Какая уголовная ответственность иностранных граждан в РФ
Поделится в соц. сетях:
Большинство иностранных граждан и лиц без гражданства, находящиеся временно на территории РФ или проживающие в России постоянно, имеют множество дополнительных прав и обязанностей. А на некоторые категории иностранных граждан, таких как беженцы, и вовсе распространяются особые нормы законодательства.
Но речь идет об основных правах и обязанностях. А что касается уголовной ответственности? Будут ли отвечать иностранцы, находящиеся на территории РФ, за совершенные преступления, или наказанием будет заниматься их родное государство? И что ждет граждан РФ, которые совершили уголовно наказуемое правонарушение за пределами РФ? На эти вопросы даст ответы наша статья.
Ответственность для иностранцев
Сразу же рассмотрим главный вопрос, а именно «Как отвечают иностранные граждане за уголовно наказуемые преступления, совершенные на территории РФ?». На этот вопрос дают четкий ответ сами основы УК РФ, а именно статьи 11, 12 и 13 УК РФ. Статья 11 рассматривает совершение на территории РФ уголовно наказуемого преступления, статья 12 рассматривает преступления, совершенные за пределами РФ, а статья 13 рассматривает выдачу преступников. И в 11й статье УК РФ четко говорится о том, что иностранный гражданин, совершивший уголовно наказуемое преступление на территории РФ, несет ответственность за совершенное им преступление согласно Российским законам, и меры применяются к нему те же, что и к гражданину РФ.
Так же преступления, совершенные иностранными гражданами, будут считаться совершенными на территории РФ если:
- Были совершены в водах, прилегающих к берегам России;
- Были совершены в российском воздушном пространстве;
- Были совершены на судах, приписанных к российским.
Так же рассмотрим преступления, совершенные иностранцами непосредственно против интересов РФ. Если иностранный гражданин, проживающий на территории РФ или иностранного государства, совершил преступление, направленное против политических и иных интересов России как государства, то он будет отвечать перед РФ в соответствии с уголовным кодексом независимо от того, в какой стране он находится. При этом представители РФ оставляют за собой право требовать выдачу преступника.
Дополнительное наказание
Перейдем к дополнительным мерам наказаний, которые могут быть применены к иностранным гражданам, совершившим уголовно наказуемое преступление на территории РФ. Согласно Российским законам, к ним могут быть применены такие меры, как депортация, выдворение или же наложение запретов на въезд в РФ.
Депортация – это принуждение гражданина иностранного государства покинуть территорию РФ в установленное судом время. За указанный срок иностранный гражданин должен самостоятельно за свой счет покинуть Россию, после чего обратный въезд ему будет какое – то время зарыт.
Выдворение – это то же самое, что и депортация, но применяемая принудительно. Выдворением называется процедура, во время которой иностранца в сопровождении представителей ФМС и полиции доставляют до границы РФ за его счет, после чего принуждают покинуть страну. Как правило, доступ к пересечению границы в дальнейшем закрывается на более долгий срок, чем при депортации.
Внесение в черный список ФМС. У миграционной службы имеется особый список, в который она вносит иностранных граждан, значительно нарушивших нормы проживания во время пребывания на территории РФ. Занесение в черный список закрывает въезд иностранцу в РФ на длительный срок или же навсегда.
Ответственность для граждан РФ за границей
Теперь рассмотрим преступления, совершенные россиянами за рубежом. Тут нужно учесть, что мера наказания и способ его назначения будут зависеть от того, кем именно является гражданин РФ.
Итак, если гражданин РФ является военным или иным уполномоченным лицом, действующим от лица РФ, то при совершении им уголовно наказуемого преступления наказание будет назначаться российскими правоохранительными органами и в соответствии с российским законодательством.
Если же гражданин не является таким представителем, то меры по наказанию будут применены к нему только в том случае, если суд иностранного государства еще не вынес никакого постановления по совершенному им правонарушению. Так что если решение суда уже есть и оно исполнено, то на родине к гражданину претензий не будет. В противном случае судить нарушителя будут по российским законам.
Исключения
Самое важное при рассмотрении вопроса о совершении уголовно наказуемых преступлений на территории РФ иностранными гражданами или же россиянами за пределами РФ являются не основные понятия, приведенные в самом уголовном кодексе, а исключения и нормативы, установленные международным правом или в порядке двусторонних соглашений РФ и других стран.
Таким образом, если иностранный гражданин, совершивший преступление на территории РФ, или гражданин РФ, совершивший преступление на территории иностранного государства, попадают под какую – то особую программу или условие договора, то к ним в первую очередь будут применены условия договоренностей, установленных между РФ и иностранным государством, и только потом вступят в силу общие правила. Это особенно актуально для преступлений, в которых преступление затрагивает политические и иные подобные интересы стран: масштабные экономические преступления, терроризм, мошенничество, незаконное пересечение границ и т.д..
Особо стоит отметить лиц, которые имеют дипломатический иммунитет. Таких граждан нельзя привлекать к ответственности и применять к ним какие – то меры вовсе, так как международные нормы, принятые во всем мире, обеспечивают им полную неприкосновенность со стороны правоохранительных служб государства, в котором они находятся. Так что заниматься ими при совершении уголовно наказуемых преступлений будут уже на родине независимо от обстоятельств дела.
