Правовое положение иностранцев в РФ

11.3. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации

Правовое положение иностранцев в Российской Федерации устанавливается и регулируется нормами российского законодательства и международных договоров РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Правовой статус иностранцев регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно ст. 2 Закона иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Находящихся на законных основаниях на территории РФ иностранных граждан можно разделить на три категории: временно пребывающих; временно проживающих; постоянно проживающих.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Срок временного пребывания может быть соответственно про- 1

длен либо сокращен в случаях, если изменились условия или пере- 1

стали существовать обстоятельства, в связи с которыми иностран- ; ному гражданину был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Решение об этом принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (п. 4 ст. 5 Закона).

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

Правовой статус временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан отличается от временно пребывающих иностранных граждан. Согласно ст. 6 Закона разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, если иное не установлено Законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

В некоторых случаях Закон предусматривает выдачу иностранному гражданину разрешений на временное проживание без учета утвержденной Правительством РФ квоты (например, если он родился на территории РСФСР и состоял в прошлом в гражданстве СССР или родился на территории РФ; если он признан нетрудоспособным и имеет дееспособного сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации; если он состоит в браке с гражданином России, имеющим место жительства в Российской Федерации и др.).

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований имеют право на получение вида на жительство.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Права и обязанности иностранных граждан в Российской Федерации детально закреплены в ст. 11—15 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В частности, иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с Законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

Иностранным гражданам — сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение (ст. 11 Закона).

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Однако иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (за исключением иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации; временно проживающих в Российской Федерации; являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц и др.). При этом временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (ст. 13 Закона).

Иностранные граждане в России не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов РФ. В то же время постоянно проживающие в России иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме (ст. 12 Закона).

Согласно ст. 14 Закона иностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной службе; замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соот ветствии с ограничениями, предусмотренными КТМ РФ (в частности, иностранные граждане не могут занимать должности капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста); быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ); заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). В то же время Закон предусматривает, что они могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 15 Закона).

До 2007 г. в Российской Федерации был предусмотрен институт регистрации иностранных граждан по месту пребывания. Однако в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» вместо института регистрации с 15 января 2007 г. введен миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации. Нормы о нем были также включены в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (гл. 5).

Кроме того, в Российской Федерации установлен контроль за пребыванием и проживанием иностранных граждан в России (ст. 30 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), В частности, контроль за проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан (за исключением глав дипломатических представительств и глав консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудников дипломатических представительств и работников консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также членов семей и гостей указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях названных лиц либо на территориях таких представительств или учреждений; въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и имеющих дипломатические или служебные паспорта должностных лиц министерств иностранных дел иностранных государств и членов семей указанных лиц; въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и пользующихся в соответствии с международным договором РФ дипломатическими привилегиями и иммунитетами должностных лиц международных организаций, должностных лиц представительств указанных организаций в Российской Федерации, должностных лиц международных организаций, которые имеют штаб-квартиры в Российской Федерации, а также членов семей и гостей указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях названных лиц либо на территориях таких представительств) осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и его территориальными органами и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами.

Иностранный гражданин при въезде в Россию заполняет миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ. При выезде из России иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в Россию и отметку о его выезде из России.

Закон предусматривает санкции в отношении иностранных граждан в случае несоблюдения ими срока пребывания или проживания в Российской Федерации (ст. 31 Закона). В частности, в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, он обязан выехать из России в течение трех дней. В случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, он обязан выехать из России в течение 15 дней.

Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность по выезду с территории РФ в указанных случаях, подлежит депорта ции. Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного законом порядка привлечения и использования иностранных работников, — за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства либо пригласивших его физического или юридического лица.

В том случае, если установление приглашающей стороны невозможно, расходы на депортацию производятся за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.

Следует отметить, что особый правовой режим установлен в Российской Федерации для граждан Республики Беларусь. Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Беларусь

о создании Союзного государства 1999 г. граждане государств-уча- стников являются одновременно гражданами Союзного государства (ст. 14). В нем признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства- участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними. Они имеют право избирать и быть избранными в Парламент Союзного государства, назначаться на должности в органы Союзного государства, а также на создание союзных общественных объединений.

Согласно Договору каждый гражданин государства-участника имеет право на защиту на территории третьего государства, где не имеется представительства государства-участника, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства-уча- стника на тех же условиях, что и граждане этого государства-участника (ст. 15 Договора).

Особое правовое положение для граждан Республики Беларусь устанавливается также Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан 1998 г. В частности, граждане России и Беларуси имеют равные права на уча стие в хозяйственной деятельности на территориях двух государств. Они пользуются равными гражданскими правами и свободами, как это предусмотрено законодательствами этих стран.

Оба государства обеспечивают доступность и равные права граждан в получении среднего, среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования. Абитуриенты поступают в учебные заведения на основе действующих правил приема.

Обмен жилыми помещениями между гражданами России и Беларуси осуществляется беспрепятственно в соответствии с национальным законодательством и является основанием для выдачи им разрешений на постоянное жительство на территориях данных государств.

Гражданам России и Беларуси обеспечивается равное право их граждан на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на своих территориях. При этом им обеспечивается гарантированная защита их права собственности.

