Просроченная миграционная карта: что делать, штрафы в 2020 году

Что делать, если просрочена миграционная карта, и чем это грозит — разбираемся

Миграционный учет на территории РФ ведется как для граждан нашей страны, так и для иностранцев, въезжающих в Россию. Неотъемлемой частью такого учета является выдача подотчетным лицам миграционных документов. Для иностранцев, находящихся на территории РФ, обязательный из таковых – миграционная карта, выдаваемая при въезде в страну.

Все время, что лицо без российского гражданства пребывает в нашей стране, оно обязано иметь при себе данный документ. Его утеря, порча или иная недействительность недопустима. Учитывая данный факт, каждому владельцу данного документа крайне важно знать, что делать, если просрочена миграционная карта, и какие последствия это понесет.

В приведенной ниже статье наш ресурс подробно осветит ответы именно на эти вопросы, поэтому всем желающим настоятельно рекомендуем ознакомиться с ней.

О миграционной карте

Миграционная карта — официальный документ

Миграционная карта – это документ, форма и порядок использования которого установлены законодательством РФ, а точнее Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 года под номером 413. По своей сути, данный документ представляет регулятор пребывания иностранных гражданам в России и помогает миграционным службам вести учет и контроль таковых.

На данный момент миграционные карты выдаются всем иностранцев при въезде в РФ. При этом совершенно неважно посещает лицо нашу страну по безвизовому режиму, визовому или иному порядку.

Обязанность получения и заполнения достоверными данными миграционной карты для гостей нашего государства прописана законодательно, поэтому любое нарушение данного порядка наказуемо. К слову, обязанность подобного вида не снимается и с тех граждан, которые уже успешно получили вид на жительство в РФ. Миграционную карту должны получить все иностранцы, пребывающие на территории нашей страны и не имеющие гражданства.

Данный документ миграционного учета содержит основную информацию о лице, на которого она выдана. В частности, в миграционной карте фиксируются:

  1. личностные данные гражданина;
  2. цель его приезда;
  3. отметка о законности пребывания лица в стране.

Получение миграционной карты на имя конкретного лица представляется возможным только при личном его присутствии. В целом же, порядок оформления документа выглядит так:

  • При въезде в страну со стороны иностранного гражданина его личность проверяется Миграционной службой.
  • Если каких-либо оснований полагать то, что пересечение границы совершенно незаконно у сотрудников УФМС нет, они выдают лицу два бланка миграционной карты.
  • Затем иностранный гражданин обязуется заполнить оба документа. Процедура заполнения проходит с соблюдением внесения в карту только достоверных данных с использованием букв русского или латинского алфавита (иного порядка не предусмотрено).

После того, как оба бланка документа заполнены, сотрудники Миграционной службы проверяют достоверность информации в них по имеющимся у лица документам.

Если все верно, то на руки иностранцу выдается один бланк с соответствующей печатью, а другой — остается у госслужбы миграционного учета и вносится в специальную базу.

Важно понимать, что получение миграционной карты возможно только с непосредственным контактом с Миграционной службой и исключительно на границе РФ при въезде на территорию страны. Исключением являются случаи с восстановлением или продлением карты через региональные отделения УФМС.

Выдачей данного документа занимаются только миграционные органы России, иные лица и организации не вправе выдавать карты для иностранцев, поэтому получить ее таким образом нельзя. Не забывайте, что любая миграционная карта, полученная не у УФМС, является подделкой, получение которой влечет на владельца наложение некоторой ответственности: от штрафа до запрета въезда на территорию РФ.

Продление миграционной карты

Срок миграционной карты определяется индивидуально

Рассматривая срок действия миграционной карты, необходимо понимать, что сам документ такового не имеет, он определяется исходя из того, сколько времени иностранец имеет право пребывать в России.

Время разрешенного пребывания различно для граждан разных стран и определяется следующими образом:

  • При наличии визы или иных документов, разрешающих пребывание лицу в РФ на определенный срок – не более срока действия визы или иного документа.
  • При безвизовом посещении нашей страны – не более законодательно разрешенного срока пребывания на ее территории. Как правило, максимальная длительность безвизового посещения РФ составляет 90 дней на каждое полугодие, но для граждан некоторых стран он либо увеличен, либо уменьшен. Так, к примеру, жители Беларуси имеют право бессрочно пребывать в России. Точное же время разрешенного пребывания необходимо узнавать у сотрудников УФМС.
  • Для граждан Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизстана срок возможного пребывания равен длительности действия трудового договора и не ограничен. Также они вправе не получать миграционную карту, если приезжают в России на срок менее 30 дней.
  • Продлить срок разрешенного присутствия в РФ можно несколькими законными способами, а именно:
  • Покинуть территорию страны и вернуться через некоторый промежуток времени.
  • Получить разрешение на временное пребывание в России или подать на него прошение. Срок возможного присутствия продлевается на длительность оформления документа и последующий период его действия.
  • Заключить официальный трудовой договор. Срок возможного присутствия продлевается на длительность трудового соглашения, но не более чем на год.
  • Поступить в Высшее учебное заведение на дневное обучение. Срок возможного присутствия продлевается на длительность обучения.
  • Подать прошение на получение статуса беженца. Срок возможного присутствия продлевается на длительность процедуры получения данного статуса.
  • Получить патент на работу. Срок возможного присутствия продлевается на период действия патента.

Для выходцев с востока Украины продление миграционной карты осуществляется в привилегированном режиме.

Процедура продления документа, а точнее срока разрешенного пребывания, связана с личным посещением ближайшего отдела УФМС иностранцем и подачи с его стороны соответствующего заявления. Если продление возможно, то на миграционной карте иностранца ставится новая печать, и он имеет право дальше находится в РФ. В ином случае лицо должно покинуть РФ, иначе ему грозить некоторое наказание.

Что грозит за использование просроченной карты

За просроченную миграционную карту — административное наказание

Миграционное законодательство предусматривает немалое количество вариантов наказаний за пребывание на территории РФ больше положенного срока. В частности, за нахождение в РФ с просроченной миграционной картой иностранец в обязательном порядке:

  1. Получит штрафную санкцию в размере от 2 000 до 5 000 рублей. Для тех лиц, которые пребывали на территории Московской и Ленинградской областях сумма штрафа больше – от 5 000 до 7 000 рублей. Аналогичная санкция налагается и на иностранцев, которые нарушили правила законодательства РФ относительно миграционного учета дважды за последний год.
  2. Будет выдворен из страны. Как правило, применяется самопроизвольный выезд со стороны гражданина, просрочившего свое разрешенное пребывание в России, однако в особых случаях лиц высылают из страны принудительно.

Чрезмерно длительное пребывание после окончания разрешенного периода наказывается запретом на въезд в Россию:

  • при присутствии в РФ более 120 дней с момента въезда – запрет на посещение страны на срок в 3 года;
  • при присутствии в РФ более 270 дней – 5 лет;
  • при присутствии в РФ более года – 10 лет.

Для особо злостных и систематичных нарушителей возможно наложение уголовной ответственности, но такая практика, к слову, достаточно редка. Зачастую ограничиваются штрафами и выдворением из страны.

Как видите, разобраться с тем, что делать, если просрочилась миграционная карта, не столь сложно. Главное в данном вопросе – знать основные положения Миграционного законодательства РФ и следовать исключительно их содержанию. Надеемся, сегодняшняя статья была для вас полезна. Удачного пребывания в РФ!

Разрешение на временное проживание: с чего начать, подскажет видеоматериал:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Нелегальная миграция в России

С момента развала СССР экономика России являлась одной из самых стабильных, что вызвало приток эмигрантов из других республик бывшего Союза, которые ищут дополнительный заработок или лучшей жизни в РФ. К сожалению, большинство въезжающих в страну людей прибывают и/или работают без соответствующего разрешения. Но часть из них отказываются ассимилироваться в том обществе, которое их приняло, что вызывает дополнительные социальные проблемы – нарастает напряжение между местными и приезжими, увеличивается конкуренция за вакантные должности, начинается образование различных националистических движений.

Определение термина

Нелегальную эмиграцию можно условно разделить на два типа – нелегальное пересечение границы и неразрешенное пребывание на территории страны. Чаще всего присутствуют оба вида.

