Сколько мигрантов в России на 2020 год

Сколько мигрантов в России на 2020 год

Миграция в России,
итоги первого полугодия
2020 года

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Миграционный прирост населения России сократился в 2,7 раза по сравнению с первым полугодием 2019 года

В первом полугодии 2020 года население России продолжало увеличиваться за счет миграционного обмена с другими странами, однако миграционный прирост снизился в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и, в результате, смог возместить естественную убыль населения менее чем на 20%.

Миграционный прирост населения наблюдается в России с середины 1970-х годов, когда потоки мигрантов из РСФСР в другие союзные республики стали меньше по объему обратных миграционных потоков, в основном, за счет возвращения русскоязычного населения. Миграционный прирост увеличивался до 1986 года, а в период «перестройки» заметно сократился (рис. 1). После распада СССР сальдо международной миграции вновь стало быстро увеличиваться, достигнув наибольшей величины в середине 1990-х годов (845,7 тысячи человек, или 5,7‰ в 1994 году). Впоследствии сложилась устойчивая тенденция быстрого снижения интенсивности международного миграционного обмена, а в результате и миграционного прироста. В середине 2000-х годов отмечалась относительная стабилизация показателя, в конце десятилетия она сменилась ростом, а затем стабилизацией на более высоком уровне и очередным снижением.

Представленные на рис. 1 показатели характеризуют регистрируемую международную долгосрочную миграцию (со сменой постоянного места жительства). Ее объем зависит не только от имеющегося миграционного потенциала возможных стран-доноров (выезда), социально-экономической ситуации в странах въезда и выезда, но и во многом от правил и практики регистрации мигрантов. В России они неоднократно изменялись в последние годы[1]. Кроме того, оценки миграционного прироста, публикуемые Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), были дважды заметно увеличены ретроспективно в процессе корректировки численности населения по итогам Всероссийских переписей населения (ВПН) 2002 и 2010 годов. После переписи населения 2010 года с целью более полного учета миграции в очередной раз были изменены – расширены – критерии миграции: с 2011 года в статистический учет миграции на постоянное место жительства стали включать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более[2].

При публикации оперативных данных помесячной отчетности за 2011 год из общего числа прибывших (выбывших) были выделены мигранты, зарегистрированные (снявшиеся с регистрационного учета) по месту жительства. Таким образом, были опубликованы два ряда данных, один из которых более сопоставим с данными предшествующих лет. В дальнейшем данные о регистрации по месту жительства уже не выделялись[3]. Изменение критериев долговременной миграции привело к значительному увеличению, в первую очередь, числа прибывающих и чистой миграции (миграционного прироста). В дальнейшем из-за введенных изменений (прежде всего, автоматического счета выбывших по истечении срока пребывания и усиления санкций за нарушение миграционного законодательства) в большей степени увеличивалось число учтенных выбытий. Новые правила учета прибывших и выбывших, по мнению экспертов, привели к появлению значительных объемов «виртуальной» миграции (учет событий регистрации и снятия с регистрационного учета, а не самих переездов)[4].

В 2011 году после введения новых правил учета число прибывших в Россию из других стран на постоянное место жительства или с целью пребывания сроком 9 месяцев и более увеличилось, по данным Росстата, в 2,6 раза, составив почти 357 тысяч человек против 139 тысяч человек по прежним правилам учета. В 2012 году число иммигрантов увеличилось еще на 17%, в 2013 году – на 15%, в 2014 году – на 20%.

Однако уже в 2015 году, в условиях введения санкций, экономического кризиса и значительного ослабления рубля, рост числа иммигрантов в Россию существенно замедлился (прирост составил всего 3%), а в 2016 и 2018 годах отмечалось сокращение числа прибывших в Россию (на 4% и в том, и в другом году).

В 2019 году на постоянное жительство или длительное пребывание в Россию прибыли из-за рубежа, по уточненным данным годовой разработки, 701 тысяча человек. Это самое высокое значение показателя в XXI веке, хотя и уступает значениям 1980-х и первой половины 1990-х годов. Специалисты Росстата связывали такой рост с более полным предоставлением информации территориальными органами МВД в результате введения в 2019 году форм федерального статистического наблюдения вместо листков статистического учета прибытия/выбытия, предоставление которых статистическим органам не было строго регламентировано[5].

В то же время отмечалось, что нормативные правовые документы, разработанные в целях реализации Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и регламентирующие порядок оформления разрешения на временное проживание и вида на жительство, не содержат порядка составления и передачи первичных документов статистического учета мигрантов в органы государственной статистики. Кроме того, с 1 ноября 2019 года вид на жительство выдается без ограничения срока действия[6], что не может не отразиться на полноте учета по месту пребывания.

В 2020 году после введения ограничительных мер, в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, объемы миграционных перемещений заметно сократились. По данным за январь-июнь 2020 года, в Россию прибыло из других стран на постоянное жительство или длительное пребывание 272,6 тысячи человек, что на 16% меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года (323,6), но примерно соответствует значениям аналогичного периода 2018 года (272,1 тысячи). По оперативным данным за январь-июль 2020 года, наибольшее сокращение числа прибывших произошло в апреле (-45%). В июле отмечался небольшой прирост (+2%) по сравнению с тем же месяцем 2019 года.

Число мигрантов, выбывших из России на постоянное жительство (длительное пребывание) в другие страны, увеличивалось после расширения критериев миграции с определенным временным лагом по сравнению с ростом числа иммигрантов. В 2011 году число выбывших за пределы России увеличилось лишь на 13%, а в 2012 году возросло в 3,3 раза, что напрямую связано с изменением порядка учета долгосрочной миграции, поскольку в число выбывших стали автоматически попадать мигранты, срок пребывания которых в России закончился согласно разрешительным документам. В 2013 году число выбывших из России увеличилось еще на 52%, в 2014 году – на 66%, в 2015 году – на 15%.

В 2016 году число выбывших из России сократилось на 11%, но в последующие два года вновь стало увеличиваться – на 20% в 2017 году и на 17% в 2018 году, когда была учтена почти 441 тысяча эмигрантов. Это самое высокое число учтенных выбытий из России после 1993 года. В 2019 году число эмигрантов снизилось на 6%, составив 416 тысяч человек.

В январе-июле 2020 года возобновился рост числа выехавших из России в связи со сменой места жительства (пребывания). За январь-март оно увеличилось на 20% по сравнению с тем же периодом 2019 года, за первое полугодие – на 18% (223,7 тысячи человек против 189,6 тысячи человек за январь-июнь 2019 года).

В результате опережающего роста учтенных прибытий миграционный прирост (иначе говоря, чистая или нетто-миграция) населения России за 2011 год после расширения критериев миграции со сменой постоянного места жительства (пребывания) составил почти 320 тысяч человек, что вдвое превышает значение показателя за 2010 год. В 2012 году из-за более быстрого роста числа выбытий величина миграционного прироста сократилась на 7,8%, а в 2013 году оставалась практически на том же уровне, что и в 2012 году, увеличившись на 0,3% (296 тысяч человек).

