Как определить статус иностранного гражданина

Статусы иностранного гражданина в России

Уважаемые партнеры!

Все миграционное законодательство начинается со статуса иностранного гражданина. От его точного определения зависит не только процесс оформления, но и размер налоговых вычетов, начисление страховых взносов в Пенсионный Фонд, Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования, Фонд Социального Страхования РФ и т.д.

Какие существуют статусы иностранных граждан и как правильно его определить, мы расскажем сегодня.

Всего статусов — три:

1. Постоянно-проживающие на территории России иностранные граждане;

2. Временно-проживающие на территории России иностранные граждане;

3. Временно-пребывающие на территории России иностранные граждане.

  • Постоянно проживающий иностранный гражданин имеет вид на жительство (варианты обложки, разворот внутри).

Вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину в подтверждение его права на постоянное проживание в РФ, а также на свободный выезд и въезд на территорию РФ. Работать может на территории всей Российской Федерации.

Срок действия вида на жительство – 5 лет, после этого он может быть продлен еще на 5 лет, или оформлено гражданство Российской Федерации.

  • Временно проживающий иностранный гражданин имеет разрешение на временное проживание.

Разрешение на временное проживание – это отметка в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, подтверждающая право иностранного гражданина временно проживать на территории РФ до получения вида на жительство. Выдается иностранному гражданину при наличии оснований для получения данного статуса (рождение на территории РСФСР и гражданство СССР или рождение в РФ, нетрудоспособные родители-граждане РФ, брак с гражданином/гражданкой РФ, диплом об образовании на территории РФ) или в пределах квоты на выдачу разрешений. Работать иностранный гражданин с РВП может ТОЛЬКО в регионе, где ему выдано разрешение на временное проживание.

Срок действия такого разрешения – 3 года, впоследствии иностранный гражданин может оформить вид на жительство. Продление НЕ предусмотрено.

  • Временно пребывающий иностранный гражданин прибывает на территорию РФ:
    – на основании визы;
    – в безвизовом порядке (СНГ),
    получает миграционную карту на границе, но не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В первом случае, срок пребывания определяется визой, во втором – не может превышать 90 дней при условии, что иностранный гражданин встал на миграционный учет.

Продлить временное пребывание возможно до 1 года, получив разрешение на работу или оформив трудовой патент.

Отслеживать правовой статус иностранного гражданина очень важно!
И делать это необходимо по каждому гражданину отдельно.

Советуем прописать в трудовом договоре обязанность иностранного сотрудника оперативно предоставлять информацию работодателю в случае изменения его правового статуса .

Об особенностях оформления иностранных граждан с разным правовым статусом вы узнаете из следующих выпусков.

Желаем вам успешной и эффективной работы!

2010-2020(с) Alliance-Migration | копирование материалов разрешено только при указании автора и прямой ссылки на сайт www.all-migration.ru

Оставляя свои данные на сайте при заполнении форм «Заказать обратный звонок», «Заказать услугу», «Подписаться на миграционные новости», а также находясь на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации , принятой на сайте в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Статус иностранца

“Зарплата”, 2008, N 7

Мы начинаем цикл статей, посвященных вопросам привлечения иностранных граждан к работе, их миграционного и кадрового учета, налогообложения выплат в их пользу и др. Эти материалы будут интересны и полезны тем, кто уже давно использует труд иностранцев, и тем, кто только собирается это сделать.

В настоящее время многие российские компании принимают на работу иностранцев из ближнего (страны СНГ) и дальнего зарубежья. Причем это не всегда высококвалифицированные специалисты, превосходящие в опыте и знаниях своих российских коллег. Насколько целесообразно привлечение иностранных работников, судить вам. Мы же расскажем о том, что нужно знать организации, решившей принять на работу иностранцев.

Начнем с определения правового статуса иностранцев на территории России. Ведь от статуса зависят порядок их оформления на работу, миграционный учет, пенсионное страхование, медицинское и социальное обеспечение .

Эти вопросы мы будем подробно рассматривать в следующих номерах журнала “Зарплата”. – Примеч. ред.

Категории иностранных граждан

Все иностранные граждане и лица без гражданства обладают на территории России определенным статусом. В ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (далее – Закон об иностранцах) выделено три основных категории иностранных граждан:

  • временно пребывающие в России;
  • временно проживающие;
  • постоянно проживающие.

Чем отличаются перечисленные категории иностранных граждан, показано на схеме на с. 100.

Категории иностранных граждан

Рассмотрим, какие документы определяют статус иностранца.

Их же иностранец предъявляет работодателю при устройстве на работу.

Временно пребывающие иностранные граждане

Перечислим документы, которые определяют правовой статус временно пребывающего в России иностранца:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • миграционная карта;
  • виза (в том случае, если иностранец въехал на территорию России в визовом режиме);
  • разрешение на работу (если “безвизовый” иностранец оформил его сам).

Миграционная карта и разрешение на работу

Миграционная карта . Миграционная карта содержит сведения о въезжающем в Россию иностранце и о сроке его временного пребывания на территории нашей страны (п. 1 ст. 2 Закона об иностранцах). Миграционная карта подтверждает право иностранного гражданина на временное пребывание в Российской Федерации. С ее помощью осуществляется контроль за продолжительностью нахождения иностранца в нашей стране.

Более подробно об этом документе и о миграционном учете речь пойдет в следующем номере нашего журнала. – Примеч. ред.

Продолжительность временного пребывания иностранца в России определена п. 1 ст. 5 Закона об иностранцах.

Условия, при которых временно пребывающий иностранец может на законных основаниях задержаться в России, перечислены в п. 2 ст. 5 Закона об иностранцах. При этом его миграционная карта будет продлена (п. 5 ст. 5 Закона об иностранцах).

Отметку о продлении срока пребывания иностранец не получит, если сотрудники ФМС России выявят, что цель визита, указанная им в миграционной карте при въезде в Российскую Федерацию, не соответствует фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) им деятельности или роду занятий.

Бланк миграционной карты предусматривает следующие цели визита: служебный, коммерческий, частный визит, туризм, учеба, работа и транзит.

Если иностранец хочет работать в России, он должен сделать в миграционной карте соответствующую пометку. За несоответствие цели, указанной в этом документе, фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) иностранцем деятельности или роду занятий предусмотрен штраф за нарушение правил въезда в размере от 2000 до 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (п. 2 ст. 18.8 КоАП РФ). Если иностранец будет выдворен с территории нашей страны, вновь попасть в Россию он сможет только через пять лет (п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”).

