Трудовые права иностранцев в России

Мы в СМИ

Трудовые права иностранных работников в России – 2

Когда разрешительные документы не нужны? Запреты на трудовую деятельность иностранных граждан. Заключение трудового договора с иностранным работником. Особенности перевода. Дополнительные основания для отстранения от работы. Дополнительные основания для прекращения трудового договора с иностранцами. Высококвалифицированные специалисты.

Когда разрешительные документы не нужны?

Разрешение на работу или патент не требуется в случае, если иностранец:

• имеет разрешение на временное проживание, вид на жительство в России, документ, подтверждающий, что иностранный работник является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом и членов их семей, переселяющихся с ним; признан беженцем или лицом, получившим временное убежище на территории РФ;
• является сотрудником дипломатических представительств, консульских учреждений, международных организаций, домашним работников этих лиц;
• работает у иностранного юридического лица (производителя или поставщика), выполняющего монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;
• является журналистом, аккредитованным в РФ;
• является студентом профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, если студент работает в течение каникул, а также если студент работает в свободное от обучения время, но в той организации, где проходит обучение или в созданных ею м хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах;
• приглашен в РФ в качестве научного или педагогического работника в определенные законом учреждение;
• приглашен в РФ и привлекаемый помимо цели приглашения для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;
• прибыл в РФ не более чем на тридцать дней для осуществления гастрольной деятельности;
• приглашен в РФ в качестве медицинского, педагогического или научного работника в случае приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;
• является сотрудником представительства иностранного юридического лица, для которого на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами РФ предусмотрена возможность привлечения труда иностранцев без разрешений;
• не достиг 14-летнего возраста и привлекается для работы в кино, театре, цирке или для концертной деятельности с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства;
• является спортсменом, не достигшим 18-летнего возраста.

Специальный режим для граждан государств-членов Евразийского экономического союза (Республика Беларусь, Киргизская Республика, Республика Казахстан, Республика Армения) предусматривает, что им не требует разрешение на работу или патент, а работодателю не требуется разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Им требуется лишь зарегистрировать место своего пребывания, если срок пребывания в России составляет более 30 дней.

Запреты на трудовую деятельность иностранных граждан.

Российское законодательство предусматривает ряд ограничений для иностранцев на трудовую деятельность. Их можно условно разделить на прямые и косвенные. К прямым относятся те должности, занятие которых обусловлено принадлежностью к гражданству РФ. К косвенным запретам относятся такие требования закона, которые ограничивают доступ иностранцев к профессиям непрямыми способами.

Так, в России иностранец не имеет права находиться на муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ; занимать руководящие должности в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит РФ и др.

К косвенным ограничениям для иностранцев можно отнести квоты на привлечение и использование труда иностранных работников и допустимые доли иностранных работников в определенных сферах хозяйственной деятельности. Квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу ежегодно устанавливается Правительством России в абсолютных величинах и по приоритетным для России направлениям деятельности. Квоты распространяются на иностранных работников, въезжающих в Россию по визе и не касаются высококвалифицированных специалистов (и членов их семей) [1] .

Кроме квот, Правительство России ежегодно устанавливает максимальный процент иностранных работников в штате работодателя по конкретному виду хозяйственной деятельности [2] . Например, в Москве в 2018 году работодатель не может привлекать иностранных работников для работы в аптеках, на рынках, в палатках или нестационарных торговых объектах, поскольку допустимая доля для этих категорий установлена Правительством РФ в размере “0%” [3] .
Другой формой косвенного ограничения для иностранных работников является ограничение доступа к профессии на основании признания (непризнания) дипломов.

Федеральным законодательством установлены случаи, когда лицо, получившее образование в иностранном государстве, для осуществления профессиональной деятельности, должно пройти ряд бюрократических процедур для подтверждения соответствия диплома российским образовательным стандартам. Так, например [4] , лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в РФ образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получения сертификата специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

ВАЖНО! Россией заключены ряд международных договоров о взаимном признании дипломов. Подробнее о процедурах признания дипломов можно ознакомиться, например, на сайте ФГБОУ «Главэкспертцентр»: http://nic.gov.ru/, где по дате диплома и названию учебного заведения, его выдавшего, можно провести предварительную экспресс-оценку, из которой станет ясно, нужны ли дополнительные процедуры по легализации диплома в России или нет.

Аналогичные ограничения касаются граждан государств-членов ЕАЭС, претендующих на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в РФ [5] . Такие иностранные работники проходят в России процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены соответственно к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством России.

10.6 Заключение трудового договора с иностранным работником

На иностранцев распространяются все нормы Трудового кодекса, касающиеся порядка заключения, изменения и прекращения трудового договора, которые рассмотрены в данном пособии. Однако есть ряд специальных требований, о которых будет идти речь ниже.