В последующие годы величина миграционного прироста преимущественно снижалась, опустившись в 2018 году до 125 тысяч человек. В 2019 году миграционный прирост населения России увеличился в 2,3 раза – до 285 тысяч человек в связи с более полным предоставлением информации территориальными органами МВД РФ.

Стоит отметить, что расширение критериев миграции со сменой постоянного места жительства (длительного пребывания) привело к росту миграционного оборота – суммы числа прибывших и выбывших мигрантов. В 2018 году оборот международной миграции в России превысил миллион человек, а в 2019 году – 1117 тысяч человек, что на 11% больше чем в 2018 году и почти втрое больше, чем в 2011 году (393 тысячи человек), когда впервые были применены новые критерии миграции.

В январе-июне 2020 года сальдо миграционного обмена России с другими странами сократилось в 2,7 раза по сравнению с тем же периодом 2019 года, составив 48,9 против 134,1 тысячи человек, или 6,7 против 18,4 на 10 тысяч человек постоянного населения в пересчете на год. Более низкие значения коэффициента миграционного прироста в период после 1990 года отмечались только в 2001-2004 годах по данным текущего учета миграции (МП (нетто) на рис. 1), но в дальнейшем они были существенно повышены в результате корректировки по итогам переписей населения.

Рисунок 1. Число прибывших в Россию и выбывших из нее (тысяч человек) и миграционный прирост (на 10 тысяч человек населения), 1980-2020* годы

* за 2011 год приведены данные по новым (2011н) и прежним правилам учета (2011); 2012-2020 годы – оценка по новым правилам учета (2012-2019 годы – по данным годовой разработки; 2020 год – по данным за январь-июнь в пересчете на год); миграционный прирост за 2003-2019 годы рассчитан: МП (нетто)- на основе разности чисел прибывших и выбывших из России по текущему учету; МП (с корректировками) – на основе разности между общим и естественным приростом населения России с учетом итогов ВПН-2010[7].

В публикуемых материалах годовой разработки[8] Росстат приводит распределение всех учтенных мигрантов – международных («внешних») и перемещавшихся в пределах России («внутренних») – по видам и срокам регистрации. Это распределение показывает, что увеличение общего числа зарегистрированных мигрантов, наблюдавшееся в 2011-2018 годах (за исключением 2016 года)[9], происходило в основном за счет растущей год от года группы мигрантов, возвращающихся к месту постоянного жительства после временного пребывания на другой территории («возвращение к месту жительства» на рис. 2-4). Доля этой группы мигрантов возросла до 23% прибывших в 2018-2019 годах и 34% выбывших в 2019 году. Формирование численности этой группы мигрантов происходит автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции населения по истечении срока пребывания, но плохо поддается интерпретации, и неизвестно, насколько это соответствует реальности.

В целом за рассматриваемый период увеличилась и численность мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания, хотя в отдельные годы – в 2014, 2016 и 2018 – она сокращалась (рис. 2). В 2019 году численность мигрантов, прибывших к месту пребывания сроком 9 месяцев и более, была на 34% больше, чем в 2011 году, а численность выбывших из места пребывания – на 7% (рис. 3).

Число мигрантов, учтенных по месту жительства, увеличивалось только в 2012 и 2017-2018 годах, а в целом за период 2011-2019 годов число зарегистрированных в новом месте жительства сократилась на 7%, а число снятых с регистрационного учета по прежнему месту жительства – на 9%.

Рисунок 2. Распределение прибывших по видам регистрации, 2011-2019 годы, тысяч человек

Рисунки 3. Распределение выбывших по видам регистрации, 2011-2019 годы, тысяч человек

Миграционный прирост населения России также в большей мере формируется за счет мигрантов, учитываемых по месту пребывания: в 2011 году – на две трети (217 тысяч человек, или 68%), в 2012 году – почти полностью (290 тысяч человек, или 98%). В 2013-2019 годах он заметно – в 1,6 – 3,3 раза – превышал общий миграционный прирост (рис. 4).

Мигранты, учитываемые при регистрации по месту жительства, обеспечивают в 2-3 раза меньший миграционный прирост, чем учитываемые по месту пребывания. В абсолютном выражении миграционный прирост за счет разницы между числом зарегистрированных по новому месту жительства и снятых с регистрационного учета по прежнему месту жительства составил 107 тысяч человек в 2011 году. К 2015 году он увеличился до 147 тысяч человек, в 2016-2017 годах снизился до 140 тысяч человек, в 2018 году – до 138 тысяч человек, в 2019 году – до 130 тысяч человек.

Автоматическое снятие с регистрационного учета по окончании срока пребывания (возвращение к месту жительства после временного пребывания на другой территории) первоначально привело к незначительной миграционной убыли (-4 тысячи человек в 2011 году). Однако уже в 2012 году она достигла существенной величины (-97 тысячи человек) и продолжала возрастать в последующие годы (кроме 2016 и 2019 годов) – до 424 тысячи человек в 2018 году.

Рисунок 4. Миграционный прирост населения России по видам регистрации мигрантов, 2011-2019 годы, тысяч человек

Среди мигрантов, учтенных по месту пребывания, в первые три года росла доля лиц со сроком пребывания от 9 месяцев до года, которая увеличилась с 17,9% прибывших в 2011 году до 22,0% в 2013 году и с 15,9% до 17,2% выбывших (рис. 5). В последующие годы доля учтенных мигрантов с самым коротким сроком пребывания стала сокращаться, снизившись к 2016 году до 15,5% прибывших и 14,3% выбывших. В последующие годы она вновь немного увеличилась, составив в 2019 году 17,4% прибывших и 14,3% выбывших.

Больше всего среди мигрантов, учтенных по месту пребывания, лиц со сроком пребывания от 1 года до 2 лет, но она постепенно снижается. Если в 2011 году она составляла 32,2% прибывших и 34,2% выбывших, то в 2015 году, соответственно, 27,2% и 29,2%. В последующие годы она несколько увеличилась, составив в 2019 году 29,9% прибывших и 29,5% выбывших

Читайте также:  Маятниковая миграция населения в России

Несколько меньше мигрантов с более длительными сроками пребывания, но их совокупная доля возрастает. Доля мигрантов, учтенных по месту пребывания сроком на 2 года и более, увеличилась с 49,9% в 2011 году до 56,2% прибывших и 56,0% выбывших в 2016 году. В 2019 году она составила 56,2% среди выбывших и 52,7% среди прибывших.

Рисунок 5. Распределение мигрантов России, зарегистрированных по месту пребывания, по срокам пребывания, 2011-2019 годы, %

Помимо Росстата сведения об основных показателях миграционной ситуации в Российской Федерации ежемесячно публикует и Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел России. Так, по данным за январь-июнь 2020 года[10], на миграционный учет в России было поставлено около 5329 тысячи иностранных граждан или лиц без гражданства, в том числе 5106 тысячи человек, или 96%, – по месту пребывания, 223 тысячи человек, или 4%, – по месту жительства. Из общего числа поставленных на миграционный учет по месту пребывания первично (2792 тысячи человек) 55% въехали в Россию с целью работы, 6% – с целью учебы, 12% – с целью туризма, 27% – с частными или иными целями.