Административный штраф платит иностранный гражданин, а не организация. Но и для компании допущенное работником нарушение правил въезда может иметь негативные последствия. Например, фирма вложила в иностранца деньги (допустим, оплатила его обучение), но воспользоваться знаниями этого работника не успела, так как последний был выдворен за пределы России за несоответствие цели визита. Поэтому организации нужно внимательно проверять, какая цель визита указана в миграционной карте соискателя.

Разрешение на работу . У временно пребывающих иностранных граждан также может иметься разрешение на работу. Но не всегда. Такое разрешение оформить самостоятельно могут лишь иностранцы, прибывшие в Россию из безвизовых стран. Иностранным гражданам, въезжающим на территорию нашей страны по визе, разрешение на работу оформляет организация-работодатель.

Об оформлении разрешения на работу читайте в следующих номерах журнала “Зарплата”. – Примеч. ред.

Въезд с визой и без

Иностранные граждане могут въехать на территорию России без визы или в визовом режиме. В табл. 1 перечислены государства, граждане которых имеют право пересекать границу России, не оформляя визы. Остальные иностранцы могут въехать на территорию нашей страны только по визе.

Таблица 1. Граждане каких государств вправе въезжать в Россию в безвизовом порядке

Заметим, что работодателю проще привлечь иностранных работников из безвизовых стран, чем из визовых. Причем не только с точки зрения более упрощенного порядка их оформления на работу, но и по причине отсутствия ряда расходов, связанных с этим оформлением .

Более подробно мы расскажем об этом в следующих номерах журнала “Зарплата”. – Примеч. ред.

Срок временного пребывания

Время пребывания иностранных граждан в Российской Федерации ограниченно.

Те, кто въехал в нашу страну по визе, могут находиться на ее территории в течение срока действия выданной им визы. По истечении этого времени иностранец должен покинуть Российскую Федерацию (п. п. 1 и 2 ст. 5 Закона об иностранцах).

Для “безвизовых” иностранцев максимальный срок пребывания – 90 суток. По его окончании иностранец должен покинуть пределы нашей страны (п. п. 1 и 2 ст. 5 Закона об иностранцах). Но если “безвизовый” иностранец заключит трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), срок его временного пребывания продлевается на срок действия договора, но не более чем на один год. Отсчет годового периода начинается со дня въезда иностранца в Россию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина на территории нашей страны принимает территориальное отделение ФМС России, о чем делается отметка в миграционной карте (п. 5 ст. 5 Закона об иностранцах).

Пример 1. Гражданин Украины въехал на территорию России 1 июля 2008 г. На границе он получил бланк миграционной карты и заполнил его. Ответственное лицо пограничного контроля на первой странице миграционной карты в графе “Срок пребывания с. до. ” поставило штамп, подтверждающий дату пересечения иностранцем границы, и подпись.

Какова продолжительность временного пребывания иностранного гражданина на территории России?

Решение. Граждане Украины относятся к “безвизовым” иностранцам. Максимальный срок их пребывания на территории России – 90 суток. Если миграционная карта не будет продлена, 28 сентября 2008 г. иностранец должен покинуть РФ.

Рассмотрим ситуацию, когда иностранец до истечения 90 суток заключает трудовой договор с российской компанией.

Пример 2. Гражданин Украины находится на территории Российской Федерации уже три месяца. До окончания 90 дней с момента въезда в Россию он заключил трудовой договор с ООО “Сигма” (срок действия договора – год), и на этом основании в отделении ФМС России ему продлили миграционную карту.

Сколько месяцев он сможет пребывать на территории России?

Решение. Несмотря на то что иностранец заключил с ООО “Сигма” трудовой договор, срок действия которого равен 12 месяцам, на территории России он вправе будет находиться девять месяцев. Ведь с момента въезда он уже прожил в России три месяца. Его миграционную карту ФМС России продлит с учетом этого времени.

Регион, в котором иностранец имеет право трудиться. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона об иностранцах). Однако запрет может быть нарушен (пп. “а” и “б” п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.02.2007 N 97):

  • при направлении иностранного работника в командировку по России. Правда, продолжительность командировки ограниченна. Вне пределов субъекта РФ иностранец может трудиться не более десяти календарных дней в течение периода действия разрешения на работу;
  • если работа иностранца имеет разъездной характер и такое условие закреплено в трудовом и коллективном договорах. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу.

Организации-работодатели не вправе самостоятельно решать, какие иностранцы могут трудиться вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу. Направлять в командировки по России можно лишь иностранных работников, имеющих определенную профессию или занимающих определенную должность. То же самое можно сказать и об установлении для иностранных работников разъездного характера работ. Наименования таких профессий (должностей) приведены в Списке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 N 607 (Приложение N 1).

Временно проживающие иностранные граждане

Правовой статус временно проживающего в России иностранца определяют следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • разрешение на временное проживание.

Скажем несколько слов о разрешении на работу. До 1 января 2007 г. данной категории иностранных граждан оно не требовалось. Но с 1 января 2007 г. вступили в силу поправки в Закон об иностранцах, и теперь этот документ необходим. Оформлять разрешение на работу временно проживающим в России иностранцам обязаны работодатели.

Разрешение на временное проживание

Разрешение на временное проживание дает ФМС России. Оно может быть оформлено в виде штампа в паспорте иностранца или специального бланка для лица без гражданства, не имеющего документа, удостоверяющего его личность (п. 1 ст. 2 Закона об иностранцах).

Образцы отметки о разрешении временного проживания в виде штампа в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, и бланка разрешения на временное проживание, выдаваемого лицу без гражданства, утверждены Приказом ФМС России от 29.02.2008 N 40 (Приложения N N 1 и 2 к Приказу).

Получение разрешения на временное проживание. Разрешение на временное проживание иностранный гражданин получает самостоятельно, то есть без участия работодателя, в территориальном органе ФМС России по предполагаемому месту проживания. Об этом сказано в п. 3 разд. 1 Положения о выдаче иностранцам разрешения на временное проживание, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 789. В названном документе приведен порядок получения разрешения.

Срок действия разрешения. Принимая на работу временно проживающего на территории России иностранного гражданина, организация должна проверить не только наличие отметки о временном проживании в его паспорте (или разрешения, выданного в виде отдельного документа лицу без гражданства). Нужно обратить внимание, не истек ли срок действия этого разрешения.

Максимальный срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (п. 1 ст. 6 Закона об иностранцах). В этот период иностранец вправе находиться на территории Российской Федерации.

Если через три года он не получит вид на жительство, то будет обязан уехать из России (п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 6 Закона об иностранцах).

Примечание. Внимание, иностранцы!