Опыт работы юристом – с 2005 года. Закончил Московский государственный открытый университет с красным дипломом. Частная практика, специализация – миграционное и гражданское право.
Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства по российскому уголовному праву (ст. 11 УК РФ)
Как установлено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Принадлежность к гражданству Российской Федерации определяется на основании Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». К иностранным гражданам относятся лица, которые обладают принадлежностью к гражданству иностранного государства и не обладают в то же время гражданством Российской Федерации. Лицом без гражданства считается лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.
Как уже отмечалось, все лица (независимо от принадлежности к гражданству), совершившие преступления на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по закону РФ. Из этого общего правила ч. 4 ст. 11 УК, однако, сделано исключение: вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права.
К дипломатическим представителям, обладающим правом дипломатического иммунитета, относятся:
1)главы дипломатических представительств, советники посольств, торговые представители и их заместители;
2)военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники;
3)первые, вторые и третьи секретари посольств, атташе и секретари-архивисты, а также члены семей глав и персонала дипломатических представительств.
4)Правом дипломатического иммунитета пользуются также главы государств, члены парламентских и правительственных делегаций и некоторые другие должностные лица иностранных государств.
Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации
1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.
2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 09.04.2007 N 46-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.
4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8716 – | 7540 –
или читать все.
Уголовная ответственность иностранных граждан в РФ
Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:24, курсовая работа
Краткое описание
Уголовное законодательство — система нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти, содержащих нормы, регулирующие отношения, связанные с установлением оснований привлечения к уголовной ответственности и освобождения от неё, определением преступности деяний и иные отношения, входящие в предмет регулирования уголовного права.
Правовой статус иностранных граждан в уголовном судопроизводстве определяется, прежде всего, тем объемом прав, обязанностей и законных интересов, который содержит в себе уголовно-процессуальный закон.
В процессе применения закона нормы Общей и Особенной частей применяются во взаимодействии: невозможно привлечь лицо к уголовной ответственности, не обратившись к нормам Общей части (например, о возрасте уголовной ответственности, смягчающих и отягчающих обстоятельствах) и не квалифицировав содеянное им по конкретной статье Особенной части.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Правовой статус иностранных граждан: общая характеристика и его особенности в российском уголовном судопроизводстве………………. 4
1.1. Правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации…4
1.2. Иностранный гражданин……………………………………………..10
1.3. Характерные черты в Российском законодательстве………………15
2. Правовое регулирование…………………………………………………. 18
2.1. Особенности правового регулирования……………………………..18
2.2. Статус иностранного гражданина……………………………………19
3. Ответственность иностранных граждан………………………………….23
3.1. Территориальный принцип…………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………………………
Файлы: 1 файл
Малый.docx
Российское законодательство в послереволюционный период сохранило преемственность в основных принципах по регулированию взаимоотношений с иностранными гражданами. Однако, на него повлиял целый ряд как объективных, так и субъективных факторов. Так, развитие и становление самого общества, его социальной структуры и международных отношений, политические и экономические процессы оказали как позитивное, так и негативное влияние. Одним из примеров тому может служить политика государственных деятелей в период “холодной” войны.
В первые годы советской власти правовое положение иностранных граждан определялось прежде всего их классовой принадлежностью. В частности, в ст.20 Конституции РСФСР 1918 г. отмечалось: “Исходя из солидарности трудящихся всех наций, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все политические права советских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Федерации, для трудовых занятий, принадлежащих к рабочему классу и к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, и признает за местными Советами право предоставлять таким иностранцам, без всяких затруднительных формальностей, права Российского гражданства”.
Иностранцы-трудящиеся наравне с российскими гражданами, обладали рядом привилегий, в том числе политических. Правовое положение иностранных граждан из числа нетрудовых элементов определялось аналогично соответствующей категории российских граждан.
Развитию правового положения иностранных граждан в начале 20-х годов способствовало принятие таких нормативных актов, как Декрет Совета Народных Комиссаров от 29.08.1921 г. “О въезде иностранцев из-за границы на территорию РСФСР” , Декрет Совета Народных Комиссаров от 22.08.1921 г. “О принятии иностранцев в Российское гражданство” . Названными декретами регламентировались вопросы о защите личных прав и имущественных интересов иностранных граждан; об уголовной ответственности за совершенное преступление; о порядке въезда, выезда и высылки иностранцев и ряд других вопросов и др.
Принятие Конституции СССР 1936 г. , закрепив новое соотношение классовых сил, расширило содержание прав личности, установило дополнительные гарантии личных прав и свобод, в том числе и для иностранных граждан. На основе Конституции был принят Закон “О гражданстве СССР” . Упомянутый закон впервые в советском законодательстве установил категорию лиц без гражданства, исключив тем самым механизм автоматического зачисления лиц в категорию советских граждан. В то же время в Конституции СССР 1936 г. (также, как и в Конституции 1924 г.) не разграничивался правовой статус иностранцев.