Среди поставленных на учет по месту пребывания в январе-июне 2020 года преобладали иммигранты из Узбекистана (1786 тысяч человек, или 35%) и Таджикистана (976 тысячи человек, или 19%). Заметно меньше было поставленных на учет по месту пребывания иммигрантов с Украины (397 тысячи человек), из Киргизии (372), Казахстана (197), Армении и Азербайджана (по 180), Китая (150), Белоруссии (151) и Молдавии (112 тысяч человек). Число иммигрантов из других стран, поставленных на учет по месту пребывания, не достигало 40 тысяч.

Среди зарегистрированных по месту жительства преобладали прибывшие из Таджикистана (52 тысячи человек), а также с Украины (34), из Узбекистана (28), Казахстана (25), Азербайджана (21) и Армении (19). Число переехавших в Россию на постоянное место жительства из других стран не достигало 10 тысяч человек.

За январь-июнь 2020 года снято с миграционного учета 4759 тысяч человек, оформлено более 72 тысяч разрешений на временное проживание и почти 123 тысячи видов на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства (первично). По разрешениям на временное проживание (действительным на конец июня 2020 года) в России проживает 338 тысяч человек, около 621 тысячи – по видам на жительство.

Гражданство Российской Федерации приобрели (приняли, восстановили, получили признание) более 302 тысяч человек (за тот же период 2019 года – около 137 тысяч человек).

Статистика эмиграции из России

Неумолимая статистика утверждает, что России не следует в ближайшее время ожидать ослабления миграционных волн. Многие молодые люди мечтают уехать за границу, где надеются обрести комфортную жизнь и реализовать себя в качестве специалистов. Не отстают от них и россияне старшего поколения, недовольные политикой страны и правовой безопасностью.

Причины эмиграции из России

Постулат о том, что каждый человек стремится к лучшей жизни, давно и прочно вошел в сознание людей. И мало кого сегодня можно удивить эмигрантскими настроениями. Согласно статистике, приведенной исследователями из США, каждый пятый россиянин видит себя жителем другой страны и готов собирать чемоданы. Конечно, существует множество причин, которые заставляют потенциальных мигрантов думать, что за границей им будет намного лучше.

Среди них можно выделить несколько основных. Именно на них ссылаются те, кто только хотел бы или уже готов уехать на ПМЖ.

  1. Рынок труда . Найти хорошо оплачиваемую и интересную работу в России непросто. В крупнобюджетных компаниях места заняты «своими» людьми. И даже если они далеко не профессионалы, они займут все перспективные позиции с хорошими окладами. При этом талантливым выпускникам университетов приходится эмигрировать за рубеж.
  2. Политическая ситуация . Увеличилась миграция из страны оппозиционеров, не поддерживающих текущую власть. В России был принят ряд мер по ужесточению наказания за антиправительственную деятельность. В результате до 2019 года в Европу и Америку вынуждены были бежать или эмигрировать на других основаниях некоторые известные политические деятели и бизнесмены.
  3. Образование . Многие российские вузы не дают студентам знания, способные сделать их конкурентными на мировом рынке труда. Поэтому родители все чаще задумываются о том, чтобы эмигрировать и дать чаду образование за границей, в учебном заведении с научной базой и качественной профессурой.
  4. Здравоохранение . Жители России хорошо знают, что в простую поликлинику или бесплатную больницу лучше ни с чем серьезным не обращаться. А во многих отдаленных регионах страны жители и в 21 веке все еще обходятся без скорой помощи и оборудованных медицинских учреждений. По статистике со сложными заболеваниями пациенты стремятся попасть в Германию, Америку или Израиль, хотя и в России есть опытные специалисты. Только, собираясь на прием, каждый второй россиянин поднимает на ноги всех знакомых в поисках «хорошего» врача.
  5. Технологии . Мировые инновационные разработки внедряются в России с опозданием в несколько десятков лет. Трудно представить, что в некоторых заграничных странах уже вовсю используются автомобили с автопилотом, скоростные поезда преодолевают расстояния в 2 тысячи км всего лишь за несколько часов, а медики используют для спасения людей новейшие препараты и оборудование.

  • Семейные ценности . Статистика говорит о том, что количество разводов в России приблизилось к отметке в 75%. Семьи распадаются, не выдержав трудностей быта. Поддержка от государства минимальная, демографическая ситуация стремительно ухудшается.
  • Безопасность . Жители крупных городов стараются не выходить в позднее время из дома. Улицы полны асоциальных элементов, пьяных подростков и наркоманов. Беспокойные родители вынуждены провожать детей в школу и контролировать с помощью хитрых гаджетов каждый их шаг. Та же неумолимая статистика утверждает, что, например, в благополучной Швейцарии регистрируется порядка 100 убийств в год. В России этот показатель выше в 3 раза, причем, не в год, а в месяц.
  • Коррупция . Несоблюдение законов, кумовство и взяточничество давно уже укоренились в жизни страны. Любой водитель, выезжая на дорогу, предусмотрительно кладет в кошелек мелкие купюры, чтобы «расплатиться» на месте с сотрудником ГИБДД.
  • Соцзащита . Маленькие пенсии и мизерные пособия не вселяют в граждан уверенности в завтрашнем дне. Иностранные государства с помощью субсидий помогают своим гражданам пережить сложные времена, но россияне страшатся приближения пенсии, а на пособия могут лишь с трудом выживать.
  • Все эти причины усиливают эмиграционные настроения в обществе, стимулируя выезд граждан из страны. Больше всего люди хотят чувствовать себя в безопасности, видеть вокруг улыбающиеся лица и знать, что находятся под защитой закона. Поэтому ежегодно российская статистика фиксирует все больший отток населения из страны.

    Статистика эмиграции из России по странам в 2018 году

    В 2018 году статистикой был зафиксирован очередной всплеск эмиграционной волны. Но если до 2017 года данные говорили о том, что, в основной массе, из страны уезжают лица, недовольные политическим режимом, считающие беженство единственным способом обезопасить себя от преследования властей, то с 2018 года в число выехавших за рубеж мигрантов все чаще входят учителя, инженеры, ученые, а также работающая молодежь до 24 лет.

    Эмиграция «мозгов» вызвана желанием людей реализоваться в качестве специалистов, получая за это гораздо более высокие зарплаты, чем предлагаемые на родине.

    Статистика эмиграции из России по странам в 2019 году

    Статистика за 2019 год носит, на сегодняшний день, лишь прогнозный характер. Но уже сейчас можно судить о том, что массовая миграция в страны Европы и Америку пошла на убыль. Все больше русских переселенцев разочаровалось в жизни на Западе. Различия в менталитете и сложности в адаптации сыграли свою роль. В результате в 2019 году начала набирать рост реэмиграция, заставляющая россиян возвращаться на родину из других стран.