По окончании очередного года со дня получения разрешения на временное проживание иностранец обязан подать в территориальное отделение ФМС России уведомление о подтверждении своего проживания в РФ. Сделать это он может лично или отправив документ по почте. Срок для подачи уведомления – два месяца со дня окончания очередного года проживания. Вместе с уведомлением иностранец должен представить в ФМС России справки о доходах, копию налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода за очередной год временного проживания. Срок подачи уведомления может быть продлен до шести месяцев, но при наличии уважительной причины и документов, которые подтвердили бы невозможность более раннего уведомления (п. 6 ст. 8 Закона об иностранцах). Форма уведомления о подтверждении проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 N 21. Если уведомление не будет отправлено, иностранцу грозит штраф от 2000 до 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (п. 1 ст. 18.8 КоАП РФ).

Регион, в котором иностранец имеет право трудиться и жить. Иностранец вправе трудиться лишь на той территории, на которой ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона об иностранцах). Поэтому работодатель должен обратить внимание на наименование ФМС России, выдавшей разрешение. От того, к какому субъекту Российской Федерации относится это отделение миграционной службы, зависит, где может работать иностранец. Например, если разрешение оформила ФМС России по Московской области, то иностранец должен работать только в этом регионе. В Москве он трудиться не может, и наоборот.

Однако из этого правила есть исключения. О них сказано в пп. “а” и “б” п. 2 Постановления Правительства РФ от 17.02.2007 N 97. Так, временно проживающий работник-иностранец может трудиться вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу:

  • если он направлен в служебную командировку;
  • его постоянная работа носит разъездной характер (выполняется в пути) и условие об этом закреплено в трудовом и коллективном договорах.

Имейте в виду, что при направлении в командировку общая продолжительность трудовой деятельности иностранного работника вне пределов субъекта РФ не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.

Если трудовая деятельность носит разъездной характер (работа выполняется в пути), общая продолжительность трудовой деятельности на территории иных субъектов РФ не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.

Как и в случае с временно пребывающими в России иностранцами, организации-работодатели вправе направлять в командировки по России иностранных работников лишь тех профессий, наименования которых приведены в Списке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 N 607 (Приложение N 2). Здесь же перечислены наименования профессий (должностей), связанных с разъездами.

Читайте также:  Как проверить судимость по паспорту в 2020 году: онлайн

Иностранец не вправе также проживать вне пределов указанного в разрешении региона или по собственному желанию изменить место своего проживания в пределах этого региона (п. 2 ст. 11 Закона об иностранцах).

Потеря статуса

Временно проживающий иностранный гражданин может лишиться своего статуса. Например, если он более шести месяцев в году находится за пределами Российской Федерации (пп. 11 п. 1 ст. 7 Закона об иностранцах). Об этом нужно знать тем работодателям, которые отправляют иностранцев в командировки за рубеж.

Постоянно проживающие иностранные граждане

Постоянно проживающие на территории России иностранцы – это те, кто получил вид на жительство. Этот документ дает право не только постоянно проживать в Российской Федерации, но и свободно выезжать за ее пределы и въезжать обратно. Кроме того, вид на жительство, выданный лицу без гражданства, одновременно является и документом, удостоверяющим личность (п. 1 ст. 2 Закона об иностранцах).

Правовой статус постоянно проживающего в России иностранца определяют следующие документы:

  • паспорт (для иностранных граждан);
  • вид на жительство (для лиц без гражданства этот документ удостоверяет личность).

Вид на жительство

Как выглядит бланк вида на жительство. Описание бланков вида на жительство содержится в Приложениях N N 1 и 2 к Положению о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 794 (далее – Положение о выдаче иностранцам вида на жительство).

Для иностранных граждан это документ синего цвета, размером 125×88 мм, содержащий 16 страниц. В верхней части обложки бланка в две строки размещена надпись “Российская Федерация”, а в нижней в три строки – “Вид на жительство иностранного гражданина”. В центре воспроизведен золотистый тисненый герб России.

Для лиц без гражданства это документ зеленого цвета. Он заменяет паспорт.

Как получить вид на жительство. Процедура получения иностранцем вида на жительство (порядок, сроки, список представляемых документов) описана в Положении о выдаче иностранцам вида на жительство. Иностранец самостоятельно получает данный документ.

Заявление о выдаче вида на жительство он должен подать в территориальное отделение ФМС России не позднее чем за шесть месяцев до окончания срока действия разрешения на временное проживание (п. 1 ст. 8 Закона об иностранцах и п. 3 Положения о выдаче иностранцам вида на жительство). Но чтобы получить вид на жительство, иностранцу сначала нужно получить разрешение на временное проживание и не менее одного года прожить на основании этого разрешения (п. 2 ст. 8 Закона об иностранцах).

Срок пребывания и разрешение на работу

Иностранец, имеющий вид на жительство, вправе постоянно находиться на территории России в течение пяти лет. По истечении этого времени данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен (п. 3 ст. 8 Закона об иностранцах).

В отличие от временно пребывающих и временно проживающих иностранных граждан постоянно проживающим в России иностранцам для трудоустройства не требуется получать разрешение на работу (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона об иностранцах).

Основные положения статьи представлены в табл. 2 на с. 110.

Правовое положение иностранного гражданина в России

Правовой статус любой личности определяется правами, обязанностями, свободами и гарантиями. Они определяются государством. Но доступ к ним получают только те, кто входят в государственную систему. Эта принадлежность выражается в статусе гражданина. Но какие права и обязанности распространяются на лиц, не имеющих российское гражданство?

ФЗ, регламентирующие правовой статус иностранных лиц и не имеющих гражданства

Ссылаясь на названные нормативные акты, можно сказать, что иностранный гражданин (ИГ) – прежде всего физическое лицо (ФЛ). Оно не получило российское подданство, но имеет документальные доказательства своей принадлежности к иному государству.

В тексте обе категории будут описываться под одной формулировкой – ИГ.

Правовой статус

Мигранты в России имеют права и обязанности практически равные гражданам страны (это определено законодательством). Они в равной степени подлежат и уголовной ответственности. В редких случаях в качестве меры пресечения выбирается депортация с территории РФ.

  • Свобода передвижения по территориальным субъектам с предъявлением по требованию документов;
  • Свободное распоряжением своими способностями;
  • Выбор рода деятельности и профессии;
  • Ведение предпринимательской деятельности ради извлечения финансовой выгоды;
  • Пересечение границы РФ в обе стороны произвольное количество раз.
  • Не нарушать установленные режимы проживания в территориальном округе и стране;
  • Избегать деятельности, которая вредит интересам РФ и нарушает ее законы;
  • Самостоятельно заботиться о своевременном оформлении визы и ее продлении;
  • Придерживаться принятых правил передвижения по стране;
  • Пройти процесс регистрации в течение 3 суток после пересечения границы РФ;
  • В установленный срок покинуть страну.
  • Наложение штрафа;
  • Административное выдворение;
  • Депортация;
  • Лишение свободы (от нескольких суток до лет).
  • Работы в муниципальных управленческих ведомствах;
  • Включения в состав экипажа корабля, несущего воинскую службу;
  • Командования воздушным судном, принадлежащим к категории «Гражданская авиация»;
  • Работы, обслуживания и нахождения на территории объектов, отвечающих за государственную безопасность. Сюда можно отнести и трудоустройство на предприятиях, отвечающих за госбезопасность.
  • ИГ не подлежит призыву на срочную службу;
  • ИГ имеет право по желанию заключить контракт на военную службу, но только в качестве гражданского лица.

