автобусы или “автобусы с гармошкой”.

Для буксировки прицепов, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, а также управления сочлененными автобусами требуется водительское удостоверение категории DE.

категория “DЕ” – автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;

Подкатегория D1

подкатегория “D1” – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Подкатегория D1 позволяет водителю управлять небольшими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.

К данной категории относятся небольшие микроавтобусы, например РАФ-2203 или ГАЗель-3221, которые ранее широко использовались в качестве маршрутных такси. В настоящее время широкое распространение получили микроавтобусы иностранных марок, которые имеют более 16 сидячих мест, и для управления которыми подкатегории D1 недостаточно.

Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:

подкатегория “D1Е” – автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.

Категория E

В настоящее время категория E из водительских удостоверений исчезла. На смену ей пришли, представленные выше, категории BE, CE, C1E, DE, D1E.

Если же Вы до сих пор используете удостоверение с категорией Е и хотите его поменять, то рекомендую прочитать статью “Перенос категории E в новые права”.

Категория M

категория “M” – мопеды и легкие квадрициклы;

Категория М введена 5 ноября 2013 года. Она позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами.

Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.

Обратите внимание, что удостоверение тракториста-машиниста и иностранные водительские права не позволяют управлять мопедами.

Категории Tb и Tm

категория “Tb” – троллейбусы;

В 2020 году для управления трамваями или троллейбусами требуется наличие категории Tm или Tb соответственно.

Напомню, что еще несколько лет назад троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории. Информация об управлении этими транспортными средствами заносилась в графу “особые отметки” водительских прав.

Как открыть новую категорию прав?

Довольно часто у водителей возникает вопрос: “Как добавить в права дополнительную категорию?”. На самом деле, все довольно просто. Нужно пройти обучение в автошколе и сдать экзамен на соответствующую категорию.

Подробнее об этом Вы можете узнать в статье:

Ну а в завершение хочу еще раз напомнить, что управление транспортным средством без соответствующей категории прав влечет штраф в размере 5 000 – 15 000 рублей. Кроме того, водитель отстраняется от управления транспортным средством, а автомобиль отправляется на штрафстоянку.

Категории водительских прав

Водительское удостоверение за последние несколько лет видоизменялось. Если ранее категории подразделялись просто на «мотоцикл», «легковой авто», «грузовик», «автобус» и управление прицепом, то теперь их спектр стал шире. Категории получили подразделение на подкатегории.

В этой статье мы поможем новичкам и опытным водителям освоиться в водительских удостоверениях современного образца.

Содержание

Описание категорий водительских прав

Двухколёсный транспорт делится на три категории:

  • М – мопеды;
  • А1 – легкие мотоциклы;
  • А – мотоциклы.

Категория М предназначена для управления мопедами и легкими квадрициклами. Она открывается автоматически при сдаче экзамена на любую из других категорий. По сути, мопед может водить любой школьник. Обязанность получить права была введена в связи с большим количеством смертей на дорогах в результате ДТП с участием мопеда. То есть, авторы ПДД считают, что, пройдя курс теории и научившись вождению на любом серьезном транспорте, вы будете более осведомлены и аккуратны в вождении этих несложных мото-средства. Доплачивать за категорию не нужно.

Категория А1 для «слабых» мотоциклов до 125 «кубов» может быть открыта с 16-летнего возраста – в этом кроется её основная особенность. Однако обладатель прав с пометкой А1 не сможет водить крутой байк с мотором больше 125 «кубов».

Категория А – самая обширная, она позволяет управлять всеми видами мототранспорта, в том числе с коляской. Также она открывает доступ к управлению квадроциклами до 400 килограммов. То есть, выучившись на категорию А, у вас автоматически откроются категории А1 и М.

Категория прав для управления автомобилем

Что касается легковых авто, то здесь изменения минимальны. Категория В, как и прежде, позволяет водить автомобиль – тот, что до 3,5 тонн и имеет не более 8 мест в салоне. Новичкам желательно отрабатывать водительские навыки на подержанном авто. На дороге возникают разные ситуации, и б/у машина в этом случае лучший вариант. Но 70% машин с пробегом продается с проблемами: штрафы, залог, ДТП, лизинг и др. Поэтому перед покупкой рекомендуется проверять историю автомобиля.

К категории В добавилась В1 – управление трициклом и категория Е – прицеп, только вот в 2020 году эти две категории, если на них выучиться, «слипаются» вместе. Таким образом, водитель машины с прицепом должен иметь права категории ВЕ.

Те, кто обладают водительским удостоверением и водят, знают, что таблица категорий водительских прав, расчерченная на обратной стороне карточки, куда более широкая.

Всего в 2020 году водительское удостоверение в России насчитывает 16 доступных категорий, часть из которых нельзя назвать вполне «гражданскими» и доступны только курсантам, обучающимся на управление общественным транспортом.

В разряд «автомобилей», только потяжелее, также входят грузовики и автобусы. Если раньше для них существовало лишь две категории – С и D, то теперь их также «раздробили». Грузовики от 3,5 тонн попали в категории С, авто от 3,5 до 7,5 тонн оказались в С1 – средние грузовики, также отдельной категорией вынесли СЕ и С1Е – то же самое, только с прицепом.