    Однако определить количество прибывших на родину граждан непросто. Большинство мигрантов, уехав за границу на ПМЖ, сохраняют российские паспорта и прописку, поэтому после возвращения не нуждаются в дополнительных миграционных действиях. В этом случае более точные данные дает иммиграционная статистика принимающих стран.

    Выбывшие и прибывшие граждане с 1991 по 2016 года

    Наихудшие показатели миграционной ситуации были отмечены статистикой сразу после развала Советского Союза. Приход к власти Путина способствовал ослаблению проблемы эмиграции. И хотя, в последние годы, процент русских в мире неуклонно растет, согласно данным статистики, обратная миграция граждан позволяет сохранять стабильный прирост населения.

    ТОП-5 популярных стран для эмиграции россиян в 2020 году

    По статистике россияне предпочитают эмигрировать в США и наиболее развитые из стран ЕС, составляющие ТОП-5 популярных направлений миграции.

    1. США. Иммиграционное законодательство лояльно к переселенцам, которые получают права наравне с гражданами, исключая возможность претендовать на госдолжности и избирать президента. Страна является абсолютным лидером в науке и экономике. Обеспечивает граждан дешевыми, но качественными товарами, предоставляет возможность получать лучшее в мире образование и медицинское обслуживание. Мигрантов привлекает свободное толерантное общество, не делающее различий по гендерному или национальному признаку. По статистике Америка принимает на ПМЖ до 500 тысяч иммигрантов в год.
    2. Германия. Лидер европейской экономики обеспечивает мигрантов высокой зарплатой и комфортным уровнем жизни. Однако переехать в Германию на ПМЖ не так просто. Самыми популярными способами иммиграции являются: заключение брака, трудоустройство или поздняя репатриация.
    3. Израиль. Предоставляет серьезную материальную поддержку мигрантам в рамках программ по переселению, если они докажут свою принадлежность к еврейскому народу. Население Израиля свободно говорит на русском языке, что существенно облегчает ассимиляцию в общество. Уровень жизни и развитие медицины способствуют долголетию и здоровью граждан, что привлекает мигрантов из России.
    4. Латвия. Тесная историческая связь и распространенность русского языка помогают российским мигрантам в адаптации. Кроме того, они могут рассчитывать на высокие зарплаты и хорошие условия для жизни и работы. Латвия отличается достаточно лояльным иммиграционным законодательством. Приехавшие работать россияне сразу получают ВНЖ сроком на 5 лет, что дает им право беспрепятственно путешествовать по Евросоюзу.

  • Канада. Наиболее открытая для иммигрантов страна, готовая обеспечить новым гражданам, этническое равенство, безопасность, высокий уровень образования, медицинского обслуживания и социальную защищенность. Канада постоянно нуждается в притоке иностранных специалистов. Для их привлечения в стране реализовано большое количество иммиграционных программ, подразумевающих облегченную процедуру легализации.
  • Статистика проживающих иностранцев в России с 1991 по 2020 год

    Россия традиционно являлась рынком труда для переселенцев из стран Ближнего Зарубежья. Но в последние годы Росстат зафиксировал чрезвычайный всплеск трудовой миграции, захлестнувшей страну. Основное число приезжих составляют гастарбайтеры из Украины, Таджикистана, Узбекистана, Туркмении и Молдовы. Многие россияне выступают за то, чтобы выгнать мигрантов из страны, считая, что они отбирают у них рабочие места. Однако не стоит забывать, что именно эти приезжие обеспечивают миграционный прирост населения России.

    При этом многие иностранцы живут и работают в РФ нелегально, поэтому данные по миграционной статистике, приведенные в таблице, могут быть в несколько раз выше заявленных официально.

    ГодПроживающие иностранцы в РФ, тыс. человек
    1991692,00
    1992926,00
    1993979,00
    19941 191,00
    1995867,00
    1996647,00
    1997597,00
    1998514,00
    1999380,00
    2000213,3
    2001284,00
    2002360,00
    2003377,9
    2004460,3
    2005702,5
    20061013,8
    20071716,6
    20082 425,10
    20092 223,60
    20101640,8
    20111 720,00
    20124 150,00
    201310 495,16
    201410 935,68
    201512 789,00
    201616 290,03
    201714 599,22
    201816 488,90
    201914 940,45

    Статистика относится к разряду точных наук, способных оценить самые разнообразные процессы в обществе, в том числе, и миграционные потоки, влияющие на численность и национальный состав населения страны. Статистика может собрать сведения о том, сколько граждан уехало из России на ПМЖ и сколько вернулось обратно на родину. Однако она не в силах повлиять на причины миграции или предотвратить эмиграционный отток населения.

    Эксперты предупредили о массовом наплыве мигрантов после открытия российских границ

    «Остановить поток гостей из Средней Азии будет сложно: они должны зарабатывать деньги для своих стран»

    С открытием границ в Россию хлынет огромный поток мигрантов. Эксперты утверждают: из-за катастрофической ситуации с безработицей в странах Средней Азии к нам приедут даже те, кто до пандемии и не планировал покидать родину. Чем обернется для россиян «нашествие» гостей?

    Фото: АГН «Москва»

    — Дикий рынок миграции, который был до пандемии, нужно привести в более цивилизованное состояние, — говорит руководитель рабочей группы по миграции Торгово-промышленной палаты Ленинградской области Валерий Шинкаренко. — Ходит миф, что мигранты, дескать, приезжают сами. Неправда — на рынке труда господствуют нелегальные посредники. Они привозят 80% мигрантов, трудоустраивают, частично обирают и используют эти средства, скажем так, для «приостановки решения проблем с трудовой миграцией». И работодатели, и мигранты находятся в критической зависимости от них. Контролирующие структуры коррумпированы. Нам не нужны иностранцы, которые ничего не умеют, не знают русского языка и приезжают к нам в поисках лучшей жизни, отбирая рабочие места у российских граждан. С трудовыми мигрантами надо изначально работать непосредственно в их странах, на «земле», учить их элементарным вещам.

    «После открытия границ мы столкнемся с пиковым притоком иностранных граждан. Есть колоссальный отложенный спрос на работу в России. При этом мигранты помолодели. Они не готовы к адаптации и «голосуют» ногами: каждый второй приезжий, которому не понравилась работа, покидает своего работодателя, даже если тот потратился на его привлечение», — утверждает член Комиссии по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Николай Курдюмов. Дальнейшая судьба такого «беглеца» обычно известна только ему самому. «В 2019 году в Россию официально въехали с целью работы около 5 миллионов мигрантов, а патенты получили меньше трех миллионов. Где гуляют остальные два миллиона мигрантов, мы не знаем», — говорит руководитель отдела этнодемографических и интеграционных процессов Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей Виктория Леденева.

    Читайте также:  Замуж за иностранца

    «По нашей оценке, в регионе находится от 500 тысяч до миллиона трудовых мигрантов, а патентов выдано 230 тысяч в Санкт-Петербурге и 60 тысяч — в Ленинградской области. После того как мы столкнулись с грубейшими нарушениями в сфере организованного набора мигрантов, мы поняли: единственная форма контроля за потоками приезжих — оцифровка», — утверждает Валерий Шинкаренко.

