Вынужденный переселенец

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I “О вынужденных переселенцах” (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I
“О вынужденных переселенцах”

С изменениями и дополнениями от:

20 декабря 1995 г., 7 августа 2000 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 июля 2006 г., 23 июля 2008 г., 16 октября 2010 г., 1 июля 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 28 ноября, 30 декабря 2015 г., 27 декабря 2018 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

19 февраля 1993 года

Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ.

Согласно закону вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Вынужденным переселенцем может быть признан иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ. Определен круг лиц, которые не могут быть признаны вынужденными переселенцами.

Установлен порядок признания лиц вынужденными переселенцами, определены случаи утраты и лишения статуса вынужденного переселенца.

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I “О вынужденных переселенцах”

Постановлением Верховного Совета РФ от 19 февраля 1993 г. N 4531-I настоящий Закон вводится в действие со дня опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 427, в “Российской газете” от 20 марта 1993 г., N 54

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 467-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 16 октября 2010 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие подпункта 2 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие подпункта 2 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный законом от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ

Правовое положение В.п. сходно со статусом беженца, однако имеет существенные особенности как в порядке приобретения этого статуса, так и в объеме тех преимуществ, которые предоставляются В.п. В соответствии с Законом РФ “О вынужденных переселенцах” (в ред. Федерального закона от 20 декабря 1995 г.) лицо, претендующее на признание его В.п., обязано лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания. Решение о регистрации ходатайства принимается этим органом в течение 3 дней со дня поступления ходатайства. С момента регистрации данное лицо приобретает право на получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи; получение направления на проживание в центре временного размещения В.п.; бесплатную медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и некоторые др. права.

Территориальный орган миграционной службы обязан в течение 3 месяцев со дня регистрации ходатайства принять решение о признании лица В.п. Такой статус предоставляется на 5 лет. В.п. вправе самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ, может проживать у родственников с их согласия. Правительством РФ создается фонд жилья для временного поселения В.п.; в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ выделяются средства на реализацию федеральных и региональных миграционных программ. Обеспечение статуса В.п. является обязанностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

Смотреть что такое “ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ” в других словарях:

Вынужденный Переселенец — См. Переселенец вынужденный Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Вынужденный переселенец — (англ. forced settler) гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку… … Энциклопедия права

вынужденный переселенец — Гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах или вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или … Справочник технического переводчика

Вынужденный переселенец — 1. Вынужденный переселенец гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться… … Официальная терминология

вынужденный переселенец — 2.4.14 вынужденный переселенец: Гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах или вследствие реальной опасности подвергнуться… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Вынужденный переселенец — (англ. forced settler) гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку… … Большой юридический словарь

Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации вследствие совершенного в отношении него или членов … Административное право. Словарь-справочник

ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ — гражданин Российской Федерации (или иностранный гражданин, или лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях на территории России), покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи… … Словарь терминов по социальной статистике

ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ — гражданин Российской Федерации (или иностранный гражданин, или лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях на территории России), покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи… … Социальная статистика. Словарь

Читайте также:  Справка переселенца в Российской Федерации в 2020 году

Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой… … Словарь юридических понятий

Вынужденные переселенцы: правовой статус, проблемы и помощь государства

За последние десять лет в России более 6 млн человек получили статус «вынужденные переселенцы». Эта группа объединяет граждан, которые были вынуждены покинуть места постоянного проживания и приехать в РФ. Правовой статус этой категории соотечественников устанавливает Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г.

Современный миграционный процесс

Различные неблагоприятные факторы заставляют людей переселяться из одной страны в другую. Распад СССР, образование новых государств, вспыхивающие политические и военные конфликты повлияли на изменение миграционных процессов, их направление, структуру и интенсивность. Появилось большое количество лиц, которые переселяются из других стран в Россию или перемещаются внутри России и имеют статус как беженцев, так и вынужденных переселенцев (ВП).

Кто формирует миграционный поток под названием «вынужденные переселенцы»

Прежде чем говорить о правом статусе и проблемах данной категории граждан, стоит выяснить, кто они.

