Вынужденная миграция населения в России: причины, примеры

Причины и проблемы миграции беженцев и вынужденных переселенцев

Миграция населения – одна из важнейших проблем современного мирового развития, это не просто передвижение людей с одной территории на другую, а сложный процесс, который затрагивает многие стороны экономической, политической, общественной, социальной, медицинской, нравственной, психологической, этнической, религиозной жизни целых стран и народов.

Вынужденная миграция –это недобровольное перемещение людей за пределы территориального образования. Как любая миграция, она может быть: внешней (эмиграция граждан России в другие государства, иммиграция подданных других стран в РФ); внутренней (перемещение населения по территории РФ).[10]

Российское законодательство выделяет две категории вынужденных мигрантов: беженцы и вынужденные переселенцы.Основное отличие заключается в гражданском статусе: беженцы – это выходцы из других стран, а вынужденные переселенцы – граждане Российской Федерации.

Непосредственными причинами вынужденной миграции можно считать:

1) политику, проводимую национально-политическими элитами в ближнем зарубежье, целью которой являетсяудержание власти;

2) межнациональные,межэтнические и религиозные конфликты;

3) военные действия;

4) экологические итехногенные катастрофы;

5) отсутствие стабильности в личных правах и свободах.

6) политические и другие преследования;

7) стихийные бедствия.[11]

Если миграцию вызывают военные события или экологические бедствия, перемещаются большие массы людей. Это имеет положительные аспекты:

1) рост новых городов;

2) увеличение численности городского населения;

3) большое количество рабочих рук;

4) обогащение местных традиций новыми культурными ценностями.

Изменение структуры населения не всегда сказывается положительно на регионе-доноре, ведь выезжают чаще всего трудоспособные граждане в эффективном возрасте. В этих районах увеличивается процент пожилых людей.

Проблемы вынужденных миграций состоят в сложностях, связанных с расселением, трудоустройством, обеспечением социальной защиты и медицинского обслуживания мигрантов. Непросто осуществлять учет и контролировать большие человеческие потоки.

Перенаселенность принимающих районов может вызвать и другие социальные последствия вынужденной миграции:

1) снижение уровня жизни,

2) рост безработицы,

3) возникновение конфликтов между приезжими и местными жителями.[12]

Таким образом большое количество беженцев и вынужденных переселенцев может отрицательно влиять на обстановку в стране, в которую они вынуждены мигрировать.

РАЗДЕЛ 2

ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕЙСТВИЯ БЕЖЕНЦАМ И ВЫНУЖДЕННЫМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ В РОССИИ

Правовые аспекты условий принятия беженцев и вынужденных переселенцев на работу

Сегодня проблема трудоустройства беженцев актуальна как никогда. Многие предприятия с удовольствием приняли бы у себя десятки, и даже сотни, дополнительных рабочих рук, однако не всегда понимают, как оформить беженца на работу. С одной стороны, для приёма на работу иностранного гражданина необходимо специальное разрешение, с другой стороны беженцы – мигранты с особым статусом и они по закону имеют право работать по найму, заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Российской Федерации.[13]

Статус беженца дает полное право работнику устраиваться на рабочем месте, на уровне любого гражданина РФ. Однако беженцы не могут получить работу на стратегических военных предприятиях, устроиться на военную, государственную или муниципальную службу, а также получить должности в организациях, которые связаны с безопасностью и гостайной.

Мигранты с временным или политическим убежищем обладают теми же правами на трудоустройство, что и со статусом беженца. Для такой категории людей также не нужно разрешение на оформление трудового контракта с частным или юридическим лицом. Работодатель при этом, не должен уведомлять миграционную службу и центр занятости населения о поступлении на предприятие работника подобного уровня.

Все эти обоснования и права предоставляются переселенцу с официальным статусом беженца. Для того чтобы как можно скорее получить этот статус, достаточно при пересечении границы в миграционной карте поставить отметку в графу «цель визита» – беженец. А по прибытии обратиться в органы миграционной службы в отдел по гражданству с оформлением статуса.

При себе важно иметь полный перечень документов, который состоит из паспорта, свидетельства о рождении детей, дополнительных документов, подтверждающие образование, рабочий стаж и т.д. Желательно чтобы документация была переведена на русский язык. Для ходатайства также необходимы фотографии и сдача отпечатков пальцев. Миграционные службы переполнены переселенцами, но если учитывать, что человек получит множество преимуществ, эту процедуру важно пройти.

Получение статуса беженца открывает огромные возможности:

1) предоставляется временное жилье,

2) каждый имеет право на получение медицинской помощи в пределах медицинского страхования.

3) каждый получает возможность работать по найму или самозанятости,

4) полное содействие в трудоустройстве и даже переобучении,

5) социальная защищенность как у граждан РФ.

В дальнейшем у мигрантов появляется право в упрощенном порядке получить вид на жительство и российское гражданство.[14]

Таким образом, официальное устройство на работу является огромной проблемой, которую сам беженец и вынужденный переселенец не может решить без помощи миграционных служб, центров занятости, социальных организаций.

Порядок трудоустройства

Людям, бежавшим из своей страны к соседям, принимающая сторона, как правило, создаёт нормальные условия для жизни: предоставляет крышу над головой, обеспечивает питанием, одеждой и прочими необходимыми благами. Однако многие предпочитают не сидеть без дела на иждивении у приютившего их государства, а с первого дня ищут возможности самостоятельно содержать себя и свою семью. Тем более, важно знать, что скорейшее трудоустройство поможет вынужденным переселенцам быстрее адаптироваться в новом обществе, в непривычных условиях.

Каковы в этом случае действия потенциального работодателя, как он может принять на работу беженца из Украины и любой другой страны, если правовой статус этого человека пока не определён?

В такой ситуации необходимо соблюдать порядок, предусмотренный для оформления на работу иностранных граждан:

1. Организации, предприятия не могут трудоустраивать мигрантов, не имея на это специального разрешения. Для начала работодателю следует обратиться в местный центр занятости, обосновать потребность в иностранной рабочей силе и получить заключение сроком на 1 год. С этим документом отправиться в правоохранительные органы, дополнительно оформив:

2) проект трудового контракта с потенциальным иностранным работником;

3) данные мигрантов-соискателей в письменной форме;

4) копии регистрационных и учредительных документов организации.

Если у органов правопорядка нет претензий к документам и оснований для отказа, то выдаётся разрешение на каждого из принимаемых работников. С полученным документом будущий сотрудник должен быть ознакомлен под подпись.

2. У кандидата на трудоустройство должно быть разрешение на работу, которое он самостоятельно получает вУправлении Федеральной миграционной службы, подав заявление и приложив к нему паспорт (с нотариально заверенным переводом), миграционную карту с отметкой о пересечении границы и 2 фотографии. До подачи заявления потребуется пройти медицинское освидетельствование на предмет наркозависимости, инфекционных заболеваний и ВИЧ-статуса, а справку – предъявить миграционным сотрудникам. За оформление разрешения также взимается госпошлина. Пластиковая карточка, дающая право на трудоустройство в конкретном регионе, действует 1 год.Для работы у физического лица достаточно оформить патент на 1–3 месяца – он не требует прохождения медосмотра.

Работодатель может взять на себя оформление разрешения для вынужденного переселенца, но при увольнении такого сотрудника должен уведомить миграционную службу, то есть право на работу в таком случае человек потеряет и будет вынужден оформлять его заново.

3. С работником заключается стандартный трудовой договор. Для этого беженец предъявляет паспорт, диплом об образовании, трудовую книжку, если ранее он уже работал у российских работодателей.

Обязательно проверяется правомерность нахождения потенциального сотрудника на территории РФ. У него должны быть:

1) миграционная карта;

2) виза, если он приехал из государства, с которым у РФ нет соглашения о безвизовом режиме (Украина, а также Беларусь, Молдавия, Армения и ряд других стран бывшего СССР относятся к безвизовым);

3) разрешение на временное жительство, ВНЖ, справка о ходатайстве на получение статуса беженца или другой документ, подтверждающий легальное пребывание переселенца в России.

При оформлении документов стоит обратить внимание на важный нюанс: разрешение на работу действует 1 год, а его окончание, согласно трудовому законодательству, не является основанием для увольнения работника по инициативе работодателя. Во избежание недоразумений, трудоустраивать беженцев, не получивших официального статуса, необходимо по срочному трудовому договору: дата прекращения контракта должна соответствовать сроку имеющегося разрешения.[15]

В России есть возможность трудоустройства несовершеннолетних беженцев и вынужденных переселенцев.

Приоритетным правом при временном трудоустройстве пользуются несовершеннолетние граждане:

1) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, а также лиц, их заменяющих;

2) из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей;

3) семей беженцев и вынужденных переселенцев;

4) состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних; освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие специальные учебно-воспитательные учреждения.