Становление и развитие статуса иностранных граждан и, в первую очередь, совершенствование нормативного регулирования прав и обязанностей иностранных граждан получило свое закрепление в Основах уголовного, гражданского и др. законодательствах Союза ССР и союзных республик, принятых в 50-60 г.г. . Активизировавшиеся к тому времени процессы расширения международных отношений привели к заметному увеличению числа заключенных договоров, соглашений и конвенций, которыми специально или косвенно регламентировались вопросы положения иностранных граждан, их статуса, прав, ответственности, обязанностей и др.
Принятая в 1977 г. Конституция СССР существенно усовершенствовала действовавшие прежде нормы, регулирующие правовое положение иностранных граждан. Ст.37 определила основополагающие принципы правового статуса как иностранцев, так и лиц без гражданства, гарантировала предусмотренные законом права и свободы, в том числе, право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Эти изменения привели к выравниванию правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства независимо от их социальных, классовых, религиозных, расовых, национальных особенностей, а также образования, рода занятий и др. признаков.
В 1981 г. с целью большей согласованности, объединения и единой концентрации правовых норм, полноты определения правового статуса иностранных граждан был принят Закон СССР “О правовом положении иностранных граждан в СССР” . Принятый закон урегулировал широкий спектр правоотношений, касающихся практически всех сфер жизнедеятельности иностранных граждан в СССР, вопросов их въезда и выезда, привилегий и иммунитетов, ответственности за правонарушения и др.
Начало новому этапу в законодательном регулировании вопросов, связанных с пребыванием иностранных граждан, положило принятие 28 ноября 1991 г. Закона “О гражданстве в РСФСР” , который на основе преемственности закрепил характерные черты правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, что вполне соответствует международным нормам и принципам. В 1993 г. такой подход был закреплен в ст.19 Конституции РФ, а позднее и в некоторых других ведомственных нормативных актах.
В настоящее время иностранный гражданин, въехавший на территорию Российской Федерации, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 25.07.2002 г. и другими федеральными законами . Регистрация иностранного гражданина, в соответствии со ст.23 Закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, производится, если он предъявил для регистрации миграционную карту, имеющую отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, и документ, удостоверяющий его личность. Но из этого правила есть исключения, указанные в статье 25 этого Закона, согласно которым, регистрации не подлежат:
1) главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию по приглашениям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию на срок не более трех дней, за исключением случая, предусмотренного ст.24 настоящего Федерального закона (когда иностранный гражданин зарегистрирован в гостинице);
3) иностранные граждане – моряки, являющиеся членами прибывших в Российскую Федерацию с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом экипажей военных кораблей, и члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств;
4) иностранные граждане – моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города либо в случае выезда экскурсии в городские или сельские поселения на срок не более двадцати четырех часов;
5) члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и бригад транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении в аэропортах или на станциях, указанных в расписаниях (графиках) движения указанных транспортных средств” .
Правовой статус иностранных граждан определяется внутренним законодательством каждого государства. Однако компетенция государств в установлении режима иностранных граждан ограничена действием общих принципов международного права. В соответствии с этими принципами запрещается дискриминация иностранных граждан по признакам расы, пола, вероисповедания и т.п. Однако непосредственно в нормах международного права никакие права и обязанности иностранных граждан не закреплены. Их правовой статус определяется внутренним законодательством конкретного государства с учетом его международных обязательств. Выход за рамки этих обязательств будет означать нарушение общепризнанных принципов международного права. Так, государство не может предоставлять иностранным гражданам какие- либо права или возложить на них какие-либо обязанности, которые бы представляли собой вторжение в сферу суверенных прав иного государства и его гражданства.
- Ответственность иностранных граждан
В каких случаях иностранный гражданин или лицо без гражданства может быть привлечен к уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации?
Уголовная ответственность — самый строгий вид юридической ответственности за совершение наиболее серьезных правонарушений — преступлений. В России преступность и наказуемость деяний, а также условия, при которых наступает ответственность за их совершение, определены в едином кодифицированном акте — Уголовном кодексе РФ.
Иностранцы могут привлекаться к уголовной ответственности в соответствии с нормами Уголовного кодекса в следующих случаях,
При совершении иностранными гражданами или лицами без гражданства преступлений на территории России — так называемый территориальный принцип привлечения к уголовной ответственности.
Действие территориального принципа относится также и к случаям совершения преступлений:
- в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации;
- на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
- на кораблях, приписанных к российскому порту, находящихся в открытом водном пространстве вне пределов России;
- на воздушном судне (самолете, вертолете и др.), приписанном к аэропорту Российской Федерации, при нахождении в открытом воздушном пространстве вне пределов страны;
- на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации (независимо от местонахождения).
Однако в части 4 ст. 11 УК РФ есть исключение из принципа наказуемости по российскому уголовному закону всех иностранцев, совершивших преступления на территории Российской Федерации. Оно касается уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, пользующихся иммунитетом, то есть изъятием из-под юрисдикции государства пребывания.
В случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации вопрос о привлечении их к ответственности разрешается в соответствии с нормами международного права. По общему правилу, закрепленному во многих международных документах, лицо, обладающее иммунитетом, может быть привлечено к уголовной ответственности судебным органом страны пребывания только в том случае, если государство, интересы которого это лицо выражает, определенно выразит свое согласие на его привлечение к уголовной ответственности. Такое правило закреплено, в частности, в Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года.»