Что относится к первому типу:

  • Пересечение рубежей государства в местах, не предназначенных для этого, т. е. где отсутствуют КПП и таможенные пункты;
  • При пересечении границы используются поддельные, просроченные документы или те, что не принадлежат данному лицу либо для пересечения границы документы не используются в принципе;
  • Пересечение границы с надлежащими документами и в соответствующих местах, но с иной целью, чем та, что была указана при заполнении анкеты или при ответе на вопрос работника КПП.

Что относится ко второму типу:

  • Лица, которые легально (или нет) пересекли государственную границу, но при этом не попытались оформиться как беженцы, вынужденные переселенцы или получить временный вид на жительство в государстве;
  • Лица, обратившиеся за статусом беженца/переселенца/вида на жительство, но которым по разным причинам было отказано в обращении;
  • Лица, которые перебираются через Российскую Федерацию в третью страну, но при этом нарушают установленные правила транзита для иностранцев через территорию государства;
  • Те, кто по каким-либо причинам отказались регистрировать своё пребывание в РФ в соответствии с законами России;
  • Те, кто находится в стране дольше того срока, который разрешён им по закону, без попыток продления времени пребывания.

Мифы о нелегальной эмиграции в РФ

За время нелегальной эмиграции на территорию России среди русских начали распространяться различные мифы, касательно данной проблемы, которые со временем были раздуты в СМИ до катастрофических масштабов. К счастью, все эти слухи сильно преувеличены, а некоторые и совсем не имеют под собой стойких обоснований. Но это не значит, что проблем нет или что они не появятся в будущем, поэтому их желательно решать на уровне формирования.

Миф 1: вырождение русских с помощью эмигрантов

В определённых кругах русского общества популярна идея целенаправленной экспансии при помощи эмигрантов стран Закавказья, Центральной Азии и Китая. Как считают сторонники данной идеи: народы этих стран частично целенаправленно, а иногда и нет, заселяют определённые регионы Российской Федерации с целью, чтобы через 20-30 лет на этих землях практически не осталось этнических русских. А также некоторые считают, что при помощи эмигрантов правительства других стран (в первую очередь Китая) хотят «отхватить» некоторые территории России.

Данный миф появился исходя из определённых статистик по миграции в РФ. Источники, из которых были взяты данные часто не проверены и не вызывают доверия. Разные информаторы трактуют различные цифры – где-то пишут, что за последние 10 лет на территорию РФ переселилось около 1 — 2 млн человек, другие приводят цифру 10 — 15 млн мигрантов, а некоторые озвучивают вплоть до 30 млн.

По официальной статистике ООН, за последние 10 лет на территорию России въехало около 12-15 млн человек (как легально, так и нет).

Однако к данным приводится пояснение, что около 85% всех въехавших на территорию страны принадлежали к этническим русским. Следовательно, целенаправленной демографической экспансии простив России нет, либо она носит не такие уж глобальные масштабы.

Миф 2: пройти через южные границы РФ не составляет труда

По мнению некоторых СМИ – южные рубежи Российской Федерации очень легко пересечь нелегальным путём (обход КПП, попытка избежать таможенного контроля или предъявление фальшивых/чужих/просроченных документов). Действительно, на Кавказской и Северо-Западной границе самое большое количество нарушений. На всех остальных КПП тоже находятся лица, желающие нелегально пройти пограничную черту.

По статистике на Северо-Западной и Кавказской границе за год фиксируется до 2000 нарушений, на всех остальных пограничных участках не более 1500 случаев. Однако большинство нарушителей задерживается в последнее время после незаконного пересечения границы.

А также, что касается Северо-Западных рубежей, там где РФ граничит с Финляндией, Норвегией, странами Прибалтики и Беларусью, то здесь чаще фиксируются обратные нарушения, т. е. нелегально пытаются перейти границу со стороны России. Как правило, это так называемые транзитные эмигранты, т. е. те, кто мигрирует из южных стран в Европу, проходя по территории нашего государства, но встречаются нарушения и со стороны граждан РФ.

Однако ситуация с поддельными документами на контрольно-пропускных пунктах встречается достаточно часто (в год фиксируются десятки тысяч случаев). Всех, у кого обнаруживают поддельные/чужие/недействительные документы сразу разворачивают назад, благодаря чему мало кому удаётся пересечь границу данным способом.

Всего нелегально в РФ проходит не более 5 тысяч человек в год, 90% из которых задерживаются и депортируются в ближайшее время после фиксации нарушения.

Миф 3: иностранцы постепенно колонизируют приграничные районы РФ

Один из самых «бредовых» мифов, который практически ничем не обоснован, заключается в том, что иностранные нелегалы ведут хозяйственную деятельность в приграничных регионах (чаще всего, где небольшое число жителей), тем самым пытаясь присвоить определённые территории в пользу соседних государств.

По факту же – максимальное число нерусских граждан, которое было зафиксировано в приграничных районах – около 14% от общего населения региона, этого явно недостаточно для того, чтобы данная территория вышла из состава РФ. А также в ближайшие десятилетия особого прироста мигрантов не ожидается, поэтому национальный состав приграничных территорий сильно не изменится, т. к. большинство нелегалов старается перебраться в крупные города (Москву, Питер, Новосибирск и т. д.).

Миф 4: нелегалы из Центральной Азии занимаются наркоторговлей

Согласно этой легенде – большое количество наркотиков в Россию идёт через южные границы и чаще всего в обход таможни или КПП. В большинстве своём данный миф правдив, т. к. значительная часть наркотрафика в РФ (около 85-90%) поступает через границу с Казахстаном, т. е. основными поставщиками являются всё-таки жители стран Центральной Азии. А также по утверждению самих пограничников, удаётся выявить всего около 1-2% наркотрафика и принять меры к контрабандистам.

Но, несмотря на то, что основная масса наркоторговцев всё-таки из стран Центральной Азии – это не означает, что все или большая часть эмигрантов из этих стран занимаются торговлей наркотиков. Из общего потока людей из Центральной Азии (не считая Казахстана) только 5% является наркоторговцами, остальные же обычные эмигранты. А также стоит учитывать, что наркотики перевозят в основном не через КПП и таможню, а в обход неё.

Миф 5: приезжие из мусульманских стран – это террористы

Из-за последних событий в Европе, а также беспорядков в Чечне, Дагестане и странах Закавказья в конце 90-х, создали укрепившийся миф, что все мусульмане из иностранных государств – это потенциальные экстремисты и террористы. Однако данная выдумка была больше актуальна в начале 2000-х, т. к. в настоящий момент количество мигрантов задержанных на границе РФ с умыслом совершить теракт и/или завербовать кого-либо в экстремистские организации относительно невелико (не более двух сотен случаев за последние несколько лет).

Влияние нелегальной миграции на социально-экономическое развитие страны

На сегодня потоки миграции населения планеты складываются по разным причинам – религиозным, социальным, политическим, экономическим, военным, национальным. В зависимости от причины, по которой переселяется большинство лиц на территорию РФ, складывается определённое влияние на экономику и социальные взаимоотношения в стране.

Но также стоит учесть, что миграционные потоки не только в РФ, но и во многие другие страны мира формируются из-за резких изменений в количестве жителей планеты. Население прирастает неравномерно – в одних странах оно растёт быстрее, в других местные обитатели идут на убыль. Чаще всего в первую категорию попадают земли третьего мира, где власти не в силах взять под контроль демографическую обстановку.

Соответственно, большинство мигрантов – это жители данных государств с неразвитой/неэффективной экономикой, нестабильной ситуацией в регионе. Влияние на развитие страны, принимающей эмигрантов, складывается от того факта насколько хорошо у властей края получается создать условия для ассимиляции мигрантов и реализации их человеческого потенциала.

С одной стороны, прирост мигрантов оказывает положительный эффект на принимающие государства – увеличивается количество рабочих рук, что приводит к росту конкуренции на рынке труда, способствует удешевлению и отчасти росту качества выпускаемых товаров. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда местные и приезжие пытаются разными способами повышать уровень своей квалификации, что тоже хорошо сказывается на эффективности экономики страны и позволяет поднимать уровень жизни населения.

Читайте также:  Вынужденная миграция населения в России: причины, примеры

С другой стороны, есть и тёмная грань миграции жителей – если государство будет бесконтрольно впускать переселенцев из других краёв, не предъявляя им никаких требований/квот, а также не будет заботиться об их адаптации в принимающем обществе и приспособлении самого общества под потоки мигрантов, то страну может ждать экономический коллапс.