Важное замечание и отличие: открытая категория С не позволяет управлять небольшими грузовиками до 3,5 тонн и легковыми машинами.

Категория прав для общественного транспорта

Категория D обозначает право управления автобусом. В 2020 году появились новые категории, подразделяющие автобусы на подвиды, а также позволяющие управлять трамваем или троллейбусом:

  • D1 – небольшие автобусы;
  • DE – автобусы с прицепом;
  • D1E – небольшие автобусы с прицепом;
  • Tm – трамваи;
  • Tb – троллейбусы.

В категорию «небольших автобусов» попадают транспортные средства, которые в народе принято называть «маршрутными такси». Это автомобили вроде «Газели» или «Хёндэ Богдан», которые вмещают 12-15 пассажиров.

Трамвай и троллейбус лишь недавно вынесли в отдельную категорию, ранее информацию о праве управления данными видами транспортных средств указывали.

Новые категории водительских удостоверений 2020

Новые категории водительских прав в 2020 году. Что означают категории в правах нового образца? Расшифровка категорий и подкатегорий водительских удостоверений.

В 2013 году в России появились новые категории водительских прав, а с 2014 года водители стали получать новые водительские удостоверения с добавленными категориями. На 2020 год действительна система принятая в 2014 году.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Новыми стали категории: «М» – мопеды и скутеры, «А1» – легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров, «В1» – квадрициклы и трициклы, «С1» – грузовики до 7,5 тонн, «D1» – автобусы до 16 мест, «С1Е» и «D1Е» категории С и Д соответственно с прицепами.

В 2020 году категории водительских прав остались прежними.

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения»
Статья 26. Условия получения права на управление транспортными средствами

Новые категории водительских прав в 2020 году

В 2020 году водители могут получить следующие категории водительских прав.

Полная таблица категорий водительских прав:

Категория

подкатегория

Тип транспортного средства

Минимальный допустимый возраст водителя, лет

Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонн)

Легковые автомобили с прицепом

Грузовые автомобили (от 3,5 тонн)

Грузовые автомобили с прицепом

Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонн)

Средние грузовики с прицепом

Автобусы с прицепом

Небольшие автобусы с прицепом

Таким образом, в 2020 стало возможным получением прав с 16 летнего возраста, а вот если будущий водитель хочет водить автобус, то его допустят к управлению таким транспортным средством только с 21 года.

Нововведение в законе призвано упростить процедуру получения водительских прав. Теперь для вождения маленьким минивэном не приходится получать категорию «D» и осваивать навыки вождения большим автобусом, достаточном будет освоить категорию «D1». Таким образом законодатель признал фактическое расширение модельного ряда производителей и учел потребности реальных граждан.

Если у вас уже имеются открытые старшие категории водительских прав, которые вы получили до 2014 года, то у вас появляется автоматическое право на вождение автомобилей младших категории. Пример: при открытой категории «B» вы автоматически открываете категорию «B1».

Расшифровка категорий водительского удостоверения нового образца

В 2020 году все категории можно разделить на:

  • 5 основных A, B,C, D, M, Tm, Tb
  • 6 подкатегорий A1, B1, C1, C1E, D1, D1E,
  • 3 категории для езды с прицепом BE, CE, DE

Разберем подробнее каждую категорию в отдельности.

Основные категории прав

Категория A

Позволяет управлять любыми мотоциклами и мотоциклами с коляской, мотоколясками.Если у вас уже имеется открытая категория “А”, при замене прав вам откроют категорию «А1».

Категория B

С правами категории В можно управлять автомобилем, масса которой не превышает 3500 кг и число сидячих мест не превышает 8 помимо места водителя. Если водитель управляет машиной с тяжелым прицепом, необходимо открывать категорию “ВЕ”.
Если у вас уже имеется открытая категория “В”, то категория «B1» открывается автоматически.

Категория С

С этой категорией вам доступно к управление грузовые машины массой более 3500 кг. Но имея эту категорию нельзя управлять легкими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.

Для управления автомобилем категории «С» с тяжелым (более 750 кг) прицепом, необходимо открывать права категории «CE».
Если у вас уже открыты права категории «C», категория «C1» открывается автоматически.

Категория D

Категория «D» предназначена для управления автомобилями, превышающими 8 сидячих мест помимо водителя. Для управления авто с тяжелыми прицепом необходимо открытие категории «DЕ».

Открытая категория «D» автоматически открывает категорию «D1».

Категория М

Имея права данной категории можно управлять скутерами и мопедами. Имею любую открытую категорию прав, водитель допускается к управлению мопедом.

Категория Тм

Предназначена для управления трамваем.

Категория Tb

Предназначена для управления троллейбусом.

Подкатегории водительских прав в 2020 году

Подкатегория А1

Имея данную подкатегорию можно управлять мотоциклами, чем рабочий объем двигателя внутреннего сгорания, не превышает 125 куб. см., а максимальная мощность — 11 кВт.