При совершении постоянно проживающими на территории Российской Федерации (имеющими вид на жительство) лицами без гражданства преступления вне пределов России и признания совершенного ими деяния преступлением в государстве, где оно было совершено, а эти лица не понесли ответственности в иностранном государстве. Например, если постоянно проживающее в России на основании вида на жительство лицо без гражданства совершит убийство либо разбойное нападение на территории Испании, то оно будет привлечено к уголовной ответственности в России соответственно по статье 105 или 162 УК РФ, если такое лицо без гражданства не было осуждено за совершение указанных преступлений испанским судом по законодательству Испании.
Уголовным кодексом РФ установлено, что при осуждении таких лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление. Таким образом, в вышеназванном примере российский суд при вынесении приговора не может назначить лицу без гражданства наказание более строгое, чем предусмотренное за убийство или разбойное нападение в Испании.
Лица без гражданства, не имеющие российского вида на жительство, а также иностранные граждане, в случае совершения ими преступлений за пределами России, если совершенное ими преступление направлено против интересов Российской Федерации и если они не были осуждены в иностранном государстве. Например, при совершении иностранным гражданином покушения на жизнь российского посла в иностранном государстве, он должен быть привлечен к уголовной ответственности в России по статье 277 УК РФ, если за это деяние преступник не будет привлечен в государстве, на территории которого он совершил покушение.
Преступления, направленные против Российской Федерации, — это, прежде всего, преступления, предусмотренные разделом X УК РФ (преступления против государственной власти). Однако в качестве таковых могут быть расценены и иные преступления (например, убийство выдающегося российского ученого).
Если это вытекает из международных договоров Российской Федерации. Российской Федерацией заключен целый ряд договоров, в соответствии с которыми Российское государство должно осуществлять уголовное преследование лиц за совершение ими определенных видов преступлений (терроризм, фальшивомонетничество, угон воздушных судов, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков и др.) вне зависимости от их гражданства, места совершения преступления и факта направленности преступного деяния против интересов Российской Федерации. Это правило служит целям борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера.
В частности, статья 7 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (заключена в г. Гааге 16 декабря 1970 г.) при отказе в выдаче преступника устанавливает обязанность государства, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования без каких-либо исключений и зависимости от места совершения преступления. Аналогичные положения содержатся также и в ряде других договоров, участницей которых является Российская Федерация.
Особенности привлечения иностранных граждан к уголовной ответственности
Ответственность иностранных лиц
Российская Конституция утверждает, что лица, прибывшие из других государств, обладают в РФ точно такими же обязанностями, что и жители России. Это значит, что они могут быть привлечены к любому виду ответственности:
- уголовной;
- административной;
- гражданско-правовой;
- материальной.
При этом на них так же может быть наложено ограничение имущественных прав или ряда личных, независимо от страны гражданства или отсутствия такового.
Исключения из правила, которое основано на равенстве ответственности, могут составлять только те случаи, которые регулируются международными договорами. Большая часть из них касается дипломатической или консульской неприкосновенности уполномоченных лиц – такие представители иностранного государства наделены иммунитетом от всех юрисдикций страны пребывания.
Однако уголовная и административная ответственность иностранных граждан указанного ранга все же имеет место, если речь идет:
- о вещных исках относительно частного имущества;
- об исках, касающихся наследования;
- об исках, которые относятся к любой коммерческой или профессиональной деятельности, находящейся за пределами их непосредственных обязанностей в качестве дипломатов.
Члены семей представителей иностранного государства на дипломатическом уровне могут воспользоваться только иммунитетом от уголовной ответственности. Все остальные их нарушения в рамках других юрисдикций преследуются законом на общих основаниях.
Административные наказания
Говоря обо всех рядовых иностранцах, не следует забывать, что, кроме обязанностей, возложенных на них, как и на членов российского общества, они еще должны соблюдать и характерные только для них предписания, которые регулируют такие вопросы:
- порядок въезда в РФ;
- постановка на учет;
- устройство на работу и получение патента;
- получение РВП, ВНЖ, гражданства.
Отличием в данной сфере является характер наказания. Если россиянам грозит исключительно штраф за нарушения любых норм закона, то иностранные граждане подвергаются такой административной санкции, как выдворение. Не слишком приятным последствием такой ограничительной меры является запрет на последующий въезд на российскую территорию.
Уголовный кодекс
Уголовная ответственность иностранных граждан на территории РФ регулируется теми же нормами, что и для жителей России. При этом применяться наказание может за совершенно любые преступления.
Важно отметить, что субъект совершенного преступления должен отдавать себе отчет в своих действиях, руководить ими. Иными словами, для того чтобы быть привлеченным к ответственности такого порядка, иностранец должен быть признан вменяемым.
Кроме того, закон устанавливает возрастной ценз, при достижении которого выходец другого государства может быть признан виновным. На сегодняшний день существует две разновидности такого возраста:
В первом случае обвиняемый должен достигнуть 16-летия, а во втором существует целый перечень преступлений, за которые иностранец может быть осужден, уже достигнув своего 14-летия.