Большое количество выходцев из других стран, которые не отличаются высоким профессионализмом, смогут вытеснить часть местного населения с низкоквалифицированных должностей (трудятся они так же, как и местные, а зарплаты у них ниже), что повлечёт рост безработицы и уменьшение оплаты труда.

Из этого будут вытекать различные этнические конфликты и общее понижение уровня жизни в регионе.

Нелегальная же миграция оказывает в большей части негативное влияние на социально-экономическое развитие общества по нескольким причинам:

  • Нелегалы работают без оформления договора, следовательно, не платят никаких налогов, из-за чего страдает государственная казна, ведь чем меньше денег в стране, тем сложнее её развивать;
  • Лица, находящиеся в нелегальной миграции, плохо поддаются ассимиляции в принявшем их обществе, т. к. они стараются сильно не контактировать с местными, опасаясь, что их выдадут министерству иммиграции. Если большое количество переселенцев из других стран отказывается принимать культуру, язык, менталитет и обычаи принявшей стороны, то это может вызвать в будущем конфликты на межнациональной почве;
  • Рост преступности в стране. Нелегальное перемещение и/или пребывание на территории государства уже само по себе нарушение законов, но, к сожалению, некоторые нелегалы не ограничиваются только этим.

Совершение преступлений мигрантами

В большинстве случаев при их помощи осуществляется продажа наркотиков из-за рубежа в России. А из-за незнания законов страны они чаще совершают другие правонарушения и уголовно наказуемые деяния.

Какие принимаются меры для борьбы с нелегальной миграцией

Основной пик нелегальной миграции в Россию приходился на начало 2000 годов. С этого времени были внесены определённые поправки в законодательство, что существенно снизило проблему нелегалов (особенно нелегальной рабочей силы). Однако незаконное переселение на территорию РФ до сих пор имеет место в достаточно крупных масштабах, что в отдалённой перспективе несёт для страны ряд экономических и социальных проблем. Вот список применяемых мер или тех, что будут использованы в ближайшее время:

  • Введение визового режима с наиболее «неблагополучными» в данном вопросе странами СНГ (в основном из Центральной Азии). А также помимо виз предлагается ввести заключение двусторонних государственных договоров, касательно трудоустройства и обеспечение определённых социальных прав и обязанностей уже работающих, или только трудоустраивающихся на легальной основе мигрантов. Возможно, стоит облегчить процедуру получения российского гражданства для некоторых категорий переселенцев (например, редкостных специалистов);
  • Формирование защиты российского рынка труда от нелегальной рабочей силы из-за рубежа. В первую очередь предлагается ввести серьёзные санкции для фирм и предприятий, которые нанимают нелегалов из-за границы. Плюс ко всему имеется предложение ввода определённой квоты для предприятий по количеству иностранных работников;
  • Укрепление границ. В первую очередь предполагается более эффективное техническое оснащение уже существующих контрольно-пропускных пунктов, и постройка новых. Далее, необходимо вводить серьёзные санкции для лиц (частных и юридических), которые помогают нелегалам попасть в страну, а также закрепится в ней. Кроме того, необходимо улучшить качество контроля на границе и повысить взаимодействие федеральных и региональных властей;
  • Активное международное сотрудничество для обмена опытом в решении данной проблемы с иностранными коллегами с целью улучшения регулировки потоков переселенцев.

Основное внимание миграционным властям необходимо обратить на наиболее проблемные районы – Москву и область, Санкт-Петербург и область, Краснодарский край, Приморский Край, Ханты-Мансийское АО. Контроль за границами, желательно доверить регионам, но и при этом позаботиться об эффективной связи между ними и о руководстве/помощи сверху, которая будет оказана наиболее проблемным зонам по мере необходимости.

Причины и последствия нелегальной миграции

Если в государстве устанавливаются приемлемые экономические, социальные, политические условия, сразу же появляется множество желающих туда перебраться. Нелегальная миграция — серьёзная проблема, с которой сталкиваются граждане всех развитых стран. Почему далеко не все приезжие оформляют необходимые бумаги, а предпочитают скрываться от полицейских? Неужели доводы сотрудников иммиграционной службы о наказаниях недостаточно убедительны? И чем грозит засилье нелегальных мигрантов коренным жителям процветающих государств?

Истоки нелегальной миграции

Как нетрудно догадаться, нелегальная иммиграция — это преступление, связанное с пересечением государственных границ или нарушением режима пребывания в той или иной стране. Вообще человек, желающий перебраться жить за границу, должен обратиться в иммиграционную службу, получить разрешение на проживание или сразу ВНЖ.

Несколько лет «санкционированного» проживания — и путешественник может оформлять ПМЖ (постоянное место жительства), а затем получать гражданство.

На данный момент больше всего кочевников направляется в европейские страны и США из Сирии, Ирана, Ирака, Сомали и государств Чёрной Африки. Некоторые из них добираются и до России — и, увы, каждый второй работает здесь неофициально. Если вы хотите тщательнее разобраться, что такое миграция вообще и в современном мире в частности, читайте другие статьи на нашем сайте.

Но далеко не все мигранты готовы тратить время и деньги на получение документов — им гораздо удобнее пойти на риск и оставаться в тени. Бывает и такое, что человек перебирается за рубеж вполне легально, а затем перестаёт продлевать ВНЖ. Обобщая случаи незаконной миграции, можно выделить три типа таких преступлений:

  • по степени продуманности — организованные и стихийные; первый тип актуален в первую очередь для трудовых мигрантов, второй — для беженцев;
  • по количеству человек, перебирающихся за рубеж, — индивидуальные и групповые;
  • по способу пересечения границы — через неохраняемую территорию, через официальный пограничный пункт по поддельным документам или через официальный пограничный пункт по подлинным документам (в последнем случае мигрант становится нелегальным в тот момент, когда его виза или разрешение на проживание заканчивается).

Почему появляются нелегальные мигранты

Вполне естественно, что люди стараются узнать, как нелегально иммигрировать и задержаться в другой стране, не от лучшей жизни. Часто нарушители перебираются за границу вместе с семьями, и примерным гражданам развитых государств это кажется глупым. И действительно, кочевники серьёзно рискуют, ведь сотрудники иммиграционной службы могут применить к ним следующие меры:

  • наложение штрафа: так, в Японии за пребывание в стране без соответствующих разрешений с человека могут потребовать 300 000 йен — на 2016 г. это приблизительно 2 580 €;
  • лишение свободы: в Израиле, например, мигранты сидят в тюрьмах до установления личности, а прохождение официальных процедур занимает примерно месяц;
  • депортация из страны.

Более серьёзные меры применяют к людям, способствующим нелегальной миграции и нанимающим сотрудников, не оформивших соответствующих бумаг. Такую деятельность могут оценить тюремным сроком до четырёх лет. И всё же причины, по которым люди нелегально переезжают за рубеж сами или содействуют в этом другим, довольно веские:

  • экономическая выгода – в большинстве развитых стран существует значительный спрос на «дешёвый» неквалифицированный труд, и для приезжих из восточных и африканских государств работа с большими рисками всё равно более выгодна, чем труд на родине;
  • безопасность — нелегальные мигранты бегут от стихийных бедствий, войн, от притеснений по религиозным убеждениям, и проблемы, связанные с нарушением законов, кажутся им несущественными, ведь главное — спастись;
  • личные причины — укрыться за границей нередко стремятся люди, которые на родине нарушили закон или столкнулись с недоброжелателями.

Также появлению нелегальных приезжих в развитых государствах способствуют лазейки в законах и недостаточно строгие наказания, с одной стороны, и коррумпированность органов, занимающихся проблемами мигрантов, с другой. Что касается не самих кочевников, а преступников, организующих поставки дешёвой рабочей силы, то их привлекают в первую очередь лёгкие деньги. По статистике, нелегальная миграция — одна из самых доходных форм чёрного бизнеса.

Побочные эффекты

Как и любое правонарушение, нелегальное пересечение границы приносит проблемы полицейским, сотрудникам иммиграционной службы и «исконному» населению страны. Однако нелегко приходится и самим приезжим. Кочевники ищут себе жильё, устраиваются на работу и приобретают необходимые товары и услуги, в том числе дорогостоящие, — и всё это, естественно, с риском для здоровья и даже для жизни.

В частности, начальники теневых предприятий нарушают права нелегальных мигрантов, ведь даже те не обязаны трудиться в опасных условиях за мизерную плату. В итоге приезжие часто занимаются вредным производством, не получая социальной и медицинской помощи, при этом рабочий день длится для них дольше, чем для официальных тружеников, а зарплата может не превышать прожиточного минимума.