    Специалисты Торгово-промышленной палаты Ленинградской области вместе с работодателями сделали «цифровую платформу мигранта», которая помимо прочего позволяет организовать мониторинг приезжих (к ней подключаются кадровые службы работодателей). Было создано и приложение для мигрантов: достаточно установить его на телефоне — и получаешь бесплатный доступ к базам вакансий, социальным сервисам, к правовой информации. Больше того — к Новому году у мигрантов появится собственная социальная сеть. «В течение нескольких месяцев мы эту систему обкатаем на нескольких тысячах мигрантов, статистические данные у нас есть, и люди проголосуют — нужно ли им цифровое приложение или нет. Заставлять пользоваться системой ни мигрантов, ни работодателей без их желания мы не будем», — поясняет Валерий Шинкаренко.

    Ленинградская область является одним из трех российских регионов, которые работают в рамках межправительственного соглашения России и Узбекистана об организованном наборе трудовых мигрантов. В 2017 году Санкт-Петербург открыл центр подготовки мигрантов в Самарканде. Затем в Ташкенте было открыто частное агентство занятости. «Все эти три года соглашение пробуксовывает, — рассказывает Валерий Шинкаренко. — Частные агентства занятости отправляют граждан Узбекистана на работу в Японию, на Ближний Восток, но только не в Россию. Преференций для участников организованного набора нет, и они проигрывают конкуренцию нелегальным посредникам, которые и везут людей в Россию».

    Везут, невзирая на законы страны и экономическую ситуацию. А она, мягко говоря, не на высоте.

    По официальным данным, на середину июня в России официально зарегистрировано 2,5 млн безработных. Президент SuperJob Алексей Захаров утверждает, что это число в 3 раза меньше реального. «Наш свежий опрос показывает, что две трети людей, потерявших работу, не зарегистрированы как безработные. К 2,5 млн мы смело можем прибавлять 5 млн, которые находятся в активном поиске. Безработица, к сожалению, будет продолжать расти, потому что не все бизнесы встают на ноги. Быстрого восстановления мы не ожидаем, его и правительство не ожидает — восстановление до уровня 2019 года займет около 5 лет», — говорит эксперт.

    Масштаб проблемы станет ясен после снятия ограничительных мер. «Российские граждане, потерявшие работу, будут согласны на более низкую, чем прежде, зарплату, — говорит Виктория Леденева. — Точно так же потеряли работу мигранты — не только в России, но и в государствах проживания. Ну а поскольку работы на родине нет, а семьи кормить нужно, их приедет еще больше, чем до пандемии».

    Для российских предпринимателей мигранты являются дешевой рабсилой, для своих государств — «кошельками». «Это вопрос не только экономический, но и политический. После открытия границ остановить поток гостей из Средней Азии будет сложно: они должны зарабатывать деньги для своих стран. Денежные переводы из России в государства, откуда приезжают мигранты, серьезно сократились. Эти переводы часто составляют от 30 до 50% средств, на которые живут государства ближнего круга России. Я верю, что Россия не закроется от трудовых мигрантов. Для меня лично вопрос, нужна или нет трудовая миграция в России, не стоит», — заявил Николай Курдюмов. И даже дал советы предпринимателям, которые намерены брать на работу исключительно приезжих, как им себя вести:

    — Приоритетное привлечение российских граждан на рабочие места обозначено в законодательстве. В связи с ростом безработицы среди россиян работодателей будут усиленно контролировать службы занятости и правоохранительные органы. Поэтому им нужно пройти по лезвию ножа: привлечь востребованные трудовые ресурсы и не нарушить законодательство России. На моей памяти таких специфических условий не было. Как одна из форм работы в таких условиях — организованное привлечение мигрантов. Службы занятости будут рекомендовать работодателям именно эту форму. Следовательно, возрастает роль объединений работодателей, поскольку решение, каких работников привлекать, иностранцев или россиян, принимается на региональном уровне.

    Важно, чтобы миграционные потоки не представляли угрозы и риска для нашей национальной безопасности, продолжает Виктория Леденева. Резко может обостриться эпидемиологическая обстановка. 25 июня вступил приказ Минздрава: мигранты при получении документов должны сдавать анализы на коронавирус. «Речь идет о мигрантах, которые прибудут на территорию нашей страны. А мы должны добиться выявления заболеваний — коронавируса, туберкулеза, гепатита, СПИДа, наркозависимости уже в странах исхода», — утверждает специалист.

    Стоит ли торопиться с открытием границ? Страны, которые выходят из карантина, проводят различную миграционную политику. Например, Германия стала приглашать к себе мигрантов на сельхозработы. А США закрыли границы и еще на два месяца ограничили выдачу виз, в том числе высококвалифицированным мигрантам, чтобы обеспечить рабочие места прежде всего своим гражданам.

    Где в 2020 году запретили работать мигрантам и на сколько снизили квоту визовым мигрантам?

    Москва, 07.01.2021, 08:03:40, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Инна Мордасова.

    Мигранты, которые трудятся в Российской Федерации, столкнулись с большими проблемами в трудоустройстве. Новое законодательство предусматривает введение ограничений для работников сразу в нескольких отраслях – на транспорте, в торговле, строительстве и сельском хозяйстве. Правительство страны оставило за собой право принимать решение о запрете или ограничении количества мигрантов, которые могут быть заняты в определенной сфере. Нормы определяет соответствующее постановление.

    • Где в 2020 году запретили работать мигрантам
    • Россия рискует потерять миллиарды долларов, выплачивая пенсии мигрантам
    • Нужны ли трудовые мигранты в России?

    Где в 2020 году запретили работать мигрантам

    Мигранты с начала 2020 года не смогут работать в аптеках, на рынке и в частной, нестационарной торговле. Также их места окажутся вакантными в палатках и в других видах торговли вне магазинов. При этом жители других стран смогут трудоустроиться в торговых точках, где реализуют табак и алкоголь. Но в этом случае будут некоторые ограничения. Организации смогут нанимать на подобные вакансии до 15% мигрантов от общего количества работников. В сфере спорта численность приезжих не превысит 25%. На один процент больше гастарбайтеров смогут работать в предприятиях, обслуживающих сухопутный пассажирский и автомобильный грузовой транспорт.

    Не все иностранцы смогут трудиться в строительстве и области выращивания овощей. Теперь при возведении зданий и конструкций будут задействованы не более 80 процентов мигрантов. Закон предполагает и некоторые послабления для Амурской области, Бурятии и Москвы, где ограничения не действуют. В отношении Дагестана норма еще жестче – здесь на строительстве должны быть задействованы не менее 50 процентов россиян. В сельскохозяйственных предприятиях также половина коллектива должна иметь паспорта Российской Федерации. В 2020 году сократили квоты на привлечение «визовых мигрантов». В стране с таким статусом будет не более 104 тысяч человек. По сравнению с прошлым годом данная норма сократилась на 40 тысяч работников.