  • В государственные властные структуры федерального значения;
  • В органы государственной власти (учитываются субъекты РФ).

Под запрет попадают и референдумы любого уровня.

Режимы пребывания: описание и классификация

  • Срок нахождения в государстве на законных основаниях;
  • Количество прав и свобод;
  • Возможность получения гражданства.

На законодательном уровне установлено 5 правовых режимов.

Временное пребывание

  • Въехали на территорию России по визе;
  • Воспользовались правом безвизового въезда.

Для пересечения границы такие лица заполняют миграционную карточку, которая потребуется для своевременного выезда из страны.

  • Получения ВНЖ;
  • Оформления РВП.
  • Интервалом, указанным в визе (в случае ее предварительного оформления для поездки в Россию);
  • Правилами безвизового въезда – 3 месяца непосредственного нахождения в стране за полугодие.

Существуют и исключения из последнего пункта. К ним относится трудовая деятельность. В такой ситуации ИГ может находиться в стране в течение срока действия трудового договора и разрешения на работу.

  • Покинуть Россию;
  • Продлить срок временного пребывания;
  • Подать бумаги на оформление РВП.

РВП (разрешение на временное проживание)

Иностранные граждане, сумевшие оформить такое разрешение, имеют право проживать в стране 36 месяцев. После у них возникает право претендовать на ВНЖ.

  • Родители, потерявшие трудоспособность и имеющие детей – граждан РФ;
  • Предприниматели, планирующие сделать инвестиции в российскую экономику;
  • Муж/жена российского гражданина и так далее.

Обладатели РВП должны учитывать, что они «привязаны» к региону проживания. Покидать его без разрешения миграционных служб запрещено. Но в пределах этой территории они могут устраиваться на работу и вести обычную жизнь.

Выезжать за пределы РФ иностранцам с разрешением на временное проживание и возвращаться обратно за 3 года можно любое количество раз. Предупреждать об этом ФМС не требуется.

ВНЖ (постоянное проживание)

Выдается этот документ сроком на 5 лет. Получить его могут только мигранты, соответствующие определенному условию – прожившие с РВП на территории страны не менее 12 месяцев.

Обладатель вида на жительство должен каждый год официально оповещать ФМС о месте своего проживания. При этом он может:

  • Пользоваться социальными льготами;
  • Свободно устраиваться на работу;
  • Менять место жительства и регион;
  • Официально приглашать в страну друзей и родственников;
  • Принимать участие в выборах (муниципальных).

Если через 5 лет ИГ захочет остаться в России, то он может сделать попытку подать бумаги на оформление гражданства.

Дипломатический иммунитет

Сам термин широко употребляется в международном праве и обозначает невозможность применения законов страны к иностранцу, находящемуся в ней.

Дипломатическим иммунитетом обладают ИГ, имеющие отношение к работе дипмиссии.

Беженцы

  • Иностранным гражданам;
  • Лицам – бывшим гражданам РФ.

Причина обрести правовое положение беженца одна – опасения за свою жизнь. Они могут возникнуть в результате преследований по разным мотивам. Чаще всего это:

  • Финансовую и натуральную помощь;
  • Обеспечение жильем;
  • Организованное горячее питание на специальных пунктах;
  • Осуществление хозяйственной деятельности и так далее;
  • Свободное передвижение внутри страны и за ее пределами.

Иностранные юридические лица (ИЮЛ) в Российской Федерации: особенности оформления и обязанности

ИГ могут не только находиться в стране в качестве физического лица, но и присутствовать как юридическое лицо со своими правами и обязанностями.

  • Внутренними российскими законами;
  • Международными нормами и договорами, действующими в РФ.

Международное право дает ИЮЛ некоторое преимущество перед российскими компаниями.

Российское законодательство не имеет отдельных законов и статей, касающихся работы ИЮЛ. В некоторых сегментах рынка для них определена особая система налогообложения. К примеру, она затрагивает рынок ценных бумаг.

  1. Встать на учет в ФНС;
  2. Получить собственный номер в Государственном реестре налогоплательщиков.

После этого на компанию начинают распространяться обязанности по уплате налогов и своевременному предоставлению отчетности. При этом ЮЛ получает и возможность заниматься любыми законными видами предпринимательской деятельности.

Немного иная ситуация обстоит, когда деятельность осуществляется не самой компанией, а ее филиалами и представительствами. Их необходимо провести через процедуру аккредитации в российских налоговых органах.

  1. Аккредитация самого ЮЛ;
  2. Аккредитация филиала.

Ссылаясь на все изложенное выше, можно сказать, что во всех вопросах, связанных со своей деятельностью, ИЮЛ должно ориентироваться на действующие законы РФ.

Непременным условием нахождения иностранного гражданина и иностранного юрлица на территории России является их регистрация. Делается она в первом случае в течение первых 3 суток, а во втором – 30 дней.

Как определить статус (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

Чтобы правильно рассчитать НДФЛ, человек должен определить свой налоговый статус: кем он является – резидентом или нерезидентом России.

Это связано с тем, что для этих категорий предусмотрены:

  • разные перечни доходов, с которых нужно платить налог (ст. 209 НК РФ);
  • разные ставки налога (ст. 224 НК РФ).

Кроме того, резидент вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ, а нерезидент – нет (п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ).

Большинство граждан России являются налоговыми резидентами . Если человек часто выезжает за границу (либо приехал в Россию недавно), он может быть нерезидентом .

Определение статуса

Статус получателя дохода определяется по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый резидент РФ – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Исключение предусмотрено только для:

  • российских военных, служащих за границей;
  • сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированных на работу за пределы РФ.

Такие граждане признаются резидентами независимо от того, сколько времени они проводят в России. Об этом сказано в пункте 3 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, иной порядок установления резидентства могут содержать соглашения об устранении двойного налогообложения , подписанные Россией с другими государствами.

Дата отсчета

Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет 12-месячного периода , будет дата выплаты дохода . Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статьи 223 и пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122, от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74.

Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам , то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход. То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статей 216 и 228 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 03-04-05/6-293.

Расчет времени пребывания в России

Период пребывания в Российской Федерации (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается.

Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Цель поездки, дни которой включаются в расчет 183 дней, необходимо подтвердить документально.

Ситуация: на основании каких документов можно установить время пребывания в России, чтобы определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент) в целях расчета НДФЛ?

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал с Украины или из Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России можно использовать другие документы. Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих граждан – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для граждан, обучающихся в России, такими документами могут быть справки с места учебы, которые подтверждают фактическое посещение учебного заведения в соответствующем периоде. Следует отметить, что документы с отметкой о регистрации по местожительству не могут использоваться в качестве подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Ситуация: как при определении налогового статуса (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ учесть дни нахождения в загранкомандировках и отпусках за рубежом?

Когда человек выезжает за границу, он покидает территорию России.

При определении налогового статуса (лицо нерезидент или резидент) учитываются только дни фактического пребывания человека в РФ.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом .

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым нерезидентом .

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

При этом в период пребывания в России (менее или более 183 дней) включается как день прибытия (въезда) в Россию, так и день отъезда (выезда) из нее. Такой порядок расчета подтверждает Минфин России в письмах от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, от 4 июля 2008 г. № 03-04-06-01/187 и от 3 июля 2008 г. № 03-04-05-01/228.

Если человек выезжает за границу, то пока он не вернется, отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения .

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Подтверждает данный вывод и Минфин России в письме от 26 июля 2007 г. № 03-04-06-01/268.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
  • на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Ситуация: прерывается ли 12-месячный период при определении налогового статуса иностранца, который в связи с окончанием срока разрешения на пребывание в России выезжает из страны? В следующем году он вновь въезжает в РФ .

Нет, не прерывается.

Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ для недезидентов.

Читайте также:  Проверка действительности паспорта гражданина РФ в 2020 году

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом .

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым нерезидентом .

Это следует из положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115.

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК РФ). Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч. по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может. Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается. Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом цель поездки необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).

Если человек покидал РФ по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123).

Документы, подтверждающие краткосрочное пребывание за рубежом

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

Об этом сказано в письмах Минфина РФ от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182, ФНС России от 15 октября 2015 г. № ОА-3-17/3850 и от 20 июля 2012 г. № ОА3-13/2525.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России (менее или более 183 дней). Он не прерывает течение 12-месячного периода.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Возможно, что в течение года (например, за семь месяцев) количество дней пребывания человека в России достигнет 183 дней. В этом случае он становится резидентом . И этот статус до конца года измениться уже не может. Это подтверждают письма Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

В июне 2014 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля.

НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент).

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК РФ). Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам – когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК РФ). Поэтому свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 1 января 2015 года (когда закончился 2014 год, в котором он получил доход от продажи автомобиля).

12 месяцев, которые предшествуют этой дате, – это период с 1 января по 31 декабря 2014 года (365 дней).

За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России (более или менее 183 дней). Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России (более или менее 183 дней) не включаются.

Таким образом, за 12 следующих подряд месяцев 2014 года Львов провел в РФ:
365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев 2014 года, он является налоговым резидентом России.

Ситуация: подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России? Фактическое время пребывания в РФ необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ

Нет, не подтверждает.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы. Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения.

Это следует из писем Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина (лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны. Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Таким образом, вид на жительство подтверждает право гражданина на проживание в Российской Федерации (удостоверяет его личность), но не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения человека на территории страны.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина РФ от 17 июля 2009 г. № 03-04-06-01/176, от 14 апреля 2008 г. № 03-04-05-01/108, от 26 октября 2007 г. № 03-04-06-01/362.

Как оформить иностранца на работу и не получить штраф – пошаговая инструкция

На сегодняшний день в России сформировалась тенденция привлечения иностранной рабочей силы работодателями – все чаще организации из самых разных отраслей хотят, чтобы на них работали иностранные мигранты.

При этом некоторые работодатели просто не могут позволить себе иностранных рабочих только потому, что банально не знают, как правильно оформить мигранта на работу. Или у них нет миграционных и кадровых специалистов. Или боятся получить штраф, случайно нарушив миграционное законодательство. А штрафы действительно страшные – до 1 000 000 рублей за каждого нелегала, то есть за каждого неоформленного или неправильно оформленного иностранца на объекте.

Скачать таблицу штрафов можно здесь.

Мы же считаем, что это не повод отказываться от иностранных рабочих раньше времени, и поэтому делимся нашей инструкцией по оформлению безвизовых иностранцев из ближнего зарубежья на работу, которую нам помогло составить кадровое агентство «ЗаШтатом», специализирующееся на работе с мигрантами.

Способы оформления мигрантов на работу

Итак, есть 2 способа легализовать труд мигранта, приняв его на работу:

  • официально оформить в штат организации;
  • официально оформить за штат организации.

Инструкция по приему и оформлению мигрантов на работу в штат вашей организации

Скачать инструкцию можно здесь.

1. Встать на учет в ГУВМ МВД в качестве работодателя мигрантов.

Юридическое лицо или ИП подает пакет документов в территориальное отделение ГУВМ МВД на аккредитацию в качестве работодателя мигрантов.

2. Определить статус иностранного гражданина.

Порядок и правила оформления иностранца на работу зависят от его статуса в РФ. Их (статусов) три:

  • Временно пребывающий в РФ – гражданин другой страны, приехавший по визе либо без визы и находящийся в стране на основании патента или разрешения на работу.
  • Временно проживающий в РФ – гражданин другой страны, которому было предоставлено разрешение на временное проживание.
  • Постоянно проживающий в РФ – гражданин другой страны, которому был предоставлен вид на жительство сроком на 5 лет или на основании договора ЕАЭС.

Далее мы подробно рассмотрим правила оформления на работу иностранцев в статусе «временно пребывающий», как наиболее многочисленной и распространенной группы.

3. Определить гражданство и режим пребывания в РФ.

Безвизовый режим пребывания в РФ – для граждан следующих стран: Белоруссия, Южная Осетия, Абхазия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Украина, Узбекистан. Визовый режим пребывания в РФ – для граждан всех остальных стран.

4. Проверить и оформить недостающие миграционные документы.

У иностранного гражданина должны быть следующие документы:

Для оформления мигрантов из стран с визовым режимом

  • Загранпаспорт
  • Миграционная карта
  • Разрешение на работу
  • Регистрация
  • ИНН
  • Полис ДМС
  • СНИЛС (оформляет работодатель)

Для оформления мигрантов из стран с безвизовым режимом

  • Загранпаспорт
  • Регистрация
  • Патент на работу
  • Миграционная карта
  • ИНН
  • Полис ДМС
  • Чек об оплате патента
  • СНИЛС (оформляет работодатель)

Для оформления граждан Белоруссии, Киргизии, Армении и Казахстана (ЕАЭС)

  • Загранпаспорт
  • Миграционная карта
  • Регистрация
  • ИНН
  • Полис ДМС/ОМС
  • СНИЛС (оформляет работодатель)

Важно! Все документы должны быть действительны весь период работы сотрудника в организации.

Важно! В случае приема на работу иностранца, у которого нет полного пакета разрешительных документов или мигранта с просроченными документами, работодателю грозит штраф до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

5. Оформить сотрудника в штат.

5.1. Получить письменное согласие на обработку персональных данных.

5.2. Ознакомить работника с локальными нормативными актами (ЛНА) работодателя:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • иные локальные нормативные акты, непосредственно связанные с трудовой деятельностью работника (положение об оплате труда, положение о премировании, положение о защите персональных данных сотрудника, должностные инструкции, положение об организации работы по охране труда в организации, программа вводного инструктажа, программа первичного инструктажа на рабочем месте, вводный инструктаж по ГО и ЧС и пр.).

Важно! Работник должен ознакомиться под роспись с ЛНА до подписания трудового договора.

5.3. Заключить трудовой договор с иностранным гражданином. Разъяснить условия (основания) расторжения трудового договора.

Данные о работнике в трудовой договор рекомендуется вносить из разрешения на работу или патента, где информация указана на русском языке.

Важно! Имя иностранца в трудовом договоре и разрешении на работу или патенте на работу должны совпадать. В противном случае сотрудники ГУВМ МВД расценят расхождение как привлечение мигранта к работе без разрешительного документа и оштрафуют организацию на сумму до 1 миллиона рублей или приостановят деятельность компании на срок до 90 суток.

В договор обязательно должны быть внесены сведения о патенте/разрешении на работу: серия, номер, дата выдачи, срок действия, кем выдан.

В договоре также должны быть реквизиты полиса ДМС или договора о медицинских услугах.

Договор должен быть оформлен на неопределенный срок. Оформлять срочный контракт можно только в случаях, перечисленных в ст. 59 ТК РФ, например, при сезонных работах. То, что патент/разрешение на работу действует ограниченное время, не дает право работодателю оформить с иностранцем срочный договор. Это прописано в ст. 327.1 ТК РФ.

Важно! Когда срок действия разрешительных документов истечет, мигрант должен быть незамедлительно уволен, иначе будет штраф за каждого нелегала до 1 миллиона рублей.

5.4. Издать приказ о приеме работника на работу и ознакомить с ним работника под роспись.

5.5. Провести инструктажи по охране труда (ОТ), ознакомить со специальной оценкой условий труда на рабочем месте (СОУТ).

5.6. Внести запись о приеме на работу в трудовую книжку иностранца.

Важно! Если у мигранта нет трудовой книжки установленного образца, то выдать ее должен работодатель.

5.7. Оформить личную карточку работника (форма Т-2).

В ней работник ставит свою подпись в подтверждение того, что он ознакомлен с записью в трудовой книжке.

5.8. Провести инструктажи по ГО и ЧС, ППБ и пр.

6. Уведомить ГУВМ МВД о заключении трудового договора с иностранцем.

Работодатель обязан уведомить ГУВМ МВД о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином не позднее трех рабочих дней с даты подписания договора иностранцем.

Важно! Неуведомление или несвоевременное уведомление ГУВМ МВД (ФМС) ведет к штрафу до 1 миллиона рублей или приостановке деятельности организации на срок до 90 суток.

Скачать бланк уведомления можно здесь.

7. Начислить и выплатить налоги и взносы с зарплаты мигранта.

За трудоустроенного иностранного гражданина, находящегося в статусе временно пребывающего, прибывшего на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, работодателю необходимо ежемесячно перечислять следующие налоги и страховые взносы:

  • НДФЛ – 13%
  • Взносы в ПФР – 22%
  • Взносы в ФСС – 1,8-2,9%
  • Взносы в ФФОМС – 0-5,1%

Важно! Заработная плата сотрудника должна быть не ниже среднеотраслевой ставки или установленного в регионе минимума (МЗП). Для Санкт-Петербурга в 2019 году МЗП составляет 18 000 рублей в месяц при полной занятости.

Кроме того, нельзя платить разную зарплату иностранцам и россиянам, находящимся на одинаковой должности. В противном случае зарплатные комиссии заставят доначислить заработную плату сотрудникам, выплатить все «сэкономленные» налоги и выставят штраф 20% от суммы невыплаченных налогов.

Важно! Все налоги и отчетности должны быть сданы вовремя и в правильной форме. И стоит помнить о том, что отчетности для российских и иностранных граждан отличаются.

Кроме того, фамилия иностранного гражданина в СНИЛС и патенте зачастую пишется разными способами. ГУВМ МВД (ФМС) и налоговая требуют, чтобы в их документации запись фамилии иностранного гражданина была идентична записи в патенте или разрешении на работу, а вот ПФР требует, чтобы написание совпадало с записью в СНИЛС.

Это вызывает массу сложностей для бухгалтера, так как часть отчетов приходится исправлять вручную и проставлять другое написание фамилии.

8. Проверить чеки мигрантов об уплате НДФЛ по патенту на работу и регистрацию.

Ежемесячно мигрант должен вносить авансовый платеж по патенту, при просрочке оплаты даже на 1 день патент автоматически аннулируется, и сотрудник становится нелегалом, не имеющим право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ.

После каждого нового чека об оплате патента мигрант должен продлевать миграционный учет на период оплаты патента на работу, поэтому этот документ тоже нужно внимательно отслеживать.

9. Уволить иностранца с работы.

  1. Рассмотреть основания прекращения трудового договора.
  2. Издать приказ об увольнении/расторжении трудового договора иностранного гражданина, в котором иностранный работник ставит свою подпись.
  3. Иностранный гражданин ставит подпись в карточке сотрудника (Т-2) в разделе XI.
  4. Сделать в трудовой книжке запись об увольнении иностранного гражданина с работы.
  5. Получить подпись работника в журнале, подтверждающую получение трудовой книжки на руки. Выдать трудовую книжку иностранному гражданину.
  6. Выдать в день увольнения иностранному гражданину справки о получении заработной платы за весь период его работы, в т.ч. дополнительные документы по запросу работника.
  7. Произвести в день увольнения полный расчет заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск, если таковой имеется.

10. Уведомить ГУВМ МВД об увольнении иностранного сотрудника.

Читайте также:  Получить посылку без паспорта гражданина РФ

Работодатель обязан уведомить ГУВМ МВД о прекращении действия трудового договора с иностранцем не позднее трех рабочих дней со даты расторжения договора.