Так что в странах, где процветает нелегальная миграция, с большой долей вероятности:

  • увеличится количество опасных рабочих мест. В России на 2014 г. их стало 32%, тогда как в 2004 г. насчитывалось порядка 18%;
  • встанет проблема перенаселения спальных районов — на окраинах крупных мегаполисов мира, в том числе в США, можно найти небольшие квартиры, где живёт по 10 человек и даже больше;
  • вспыхнут недовольства среди рядовых налогоплательщиков, так как нелегальные приезжие так или иначе будут получать базовую медпомощь, окольными путями пристраивать детей в общеобразовательные учреждения, пользоваться общественным транспортом;
  • возрастёт шанс возникновения вирусных эпидемий (болезни могут быть весьма тяжёлыми, вплоть до туберкулёза).

Нелегальные иммигранты — это и рост преступности. Нарушение правил пребывания в стране незаконно само по себе, но приезжие часто наносят ущерб окружающим, а это, в свою очередь, ведёт к ответной волне преступлений, уже на почве ксенофобии.

Наиболее распространённые правонарушения мигрантов:

  • подделка документов;
  • дача взяток;
  • изготовление и/или покупка фальшивых денег;
  • разбой;
  • воровство;
  • домогательства.

Из-за подобного поведения нелегальных мигрантов честным приезжим становится намного труднее социализироваться. Граждане развитых стран поневоле привыкают к тому, что гости из зарубежья — преступники, и далеко не всегда проявляют толерантность к иностранцам.

Согласно статистике, 70% легальных мигрантов, даже сумевших преодолеть языковой барьер и обустроиться на новом месте, постоянно испытывают чувство тревожности и нуждаются в психологической помощи. К счастью, во всех европейских странах и в России действуют службы, помогающие иностранцам адаптироваться.

Незаконная миграция

Любая страна с привлекательной экономической и социальной ситуацией интересна для граждан бедных государств. Массовый переезд людей другой национальности влечет за собой массу последствий. Среди самых актуальных — общее напряжение среди коренного населения. Российская Федерация знакома с такой проблемой, как миграция и активно борется с нею.

Процесс миграции

Нелегальная миграция — это противозаконное проникновение в чужую страну с целью осуществления трудовой деятельности и временного или постоянного проживания.

Все незаконные мигранты условно подразделяются государством на 3 основные группы:

  • Лица, которые остались в стране после окончания действия рабочего разрешения или учебного контракта.
  • Лица, пересекающие таможню по поддельным или чужим удостоверениям личности.
  • Лица, проживающие на территории РФ до момента переезда в любую страну Евросоюза.

Незаконные мигранты из Азии

Тех, кто уклоняется от выезда после отказа в получении статуса беженца, также считаются нелегальными иммигрантами.

По временным отрезкам переезд разделяют на сезонный и безвозвратный.

Нелегальная миграция: проблемы и причины

Самыми частыми и распространенными причина переезда в чужую страну являются неблагополучные условия проживания в собственной. К ним причисляют:

  • Социальные. Высокий уровень преступности или война вызывают массовый отток населения в устроенные и спокойные страны;
  • Экономические. Более высокая оплата за неквалифицированный труд в благополучном государстве заставляет людей приезжать «на заработки»;
  • Личные. Политическое давление или проблемы с законом на Родине вынуждают людей мигрировать с нажитых территорий.

Одной из главных внутригосударственных причин называют затянутость бюрократических процедур оформления законного пребывания. Для того чтобы получить официальное разрешение на работу, необходимо сдать большое количество документов и справок. Таким образом, нелегальные мигранты в России пополняют свои ряды в силу сложности правового согласования.

Что хочет получить мигрант

Нелегальные мигранты хотят улучшить свое благосостояние, и заботится о собственной безопасности. Их интересует достойный уровень жизни, медицинского обслуживания и образования для собственных детей. В долгосрочном планировании у большинства из них — вид на жительство, гражданство, покупка жилья.

Массовая миграция семей беженцев

Пути проникновения

Большая часть переселенцев приезжают в РФ из стран ближнего зарубежья с неблагополучной экономической ситуацией. Среди них можно выделить жителей Украины, Киргизстана, Узбекистана, Таджикистана, Армении. Каждый второй из них не хочет или не может узаконить свое пребывание в России. Это порождает возможные пути несанкционированного пересечения границы.

По способу передвижения

В подавляющем большинстве случаев нарушители пересекают границу через официальные пропускные пункты. В качестве удостоверения личности используют подлинные или поддельные документы.

Обратите внимание! Другой опасный способ пересечения — через неохраняемые территории.

По количеству человек

Передвижения могут быть групповыми и индивидуальными. Чаще всего происходят в ночное время и сопровождаются большим количеством рисков для здоровья.

По уровню организации

Беженцы с потенциально опасных территорий (например,военных) приходят в чужую страну спонтанно, без преждевременной организации.

Незаконное пересечение границы

Трудовые мигранты, в особенности низкоквалифицированная рабочая сила, пересекают границу группами. Ситуация усугубляется тем, что заработок на ввозе нелегалов привлекает организованные преступные группировки. Именно они, за определенную плату, не санкционированно ввозят мигрантов в страну.

Факторы влияния на поток и его количество

Причиной нелегальной эмиграции являются:

  • Огромные масштабы теневого сектора экономики России, в котором затребована большая часть мигрантов;
  • Готовность таких людей работать без социальной защиты;
  • Этнические конфликты внутри неблагополучных стран;
  • Недостаточная работа миграционной и пограничной службы;
  • Лазейки в миграционном законодательстве;
  • Недостаточно жесткие меры пресечения незаконного пребывания;
  • Отсутствия финансирования процесса депортации.

Количество мигрантов в России растет с каждым днем

Все они способствуют беспрепятственному проникновению дешевой рабочей силы в страну. Проблему усугубляет отсутствие визового режима со всеми странами СНГ, кроме Туркменистана. Это не дает возможности устроить контроль над потоком приезжих на государственном уровне.

Обратите внимание! Доподлинно выявить количество граждан, незаконно пребывающих в Российской Федерации невозможно. Точно известно, что их число в российских городах, Москве и Подмосковье растет с каждым годом.

Правонарушения со стороны «кочевников»

Самые частые проблемы с законом у таких людей возникают по следующим причинам:

  • Нарушение государственной границы;
  • Подделка документов и дача взяток;
  • Неуплата налогов в казну РФ;
  • Уголовная преступная деятельность.

Проблемы от нелегальной миграции

Незаконная миграция вызывает ряд негативных процессов для страны и нарушает её безопасность. Среди них развитие теневого рынка труда, неуплата налогов в государственную казну, рост преступности и незаконных организованных группировок.

Обратите внимание! Тяжелые условия труда, на которые соглашаются такие люди, подрывают их здоровье и становятся причиной различных эпидемий. Особую угрозу представляет туберкулез и другие инфекционные заболевания. Плохая санитарная ситуация будет создавать угрозу для коренного населения.

Как видно, легализация может принести достаточную пользу для местной экономики. Специальные государственные службы борются с этим явлением. Уполномоченным органом по борьбе с нелегальной миграцией и её причинами является ГУВМ МВД, в частности, специалисты из отдела иммиграционного контроля. В экстренных случаях, нужно обращаться в местное отделение полиции и проблема будет решена.

Способы борьбы с мигрантами

Среди способов сокращения незаконного человекопотока в страну самыми эффективными являются:

  • Контроль над работодателем. Применение жестких штрафных санкций к тем, кто нанимает таких рабочих существенно снижает количество «теневых» вакансий.
  • Справедливое налогообложение. Подоходный налог для граждан РФ составляет 13 % от общего числа доходов. Для нерезидентов доля обязательной уплаты составляет 30 %. Снижение ставки может экономически заинтересовать иностранцев платить взносы на законных основаниях.
  • Общая разъяснительная работа. Очень часто нелегалы просто не знают, какие последствия повлечет за собой незаконное пересечение границы. В целом, иностранцы могут не понимать общего уровня рисков и ответственности перед другой страной согласно местного УК.

Спорным остается вопрос отмены квот на рабочие места. Во всем мире, эта мера считается достаточно эффективной и сокращает подпольный поток. Правительство России считает, что из-за высокого уровня коррупции в стране, выдача квот зависит только от финансовых возможностей гастарбайтеров.