Хотя трудовым законодательством России не предусмотрена обязанность работодателя предоставлять текст трудового договора на понятном для иностранца языке, целесообразно просить работодателя это сделать. Дело в том, что при получении разрешительных документов на работу в России от работника требуется базовый уровень знания русского языка. При этом, тестирование на владение русским языком не предполагает владение специальными юридическими терминами, которые обычно используются в трудовых договорах. Поэтому работник в праве просить работодателя заключать с ним трудовой договор на двух языках (русском и родном языке иностранца), а работодателю целесообразно озаботиться подготовкой текста на двух языках во избежание дальнейших недоразумений по вопросам трудовой функции работника.

По общему правилу (ст. 327.1 ТК РФ), трудовой договор с иностранным работником должен заключаться на неопределенный срок (в просторечии – бессрочный трудовой договор), кроме общих случаев, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, когда трудовой договор может или должен быть заключен на определенный срок. Незаконной является практика, когда работодатель заключает с иностранцем срочный трудовой договор только на том, основании, что разрешительные документы иностранца выданы на определенный срок.

В тексте трудового договора с иностранцем указываются: сведения о разрешении на работу, патенте или сведения о разрешении на временное проживание, виде на жительство, данные договора (полиса) о добровольном или обязательном медицинском страховании [6] .

Все вышеуказанные сведения о работнике вносятся в текст трудового договора на основании документов, которые эти сведения подтверждают (ст. 327.3 ТК РФ). Исключением является ситуация, когда для получения разрешения на работу иностранцу нужен трудовой договор. В таком случае трудовой договор вступает в силу не ранее даты получения разрешения на работу, а сведения о разрешении вносятся в текст трудового договора в виде приложения к трудовому договору или отдельного письменного соглашения (ч. 3 ст. 57 ТК РФ).

При заключении трудового договора с иностранцем работодателю не предоставляются документы воинского учета.

Работодатель (а не работник), заключивший трудовой договор (или договор на оказание услуг, выполнение работ) с иностранцем (вне зависимости от его статуса: временно пребывающий, временно проживающий, постоянно проживающий), обязан уведомить о заключении трудового договора местные органы внутренних дел в течение трех рабочих дней с даты заключения трудового договора. От такой обязанности освобождаются работодатели-физические лица, нанимающие иностранцев, работающих в России на основании патента, для домашних работ.

Особенности перевода

Перевод иностранного работника на работу или должность, не предусмотренную разрешительными документами, допускается не дольше, чем на 1 месяц и не чаще 1 раза в год. Если по окончании срока временного переводаиностранному работнику невозможно предоставить прежнюю работу, трудовой договор с ним прекращается (п. 10 ч.1 ст. 327.6 ТК РФ). Если для работодателя наступили чрезвычайные обстоятельства (стихийный бедствия, военные конфликты и проч.) и ему необходимо перевести иностранного работника на другую работу в течение того года, когда он уже совершал перевод, работодатель обязан прекратить трудовые отношения с иностранным работником (п. 11 ст. 327.6 ТК РФ).

Дополнительные основания для отстранения от работы

Работодатель обязан отстранить иностранного работника от работы (не допускать к работе) сроком на 1 месяц в случае, если у работника закончился срок действия разрешения на работу, патента, разрешения на временное проживание, вида на жительство или полиса добровольного медицинского страхования (ст. 327.5 ТК РФ) или у работодателя закончился срок действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Этот месяц – это фактически срок, в течение которого вышеуказанные документы должны быть переоформлены. Если переоформления (или продления) не произойдет, работодатель обязан прекратить трудовые отношения с работником.

Дополнительные основания для прекращения трудового договора с иностранцами

Дополнительными основаниями для прекращения трудового договора с иностранцем являются:

• истечение (аннулирование, приостановление) сроков действия разрешительных документов на работу иностранцев у работодателя в России (через месяц после наступления события);
• невозможность временно перевести иностранного работника на другую работу (работодатель обязан письменно предупредить работника о таком увольнении за три дня);
• невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода работодатель обязан письменно предупредить работника о таком увольнении за три дня);
• приведение численности иностранных работников в соответствие с установленными законодательством ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными работниками.

Последнее основание поясним отдельно. В случае, если законодательством будет изменена допустимая доля иностранных работников, используемых работодателями в отдельных видах деятельности, трудовые договоры с иностранными работниками подлежат прекращению в сроки, указанные в нормативном акте, изменяющем допустимые доли иностранных работников. Эта ситуация касается работников, которые имеют право трудиться только при наличии разрешения на работу или патента (кроме иностранцев – высококвалифицированных специалистов и членов их семей) [7] .

Следует указать, что законодательство РФ не предусматривает каких-либо гарантий и компенсаций иностранным работникам в связи с прекращением трудового договора по данному основанию, то есть работодатель самостоятельно определяет срок увольнения конкретного работника и не обязан платить ему выходное пособие. Такая ситуация очевидно носит дискриминационный характер по сравнению с увольнением работников – граждан РФ в аналогичной ситуации, например, при сокращении численности или штата работодателя.

Однако закон распространяет трудовые гарантии, предусмотренные ст.178 ТК РФ на иностранцев, а также предусматривает компенсацию в размере двухнедельного среднего заработка иностранного работника при расторжении трудового договора в связи с приостановлением действия или аннулированием разрешения работодателя на привлечение и использование иностранных работников.