Важно! Неуведомление или несвоевременное уведомление ГУВМ МВД (ФМС) ведет к штрафу до 1 миллиона рублей или приостановке деятельности организации на срок до 90 суток.

Скачать бланк уведомления можно здесь.

Ответственность и риски оформления мигрантов в свой штат

Поскольку мигранты оформляются в штат компании работодателя, у него будет полный контроль над кадровым, налоговым и миграционным документооборотом иностранцев, однако компания же и будет нести полную юридическую ответственность за работников перед госорганами.

Поэтому любая малейшая ошибка в документах, нарушение процедуры оформления, просроченные документы сотрудников, нарушение сроков подачи документов на иностранных работников в госорганы и прочие риски могут навлечь на компанию миллионные штрафы и даже приостановку деятельности организации на срок до 90 суток, не говоря уже о риске депортации работников.

Инструкция по приему и оформлению мигрантов на работу за штат (аутстаффинг)

Самый простой, быстрый и безопасный способ оформить мигранта на работу – это оформить его за штат – в штат кадрового агентства. Сделать это можно буквально за 1 день.

В этом случае кадровое агентство заключает трудовой договор с иностранцами и становится их официальным работодателем, полностью избавляя заказчика от всех рисков, штрафов и ответственности перед госорганами за мигрантов.

Как официальный работодатель, именно кадровое агентство занимается миграционным, кадровым и налоговым документооборотом работников, заказчик же просто использует труд внештатных сотрудников по договору предоставления персонала.

Инструкция по оформлению иностранных рабочих за штат выглядит так просто только из-за того, что всю головную боль, связанную с официальным оформлением мигрантов, берет на себя кадровое агентство.

Чтобы оформить мигранта за штат нужно:

  1. Обратиться в кадровое агентство аутстаффинга.
  2. Предоставить документы на сотрудников.
  3. Заключить договор о предоставлении труда персонала.
  4. Беззаботно пользоваться трудом мигрантов без рисков, ответственности и штрафов.

Все остальное вместо заказчика будет делать кадровое агентство, в штат которого оформляются иностранцы, а именно:

  • заключение трудовых договоров (дополнительных соглашений) и оформление трудовых книжек;
  • отслеживание сроков действия документов мигрантов;
  • подача уведомлений в госорганы;
  • оплата налогов и взносов;
  • выплата заработной платы;
  • прохождение проверок и взаимодействие с сотрудниками госорганов;
  • оплата штрафов.

Ответственность и риски оформления мигрантов за штат

Поскольку мигранты оформляются за штат – в штат кадрового агентства, именно оно выступает в роли официального работодателя, а значит, и несет полную ответственность за кадровый, налоговый и миграционный документооборот иностранных рабочих.

Заказчик же полностью защищен от всех кадровых и миграционных рисков и застрахован от штрафов и других санкций со стороны госорганов, поскольку просто привлекает к работе внештатный персонал.

Подробнее о переводе за штат вы можете узнать здесь.

Скачать необходимые документы для оформления мигрантов

Вам точно пригодятся эти материалы, если вы оформляете мигрантов на работу в свою компанию

  • таблица штрафов работодателю за мигрантов в 2019 году;
  • бланк уведомления о приеме на работу иностранного сотрудника;
  • бланк уведомления об увольнении иностранного сотрудника;
  • образец политики обработки персональных данных;
  • образец положения об оплате труда;
  • образец правил внутреннего трудового распорядка.

Скачать документы вы можете на этой странице.

Подробности по телефону +7 (812) 243-15-23

(только для Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

Оформление трудовых отношений с иностранными гражданами

Из статьи Вы узнаете:

1. Что такое статус иностранного гражданина и как он влияет на оформление трудовых отношений.

2. Какие категории иностранных граждан пользуются льготами при трудоустройстве в РФ.

3. Где найти и как заполнить документы, связанные с оформлением трудовых мигрантов.

Российские работодатели нанимают иностранных работников по самым разным причинам: от желания сэкономить на заработной плате до потребности в высококвалифицированных кадрах из-за рубежа. Однако физически пересечь границу и оказаться в другой стране гораздо проще, чем «документально», так как любое государство, в том числе и Россия, борется с нелегальными мигрантами, устанавливая определенные требования и ограничения в отношении иностранцев. Особенно контролю со стороны государства подвержены иностранные граждане, цель визита которых в РФ – осуществление трудовой деятельности, при этом соблюдать установленные законодательством требования должны не только сами граждане, но и их работодатели. Именно поэтому большинство бухгалтеров и кадровых работников, мягко говоря, не испытывают радости, узнав о предстоящем приеме на работу иностранцев: сразу возникают ассоциации с «бумажной волокитой» и «хождением по инстанциям». Как же разобраться в законодательных нюансах трудовых отношений с иностранными гражданами? Выясним в этой статье.

Прежде, чем принять на работу иностранца, нужно определить его правовой статус и основания нахождения на территории РФ – от этого зависит дальнейший порядок оформления трудовых отношений с таким работником. Основным документом, регулирующим вопросы нахождения иностранных граждан на территории нашей страны, является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно этому закону иностранцы в РФ могут иметь один из следующих статусов:

  • постоянно проживающий в РФ – иностранный гражданин, получивший вид на жительство;
  • временно проживающий в РФ — иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание;
  • временно пребывающий в РФ — иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В зависимости от того, какой из перечисленных статусов имеет иностранный работник, работодатель определяет:

  • какие документы нужно запросить у иностранного гражданина при его трудоустройстве в подтверждение законности нахождения в РФ, законности привлечения его к труду по определенной специальности, в определенном субъекте РФ;
  • какие действия требуются от самого работодателя до приема иностранца (оформление приглашения на въезд в РФ, получение разрешений и т.д.) и в процессе трудовых отношений с ним (уведомление ФМС, службы занятости, налоговой и т.д.).

Предлагаю подробнее рассмотреть порядок оформления трудовых отношений в зависимости от статуса (категории) иностранного работника.

Статус иностранного работника — постоянно проживающий на территории РФ

Порядок оформления трудовых отношений с иностранцами, постоянно проживающими в РФ, фактически такой же, как и с российскими гражданами: никаких специальных разрешений не требуется ни работнику, ни работодателю. Кроме того, постоянно проживающие в России иностранцы свободны в выборе субъекта РФ для осуществления своей трудовой деятельности.

Основания нахождения на территории РФВид на жительство (срок действия 5 лет, может продлеваться неоднократно)
(п. 3 ст. 8 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силыНе требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФНе требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятостиНе требуется
Уведомление работодателем налогового органаНе требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФНет

Статус иностранного работника — временно проживающий на территории РФ

Иностранцы, временно проживающие в РФ, также могут осуществлять трудовую деятельность без получения специальных разрешений, однако, в отличие от постоянно проживающих, работать они имею право только в том субъекте РФ, в котором им разрешено временное проживание.

Основания нахождения на территории РФРазрешение на временное проживание (срок действия 3 года, не продлевается)
(п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силыНе требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФНе требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятостиНе требуется
Уведомление работодателем налогового органаНе требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФТолько в том субъекте РФ, где разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н)

Статус иностранного работника — временно пребывающий на территории РФ в соответствии с безвизовым режимом (например, граждане стран СНГ, за исключением Грузии и Туркменистана, граждане Израиля)

Иностранные граждане, пребывающие на территории РФ в порядке, не требующем получение визы, должны получать разрешение на работу в РФ (с 2015 года разрешение заменено на патент). Оформляться на работу временно пребывающие иностранцы вправе только в том субъекте РФ и по той профессии, которые указаны в разрешении. Работодателям же получать разрешение на привлечение «безвизовых» иностранцев не нужно, однако уведомить контролирующие органы все-таки придется.

Основания нахождения на территории РФМиграционная карта (срок пребывания в РФ не должен превышать 90 дней суммарно в течение 180 суток, может быть продлен на общий срок не более 1 года)
(абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силыНе требуется
(пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ
(с 2015 года — патент)
Требуется
(п. 1 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятостиТребуется
Уведомление работодателем налогового органаТребуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФТолько в том субъекте РФ, в котором выдано разрешение на работу (исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н);
Только по профессии, указанной в разрешении.
(п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)

Статус иностранного работника — временно пребывающий на территории РФ в соответствии с визовым режимом

Пожалуй, самым сложным является процесс оформления на работу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ в порядке, требующем получения визы. Во-первых, работодателю необходимо подготовить приглашение на работу иностранного гражданина, на основании которого ему выдается рабочая виза. Кроме того, работодатель должен получить разрешение на работу для иностранного работника, а также получить разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается органами ФМС России при наличии заключения органа государственной службы занятости населения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (п. 3 ст. 18 Закона № 115-ФЗ). С этой целью работодатель ежемесячно предоставляет в центр занятости сведения о потребности в работниках и наличии вакантных должностей, а также подает заявку о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг).

В ст. 13 Закона № 115-ФЗ установлены исключения, когда работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, например, при привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов, иностранцев, обучающихся в РФ по очной форме обучения.

Основания нахождения на территории РФМиграционная карта и рабочая виза (срок действия до 3 месяцев, возможно продление). Выдается по приглашению принимающей стороны (работодателя) (абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силыТребуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФТребуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятостиНе требуется по законодательству, желательно уточнить в территориальных органах
Уведомление работодателем налогового органаТребуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФТолько в том субъекте РФ, в котором выдано разрешение на работу (исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н);
Только по профессии, указанной в разрешении.
(п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)

Независимо от правового статуса иностранного работника (проживающий или пребывающий в РФ) для некоторых категорий иностранцев действуют особые правила пребывания и трудоустройства в РФ. Так, «облегченные» правила приеме на работу установлены для граждан Белоруссии и Казахстана, а также для граждан, имеющих статус беженца или получивших временное убежище в РФ.

Граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан

В отношении граждан указанных государств действует упрощенный порядок оформления трудовых отношений, установленный Соглашением «О правовом статусе трудящихся-мигрантов» от 19.11.2010, заключенным Россией, Белоруссией и Казахстаном. Кроме того, в отношении граждан Белоруссии и Казахстана действует более благоприятные правила миграционного учета: им разрешается встать на учет в течение 30 дней с момента въезда в РФ (для большинства иностранных граждан этот срок составляет 7 дней).

Основания нахождения на территории РФМиграционная карта и (или) виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силыНе требуется
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФНе требуется
Уведомление работодателем ФМС, службы занятостиНе требуется
Уведомление работодателем налогового органаНе требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФНет

Беженцы и граждане, получившие временное убежище на территории РФ

Иностранные граждане, признанные беженцами или получившие временное убежище на территории РФ, также принимаются на работу в упрощенном порядке, практически аналогичном приему российских граждан. Обратите внимание, что для таких иностранцев документом, удостоверяющим личность, является удостоверение беженца либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ. Главное, что должен проверить работодатель – подлинность и срок действия этих документов.

Основания нахождения на территории РФДействующее удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силыНе требуется
(пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФНе требуется
(пп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятостиЗаконодательно вопрос не урегулирован, желательно уточнить в территориальных органах
Уведомление работодателем налогового органаЗаконодательно вопрос не урегулирован, желательно уточнить в территориальных органах
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФНет

В связи с событиями, происходящими в 2014 году на Украине, граждан этой страны я выделила в отдельную категорию, хотя, с точки зрения оформления трудовых отношений с ними, оснований для этого нет.

Граждане Украины, временно пребывающие на территории РФ (не являющиеся беженцами или гражданами, получившими временное убежище на территории РФ)

Граждане Украины могут находиться в РФ в порядке, не требующем получения визы, и срок такого пребывания в РФ продлен для граждан этой страны до 270 суток. Однако никаких дополнительных преимуществ или послаблений при трудоустройстве на территории РФ для украинцев, не являющихся беженцами или получившими временное убежище, не предусмотрено: порядок такой же, как и для всех остальных временно пребывающих иностранцев.

Обратите внимание: при приеме на работу граждан Украины необходимо уточнить, являются они беженцами (или получившими временное убежище в РФ) или нет. От этого зависит порядок их оформления.

Основания нахождения на территории РФМиграционная карта (срок пребывания в РФ украинских граждан не должен превышать 270 суток, может быть продлен на общий срок не более 1 года)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силыНе требуется
(пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ (с 2015 года — патент)Требуется
(п. 1 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятостиТребуется
Уведомление работодателем налогового органаТребуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФТолько в том субъекте РФ, в котором выдано разрешение на работу (исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н);
Только по профессии, указанной в разрешении.
(п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)

! Обратите внимание:

  • ознакомиться с подробным порядком подготовки документов для оформления трудовых отношений с временно пребывающими в РФ иностранными гражданами;
  • скачать бесплатную программу «Трудовая миграция Extended Lite», которая позволяет сформировать заявления, уведомления и другие документы, необходимые при привлечении иностранных работников, как в бумажном, так и в электронном виде;
  • проверить действительность разрешений на работу потенциальных работников из других стран.

Итак, мы рассмотрели особенности оформления трудовых отношений с гражданами других стран. О порядке заключения и расторжения трудового договора с иностранцами, а также о начислении НДФЛ и страховых взносов с заработной платы иностранных работников читайте в следующих статьях.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты:

1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)»

Ссылка на основную публикацию