Важно отметить, что, к примеру, уголовная ответственность за регистрацию иностранных граждан ожидает каждого, кто будет уличен в фиктивности данной процедуры. Это касается и того, кто будет зарегистрирован на жилой площади, и того, кто ею владеет.
Под понятием «фиктивная регистрация» подразумевается:
- для осуществления данной процедуры были использованы недостоверные сведения или документы;
- иностранный гражданин заведомо не собирался проживать по указанному адресу;
- владелец жилья заведомо не собирался селить мигранта на своей жилой площади.
Обратите внимание, что штраф за такой вид преступления представляет собой довольно внушительное наказание (одно из перечисленных):
- штраф 100-500 тысяч рублей;
- штраф в размере трехгодичного дохода нарушителя;
- принудительные работы в течение трех лет, при этом гражданин лишается права заниматься некоторыми видами работ;
- лишение свободы на такой же период.
Освобождение от данной санкции возможно только в том случае, если нарушитель принял непосредственное участие в раскрытии указанного преступления.
Особенности привлечения к уголовной ответственности по указанной статье УК РФ
В настоящее время в Уголовном кодексе РФ существует ст. 322.3, которая устанавливает ответственность за нарушение лицом, установленного порядка осуществления миграционного учета иностранных граждан.
Такой учет является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Порядок осуществления миграционного учета предусмотрен Федеральным законом от 01.01.01 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Практика показывает, что граждане, из-за незнания закона, считая, что действуют правомерно, осуществляют постановку на миграционный учет иностранных граждан(лиц без гражданства) по адресу своего проживания, осознавая, что иностранные граждане проживать с ними не будут, тем самым лишают компетентные органы осуществлять контроль за соблюдением указанными гражданами миграционного учета и передвижения на территории Российской Федерации.
Однако такие лица могут быть привлечены к ответственности, поскольку в настоящее время продолжает действовать правило, согласно которому незнание закона от ответственности не освобождает.
Постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания представляет собой фиксацию в установленном порядке, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.
Фиктивной постановка на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации становится тогда, когда постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях производится на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях производится без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).
Субъективная сторона указанного состава преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет фиктивную постановку на учет, и желает ее совершить. Состав преступления будет отсутствовать, например, в тех случаях, когда лицо невнимательно работало с документами, допустило технические ошибки.
Полномочия и обязанность по постановке на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации законом возложены на органы миграционного учета.
Поэтому должностные лица этих органов, обладающие правом постановки на учет, будут субъектами преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.
Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации – бесплатные ответы юристов онлайн
Предпосылки уголовной ответственности иностранных граждан
Морозов Евгений Павлович
Morozov Evgeny Pavlovich
Аннотация: Живя в обществе и вступая в многообразные общественные отношения, иностранные граждане постигают, что их поведения и поступки должны сообразовываться с интересами и требованиями общества, прежде всего, с требованиями соблюдения уголовной ответственности. Следует объективно подходить к оценке преступности иностранцев, не завышая и не преувеличивая ее общественную опасность. Преступность иностранцев тесно связана с незаконной миграцией. Угроза национальной безопасности, исходящая от незаконной миграции, в значительной степени связана с преступностью незаконных мигрантов. Вследствие этого свобода неизбежно порождает проблему ответственности, поскольку в рамках общей зависимости от объективных условий мигрант принимает решения и поступает по собственной воле.
Abstract: Living in society and engaging in diverse social relations of foreign citizens perceive that their behavior and actions must be in conformity with the interests and demands of society, primarily with the enforcement of criminal responsibility. It is necessary to objectively approach the evaluation of the criminality of foreigners, not overstating or exaggerating its social danger. The crime rate of foreigners is closely associated with illegal migration. The threat to national security posed by illegal migration, largely related to the crime of illegal migrants. Because of this freedom inevitably raises the problem of responsibility, since, in General, depending on objective conditions, the migrant makes decisions and acts on his own will.
Ключевые слова: уголовная ответственность, незаконная миграция, личность преступника, рецедив преступлений, виктимологические аспекты, транснациональная преступность, этническая преступность.
Keywords: criminal liability, illegal migration, the identity of the offender, relapse of crimes, victimological aspects, transnational crime, ethnic crime.
Если государство выступает гарантом утверждения людских отношений на подлинно коллективистских началах, а правовые нормы и установленные ими формы ответственности, в том числе уголовной, носят социально обусловленный характер, создаются условия для правильного воспитания граждан на принципах общности и солидарности, на началах постижения личностью всех сторон социальной необходимости и обретения ею подлинной свободы, то всем этим предпосылкам должны руководствоваться ни только кореные жители данного государства, а так же все люди, прибывшие на территорию данного государства не зависимо на от периода времени нахождения.