Работодатель (а не работник), прекративший трудовой договор с иностранцем, обязан уведомить об этом факте местные органы внутренних дел в течение трех рабочих дней с даты прекращения трудового договора, а иностранец обязан в сроки, установленные законодательством РФ, покинуть территорию РФ, если у него нет иных оснований для законного пребывания или проживания в России.

Высококвалифицированные специалисты

Федеральным законом №115-ФЗ от 25.07.2002 года предусмотрены особенности въезда и работы в России высококвалифицированных специалистов. В категорию таковых попадают квалифицированные работники, которые имеют заработную плату:

• не менее 83500 рублей в месяц для приглашенных в РФ научных работников и преподавателей,
• не менее 58500 рублей в месяц для работников технико-внедренческой особой экономической зоны,
• не менее 1 млн в год для медицинских, педагогических или научных работников, приглашенных на территорию международного медицинского кластера,
• без учета размера заработной платы для иностранцев, участвующих в реализации проекта «Сколково» или инновационного научно-технического центра,
• не менее 83500 рублей в месяц для работников на территории Крыма и Севастополя;
• не менее 167000 рулей в месяц для всех остальных иностранных граждан.

Высококвалифицированными специалистами не могут быть религиозные работники и работники торгового обслуживания покупателей в процессе розничной торговли (за исключением руководителей и координаторов согласно перечню, установленному органом государственной власти).

Главным преимуществом для таких иностранцев является упрощенный порядок получения визы, разрешения на работу, вида на жительство, а также указание в законе на то, что на них не распространяются квоты на выдачу приглашений, квоты на выдачу разрешений на работу, допустимые доли иностранных работников (в последнем случае это гарантирует работнику, что его не смогут уволить, если допустимая доля будет снижена Правительством РФ). Кроме того, высококвалифицированный специалист не должен проходить медицинское освидетельствование, проходить тестирование на знание русского языка и основ законодательства РФ, чтобы получить разрешение на работу.

Читайте также:  Патент для иностранных граждан в 2020 году

Для иностранцев, относящихся к высококвалифицированным специалистам, работающим на основании разрешения на работу, допускаются служебные командировки без привязки к виду работ (должностей). При этом непрерывный срок служебной командировки не может превышать 30 календарных дней ежегодно, в течение периода действия разрешения на работу. В случае, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором, то общая продолжительность нахождения иностранца вне пределов субъекта федерации, где ему выдано разрешение на работу, не ограничивается.

Автор материала юрист Илона Войтковская

[1] Единственным признаком высококвалифицированного специалиста в России является размер его заработной платы согласно трудовому договору. Соответствующие минимальные размеры заработной платы см. в ст. 13.2 Федерального Закона РФ от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

[2] Ст. 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ.

[3] Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2017 г. N 1467 г. Москва «Об установлении на 2018 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности».

[4] П.п. 4 п.1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

[5] Абзац 2 пункта 3 статьи 97 Договора «О Евразийском экономическом союзе» от 25 мая 2014
года.

[6] На сегодняшний день договор обязательного медицинского страхования имеют право заключить иностранные граждане, у которых есть разрешение на временное проживание или вид на жительство в России. Все остальные работники должны заключить договор добровольного медицинского страхования.

[7] К примеру, согласно Постановлению Правительства РФ от 4 декабря 2017 г. N 1467 г. Москва «Об установлении на 2018 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» установлено, что в сфере сухопутного пассажирского и автомобильного транспорта численность иностранных работников должны быть не более 28% от общей численности работников, что на 2% меньше по сравнению с соответствующей допустимой долей на 2017 год (по другим отраслям размер допустимой доли остался прежним по сравнении с 2017 годом). При этом, Правительство указало, что работодатели должны «привести в соответствие» численность иностранных работников до 1 января 2018 года. На официальном портале parvo.gov.ru. То есть, в сфере автомобильного и другого сухопутного транспорта за 15 рабочих дней должно быть уволено 4% иностранных работников.

Материал подготовлен в рамках проекта «Трудовые права для всех»: знать и защищать свои права в кризисных ситуациях». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

См. также Трудовые права иностранных работников в России – 1 : Где найти информацию? Когда работодателю необходимо разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а работнику – разрешение на работу? Когда работнику нужен патент на работу?

Лекция 15. Трудовые правоотношения в международном частном праве

15.3. Трудовые права иностранцев в Российской Федерации

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч. В России не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых.

В Трудовом кодексе РФ говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России.

Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 Кодекса).

Согласно ч. 4 ст. 11 на территории РФ правила, установленные Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

Из приведенного текста следует, что регулирование отношений с так называемым иностранным элементом ограничилось в Кодексе лишь положениями общего характера.

Российским законодательством установлены ограничения для иностранцев в отношении возможности заниматься определенными профессиями (занимать определенные должности). В частности, иностранные граждане не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или экспериментальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ. Эти ограничения установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», КТМ РФ, Воздушным кодексом РФ.

В частности, Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ 2002 г. устанавливает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13).