Способы зарубежных стран

Опыт таких государств, как Испания, показывает положительные результаты. Регулярная амнистия для трудовых нелегалов, проживших три года в стране, позволила вывести из «тени» зарплаты. Это хороший повод наполнения казны.

Нелегальная эмиграция является острой проблемой для Европы. Так, в 2010 году столкновение румынских цыган с французской полицией в долине Луары привело к массовым беспорядкам и депортации. Вознаграждение при депортации — 400-500 евро за сбор биометрических данных. Поддержка от местного населения по данным соцопросов составила 70-80 %.

Дополнительная информация! Самой совершенной системой по борьбе с мигрантами в мире является японская. Биометрический контроль над любым, попадающим в страну человеком, дает возможность отслеживать статистику пребывания и передвижения. Незаконное пребывание в стране свыше указанного срока влечет за собой ответственность по статье, депортацию или большой штраф (2,5 тыс. долл.). В то же время, работодатель японец платит за незаконного работника штраф в размере 37,5 тыс. долларов или отбывает 3-х летний тюремный срок.

Интерес представляет опыт Израиля в этом вопросе. Каждый депортированный африканец получал на руки на границе 1 тысячу долларов в 2012 году.

Особы жесткие меры борьбы у правительства Соединенных Штатов. По закону, каждому мексиканцу, нарушившему государственную границу, можно предъявить обвинение. Действие кодекса не распространяется на несовершеннолетних. Указанное государство попросту отбирает детей у нелегалов на границе и отдает в органы опеки США. Так, за апрель 2018 года 1995 детей были отняты у своих родителей, как эффективная мера пресечения переселения.

Стена между Мексикой и США — противодействие незаконной миграции

После общего описания ситуации, становится ясно, почему проблематика усугубляется. Российский миграционный поток растет каждый год из-за отсутствия жестких мер контроля над ним. Коррупционные схемы в государственных органах по выдаче патентов создают дополнительную трудность. Исправить ситуацию может только принятие национальных законов, эффективность которых доказана на опыте развитых государств.

Нелегальное пересечение границы России

Нелегальная миграция представляет собой реальную угрозу для населения и экономики многих стран. Эта проблема затронула большинство государств Европы и США. В России, по статистике ООН, около 9% населения – мигранты, причём более 50% находятся на территории государства нелегально.

Куда и как жаловаться на нелегальных мигрантов

Заниматься решением проблемы нелегальных мигрантов могут не только представители уполномоченных органов. Активное участие простых граждан помогает решать проблему, своевременно выявлять незаконно проживающих на территории государства лиц и способствовать их депортации.

Сообщать о местонахождении незаконных мигрантов необходимо в территориальные подразделения ГУВМ МВД. Данный вопрос находится в юрисдикции специалистов отдела иммиграционного контроля.

Сообщение о проживании или работе незаконных мигрантов можно направить почтой или во время личного посещения отделения МВД. С внедрением современных технологий можно осуществить данные действия не выходя из дома. Достаточно зайти на сайт ГУВМ МВД и оставить сообщение о нарушителях в форме обращения граждан.

  • В свободной форме;
  • В деловом стиле;
  • Без употребления нецензурных выражений;
  • Указывают личные и контактные данные.

Миграционная служба рассматривает жалобу и сообщает результаты по электронной почте и заказным письмом на почтовый адрес, указанный в заявлении. Информация о проведённом рейде также публикуется на официальном сайте МВД.

Город, областьПочтовый адресСайт
Москва15035. Г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 6, строение 4mvd.ru/ms
Московская обл.140053, Люберецкий район, г. Котельники, Новорязанское шоссе, д. 4увм.50.мвд.рф
Санкт-Петербург и Ленинградская обл.191028, г. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 4 литер Аmvd.ru/ms

Адреса и телефоны региональных отделений миграционной службы можно узнать на официальном сайте ГУВМ МВД – мвд.рф/mvd/

После получения сообщения по указанному адресу будут направлены уполномоченные сотрудники для проведения внепланового рейда.

Сложность решения проблемы нелегальной миграции в России состоит в невозможности чёткого отслеживания перемещений граждан внутри страны. Пока работодатели будут предпочитать дешёвый труд мигрантов, отказываясь принимать на работу коренных жителей, положительных сдвигов в данном вопросе ожидать не приходится.

Что такое нелегальная миграция

Любое государство с развитой экономикой неизбежно становится привлекательным для граждан бедных стран. Толчком к развитию проблемы нелегальной миграции в России послужил распад Советского Союза, а затем образование СНГ с «прозрачными» границами между входящими в его состав государствами. Экономика России оставалась самой стабильной. Это спровоцировало увеличение потока мигрантов, прибывающих в РФ в поисках более высоких заработков.

После въезда в РФ мигранты занимаются неквалифицированным трудом. Работодателю мигранты выгодны в плане низких финансовых затрат на оплату их труда, однако для экономики страны это создаёт немало проблем.

Понятие нелегальной миграции

Нелегальная миграция – въезд граждан одного государства на территорию другого для неофициального трудоустройства или проживания. Условно данное понятие делится на два типа:

  • В местах, не предназначенных для въезда;
  • По поддельным или не принадлежащим въезжающему лицу документам;
  • С надлежащими документами, но с отличающейся от указанной в них целью.
  • Длительное проживание без оформления регистрации;
  • Пребывание дольше разрешённого по закону срока без попыток продления времени пребывания.

Причины роста нелегальной миграции

  1. Экономические. Неблагоприятная экономическая обстановка в родной стране, большое различие в уровне жизни развитых и развивающихся стран;
  2. Политические. Спровоцированные правовой или политической нестабильностью;
  3. Военные. Связанные с захватом чужих территорий.

Главная причина увеличения потоков мигрантов из Средней Азии в Россию – высокая плотность населения на родине, и вызванная этим избыточность рабочей силы. Провоцирует потоки нелегалов повышенная степень коррумпированности сотрудников ОВД РФ и госорганов.

  • В строительстве;
  • В сельском хозяйстве;
  • На отдельных предприятиях добывающей промышленности.
  • Отсутствие стабильно функционирующей структуры пограничного контроля;
  • Низкий уровень контроля на отдельных участках границы;
  • Открытость границ между странами СНГ.

К внутригосударственным причинам большого количества нелегально проживающих и работающих в стране иностранцев специалисты причисляют бюрократическую затянутость процесса оформления законного пребывания. Получить официальное разрешение на работу или проживание можно только после сбора внушительного пакета документов и длительной процедуры их рассмотрения. В результате мигранты стремятся экономить время и средства, предпочитая не делать разрешение и оставаться на нелегальном положении.

Последствия нелегальной миграции

  • Утечка из госбюджета финансов за счёт ухода от уплаты налогов;
  • Усложнение ситуации на рынке труда. У отечественных предпринимателей повышен спрос на дешёвую рабочую силу мигрантов, поскольку это даёт возможность занижать зарплаты, угнетать права незаконно работающих иностранцев. Предпочитая дешёвый труд мигрантов, работодатели тормозят развитие производства, способствуют росту уровня безработицы среди коренного населения;
  • Риск развития эпидемий. Тяжёлый труд и проживание в плохих условиях подрывает здоровье мигрантов, и они могут стать источником распространения инфекционных заболеваний. Особую опасность для населения России представляет туберкулёз;
  • Образование внутри страны закрытых сообществ и криминальных структур, построенных по нацпризнаку. В них люди живут по особенным законам и обычаям. Подобные национальные анклавы приводят к выселению с некоторых территорий местного населения. А это может негативно сказаться на политической и культурной целостности государства;
  • Перенаселение некоторых регионов. В мегаполисах увеличивается количество квартир, где живёт 15-30 человек одновременно.

Количество нелегальных мигрантов в России

Указать точное количество мигрантов, проживающих и работающих в РФ нелегально невозможно. Статистика ФМС отмечает динамику роста количества трудовых мигрантов из Центральной Азии. С 2015 по 2017 годы резко возросло количество депортированных из РФ граждан иностранных государств. С 2014 до начала 2019 года из России выдворено более 3 млн. иностранцев, пребывавших в РФ нелегально.