Согласно принятой законом «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года № 4530-1 (ред. от 30.12.2015) (далее Закон о ВП) терминологии, вынужденный переселенец – это гражданин России, который покинул место жительства из-за совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка или из-за политических убеждений.

Вынужденным переселенцем признается:

  1. Гражданин РФ, вынужденно уехавший из другой страны проживания.
  2. Гражданин РФ, вынужденно переехавший из одного в другой регион страны.
  3. Члены семьи вынужденного переселенца – его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с момента регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.

Обстоятельства, вынудившие человека покинуть постоянное место жительства, определяют понятие «вынужденный переселенец» и формируют группу таких граждан.

Речь идет о преследовании:

  • по вероисповеданию;
  • по языку общения;
  • по расовой и национальной принадлежности;
  • по политическим убеждениям.

Разграничение понятий «вынужденный переселенец» и «беженец»

Выделив вынужденных переселенцев в отдельную правовую группу, обозначим их отличие от беженцев. В правовом смысле разница состоит в том, что переселенец остается гражданином своей страны, легально проживающим на территории РФ, а беженцу необходимо оформлять вид на жительство в России.

Отказ в признании статуса вынужденного переселенца

Согласно ст. 2 Закона РФ № 4530-1, вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

  • совершившее тяжкое преступление против мира и человечности;
  • не подавшее ходатайство на получение статуса ВП в течение 12 месяцев со дня убытия с территории проживания;
  • изменившее место жительства по причинам экономического или техногенного характера.

Как проходит процедура признания

В соответствии со ст. 4 и 5 Закона РФ № 4530-1, процедура получения статуса вынужденного переселенца делится на следующие этапы:

  1. Ходатайство о признании ВП подается в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или через портал Госуслуг в течение месяца со дня прибытия.
  2. Принимается решение о регистрации ходатайства в органе Государственного управления по вопросам миграции (ГУВМ) МВД, как правило, на это требуется три дня после поступления ходатайства.
  3. Принимается решение о присвоении статуса вынужденного переселенца.

Процесс получения

После рассмотрения заявления территориальный орган миграционной службы принимает решение о признании гражданина вынужденным переселенцем. Ему присваивается этот статус на пять лет. Вынужденному переселенцу выдается удостоверение, куда, помимо основной, вносится информация о детях в возрасте до 18 лет. Федеральные органы исполнительной власти в силу своих возможностей обеспечивают обустройство семьи переселенца в новом месте на территории РФ.

После окончания пятилетнего срока статус продлевается каждый последующий год.

Сроки принятия решения

Решение о присвоении статуса ВП принимается в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства и не зависит от возможности человека обустроиться на новом месте.

После принятия решения органом ГУВМ МВД в течение 5 дней направляется ответ о результатах рассмотрения этого заявления в письменной форме или в виде электронного документа через единый портал.

В случае отказа отправляется уведомление с объяснением причин и порядком обжалования этого решения. Гражданин, обратившийся с жалобой, на время ее рассмотрения пользуется всеми правами человека с зарегистрированным ходатайством.

Какие права и обязанности у вынужденных переселенцев

Законодатель прописывает права и обязанности ВП, вытекающие из их статуса. Правовое положение этой категории людей соответствует положению граждан России, но имеет свои особенности согласно ст. 6 Закона о ВП.

Права, получаемые вынужденными переселенцами:

  • содействие в перевозке багажа к новому месту проживания, для малоимущих – бесплатная доставка;
  • возможность проживания в центре временного размещения (ЦВР) (с оплаченным питанием и коммунальными услугами);
  • гарантии государства, что вынужденного переселенца не переселят без его согласия в другое место и не вернут туда, откуда он переехал.

Кроме того, вынужденный переселенец обязуется:

  • уважать Конституцию Российской Федерации и ее законы;
  • не нарушать порядок в ЦВР;
  • ежегодно проходить процедуру переучета.
  • при смене места проживания в пределах территории России в течение одного месяца вставать на учет в территориальный ГУВМ МВД.