Действие Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ распространяется как на иностранцев, осуществляющих свою трудовую деятельность в России на основании трудового договора, так и на иностранцев, заключающих гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). И в том и в другом случае для осуществления трудовой деятельности требуется получение разрешения на работу. В п. 4 ст. 13 Закона установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Разрешения не требуется для постоянно или временно проживающих в России иностранных граждан, а также для некоторых категорий иностранцев, в частности журналистов, аккредитованных в нашей стране, преподавателей, приглашенных для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением преподавателей духовных образовательных учреждений; обучающихся в России в общеобразовательных учреждениях профессионального образования иностранных студентов, работающих в период каникул.

Разрешения не требуется и работникам иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования.

В отношении заключения трудового договора с иностранцами и его содержания, как уже отмечалось, применяются положения Трудового кодекса РФ, а также правила, установленные Законом о правовом положении иностранных граждан 2002 г. и другими актами. Работодатель должен иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформить приглашение, которое является основанием для выдачи иностранцу визы либо для безвизового въезда (ст. 2, ч. 2 ст. 18 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

В то же время это ограничение не распространяется на временно проживающих в России иностранцев, для которых, как уже отмечалось, установлен разрешительный порядок поступления на работу.

Иностранцы, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для российских граждан. Единственным исключением из национального режима в отношении таких иностранцев являются случаи, когда в соответствии с российским законодательством определенными профессиями могут заниматься или определенные должности занимать только граждане России.

Иностранцы, которые временно пребывают на территории России с целью осуществления трудовой деятельности и наем которых на работу производится в общем разрешительном порядке, находятся в ином положении. Общим для всех временно пребывающих в России иностранцев является то, что они могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания. Помимо соблюдения этого общего требования для найма на работу иностранцев, относящихся к этой группе, работодатель обязан получить разрешение соответствующего федерального органа исполнительной власти, ведающего миграционной службой (ФМС МВД России), на привлечение иностранной рабочей силы, а сам иностранец – подтверждение на право работы в России.

Установленный порядок выдачи разрешений и подтверждений не применяется к иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, получившим убежище на территории РФ, признанным беженцами и ожидающим предоставления статуса беженца, однако получившим разрешение на временное проживание.

Не применяется этот порядок также к иностранным гражданам, работающим в России в соответствии с межгосударственными соглашениями, к работникам дипломатических и консульских учреждений, к религиозным деятелям официальных религиозных организаций и обществ, к членам экипажей российских морских и речных судов, к студентам-практикантам, приезжающим в рамках программ российских учебных заведений, к аккредитованным корреспондентам и журналистам, к приглашенным лекторам и инструкторам для работы в академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к лицам, для которых установлен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями.

Отличительной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в России иностранцами является их срочный характер. Договоры с иностранцами, на которых распространяется разрешительный порядок, заключаются на срок, не превышающий срока действия упомянутого выше разрешения.

Трудовые права иностранцев, признанных в установленном порядке беженцами, и иностранных лиц, которым в России предоставлено политическое убежище, аналогичны правам постоянно проживающих в России иностранцев. Они пользуются правами, предоставленными гражданам РФ, если иное специально не предусмотрено законодательством РФ (в частности, указанные выше ограничения для иностранцев относительно определенных профессий и должностей). Для приема их на работу работодателю не требуется специальное разрешение. Более того, соответствующие государственные органы обязаны оказывать беженцам помощь в устройстве на работу и, если необходимо, в профессиональной подготовке и переподготовке. Работодателям, принявшим на работу беженцев, предоставляются дополнительные налоговые льготы и компенсации с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством этих лиц. Заключаемые с беженцами и лицами, получившими убежище в России, трудовые договоры подчиняются нормам российского законодательства.

Общий разрешительный порядок и, следовательно, требование о соответствии условий трудового договора российскому законодательству (включая оплату труда, социальное обеспечение и страхование иностранных работников) распространяются также на договоры между работниками-иностранцами и иностранными фирмами, привлекающими их для выполнения контрактов на территории России. Это означает, что хотя в законодательстве РФ применительно к трудовым отношениям не сформулирован общий коллизионный принцип, оно исходит из принципа применения права страны места выполнения работы (lex loci laboris), даже если договор заключается между иностранными субъектами за рубежом. Каких-либо исключений из этого принципа не делается.

Таким образом, при заключении трудового договора между иностранным работодателем и иностранцем о выполнении работы на территории РФ могут возникать проблемы, связанные с коллизией норм законодательства РФ и законодательства иностранного государства, в котором находятся работодатель и работник и где фактически заключается трудовой договор.

В отношении найма иностранцев предприятиями с иностранными инвестициями применяются специальные положения. Для найма иностранцев из числа высококвалифицированных специалистов на должности руководителей находящихся в России предприятий с иностранными инвестициями, а также руководителей подразделений этих предприятий работодателю не требуется получения разрешения соответствующего органа, однако иностранцу необходимо подтверждение права трудовой деятельности. Условия коллективных и индивидуальных трудовых договоров не могут ухудшать положения работников предприятия по сравнению с условиями, предусмотренными действующим на территории РФ законодательством. Условия найма, труда и отдыха, а также пенсионного обеспечения иностранных работников согласовываются обычно в индивидуальном трудовом договоре с каждым из них.