    Россия рискует потерять миллиарды долларов, выплачивая пенсии мигрантам

    Выплата пенсий для иностранцев привлекательна только в том случае, если последние пожелают остаться в Российской Федерации и получат гражданство. Лишь тогда мигранты даже после окончания трудового возраста смогут приносить пользу отечественному рынку. Такие подсчеты озвучил Василий Колташов, возглавляющий центр политэкономических исследований. По его словам, мигранты приезжают в гости, выкачивая финансы и потребительские ресурсы страны. Ежегодно за пределы России таким образом вывозятся 15-25 миллиардов долларов. Экономист считает, что если бы эти деньги оставались, у государства появились бы новые возможности расширения внутреннего рынка.

    Василий Колташов считает своевременной инициативу правительства. По его мнению, идея будет эффективной, если будет разработана программа развития экономики за счет мигрантов. Так, гастарбайтеры постепенно ассимилируются и смогут навсегда остаться в стране, принося ей пользу. Сергей Смирнов, доктор экономических наук, оправдывает нынешнюю практику выплат пенсий для мигрантов. Такое решение является не только оправданным, но и справедливым.

    Если мигрант за трудовые годы, которые он провел в России, достигнет преклонного возраста и сумеет набрать необходимое количество пенсионных баллов, государство обязано выплачивать ему пенсию. Если отказаться от подобной практики, придется исключать из зарплаты гастарбайтеров страховые взносы.

    Нужны ли трудовые мигранты в России?

    Чтобы понять актуальность проблемы мигрантов в Российской Федерации, нужно разобраться, нужны ли они ей вовсе. Как правило, в наемных иностранцах нуждаются государства, промышленность которых развивается и наблюдается стремительный подъем экономики. Такой скачок приводит к появлению большого количества новых рабочих мест. Трудоспособное население страны попросту не готово справиться с запросами рынка. Им на помощь приходят жители соседних государств. Но есть ли в России проблема с дефицитом квалифицированной рабочей силы и профильных специалистов?

    Официальная статистика гласит о том, что в стране сейчас около 3,8 миллиона безработных. Огромное количество работников (16-25 миллионов человек) неформально заняты, и государство не получает информации об их деятельности. По сути, они работают «в тени», поэтому никакие налоги не уплачиваются. С точки зрения законодательства каждый из них является преступником, но стоит снисходительно называть их безработными. При этом, они редко соглашаются на работу, предложенную центрами занятости. Будучи без источника доходов, они как-то выживают. Особенно критической кажется ситуация в республиках Северного Кавказа. В некоторых регионах безработица выросла до 25%. Около половины работающего населения занято нелегально.

    Ежегодно количество гастарбайтеров увеличивается. Этот показатель вызывает недовольство коренного населения. Тем не менее, различные экономические исследования свидетельствуют о том, что ситуация устраивает государственных чиновников.

    Как получить квоту на РВП 2020-2021? Образец заявления, порядок действий.

    Как получить квоту на РВП? Этот вопрос особенно актуален для иностранцев, которые не имеют вида на жительство в РФ, но планируют его получить. О том, каким образом устанавливается квота на РВП и каков порядок ее получения, вы узнаете ниже.

    Квоты на РВП в 2020-2021 годах

    В соответствии с законодательством, иностранному гражданину может быть выдано разрешение на временное проживание (РВП) только в случае наличия соответствующей квоты в том или ином субъекте РФ.

    Размер квоты утверждается постановлением Правительства РФ ежегодно для каждого субъекта.

    Как получить квоту на РВП, если в субъекте больше нет квот?

    Никак. С новым заявлением можно обратиться через год со дня отклонения предыдущего заявления либо аннулирования разрешения, К этому моменту для субъекта утвердят новое количество квот.

    Документы для получения квоты на РВП можно подать как в территориальный орган управления по вопросам миграции (УВМ) МВД России (правопреемник упраздненной ФМС) по месту предполагаемого проживания, так и через сайт государственных услуг. Органы УВМ принимают решение о предоставлении иностранному гражданину квоты на РВП с учетом того, насколько точно он выполняет требования о пребывании на территории РФ. Например, действительно ли он проживает по указанному адресу или же просто указал его в заявлении.

    Более того, за нарушение режима гражданин может быть привлечен к административной ответственности. Учитывается еще и международная обстановка, взаимодействие РФ с государством, из которого прибыл иностранный гражданин.

    При этом решение об отказе в предоставлении РВП можно обжаловать в административном или в судебном порядке в течение 3 рабочих дней после получения лицом уведомления об итогах рассмотрения его заявления.

    Как получить квоту на РВП?

    После обращения с соответствующим заявлением и необходимым пакетом документов в органы УВМ в течение 6 месяцев со дня подачи заявления принимается решение о выдаче квоты на РВП (или отказе в выдаче), о чем заявитель уведомляется. Для граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке, срок сокращен до 60 суток.

    Если принято решение о выдаче квоты на РВП иностранному гражданину, то органами управления проставляется отметка в документе, удостоверяющем личность заявителя. Лицам без гражданства выдается соответствующее разрешение на временное проживание.

    Разрешение выдается сроком на 3 года, продление срока действия документа не предусмотрено.

    За выдачу разрешения, в соответствии с Налоговым кодексом, необходимо заплатить государственную пошлину в размере 1 600 рублей.

    Кроме того, когда иностранный гражданин получает РВП, он должен пройти обязательную дактилоскопическую регистрацию.

    Заявление на квоту на РВП

    Заявление на квоту на РВП должно подаваться иностранцем, достигшим 18 лет, в территориальные органы УВМ по предполагаемому месту жительства.

    Как получить квоту на РВП, если иностранный гражданин находится за пределами РФ? Он вправе подать заявление с приложением соответствующих документов в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ.

    Обратите внимание! При прибытии в Россию в безвизовом режиме документы подаются исключительно в Управление по вопросам миграции.

    Заявление по форме, утвержденной приказом ФМС России от 22.04.2013 №214, заполняется в 2 экземплярах. Если заявитель хочет указать в заявлении членов своей семьи, то при подаче документов они также должны присутствовать. Все совершеннолетние члены семьи заполняют отдельные заявления от своего имени.

    Заявление заполняется на русском языке либо от руки, либо с помощью технических средств. В документе не должно быть никаких сокращений и аббревиатур.

    В заявлении заполняются следующие графы:

    • мотив для обращения с заявлением в управление (например, получение гражданства);
    • сведения о заявителе (Ф.И.О.);
    • дата и место рождения;
    • информация о гражданстве;
    • пол;
    • реквизиты удостоверения личности;
    • адрес пребывания и телефон;
    • образование и специальность;
    • семейное положение;
    • близкие родственники;
    • сведения о трудовом стаже;
    • ИНН;
    • предполагаемая деятельность в РФ;
    • сведения об административных правонарушениях и уголовных преступлениях;
    • информация об инфекционных заболеваниях, ВИЧ;
    • предупреждение об ответственности за предоставление ложных сведений;
    • отметки УВМ.
    Читайте также:  Изменения в миграционном законодательстве в 2020 году: кратко о главном

    Квота на РВП в Москве

    Прием заявлений на квоту осуществляется с февраля по октябрь текущего года.