Выбор региона для проживания вынужденно перемещенных граждан

Вынужденный переселенец может выбрать место проживания в пределах РФ, при этом федеральные органы исполнительной власти выполняют следующие функции:

  • предоставляют сведения о перечне населенных пунктов, которые рекомендованы для постоянного проживания;
  • информируют об условиях проживания на этих территориях;
  • предоставляют возможность получить работу в этих населенных пунктах.

Помощь государства

Государство определяет предоставление помощи в виде социальных льгот, пособий и финансовой помощи.

Социальные льготы

В рамках социальной помощи государством предусмотрены льготы вынужденным переселенцам PФ в 2018:

  • оказание юридической помощи в случае подачи жалоб, разрешения споров, задержания и судебных разбирательств;
  • льготы на медицинское обслуживание и медикаменты;
  • программа по оздоровлению детей и инвалидов.

Пособия, предусмотренные для ВП

Пособие вынужденным переселенцам выплачивается в соответствии с постановлением Правительства РФ «О размерах единовременного денежного пособия и Порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем» от 16 июня 1997 года № 724 (ред. от 10.08.2016). Единовременное денежное пособие составляет 100 рублей на каждого члена для семьи и 150 рублей для малоимущих семей. Все другие виды социальных пособий выплачиваются как для граждан РФ (помощь инвалидам, ветеранам, одиноким, малоимущим и т.д.)

Вопрос проживания

Теперь стоит сказать о жилье вынужденным переселенцам. Жилищный вопрос в этом случае решается двумя способами:

  • предоставляется жилье для временного поселения;
  • выдаются государственные жилищные сертификаты (ГЖС).

Статьей 108 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление жилых помещений фондов для временного поселения данной категории граждан, а статья 11 Закона о вынужденных переселенцах описывает порядок предоставления такого жилья.

Также государственная финансовая поддержка осуществляется предоставлением социальной выплаты из федерального бюджета на приобретение жилья, а право на ее получение подтверждается ГЖС.

Для расчета размера субсидии используется такая социальная норма общей площади квартиры:

  • для одиноких граждан – 33 квадратных метров;
  • на семью из двух человек – 42 квадратных метров;
  • на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек – по 18 квадратных метров.

Жилье участники программы могут приобрести на первичном или вторичном рынке недвижимости. Для этого открывается счет в одном из уполномоченных для этого банков: «Сбербанке», «Газпромбанке», «Зените», «Уралсибе», «Росбанке». Затем в течение девяти месяцев человек подбирает жилье. Субсидия выдается в безналичной форме, ее размер рассчитывается исходя из даты выдачи сертификата и не может быть изменен.

В соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 сводный список вынужденных переселенцев формируется органом местного самоуправления, в котором находится дело гражданина, изъявившего желание участвовать в подпрограмме. Список составляется в хронологической последовательности по дате подачи заявления.

Читайте также:  Документы на гражданство по программе соотечественников

Проблемные вопросы получения жилья

К сожалению, бюрократические процедуры и ограниченность бюджетных средств усложняют получение жилья. Судебная практика показывает, что в судах часто слушаются дела, где вынужденно переехавшего гражданина не включают в списки для получения жилья на основании того, что он не доказал свою малоимущность.

Таким образом, выполнение принятых государством обязательств, согласно постановлению Правительства РФ от 21 марта 2006 № 153 по оказанию вынужденным переселенцам мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на жилье, ставится в зависимость от их малоимущности, что противоречит законам РФ. А согласно статье 40 Конституции РФ, малоимущие граждане и так имеют право на получение бесплатного жилья.

Беженцы и вынужденные переселенцы: Видео

Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы

В настоящее время в РФ живет примерно 20 тысяч беженцев и около 600 тысяч вынужденных переселенцев. Данные статусы присваиваются лицам, соответствующим требованиям, которые установлены законами России. Между этими двумя правовыми статусами есть разница, это не тождественные понятия.

Понятия «беженцы» и «вынужденные переселенцы»

Беженцем является человек, не имеющий российского гражданства, которого преследуют по политическим/религиозным/другим убеждениям либо угнетают по расовому/половому/национальному/другому признаку.

Чтобы получить беженский статус, необязательно быть жертвой преследования. Беженцем можно стать, если есть вероятность того, что вас начнут преследовать/угнетать по перечисленным выше убеждениям/признакам.