Трудовые права иностранцев в Российской Федерации

Правовые режимы субъектов иностранного права в трудовых отношениях. К субъектам иностранного права в трудовых отношениях применяются следующие основные правовые режимы:

– режим недискриминации (равенства);

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

– режим наибольшего благоприятствования;

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч. В России не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых.

Читайте также:  Уведомление о приеме на работу и увольнении иностранного гражданина в России

Выше уже отмечалось, что в отношении иностранных граждан согласно ч. 4 ст. 11 ТК РФ на территории РФ применяются правила, установленные Трудовым Кодексом.

Российским законодательством установлены ограничения для иностранцев в отношении возможности заниматься определенными профессиями (занимать определенные должности). В частности, иностранные граждане не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или экспериментальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ. Эти ограничения установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, КТМ РФ, Воздушным кодексом РФ.

В соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан в РФ 2002 г для осуществления трудовой деятельности требуется получение разрешения на работу. В п. 4 ст. 13 Закона установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. утверждено Положение о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу. Иностранный гражданин, достигший 18 лет, может получить разрешение на работу, если он:

– зарегистрирован в России как индивидуальный предприниматель;

– привлекается в качестве иностранного работника заказчиком работ (услуг) или работодателем. Разрешение выдается, но при одном условии: если работодатель или заказчик работ (услуг) внесет в установленном порядке средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника после окончания его договора из России.

Установленный порядок выдачи разрешений и подтверждений не применяется к иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, получившим убежище на территории РФ, признанным беженцами и ожидающим предоставления статуса беженца, однако получившим разрешение на временное проживание.

Не применяется этот порядок также к иностранным гражданам, работающим в России в соответствии с межгосударственными соглашениями, к работникам дипломатических и консульских учреждений, к религиозным деятелям официальных религиозных организаций и обществ, к членам экипажей российских морских и речных судов, к студентам-практикантам, приезжающим в рамках программ российских учебных заведений, к аккредитованным корреспондентам и журналистам, к приглашенным лекторам и инструкторам для работы в академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к лицам, для которых установлен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями.

3. Трудовые права иностранцев в Российской Федерации

Правовые режимы субъектов иностранного права в трудовых отношениях. К субъектам иностранного права в трудовых отношениях применяются следующие основные правовые режимы:

– режим недискриминации (равенства);

– режим наибольшего благоприятствования;

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч. В России не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых.

Выше уже отмечалось, что в отношении иностранных граждан согласно ч. 4 ст. 11 ТК РФ на территории РФ применяются правила, установленные Трудовым Кодексом.

Российским законодательством установлены ограничения для иностранцев в отношении возможности заниматься определенными профессиями (занимать определенные должности). В частности, иностранные граждане не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или экспериментальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ. Эти ограничения установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, КТМ РФ, Воздушным кодексом РФ.

В соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан в РФ 2002 г для осуществления трудовой деятельности требуется получение разрешения на работу. В п. 4 ст. 13 Закона установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. утверждено Положение о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу. Иностранный гражданин, достигший 18 лет, может получить разрешение на работу, если он:

– зарегистрирован в России как индивидуальный предприниматель;

– привлекается в качестве иностранного работника заказчиком работ (услуг) или работодателем. Разрешение выдается, но при одном условии: если работодатель или заказчик работ (услуг) внесет в установленном порядке средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника после окончания его договора из России.

Установленный порядок выдачи разрешений и подтверждений не применяется к иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, получившим убежище на территории РФ, признанным беженцами и ожидающим предоставления статуса беженца, однако получившим разрешение на временное проживание.

Не применяется этот порядок также к иностранным гражданам, работающим в России в соответствии с межгосударственными соглашениями, к работникам дипломатических и консульских учреждений, к религиозным деятелям официальных религиозных организаций и обществ, к членам экипажей российских морских и речных судов, к студентам-практикантам, приезжающим в рамках программ российских учебных заведений, к аккредитованным корреспондентам и журналистам, к приглашенным лекторам и инструкторам для работы в академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к лицам, для которых установлен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями.

Особенности трудовых прав иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

юридические науки

  • Анисимова Анна Константиновна , студент
  • Алтайский Государственный Университет
  • ТРУДОВЫЕ ПРАВА
  • ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
  • ИНОСТРАНЕЦ
  • ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Похожие материалы

В последние годы изменения мировой геополитической обстановки сложилась тенденция к увеличению объемов миграции иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации. Данный факт привел к некоторым проблемам в сфере регулирования труда с участием иностранных граждан, в частности, проблемам в разграничении трудовых прав граждан РФ, иностранных граждан и апатридов.

Состояние современного российского трудового законодательства отстает от потребностей экономики страны, а вопросы определения трудовых прав иностранных граждан и апатридов остаются актуальными.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью [1]. Данное конституционное положение провозглашает, что права и свободы представляют собой конституционные ценности, которые должны гарантироваться и защищаться государством [2,3].

Ч. 3 ст. 62 Конституции РФ закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Следовательно, при предоставлении трудовых прав иностранцам и лицам без гражданства действует, по общему правилу, национальный режим.

Иностранные граждане и апатриды имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных законодательством [4].

На указанные категории граждан распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев и лиц без гражданства в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и т.д.

На иностранцев и апатридов распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых. Трудовой кодекс РФ не содержит никаких ограничений для иностранных лиц и лиц без гражданства при определении их правового статуса и не исключает их из сферы трудового законодательства России. Иностранные граждане и апатриды имеют право на осуществление трудовой деятельности в РФ. Однако оформление трудовых отношений зависит от времени проживания иностранного гражданина в РФ.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает особенности трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации [5].

В соответствии с названным законом, временно проживающий (получивший разрешение на временное проживание в РФ сроком на 3 года) или постоянно проживающий (получивший вид на жительство в РФ сроком на 5 лет) в России иностранный гражданин, оформляется по трудовому договору в том же порядке, что и гражданин РФ. Право иностранного гражданина на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности подтверждается разрешением на работу. Общим условием для его получения является достижение 18-летнего возраста. Так, по сравнению с российскими гражданами, которые при определенных условиях могут заключать трудовой договор с 14 лет, иностранные граждане значительно ограничены в такой возможности.

Что касается непосредственно трудовых прав иностранных граждан и апатридов, то согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются, в частности, на трудовые отношения с участием иностранных граждан [6].

В самом законе также указано, что порядок реализации трудовых прав усложнен, по сравнению с гражданами РФ. Разрешение на работу выдается в пределах численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников. Разрешение выдается работодателю для каждого иностранного работника, причем при условии внесения работодателем средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника из России. Закон предусматривает разрешительный порядок привлечения и использования иностранных работников в России, т.е., прежде чем заключить трудовой договор, работодатель обязан иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин должен иметь разрешение на работу. Отсутствие разрешений является основанием для прекращения заключенного трудового договора вследствие нарушений установленных обязательных правил при заключении трудового договора (ч. 11 ст. 77 ТК РФ). Отсюда вытекает вывод о том, что не все основания прекращения трудового договора, предусмотренные в ст. 77 ТК РФ, применимы для трудового договора иностранного работника.

Так, например, прокуратурой Канавинского района Нижнего Новгорода проведена проверка исполнения миграционного законодательства в деятельности организации, которая предоставляет услуги профессиональной уборки в одном из автосалонов «Нижегородец». В ходе проверки выявлен факт допуска к трудовой деятельности гражданки Республики Узбекистан в качестве уборщицы без разрешения на работу в Российской Федерации [7].

В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Разрешение на работу – это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Российским законодательством установлены ограничения для иностранцев и апатридов в отношении возможности заниматься определенными профессиями (занимать определенные должности). В частности, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или экспериментальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ. Эти ограничения установлены Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Кодексом торгового мореплавания РФ, Воздушным кодексом РФ и др.

Отличительной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в России иностранцами является их срочный характер. Договоры с иностранцами, на которых распространяется разрешительный порядок, заключаются на срок, не превышающий срока действия упомянутого выше разрешения [8].

Для решения возникшей проблемы был принят Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства», в соответствии с которым в Трудовой кодекс РФ включена гл. 50.1 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства» [9].

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Аничкин Е.С., Казанцева О.Л. Конституционные ценности как основополагающие ориентиры государственно-правового развития России // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 13: в 2 т. Т. 1. / М.: ООО «Издательство «Юрист».- 2013. – С. 548-553.
  3. Казанцева О.Л. Об особенностях юридической природы конституционных ценностей как категории российского права // Алтайский Вестник государственной и муниципальной службы. – 2013. – №10. – С. 74-76.
  4. Пономарева Е.А. Особенности регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации. // [Электронный ресурс]: – http://www.juristlib.ru/book_7960.html
  5. Федеральный Закон от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Российская газета. – 2002. – 31 июля.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп.)// СЗ РФ. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 3.
  7. Актуальные новости и комментарии. [Электронный ресурс]:- http://newsnn.ru/news/118050.
  8. Дзарасов М.Э. Актуальные вопросы правового регулирования труда иностранных работников // СПС КонсультантПлюс.
  9. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2014. – № 49 (часть VI). – Ст. 6918.
Читайте также:  Оформление гражданина Молдовы на работу

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Трудовые права иностранцев в РФ и российских граждан за рубежом.

В российском законодательстве существует ряд общих принципов в области трудовых отношений, касающихся как постоянно проживающих в РФ иностранных лиц, так и иностранцев, временно пребывающих на территории России.

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в тру-довых отношениях наравне с российскими гражданами, то есть законода-тельство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч. В РФ не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых.