Трудоустройство несовершеннолетних граждан осуществляется в соответствии с нормами законодательства, предусмотренными для данной категории граждан, на работу, не наносящую ущерба их здоровью, моральному развитию, нравственности и не нарушающую процесса обучения.

Запрещается направление подростков на тяжелые работы, работы с вредными или опасными условиями труда и в ночное время, на работы по переноске и передвижению тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы, а также связанные с производством, хранением и торговлей спиртными напитками, наносящие ущерб нравственности подростка и работы, выполняемые вахтовым методом.

Продолжительность рабочего времени в период каникул не может превышать: для учащихся в возрасте от 16 до17 лет (36 часов в неделю и 6 часов в день); для учащихся от 14 до 16 лет (24 часа в неделю и 4 часа в день).

Период работы несовершеннолетнего гражданина подтверждается справкой с указанием выполненной работы, времени работы и заработной платы или соответствующей записью в трудовой книжке, выдаваемой предприятием-организатором работ.

Организация трудоустройства подростков на временную работу проводится при непосредственном участии органов службы занятости, органов государственной исполнительной власти, образования с привлечением органов по труду, здравоохранения, комиссий по делам несовершеннолетних, комитетов по делам молодежи и осуществляется во взаимодействии с работодателями, а также профсоюзными, молодежными, детскими и другими общественными организациями и объединениями. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”.[16]

Можно сделать вывод о том, что трудоустроиться могут и взрослые, и несовершеннолетние беженцы, вынужденные переселенцы.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 2967 ;

Особенности и виды миграции населения, в том числе на территории России

Миграционные процессы испокон веков оказывали значительное влияние на развитие нашей цивилизации. Влияние же миграции на современный мир просто колоссально. Многогранное понятие миграции, её условия, принципы и последствия становятся объектом исследований экономистов, социологов, демографов… Потенциальным иммигрантам тоже желательно ориентироваться в иммиграционных тенденциях, которые наблюдаются в современном мире.

Классификация миграций населения

Само понятие «миграция» возникло давным-давно. Термин пришёл к нам из латинского языка (лат. мigratio — переселение). Миграцией называют перемещение отдельных лиц, групп, а иногда и целых народов между населёнными пунктами, регионами одного государства или даже между странами. Многогранность миграции определяется местом переезда, её длительностью, частотой и ещё многими параметрами.

Право людей менять место жительства и свободно перемещаться закреплено в Статье 13 «Всеобщей декларации прав человека».

Существует два основных типа миграционных процессов. Они бывают:

  • внутренними;
  • внешними.

В первом случае речь идёт о перемещении граждан одного государства в пределах его границ. Это может быть переезд жителей сельской местности в города (следствием чего является урбанизация), а также жителей одного региона в другой.

Лица, которое осуществляет внутреннюю миграцию, называются, соответственно, внутренним мигрантами. Сказанное легче всего пояснить на понятных примерах.

Жители Ленинградской области переезжают в Санкт-Петербург. Это будет внутренняя миграция, при которой жители небольшого населённого пункта переезжают в развитый областной центр. В качестве второго примера можно рассмотреть переезд жителя Иркутска в Москву. Гражданин Российской Федерации переезжает из одного региона страны в другой. Он тоже будет считаться внутренним мигрантом.

Внешняя миграция однозначно означает, что мигрант покидает свою страну и переезжает в другое государство. Это может происходить по различным причинам. Пример: россиянин переезжает работать в Германию. Этот процесс будет называться внешней миграцией, а герой нашего примера — внешним мигрантом.

Исследованием миграционных процессов в современных условиях занимается множество научно-исследовательских заведений во всём мире, их изучают эксперты в области экономики и демографии. Понимание актуальных тенденций ложится в основу рекомендаций правительством разных стран, влиятельным международным организациям, Организации Объединённых Наций по коррекции тех или иных направлений миграции, внесению изменений в законодательство и так далее. Итогом должна стать оптимизация мирового рынка труда, внутренних рынков труда в различных регионах планеты, а также в отдельно взятых государствах. Кроме того, рекомендации экспертов помогают представителям власти предвидеть развитие демографической ситуации в своей стране в ближайшем и отдалённом будущем, а также корректировать законодательную и социальную политику в отношении иммигрантов.

Отдельно следует рассмотреть вопрос челночной миграции. Так называется характер пересечения границ мигрантами, когда они выезжают за рубеж на определённое время, далее возвращаются на родину, и так происходит множество раз. Например, челночными трудовыми мигрантами являются россияне, которые работают в странах Евросоюза по нескольку месяцев, впоследствии возвращаются домой, а далее опять едут в Европу работать.

Мигранты стали большой проблемой для современой Европы

Размеры миграции

Миграционные процессы в современном мире практически не прекращаются никогда. Миграция может быть индивидуальной, ограниченной или массовой. В данном случае всё зависит от того, насколько системно осуществляется переезд с одного места жительства на другое вне зависимости от того, внутренняя это миграция или внешняя, а также от того, сколько людей принимают участие в этом процессе.

К примеру, житель одного из райцентров Новосибирской области переезжает в областную центр. Это будет индивидуальная миграция. Даже если он переедет в другую страну, то количественное определение миграции в данном случае не изменится. Переезд жителей Украины на работу в Польшу, принявший массовый характер, соответственно, будет считаться массовой миграцией. Понятие ограниченной миграции может рассматриваться ситуативно и является промежуточным звеном между индивидуальной и массовой миграцией. Это может быть переезд жителей одного населённого пункта в другой или переезд представителей одной профессии на работу в другую страну. Всё зависит от того, в контексте чего рассматривается в данном случае понятие миграции.

Современные научные теории, объясняющие причины расселения человечества по разным континентам планеты, разным регионам и разным странам, придают миграции огромное значение. В своё время благодаря массовой миграции населения Старого Света в Новый Свет на политической карте мира появились Соединённые Штаты Америки, Канада, Мексика, страны Центральной и Латинской Америки, Австралия и Новая Зеландия. Эти страны, по сути, были созданы именно иммигрантами. В Российской империи миграция населения фактически позволила освоить просторы Сибири и Дальнего Востока, заселить земли на Крайнем Севере.

Причины миграции

Причин миграции может быть множество. Многое зависит от жизненных обстоятельств отдельно взятого человека или отдельно взятой семьи, а также от складывающейся политической или экономической обстановки в определённом государстве или его регионе. Можно рассматривать причины миграции как для отдельно взятого человека, так и для представителей определённых национальностей или религиозных конфессий, для представителей отдельных профессий и так далее.

Видео: примеры миграционных процессов

Экономические факторы миграции

Основными побудительными мотивами для мигрантов в мирное время являются мотивы экономические. Люди всегда стремятся найти возможность зарабатывать больше, улучшить своё материальное положение, приобрести собственное жильё и, в конце концов, самореализоваться в профессиональном плане.

Одни люди готовы к глобальным переменам, а другие — нет. Именно поэтому в миграционном процессе принимают участие далеко не все представители населения.

Основными побудительными мотивами для мигрантов в мирное время являются мотивы экономические

Семейные мотивы

Множество людей покидает свои родные места и переезжает в другие города, регионы или даже страны при воссоединении с семьями, когда их приглашают к себе близкие родственники, например, дети или родители, братья или сёстры. Создание брачных союзов также способствует семейной миграции. Например, жительница Омска выходит замуж за жителя Владивостока и, естественно, переезжает на родину своего супруга. В этом случае речь идёт тоже о семейной миграции. Наряду с экономическими причинами, причины семейные являются одним из определяющих факторов современных миграционных процессов.

Вынужденная миграция

Люди, покидающие родную землю ввиду вооружённых конфликтов, голода, эпидемий и других форс-мажорных обстоятельств, являются вынужденными мигрантами. А их переезд в другие страны или регионы называется вынужденной миграцией. В современном мире вынужденная миграция, к сожалению, остаётся актуальным явлением. Например, всем известно о миграционном кризисе в Европе. Вооружённые конфликты и войны в странах Ближнего Востока, голод в Северо-Восточной Африке, а также желание жителей всего африканского континента улучшить своё материальное положение за счёт работы в высокоразвитых европейских странах привели к тому, что Евросоюзу стало очень сложно контролировать миграционный трафик. Это, в свою очередь, вызвало во многих странах-участницах Европейского Союза внутриполитический кризис, в результате которого к власти стали приходить представители радикального политического крыла. Во многом предполагаемый выход Великобритании из состава этого межгосударственного формирования был обоснован именно миграционным кризисом в старушке-Европе. Кстати говоря, нынешний президент США Дональд Трамп выиграл выборы во многом именно благодаря обещаниям ужесточить политику Соединённых Штатов в отношении вынужденных мигрантов.