Особенности административно-правового статуса «беженец» таковы:

  • позволяет официально проживать в Российской Федерации;
  • предоставляется на период, не превышающий 3 года;
  • позволяет получать лекарственные препараты и медицинскую помощь;
  • позволяет проживать в центре временного пребывания (на бесплатной основе), получать питание и коммунальное обеспечение;
  • позволяет трудоустраиваться на работу к юрлицу/физлицу без оформления патента.

Вынужденным переселенцем считается человек, который покинул собственное место проживания по причинам, аналогичным основаниям приобретения беженского статуса. Переселенцы располагают большим количеством прав, если сравнивать с беженцами, потому что считаются россиянами.

Особенности правового статуса «вынужденный переселенец» следующие:

  • позволяет получать социальные выплаты;
  • позволяет бесплатно получать медпомощь;
  • предоставляется на пятилетний срок;
  • дает возможность жить в центре временного проживания;
  • избавляет от необходимости оформлять патент для работы;
  • накладывает следующие обязательства: уведомление миграционной службы при изменении адреса пребывания и ежегодное продление статуса.

Конституционный статус не предоставляется в таких ситуациях:

  • возбуждение уголовного дела относительно заявителя;
  • наличие РВП/ВНЖ;
  • заявитель состоит в брачном союзе с россиянином/россиянкой, что позволяет ему получить РВП/ВНЖ;
  • заявитель опоздал с оформлением заявления на предоставление статуса;
  • человек приехал из страны, которая могла предоставить ему временное убежище;
  • заявитель незаконно выехал из родной страны.

Отличия статусов

Соответственно с законодательными нормами, беженцы и вынужденные переселенцы значительно отличаются. Установлены следующие критерии разграничения перечисленных групп лиц:

  1. Гражданская принадлежность. Обладатели беженского статуса – это лица, являющиеся иностранцами либо апатридами. Вынужденными переселенцами признаются только россияне.
  2. Процесс приобретения. Получить беженский статус намного труднее. Вынужденным переселенцам не требуется оформлять гражданский статус в РФ, что делает проще их жизнь в РФ. Беженцам нужно делать гражданство, чтобы в будущем поменять собственный статус.
  3. Период действительности. Беженский статус – бессрочный, но его нужно пролонгировать раз в 1.5 года. Статус «вынужденный переселенец» предоставляется на пятилетний срок. Продлить статус можно, если подать заявление.
  4. Документы. Для оформления беженского статуса обычно требуется только паспорт. Вынужденным переселенцам необходимо собирать множество иных документов.

Закон о беженцах и переселенцах

Правовые статусы «беженец» и «вынужденный переселенец» регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственный указ от 16 июня 1997 года номер 724 «О получении матпомощи вынужденными переселенцами».
  2. Правительственный указ от 23 мая 1998 года номер 484 «О получении матпомощи беженцами».
  3. ФЗ от 25 июля 2002 года номер 115 «О правах иностранцев в России».
  4. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О беженцах».
  5. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах».

График показывает динамику роста и уменьшения числа прибывающих беженцев и вынужденных переселенцев в Россию.

Проблемы и социальная работа

И беженцы, и вынужденные переселенцы вправе получать пособия. Невзирая на то, что данное право закреплено в различных законодательных постановлениях, размер выплат для беженцев и вынужденных переселенцев одинаковый.

Данным группам лиц выплачиваются такие пособия:

  1. Ежедневное – восемьсот рублей. Предоставляется лицам, содержащимся в центрах временного пребывания. При этом на руки деньги не выдают. Они затрачиваются на содержание беженцев и переселенцев (питание, оказание медпомощи).
  2. Единовременное. Размер данного пособия регламентирован правительственным указом от 23.05.1998 номер 484. В настоящее время его размер – сто рублей на человека. Для малоимущих (лица с инвалидностью, матери-одиночки, люди пенсионного возраста, многодетные семьи) величина пособия составляет сто пятьдесят рублей на человека.
  3. Компенсационные и иные выплаты. Соответственно со ст. 6 федерального закона номер 4528, беженцы и переселенцы вправе рассчитывать на содействие государства при проезде к центру временного проживания.

Также они вправе использовать жилье, выделяемое государством для временного проживания. Оно предоставляется до момента, пока человек не найдет иное место для проживания.

Кроме того, перечисленные группы лиц вправе:

  • получать содействие государства при направлении на обучение либо устройстве на работу;
  • устраивать малолетних детей в детсады, школы, колледжи, университеты вне очереди;
  • получать медпомощь и лекарства наравне с россиянами;
  • получать информацию о своих членах семьи, которые остались в родном государстве;
  • получать помощь переводчика.

Для получения положенных по закону выплат требуется посетить миграционную службу. Понадобится написать заявление. В нем нужно указать информацию о себе и детях. Сотрудники службы миграции, рассмотрев ходатайство, в течение одного дня предоставят заявителю справку, дающую право на получение выплат. В справке указывается учреждение Сбербанка России, в котором возможно получить деньги. Действует документ одну неделю.

Соответственно с законами РФ, выплаты предоставляются, если у людей нет денег для жизни в РФ и работы. Следовательно, люди, которые работают, не могут получить государственную помощь.

Основания для прекращения выплат:

  • указание недостоверных сведений в заявлении;
  • утрата правового положения;
  • возврат в родное государство;
  • приобретение разрешения на временное проживание либо вида на жительство;
  • совершение правонарушений либо преступных деяний в Российской Федерации.

Лица, которые имеют статус беженца либо переселенца, вправе получать социальную поддержку от государства. Главное – не нарушать обязанности, которые установлены законами относительно беженцев/переселенцев. Несоблюдение обязанностей может привести к выдворению за пределы России.

Полезное видео

Дополнительная информация о данной категории граждан в видео:

Вынужденный переселенец

Вынужденный переселенец – это гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц (ст. 1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 № 4530-1). Лицо, претендующее на признание его В.и., должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания. Решение о регистрации ходатайства принимается в течение 3 дней со дня его поступления. При положительном решении вопроса В.и. выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства. В.и. признаются также иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории РФ по чрезвычайным обстоятельствам, указанным в Законе. В.и. признаются также граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории республики, входившей в состав СССР, получившие статус беженцев в РФ и утратившие этот статус в связи с приобретением гражданства РФ, при наличии обстоятельств, препятствовавших данным лицам в период действия статуса беженца в обустройстве на территории РФ.

Статус В.п. не могут получить лица, совершившие преступление против мира, человечности или др. тяжкие преступления, признаваемые таковыми законодательством РФ; не обратившиеся без уважительных причин с ходатайством о признании его В.п. в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства РФ; покинувшие место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

Читайте также:  Миграционные правила для граждан Украины в 2020 году

По закону статус В.п. предоставляется на 5 лет и продлевается на 1 год при каждом последующем обращении. Обязанность В.п. при смене места жительства сниматься с учета, вставать на учет и проходить ежегодный переучет в органах миграционной службы регламентируется Инструкцией о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами, их учету и переучету на территории РФ (утверждена приказом ФМС России от 31.03.1997 № 19). Закон обязывает федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимать меры по обустройству В.п. и членов его семьи на новом месте жительства на территории РФ. В.п. предоставляется возможность самостоятельно обустроиться в данной местности. Закон определяет права лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства о признании его В.п., на: единовременное денежное пособие; направление и проживание в центре временного размещения; бесплатную медицинскую и лекарственную помощь; самостоятельный выбор места жительства на территории РФ; содействие в обеспечении проезда и провоза багажа. Никто не может вернуть В.п. против его воли на территорию, которую он покинул по обстоятельствам, предусмотренным Законом, а также никто не может переселить В.п. без его согласия в другой населенный пункт. Перечень предлагаемых для его местожительства населенных пунктов носит рекомендательный характер. В.п. вправе обжаловать решения и действия (бездействие) органов власти в вышестоящий орган или в суд. Закон предписывает органам власти взаимодействовать с общественными организациями, отстаивающими права В.п.