Вместе с тем, несмотря на этот общий подход, законодательство пред-усматривает в отношении разных групп иностранных лиц специальные правила, касающиеся порядка их вступления в трудовые правоотношения на территории России, особенностей заключаемых с иностранцами трудовых договоров и некоторых ограничений на осуществление иностранными лицами отдельных видов трудовой деятельности. Особенности правового положения иностранцев в области трудовых отношений зависят главным образом от двух факторов: цели и оснований пребывания иностранца на территории РФ и наличия между Россией и страной происхождения иностранного лица (страной его гражданства или места жительства) договоров, регулирующих вопросы трудовой деятельности. Исходя из этих двух факторов иностранных физических лиц можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся иностранцы, постоянно проживающие в России. Эти лица могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для российских граждан. Единственным исключением из национального режима по отношению к этой группе иностранцев являются случаи, когда в соответствии с российским законодательством определенными профессиями могут заниматься или определенные должности занимать только граждане России. Такое ограничение установлено, в частности, для лиц, находящихся на государственной службе, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью, патентных поверенных, работников прокуратуры, членов экипажей воздушных судов и лиц некоторых других профессий. В отношении ряда видов трудовой деятельности российское законодательство требует получения разрешений (лицензий) от компетентных органов РФ. Но это требование не всегда может рассматриваться как изъятие из национального режима, поскольку оно чаще всего адресовано не только иностранным лицам, но и российским гражданам. Заключаемые работодателями сданной категорией иностранцев трудовые договоры в полной мере подчинены российскому трудовому законодательству, если иное специально не предусмотрено международным договором между Россией и государством происхождения иностранца. Если законодательство РФ разрешает определенным категориям работодателей (например, предприятиям с иностранными инвестициями) при заключении трудовых договоров в определенных пределах отступать от норм российского трудового законодательства, то это разрешение относится и к трудовым договорам таких работодателей с иностранцами, постоянно проживающими на территории РФ.

Во вторую группу входят иностранцы, признанные в установленном порядке беженцами, и иностранные лица, которым в РФ предоставлено политическое убежище. В целом их трудовые права аналогичны правам постоянно проживающих в России иностранцев. Они пользуются правами, предоставленными гражданам России, если иное специально не предусмотрено законодательством РФ (в частности, указанные выше ограничения для иностранцев относительно определенных профессий и должностей). Для приема их на работу работодателю не требуется специальное разрешение. Более того, соответствующие государственные органы обязаны оказывать беженцам помощь в устройстве на работу и, если необходимо, в профессиональной подготовке и переподготовке. Работодателям, принявшим на работу беженцев, предоставляются дополнительные налоговые льготы и компенсации с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством этих лиц. Заключаемые с беженцами и лицами, получившими убежище в России, трудовые договоры подчиняются нормам российского законодательства.

К третьей группе относятся иностранцы, которые временно пребывают на территории России с целью осуществления трудовой деятельности и наем которых на работу производится в общем разрешительном порядке. Общим для всех временно пребывающих в России иностранцев является то, что они могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания. Помимо соблюдения этого общего требования для найма на работу иностранцев, относящихся к этой группе, работодатель обязан получить разрешение ФМС России на привлечение иностранной рабочей силы, а сам иностранец — подтверждение на право работы в России.

Работодатель должен доказать, что привлечение иностранной рабочей силы необходимо и целесообразно. Для этого, наряду с заявлением и проектом трудового контракта, он должен представить заключение органов исполнительной власти субъекта РФ, обосновывающее целесообразность привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы на его территории. Заключение должно исходить из приоритетного права российских граждан на занятие вакантных должностей и учитывать наличие на соответствующей территории равноценной рабочей силы, а также возможность перераспределения трудовых ресурсов из других регионов, чтобы предотвратить негативное влияние найма иностранных лиц на занятость российских граждан. За привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения работодатели несут ответственность в порядке, установленном российским законодательством.

Иностранный гражданин, въехавший в РФ с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму на территории России только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения. Срок профессиональной деятельности привлекаемых иностранных граждан не должен превышать срока действия разрешения. ФМС России направляет в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за границей информацию о выданных разрешениях, которая является основанием для получения иностранными гражданами въездной и выездной визы с правом найма на работу. Работодатель, получивший разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, должен заключить с иностранными лицами трудовые договоры. При этом законодательство исходит из того, что условия, оплата и охрана труда, а также социальное обеспечение и страхование иностранных работников определяются нормами законодательства РФ с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами России с зарубежными странами.