Борьба с нелегальной миграцией в России

Нелегальная миграция – затронувшая множество стран мира проблема. Основная государственная мера борьбы с данным явлением – применение санкций к работодателям. К примеру, в Ирландии предприниматель, предоставивший место работы нелегалу, может лишиться лицензии и даже сесть в тюрьму на длительный срок.

В России административно-правовые меры борьбы с нелегалами до недавнего времени на федеральном уровне были слабо урегулированы. Только с принятием законов «О гражданстве РФ» и «О правовом положении иностранных граждан в РФ», а также ряда подзаконных региональных актов наметился кардинальный сдвиг в этой области.

На государственном уровне предпринимаются следующие защитные меры:

  • Штраф от 2 до 5 тыс. руб . с последующей депортацией для иностранца;
  • Наложение штрафа до 400 тыс. рублей для принимающей стороны;
  • Штраф до 4 тыс. лицу, предоставившему жильё нелегалу;
  • Штраф для работодателя, предоставившего рабочее место нелегальному мигранту: 800000 – юрлицам, 50000 – должностным лицам.
  • Лишение свободы сроком до 5-ти лет (до 7 лет организаторам массового нелегального пересечения границы);
  • Сроком до 3-х лет за фиктивную регистрацию;
  • Отстранение от занимаемой должности и штраф от 100000 до 500000 руб. для должностных лиц.

Для выявления нелегалов проводятся регулярные плановые и внеплановые рейды миграционной службы.

Нелегальная миграция как феномен глобального мира

В статье проанализирован феномен нелегальной миграции, методологические сложности оценки ее масштабов, показана ее структурная непреодолимость в глобальном мире, а также негативные последствия, которые вносят дисбаланс в обеспечение национальной безопасности государств. Автором предложена модель оценки масштабов нелегальной иммиграции, представлены результаты и обоснована перспективность применения методов дискриминантного анализа для оценки масштабов нелегальной иммиграции и разработки на этой основе рекомендаций по совершенствованию государственной политики в области противодействия нелегальной миграции.

Ключевые слова: глобализация, международная миграция, нелегальная миграция, миграционная политика.

The article provides us with the analysis of the phenomenon of illegal immigration, outlines methodological obstacles in assessing the scale of illegal immigration as well as its negative consequences that can put a state’s national security at risk. The author suggests a model for measuring and describing illegal immigration, and a rationale for using discriminant analysis when assessing the scope of illegal immigration and suggests ways to improve state regulations for migration.

Keywords: globalization, international migration, illegal migration, irregular migration, migration policy.

С середины XX в. одной из характерных тенденций развития мировых миграционных процессов является неуклонный рост масштабов нелегальной им-миграции. При этом, несмотря на реализацию многочисленных мер, направленных на предотвращение и противодействие нелегальной иммиграции, за прошедшие десятилетия ее масштабы в мире не только не уменьшились, но наоборот, значительно возросли. Так, в резолюции XIX сессии Международной организации труда (1974) указывалось, что «несмотря на усилия, прилагаемые главными странами, использующими иностранную рабочую силу, число стихийных (нелегальных) мигрантов остается весьма значительным, а если подойти к этому вопросу в плане всего мира, то эта миграция скорее является правилом, а не исключением» [ILO 1974]. В Программе действий Международной конференции ООН по народонаселению и развитию 1994 г. указывается, что «с учетом наблюдающегося в ряде развивающихся стран усиления тенденций к миграции населения, особенно в связи с продолжающимся увеличением численности самодеятельного населения в этих странах, ожидается, что масштабы незарегистрированной или нелегальной миграции будут возрастать» [Программа… 1994]. В свою очередь, в резолюции XCII сессии МОТ (2004) констатировалось, что «численность мигрантов с неурегулированным статусом растет, чему способствует рост неофициальных форм занятости, нехватка рабочих для грязных, непрестижных и опасных работ и отсутствие возможностей для легальной трудовой миграции отсутствие законодательного регулирования миграционных процессов и национальной политики в этой области в ряде стран способствуют росту числа нелегальных мигрантов». В последние годы одной из задач МОТ стало обобщение лучшего опыта в области предупреждения и борьбы с нелегальной трудовой миграцией.

В 2000-е гг. ухудшение макроэкономической ситуации и дальнейшее ужесточение мер миграционного контроля в странах, принимающих мигрантов, изменение геополитической ситуации в мире и другие факторы способствовали незначительному сокращению масштабов нелегальной иммиграции. Однако стимулы к нелегальному въезду и занятости для мигрантов, с одной стороны, и использованию нелегальной рабочей силы работодателями, с другой, сохраняются. При этом в странах с относительно либеральной иммиграционной политикой, в которых существуют легальные возможности для трудовой миграции, нелегальная миграция становится альтернативой для тех мигрантов, которые не удовлетворяют критериям отбора и/или для которых нелегальная иммиграция менее затратна. В странах с рестрикционной иммиграционной политикой, в которых возможности легального въезда или пребывания значительно ограничены, использование каналов нелегальной миграции для большинства потенциальных мигрантов становится практически единственным способом переезда[Ионцев, Алешковский 2008]. Все вышесказанное подтверждает, что нелегальная иммиграция является характерным явлением современной действительности и обусловливает ее структурную непреодолимость.

В настоящее время нелегальная иммиграция стала устойчивым и масштабным явлением, оказывающим значительное влияние на социально-экономические и политические процессы во многих странах современного мира. Как свидетельствуют социологические опросы, нелегальная иммиграция – одна из наиболее острых проблем, которая волнует жителей большинства развитых стран. Расширение масштабов нелегальной составляющей миграционных процессов вносит серьезный дисбаланс в обеспечение национальной безопасности государства. Все это обусловливает возрастающий интерес к проблемам нелегальной иммиграции со стороны государственных и политических деятелей, стимулирует дальнейшее усиление мер в области противодействия нелегальной иммиграции.

Для анализа влияния нелегальной миграции на различные сферы жизни общества, разработки рекомендации по совершенствованию государственной политики в области регулирования миграционных процессов и противодействия нелегальной миграции является необходимой оценка масштабов и структуры нелегальной миграции. Вместе с тем неразвитость понятийного аппарата, недостаточная разработанность методов оценки численности нелегальных мигрантов не позволяют сколько-нибудь точно оценить реальные масштабы нелегальной иммиграции в большинстве стран современного мира.

Неоднозначность понятийного аппарата

Сложность изучения такого социального явления, как нелегальная миграция, обусловливается отсутствием устоявшегося терминологического аппарата. Без систематизации и унификации терминологии в области нелегальной миграции невозможно перейти к формализации данных в мировом масштабе.

В работах разных ученых можно найти не только различное обозначение нелегальной иммиграции, но и разное понимание самой сути этого явления. Так, для обозначения мигрантов, которые въезжают в страну незаконно или нелегально, нарушают установленные сроки пребывания или пребывают в стране без вида на жительствo, нарушают иные установленные для них миграционные правила, и соответствующего вида миграции в современной научной литературе используется целый ряд терминов: «недокументированная», «незаконная», «нелегальная», «неразрешенная», «неурегулированная», «подпольная» (“clandestine”), «полулегальная» миграции и др. При этом одни ученые рассматривают данные термины как синонимы, тогда как другие считают их принципиально различными. В последнее время в зарубежной литературе отдается предпочтение термину “irregular migration” («мигранты с неурегулированным статусом»), использование термина “illegal migration” («нелегальная миграция») ограничивается случаями контрабанды и незаконного провоза мигрантов. Несмотря на такое разнообразие, следует отметить проработанность дефиниций в англоязычной литературе, в то время как в российском научном дискурсе зачастую отсутствуют адекватные аналоги.

Одним из первых международных документов, в котором рассматриваются проблемы нелегальной трудовой миграции, являлась Конвенция МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства, возможности и обращения» [МОТ 1975]. В этом документе указывается, что нелегальность может быть связана с различными аспектами: въездом, транзитом или пребыванием в стране, способом занятости, что «каждый Член Организации принимает все необходимые и соответствующие меры… против организаторов незаконного или тайного передвижения мигрантов, ищущих работу… а также против тех, кто нанимает трудящихся, иммигрировавших в незаконных условиях» [Там же].

На международной конференции по народонаселению и развитию под эгидой ООН (1994 г.) было предложено использовать по отношению к лицам, которые не удовлетворяют установленным властями принимающей страны требованиям в отношении въезда, пребывания или экономической деятельности, термин «лица без документов». Учитывая, что данный термин также не являлся полным, на Международном симпозиуме по миграции в Бангкоке в 1999 г. было предложено использовать термин «лица с неурегулированным статусом».