Источники: Сборник федеральных законов и ратификационных соглашений по проблемам переселенцев и беженцев из стран СНГ и Прибалтики. —М., 1995; Комментарий законодательства о вынужденных переселенцах и беженцах. Андриченко Л.В. и др. —М., 1998; Мигранты в Оренбуржье: проблемы социальной адаптации. Амелин В. Оренбург, 2002; Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту мигрантов. —М., 2002; Новый этап в осетино-ингушских отношениях. Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Дзадзиев А. 2002. №44; Материалы к Международной конференции по проблемам перемещенных внутри страны лиц в Российской Федерации. Москва, 25-26 апреля 2002 г. —М., 2002; Беженцы и вынужденные переселенцы на территории Российской Федерации. Ганнушкина С. —М., 1997.

1. Понятие «беженец» и «вынужденный переселенец»

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политического инакомыслия находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может воспользоваться защитой своей страны (боится) или же лицо, которое не имеет определенного гражданства и находится вне страны своего прежнего места жительства, покинув его в результате преследований и не может (не желает) вернуться домой вследствие опасений за свою жизнь и безопасность своей семьи (ст. 1Закона РФ “О беженцах”).

Таким образом, беженцем может быть признан человек, который только что приехал в нашу страну по указанным выше обстоятельствам, или тот, кого эти обстоятельства застали уже на территории России (так называемые беженцы на месте).

Вынужденный переселенец — гражданин российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка, а также гражданин иностранного государства, покинувший место жительства на территории РФ по обстоятельствам, указанным выше (ст. 1 Закона РФ “О вынужденных переселенцах”).

Понятие “вынужденный переселенец” отличается от понятия “беженец” еще и тем, что к первым относятся жертвы не только дискриминации и преследований, но и массовых беспорядков в покинутых ими регионах, поэтому статус вынужденных переселенцев получают, например, жители Чеченской Республики, покинувшие ее в период военных действий, независимо от того, подвергались ли они лично национальной, политической или иной дискриминации.

2. Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем)

Беженцами (вынужденными переселенцами) люди становятся не в силу официального признания, а признаются таковыми (получают статус) именно потому, что реально являются беженцами (вынужденными переселенцами). Это специально оговаривается в Руководстве по процедурам и критериям определения статуса беженца УВКБ ООН (Женева, 1992 г.). Таким образом, признанию и предоставлению статуса всегда предшествует то грустное обстоятельство, что человек уже фактически превратился в беженца (вынужденного переселенца). Вся дальнейшая процедура признания и предоставления ему статуса есть лишь юридическое подтверждение объективного факта.

Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем) предусматривает:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем (вынужденным переселенцем);

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее – свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем (вынужденным переселенцем) либо об отказе в признании беженцем (вынужденным переселенцем);

7) выдачу удостоверения либо уведомления об отказе.

Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем (вынужденным переселенцем) либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем (вынужденным переселенцем) принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.

Лицо, ходатайствующее о признании беженцем (вынужденным переселенцем) и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства.

Признание беженцами (вынужденным переселенцем) лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств.

В случае отсутствия обстоятельств в отношении одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, в целях обеспечения воссоединения семьи данный член семьи с его согласия также признается беженцем (вынужденным переселенцем).

Признание беженцем (вынужденным переселенцем) лица, не достигшего возраста восемнадцати лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом интересов лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации после получения сведений о родителях или об опекунах данного лица.

Разница статуса вынужденного переселенца в сравнении с беженцем заключается в том, что беженцы в отличие от вынужденных переселенцев могут владеть недвижимой собственностью лишь на тех условиях, что и прочие иностранцы. Местные власти обязаны включать в списки на получение жилья вынужденных переселенцев, а беженцев — нет. Нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам России, в том числе вынужденным переселенцам, должны выделяться безвозмездные субсидии для строительства или покупки жилья. На беженцев это не распространяется. Во время обучения профессии или переобучения вынужденным переселенцам предусматривается выплата стипендии, беженцам — нет. Государственные органы обязаны содействовать переводу детей вынужденных переселенцев — учащихся техникумов и студентов вузов в российские учебные заведения. О беженцах на эту тему в законе ничего не говорится.

Ссылка на основную публикацию