К четвертой группе относятся временно пребывающие в РФ иностранные лица, привлекаемые для работы в России в соответствии с международными договорами РФ с зарубежными странами. Это могут быть как специальные соглашения, предусматривающие принципы и условия направления граждан иностранного государства на работу в России (в частности, такие соглашения были заключены с Вьетнамом и Китаем), так и договоры, предусматривающие участие граждан соответствующих государств в реализации определенных проектов (в строительстве предприятий, освоении природных ресурсов и т.д.) на территории России. В этом случае общий разрешительный порядок найма иностранцев на работу в России не действует. Такие международные договоры определяют порядок привлечения иностранной рабочей силы и устанавливают, как правило, пределы применения как российского трудового законодательства, так и законодательства страны-партнера по соответствующему международному договору. В зависимости от конкретной ситуации договоры предусматривают либо применение законодательства страны, направившей работников в Россию (особенно если иностранные работники работают компактной группой под руководством своих национальных организаций, привлекших их к работе в России), либо применение в сочетании двух правовых систем. В последнем случае, как правило, закон места выполнения работы применяется в отношении условий труда, которые тесно связаны с производственным процессом (рабочее время, время отдыха, правила техники безопасности и охраны труда). Что же касается других условий (оплата труда, отпуска, основания для увольнения, выплаты пособия и т.д.), то соотношение между применением российского права (права страны выполнения работы) и иностранного права (права страны, направившей работника) может быть различным. При этом объем и гарантии прав, предоставляемых работникам-иностранцам могут быть меньше, нежели предусмотренные законодательством РФ.

§ 3. Трудовые права российских граждан за рубежом

Труд российских граждан на территории иностранных государств может применяться вследствие возникновения трудовых правоотношений либо на основании положений нашего трудового права, либо на основе трудового контракта, заключаемого с иностранным нанимателем.

В первом случае труд российских граждан используется за границей вследствие трудовых отношений, возникающих не за рубежом, а в РФ. Наши граждане направляются на работу в учреждения и организации России за границей, посылаются в служебные командировки (для участия в строительстве предприятий, монтаже, для оказания технической помощи и т.д.).

Во всех подобных случаях условия труда граждан РФ за границей определяются нашим правом. К ним применяются общие нормы трудового законодательства и всякого рода специальные правила, издание которых обусловлено спецификой условий труда данной категории трудящихся.

Например, труд граждан, направляемых для работы в посольстве РФ в качестве представителей различных государственных и общественных организаций, а также членов семей этих граждан, принятых за границей на работу в учреждения РФ, регулируется как общими положениями нашего трудового права, так и специальными нормами законодательства, применение которых вызывается фактом нахождения учреждений вне РФ. В частности, продолжительность рабочего времени и времени отдыха в таких учреждениях определяется в соответствии с общими положениями российского законодательства, а дни еженедельного отдыха могут быть установлены применительно к местным условиям.

Как и всем служащим, работникам российских учреждений за границей предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска. В отличие от служащих, работающих в РФ, работникам учреждений за границей разрешается суммирование отпусков, то есть они могут взять двойной или тройной отпуск за два или три проработанных года.

От работы наших граждан в учреждениях РФ за границей следует отличать командирование работников за границу вне зависимости от сроков зарубежной командировки.

За командированным работником сохраняется на все время командировки занимаемая должность, а также заработная плата по месту его основной работы в России. За время пребывания в командировке работнику должны выплачиваться суточные.

Находясь за границей, наши специалисты подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на предприятиях и в учреждениях, где фактически работают. Они обязаны соблюдать все правила внутреннего распорядка и инструкции по технике безопасности, действующие на этих предприятиях. Однако эти специалисты не вступают в трудовые отношения с местными организациями и фирмами и те не становятся их нанимателями. Специалисты продолжают оставаться в трудовых отно-шениях с пославшей их организацией, которая выплачивает им подъемное пособие, заработную плату, оплачивает ежегодный отпуск и т.д.

Предоставление права заключения трудовых контрактов российским гражданам, временно выезжающим на работу за границу, сделало необходимым, с одной стороны, оказание им помощи и содействия со стороны государственных органов в заключении таких контрактов, а с другой — принятие мер, направленных на недопущение заключения всякого рода неравноправных и кабальных договоров при посредничестве коммерческих фирм (как отечественных, так и иностранных). ФМС России в соответствии с Положением о ней, утвержденным постановлением Совета Министров от 1 марта 1993 г., призвана разрабатывать совместные с иностранными фирмами и компаниями проекты и программы по вопросам трудовой миграции российских граждан за границу. Эта служба призвана содействовать гражданам РФ в поиске работы и трудоустройстве за границей, организует регистрацию этих граждан и, что следует особо подчеркнуть, учет и контроль за соблюдением условий их трудовых контрактов.

Негосударственные организации могут осуществлять свою деятельность, связанную с трудовой миграцией граждан России, на основе лицензий (разрешений).

На территории РФ действует единый порядок лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством российских граждан за границей. Такая деятельность может осуществляться только российскими юридическими лицами. Взимание платы с граждан РФ за трудоустройство за границей не допускается (постановление Совета Министров РФ от 8 июня 1993 г. об упорядочении деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей).

Условия труда и временного пребывания российских граждан, предусмотренные такими контрактами, не должны быть хуже условий, предусматриваемых контрактами с иностранцами — гражданами других государств. В каждом случае они не должны нарушать императивные, обязательные нормы законодательства этих стран.

Постоянно проживающий за границей российский гражданин может поступить по договору найма на работу в какое-либо иностранное учреждение или к предпринимателю. Условия труда такого гражданина будут определяться законодательством о труде страны пребывания. Сам факт российского гражданства не влечет за собой применения норм нашего трудового права.

Ссылка на основную публикацию