В подготовленном в 2011 г. Международной организацией по миграции Справочнике по терминологии в области миграции приводятся следующие определения [МОМ 2011]:

Недокументированные трудящиеся-мигранты (трудящиеся-мигранты, пребывающие с нарушением законодательства; трудящиеся-мигранты без документов) – трудящиеся-мигранты или члены их семей, которым не разрешен въезд, пребывание или работа в стране.

Нерегулярная миграция (незаконная миграция, нелегальная миграция) – передвижение, происходящее вне регулирующих норм страны отправления, транзитной и принимающей стран.

Нерегулярный мигрант – лицо, которое вследствие незаконного въезда или истечения срока действия его (ее) визы не имеет законного статуса в транзитной или принимающей стране.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., «незаконная миграция – перемещения в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности» [Концепция… 2012].

Обобщая вышеизложенное, укажем, что, на наш взгляд, наиболее полными и точными определениями представляются следующие.

Нелегальная (нерегулярная) миграция – это территориальные (пространственные) перемещения людей через административные границы, сопровождаемые нарушением правил выезда страны выбытия, правил въезда и/или пребывания (проживания) в стране прибытия, правил транзита через третью страну или правил осуществления трудовой деятельности в стране прибытия.

Нелегальные (нерегулярные) мигранты – это мигранты, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию данного государства, а также правила осуществления трудовой деятельности в данном государстве.

Структура нелегальной иммиграции

В свою очередь, нелегальная иммиграция носит в основном возвратный характер и связана прежде всего с нелегальным трудоустройством. При этом пересекать государственную границу страны назначения нелегальные иммигранты могут и легально, и нелегально, и незаконно, соответственно, можно выделить три основные формы нелегальной иммиграции: 1) легальный въезд, последующее нарушение условий пребывания или трудоустройства; 2) незаконный въезд; 3) нелегальный въезд.

Методы оценки нелегальной иммиграции

Методы оценки нелегальной иммиграции аналогичны методам оценки других «неформальных» социально-экономических процессов и имеют такие же методические проблемы. Главная из них заключается в том, что выявить «истинное число» нелегальных мигрантов по определению невозможно. Также невозможно выделить и изучить репрезентативную выборочную совокупность «недокументированных» мигрантов, поскольку структура генеральной совокупности (то есть структура всех нелегальных мигрантов) является неизвестной.

В целом все методы оценки численности и структуры нелегальных мигрантов основываются на использовании имеющихся «жестких» статистических данных (то есть анализе известных и зарегистрированных случаев нелегальной миграции). Основываясь на наблюдаемых и учтенных показателях, в свою очередь, можно сделать выводы о масштабах «ненаблюдаемых» явлений (численности незаконно проживающих мигрантов, нелегально занятых и т. д.).

В зависимости от способа получения данных все методы оценки численности нелегальных иммигрантов можно разделить на две группы.

Прямые методы, которые основаны на непосредственной регистрации каждого миграционного события. К их числу относятся: данные пограничного контроля; данные деклараций капитанов кораблей; число выданных разрешений на трудовую деятельность и вид на жительство; число депортированных иностранцев; число выявленных мигрантов, занятых в неформальном секторе; статистика разрешений на привлечение иностранной рабочей силы в принимающей стране и др.

Косвенные методы, которые в большинстве случаев носят оценочный характер и опираются на материалы переписей населения, выборочных обследований, опросов экспертов и др. К их числу относятся: метод демографического баланса, метод Дельфи, методы оценки численности нелегальной миграции, основанные на анализе денежных переводов трудящихся-мигрантов, и др.

Необходимо отметить, что сочетание использования различных методов позволяет расширить возможности анализа нелегальной миграции населения, более точно оценить ее масштабы и структуру.

Оценка масштабов нелегальной миграции в мире

Для оценки масштабов нелегальной миграции в различных странах мира представляется целесообразным использовать теорию факторов миграции (теорию «притяжения – выталкивания») и методы дискриминантного анализа.

Базируясь на имеющихся исследованиях нелегальной миграции, а также исходя из доступной статистической информации (данные международного проекта Clandestino, Отдела народонаселения ООН, Бюро изучения населения и Всемирного банка), мы разработали экономико-математическую модель оценки масштабов нелегальной иммиграции.

Зависимой переменной в модели выступает численность нелегальных иммигрантов в данной стране. В качестве независимых переменных был сформирован набор из 15 показателей, гипотетически влияющих на уровень нелегальной иммиграции: 1) общий коэффициент рождаемости, ‰; 2) общий коэффициент смертности, ‰; 3) коэффициент миграционного прироста, ‰; 4) коэффициент младенческой смертности, ‰; 5) суммарный коэффициент рождаемости, детей на одну женщину; 6) доля населения в возрасте до 15 лет, %; 7) доля населения в возрасте 65 лет и старше, %; 8) ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины, лет; 9) ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины, лет; 10) доля городского населения, %; 11) ВВП на душу населения по ППС, долларов США; 12) плотность населения, чел. на км 2 ; 13) уровень безработицы по методологии МОТ, %; 14) среднегодовая численность населения, тысяч чел.; 15) уровень грамотности населения, %.

Для проведения дискриминантного анализа была сформирована «обучающая выборка» из большинства европейских стран и США, ряда стран Африки, Южной Америки и Австралии. Оценка численности нелегальных мигрантов в европейских странах была взята из исследовательского проекта Clandestino, оценки по другим странам взяты из официальных источников, выпускаемых правительствами данных стран. В обучающей выборке были заданы следующие оценки интервала масштабов нелегальной иммиграции: 1) 0–10 тысяч человек; 2) 11–50 тысяч человек; 3) 51–200 тысяч человек; 4) 201–500 тысяч человек; 5) 501–1000 тысяч человек; 6) свыше 1000 тысяч человек.

Для каждого интервала были рассмотрены регрессионные модели следующего вида: , где IMi — оценка масштабов нелегальной миграции в стране i, Xi — вектор экономико-демографических показателей страны i, С – константа, – параметры регрессии.

Методами дискриминантного анализа сформированной совокупности исходных показателей для обучающей выборки были выявлены существующие связи между результирующей переменной и предполагаемыми объясняющими переменными, а также была оценена значимость объясняющих переменных.

Проведенный анализ показал, что одновременное включение всех выбранных 15 показателей приведет к возникновению в модели мультиколлинеарности. Поэтому нами были протестированы различные регрессионные модели, включающие различные некоррелируемые между собой объясняющие переменные. В итоге была выбрана наилучшая модель, в которой все объясняющие переменные были значимыми на 1%-ном уровне. Модель учитывает в качестве детерминант нелегальной иммиграции шесть из ранее отобранных показателей (3, 5, 9, 10, 11, 12).

Распределение стран и территорий мира по оценке масштабов нелегальной миграции, 2013

Незаконная миграция: что это

В поисках лучшей жизни многие люди пытаются выехать за пределы своей родины в поисках более оплачиваемой работы.

При этом у многих нет возможности оформить заграничный паспорт, получить виз, разрешение и т.д., въехав в государство на законных основаниях.

Очень много нарушают международные правовые нормы, нормы принимающего государства, и пересекают границы нелегально, получая автоматически статус нелегальных мигрантов. И далее более подробно именно о таком понятии как незаконная миграция

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Понятие и правовое регулирование ответственности

Если говорить о таком понятии, как незаконная миграция, то можно использовать определение Международной организации по миграции, которая определяет это понятие как процесс въезда и выезда на/с территории государства мигрантов, которые не имеют на это законного права или въезжают на территорию государства с нарушением норм закона.

В общей сложности определений, которые трактуют данное понятие много, и каждый автор и исследователь предоставляет свое, но в общей сложности все они подразумевают одно и тоже.

К признакам незаконной миграции можно отнести:

  • Пересечение государственной границы не в официальных пунктах пропуска, а через неофициальные пункты, нелегальным путем.
  • Въезд на территорию страны без наличия разрешения на осуществление таких действий.
  • Получение документов и разрешений на пребывание страны или выезд из нее обманным путем, запрещенным на законодательном уровне.
  • Пребывание на территории с имеющимися документами, которые оформлены правильно, но срок которых уже истек, и следовательно, прекращено действие пребывания в стране.
  • Заключение фиктивного официального брака, который дает возможность остаться в той или иной стране.
  • Другие признаки, позволяющие определить тот факт, что гражданин нарушает законодательство действующей страны по пребыванию на ее территории и пересечение ее границ.

В соответствии с данным нормативно-правовым документам все иностранцы или субъекты, вообще не имеющие гражданства, которые находятся на территории РФ с нарушением законодательства, без наличия документов или с просроченными документами, и которые не обратились во время за их продлением в компетентные органы, или те, кто уклоняются от выезда с территории РФ, не имея на него разрешения, признаются нелегальными мигрантами.

Административная и уголовная ответственность

За нарушение норм миграционного законодательства предусмотрена ответственность как для самих иностранных граждан, так и для тех, кто организовывает и принимает таких лиц.

Возможные варианты ответственности:

  1. Административная ответственность для иностранцев, которые не имеют разрешения на работу, заключается в наложении штрафа на лицо в размере от 2-х до 5-ти тысяч рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге размер штрафа может составлять 7 тыс.рублей.
  2. Административная ответственность для должностного лица, который принял на работу нелегального мигранта, заключается в уплате штрафа в размере от 50 до 75 тыс. рублей. При повторном факте должностное лицо может быть уволено с занимаемой должности в судебном порядке.
  3. Для юридического лица, который использует незаконный наемный труд, ответственность заключается в уплате штрафа от 800 до 1,5 тыс. рублей. При этом ответственность может не ограничиться штрафом, а заключаться в прекращении деятельности на срок до 3-х месяцев.

Но административная ответственность многих не пугает, поскольку заплатил штраф и все, тем более необходимо еще, чтобы тебя поймали.

А вот уголовная ответственность совсем другое дело, и именно поэтому многих интересует вопрос: а несут ли уголовную ответственность нелегальные мигранты.

Ответ: сами физические лица, то есть нелегальные мигранты не несут уголовной ответственности, поскольку при повторном их обнаружении их просто выдвинут из страны, и все.

Но вот те, кто организовывает такой процесс, несет уголовную ответственность. И предусмотрено это Уголовным Кодексом РФ.

Видео: Информация о нелегальном переселении

Совершенствование мер противодействия незаконной миграции

Опасность нелегальной миграции заключается во многом, особенно если она неконтролируемая. Если это эпизодично, то тогда это не грозит никакими проблемами.

Но не контролируемая может приводить к таким последствиям как:

  1. Рынок труда перенасыщается дешёвой рабочей силой, так как именно она в большинстве случаев находиться нелегально, и местный рынок труда может не предлагать высокую оплату труда для местной категории населения.
  2. Это может приводить страну к производственному и промышленному коллапсу, поскольку неквалифицированный рабочий труд может влиять на качество изготавливаемой продукции, а это повлечет за собой снижение торговли, экспорта и т.д.
  3. Расовые и национальные конфликты, возникающие на почве разных религий, взглядов на жизнь, уровни жизни, образования, культуры и т.д.
  4. Эпидемии, возникающие из-за ненадлежащих условий труда и проживания нелегалов, «завоза» болезней, не типичных для данной конкретной территории.
  5. Социальные проблемы, когда местное население из-за мигрантов испытывает безработицу, проблемы с медицинским обслуживанием и т.д.

Как проходит въезд и выезд иностранных граждан в РФ? Ответ здесь.

В чем сложности решения проблемы

Многие думают, что сложность решения проблемы заключается исключительно в законодательной отрасли или правительственном контроле, но это не всегда так.

Это общая человеческая проблема, которая никогда не решиться. Максимально, что может помочь – это улучшение условий жизни и качества жизни в странах третьего мира, в странах с кризисной экономикой и т.д.

Когда люди будут получать достойную оплату труда , у них будут средства на еду и крышу над головой, то тогда они перестанут ездить в другие страны за заработком, или хотя бы у них появятся средства на оформление официальных документов.

Без виз

Многие полагают, что нелегальные мигранты появляются исключительно за счет виз, и если отменить визовый режим, то все нормализуется и люди получат официальный статус и разрешение.

Но принимать такие действия не совсем корректно, это может привести к бесконтрольному потоку легальных мигрантов, и тогда экономическая ситуация принимающей стороны вообще будет катастрофичной.

Нелегальная миграция в России

Следует отметить, что Россия занимает лидирующую позицию в списке стран, где есть огромнейший поток мигрантов.

При этом не все люди имеют официальное разрешение на работу, много есть и нелегальных мигрантов. Как показывает практика, аз последние года очень возросло количество нелегальных приезжих в России, и в итоге это вызвало ряд проблем, которые необходимо решать.

И как называют аналитики, такие вот процессы связана как с экономическими процессами – Россия остаётся одной из мощных государств по экономическому развитию из стран бывшего СССР, так и с причиной не совершенствования законодательства, когда для официального въезда на работу необходимо в миграционную службу подать очень много документов.

Легализация

В последнее время активно обсуждается вопрос о том, чтобы в РФ амнистировать всех нелегалов, то есть легализировать их.

Как считают эксперты, лучше предоставить возможность нелегалам, которые сейчас есть на территории официально работать и платить налоги, чем и дальше продолжать делать вид, что их не существует. Предложение пока рассматривается

Отмена квот

Раньше каждый работодатель получал определенный перечень квот, который разрешал ему на работу принимать мигрантов.

Это привело к тому, что начались разрабатывать целые коррупционные схемы, для получения больших квот. Но в 2020 такие квоты были отменены для работодателей, а введены патенты для самих работников.

Патенты

Не так давно ввели новшество для иностранных граждан, которые хотят работать в РФ, — это получение патента, который теперь и будет разрешением на работу.

Но процедура получения не так проста, поскольку необходимо отвечать квалификационным требованиям, знать язык и т.д., мигранты будут проходить своего рода экзамен.

Для того, чтобы определить свое желание работать в России, мигрант сразу по приезду должен отметиться в миграционной службе и отметить, что его цель – это работа. Обратиться он должен в течение 30 дней после приезда.

После того, как патент получен, сам работник в течение 2-х месяцев должен предоставить в миграционный отдел копию трудового договора, а его работодатель дать уведомление. Иначе патент будет аннулирован.

Статья 322 1 УК РФ

Если говорить именно о данной статье УГ, то здесь на законодательном уровне закреплена уголовная ответственность за организацию нелегальной миграции.

Здесь предусмотрена такая норма как лишение свободы организатора до 7 лет с наложением штрафа в размере 500 тыс. рублей.

План мероприятий по борьбе

Относительно плана мероприятий по борьбе с организацией нелегальной миграции, то здесь ежегодно на государственном уровне что-то меняется, внедряется и т.д.

Необходимо также усовершенствовать законодательство в разрезе доказательства организации, поскольку многие эксперты отмечают, что на практике доказать такой факт очень трудно, очень много спорных моментов.

Состав преступления

Очень трудно доказать состав преступления при организации нелегальной миграции. Доказать факт того, что кто-то целенаправленно, а не по доброте душевной, помогает приезжим очень трудно.

Также очень трудно органам досудебного следствия разграничивать состав преступления, который определить административную или уголовную ответственность, и т.д. Именно поэтому всегда очень трудно вести такого рода дела.

Документирование

При возбуждении дела и соответственно его рассмотрении необходима доказательная база. И по закону она должна быть задокументирована.

Обязательно необходимо провести оперативно-розыскные мероприятия, которые и должны быть запротоколированы.

И здесь такие мероприятия могут быть проведены в двух направлениях:

  1. Задержка нелегальных мигрантов, взятие у них показаний, проверка документов и т.д.
  2. Задержание и проверка организаторов нелегальной работы.

Судебная практика

Но не смотря на то, что есть много проблем, судебная практика показывает, что в большинстве случаев люди, которые привлекались за такие деяния, получают обвинительный приговор в большинстве случаев.

При этом решение в 85 % принимались в судах первой инстанции, и 15% в судах второй инстанции. И вот именно в судах второй инстанции и были обвинительные решения суда 1-й инстанции.

Эмиграция в Чехию из России. Узнайте больше далее.

Что дает многократная выездная виза после получения РВП? Ответ здесь.

Таким образом, ситуация с нелегальной миграцией достаточна сложная во всем мире, и это закономерный процесс. Другое дело, что необходимо решать данные вопросы, в том числе и за счет экономического и социального развития тех стран, из которых выезжают такие нелегалы.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Ссылка на основную публикацию