Обоснованность уголовной ответственности связано с анализом закономерностей развития личности, с оценкой множества факторов и обстоятельств воспитания личности, данный критерий затрагивает мигранта, как личность, с устоями своей религии, своего государства и территории на которой человек становился, воспитывался, а именно той культуры, ценностей и обычаев
«Правомерное» и обоснованное объективными критериями установление уголовной ответственности возможно там, государство выражает интересы всего общества и строит свою уголовною политику не произвольно, а на основане научного подхода и учета закономерностей развития индивида, формирования его личности. В качестве решающего условия за основу берутся социально – психологические предпосылки, а не преходящие обстоятельства, связанные, например, с уровнем преступности. То есть социально – психологический анализ и обоснование ответственности личности должны предшествовать её уголовно – правовое и криминологической оценке.
Важным является вопрос о возрастном пороге, а также об уровне и характере сознания, с которых начинается вступления лица в сферу действия норм уголовного закона, становление его субъектом уголовной ответсвенности, о точке пресечения этих двух критериев. Дело в том, что даже ребенок еще с детских лет, воспитываясь в семье проживающие в конкретной на территории с определенными устоями и религиозными учениями, начинает понимать смысл ряда запретов, или отсутствие определенных запретов, которые неожиданно для него оказываются отраженными в уголовном законе, в разных странах, свои устои и они по разному регулируются в конкретном государстве по средством правовых приемов.
Можно утверждать, что разновидности социальной ответственности формируются соответственно элементам и структуре индивидуального сознания. Предпосылки уголовной, как и иной формы юридической ответственности, очевидно следует искать в сфере правового сознания личности. Конечно, все элементы сознания тесно друг с другом связаны и взаимообусловлены точно так же, как диалектически едины и взаимосвязаны все сферы общественного бытия, отражающиеся как в общественном, так и в индивидуальном сознании. Но вместе с тем отражение правовых явлений, в том числе объективно выраженной юридической ответственности, имеет свои специфические особенности. Здесь личность сталкивается с качественно новой оценкой тех явлений, которые еще раньше могли быть отражены в её обыденном и даже нравственном сознании.
Уголовная ответственность должна иметь своей основой определенный уровень правового сознания, выработанного на базе социального и нравственного развития личности. В этом смысле правовое сознание выражается в понимании лицом общественной, государственно – значимой опасности определенного образа поведения, тех или иных конкретных поступков и действий, их недозволенности и предосудительности, с точки зрения социальной, общегосударственной оценки, их упреченности и наказуемости.
Внешне объективные обстоятельства, среда и ситуация, формирующие личность, конечно, могут оказать известное влияние и на выбор конкретного варианта поведения, но выбор – то делает сам субъект осознанно и по своей воле. Кроме того, надо учесть, что и само формирование личности на базе внешних обстоятельств происходит не без участия самого человека, его сознания и воли, а при активной его роли. Это предпологает не только зависимость человека от сообщества людей, к которому он сам относится, но и его постоянную подотчетность и ответственность. В обществе такая связь является естественной и служит условием для нормального формирования личности в коллективе, через коллектив и для коллектива.
Системность преступности иностранцев вольно или невольно выделяется всеми исследователями, которые рассматривают данную проблему. Так, исследование О. Ю. Шадрина озаглавлено как раз с учетом отмеченного обстоятельства: «Методика расследования преступлений, совершаемых иностранными гражданами и в отношении граждан иностранных государств».
Выделение виктимологического аспекта существенно для преступности именно среди иностранцев по следующим причинам. Во-первых, иностранные граждане обычно сами становятся жертвами преступлений в силу плохого знания (или незнания) реальной обстановки, криминальных особенностей и понятий. Для иностранцев характерен, по терминологии Л. В. Франка, так называемый реверс – превращение преступника в жертву.
Во-вторых, иностранцы – жертвы преступлений, пытаясь восстановить справедливость, нередко сами становятся на преступный путь. В этой связи нередко происходит двойная трансформация: преступник – жертва – преступник. Такая тенденция стала заметной в связи с появлением новой категории иностранцев – граждан независимых государств – бывших республик СССР.” Это подтверждено результатами проведенного нами анкетирования иностранных граждан, осужденных за совершение преступлений на территории РФ. Так, более 91 % отбывающих наказание в России иностранцев, составляют граждане стран-участниц СНГ.
Системность преступности, как отмечает один из первых исследователей этого феномена С. Е. Вицин, выражается в органической совокупности преступлений, связанных с преступной средой. У преступников иностранцев и жертв преступлений иностранцев нередко одна и та же среда. Криминальный характер современной предпринимательской деятельности в России, характерный для иностранных граждан и лиц без гражданства, их нелегальная миграция, легко превращает их в жертвы преступных посягательств. Кроме этого, системность заключается в наличии высокой виктимности. Анализируя особенности преступности мигрантов, Л.Д. Ерохина и М.Ю. Буряк отмечают, что ее рост прямо пропорционален нелегальной миграции населения.
По мнению С. А. Харитонова, «преступность среди иностранцев – это органическая совокупность (система) преступлений, совершаемых на территории Российской Федерации иностранцами и в отношении иностранных граждан, объединенных общностью криминальной среды». В представленном определении, не точно определен круг лиц, относящихся к субъектам данного вида преступности. Как было отмечено нами ранее, к иностранцам, помимо иностранных граждан необходимо относить также категорию лиц без гражданства.