Подкатегория В1

Для управления квадрициклами и трициклами.

Квадрициклы, в отличии от квадроциклов могут передвигаться по дорогам общего пользования.

Подкатегория С1

К данной категории относятся автомобили с массой более 3500 но менее 7500 кг.

Подкатегория С1Е

Предназначена для вождения автомобиля категории «С1» с тяжелым прицепом.

Подкатегория D1

К данной категории относятся автомобили, имеющие более 8, но менее 16 сидячих мест.

Подкатегория D1E

Предназначена для вождения автомобиля категории «D1» с тяжелым прицепом.

Категории прав для езды с прицепом.

Категория ВЕ

Предназначена для управления авто категории «В» с тяжелым прицепом.

Категория СЕ

Предназначена для управления авто категории «С» с тяжелым прицепом.

Категория DЕ

Предназначена для управления авто категории «D» с тяжелым прицепом.

Категории водительских удостоверений

Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности для окружающих, поэтому право на управление ими предоставляется лицам, отвечающим определенным требованиям (таблица 1 “Категории водительских прав”). Для того чтобы получить водительское удостоверение определенной категории, требуется сдать экзамен. Стоит отметить, что для того, чтобы управлять велосипедом, сдавать такой экзамен не требуется, хотя не стоит забывать об установленных возрастных ограничениях для движения на нем по дорогам – 14 лет (п. 24.1 ПДД).

Таблица 1. “Категории водительских прав”

КатегорияПодкатегорияПраво на управлениеДля лицК экзаменам на получение прав соответствующей категории после подготовки допускаются лица, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение и достигшие
“М”Мопедами и легкими квадрицикламиНе моложе 16 лет16 лет
“А”Мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствамиНе моложе 18 лет18 лет
“А1”Мотоциклами с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловаттНе моложе 16 лет16 лет
“В”Автомобилями (за исключением транспортных средств категории “А”), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобилями категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобилями категории “В”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммовНе моложе 18 лет17 лет
“В1”Трициклами и квадрицикламиНе моложе 18 лет18 лет
“ВЕ”Автомобилями категории “В”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобилями категории “В”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммовНе моложе 19 лет19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории “В” не менее 12 месяцев
“С”Автомобилями, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобилями категории “С”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммовНе моложе 18 лет17 лет
“С1”Автомобилями, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобилями подкатегории “С1”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммовНе моложе 18 лет18 лет
“С1Е”Автомобилями подкатегории “С1”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммовНе моложе 19 лет19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории “С” или “С1” не менее 12 месяцев
“СЕ”Автомобилями категории “С”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммовНе моложе 19 лет19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории “С” не менее 12 месяцев
“D”Автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобилями категории “D”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммовНе моложе 21 года21 года
“DЕ”Автомобилями категории “D”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененными автобусамиНе моложе 22 лет22 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории “D” не менее 12 месяцев (за исключением транспортных средств Вооруженных Сил РФ)
“D1”Автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобилями подкатегории “D1”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммовНе моложе 21 года21 года
“D1Е”Автомобилями подкатегории “D1”, сцепленными с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммовНе моложе 22 года22 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории “D” или “D1” не менее 12 месяцев (за исключением транспортных средств Вооруженных Сил РФ)
“Tm”ТрамваямиНе моложе 21 года21 года
“Tb”ТроллейбусамиНе моложе 21 года21 года

Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории “А”, подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории “А1” и подкатегории “В1” с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории “В” – подкатегории “В1” (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории “С” – подкатегории “С1”, категории “D” – подкатегории “D1”, категории “СЕ” – подкатегории “С1E”, категории “DE” – подкатегории “D1E”. Российское национальное водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортными средствами, подтверждающие право на управление транспортными средствами любой из этих категорий или подкатегорий, подтверждает право на управление транспортными средствами категории “М” (п. 7 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”).

Лица, проходящие военную службу, после соответствующего профессионального обучения допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категории “D” и подкатегории “D1” по достижении девятнадцатилетнего возраста.
До достижения указанными лицами двадцатиоднолетнего возраста выданные им по результатам сдачи экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории “D” и подкатегории “D1”, принадлежащими только Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (п. 4 ст. 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”).

Водительское удостоверение любой категории выдается на срок 10 лет, за исключением лиц, временно пребывающих на территории России и не имеющим иностранных национальных водительских удостоверений. В этом случае выдача российского водительского удостоверения производится на общих основаниях на срок действия регистрации их документов на право временного пребывания в Российской Федерации.

Квадрициклы, трициклы и мопеды

Не следует путать понятия “КвадрОцикл” и “КвадрИцикл”. К легким квадрициклам относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

  • в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб.см.;
  • в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт;
  • в случае электродвигателя – номинальный максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория В1 разрешает управление не только легкими, но и прочими квадрициклами, к которым относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

Трицикл – это трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб.см. и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Мопед – это двухколесное или трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся: – в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб.см., или – в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или – в случае электродвигателя – номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Ссылка на основную публикацию