В соответствии с Договором о равных правах граждан 1998 г. гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь обеспечиваются равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях этих государств. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Оба государства обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.

Помимо этого, гражданам России и Беларуси обеспечиваются равные права на социальное обеспечение, медицинскую помощь и доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений на территориях двух стран.

Правовое положение иностранцев в рф.

Правовое положение иностранцев на территории РФ регулируется несколькими правовыми источниками:

п. 3 ст. 62 Конституции РФ, в которой закреплён национальный режим правового статуса иностранца на территории России,

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»,

международные договоры, главным образом, договоры о правовой помощи по семейным, гражданским и уголовным делам, в которых, как правило, на двухстороннем уровне закрепляется правовое положение конкретных иностранцев из конкретных государств на территории РФ.

Понятие иностранных граждан и апатридов установлено в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ» (№115 ФЗ). Изучить самостоятельно. Более того, в законодательстве устанавливаются правовые принципы нахождения иностранцев на территории России, и этих принципов выделяют 3:

Читайте также:  Проверка иностранных граждан по линии ФМС России

принцип национального режима их деятельности на территории РФ,

принцип равенства прав и свобод иностранцев и недопущение дискриминации их по половому, социальному, национальному и другим признакам (ст. 18, 19 Конституции),

реализация своих прав иностранцами на территории РФ не должна ущемлять права российских граждан, их законные интересы и не должно наносить ущерб РФ.

Между тем, в законодательстве РФ делаются определённые изъятия из гражданских прав иностранцев:

существенно ограничивается право нахождения иностранцев на территории РФ, а именно устанавливается 3 правовых режима, которые должны приобрести иностранцы, попадая на территорию России:

режим временного пребывания – общий срок до 90 суток (однако есть специальные сроки этого режима (см. закон №115 ФЗ)),

режим временного проживания – общий срок до 3-х лет,

режим постоянного проживания или вида на жительство – срок до 5 лет,

Для всех режимов смотреть в законе №115 ФЗ – какой документ должен подтверждать каждый режим.

ограничивается право свободного передвижения иностранцев по территории России – устанавливаются специальные территории и объекты, на которых иностранцы не вправе появляться (находиться),

ограничиваются некоторые имущественные права иностранцев, например, они не вправе участвовать в приватизации оборонных объектов или владеть на праве собственности земельными участками в приграничных районах РФ, в Волгоградской области – это Палассовский и Старополтавский районы,

существенно ограничиваются трудовые права иностранцев на территории России:

участвовать в трудовой деятельности на территории РФ иностранцы могут только на основе заранее установленной квоты, которая формируется на каждый последующий год федеральной миграционной службой,

устанавливается перечень должностей и профессий, которые не могут занимать иностранные граждане, они не могут быть:

государственными гражданскими и муниципальными служащими,

членами с/х кооперативов,

капитанами морских, речных и воздушных судов и т. д.,

Установить изъятия из национального режима для иностранцев можно только на уровне ФЗ или международного договора.

Коллизионные вопросы правосубъектности физических лиц возникают, как правило, при выяснении вопроса о том, каким объёмом полномочий обладают иностранцы на территории России. С одной стороны, для них установлен национальный режим, а с другой, в ст. 1195 и 1196 ГК установлено, что их правоспособность и дееспособность определяется по их личному закону. И здесь возникает вопрос: что же имеет приоритет, Конституция РФ или личный закон иностранцев? Чтобы разобраться в этом во всём, необходимо исследовать коллизионное регулирование в этой сфере. Для определения правосубъектности, как правило, используются 2 коллизионные привязки:

закон места жительства.

Приоритетным считается для определения правоспособности закон гражданства. Однако отечественное законодательство из этого правила делает активные изъятия, таким образом:

если у человека несколько гражданств (2 и больше),

если это лицо без гражданства или оно беженец,

при возникновении наследственных отношений,

при определении правового статуса и лиц, находящихся под опекой и попечением,

для определения права, применимого к внешним экономическим сделкам,

применяется коллизионная привязка «закон места жительства».

Коллизионные вопросы гражданской дееспособности чаще всего возникают тогда, когда выясняется, что по законодательству разных государств возраст полной дееспособности (достижение совершеннолетия) устанавливается по разному (в РФ – 18 лет, а в Германии и Японии с 20). Коллизия возникает тогда, когда иностранные граждане начинают заключать сделки на территории другого государства, а затем, как основание для признания этих сделок недействительными, они ссылаются на национальное законодательство, по которому они ещё не достигли совершеннолетия. Поэтому в РФ существует ст. 1197 ГК, в которой закреплено, что если физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему национальному праву (личному закону), заключило сделку на территории РФ, то оно не вправе ссылаться на свой личный закон и отсутствие у него дееспособности, если оно было дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности.

3 вопрос – самостоятельно.

Одним из субъектов МЧП являются юридические лица. Когда возникают правоотношения с такого рода участником, возникает несколько вопросов:

к какому государству относится такое юридическое лицо,

нормами какого государства регулируется деятельность такого юридического лица,

является ли эта организация юридическим лицом вообще,

какова организационно-правовая форма такого юридического лица,

как создаётся, существует и ликвидируется такое юридическое лицо,

объём гражданской правоспособности такой организации, в том числе объём полномочий представителя этой организации, который стоит перед Вами (требовать доверенность или учредительные документы у контрагента),

порядок совершения сделок органами такого юридического лица,

Все вышеперечисленные вопросы лежат в плоскости определения применимого права к такому юридическому лицу и для того, чтобы его определить в МЧП используют 3 понятия:

домицилий юридического лица,

резиденция юридического лица,

национальность юридического лица.

Домицилий – место нахождения административного цента (центра управления) юридического лица.

Резиденция – место постоянного пребывания юридического лица, то есть место ,где осуществляется его основная хозяйственная деятельность.

Национальность – принадлежность юридического лица (организации) к праву какого-то государства, а именно это – то государство, где зарегистрировано такое юридическое лицо.

На основе указанных выше категорий в МЧП существует 3 доктрины, на основе которых определяют личный закон юридического лица. Так:

в доктрине осёдлости используется критерий резиденции и личным законом юридического лица считается место нахождения административного центра, как правило, советы директоров. Такая доктрина используется в большинстве европейских государств (Германия, Франция, Австрия, Швейцария). Доктрина считается удобной, поскольку место нахождения административного центра указывается в учредительных документах такой организации,

доктрина центра эксплуатации – личным законом юридического лица является место осуществления его хозяйственной деятельности (принцип резиденции лежит в основе). Доктрина считается не очень удобной, поскольку юридическое лицо может иметь несколько эксплуатационных центров, однако эта доктрина активно используется англо-саксонскими странами (США, Великобритания и т. д.),

доктрина инкорпорации – личным законом юридического лица является право того государства, где оно зарегистрировано. Доктрина используется в России и странах СНГ (см. ст. 1202 ГК).

Таким образом, и поскольку, в мире отсутствует единые подходы к определению личного закона юридического лица, могут существовать организации, которые зарегистрированы будут в одной стране, административный центр будут иметь в другой стране, а хозяйственную деятельность будут осуществлять в третьем государстве. То есть появляется возможность вывести такое юридическое лицо из-под действия норм всех 3-х государств.

Для того чтобы поставить какие-то барьеры против вышеизложенных уловок, в некоторых странах используют разные доктрины в разных правовых целях. Так, например, в США для целей налогообложения применяется принцип места деятельности, а для целей подсудности применяется принцип инкорпорации.

В мире существует ещё одна доктрина, называется:

доктрина контроля, по которой национальность юридического лица определяется по принадлежности к конкретному государству или капитала такого юридического лица или по принадлежности к конкретному государству его акционеров, служащий, рабочих и т. д. В основании такой доктрины положены не юридические основания, а экономические, политические и иные социальные. Объективность существования такой доктрины стоит под вопросом.

Для того чтобы снять вышеуказанные проблемы, государства, в международных соглашениях, стараются определить, какой же критерий между этими государствами будет применяться к юридическим лицам из этих государств.

Определить, в каких договорах определяется какой-либо критерий для определения личного закона юридического лица.

Чтобы сориентироваться в многообразии иностранных юридических лиц полезно знать основные организационно-правовые формы в иностранных государствах.

Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ. Право на политическое убежище

Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ

Иностранными гражданами в России признаются лица, не яв­ляющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.

В понятие «иностранные граждане» включаются разные кате­гории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданст­ва. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разреше­ние и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских су­дов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родствен­ники российских граждан и др.). Особую группу составляют бе­женцы, правовое положение которых регулируется специальны­ми актами.

Конституция России устанавли­вает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами . Исключения возможны только в со­ответствии с федеральным законом или международным догово­ром РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в Рос­сии, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исклю­чением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Это ка­сается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудо­вую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспече­ние, образование, участие в общественных организациях, пользо­вание достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Но они лишены тех прав, преимущественно из кате­гории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России (занятие не­которых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государст­венной власти, участие в референдумах и др.). Существуют неко­торые ограничения прав, например свободы передвижений. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми преду­смотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обя­занность только граждан России), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, береж­но относиться к природным богатствам, беречь памятники исто­рии и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Кон­ституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законода­тельства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в РФ, подлежит учету, фотографированию и обя­зательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

Сотрудники дипломатических и консульских представи­тельств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегия­ми, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция РФ на них не распространяется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским им­мунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военно­служащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции РФ в определенных пределах.

Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением по территории России, при изменении места жительства регулируются Феде­ральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г. Предусмотрены уведомительный и разрешительный поря­док регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.

Право на политическое убежище. Экстрадиция

В соответствии с данным правом каждый человек, преследуе­мый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конститу­ций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеж­дения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не мо­гут претендовать на убежище также лица, совершившие уголов­ное преступление (убийство, террористические акты, выступле­ния в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).

Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностран­ным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с обще­признанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Пре­доставление политического убежища относится к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 1 декабря 2003 г. утверждено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища. Число обращений незначительно.

С предоставлением политического убежища тесно связан во­прос об экстрадиции , т.е. передаче другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное преследование или вынесен приговор судом. Вопрос об экстра­диции обычно встает, когда лицо, совершившее преступление на территории одного государства (это может быть гражданин дан­ного государства или иностранец), укрывается в другом государ­стве. Бывают также более сложные случаи: когда заявляется тре­бование о выдаче государством его гражданина, совершившего преступление в другом государстве, но в большинстве стран вы­дача своих граждан конституционно запрещена. В России Кон­ституцией (ч. 1 ст. 61) установлено, что « гражданин РФ не может быть. выдан другому государству ». Не до­пускается также выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездейст­вие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ). Другое дело — выдача лиц, обви­няемых в совершении преступления, а также передача осужден­ных для отбывания наказания в других государствах. Это воз­можно на основе федерального закона или международного дого­вора России. РФ имеет договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Алжиром, Болга­рией, Венгрией, Грецией, Италией, Кубой, КНДР, Польшей и другими государствами; в этих договорах определены круг подле­жащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы со­держатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и право­вых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Важнейшим условием экстрадиции является признание деяния лица преступным как в том государстве, кото­рое требует выдачи, так и в государстве, которому предъявлено соответствующее требование (требование «двойной преступно­сти»). В демократических странах экстрадиция осуществляется на основании судебного решения. При этом суд устанавливает не только наличие «двойной преступности», но и определенные га­рантии для лица, подлежащего выдаче, со стороны государства, обратившегося с запросом о выдаче. В большинстве стран суды отказывают в выдаче в случаях, когда совершенное лицом пре­ступление влечет смертную казнь. Европейский суд по правам человека установил невозможность экстрадиции, если есть основания полагать, что высылаемое лицо будет подвергнуто пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Суд обязан провести независимую оценку того, с какими обстоя­тельствами может столкнуться данное лицо в стране, в которую его высылают.

Читайте также:  Страны не выдающие России преступников в 2020 году

Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.), но с оговорками (в выдаче может быть отказано, если приговор выне­сен чрезвычайным судом, если есть угроза применения пыток, лицо достигло преклонного возраста и др.). Федеральным зако­ном, принятым в тот же день, ратифицирована Европейская кон­венция о правовой помощи (тоже с оговорками).

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопро­изводства и порядок экстрадиции подробно регулируются в части пятой УПК РФ. Запрос о выдаче гражданина РФ направляется иностранному государству на основе международного договора или обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в буду­щем на основе принципа взаимности этому государству лиц в со­ответствии с законодательством РФ (ст. 460 УПК РФ). Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано треть­ему государству за преступление, не указанное в запросе о выда­че (ст. 461 УПК РФ). Кодекс регулирует порядок судебного об­жалования решения о выдаче, отказ в выдаче лица, передачу вы­даваемого лица и др. Допускается передача лица, осужденного в РФ, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и, наоборот, при опреде­ленных условиях отказ иностранному государству в выдаче осуж­денного для отбывания наказания в этом государстве.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

Российское законодательство предоставляет определенный спектр законных возможностей и прав для лиц, которые являются иностранцами. Рассмотрим более детально полный их перечень, а также то, какими именно нормативными актами это закреплено на законодательном уровне.

Об иностранных гражданах

Российское законодательство признает иностранными гражданами всех физических лиц, которые не имеют законного гражданства РФ. Однако, для признания их таковыми, указанные лица должны соответствовать определенному требованию. А именно, иметь законное подтверждение своей принадлежности к гражданству любой другой страны.

Следует отметить, что при его отсутствии физическое лицо окажется признано не имеющим гражданства. А потому будет пользоваться привилегиями, предусмотренными другим статусом. То есть, лицам без гражданства.

Что касается правового положения иностранных граждан, то оно представлено в виде отдельного статуса, который лица, пребывая на территории РФ, получают на основании определенного ряда нормативных актов. Следует отметить, что на основании данного статуса все обязанности граждане других государств несут ровно в таком же объеме, как и россияне. Однако, законодатель предусматривает определенные исключения для данной группы лиц, о которых и пойдет речь далее.

Нормативное регулирование

Наибольший объем всех составляющих правового статуса рассматриваемой группы лиц предусматривается в нормах, предписанных ФЗ “О правовом положении иностранных граждан”. Его содержание предписывает определенные исключения, которые предусматриваются правовым статусом лиц, являющихся гражданами других государств.

Некоторые положения предписываются в статьях Конституции РФ. Именно в них зафиксировано, что все представители рассматриваемой группы лиц несут права и обязанности, наравне с гражданами РФ. Но с учетом некоторых исключений.

Конституция предписывает недопущение некой изолированности лиц, отнесенных к гражданству других стран, что проявляется в их возможностях свободно передвигаться, обучаться, работать и пользоваться естественными правами, пребывая на территории России.

Кроме указанных нормативных правовых актов, правовое положение иностранных граждан в РФ закрепляют и некоторые иные законы, отдельные указы Президента РФ, а также изданные Правительством постановления. Также в данную группу актов относятся все те международные договоры, документы и акты, содержание которых предписывает не просто некие особенности правового статуса иностранных граждан, но еще и отдельные права, гарантии, свободы и некоторые обязанности. Такие документы также занимаются регулированием порядка не только фактического нахождения, но и проживания на территории РФ.

Принципы, на которых основано законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ

Правовое регулирование статуса рассматриваемой группы лиц производится с учетом определенных принципов, на которых построено на ряде определенных принципов. Каковы они?

В первую очередь, к числу принципов, с учетом которых предписываются нормы, составляющие правовое положение иностранных граждан в РФ, относится равенство. Оно проявляется в том, что все правила, установленные для иностранцев, являются ровно такими же, как и для самих россиян. Кроме этого, акты, регулирующие положения в данной сфере, предусматривают уважение прав и основных свобод, предоставленных как человеку, так и гражданину любой страны.

Никакое государство не может препятствовать иностранцам покинуть его территорию. Кроме этого, принципы, на которых построены законодательные нормы, предусматривают запрет на введение определенных ограничений или ущемлений к иностранцам, проявленные на основании их религиозной или расовой принадлежности, вероисповедания, знаний языков и т.п.

Россия – это страна, которая предоставляет всем иностранцам без исключения основные правовые свободы и гарантии. Выражается это, прежде всего, в том, что любой гражданин иного государства имеет право на обращение в судебные или административные органы за правовой защитой, вследствие чего, ко всем нарушителям законных свобод и прав применяются адекватные санкции, предусмотренные нормами российского законодательства.

Срок пребывания

ФЗ 115 “О правовом положении иностранных граждан” предписывает определенный срок, в период течения которого лицо, являющееся гражданином иного государства имеет право пребывать в территориальных пределах России.

В статье 5 говорится о том, что он может быть определен периодом, в течение которого считается действительной выданная ему виза. Однако, законодатель предусматривает некоторые исключения и на этот случай. В частности, они касаются тех лиц, что прибыли на территорию РФ в рамках безвизового режима въезда. При таких условиях человек имеет право на пребывание в России не более 90 календарных дней.

По истечении разрешенного периода пребывания, иностранный гражданин обязан покинуть территорию РФ, что не касается тех случаев, когда допустимый период нахождения был продлен на законных основаниях. Исключением также является тот случай, когда лицо подало документы на получение государственного согласия на временное (срочное) проживание в России.

Что касается разрешения на срочное проживание в территориальных пределах РФ, то оно может быть выдано исключительно в рамках квоты, которая предварительно утверждается Правительством страны. Период, на протяжении которого может осуществляться срочное проживание, составляет не более трех лет.

Рассматриваемый тип разрешения может быть выдан также и вне численных рамок, установленных квотой. К группе лиц, которые могут воспользоваться такой привилегией, относятся те люди, которые когда-либо родились на территории РФ или РСФСР. Также данное правило касается лиц, ранее являвшимися гражданами СССР.

К рассматриваемой группе ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ” относит также тех, кто имеет хотя бы одного родителя – гражданина России, который законно признан нетрудоспособным. Данное правило также действует и в обратном порядке. То есть, в отношении родителей, имеющих нетрудоспособного ребенка-гражданина РФ.

В том случае, если лицо состоит в браке с гражданином РФ, оно также может претендовать на получение разрешения на временное (срочное) проживание вне квотных рамок. Льготные условия в получении рассматриваемого вида разрешения также действуют и в отношении тех личностей, что вносят инвестиции в различные отрасли российской экономики, тем самым развивая ее.

Кроме всего этого, законодатель также дополнительно предусматривает определенный перечень лиц, которые могут пользоваться упомянутой привилегией – полный перечень таковых предписан в статье 6 Федерального Закона “О правовом положении иностранных граждан”.

Документы, удостоверяющие личность иностранца в России

В связи с тем, что иностранец, который в течение определенного периода пребывает на территории РФ, не имеет удостоверения, свидетельствующего о гражданстве РФ, законодатель устанавливает целый ряд документов, которые по своей силе заменяют его. Следует отметить то, что иностранцы, на основании Закона “О правовом положении иностранных граждан в РФ”, рассматриваемая категория лиц имеет право удостоверять свою личность с помощью документа, который он использует для этого в своем родном государстве. Его также может заменить действующий загранпаспорт.

Международными договорами, заключенными с иными странами, может устанавливаться определенный перечень документов, с помощью которых их граждане имеют право удостоверять свою личность, пребывая в пределах РФ.

Представители группы иностранцев, у которых есть вид на постоянное жительство или разрешение на длительное пребывание в территориальных пределах РФ, также могут удостоверить свою личность путем предъявления документов, свидетельствующих о данных фактах.

В том случае, если иностранное лицо находится на территории России на незаконных основаниях, то удостоверением его личности занимаются федеральные органы безопасности, что осуществляется в порядке, представленном законом. Для проведения такой операции обязательно должно быть выдано разрешение руководителя органа исполнительной власти конкретного региона или миграционной службы.

Передвижение

Конституционно-правовое положение иностранных граждан, которые находятся в территориальных пределах Российской Федерации, предусматривает соблюдение ими всех законных интересов и естественных прав. Одно из них касается свободы передвижения.

Свое передвижение иностранцы имеют право осуществлять как в личных, так и в деловых целях. Данные действия могут совершаться исключительно при наличии у них документов, с помощью которых они могут законным образом удостоверить свою личность в пределах РФ. Однако, законодатель предусматривает некие незначительные ограничения в передвижении иностранцев. Они, прежде всего, касаются тех организаций, объектов и территорий, вход на которые возможен только по специальным разрешениям. Полный список таких объектов и организаций устанавливается на основании постановления, изданного Правительством РФ.

Гражданин иностранного государства, который на законных условиях проживает на территории РФ в течение длительного периода, имеет право на смену места жительства, но только в пределах тех территорий, на которые распространяется его право временного проживания.

Иностранные граждане и избирательное право

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства предусматривает определенные запреты в сфере избирательного права, действующего в пределах РФ.

Так, люди, которые не являются законными гражданами РФ, не могут участвовать в избирательных процессах. Причем, как в роли избираемого, так и в качестве избирателя. Также на указанную группу лиц налагается запрет на участие в референдумах различного значения.

Следует отметить, что указанные запреты отчасти не касаются тех лиц, которые считаются иностранными гражданами, на длительной основе проживающими на территории РФ (на правовых основаниях). Представители данной группы лиц могут принимать участие в местных референдумах, а также в выборах, проводимых в органы самоуправления в конкретных регионах (в качестве избирателя или избираемого).

Трудовая деятельность

Граждане других государств, которые пребывают в РФ на законных основаниях, имеют право на ведение трудовой деятельности в пределах данного государства, но на условиях, предписанных законодательными актами РФ.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации наделяет их возможностью свободно распоряжаться имеющимися способностями к трудовой деятельности, самостоятельно выбирать род деятельности, а также место реализации умений.

Более того, иностранцы могут вести предпринимательскую или любую экономическую деятельность, которая не возбраняется законом. Данная возможность предоставляется лишь после того, как иностранный гражданин достиг 18-летнего возраста и получил именное разрешение на ведение трудовой деятельности или соответствующий патент.

От исполнения предписанного требования освобождаются представители определенных групп населения, к числу которых относятся участники Государственных программ, проживающие в пределах РФ на временной или постоянной основе, сотрудники дипломатических представительств других государств, а также члены их семей, которые переехали в Россию на законных основаниях.

Данное правило также не распространяется на студентов, получающих образование в российских вузах и осуществляют трудовую деятельность в период каникул. Более полный перечень тех лиц, которым не требуется наличие специального разрешения на ведение трудовой деятельности в России, представлен в статье 13 ФЗ 115 “О правовом положении иностранных граждан”.

Рассматривая особенности трудоустройства иностранными гражданами на территории РФ, следует обратить свое внимание на то, что их работодателем может быть исключительно юридическое или физическое лицо, ранее получившее законное разрешение на осуществление найма иностранных работников.

Определенный статус имеют лица, которые планируют ведение трудовой деятельности в РФ, являясь высококвалифицированными специалистами в определенной сфере деятельности, медицинскими или научными работниками. Законом установлено, что их минимальный месячный оклад должен составлять 83 500 рублей и более. Требования к размерам заработной платы не устанавливаются в отношении специалистов, которые планируют ведение трудовой деятельности в рамках осуществления проекта “Сколково”.

Как уже упоминалось ранее, для привлечения к трудовой деятельности иностранных работников, российские работодатели обязаны иметь в наличии специальное разрешение. Данное правило не касается работодателей, расположенных в пределах свободного порта Владивосток.

Однако, следует отметить то, что в процессе приема на работу на предприятиях, зарегистрированных в данной территориальной части РФ, приоритет имеют те лица, у которых есть законное российское гражданство.

Иностранные граждане и служба

Закон “О правовом положении иностранных граждан” предусматривает для рассматриваемой группы лиц определенные запреты в области несения военной, муниципальной и государственной службы.

В соответствии с положениями, представленными в статьях данного нормативного правового акта, лица, которые относятся к числу граждан иностранных государств, не имеют права занимать должности на постах в организациях, отнесенных к указанным отраслям, а также заступать на службу в органы, на которые возложена задача обеспечения безопасности РФ.

Аналогичные запреты распространяются также и на участие иностранцев в составе водных и воздушных судов в составе экипажа. Замещать государственные должности имеют право только те иностранные граждане, которые параллельно имеют гражданство РФ.

Граждане других государств не могут вступать в роли призывников на альтернативную гражданскую и на военную службу, однако, при желании, они имеют право вступить в ряды российской армии по контракту, но только в численность рядового состава.

Читайте также:  Как перевести пенсию при смене места жительства в 2020 году

Содержание иностранных граждан в социальных учреждениях

Правовое положение иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства какой-либо страны, предусматривает особенные условия содержания в социальных учреждениях. По большей части, данные правила основаны на нормах и принципах, предписанных международным законодательством, а также актами, действующими в пределах РФ.

Так, на основании ФЗ “О правовом положении иностранных граждан”, к лицам, которые являются иностранцами и содержатся в учреждениях указанного типа, не могут быть применены какие-либо меры, способные причинить им физические либо нравственные страдания.

В отношении них может проводиться личный досмотр. Однако, вся процедура осуществляется на основании положений, представленных в законодательстве.

В ФЗ 115 “О правовом положении иностранных граждан говорится о том, что личный досмотр может быть проведен только в присутствии пары понятых того же пола. Указанные лица не должны быть заинтересованными в исходе досмотра. Любые действия, совершаемые должностными лицами данных мест, должны совершаться на основе принципов гуманизма, уважения достоинства человека, законности, безопасности и охраны здоровья и жизни. Этого требует правовое положение иностранных граждан в РФ.

Следует отметить, что, как и граждане РФ, иностранцы, которые содержатся в социальных учреждениях, могут быть подвержены круглосуточному наблюдению. В статье 35.2 Закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” говорится о том, что данное действие разрешено проводить с использованием технических средств. Но о наличии таковых все должны быть уведомлены заранее.

В том случае, если в процессе содержания были нарушены законные интересы и права иностранцев, виновное лицо обязано понести ответственность на основании предписаний, установленных российским законодательством.

Государственный контроль

В Российской Федерации на постоянной основе ведется миграционный учет въезжающих и выезжающих граждан других стран, а также лиц, не имеющих гражданства. Данный контроль осуществляется не только в сфере миграции, но также и в области трудоустройства, образования, соблюдения законных интересов, свобод и прав и т.п. В ходе этого процесса специализированные государственные органы ведут наблюдения за тем, как проживают иностранцы в пределах РФ, а также в каждом регионе страны.

Контроль за всеми указанными выше сферами в отношении лиц, которые имеют статус дипломата, ведется органами власти на федеральном уровне. Миграционный контроль ведется путем учета карточек, полученных и заполненных в момент въезда иностранного гражданина в страну.

Что касается осуществления контроля в сфере трудовой деятельности иностранце на территории РФ, то он также осуществляется органами исполнительной власти. Его суть заключается в изучении условий труда, предоставленных работнику, а также соблюдения работодателем всех тех требований, которые предписаны законодательством в отношении найма иностранных сотрудников. Контроль данного рода осуществляется путем проведения плановых проверок, а также недельных внеплановых. Кроме того, очень часто рассматриваемыми органами проводится общий мониторинг ситуации.

Защита прав иностранных граждан

Законодательство, закрепляющее основы правового положения иностранных граждан, указывает на то, что лицом, осуществляющим контроль над соблюдением законных интересов и прав рассматриваемой группы лиц, пребывающих в России, занимается омбудсмен. На него возлагается обязанность способствовать любыми методами восстановлению нарушенных прав.

Также лицо, назначенное на указанную должность, обязано заниматься совершенствованием законодательства в сфере защиты человека и гражданина.

Для того, чтобы привлечь внимание к своей проблеме и потребовать ее решения, иностранный гражданин может подавать жалобы на имя омбудсмена, ходатайства и прошения.

Правовое положение иностранцев: понятие, правовое регулирование

Иностранным гражданином в международном праве является лицо, которое не имеет гражданства в стране его местонахождения, тем не менее имеет подтверждение гражданства другого государства.

Лица не имеющие гражданства отличаются от иностранцев и называются – апатриды.

На территории определенного государства правовое положение иностранных граждан выражает собой их обязанности и права вместе взятые. Оно определяется внутренними законами государства, принимая во внимание обязательства по международным договорам.

Виды правового режима иностранцев

Имеется три вида правового режима иностранцев:

  • национальный – выражает собой уравновешивание статуса иностранцев в разных областях отношений с гражданами местопребывания;
  • специальный – включает в себя обеспечение иностранным гражданам конкретных прав и определяет обязанности. Таким образом, граждане членов СНГ имеют многочисленные права в Российской Федерации, которые даны им посредством соглашения Российской Федерации с республиками в составе СССР;
  • режим наибольшего благоприятствования – определяется обеспечением иностранцам конкретных прав и обязанностей в той или иной сфере, которые даются гражданам любого третьего государства и пребывающих в этой стране с более привилегированным положением. Такой режим определяется непосредственно на основе обоюдности и согласно договоренности между этими государствами.

Права и обязанности иностранных граждан

Международно-правовые акты, а именно Декларация о правах лиц, не являющихся гражданами страны в которой пребывают (1985 г.), определяет: систему, нормы, права и обязанности.

Их смысл в следующем:

  • любое государство имеет право определять правовое положение иностранцев в Российской Федерации, опираясь при этом на свою международную ответственность, а также учитывая обязательства в части прав личности;
  • государство обязано обеспечить иностранцу независимый доступ в дипломатическое представительство или консульский орган государства;
  • многочисленное выселение иностранцев – неприемлемо, если они законно пребывают на территории государства. Персональная высылка реальна только после соответствующего решения, установленного согласно закону;
  • иностранцы также обязаны соблюдать нормы государства, в котором находятся. В случае нарушения ими законов, иностранные граждане понесут такую же ответственность, как и люди живущие в этом государстве;
  • иностранцы имеют право на защиту государством своего гражданства. Количество прав, обязанностей и свобод иностранцев регулируется исполнительными и законодательными актами.

Согласно вышесказанному, разность прав иностранных граждан и людей страны проживания определены в основном в областях политических прав, то есть иностранные граждане не имеют права участвовать в выборах и избираться в представительные органы власти, а также принимать участие в референдумах и иметь доступ к государственной службе в данной стране. Также не могут иметь отношение к военной службе, поскольку иностранцы не несут воинского долга. У них нет права въезда и выезда, но может быть установлен безвизовый режим, либо позволительная система въезда и выезда граждан конкретного государства и так далее. Не исключается и определение пределов уголовной, гражданской и административной юрисдикции, то есть иностранные граждане не имеют права быть лицом правонарушений, например: неверность Родине или избежание воинской обязанности и т.д.

Когда иностранец пребывает за границей, то получает защиту и покровительство от государства для своего гражданства. Иностранным гражданам предоставляется право иметь юридическую помощь и защиту от подобающих органов своего государства, а также его содействие, если в стране пребывания отказывают в правосудии и так далее.

Одновременно иностранец не утрачивает юридической связи со своим государством и предан законам своей страны.

Правовое положение иностранцев

Регулирование правового положения иностранцев в РФ осуществляется непосредственно международными договорами и законодательством. Согласно ст. 62 Конституции РФ, иностранцы и личности не имеющие гражданства пользуются правами РФ и несут ответственность на уровне с гражданами Российской Федерации. Кроме ситуаций утвержденных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Национальный режим обеспечивается иностранным гражданам – это дает им право быть на одном уровне с лицами РФ в области имущественных прав, но при этом еще обязывает их ответственностью настоящего гражданско-правового законодательства.

Материальные, персональные неимущественные, трудовые, процессуальные и семейные права иностранцев, которые пребывают на территории Российской Федерации, устанавливаются законами международного приватного права. Одновременно к ним относится и процедура правовых норм государства России, а также и отечественного государства. Двойственная противоречивость представляет своеобразие правового положение иностранцев. Исходя из п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, в РФ иностранные граждане имеют возможность быть правомочными так же, как и российские граждане, если другое не установлено законом. Таким образом им обеспечивается национальный режим. Соответственно ст. 2 «Всеобщей декларации прав человека» от 10 декабря 1948 г., иностранцы, пребывающие на территории России, имеют равноценное правомочие с гражданами РФ.

Такое положение не зависит от цвета кожи, расы, религии, пола, языка, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или другого положения. Обеспечение иностранным лицам правомочия, равноценного с гражданами РФ, не укладывается с вопросом о месте жительства в России.

Иностранцы также могут обращаться в суды Российской Федерации и использовать гражданские процессуальные права, так же как и граждане России.

Правомочие иностранных лиц может ограничиваться только вследствие решения Правительства РФ посредством ответной меры для граждан тех государств, которые также ограничили правомочия для российских личностей. В этом случае действует закон простого международного права, происходящий из системы суверенного равноправия государств.

Использование национального законодательства иностранных граждан разрешается только при существовании международного договора касаемо такого вопроса, сообщником которого является Российская Федерация.

Ответственность иностранцев находящихся в России заключаются в следующем:

  • должны проявлять уважение к Конституции и следовать законам страны, в которой пребывают (ст. 62 Конституции РФ);
  • не быть источником пропаганды национальной, социальной, расовой или религиозной вражды (ст. 29 Конституции РФ);
  • оберегать сохранность исторического культурного наследия, памятники истории и культуры (ст. 44 Конституции РФ);
  • уплачивать законно фиксированные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
  • беречь природу и окружающую среду, осторожно обращаться с богатствами природы (ст. 58 Конституции РФ).

Правовой статус иностранных граждан, находящихся на территории РФ

Конституция Российской Федерации гласит, что “иностранные граждане . пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Рос

Конституция Российской Федерации гласит, что “иностранные граждане . пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации” (ч. 3 ст. 62).

Основным федеральным законом, регулирующим положение иностранных граждан на территории России, является Федеральный закон 115-ФЗ от 25.07.02 г. “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (далее — Закон). Иностранный гражданин, находящийся на территории Российской Федерации, в соответствии с Законом имеет один из трех правовых статусов: 1. Иностранный гражданин, временно пребывающий на территории РФ; 2. иностранный гражданин, временно проживающий на территории РФ; 3. иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории РФ.

Временное пребывание Срок временного пребывания определяется сроком действия выданной иностранному гражданину визы. В случае, если иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, то срок его пребывания не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Например, в случае заключения им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), срок пребывания иностранного гражданина продлевается на срок действия такого договора, но не более чем на 1 год со дня въезда иностранного гражданина на территорию России (п. 5 ст. 5 Закона). По окончании срока действия визы (иного срока, установленного Законом) иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации либо получить разрешение на продление срока пребывания или разрешение на временное проживание. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами.

Временное проживание Временно проживающим считается иностранный гражданин, которому выдано разрешение на временное проживание. Данное разрешение подтверждает право лица временно проживать на территории России до получения вида на жительство. Срок действия разрешения составляет 3 года и выдается в пределах квоты на выдачу разрешений, ежегодно утверждаемой Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. На 2003 г. общая квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание составляет 439080 разрешений, из которых на Санкт-Петербург приходится 1000 разрешений (Постановление Правительства РФ 790 от 1.11.02 г. “О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации”). Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждены Постановлением Правительства РФ от 1.11.02 г. 789 “Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание”.

Постоянное проживание Право иностранного гражданина постоянно проживать на территории Российской Федерации удостоверяется видом на жительство. Более того, иностранный гражданин, имеющий вид на жительство, вправе свободно выезжать и въезжать на территорию России. Для получения вида на жительство иностранный гражданин должен прожить на территории России не менее года на основании разрешения на временное проживание. Срок действия вида на жительство составляет 5 лет. По окончании этого срока вид на жительство может быть продлен еще на 5 лет, причем количество продлений не ограничено. Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, а также порядок перерегистрации вида на жительство утверждены Постановлением Правительства РФ от 1.11.02 г. 794 “Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство”.

Право на трудовую деятельность Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Одним из таких ограничений является то, что иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Порядок выдачи таких разрешений регулируется Постановлением Правительства РФ от 30.12.02 г. 941 “О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу”. Для временно проживающих иностранных граждан право осуществления трудовой деятельности ограничено территорией субъекта Российской Федерации, на которой ему разрешено временное проживание. александр пархоменко, юрист ООО “аудит-эврика”

Ссылка на основную публикацию