И. Л. Хромов в своей работе определял данный вид преступности, как «систему преступлений, совершаемых криминально активными иностранцами и лицами без гражданства либо созданными по национально- этническому признаку организованными преступными группами иностранцев, являющихся гражданами зарубежных государств, легально либо нелегально проживающих в России, занимающихся преступной деятельностью, как на территории, так и за пределами России, направленной против ее интересов». Данное определение нельзя признать полным, поскольку оно не охватывает виктимологический аспект рассматриваемого вида преступности. Кроме этого, термин «преступность иностранцев» ошибочно воспринимается некоторыми учеными, в том числе и И. Л. Хромовым, как широкомасштабная преступная деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства как на территории России, так и за ее пределами. Широкомасштабная преступная деятельность, в том числе организованных преступных формирований, созданных по национальному признаку, как в России, так и за ее пределами, должна определяться такими понятиями как транснациональная и международная преступность.
Поэтому, в целях получения более точной формулировки понятия преступности, связанной с иностранцами, необходимым разграничить ее с транснациональной преступностью, этнической преступностью, международной преступностью, а также установить ее взаимосвязь с миграционными процессами в стране.
Так, транснациональная преступность в общем виде определяется как преступность, выходящая за границы одного государства. Несмотря на то, что в настоящее время проблематика преступности иностранцев и транснациональной организованной преступности широко исследуется учеными, в отечественной науке взаимосвязь этих двух явлений до сих пор остается малоизученной. Так, транснациональная преступность, обычно определяемая как «преступность без границ», выражает тенденцию к международной интеграции организованных преступных формирований.
В последние десятилетия Россия стала сосредоточением интересов международных мафиозных структур. Данная тенденция обусловлена вниманием зарубежных преступных сообществ к нашей стране, в связи, с чем активно используется контингент преступников, состоящий из иностранных граждан, для достижения определенных целей в большой политике. Вместе с тем, данное обстоятельство не означает, что иностранные граждане и лица без гражданства не совершают общеуголовных преступлений. Это обстоятельство является одним из отличий преступности, связанной с иностранцами от международной преступности. По мнению И. Л. Хромова, она является частью международной преступности. Отличие заключается в объекте, т.е. в тех общественных отношениях, которым в первую очередь причиняется вред. Так, непосредственным объектом международной преступности в первую очередь, являются общественные отношения в сфере государственной безопасности нашей страны, объективная сторона данных деяний выражается в преступных действиях, направленных на подрыв государственной целостности и затрагивающих также и интересы других стран.
Преступления международного характера причиняют вред нормальным межгосударственным отношениям, мирному сотрудничеству государств, организациям и гражданам разных стран. В материалах ООН выделяются угрозы, исходящие от международных криминальных синдикатов, тех преступных сообществ, которые стремятся расширить географию своего влияния за счет проникновения на территорию иностранных государств, в том числе — России, к ним относят: «транзит “живого товара”; торговлю органами человеческого тела; незаконный вывоз ядерных материалов; неоказание помощи на море, пиратство, повреждение подводного кабеля, распространение порнографии, столкновение морских судов, угон воздушного судна и преступления на его борту, контрабанда стратегического сырья; хищения произведений искусства и объектов культуры и др».
Представляется возможным сделать вывод о том, что привлечение иностранных граждан к уголовной ответственности, прежде всего связано с анализом процесса социализации личности, социально – психологического развития и обретения определенного уровня сознания и волевых качеств. В основе ответственности лежит понимание лицом общественно опасного характера предусмотренных уголовным законом деяний, их предосудительности с точки зрения социальной и государственной оценки. Криминологические предпосылки могут оказывать противоречивое влияние на определение характера и объема уголовной ответственности. С одной стороны в содержании преступления участвуют не только свободная воля субъекта и внутренняя мотивация, но и внешние криминогенные факторы, соответсвенно, проявляется не только виновность субъекта и внутренняя мотивация, но и внешние криминогенные факторы, соответственно, проявляется не только виновность субъекта, но и вина его окружения и самого общества.
- Ерохина Л.Д., Буряк М.Ю. Нелегальная миграция и организованная преступность: региональные аспекты // Юридический вестник. 2009. № 10.
- Вицин С.Е. Системный подход преступности. -М.: Академия МВД СССР, 1980.
- Репецкая А. Л. Транснациональная организованная преступность: Автореф. дис. д-ра юрид.наук. – М., 2001; Салимов К. Н. Современные проблемы терроризма. М., 2000.
- Транснациональная преступность – глобальная угроза мировому сообществу // Обзорная информация: Зарубежный опыт. – М.: ГИЦ МВД России, 1995. Вып. 5.
- Макаренко А. С. Собр. Соч. Т. 5 М., 1951 С.
- Франк Л.В. Преступник и его жертва-Душанбе:Ирфон, 1978.
- Харитонов С. А. Преступность среди иностранцев: учебное пособие. ОЮИ МВД России. – Омск, 2000.
- Хромов И. Л. Оперативно-розыскные основы борьбы с преступностью иностранных граждан (Теория и практика оперативно-розыскной деятельности.) Монография. -М. 2006.
- Шадрин О. Ю. Методика расследования преступлений, совершаемых иностранными гражданами и в отношении граждан иностранных государств: (По материалам Дальневосточного региона). – Автореф. дис. М.:Академия управления МВД России, 1998.