    Заявления принимаются в Управлении по вопросам миграции по Москве. Заявления принимаются только в том случае, если у иностранного гражданина имеется отрывная часть уведомления о прибытии в г. Москву.

    После того как заявление от иностранного гражданина принято и зарегистрировано, он получает на руки справку. Но справка сама по себе не дает никаких льгот и привилегий. Если гражданин прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы, то вместо выдачи справки делается отметка в его миграционной карте.

    Если иностранному гражданину квоту не дали, то он вправе подавать свое заявление неограниченное количество раз.

    Получение РВП без квоты

    Получение РВП без квоты возможно для следующих категорий иностранных граждан:

    • тех, кто родился в СССР и имел гражданство СССР или же родился в РФ;
    • тех, кто признан нетрудоспособным, но имеет дееспособных детей с гражданством РФ;
    • тех, кто имеет нетрудоспособных родителей — граждан РФ (хотя бы одного);
    • состоящих в браке с гражданами РФ, имеющими постоянное место жительства;
    • которые осуществляли инвестиции в РФ в установленном Правительством РФ размере;
    • поступивших на военную службу (на срок службы);
    • достигших 18 лет и в соответствии с законами иностранного государства признанных недееспособными/ограниченно дееспособными (при условии, что заявление о получении РВП в их отношении подает родитель — гражданин РФ);
    • достигших 18 лет и признанных недееспособными/ограниченно дееспособными, если документы на РВП подаются ими совместно с родителями-иностранцами;
    • достигших 18 лет и получающих разрешение на РВП совместно с родителем — иностранным гражданином;
    • не достигших 18 лет, заявление на получение РВП в их отношении которых заполняется родителем — гражданином РФ;
    • имеющих совершеннолетних детей — граждан РФ, признанных решением суда недееспособными/ограниченно дееспособными;
    • имеющих детей — граждан РФ;
    • участников специальной государственной программы переселения соотечественников из-за рубежа вместе с членами семей и др.

    Видео: Как получить РВП по квоте и без квоты

    Квоты на РВП 2021: распределение квот на РВП на 2021 год – распоряжение правительства о размере квоты на выдачу разрешений на временное проживание в России иностранным гражданам по регионам

    6 ноября премьер министр подписал распоряжение правительства РФ от 06.11.2020 г. N2883-р о распределении квоты на выдачу разрешений на временное проживание в России иностранным гражданам на 2021 год. Согласно данному распоряжению, были установлены квоты на РВП в РФ на 2021 год в размере 39 325 штук.

    То есть количество квот на выдачу разрешений на временное проживание в России на 2021 год составляет всего 39 325 штук, что на 20 945 штук меньше квоты на РВП, выделенной на 2020 год.

    Это означает, что в 2021 году иностранным гражданам будет выдано всего 39 325 разрешений на временное проживание в России в соответствии с квотой РВП на 2021 год.

    Квоты на РВП на 2021 год были утверждены с учетом распределения по субъектам Российской Федерации и федеральным округам, в том числе:

    • по Центральному федеральному округу квота на РВП на 2021 год составила 10 990 штук;
    • по Северо-Западному федеральному округу квота на получение разрешения на временное проживание в 2021 году составила 3 480 штук;
    • по Южному федеральному округу квота на РВП в 2021 году 4 150 штук;
    • по Северо-Кавказскому федеральному округу квота РВП 2021 составила 3 400;
    • по Приволжскому федеральному округу квоты на разрешение на временное проживание в количестве 6 005 штук;
    • по Уральскому федеральному округу выделена квота на РВП на 2021 год в количестве 2 500 штук;
    • по Сибирскому федеральному округу квота на получение разрешения на временное проживание была выделена в размере 5 100 штук;
    • по Дальневосточному федеральному округу – 3 700 штук.

    Подробное распределение квот на РВП на 2021 год вы найдете в таблице ниже.

    • Информация о распределении квот на РВП на 2020 год по ссылке.
    • Информация о распределении квот на РВП на 2019 год по ссылке.
    • Информация о распределении квот на РВП на 2018 год по ссылке.
    • Информация о распределении квот на РВП на 2017 год по ссылке.

    Распределение квот на получение разрешения временного проживания (РВП) иностранных граждан и лиц без гражданства в России на 2021 год

    Центральный федеральный округ – всего 10990 штук
    в том числе:
    Белгородская область 1000
    Брянская область 70
    Владимирская область 350
    Воронежская область 400
    Ивановская область 0
    Калужская область 450
    Костромская область 120
    Курская область 500
    Липецкая область 500
    Московская область 2500
    Орловская область 100
    Рязанская область 700
    Смоленская область 150
    Тамбовская область 450
    Тверская область 400
    Тульская область 1000
    Ярославская область 300
    г. Москва 2000

    Северо-Западный федеральный округ – всего 3480 штук
    в том числе:
    Республика Карелия 150
    Республика Коми 200
    Архангельская область 200
    Вологодская область 150
    Калининградская область 500
    Ленинградская область 250
    Мурманская область 130
    Новгородская область 250
    Псковская область 400
    г. Санкт-Петербург 1200
    Ненецкий автономный округ 50

    Южный федеральный округ – всего 4150 штук
    в том числе:
    Республика Адыгея 200
    Республика Калмыкия 150
    Республика Крым 800
    Краснодарский край 800
    Астраханская область 200
    Волгоградская область 700
    Ростовская область 1000
    г. Севастополь 300

    Северо-Кавказский федеральный округ – всего 3400 штук
    в том числе:
    Республика Дагестан 600
    Республика Ингушетия 250
    Кабардино-Балкарская Республика 400
    Карачаево-Черкесская Республика 300
    Республика Северная Осетия – Алания 350
    Чеченская Республика 500
    Ставропольский край 1000

    Приволжский федеральный округ – всего 6005 штук
    в том числе:
    Республика Башкортостан 900
    Республика Марий Эл 80
    Республика Мордовия 450
    Республика Татарстан 500
    Удмуртская Республика 200
    Чувашская Республика 75
    Пермский край 400
    Кировская область 200
    Нижегородская область 700
    Оренбургская область 450
    Пензенская область 200
    Самарская область 800
    Саратовская область 700
    Ульяновская область 350

    Уральский федеральный округ – всего 2500 штук
    в том числе:
    Курганская область 150
    Свердловская область 800
    Тюменская область 500
    Челябинская область 400
    Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 400
    Ямало-Ненецкий автономный округ 250

    Сибирский федеральный округ – всего 5100 штук
    в том числе:
    Республика Алтай 100
    Республика Тыва 100
    Республика Хакасия 100
    Алтайский край 500
    Красноярский край 500
    Иркутская область 900
    Кемеровская область – Кузбасс 400
    Новосибирская область 900
    Омская область 900
    Томская область 700

    Дальневосточный федеральный округ – всего 3700 штук
    в том числе:
    Республика Бурятия 300
    Республика Саха (Якутия) 500
    Забайкальский край 300
    Камчатский край 250
    Приморский край 500
    Хабаровский край 500
    Амурская область 500
    Магаданская область 250
    Еврейская автономная область 100
    Чукотский автономный округ 100
    Сахалинская область 400

    Важно! Если у вас есть вопросы о том, как получить квоту на РВП на 2021 год, напишите онлайн-консультанту.

    Пожалуйста, поставьте лайк, если вам была полезна наша статья о распределении квот на РВП на 2021 год или поделитесь информацией о распределении квоты на выдачу разрешений на временное проживание в РФ на 2021 год в соцсетях:

    Миграционные квоты в Российской Федерации в 2021 году

    В 2021 году в Российской Федерации начинают действовать ряд новых законов, которые регулируют нахождение иностранных граждан на территории РФ. Несоблюдение этих законов может привести к депортации и запрет на въезд на территорию РФ.

    Миграционный учет

    Нахождение иностранных граждан на территории РФ регулируется законом. Все граждане, которые пересекают границу РФ, обязаны получить миграционную карту, которая является документом, подтверждающим легальное нахождение в России. Государство стремится контролировать процесс миграции иностранных граждан на территорию РФ, для того чтобы увеличить безопасность в стране.

    В Российской Федерации, согласно Закону «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ, органы государственной власти и местного самоуправления:

    • регистрируют мигрантов по месту жительства;
    • собирают и обрабатывают сведения, характеризующие миграционные процессы;
    • поддерживают работу открытой информационной системы.

    В связи с большим наплывом граждан Украины на территорию РФ, 1 января 2021 года был принят закон, по которому граждане Украины могли находиться на территории РФ 90 дней. Затем им необходимо было вернуться на родину и только через полгода можно заново пересечь границу РФ, не более чем на 90 дней. В связи с принятием этого закона украинцам на территории РФ необходимо иметь определенный список документов, для того чтобы на законных основаниях находится на территории РФ.

    Миграционный учет ведется федеральной миграционной службой, на основании данных пограничных служб РФ. Пограничная служба контролирует пересечение иностранных граждан на территории РФ, контроль осуществляется с помощью миграционной карты. Миграционная карта – это документ, который оформляется при пересечении границы РФ. В этом документе указываются полные данные гражданина, который пересекает границу РФ, и дата въезда на территорию России. Документ необходим для осуществления контроля по срокам нахождения на территории РФ.

    Важно. Каждый иностранный гражданин обязан при пересечении границы РФ заполнить миграционную карту, данные вводятся корректно, без ошибок, информация должна быть правдивой.

    Общее понятие о миграционных квотах

    Миграционная квота – это определенные ограничения для пересечения границы иностранными гражданами. Эти ограничения определяются на законодательном уровне и необходимы для обеспечения экономической стабильности государства.

    С помощью миграционных квот государство стремится регулировать такие виды миграции:

    • миграция, связанная с трудовой деятельностью;
    • миграция, для смены постоянного мест жительства;
    • временная миграция.

    Российское законодательство, определяя миграционные квоты на 2021 год, продолжает придерживаться ограничения их уровня. Это касается как абсолютных, так и относительных величин по всем видам квотирования, установленным российским государством.

    • трудовую деятельность, трудоустройство иностранных граждан на каждом предприятии не должно превышать 15% от численности работников;
    • получение разрешения на проживание, выдается лишь, если иностранный гражданин предоставляет веские основания;

    Виды миграционных квот

    Абсолютные квотВводится ограничение на определенную численность иностранных граждан, которые могут пересечь границу РФ в течение одного года.
    Относительные квотыОграничение определяется в процентном соотношении, также рассчитывается на основании данных одного года.

    Правительство РФ предполагает, что основные ограничения необходимо создавать на трудовую деятельность иностранных граждан. В связи с этим в 2021 году было принято решение, что разрешение на трудовую деятельность на территории РФ получат лишь 200 000 иностранных граждан, остальным в оформлении патента будет запрещено.

    Так же правительство тщательно регулирует выданные разрешения на временное проживание, количество разрешений на временное проживание определяют ежегодно. Количество квот на разрешение на временное проживание на 2021 год составляет всего 90 360 штук. Не зависимо от миграционной квоты, разрешение на проживание можно получить, имея веские причины, основными могут быть:

    • наличие патента, разрешение на работу;
    • временная регистрация по месту нахождения;
    • наличие родственников в РФ.

    Автоматизированный комплекс «Миграционные квоты»

    В 2007 году два российских научно-исследовательских института представили автоматизированную систему, с помощью которой работодатели РФ могут в режиме онлайн подать заявку на миграционную квоту. Услуги данного информационного комплекса можно осуществлять бесплатно, так как эта программа финансируется из федерального бюджета. Пользоваться данным сервисом могут граждане различной категории:

    • работодатели;
    • законодательные органы
    • обычные граждане;

    Но для того, что бы воспользоваться данной услугой, необходимо зарегистрироваться на официальном сайте, и с помощью представленной информации следить за внесенными новшествами в миграционный учет.

    Оформление разрешений на трудоустройство возлагается на работодателя. Определение квоты на будущий год состоит из двух этапов. Работодатели, планирующие использование услуг иностранных трудовых мигрантов, должны обратиться в территориальные уполномоченные органы.

    Важно помнить, что в РФ приоритетное право на трудовую деятельность имеют безработные граждане России. Поэтому прежде чем подать заявку на квоту, работодателю нужно обратиться в местную службу занятости и попытаться подобрать сотрудников из числа российских граждан. В противном случае заявки на квоту не буду приняты.

    Заявка на миграционные квоты подается в электронном виде в системе автоматизированный комплекс «Миграционные квоты».

    На основании данной статьи можно сделать вывод, о том, что правительство пытается всячески регулировать перемещение иностранных граждан на территории РФ, именно для этого вводятся миграционные квоты, что бы федеральная миграционная служба имела полный контроль над всеми гражданами, которые находятся на территории РФ.

    Часто задаваемые вопросы

    Вопрос №1

    Для чего необходим миграционный учет?

    Ответ: Миграционный учет ведется федеральной миграционной службой, на основании данных пограничных служб РФ. Пограничная служба контролирует пересечение иностранных граждан на территории РФ, контроль осуществляется с помощью миграционной карты. Государство стремится контролировать процесс миграции иностранных граждан на территорию РФ, для того чтобы увеличить безопасность в стране, и сохранить экономический уровень развития.

    Вопрос №2

    Общее понятие миграционной квоты.

    Ответ: Миграционная квота – это определенные ограничения для пересечения границы иностранными гражданами. Эти ограничения определяются на законодательном уровне и необходимы для обеспечения экономической стабильности государства.

    С помощью миграционных квот государство стремится регулировать такие виды миграции:

    • миграция, связанная с трудовой деятельностью;
    • миграция, для смены постоянного мест жительства;
    • временная миграция.
    Ссылка на основную публикацию