Люди, покидающие родную землю в виду вооружённых конфликтов, голода, эпидемий и других форс-мажорных обстоятельств, являются вынужденными мигрантами

Я довольно часто встречаюсь с ситуациями, когда люди не могут чётко разграничить для себя понятия миграции, иммиграции и эмиграции. Поэтому постараюсь внести ясность в этот вопрос. Легче всего объяснить разницу в терминологии на примерах. Рассмотрим переезд гражданина Российской Федерации в Германию. Его отъезд с родины будет называться эмиграцией, а соотечественники будут рассматривать его в качестве эмигранта. Приезд на германскую землю будет, в свою очередь, называться иммиграцией. Для коренных немцев же переехавший россиянин будет иммигрантом. А вот, например, для жителей соседней Австрии, которых процесс переезда россиянина в Германию никоим образом не затрагивает, он будет считаться просто обыкновенным мигрантом. А его переезд из России в Германию станет, соответственно, просто миграцией. Ошибочное оперирование этими терминами может часто приводить к искажению смысла.

Читайте также:  Сезонная миграция населения

Следует сказать также несколько слов об экзистенциальной миграции. Она означает переезд мигрантов в другие страны для познания сущности бытия, стремления понять некоторые его аспекты. В частности, отечественные йоги переезжают в Индию или Непал с целью познания духовных истин, стремления пройти определённый путь, предписанный их религиозным учением.

Временные признаки миграции

Миграционные процессы также отличаются по временному признаку. Миграция может быть:

  • временной;
  • постоянной.

В данном случае не стоит углубляться в детали, поскольку понятно, что временная миграция означает переезд на ограниченное время. Например, житель Краснодарского края, переехавший в Москву в связи со сменой места работы, но намеревающийся через определённое время вернуться в Краснодарский край, будет осуществлять временную миграцию. А вот в том случае, когда он переезжает в Москву, приобретает жильё, легализуется в российской столице, то он становится постоянным мигрантом, а процесс его переезда из Краснодара в Москву носит окончательный характер и будет называться постоянной миграцией. Это же утверждение актуально для переехавших в другие страны. Но в данном случае дополнительным фактором станет получение иммиграционного статуса, сквозь призму которого (в том числе) следует рассматривать мигранта в качестве временного или постоянного.

Видео: кризис мигрантов в Европе

Формы реализации

Миграционные процессы могут быть организованными или неорганизованными (хаотичными). В данном случае деление тоже носит весьма условный характер. Например, массовая миграция при заселении европейцами американского континента носила хаотичный характер и её никоим образом нельзя было считать организованной. А вот переселение немецких колонистов в российское Поволжье, организованное правительством Российской империи, носило, соответственно, организованный характер. Организованной миграцией называют переезд отдельных мигрантов или их групп (больших и малых), когда процесс переезда регламентируется определёнными миграционными программами, действующими в принимающих их странах (во многих случаях по согласованию со правительствами странам проживания мигрантов).

Миграция также бывает добровольной или вынужденной. Впервые проблема вынужденной миграции начала официально рассматриваться на международном уровне после Второй мировой войны. В послевоенной Европе наблюдался процесс миграции огромных масс населения, вызванный последствиями этой самой кровопролитной из войн в истории. К примеру, в число вынужденно перемещённых лиц, по оценкам экспертов, входили более 12 миллионов человек. Необходимость координации миграционных процессов привела в 1951 году к созданию Международной организации по миграции. За годы своей деятельности эта структура стала главным международным органом, занимающимся вопросами миграции.

Правовой статус

По своему правовому статусу миграция может быть легальной или нелегальной. Первая предполагает, что мигранты переезжают в другие страны на основании въездных документов, получают там иммиграционный статус и в конечном итоге законно находятся на территории этих государств. Эта категория мигрантов подаётся статистическому учёту иммиграционных органов, а сам процесс во многом регулируется государством. Примером государственного регулирования миграционных процессов может стать введение квот во многих странах Европейского Союза квот в отношении приёма мигрантов, а также создание специальных иммиграционных программ, рассчитанных на привлечение в страну определённых категорий зарубежных граждан.

Нелегальная миграция является огромной проблемой для развитых в экономическом отношении стран. По мнению экспертов, только в Соединённых Штатах Америки в 2018 находятся более 10 млн нелегальных мигрантов. В отношении нелегалов постоянно ужесточается законодательство, с ними борется полиция, но количество нелегалов в мире продолжает расти.

В частности, нелегальными мигрантами считаются иностранцы, которые прибывают в определённое государство:

  • с фальшивыми документами;
  • методом нелегального пересечения государственной границы;
  • остаётся на территории страны после того, как истёк срок разрешительных документов, ограничивающих период его пребывания в данном государстве.

Все нелегальные мигранты являются в той или иной степени угрозой для общества и экономики принимающей страны. Это приводит к нарастанию социальной напряжённости в её обществе, повышению уровня безработицы среди местного трудоспособного населения, созданию хаоса на внутреннем рынке труда, а также оттоку средств за границу.

Американцы пытаются оградить себя от мексиканских нелегальных мигрантов огромной стеной

Трудовая миграция

Основными причинами трудовой миграции являются причины экономические. При современном неравномерном развитии государств наблюдается отток рабочей силы из депрессивных регионов мира в более развитые. Люди стремятся переехать туда, где можно найти высокооплачиваемую работу с комфортными условиями труда, самореализоваться в профессиональном плане. Специалисты считают, что доля трудовых мигрантов в их общем количестве в мире постоянно будет расти как в ближайшей, так и отдалённой перспективе. Например, в Объединённых Арабских Эмиратах иммигранты (львиную долю которых представляют мигранты трудовые) составляют 95% от всего населения.

Люди стремятся переехать туда, где можно найти высокооплачиваемую работу с комфортными условиями труда, самореализоваться в профессиональном плане

Миграция в России

В России сегодня вопрос миграции является очень животрепещущим. Российская Федерация является одновременно и страной-поставщиком мигрантов, и их, так сказать, потребителем. Российское правительство считает вопрос регулирования миграционного трафика одной из своих первостепенных задач.

Из России выезжают её граждане в поисках лучшей жизни за рубежом. Многие из них относятся к категории мигрантов трудовых. Регионами притяжения для них, как правило, являются Евросоюз, США и Канада. В Россию едут выходцы из постсоветских республик, которые стремятся найти здесь работу и осесть на российской земле, а также выходцы из дальнего зарубежья, например, китайцы или вьетнамцы. Основными центрами притяжения в России для них становятся Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Нижний Новгород и другие развитые в экономическом плане российские регионы.

Наблюдается также высокий уровень внутренней миграции внутри самой страны. Жители её менее развитых регионов переезжают в более развитые экономически, значительную роль в перемещении населения играет и семейная миграция. Значительное число жителей российской глубинки хотят найти работу в пределах высокоразвитых российских агломераций, где уровень оплаты труда гораздо выше, да и вакансий в разы больше.

В современной России миграция присутствует практически во всех аспектах, а её влияние на экономическую и политическую жизнь страны с каждым годом возрастает.

Более детальное знакомство с миграционными процессами позволяет лучше ориентироваться в современном мире и прогнозировать множество процессов. Это утверждение актуально и на уровне правительств, и на уровне обычных граждан, которые планируют переезд либо в другую страну, либо просто в другой город или регион.

Вынужденная миграция населения в России: причины, примеры

Проблема миграции рабочей силы за последние годы является важнейшей частью процесса глобализации, который характеризуется расширением и углублением всемирной взаимосвязанности во всех аспектах современной общественной жизни [5]. Государства, общества, экономика и культура в различных регионах мира становятся все более интегрированными. Глобализация имеет важные последствия для международной миграции рабочей силы, содействует усилению связей между международными рынками труда. Спрос на высокие технические навыки расширяет потенциал для подвижности квалифицированной рабочей силы. Вместе с тем усиление торговых связей снижает потребность в миграции через создание рабочих мест в родных государствах [4].

Согласно определению Международной организации по миграции под миграцией понимается передвижение людей в пределах одной страны или пересечение людьми международных границ. Миграционные потоки в современном мире становятся более сложными и разнообразными, изменяются их формы, состояния, направления и продолжительность.

При этом решение людей мигрировать может быть мотивировано рядом факторов [2,3,4,6]:

1) факторы экономики. Увеличивающийся разрыв уровня жизни и заработной платы способствует усилению миграции населения в города, регионы и страны с более высоким уровнем жизни, а также растущим потенциалом экономического роста;

2) факторы социализации. Высокий уровень коррумпированности, быстрые темпы снижения уровня образования и услуг системы здравоохранения являются серьезнейшим фактором, который определяет миграцию;

3) географические факторы. Рост численности мигрантов за последние годы, смена ими места жительства обусловлены необходимостью изменения климата, а также негативным воздействием факторов окружающей среды (потопы, наводнения, засухи, землетрясения) в зоне их постоянного проживания;

4) демографические факторы. Миграция может быть вызвана недостатком личной свободы человека, ущемлением по национальным признакам, религии, полу. Сюда же можно отнести спад рождаемости и рост продолжительности жизни во многих странах с высоким уровнем доходов, что способствует неуравновешенности спроса и предложения на рабочую силу между развивающимися и развитыми государствами. А неполную занятость, приводящую к миграции, может обеспечить избыток рабочей силы в государствах с невысоким уровнем доходов и уровнем жизни. С другой стороны, пожилое население в большинстве развитых стран даёт подспорье для значительного роста спроса на иностранных рабочих.

Россия входит в пятерку стран по числу мигрантов. Наша страна заключает некий «бартер» с иностранными гражданами и получает выгоду с экономической точки зрения, т.е. рабочую силу, а мигранты получают возможность повысить свой уровень жизни и доходов, чтобы впоследствии помочь своей семье. По статистическим данным 2016 года, число иностранных граждан, въехавших, на территорию России для получения постоянного места жительства составляет 6 миллионов человек. К странам, для жителей которых миграция в Россию является наиболее типичной, относят Узбекистан, Украину, Таджикистан, Казахстан и Армению (рисунок 1).

Мигранты занимают те трудовые ниши, которые не хотят занимать граждане РФ – ремонтные работы, сфера услуг, торговля.

Рисунок 1 – Состав и структура иностранной рабочей силы в России в 2016 году, тыс. чел.

При этом мигранты являются причиной возникновения проблем, негативно влияющих на экономику и гражданское общество России. Мигранты не знают нелегально языка, норм права и правил поведения в России. За последние несколько лет возросли число преступлений, которые совершили именно выходцы из других государств на нашей территории. Сюда относят мошенничество, несоответствие миграционных документов, воровство, вандализм.

Проанализировав экспертные оценки, приходим к выводу, что в последующие годы поток мигрирующих граждан в нашу страну будет повышаться. Вызвано это очень тяжелой политической и экономической ситуацией в мире. Конфликты в Сирии и на Украине усугубляют положение соседних стран из-за вынужденного переселения людей. Ухудшение уровня жизни в менее развитых странах по сравнению с Россией, – это всё причины того, почему граждане других стран хотят попасть на территорию нашего государства. Все эти причины и факторы дают понять, что необходимость ужесточения контроля мигрирующих граждан и изменения в законодательной базе имеет очень большое значение. Опорными пунктами указанных изменений являются:

1) Обязательное наличие загранпаспорта. С января 2016 года граждане других стран уже не могут пользоваться на территории России обычным паспортом. Исключение теперь не делают ни для жителей Таджикистана, ни для Украины, ни для любых других государств. Котируется в РФ для иностранных граждан только загранпаспорт. Не затронут такие поправки только выходцев из Евразийского союза, в который входят Армения, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан;

2) выявление причины приезда в Россию. Если гражданин другой страны не указывает причину приезда, то он не сможет устроиться на работу официально. Эта поправка относится и к безвизовому режиму. Если целью приезда гражданина является туризм, то ему будет отказано в получении патента или разрешения на трудовую деятельность;

3) установление определенных сроков на регистрацию. По приезду в Российскую Федерацию нужно встать на учет, дается на это за 15 дней. Если за это время гражданин не успевает встать на учет, то его пребывание в стране является незаконным;

4) получение миграционного патента. Это документ, который подтверждает право иностранных граждан осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации. Разрешение на работу выдается на один год, после чего нужно делать переоформление;

5) обязательная сдача экзаменов на знание русского языка, истории и основ права. Экзамены сдают в виде тестов. Для прохождения аттестации следует уплатить госпошлину в размере 3000 тысяч рублей;

6) оформление медицинского и социального страхования. В обязанности иностранных граждан входит уплата налога на страхование в размере 1,8% от своей заработной платы. Это страхование является гарантом медицинского страхования, постановки на учет в Центре занятости и выплаты компенсации в случае потери работы. Для оформления страховки следует совершать взносы минимум 6 месяцев;

7) упрощенная подача документов для студентов. Упрощенная система действует только для иностранных студентов, которые закончили Российское учебное заведение. Для получения работы опыт не требуется, и срок получения гражданства может составлять 9 месяцев.

Число иммигрантов из дальнего зарубежья увеличивается в арифметической прогрессии. За 2017 год это число увеличилось на 47% или на 4,2 тысячи человек. Важно отметить и то, что наша страна имела положительный миграционный баланс в обмене со странами, в которых ранее теряла население, этими странами были Германия, Израиль, Греция и всё это результат хорошей работы миграционных служб.

Большинство мигрантов, которые были зарегистрированы в период с 2012-2016 года, являются гражданами бывшего СССР, а именно Украины, Узбекистана и Таджикистана. Из этого вытекает тот, факт, что у данных стран соглашение с Россией о безвизовом режиме въезда, тогда как Украина ограничила поток российских мигрантов в свою страну.

Важен тот факт, что 95% миграционного потока в Россию дает только 10 мировых государств. Беспрецедентным лидером такого потока, несомненно является Узбекистан. Общее число граждан, которые получили разрешение на работу достигло уже 1434 тысячи человек на 2016 год. На втором месте с небольшим отрывом идет Таджикистан 838 тысяч человек. И замыкает тройку финалистов Украина, из которой в Россию приехало 504 тысячи трудоспособного населения. Среди стран, которые не входили в состав СССР можно отметить Китай 114 тысяч человек, КНДР 45 тысяч человек и Турция 51 тысяча человек.

Стоит отметить и страны Таможенного союза ЕАЭС: Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия им в связи с изменениями в Российском законодательстве разрешительные документы для занятий трудовой деятельностью больше не нужны.

Что касается вклада в Российскую экономику у Государственного Института управления существует статистика ВВП. Так, например, труд мигрантов обеспечивает 8-10% ВВП России. Несмотря на это постоянно или временно проживающие мигранты продолжают выводить заработанные денежные средства в свои родные страны. К примеру, 20% ВВП Молдавии обеспечивают гастарбайтеры, отправляющие свои денежные средства. При этом переводы российских рублей намного опережают долларовые и уже почти сравнялись с европейской валютой. Это объясняется ужесточением миграционного законодательства Европейского Союза. Причина кроется так же и в затяжном экономическом кризисе и больших количествах безработицы в Южной Европе. Что касается Таджикистана его ВВП от переводов, заработанных в России денежных средств составила 49%.

Исходя из вышеизложенного можно сказать, что для российских работодателей удобнее и выгоднее нанимать дешевую иностранную рабочую силу нежели местное население, так как им не нужна высокая квалификация на рабочие специальности, а также иностранцы согласны на меньшую оплату труда. И конечно же принятие на работу без оформления трудового договора способствует снижению экономического состояния и уменьшению доходов местного населения России в связи с чем растет теневая занятость и безработица в России.

Таким образом, систематизируя нормативную базу Российской Федерации, миграционные потоки будут идти более цивилизованно. Это необходимый элемент государства призван свести конфликт интересов и национальную вражду к минимуму. Так как иммиграция играет важнейшую роль в современных экономический, политических и демографических процессах следует ужесточить нормативно-правовую и законодательную базы Российской Федерации для более устойчивого положения как внутри страны, так и на мировой арене. Миграция должна быть более систематизированной и носить только легальный характер.

Особенности, тенденции и анализ миграционных процессов в России

Термин «миграция» происходит из латыни и применяется для обозначения массового перемещения людей из одной страны в другую. Это явление всегда находится в центре внимания различных наук: социологии, экономики, психологии и демографии.

Особенности, тенденции и анализ миграционных процессов в России

Термин не ограничивается обозначением перемещения из страны в страну. Миграцией можно считать переезд из села в город, смену региона жительства внутри страны и другие формы смены места жительства. Но во всех случаях есть общие знаменатели. Например, миграционные процессы в России и постсоветских странах носят преимущественно экономический характер.

В новом месте людей привлекают возможности для карьеры, более высокий уровень жизни, безопасность в обществе и уровень образования. Самый распространенный вариант миграции – это переезд в крупные города. Чем крупнее город, тем больше в нем населения – потенциального потребителя. Соответственно, в таких местах создается большое количество предприятий. Чем больше предприятий – тем выше спрос на рабочую силу разных мастей.

Анализ миграционных процессов в России показывает еще одну закономерность: если предстоит выбор между двумя городами, то мигранты выбирают тот, который ближе по географическим параметрам. Хотя транспортная развязка достаточно хорошо организована по всей стране.

Классификация и виды

Миграция имеет четкие отличия от других видов перемещения. Например, переезд в пределах одного города или села не относится к миграции. Особенности миграционных процессов в России заключаются в том, что при анализе следует опираться на ряд признаков:

  • Территориальные признаки, или еще этот вид миграции называется в виде пересекаемых границ. Их два: внешняя и внутренняя. Внешняя означает выезд из страны, внутренняя означает перемещение населения из одного города в другой в пределах страны. Внешняя миграция подразделяется на два подвида: эмиграция – отток населения – и иммиграция – приток населения из других стран. В мире преобладают страны, в которых эмиграция выше, чем иммиграция. Среди стран, куда предпочитают въезжать и обосноваться новые граждане, можно отметить такие: Германия, Франция, Канада и США.
  • Временные длительности, или по временным признакам отличают постоянную, временную, сезонную и маятниковую миграцию. Если с первыми тремя категориями все понятно, то четвертая требует разъяснения: маятниковая миграция – периодическое перемещение группы людей. Обычно это бывает связано с учебой или работой.
  • Формы реализации бывают стихийными или организованными. Тенденции миграционных процессов в России показывают, что отечественная иммиграция имеет в основном стихийный характер.
  • По видам причин. Причины могут быть самыми разнообразными. Но решиться в один момент покинуть привычный круг и уклад жизни не всегда легко. На то нужны веские причины. Обычно они имеют политический, экономический или социальный характер.
Читайте также:  Что делать, если потеряна миграционная карта

Наиболее примечательна миграция трудоспособного населения. Это явление – первостепенная задача многих соседних государств, но в России эти показатели относительно низкие.

Распространенный вид

Самый распространенный вид миграции – в зависимости от участия (или безучастия в определенных процессах) государства. По такому фактору миграция делится на два вида: добровольная и принудительная миграция. В первом случае подразумеваются некоторые сложившиеся обстоятельства, при которых граждане не видят смысла оставаться в своей стране.

Как правило, в таких случаях есть недостаток в основных компонентах жизни: безопасность, уверенность в завтрашнем дне и доступ к пище. Случай с вынужденной миграцией возникает по причине природных катаклизмов или экологической ситуации, при которых жизнь и здоровье граждан находятся под угрозой.

Текущая картина

В последние десятилетия в отрасли миграции в России произошли динамичные перемены. За это время картина менялась в зависимости от двух видов факторов:

  1. Положительных, связанных с развитием демократических принципов в обществе, с реализацией конституционных прав граждан, в число которых входит и свобода передвижения. Также следует отметить, что за это время активно развивались рыночные отношения, и Россия уверенно вошла в международный рынок труда в качестве потенциального работодателя для многих стран.
  2. Отрицательные, связаны с распадом Советского Союза, когда во многих постсоветских странах вспыхнули волны национализма, развивался терроризм и ухудшение экономической ситуации.

Только за последние 10 лет из стран Балтии и СНГ в Россию переселились более 8,6 миллиона человек. Между тем массовый нелегальный приток, возникший в начале 1990-х годов и имеющий продолжение по сегодняшний день, постепенно сходит на нет.

«Утечка мозгов»

Особенности миграционных процессов в современной России не являются исключением от общеизвестных социальных явлений. Термин «утечка мозгов» давно применяется в социологии, демографии, экономике и геополитических науках. Но для России он стал актуален сравнительно недавно.

По сути, термин обозначает отток интеллигенции из страны. Вместе с тем страну покидают потенциальные ученые, инженеры, научные исследования и изобретения. У государства нет официальных рычагов воздействия на это явление. Но есть вопиющие факты.

Пример

Согласно статистическим данным Министерства науки и технологий РФ, около 8000 российских ученых трудятся в рамках научных программ Пентагона и Министерства энергетики США. Вдобавок ко всему в своей работе они используют российские технологии, оборудование и иные результаты исследовательской деятельности российских ученых. Причиной такой картины является тот факт, что управление миграционными процессами в России в сфере интеллектуальной собственности и связанной с ней миграции не имеет законодательных основ.

Карта миграции по миру

Тенденции в миграции четко отслеживаются через рынок труда. Согласно данным из этой отрасли, можно отчетливо выделить следующие направления перемещения населения:

  • Жители ближнего зарубежья предпочитают Россию.
  • Россияне обычно выезжают в дальнее зарубежье.
  • В меньшем количестве – из РФ в ближнее зарубежье.
  • Есть также приток к РФ из дальнего зарубежья.

Миграционные процессы в России показывают, что в целом преобладает приток рабочей силы, чем отток.

Причины

Как показывают исследования в разных странах, причин для смены страны проживания множество. Например:

  • Экономические или социальные.
  • Притеснение на своей родине по религиозным признакам.
  • Обострение военно-политических факторов.
  • Экологическая ситуация.
  • Природные катаклизмы и другие ЧП.

Эти и другие факторы, имеющие место в очень многих странах мира, заставляют жителей уезжать в соседние или дальние страны.

Особенности миграции в РФ

Миграционные процессы в современной России стоят довольно остро. Рост притока из других стран связан с различными внешними и внутренними факторами. Так, одной из главных внутренних проблем является несовершенство миграционного законодательства. Основной внешний фактор – это ухудшение положения в других странах, открывающее путь, в частности, к нелегальной миграции. На сегодняшний день самое большое количество нелегальных мигрантов в РФ приезжает из Украины.

В целом, изучив тенденции последних лет, специалисты сделали выводы. Если резюмировать, то миграционные процессы в современной России имеют следующие тенденции:

  • В несколько раз увеличилась внутренняя миграция. Почти во всех случаях у этого явления одна причина – поиск работы.
  • Существенный рост количества вынужденных переселенцев и политических беженцев.
  • Если рассмотреть гендерные признаки, то основную долю составляют женщины.
  • Львиная доля перемещений осуществляется людьми трудоспособного возраста.
  • Масштабы постоянной миграции охватили не только столицу, но и другие города страны.

В связи с этими факторами в настоящее время в крупных городах России наблюдается максимально плотное заселение людей.

Важность проблемы

Миграционные процессы в России в настоящее время требуют безотлагательных мер. Роль исполнителя в этом поприще отведена Федеральной миграционной службе. В частности, в ее компетенцию входят следующие задачи:

  • Осуществление контроля над теми, кто пересекает границу страны.
  • Ведение учета приезжих граждан.
  • Осуществление регистрации приезжих.
  • Формирование и выдача документов на временное или постоянное проживание.
  • Выдача патентов рабочего характера.
  • Выдача или отказ в выдаче гражданства.
  • Легализация пребывания всех иностранных граждан.

Роль государства

Тем не менее миграционные процессы в России требуют непосредственного участия государства, способствуя продвижению следующих идей:

  • Создание благоприятных условий для въезда и ПМЖ соотечественников из других стран.
  • Регулирование механизмов привлечения к работе иностранных граждан.
  • Поддержка развития внутреннего перемещения граждан. В частности, следует обращать внимание на Дальний Восток, где наблюдается острая нехватка не только рабочей силы, но и жителей в целом.
  • Вклад в развитие миграции образовательного и академического характера, что способствует въезду в страну высококвалифицированных граждан.
  • Оказание административно-консультативной поддержки тем, кто уже переезжал внутри страны.
  • Усовершенствование миграционного законодательства с акцентом на упрощение системы легализации пребывания иностранных граждан в РФ.
  • Разноплановая помощь иностранцам в адаптации и социально-культурной интеграции.
  • Борьба с нелегальным потоком миграции, в частности, полноценное регулирование миграционных процессов в России.

Этапы осуществления государственных мер

Об этих и других мерах разговоры с высоких трибун ведутся давно. Разработан четкий план действий, а сама задача поделена на несколько этапов.

  1. Организация центров оказания помощи для мигрантов, которые будут помогать в их скорейшей адаптации. Эти меры были запланированы на 2012-2015 гг. и осуществлены в полной мере.
  2. Ведение мониторинга путем внедрения новейших информационных технологий, годы реализации – с 2016-го по 2020-й. Также в этот период приоритетной задачей государства является противостояние оттоку населения из Сибири и Дальнего Востока путем создания благоприятных условий проживания и труда для местного населения.
  3. Итоги планируются подвести в 2025 году. Если будут выявлены слабые места или низкая эффективность той или иной меры, то они будут внедрены снова с корректировкой. В целом одной из основных задач является остановка оттока из вышеуказанных регионов и способствование притоку.

Россия в международных миграционных процессах

Также следует отметить ситуацию и тенденции миграции в глобальном плане. Если сравнить мировые показатели, то самые тесные миграционные связи между странами образовались в СНГ.

Несомненно, Россия в международных миграционных процессах играет ведущую роль, так как пятая часть от общей доли приходится на ее долю. Как уже отмечалось, преобладает количество въезжающего населения.

Также международные данные свидетельствуют, что в последние годы внешние миграционные процессы в России перетерпели существенные изменения. В частности, наблюдается существенное снижение оттока из России в страны дальнего зарубежья. В пору процветания оттока граждане в основном выбирали такие страны, как Германия, Франция и Израиль.

Основная рабочая масса миграционного характера в России складывается из жителей таких стран, как Украина, Молдова, Китай и страны Таможенного союза. Приезжие из этих стран в основном трудятся в отрасли промышленности или строительства.

Заключение

Миграционная картина в России часто меняется. Но учитывая специфику явления, нельзя сделать скоропалительные выводы. Обычно с того момента, когда человек принимает решение сменить место жительства, и до момента реализации могут проходить годы.

Приоритетной задачей России является снижение показателей оттока высококвалифицированных граждан, так как через некоторое время это приведет к массовой нехватке ценных специалистов.

Если учесть потребности выезжающих граждан, то причины во всех случаях можно свести к единому знаменателю. Например, один из самых привлекательных факторов за границей – доступность жилья. Следом идет качество образования и медицины. Учитывая такие данные, страна должна предпринимать соответствующие меры. А потенциала хватит на решение всех проблем.

Регистрация граждан Казахстана в России в 2020 году: нужна ли, сколько можно жить в РФ без нее

Прописаться на территории РФ на постоянной основе, оформить временную прописку или же регистрацию иностранцы могут только по правилам, предусмотренным внутренним законодательством. Рассмотрим порядок регистрации для граждан Казахстана.

Временная регистрация для граждан Казахстана в России – закон

Регистрация казахстанцев в России, впрочем, как и других иностранцев, регулируется законом «О миграционном учете граждан в РФ». Согласно данному правовому акту, если иностранец находится на российской территории более семи дней, то он обязан пройти процедуру регистрации.

Такая регистрация именуется еще миграционным учетом. После этого гражданин Казахстана или любой другой иностранный гражданин имеет право получить РВП (разрешение на временное проживание). После этого речь может идти уже и о виде на жительство.

О прописке

Отметим, что в законодательстве РФ нет такого понятия, как «прописка». Вместо нее имеет место регистрация различных видом. В первые годы жизни на территории России речь практически всегда идет о временной регистрации, о РВП.

Как встать на миграционный учет

Миграционный учет регулируется вышеуказанным правовым актом. Встать на такой учет в 2020 году можно по месту пребывания можно:

  1. В отделении ГУВМ МВД РФ.
  2. В многофункциональном центре.
  3. Через портал Госуслуги.

Для получения миграционной карточки нужно предоставить заявление, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и др. Если постановка на миграционный учет происходит по трудовому патенту, нужно подать и его.

Миграционная карточка рассчитана на определенный срок, который не может превышать девяносто суток. По истечении данного срока, казахстанец должен либо покинуть территорию РФ, либо получить разрешение на временное пребывание (так называемое РВП). Таким образом, на вопрос о том, сколько можно находиться в России без регистрации гражданам Казахстана, законодатель дает четкий ответ – семь суток.

Льготы для жителей Казахстана

Никаких послаблений по поводу постановки на миграционный учет для казахстанцев нет. Однако упрощена процедура прохождения временной регистрации в рамках РВП. Так, этим гражданам нет необходимости предоставлять визы или разрешения на въезд. Для получения РВП им достаточно лишь предъявить миграционную карту с не истекшим сроком действия. Читайте подробнее в нашей статье: получение РВП в России гражданами Казахстана в 2020 году: порядок, перечень документов для оформления разрешения. ⇐

Сроки пребывания

В рамках миграционного учета иностранцев предусмотрены определенные временные рамки. Так, до получения миграционной карточки такое лицо может находиться на территории РФ не более семи суток. Данный срок может быть продлен только для отдельных категорий лиц посредством внесения изменений в федеральное законодательство.

После истечения срока действия вышеуказанного документа, необходимо получить РВП. Срок действия этого акта не может превышать девяноста суток. Продление этого акта допускается в порядке и по правилам, предусмотренным законом.

Сколько дней гражданам республики Казахстин можно находиться в России без регистрации

Как отмечалось выше, для иностранных граждан предусмотрен срок для оформления миграционной карты, равной неделе.

Это правило не распространяется только на те ситуации, когда такие граждане прибыли на территорию России для трудовой деятельности в рамках заключенного трудового договора. В таком случае жить на территории государства они имеют право не более месяца, не проходя при этом никакой административной процедуры регистрации. Если возможно установить, что месячного срока для нахождения резидента РК в России может не хватить, то он обязан пройти процедуру регистрации.

Данные правила установлены международным договором, который был заключен между Россией и Казахстаном и который содержит положения о мобилизации и обмене трудовыми ресурсами между этими странами.

Если сроки пребывания нарушены

В той ситуации, если иностранец нарушает правила пребывания на территории РФ, то он может быть подвергнут депортации. Под ней понимается принудительная высылка за пределы границ РФ. Это прямо закреплено кодексом об административных правонарушениях.

Помимо депортации имеется масса и других негативных последствий, к которым, например, можно отнести запрет на пребывание в России в течение определенного срока (год, пять лет и др.).

Упрощенное получение гражданства РФ

Гражданство в РФ можно получить только согласно процедуре, установленной законодательством. Выдать гражданство и принять жителя республики Казахстан в упрощенном порядке можно только в исключительных случаях, к которым относятся:

  • выдача гражданства в рамках программ переселения;
  • для носителей русского языка или различных этническо-культурных качеств;
  • если гражданин – ветеран Великой Отечественной Войны;
  • если дети – граждане Российской Федерации и др.

Для оформления гражданства нужно будет предоставить: паспорт; регистрационные документы; заявление; фотографии; доказательственную базу, свидетельствующую о возможности прохождения упрощенного порядка получения гражданства.

Документы, предоставленные гражданином, могут рассматриваться довольно-таки долго. Законом установлен для этого действия шестимесячный срок.

Нужно помнить, что в соответствие с международными договорами, казахстанцы могут после получения российского гражданства оставаться резидентами и своей страны.

Как продлить регистрацию

Для гражданина РК, продлить регистрацию возможно не во всех ситуациях. Для этого нужно указать весомые причины осуществления данного действия. Ими могут стать, например, продолжение обучения, окончание трудовой деятельности и др. Если же такие основания отсутствуют, то гражданину придется заняться оформлением разрешения на временное пребывание. Это действие происходит в несколько этапов:

  1. Сбор и подготовка документов.
  2. Написание заявления и направление сопутствующих актов в уполномоченный государственный орган.
  3. Ожидание ответа.
  4. Получение РВП.

Как правило, документы изучаются в двухмесячный срок. При наличии исключительных обстоятельств этот срок может быть увеличен до полугода. Если основания для отказа в выдаче РВП отсутствуют, гражданину выдается необходимый документ.

Продление регистрации по трудовому договору

Заключенный иностранцем на территории России трудовой договор может стать основанием для продления регистрации. Однако такое применяется не всегда. Как правило, это имеет место в ситуациях, когда трудовое соглашение носит срочный характер или же производятся сезонные работы. Во всех остальных ситуациях гражданину будет предложено оформить разрешение на временное пребывание.

Порядок продления регистрации по трудовому договору происходит в общих формах. К списку необходимых документов нужно будет приложить сам договор.

Таким образом, для граждан РК предусмотрен льготный порядок регистрационных действий только в тех ситуациях, когда он относится к одной из категорий лиц, предусмотренных законом, или же прибыл в РФ для осуществления трудовой деятельности.

Правила пребывания граждан Казахстана в России в 2021 году

С 2014 года Казахстан официально вошел в число участников межгосударственного объединения ЕАЭС. Наряду с этой страной в союз вошли Российская Федерация и Республика Беларусь для обсуждения вопросов и достижения единогласных решений по взаимовыгодному сотрудничеству. Также отношения между странами по порядку пересечения государственных границ, перемещению товаров и оказанию услуг, передвижению капитала скрепили Армения и Кыргыстан. Касаются закрепленные независимым объединениями соглашения вопросов определения порядка пребывания на территориях стран граждан иных государств. В чем состоят нормы о нахождении граждан Казахстана в РФ, рассмотрим подробно в этом материале.

Срок нахождения казахстанцев в России

Для граждан Казахстана при прибытии в РФ установлены следующие правилам:

Постановка на учетПри нахождении иностранцев из Казахстана в России сроком более 1 месяца, необходима постановка на учет при обращении с уведомлением в миграционную службу ГУВД РФ по месту пребывания в России.
Трудовая миграцияПри следовании казахстанцев в РФ в связи с заключением трудового договора, то срок разрешенного пребывания в России определяется периодом действия такого соглашения и не может быть больше установленного времени работодателем.
Расторжение отношений с работодателемВ случае досрочного расторжения трудового контракта, казахи имеют возможность в течение 15 дней осуществить поиск нового места занятости с сохранением разрешения на пребывания в РФ, если с момента въезда в Россию прошло не более 90 дней в общей сложности. Срок пребывания продлевается на дополнительное время в пределах действия нового трудового контракта, о чем уведомляется ФМС РФ.
Правило 90/180Для всех категорий казахов, следующих в РФ по различным причинам, как деловые отношения или воссоединение с семьей, остается неизменным правило. При временном нахождении в России на территории страны можно пребывать не более 90 дней в совокупности в течение полных 180 дней с учетом нескольких въездов и выездов. Исключение составляют трудовые отношения, такая норма не распространяется в таком случае.
Когда не обязательно соблюдать срок 90 дней в течение 180Не обязательно выезжать с территории РФ казахам, которые находятся в стране с целью – при образовании в российском Вузе на дневном факультете, при подаче ходатайства о выдаче РВП, в случае продления срока действия договора на общих основаниях. А также при наличии вида на жительство, работе по патенту, лечение в медучреждении на территории РФ.

Важно: при пересечении государственной границы РФ гражданам Казахстана теперь не требуется заполнять миграционную карту, если находится в России они будут не более 1 месяца. Вместо карточки теперь проставляется отметка в удостоверении личности иностранца о въезде на территорию другого государства.

Правовые основания пребывания казахов в РФ

Правила нахождения иностранцев в России регламентируются нормативными актами:

  1. ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»;
  2. Постановление Правительства РФ №94 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».
  3. Международные соглашения между РФ и Казахстаном, ЕАЭС о порядке удостоверения личности граждан при нахождения в странах, порядке миграционного учета в упрощенном порядке.
Читайте также:  Изменения в миграционном законодательстве в 2020 году: кратко о главном

Законодательными актами отменяется регистрация иностранцев по адресу пребывания, но вводится процедура миграционного учета, которая осуществляется уполномоченными органами, учрежденными на территории страны.

Порядок уведомления о прибытии казахами

Для оповещения о пребывании на территории РФ иностранцы из Казахстана обязаны выполнить следующие действия:

Въезд в РоссиюСотрудникам таможенной службы на границе предъявляется удостоверение личности гражданина Казахстана. Изыматься документ не должен, он остается на руках у владельца. При совершении поездки с целью осуществления трудовой деятельности заполняется миграционная карточка, в которой указывается цель пребывания – трудовая деятельность.
УведомлениеПосле въезда в РФ казахи должны передать в территориальное подразделение ФМС РФ извещение о месте пребывания. Сделать это нужно не позднее, чем в течение 30 дней с момента пересечения государственной границы РФ.
Трудовая деятельностьПри трудоустройстве иностранца работодатель обязан оповестить миграционную службу, налоговый орган по месту постановки организации на учет о привлечении иностранной рабочей силы, заключении трудового контракта. Сделать это не нужно не позднее, чем в течение 3 дня. Ответственность за нарушение таких правил очень строгая. Все действия должен осуществлять работодатель самостоятельно.

Кто приглашает казаха в РФ

В качестве принимающей стороны, имеющей гражданство или право на проживание на территории РФ, по приглашению которых вправе приехать казах, могут выступать:

  • россияне с местными паспортами;
  • лица с видом на жительство;
  • иностранные лица, которые имеют право на проживание в России;
  • юридические лица, имеющие право на привлечение граждан Казахстана.

Уведомление ФМС РФ о прибытии в РФ

В отношении оформления статуса иностранца из Казахстана в РФ действуют следующие правила:

  1. При прибытии в Россию казахстанец передает свои документы принимающему лицу. Подается уведомление о нахождении в пределах РФ иностранца. Такие меры должны быть приняты в течение 24 часов с момента переселения государственной границы РФ. Допускается направление документов по почте в этот же срок.
  2. При проживании гражданина Казахстана в России постоянно, он вправе подать заявление самостоятельно в Управление Федеральной миграционной службы по месту нахождения. Срок временного нахождения также составляет 90 дней. В иных ситуациях возможно продление периода пребывания в РФ или требуется покинуть территорию добровольно во избежание применения принудительной депортации.

Если гражданин Казахстана постоянно проживает на территории России, то он может сам обратиться в отделение Федеральной миграционной службы и сообщить о своем прибытии.

Временное пребывание лица на территории России может длиться до 90 дней. После этого гражданин должен покинуть страну. В некоторых случаях разрешается продление срока нахождения и миграционного учета.

Важно: при пересечении государственной границы РФ, если иностранец пребывает в страну с целью трудовой миграции, требуется указать в карте цель въезда – работа. В отсутствие такой записи устроиться по трудовому контракту легально не получится.

Льготы для казахстанцев в России

Основные правила в рамках союза регламентируют порядок пребывания граждан Казахстана на территории РФ, равно как в другой стране – участнице ЕАЭС. В акте указано:

  1. Всеми государствами устанавливается единый рынок труда, в связи с чем стало возможным единообразное регулирование рабочей миграции. Условия труда для граждан всех государств признаются едиными.
  2. При въезде вместе с родителями несовершеннолетних детей им предоставляется разрешение на проживание в течение такого же срока, как и законным представителям. При наличии РВП или ВНЖ им оформляются такие же документы на нахождение в стране, при временном пребывании – срок ограничивается также по норме 90/180.

Теперь для казахов предварительное получение разрешения на труд в органах миграции РФ не требуется, как и ожидание выделения квоты для определенных специальностей для занятия их иностранцами. Достаточно заключить трудовой контракт и подать уведомление о необходимости продления срока пребывания в связи с оформленными отношениями в региональное отделение ФМС России.

Прокофьев Р.Н., сотрудник миграционного отдела

Ответственность за нарушение порядка пребывания

В случае просрочки времени, отведенного гражданам Казахстана при проживании в России, либо отсутствия разрешительных документов на работу или уведомления властей о прибытии иностранца в РФ, налагаются следующие меры ответственности:

  • Штраф на организацию, пригласившую иностранца на работу, – от 250 000 до 800 000 руб. за человека.
  • На гражданина Казахстана при неисполнении им законных обязанностей – от 1 500 до 15 000 руб., в зависимости от тяжести совершенного проступка, вины и периода просрочки.
  • Принудительное выдворение сотрудниками правоохранительных органов.
  • Запрет на въезд в РФ в следующий раз в связи с нарушением миграционных правил.

Распространенные ошибки

Ошибка 1. Неуведомление ФМС РФ о прибытии гражданина Казахстана в Россию является нарушением, если даже приглашение было отправлено физическим лицом – иностранцем, постоянном проживающим в РФ или с местным паспортом. Отправить извещение следует в течение 2 дней после прибытия иностранного гражданина в РФ – пересечения государственной границы.

Случай из практики

Гражданин Казахстана приехал на работу в Россию. При пересечении государственной границы он заполнил миграционную карту, в которой указал цель прибытия – заключение трудового контракта. Он передал копию удостоверения личности и карту организации-работодателю в РФ, представителями было отправлено извещение о прибытии иностранца в течение 2 дней с момента въезда в Россию. При обращении в ФМС РФ был проставлен срок нахождения в стране – 1 год согласно период действия трудового контракта.

Вопрос-ответ

Вопрос 1. Что делать, если срок разрешенного пребывания в РФ истек, а гражданин продолжает оставаться на территории страны?

Гражданам Казахстана разрешается находится в России по общему правилу не более 90 дней в течение общих 180 дней. По истечение указанного периода иностранец обязан покинуть территорию страны самостоятельно. Перед этим он обязан передать приглашающей стороне – россиянам, постоянно проживающим иностранцам или организации-работодателю, отрывную часть извещения ФМС РФ о прибытии или почтовую квитанцию. Этот бланк передается в ФМС РФ в течение 2 дней об оповещении о выезде иностранца за рубеж.

Вопрос 2. Что делать, если на момент проживания в России истек срок действия удостоверения личности гражданина Казахстана?

Паспорта не продляются. Такое правило установлено в Законе Республики Казахстан от 29.01.2013 «О документах, удостоверяющих личность». В связи с этим следует обратиться в консульское учреждение Посольства Казахстана в России и подать заявление о выдаче нового паспорта, предоставив комплект документов.

Посольство Республики Казахстан в Российской Федерации

Коронавирус – COVID-19

Правила въезда и пребывания в России

Общие правила пребывания в России
Памятка для казахстанских студентов в России
Особенности пересечения белорусско-российской границы гражданами Республики Казахстан
Что нужно знать гражданину Республики Казахстан при поездке в Россию,
а также транзите через Россию в Украину
(полезные советы)

1. Вопрос: Каков порядок въезда в Российскую Федерацию?

Ответ: Для въезда в Россию гражданину Казахстана необходимо иметь:

– для взрослых – национальный паспорт или удостоверение личности гражданина Республики Казахстан;
– для детей до 16 лет – свидетельство о рождении или национальный паспорт.

Гражданам Казахстана для въезда в Россию виза не нужна. При пересечении казахстанско-российской границы граждане Казахстана обязательно должны оформить миграционную карту с отметкой о дате въезда, которая становится документом, подтверждающим законное право на временное пребывание в России в течение 90 дней. Миграционная карта оформляется только в пунктах пропуска через государственную границу России.

2. Вопрос: Каковы правила пребывания граждан Республики Казахстан в Российской Федерации?

Ответ: Граждане Республики Казахстан, временно пребывающие на территории России сроком не более 30 дней, освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в территориальных органах Управления по вопросам миграции МВД РФ (УВМ МВД РФ).

Срок временного пребывания исчисляется с даты въезда гражданина Республики Казахстан на территорию России, подтвержденной миграционной картой с отметкой органов пограничного контроля, проставляемой при въезде на территорию России.

В случае пребывания гражданина Республики Казахстан на территории России свыше 30 дней, указанный гражданин обязан зарегистрироваться (встать на учет по месту пребывания) в территориальных органах УВМ МВД РФ. Для этого, принимающая сторона лично, либо по почте должна уведомить территориальный орган УВМ МВД РФ о прибытии гражданина Республики Казахстан. В качестве принимающей стороны могут выступать юридические лица, граждане России или иностранные граждане, постоянно проживающие в России. От гражданина Казахстана требуется предъявить принимающей стороне, национальный паспорт или удостоверение личности, а также миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде в Россию. Общий срок пребывания не может превышать 90 дней.

Гостиницы, дома отдыха, пансионаты и тому подобные учреждения, должны уведомить территориальные органы УВМ МВД РФ о прибытии иностранного гражданина в течение одних суток с момента поселения иностранного гражданина.

Отрывную часть бланка уведомления о прибытии с проставленной специальной отметкой, принимающая сторона обязана отдать иностранному гражданину.

Обращаем Ваше внимание: без постановки на миграционный учёт, пребывание иностранного гражданина на территории России становится незаконным.Находясь на территории России, гражданину Казахстана необходимо постоянно иметь при себе национальный паспорт или удостоверение личности, а также документы, свидетельствующие о законности его пребывания (миграционная карта, отрывной талон бланка уведомления с отметками территориального органа УВМ МВД РФ или почтового отделения) и предъявлять их по требованию сотрудников миграционной службы или внутренних дел России. Рекомендуется отдельно держать копию паспорта.

Просим принять во внимание, что Посольство Республики Казахстан в Российской Федерации не имеет полномочий ставить граждан Казахстана на миграционный учет. Государственным органом, уполномоченным принимать иностранных граждан на миграционный учёт, является УВМ МВД РФ.

3. Вопрос: Что необходимо сделать по истечении срока временного пребывания?

Ответ: Гражданин Казахстана может пребывать на территории России до 90 дней со дня въезда. Он обязан выехать из России по истечении срока его временного пребывания. Перед тем, как покинуть место временного пребывания, гражданин Казахстана должен отдать принимающей стороне, отрывной талон бланка уведомления с отметками территориального органа УВМ МВД РФ или почтового отделения. Принимающая сторона в течение двух рабочих дней после убытия иностранного гражданина обязана направить данный талон в территориальный орган УВМ МВД РФ (снятие иностранного гражданина с миграционного учёта).

4. Вопрос: Как продлить временное пребывание?

Ответ: Продлить временное пребывание в России возможно, если работодатель заключил трудовой договор с гражданином Казахстана на срок более 90 дней.

Срок временного пребывания может быть продлен на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда в Россию, о чем ставится соответствующая отметка в миграционной карте.

Чтобы оставаться в России на более длительное время, необходимо получить разрешение на временное проживание сроком до трех лет. Для этого, пока не истек срок временного пребывания, необходимо подать специальное заявление в территориальный орган УВМ МВД РФ. При получении разрешения на временное проживание, гражданину Казахстана необходимо оформить регистрацию по месту временного проживания и проходить ежегодную перерегистрацию. Также ежегодно необходимо уведомлять о своем проживании в России территориальный орган УВМ МВД РФ по месту получения разрешения на временное проживание.

5. Вопрос: Какую ответственность несет иностранный гражданин за нарушение правил пребывания в России?

Ответ: Если иностранный гражданин нарушает правила въезда, пребывания или трудоустройства на территории России, то он может быть подвергнут большому штрафу, депортации или административному выдворению за пределы России.

Должностные лица, работодатели, а также иные лица, которые пригласили иностранного гражданина, несут ответственность за нарушение своих обязательств в отношении соблюдения правил пребывания и трудоустройства иностранного гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Вопрос: Что нужно делать в случае утраты документов?

Ответ: Если во время пребывания в России гражданин Казахстана потерял национальный паспорт или удостоверение личности, ему необходимо обратиться в ближайшее консульское учреждение Республики Казахстан в Российской Федерации для получения свидетельства на возвращение в Республику Казахстан.

Рекомендуется сделать ксерокопии всех документов и хранить их в надежном месте, так как наличие ксерокопии паспорта или удостоверения личности гражданина Республики Казахстан ускорит идентификацию и получение им свидетельства на возвращение в Республику Казахстан или восстановление национального паспорта Республики Казахстан через консульские учреждения Республики Казахстан в Российской Федерации (если гражданин, выписан из Казахстана на постоянное место жительство в Россию).

Если гражданин Казахстана утерял миграционную карту или отрывной талон бланка уведомления, ему необходимо обратиться с письменным заявлением об утере в территориальный орган УВМ МВД РФ, где после соответствующей проверки он может получить дубликаты документов.

7. Вопрос: Кто должен состоять на консульском учёте в Посольстве Республики Казахстан в Российской Федерации?

Ответ: Если гражданин Казахстана выехал в Россию на постоянное место жительство, ему необходимо встать на консульский учёт (в национальном паспорте проставляется штамп о принятии на консульский учёт). Если гражданин Казахстана прибыл временно на учёбу или работу, то он может встать на временный консульский учёт (выдаётся консульская справка). На временном консульском учёте могут состоять все граждане Казахстана, прибывающие в Россию на срок более шести месяцев.

8. Вопрос: Какие проблемы возникают у граждан Казахстана, направляющихся в Украину транзитом через Россию?

Ответ: Если граждане Казахстана направляются в Украину на постоянное жительство, то в национальном паспорте им необходимо иметь украинскую визу, полученную в Посольстве Украины в Казахстане. Данные детей до 16 лет должны быть вписаны в национальные паспорта родителей или они должны иметь собственные национальные паспорта и украинскую визу. Если граждане Казахстана направляются в Украину на срок не более трех месяцев, то украинская виза не нужна.

Просим принять во внимание, что по свидетельству о рождении в Украину детей не пропускают. По законодательству Республики Казахстан, национальный паспорт можно оформлять в Казахстане с любого возраста.

Во всех случаях поездок детей с родственниками им необходимо заранее в Казахстане оформить национальный паспорт и согласие родителей на выезд ребенка из Казахстана.

9. Вопрос: Какие проблемы возникают у граждан Казахстана, прибывающих на постоянное жительство в Россию?

Ответ: Граждане Казахстана, выезжающие на постоянное жительство в Россию, обязаны получать разрешение на выезд и листок убытия в управлении миграционной полиции по месту жительства в Казахстане. При этом миграционная полиция проставляет в национальном паспорте штамп «разрешен выезд на пмж в Россию» и печать миграционной полиции, а также выдает листок убытия на пмж в Россию с проставленными штампом и печатью. Наиболее распространенные проблемы – отсутствие печати управления миграционной полиции в листке убытия, разночтения в документах.

Обращаем внимание: данные свидетельства о рождении и национального паспорта должны совпадать. Если заключали или расторгали брак, то фамилия в национальном паспорте должна соответствовать фамилии по браку. Рекомендуем оформлять национальные паспорта всем детям независимо от возраста.

10. Вопрос: Что делать, если срок действия паспорта гражданина РК истек? Можно ли продлить срок действия паспорта?

Ответ: В соответствии с Законом РК «О документах удостоверяющих личность» от 29 января 2013 г., срок действия паспорта не продлевается. Если Вы выехали в Российскую Федерацию на ПМЖ, то необходимо собрать документы для оформления нового паспорта (список размещен в подразделе «Документирование» данного сайта) и сдать в Консульский отдел Посольства РК либо в консульские учреждения РК в РФ.

Ссылка на основную публикацию