Уголовная ответственность иностранных граждан в РФ – виды и способы наказания
Посещение любого государства требует от путешественника базовых знаний его законов и социального уклада. Как гласит мудрость, незнание не освобождает от ответственности. И РФ в этом не исключение. Часто иностранные мигранты попадают в неприятные ситуации, связанные с нарушением режима пребывания, регистрацией и учетом. Но иногда их поступки намного серьезнее и классифицируются как преступные действия. Наступит ли ответственность, и как это работает на практике?
Ответственность для иностранцев
Как и россияне, лица, имеющие другое подданство либо без гражданства, за совершенные проступки несут наказание. Это закреплено федеральным законодательством (статья 115). Меру порицания определяет административный и уголовный кодекс.
Административные наказания
Ответственность административного характера наступает независимо от статусной принадлежности, пола, вероисповедания, за нарушение нормативно-правовых актов на территории государства. Практически всегда мера наказания мало чем отличается от тех санкций, которые применяются непосредственно к россиянам — с единственным отличием, что в последнем случае будет заведено исполнительное производство, а в ситуации с иностранцем – штрафные санкции или административное выдворение.
Привлечь к такого рода ответственности подданного другой страны, если он имеет дипломатический статус или состоит на государственной службе у себя на родине – нельзя. Запрет накладывает действующая венская конвенция. К зарубежным юридическим субъектам делопроизводство осуществляется на стандартных основаниях.
Уголовный кодекс
Под действие уголовного кодекса попадают деяния, направленные против государственных интересов страны. Зарубежный подданный, совершивший преступление в РФ, или за ее пределами, но при этом его действие имеет тот же характер, и угрожает политическим, экономическим или иным интересам России, ставит под сомнение сохранение ее целостности и территориальных пределов, представляет угрозу населению страны, он будет нести уголовную ответственность по нашим законам. Если лицо находится за границей, правоохранители через дипломатическое ведомство могут затребовать его выдачу.
Какое предусмотрено дополнительное наказание?
Кроме радикальных принципов воздействия, рассмотренных в предыдущем разделе данной статьи, к человеку, преступившему закон, могут быть использованы и более лояльные, но вместе с тем, действенные варианты наказания. По российским законам это может быть:
- вынужденная депортация – суд выносит решение и определяет срок, в течение которого ответчик обязан покинуть территориальные границы государства. Оплачивать все расходы будет он сам. После этого в течение некоторого срока на повторный въезд в Россию ему будет наложен официальный запрет;
- выдворение – процедура, аналогичная депортации, но с принудительным характером ее проведения. Иностранного подданного сотрудники ФМС сопроводят до пограничной зоны (за средства нарушителя). Запрет на въезд в этом случае будет более долговременным;
- внесение в базу ФМС – это так называемый, черный перечень. Единожды туда попав, человек навсегда лишается права посещения РФ.
Ответственность для граждан РФ за границей
Бывают ситуации, когда наши соотечественники, пребывая в зарубежных странах, так же совершают противоправные действия. Какие варианты могут быть использованы по отношению к ним? Способы воздействия на нарушителя, а так же мера и сроки наказания, напрямую зависят от статуса гражданина России. Попробуем в этом разобраться.
К примеру, лицо, совершившее преступление, является военнослужащим Вооруженных Сил РФ или официально уполномоченным представителем, действующим от имени и в интересах своего государства. В данной ситуации мера наказания за проступок, предусматривающий уголовную ответственность, определят российские правоохранители в рамках действующего законодательства.
Справка! Если человек находится за границей как частное лицо и совершает там преступление, то способы воздействия назначаются применительно к нему, лишь пока судебные структуры той страны еще не дали официального решения по данному факту. В ситуации, когда резидент РФ уже получил наказание за границей, и оно было приведено в исполнение, по факту его возвращения домой, законодательных претензий от отечественных правоохранителей к нему быть не должно.
Бывают ли исключения?
Из действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих действия законодательной власти, есть исключения, попадающие под компетенцию международных пактов и соглашений, а так же в рамках двусторонних договоренностей зарубежного государства и Российской Федерации.
Следовательно, если действия нарушителя попали под любую поправку или требование договора, то сначала по отношению к ним будут вынесены специальные условия, и лишь потом – общие правила. Особенно это касается политических и экономических преступлений, нелегального пересечения территориальных пределов, мошеннических действий, подозрений в терроризме.
Отдельная категория граждан – лица, обладающие дипломатической неприкосновенностью. Их иммунитет запрещает привлекать человека к любым мерам воздействия и гарантирует им 100% неприкосновенность. Их дела будут рассматривать только на родине после проведения процедуры официальной выдачи преступника российским властям.
Заключение
Иностранный подданный, который виновен в действиях, попадающих под трактовку нарушения закона, в обязательном порядке будет привлечен к ответственности в соответствии с российскими нормативными документами и базовыми положениями. Никаких поблажек ввиду его статусной принадлежности, не предусмотрено.
Из этого видео вы узнаете, какие документы должны быть в обязательном порядке у иностранного гражданина, который находится на территории РФ: