Проблемы миграции в России и мире

Проблемы трудовой миграции в современной России

Чхутиашвили Лела Васильевна, кандидат экономических наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Статья посвящена проблемам трудовой миграции в современной России. Многочисленная категория иностранцев, являющихся носителями иной культуры и языка, нередко вызывает негативную реакцию коренного населения и оказывает существенное влияние на состояние межнациональных отношений. Ситуация будет усугубляться, если не принимать никаких мер. Проблема социальной и культурной адаптации к российским условиям трудовых мигрантов, особенно граждан южных стран СНГ, приезжающих в нашу страну, стоит в настоящее время как нельзя остро. Принятие Федерального закона “Об адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации” будет способствовать в том числе созданию условий для эффективной защиты прав и законных интересов мигрантов, обеспечению их безопасного и комфортного пребывания на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: адаптация, интеграция, иностранная рабочая сила, иностранцы, занятость, трудовая миграция, конфликты, контроль, программа.

Problems of labor migration in modern Russia

Chkhutiashvili Lela V., assistant professor, Kutafin Moscow State Law University (MSAL), candidate of economic sciences.

This paper deals with the problems of labor migration in contemporary Russia. Numerous category of foreigners who are carriers of a different culture and language, often causes a negative reaction of the indigenous population and has a significant impact on international relations. The situation will worsen if no action is taken. The problem of social and cultural adaptation to Russian conditions of migrant workers, particularly those of the southern CIS countries who come to our country, stands at the moment could not be serious, adoption of the Federal Law “On the adaptation and integration of foreign citizens in the Russian Federation” will contribute, including the creation of conditions for the effective protection of the rights and legitimate interests of workers, providing them with a safe and comfortable stay in the territory of the Russian Federation.

Key words: adaptation, integration, foreign labor, aliens, employment, labor migration, conflict, control, program.

В современном мире трудовая миграция приобретает все более глобальное значение и является мощным стимулом развития мирового прогресса.

Одним из наиболее привлекательных в миграционном плане государств является Российская Федерация. В последние годы наблюдается тенденция к существенному увеличению количества иностранных граждан, посещающих Российскую Федерацию. В 2013 году количество иностранных граждан, посетивших Российскую Федерацию, превысило 17,5 миллиона человек. Значительная часть мигрантов прибывает в страну в поисках работы.

Проблема использования иностранной рабочей силы в современной России является одной из наиболее сложных проблем. С одной стороны, российская экономика нуждается в иностранных работниках, но в то же время иностранная трудовая миграция способна не только деформировать структуру занятости, но и вызывать дисбаланс в социальной сфере, провоцировать национальные конфликты и обострять криминогенную обстановку в стране. Кроме того, нахождение в нашей стране многочисленных групп иностранных граждан (в среднем от 8 до 9 миллионов), пользующихся правом безвизового въезда, создает реальную угрозу возникновения незаконной миграции.

Нелегальные мигранты в современной России – это иностранные граждане, в основном из государств – участников Содружества Независимых Государств, законно въехавшие и впоследствии нарушившие срок законного пребывания и не покинувшие территорию Российской Федерации, понимая бесперспективность возвращения на родину, где их ждут безработица и низкий уровень жизни.

Перейдя в разряд нелегалов, трудовые мигранты осуществляют незаконную трудовую деятельность, образуют замкнутые сообщества, внутри которых царят криминальные порядки, нередко становятся на путь совершения преступлений.

Особую группу риска составляет молодежь, почти не владеющая русским языком и не готовая гармонично вписаться в социально-культурное пространство современного российского общества.

Данная категория иностранных граждан, находясь за рамками правового поля, лишается легитимной защиты в отношениях с работодателями и посредниками при трудоустройстве. Именно такие мигранты рискуют стать жертвами современной работорговли.

Сложившаяся в Российской Федерации миграционная ситуация требует от государства и общества серьезных усилий в области адаптации и интеграции иностранных граждан. Адаптация на основе знания русского языка, уважения к истории и культуре, традициям и жизненному укладу россиян, является эффективным средством гармонизации межнациональных взаимоотношений коренного населения и мигрантов.

Успешная работа по адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество, как показывает анализ международного опыта, невозможна без координирующей роли государства, соответствующего финансирования, а также при активном участии институтов гражданского общества.

Однако миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов. Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

К сожалению, в Российской Федерации:

  • отсутствуют программы привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество;
  • существуют сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство, которые затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных мигрантов;
  • непозволительно долго осуществляется формирование механизмов набора иностранных работников, дифференцированных в соответствии с профессионально-квалификационными запросами российских работодателей. Исключением является узкая категория высококвалифицированных специалистов;
  • отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной трудовой миграции;
  • действующая система квотирования несовершенна и предполагает излишне длительные сроки рассмотрения заявок работодателей, а также не обеспечивает привлечения иностранных работников на рабочие места в соответствии с заявленной потребностью работодателей;
  • требуется совершенствование порядка привлечения физическими лицами иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд на основании патентов для осуществления трудовой деятельности;
  • слабо используется миграционный потенциал российской системы образования. Законодательные ограничения для занятости во время обучения и после его завершения снижают привлекательность получения образования в России для иностранных студентов.

Патентная система, введенная в Российской Федерации с 1 января 2015 года, позволяет иностранным гражданам устраиваться на работу не только к физическим лицам, но и к юридическим лицам и частным предпринимателям. Иностранец, который найдет работу в компании, участвовавшей в квотировании, сможет получить разрешение на работу и работать без данного патента.

Патент на работу представляет собой разрешение на трудовую деятельность для иностранных граждан у физического лица. Патент выдается только тем временно пребывающим гражданам, для которых получение визы в России необязательно. Оформление патента регламентирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ”.

С 1 января 2015 года на основании ФЗ “О правовом положении иностранных граждан” каждый иностранец обязывается предоставить документы, которые могут подтвердить его владение русским языком, знание истории нашей страны и основ законодательства РФ. Такими могут выступать:

  • сертификат о владении русским языком, истории и основ законодательства России;
  • документ об образовании (не ниже основного общего), который был выдан на территории страны-республики, входившей в состав Советского Союза до 1 сентября 1991 года;
  • документы об образовании (присвоенной квалификации), которые успешно прошли государственную и итоговую аттестацию на территории РФ с 1 сентября 1991 года.

Согласно пункту 8 статьи 13 ФЗ “О правовом положении иностранных граждан” работодатель обязан уведомить территориальный орган ФМС о заключении, а также расторжении с иностранным гражданином трудового договора (или иного документа) на выполнение работ в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения соответствующего договора.

В течение двух месяцев со дня выдачи патента иностранец, осуществляющий трудовую деятельность в РФ, обязан представить лично или же направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в территориальный ФМС, выдавший патент, копию трудового договора или гражданско-правового договора.

При поступлении указанного договора ФМС проводит проверку регистрации работодателей или заказчиков работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Ежемесячная сумма, которую должен будет оплачивать иностранный гражданин, работающий по патенту в Москве, равна 4 тысячам рублей; в Санкт-Петербурге – 3 тысячам рублей. В других регионах страны стоимость патента будет составлять примерно 1300 рублей.

Патент на работу прекращает свое действие с истечением его годичного срока, а также если лицо не продлевает патент и не оплачивает авансовый платеж до установленной даты.

Если иностранный гражданин работает без патента, то это влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ст. 18.10 КоАП РФ). Если иностранный гражданин нанимается на работу без патента, то это влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).

Подводя итоги, скажем, что по мере накопления собственного и изучения зарубежного опыта работы с мигрантами, в миграционной политике Российской Федерации происходила эволюция подходов и корректировка целей.

Реальным механизмом исполнения Законов Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 “О вынужденных переселенцах” и от 19 февраля 1993 года N 4528-1 “О беженцах” и нормативных актов, касающихся вопросов вынужденной миграции, являются федеральные миграционные программы. Серьезным шагом в упорядочении миграционных процессов и сопряженных с ними процессов адаптации переселенцев стало создание сети территориальных органов ФМС России. Это позволило регистрировать беженцев из зон вооруженных конфликтов, оказать им содействие в обустройстве. За короткое время были созданы центры временного размещения, центр медико-психологической реабилитации беженцев, подвергшихся насилию в зонах вооруженных столкновений, развернулось строительство компактных поселений.

Первый опыт работы позволил четче сформулировать цели, принципы и задачи миграционной политики России. В качестве первоочередных целей были зафиксированы: оптимизация миграционных потоков; преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов; обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации.

Приоритетными задачами обустройства и оптимального вхождения мигрантов в российский социум признаны:

  • защита прав и интересов мигрантов;
  • соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ и мероприятий;
  • организация миграционного контроля;
  • регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития принимающего региона, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;
  • создание условий приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к конкретному социально-экономическому положению.

С принятием новой Федеральной миграционной программы, предусматривающей основные направления социального обустройства мигрантов, деятельность органов государственной политики в решении проблем вынужденных переселенцев, их обустройства и социальной адаптации ведется по следующим направлениям:

  • совершенствование законодательства в области миграции, создание правовой базы, определяющей взаимные права и обязанности мигранта и государства;
  • защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и нормами международного права;
  • организация миграционного контроля, регулирование миграционных потоков;
  • прием, временное размещение беженцев и вынужденных переселенцев, организация расселения, оказание помощи, содействие в трудоустройстве и обустройстве на новом месте жительства;
  • прогнозирование миграционных процессов и формирование государственной политики с учетом изменения общеполитической и экономической ситуации, международной обстановки;
  • разработка региональных и межрегиональных программ, организация их финансирования и выполнения;
  • оптимальное распределение средств, выделяемых из федерального бюджета на решение проблем миграции и контроль за их использованием;
  • разработка механизма взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительными органами.

Со вступлением в силу 15 января 2007 года Законов N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ”, N 110-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, поправок в Кодекс об административных правонарушениях, статьи Закона “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ”, с одной стороны, значительно облегчилась процедура легализации трудовых мигрантов, приезжающих на заработки в Российскую Федерацию; а с другой – введена процедура квотирования иностранной рабочей силы как мера государственного регулирования миграционных потоков.

Таким образом, сегодня Россия столкнулась с массовой миграцией иностранцев, не владеющих в должной мере русским языком и принесших с собой традиции, непривычные для русских регионов.

Многочисленная категория иностранцев, являющихся носителями иной культуры и языка, нередко вызывает негативную реакцию коренного населения и оказывает существенное влияние на состояние межнациональных отношений. Наблюдается увеличение случаев проявления нетерпимости, ксенофобии и мигрантофобии, что зачастую используется разного рода националистами, готовыми перевести любой бытовой конфликт в разряд межэтнических противоречий и сделать поводом для уличных беспорядков.

Правозащитные организации и правоохранительные органы фиксируют огромное количество правонарушений, начиная от отказа приема на работу по этническому признаку и заканчивая нападениями, избиениями и убийствами лиц “неславянской наружности”.

И ситуация будет усугубляться, если не принимать никаких мер. Проблема социальной и культурной адаптации к российским условиям трудовых мигрантов, особенно граждан южных стран СНГ, приезжающих в нашу страну, стоит в настоящее время как нельзя остро.

Поэтому, ставя задачу привлечения в страну мигрантов для восполнения населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала, Российской Федерации необходимо:

  1. создавать условия для адаптации и интеграции мигрантов, защиты их прав и свобод, обеспечения их социальной защищенности;
  2. облегчить процедуру получения статуса постоянно проживающего в Российской Федерации, а также урегулировать правовое положение иностранных граждан:
  • обеспеченность жильем по нормам, установленным действующим законодательством для данного региона;
  • обеспеченность рабочим местом;
  • обеспеченность социальной защитой по нормам, установленным действующим законодательством для конкретной социальной группы населения;
  1. принять государственные программы адаптации и интеграции, а к организации таких программ привлечь все заинтересованные стороны (правительства стран происхождения мигрантов, самих мигрантов, бизнес-структуры, неправительственные организации), в полной мере задействовать потенциал средств массовой информации;
  2. оказывать содействие в жилищном обустройстве вынужденных переселенцев, усовершенствовать процедуры предоставления статуса беженца и временного убежища по гуманитарным обстоятельствам;
  3. принять Федеральный закон “Об адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации”, подготовленный ФМС России по поручению Правительства Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и направленный на закрепление в законодательстве основных понятий, необходимых для обеспечения деятельности в области адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации.

Как сказано в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года , утвержденной Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 года, “переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития”.

[Электронный ресурс] / URL: http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/07c/kgmp.pdf.

Поэтому принятие Федерального закона “Об адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации” будет способствовать:

Политическая география Южного Кавказа

Миграционная проблема России. Демография и эмиграция

Пару дней назад на сайте Stratfor вышла статья “Russia’s Migrant Shortage Is Bigger Than Anyone Could Have Imagined”. Эта тема в последнее время обсуждается все чаще, но политические позиции авторов чересчур сильно влияют на результаты дискуссии. У меня в этом смысле никаких предпочтений нет, что означает, что мне легче быть не только объективным, но и нейтральным. На полноценный разбор российской демографии я не претендую: за одну публикацию это сделать все равно невозможно. Однако, поскольку тема российской демографии уже затрагивалась в этом блоге, то данный материал будет в некотором роде продолжением темы. См.:

Демографическая проблема России – обзор

Тема ухудшающейся демографической ситуации в России обсуждается в СМИ и экспертных кругах уже около двух лет. Резко ухудшился баланс по всем направлениям. В 2018 году естественная убыль населения составила 224 566 человек и еще 106 700 человек – за 1 квартал 2019 года, то есть всего лишь за 15 месяцев 330 тысяч или 22 тысячи в месяц, что уже существенно даже для такой большой страны как Россия. Миграционный прирост в России в 2018 году составил 124.9 тысяч человек и таким образом общая убыль населения в 2018 году составила 100 тысяч человек. Это означает, что впервые за 10 лет миграционный прирост не перекрыл естественной убыли населения. В полувековой перспективе это выглядит следующим образом.

График 1. Компоненты изменения численности населения России, 1960-2018 гг., тыс. чел.

Из этого графика мы видим, что иммиграция в последние годы быстро сокращается и естественный прирост также ухудшается. По среднему сценарию прогноза Росстата, к 2024 году население России уменьшится на 435.8 тысяч человек, и это при заложенном ежегодном миграционном притоке около 223.6 тысяч человек. Однако на данный момент сложно говорить о том, что этот приток будет сохраняться. Имеющиеся тенденции свидетельствуют о том, что миграционный приток постепенно исчерпывает себя. Собственно, об этом и статья Стратфора, где даже говорят, что уже к 2030 году Россия может иметь численность населения не 140 млн как якобы прогнозируется, а 128 миллионов, что совершеннейшая несуразица, хотя ссылается Стратфор на ВШЭ, но прямой ссылки не дает.

Каким в действительности может быть миграционный приток – и каким он является? В статье «Сколько мигрантов нужно для обеспечения естественного прироста в России до 2024 г.?» (Валерий Юмагузин и Мария Винник, ВШЭ, цит. по «Почему России нужны дети мигрантов» из «Ведомостей»), делается следующая оценка – для сохранения численности населения на уровне 146.8 миллионов человек необходимо увеличение притока мигрантов до примерно 300 тысяч человек в год, а также благодаря притоку мигрантов предполагается повышение рождаемости – для достижения естественного прироста нужно 6 миллионов при СКР 2.35 или 8.9 миллионов при СКР 1.78 (СКР россиян снизился с 1.77 в 2014 до 1.61 в 2018).

В действительности все эти расчеты сугубо теоретические, поскольку нужно учесть еще два обстоятельства. Во-первых, в России и так находится большое количество мигрантов из-за рубежа, в первую очередь, из Украины и Узбекистана, причем они чаще всего не включены в численность постоянного населения, хотя по методологии ООН (пребывание от 9 месяцев и дольше), к нему могут быть отнесены. И уже за счет этого население России в действительности может оказаться больше, чем официально считается.

Читайте также:  Продление миграционной карты

Другое обстоятельство – то, что рост или по меньшей мере сохранение численности населения в целом желателен, но это не должно рассматриваться в качестве самоцели. Механическое замещение населения не обеспечивает воспроизводства местного населения. Речь идет как о культуре, так и об образовании, в общем, человеческом капитале, а также способности адаптироваться к жизни в данной стране. Есть страны, которые построены на иммиграции целиком, например, США, Канада, Австралия, и им принимать мигрантов гораздо легче, но в России от этого вспыхивают экстремистские настроения, а образовательный уровень прибывающих и уже живущих не всегда сопоставим, что означает, что примерно на протяжении 40-50 лет этих людей надо будет «дотягивать» до среднего уровня, который в этих условиях будет расти медленнее. И это при том, что России и так надо развиваться, с чем определенные проблемы.

Однако Россия сталкивается не только с сокращением иммиграции, но и с ростом эмиграции, что также примечательно. Эмигрируют российские граждане, причем заметна интенсивность эмиграции в том числе высокообразованных групп населения. Далее я сконцентрируюсь преимущественно на эмиграции.

Эмиграция из России

В начале 2019 года на сайте «Проект.медиа» вышла публикация под названием « Иной русский мир. Исследование о том, сколько россиян уезжают из страны ». Авторы привели статистику migrant stock ООН, по которой в мире на сегодня 10 миллионов 600 тысяч мигрантов из России, причем по этому показателю Россия на третьем месте в мире после Индии и Мексики. Что важно, это число перестало сокращаться и начало расти.

График 2. Накопленная эмиграция, по странам

Источник: Поект.медиа, UN DESA.

Это число, однако, не следует воспринимать буквально, поскольку во-первых, эта статистика не до конца точна, в частности, не полностью учитывает миграцию, в особенности, между развивающимися странами (данные переписи многих стран неполны, кстати, как и в России), а во-вторых, эти данные включают в себя немецкую и еврейскую эмиграцию из России, что может было специфическим историческим процессом и рассматривать это в контексте обычной миграции неверно. Также, среди указанных мигрантов множество русских, выехавших в советское время по распределению в Украину и страны Балтии. Опять же, это к эмиграции из современной России отношения не имеет.

Также, авторы приводят статистику Росстата, где в распределении эмиграции по возрастам, лидируют люди среднего и младшего возраста. Так, в возрасте 30-34 года уехало 9439 россиян, на втором месте группа 25-29 лет – 8455 человек, а на третьем – 35-39 – 7408. В общем, возрастная картина эмиграции понятна. Также, авторы привели официальную российскую статистику об эмиграции в разрезе образования:

Таблица 1. Динамика численности образованных мигрантов из России

С высшим образованием

С ученой степенью

Если же смотреть на статистику въезда, то цифры выше – только в Кремниевой долине в 2017 году поселилось 800 россиян. Также, если посмотреть на «золотые визы» (вид на жительство в обмен на инвестиции), то россияне занимают одни из первых мест во многих европейских странах. То есть, богатые и образованные россияне достаточно склонны к эмиграции. Наконец, немало россиян просили убежища за рубежом, к примеру, только в Германии 4885 россиян попросили убежище в 2017 году, а всего в Европу и США поступило 15.4 тысяч запросов.

При этом, авторы утверждают, что статистике Росстата доверять нельзя, поскольку она недооценивает эмиграцию в шесть раз. Это логично, поскольку сбор информации на стороне принимающей стороны осуществлять куда легче, чем на стороне, откуда уезжают, при этом можно считать даже статистику принимающих сторон неполной, но в любом случае она куда точнее отражает реальность. Цифры приведены ниже.

Таблица 2. Эмиграция из России, по странам

Сумма по выбранным странам

В отличие от авторов статьи, я посчитал сумму и расхождение вышло еще больше – в 7 раз. А итоговое число – 66 тысяч – выглядит куда солиднее исходного – менее 10 тысяч. При этом, речь идет не обо всех странах, а только о первой десятке, тогда как общее число эмиграции, естественно, еще больше.

Главный ученый секретарь президиума РАН Николай Долгушкин заявил, что число высококвалифицированных специалистов, уезжающих из России, выросло с 20 тысяч в 2013 году до 44 тысяч в 2016 г. Также говорят об эмиграции 800 тысяч ученых с 1991 года. Не указывается реальный источник этих данных, но эти цифры вызывают серьезное сомнение. Не каждый специалист высокой квалификации является ученым. Если смотреть на статистику науки, то увидим, что численность персонала, занятого научными исследованиями по всей России в 2000 году составляла 888 тысяч человек, из них исследователи (собственно ученые) – 430 тысяч, техники – 75 тысяч, вспомогательный персонал – 240 тысяч и прочий персонал 146 тысяч. В 2017 году исследователей уже 360 тысяч, а общая численность персонала 708 тысяч. То есть, очевидно, что проблема есть, но ее масштабы вряд ли по этим данным можно точно оценить, а статистика движения персонала, занятого научными исследованиями и разработками, не дает отдельной информации по эмиграции. Но к примеру, можно сказать, что прибытие персонала, в частности, после окончания ВУЗа в последние годы постоянно сокращалось, а замещение было неполным. При этом, цифру в 800 тысяч эмигрировавших ученых, а также 44 тысячи ученых, эмигрировавших за год, я бы не воспринимал всерьез, даже если в число ученых включать вспомогательный персонал. В высококвалифицированную эмиграцию включаются менеджеры, врачи и так далее, то есть не только ученые.

Насколько остра проблема с эмиграцией в России

Лоялистские ресурсы подвергают тезис о массовой эмиграции из России. К примеру, в феврале, на сайте «Ритм Евразии» вышла статья «Кому выгоден миф о всплеске эмиграции из России». В статье оспариваются тезисы из статьи на сайте «Проект.медиа», но делается это сомнительным образом. В частности, там говорится: « И связано это якобы с тем, что уровень жизни и внутреннее положение в России с момента избрания В. Путина президентом в 2012 г. кардинально ухудшились». А в исходной статье этого тезиса нет, но говорится о влиянии конфликта вокруг Украины на ситуацию в России. И таких несоответствий много.

Сам заголовок с постановкой вопроса «кому выгодно» уже не предполагает выяснение истины и содержит в себе оттенок заговора. Вывод такой: « В итоге взрывообразный рост эмиграции оказывается очередным мифом, направленным на дискредитацию российских властей, неустраивающих Запад и либеральные круги внутри РФ, а утверждение о шестикратном занижении эмиграции Росстатом не находит реальных подтверждений».

В то же время, «Ритм Евразии» указывает на то, что в статистике Росстата изменения в первую очередь обусловлены изменением методологии учета, в том числе в связи с истечением действия миграционных карт после 2011 года. Это указание абсолютно справедливо, поскольку действительно рост эмиграции по официальным данным почти целиком приходится на страны СНГ. И когда начиная с 2014 года представители оппозиционных кругов начали говорить о том, что начинается массовая эмиграция, они были правы только в одном – заметная эмиграция фиксировалась как раз в этих, узких стратах общества. Статистика миграции Росстата, по которой число эмигрировавших выросло, использовалась ими как аргумент, но они не смотрели на структуру эмиграции, которая действительно в основном приходилась на СНГ.

Однако не стоит думать, что эта ситуация до сих пор относится лишь к узкой группе людей. В действительности, число людей, охваченных волнением за свое будущее растет. На протяжении нескольких лет «крымский синдром» скрывал эту картину и доминирующий настрой населения был положительным. После пенсионной реформы это настроение сменилось, хотя к тому шло давно. См.:

Поскольку инерция позитивного отношения сохранялась на протяжении нескольких лет, то и негативная инерция будет сохраняться еще очень долго, даже если реальная ситуация улучшится, чего также я бы не стал ожидать. А сдвиг в отношении эмиграции произошел уже не только у узкой группы населения, но и у гораздо более широких слоев общества. Американский Гэллап зафиксировал рост числа желающих уехать из России в 2018 году – 20%. (см. Record 20% of Russians Say They Would Like to Leave Russia ) . Этой теме было посвящено две статьи на сайте «Газета.ру»: Они даже на Марс готовы уехать! и «Это индикатор недовольства»: почему уезжают из России.

«Ритм Евразии» также оспаривает данные по миграции из других стран, которые привел Проект.медиа. А вот это зря. При сопоставлении данных о миграции, данные принимающей стороны имеют однозначный перевес. Но Проект.медиа не упомянул одно обстоятельство – есть и возвратная миграция в Россию, которая отчасти компенсирует эмиграцию. К примеру, в 2015 году из России уехали в Германию 25 082 человека, а приехали из Германии в Россию 11 876 человек, итого реально сальдо миграции – 13 206 человек. С США картина такова – выезд 9 030 человек, въезд 1 084, сальдо 7 946. Итого, если уехали по ряду стран 75 тысяч человек, то вернулись 29, а сальдо 47 тысяч. Эти цифры приводит уже лоялистский сайт «Руксперт».

Таким образом, можно сказать, что проблема действительно существует и пока что лишь нарастает. Учитывая негативные экономические тенденции, вряд ли можно предполагать, что в какой-то момент произойдет “перелом” и ситуация начнет резко выправляться – напротив, все тенденции должны идти в сторону ухудшения ситуации, если только не произойдет смена парадигмы управления страной или не повысятся цены на нефть.

Глобальная миграция населения

Исследования на тему «глобальная и международная миграция» в российских диссертациях

  • Диссертации про международную миграцию
  • Современные глобальные миграционные процессы
  • Динамика миграционных процессов
  • Позитивные и негативные аспекты международной миграции

Выбор темы диссертации про международную миграцию населения

В российских диссертационных советах диссертации по тематике «глобальная / международная миграция» защищаются по специальностям ʻʻ08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельностиʼʼ (экономические), ʻʻ08.00.18 Экономика народонаселения и демографияʼʼ (отменённая специальность), ʻʻ12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное правоʼʼ (юридические), ʻʻ23.00.02 Политические институты, процессы и технологии ʼʼ (политические науки), ʻʻ23.00.04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развитияʼʼ (политические).

В России по данной проблематике были защищены следующие диссертации:

Ионцев Владимир Алексеевич. Международная миграция населения (Закономерности, проблемы, перспективы): Дис. … д-ра экон. наук: 08.00.18: Москва, 1999. 470 c. РГБ ОД, 71:00-8/195-4
Магомедова Аминат Гимбатовна. Экономико-демографические аспекты внешней миграции в России (Между Россией и странами ближнего зарубежья): Дис. … канд. экон. наук: 08.00.18 : Москва, 1999 168 c. РГБ ОД, 61:00-8/532-2
Капустин Александр Павлович. Организационно-экономический механизм регулирования процессов миграции населения: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05: Н. Новгород, 2000. 231 c. РГБ ОД, 61:01-8/1694-7
Зинченко Нина Николаевна. Международно-правовое регулирование внешней миграции: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.10: Москва, 2001 223 c. РГБ ОД, 61:02-12/149-3
Плаксина Инга Валерьевна. Конституционно-правовое регулирование миграционных процессов: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02: Москва, 2001 221 c. РГБ ОД, 61:01-12/744-8
Калицев Алексей Владимирович. Международная экономическая миграция (На примере России): Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05: Москва, 2004. 139 c. РГБ ОД, 61:05-8/1096
Одарик Ольга Анатольевна. Международная миграция и ее политические последствия для России : дис. … канд. полит. наук: 23.00.04 Москва, 2006 183 с. РГБ ОД, 61:07-23/26
Лисицкий Андрей Валентинович. Миграционный процесс: состояние, тенденции развития, регулирование : политологический аспект : диссертация … кандидата политических наук: 23.00.02; [Место защиты: Рос. гос. социал. ин-т].- Москва, 2008.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-23/96
Фомичева Ольга Владимировна. Становление системы многоуровневого управления международной миграцией: концептуальное и технологическое измерения: диссертация … кандидата политических наук: 23.00.02; [Место защиты: Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского].- Нижний Новгород, 2010.- 252 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-23/274
Фирсова Наталья Афанасьевна. Политико-правовые проблемы миграции в условиях глобализации : на материалах СНГ : диссертация … кандидата политических наук: 23.00.04; [Место защиты: Кыргызско-рос. славян. ун-т].- Бишкек, 2010.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-23/180
Якимова, Ольга Александровна. Особенности медиадискурса международной миграции: социологический анализ : диссертация … кандидата социологических наук: 22.00.04; [Место защиты: Ур. федер. ун-т имени первого Президента России Б.Н. Ельцина].- Екатеринбург, 2014.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-22/158
Прохорова Юлия Анатольевна. Международная миграция населения в концепциях демографического перехода: диссертация … кандидата экономических наук: 08.00.05; [Место защиты: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова].- Москва, 2015.- 180 с.

Современные глобальные миграционные процессы

Понятие «миграция» следует охарактеризовать как «территориальные перемещения индивидов из государства в государство, из региона в регион». Основными участниками современных миграционных потоков являются учащиеся, трудовые мигранты, беженцы, переселенцы, репатрианты и нелегальные мигранты. Перемещения мигрантов подразделяются на сезонные, то есть зависящие от времени года (как, например, туризм и сезонные сельскохозяйственные работы) и маятниковые — регулярные передвижения из определенного пункта и возвращение в исходный.

Рассматривая современные миграционные процессы, следует выделить иммиграцию (перемещение эмиграцию (миграционные потоки ее пределы на постоянное или длительное жительство). Исторически преобладала миграция населения «переселенческого типа» — так в результате данного типа миграции мигранты перемещались через границы государств и меняли место жительства.

К эмиграции или реэмиграции (процессу возвращения эмигрантов в страну исхода на постоянное место жительства) как результатам массовых потоков миграции и иммиграции могут привести различные факторы, те или иные политическим события. Однако процессы, стимулирующие приток иммигрантов могут завершить свое действие и тогда эмигранты под воздействием факторов могут стать реэмигрантами или репатриантам.

Мигранты являются социальными субъектами, акторами миграционных процессов, а сами миграционные процессы рассматриваются как результат личной мотивации мигрантов. В самом деле, отрыв образа человека от конкретных людей, их индивидуальных особенностей создает значительные трудности и для воплощения образа в отдельных сферах науки и искусства.

Динамика миграционных процессов

В современном мире международные потоки трудовой и иных видов миграции обуславливают более сложные политическими и экономическими изменениями. Международные миграции обусловлены такими факторами, как экономические, политические и социокультурные.

Современные миграционные потоки как феномен международной жизни и международных отношений представляет собой взаимодействие мигрантов и общества, как страны исхода, так и общества принимающей страны. Для объяснения динамики и процессов международной миграции главным научным сотрудником Института социально-политических исследований РАН Л.Л.Рыбаковским была предложена теория миграционного процесса, состоящего из трех этапов, в котором выделяются исходная, основная и заключительная фазы миграционного процесса. Исходная фаза миграции связана с принятием решения и готовности к миграции. Основная фаза миграции связана с фактическим процессом миграции. И, наконец, заключительная фаза миграции связана с процессом прибытия и адаптации мигрантов к новым социальным условиям принимающего общества. Таким образом, рассмотрение этапов процессов миграции позволяет рассматривать международную миграцию как один из ключевых социальных и международных процессов и применить к ней методологические принципы, разработанные в социологии и международных отношениях.

Среди факторов, обуславливающих готовность индивидов участвовать в современных миграционных процессах, следует выделить эндогенные и экзогенные, которые воздействуют на появление миграционной установки (стремления переместиться в другую страну).

Влияние внешних факторов, обуславливающих мотивацию к миграционному поведению (стремления мигрировать), неоднозначно — так на миграционную мотивацию объективные условия социальной среды, сложившиеся на их родине, но и восприятие потенциальными мигрантами социальной действительности. Внешние факторы, специфически воздействующие на мигрантов в стране исхода, приводят к появлению множества мотивов мигрировать, что приводит к разнообразным способам перемещения мигрантов (например, как легальному, так и нелегальному), так и множеству адаптационных стратегий и тактик мигрантов в стране-реципиенте (полная или частичная адаптация к социо-культурным нормам страны реципиента, индивидуальная или коллективная стратегия адаптации посредством компактного проживания мигрантов и т.д.).

Под внутренними факторами следует рассматривать мотивацию, обуславливающую стремление к миграционному поведению (например, желание мигранта улучшить свое социально-экономическое положение, стремление к реализации творческого потенциала Более того, данный подход позволяет рассматривать международную миграцию в контексте социокультурных изменений: а) как фактор, трансформирующий социальные связи в обществе страны-реципиента; б) влияющий на систему социального взаимодействия в стране-реципиенте, так как концентрация мигрантов с иные ценностями и нормами внутриобщинного взаимодействий, чем у коренного населения в каком-либо районе, вызывает ответную, иногда негативную реакцию местного сообщества.

Следует также отметить, что динамика миграционных процессов обусловлена социальными явлениями. Так, неблагоприятные внешние условия, такие, как ухудшение экономической, экологической или политической ситуации в стране проживания могут стать факторами обуславливающими готовность потенциальных переселенцев к вынужденной миграции. Однако мигрантам присущи различные социально-экономические характеристики, и поэтому они различными способами реагируют на неблагоприятные условия среды проживания и выбирают разнообразные стратегии миграции. Поэтому для более полного анализа причин детерминации миграции необходимо уделять внимание социально-психологическим особенностям потенциальных и реальных мигрантов (по крайней мере, нельзя полностью исключить эти факторы, рассматривая массовые потоки миграции).

Позитивные и негативные аспекты международной миграции

Среди позитивных последствий современной международной миграции следует указать, что легальные трудовые мигранты выплачивают налоги и другие обязательные взносы стране-реципиенту. Одним из последствий массовых потоков миграции становятся демографические изменения в структуре населения страны исхода и страны-реципиента: миграционные процессы позволяют развивающимся странам уменьшить количество безработного трудоспособного населения (преимущественно молодежи) посредством миграции молодежи в страны-реципиенты.

Позитивными последствиями потоков трудовой и внешней миграции являются пополнение демографического потенциала принимающей страны. Действительно, современные миграционные потоки оказывают влияние на демографические показатели стран-доноров и стран-реципиентов миграционных потоков. Миграционные потоки не только способствуют решению в странах донорах и странах-реципиентах миграционных потоков, но и способствуют оттоку трудоспособного и квалифицированного населения в странах-донорах.

Среди негативных последствий современной международной миграции следует указать рост нелегальной миграции. Число нелегальных мигрантов также увеличивается за счет туристов, учащихся и работников, у которых истек срок визы или трудового контракта, однако которые уклоняются от возвращения в страну исхода, и продолжают нелегально пребывать на территории страны-реципиента, надеясь, несмотря на свой нелегальный статус, продолжать работать в стране-реципиенте.

Читайте также:  Маятниковая миграция населения в России

Мигрантам присущи низкий уровень жизни и социальных стандартов новоселов и текучесть населения. Значительное количество нелегальных рабочих-мигрантов уменьшает заработную плату коренных рабочих, конкурирующих с мигрантами. Конфликты между мигрантами и коренным населением могут обостряться спадов в экономике. Массовая миграция также имеет негативнее последствия для стран-доноров миграционных потоков: миграция из стран исхода может привести к «утечке мозгов» и к выезду за пределы страны исхода трудоспособного населения.

Современным миграционным потокам присуще увеличение потоков мигрирующей рабочей силы по направлению Юг-Север. Страны Европы связаны с возможностью этих стран интегрировать трудовых мигрантов общество. Также увеличивается численность нелегальных рабочих-мигрантов. Легальная миграция рабочей силы — лишь часть широкомасштабной миграции. Все эти явления способствуют увеличению популярности правых и ультраправых партий в Европе.

Таким образом, современные глобальные миграционные потоки предоставляют значительные преимущества как государствам-реципиентам миграционных потоков (дополнительные ресурсы рабочей силы), так и государствам-поставщикам миграции (позволяют частично решить вопрос трудоустройства избыточной рабочей силы). Миграционные потоки в страну-реципиент стимулируют рост экономики этой страны, способствуют росту благосостояния коренного населения и мигрантов, а также способствуют экономическому и социальному развитию страны исхода. Однако многие современные миграционные процессы приводят к возникновению социально-экономических проблем и конфликтов между иммигрантами и обществом страны-реципиента, что приводит к росту социальной напряженности в обществе.

Современные миграционные потоки демонстрируют, что указанная характерная черта современных миграционных процессов предоставляет значительные преимущества государствам-реципиентам миграции, как ресурса рабочей силы, так и государствам поставщикам миграции как избыточной рабочей силы. Однако многие современные миграционные процессы приводят к возникновению социально-экономических проблем и конфликтов между иммигрантами и обществом страны-реципиента.

Процессы глобализации также являются катализатором миграционных потоков. Современные урбанизация и индустриализация, а также процессы экономической и культурной глобализации, обуславливающие массовую миграцию и пространственные перемещения людей, приводят, по мнению Э.Хобсбаума, к «кризису основополагающей идеи о необходимости существования территории». Более того, в виду кризиса идеи об этнической гомогенности населения национальных государств, современные государства представляют собой полиэтнические общности, объединенные общей экономической системой, а современные этнические группы, полиэтнических государствах, в большей степени обеспокоены соперничеством с другими этническим группами и социокультурных (культурные и религиозные традиции) и политических (власть, влияние) ресурсов.

Миграция в современном мире и их последствия

Современные процессы миграции в мире являются одной из ключевых проблем всего человечества. Сутью этих процессов является стремление мигрантов к благополучию и безопасности, которые между собой неразрывно связаны. Причинами миграции могут быть локальные или региональные военные конфликты, природные и техногенные катастрофы, эпидемии, голод, низкий уровень жизни, политические процессы и многие другие. Исходя из социальной сущности проблемы миграции, можно утверждать, что все известные негативные социальные явления постоянно сопутствуют миграции.

Миграция – это пространственное движение, территориальное перемещение населения, связанное с изменением места жительства. Можно выделить виды миграции: внутренняя – внешняя (иммиграция – эмиграция), добровольная – вынужденная, маятниковая, сезонная, безвозвратная. Миграционный поток чрезвычайно разнообразен, тем не менее, наибольшей мобильностью обладают мужчины, трудоспособное население, среди которых больше одиноких и молодых. Причинами внутренних миграций являются поиск работы, улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни и так далее. Основной причиной международной миграции является экономическая: разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Нехватка специалистов той или иной профессии в определённом регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулируют приток мигрантов. На современном этапе главные направления миграции высококвалифицированных специалистов — из стран Восточной Европы в США, Канаду, ряд стран Западной Европы. Отчасти миграция обусловлена такими причинами как войны (эмиграция из Ирака, Сирии в США, Великобританию и Европу), политические конфликты (эмиграция из Армении в Россию). Проблемы международной миграции остаются в числе приоритетных вопросов повестки дня ООН, организация занимается различными аспектами международной миграции. В частности, входящая в ее состав Международная организация по миграции совместно со своими партнерами в международном сообществе в рамках содействия правительствам и гражданскому обществу многих государств. Миграция является довольно сложным и противоречивым процессом. Имея ряд плюсов и позитивных результатов для развития принимающих и отправляющих стран, она ведёт и к негативным последствиям. Чем больше население страны вовлечено в миграционные процессы, тем острее проявляются его последствия. Так, например, миграция способствует повышению материального благосостояния семей, но в то же время сохранение семьи и воспитание детей затрудняется отсутствием одного или обоих родителей. Помимо политических, демографических и экономических последствий, широкомасштабная миграция может иметь и санитарно-эпидемиологические последствия. Очевидные риски данного сценария связаны с ростом социальной напряженности на почве ксенофобии и межэтнических конфликтов в результате официального увеличения иммиграции.

Что же касается России на рынке международных трудовых ресурсов, надо отметить то, что она относительно недавно включилась в процесс международной миграции. Основная проблема, связанная с иммиграцией, это так называемая «утечка мозгов», при которой Россию покидала образованная часть общества, в поисках лучшей жизни в других странах. На внутреннем рынке трудовых ресурсов наблюдается большой приток неквалифицированной иностранной рабочей силы.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод том, что миграция – это сложный экономический, социально-политический процесс, связанный с перемещением потоков людей из одной страны в другую.
Главной причиной миграции является сложная экономическая ситуация в стране мигрантов и их желание найти более высокооплачиваемую работу. А также причиной может служить политическая или социальная обстановка на Родине мигрантов, в этом случае они являются беженцами или вынужденными переселенцами.
Основными направлениями миграционных потоков являются экономически развитые государства (США, Канада, Великобритания, страны Западной Европы). Однако в последние годы все более привлекательным для мигрантов становится Ближний Восток, который славится своими нефтяными запасами.
И для стран принимающих мигрантов, и для стран-доноров, миграция предоставляет ряд положительных и отрицательных последствий. Главным позитивным фактором для принимающей страны то, что мигранты – это дешевая рабочая сила. Но есть также и отрицательные стороны, выражающиеся в социальной напряженности.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Миграция населения: основные причины и последствия, современные тенденции

Миграция населения, при которой люди вынуждены менять место проживания на длительное время, имеет значительные последствия для экономики стран. Миграционные процессы приводят к изменениям в социальной и политической сфере, влияют на значительные социальные и демографические процессы внутри каждого государства. Не зависимо от того, к каким последствиям приводит изменение населением места жительства, процессы миграции требуют тщательного изучения и контроля со стороны правительства. Поэтому рассмотрим главные аспекты, касающиеся долгосрочного переселения граждан.

Что такое миграция

Миграцией называют переезд людей с одного региона в другой на срок более 6 месяцев. Переселение может происходить как внутри страны, так и между государствами. Если перемещение граждан происходит в границах страны, то процесс считается внутренним. Например, отток населения к большим городам на Урале является внутренней миграцией.

Также существует межконтинентальная миграция, когда происходит переселение людей с одного континента на другой.

Если наблюдается движение потоков населения между различными государствами, то миграция называется внешней. Переселенцы могут менять место жительства вынужденно или добровольно. При этом люди, выезжающие за границу, называются эмигрантами, а въезжающие – иммигрантами.

Одной из первых миграций гипотетически можно считать доисторическое переселение в Индию индоевропейцев, названное индоарийской миграцией.

Попробуем разобраться, с чем связаны и как воздействуют миграции на жизнь общества.

Основные причины миграции в мире

Побудительные причины для начала миграции могут отличаться в каждом частном случае, но всех их можно объединить в один список. Большинство людей, решивших сменить регион проживания, стремятся:

  • улучшить качество жизни или условия проживания своей семьи;
  • реализовать свои профессиональные качества, получить высокооплачиваемую работу и хорошую должность;
  • повысить уровень знаний и культуры;
  • улучшить состояние здоровья;
  • быть ближе к родным и близким;
  • эмигрировать из зоны военного действия, избежать социальных и этнических конфликтов;
  • решить трудовые и семейные неурядицы;
  • перенести в новое место и реструктуризировать производство и т.д.

Ученые предлагают различные классификации факторов, приводящих к переселению граждан. Причины смены региона проживания могут носить как массовый характер, так и быть сугубо индивидуальными, могут делиться на типичные или особые, а также быть объективными или субъективными.

Политические причины

К политической эмиграции обычно приводит смена власти. Если действия правящего режима не согласуются с гражданскими убеждениями человека, то невосприятие политической ситуации может спровоцировать переезд за границу. Часто люди меняют место проживания, чтобы не стать жертвами политических репрессий. Например, все знают исторический факт, что миллионы граждан уехали из фашистской Германии.

Социальные причины

Такие факторы миграции всегда тесно соединены с экономическими. Социальной причиной считается переезд граждан, вступающих в брак, а также меняющих место проживания для воссоединения с родными. Также к социальным причинам можно отнести переезд, связанный с получением образования и профессиональных навыков.

Экономические причины

Эти факторы заставляют население искать лучших условий проживания и прибыльную работу в других регионах и странах. При этом экономические факторы можно разделить на 2 группы. Первая связана с историческим освоением и заселением новых территорий и земель. Например, к ней относится массовое переселение темнокожих в Америку из Африки, которое происходило в XVI-XIX веках после череды масштабных географических открытий.

Первая группа также связана с миграционным взрывом в Европе в XIX веке, когда мигранты из Европейских стран переселялись в Америку, Австралию и Южную Африку.

Ко второй группе относится миграция, связанная с заключением трудовых контрактов. Отдельное место отводится «утечке умов» в Канаду и США в 60 годы XX века. Индия, Филиппины и страны бывшего СССР дали наибольшее количество таких эмигрантов.

Культурные причины

Причиной этого вида миграционных потоков обычно становится желание людей вернуться на историческую родину и восстановить потерянные этнические связи, приобщившись к историческому наследию и древним традициям своего народа.

Военная обстановка

Военный конфликт в государстве всегда приводит к массовой миграции людей из обжитых мест. Они переселяются в другие регионы, подальше от опасности. Так они пытаются спасти свою жизнь и обеспечить безопасность своих семей. Такие миграции происходят стихийно. Переселенцев из зоны военных действий называют беженцами.

Основные последствия миграции

Экономическое значение миграции сложно недооценить. Она оказывает влияние не только на страну, которая теряет трудовые ресурсы, но и на государство, принимающее иммигрантов на своей земле. На обеих территориях изменения касаются:

  • статистической численности населения;
  • среднего возраста граждан, а также их образованности;
  • преобладающего социального статуса;
  • этнического состава населения.

Последствия миграции квалифицированных кадров за границу всегда имеют прямое влияние на экономическое развитие страны.

Современные тенденции международного перемещения

До Второй Мировой Войны главными центрами международной миграции считались Канада, США, Южная Африка, Бразилия и Австралия. Затем межконтинентальная миграция сменилась внутриконтинентальной. Центром главных стремлений для переселенцев стала Центральная Европа. Она приютила более 12 млн иностранных граждан. Главными поставщиками рабочих стали Италия, Греция, Испания, Югославия и Португалия.

И сегодня очень привлекательными для эмигрантов остаются Канада и США. На их землях трудятся более 6 млн иностранцев.

Политические события, произошедшие в Восточной Европе, также спровоцировали волну внешней миграции. Можно вспомнить примеры миграции населения из ГДР, СССР и Восточной Европы в ФРГ, когда эта страна приняла около 2 млн немцев.

Сейчас увеличилось число эмигрантов из тех стран, где есть зоны неразрешимых территориальных конфликтов. Побудительные причины миграции в этом случае очевидны: жители этих стран покидают область военных действий, чтобы спасти свою жизнь, вывезти семью в безопасное место и обрести желанную экономическую стабильность.

Миграция в России

Миграционные потоки в современном мире и в нашей стране достаточно сильные. В России заметен рост внутренней миграции. Все больше людей переезжают в экономически развитые индустриальные регионы в поисках высокой зарплаты.

Внешняя миграция затронула Россию с двух сторон. С одной стороны, происходит «утечка умов» в страны Европы, Канаду и Америку, обусловленная более выгодными предложениями работы. Также много специалистов уехало в Израиль. Сегодня можно наблюдать, как воздействуют силы миграции на жизнь общества в различных странах. Часто люди не могут полностью адаптироваться к новым условиям и, при улучшении экономической ситуации на родине, стремятся вернуться домой. Поэтому есть надежда, что эмигранты смогут вернуться в Россию, получив за границей новые знания и опыт. Нужно только создать условия, чтобы усилить мотивацию к возвращению.

С другой стороны, Россия оказалась не готова к наплыву вынужденных мигрантов из стран бывшего СНГ. Причины иммиграции в Россию из этих регионов – плохие социально-экономические условия. На Дальнем Востоке государства иностранная рабочая сила составляет больше 6% занятого населения.

В каких странах проще всего получить ВНЖ и гражданство

Популярные страны, где можно легко получить ВНЖ:

  • США. Эта страна по-прежнему остается самой привлекательной для получения ВНЖ. «Green Card» дает приезжим такие же права, как и другим гражданам страны. Получить желанный ВНЖ можно, выиграв в бесплатной ежегодной лотерее;
  • Канада. Эта страна принимает приезжих по рабочей визе. Кандидаты обязаны знать языки (французский и английский) и иметь рабочий стаж от 4 лет;
  • Великобритания дает вид на жительство тем, кто учился в английском университете. Рабочая виза и легальное пребывание на территории страны больше 4 лет также позволяют получить ВНЖ;
  • Австралия принимает рабочих востребованных профессий, если кандидатам на проживание нет 40 лет и они знают английский язык;
  • Германия. Чтобы жить в этой стране, нужно засвидетельствовать немецкое происхождение, или оформить рабочую визу, или окончить местный университет;
  • Испания дает ВНЖ гражданам, купившим жилье. Потратить придется 160 тыс. евро;
  • Латвия принимает людей, купивших недвижимость за 72 тыс. евро в отдаленных регионах или за 140 тыс. евро в больших городах;
  • Чехия позволяет получить ВНЖ людям, получившим бесплатное местное образование;
  • Израиль принимает всех, кто сможет подтвердить еврейское происхождение не только по родителям, но и по бабушке или дедушке;
  • Польша дает право на работу и проживание всем, кто имеет «карту поляка»;
  • Венгрия также принимает граждан «по праву крови»;
  • Кипр позволяет получить гражданство лицам, инвестировавшим в экономику страны 20 тыс. евро.

Также стоит отметить Доминиканскую республику, которая даст ВНЖ за вложение в экономику 200 тыс. долларов.

Нелегальная миграция

Смена места жительства с нарушением миграционного законодательства принимающей страны считается нелегальной миграцией. Причины миграции населения в этом случае заключаются в желании срочно покинуть место военных действий, избежать голода и нищеты, скрыться от наказания за преступление или спастись от репрессий. В первую очередь от нелегального переселения страдают приграничные регионы соседних стран.

При этом нелегальными мигрантами считаются такие категории граждан:

  • люди, попавшие в страну по фальшивым документам или без паспорта;
  • подделавшие право на посещение страны;
  • имеющие просроченную визу;
  • не покинувшие страну после завершения учебы;
  • находящиеся в стране по недействительному трудовому договору.

Некоторые страны не дают гражданства детям, рожденным иностранцами. Законодательство Российской Федерации дает ВНЖ детям иностранцев, если ребенок не может получить гражданство страны, из которой приехали его родители.

Сегодня центральную Европу заполнили нелегальные мигранты, покинувшие зону боевых действий в Странах Азии, Африки и Ближнего Востока.

На данном этапе главными поставщиками вынужденных мигрировать нелегалов остаются Афганистан и Сирия, а также Ливия и Ирак. Не прекращается миграционный поток из стран Африки. Ситуация с нелегалами давно стала международной проблемой.

Что такое экзистенциальная миграция

Исследования жизни множества добровольных мигрантов, которые оставили свои дома ради того, чтобы жить за границей, привели к созданию такого концепта, как экзистенциальная миграция. Суть этого явления заключается в том, что люди, благодаря миграции, пытались познать определенные аспекты бытия, которые нельзя познать другим способом. Анализ ответов мигрантов на вопросы тестов позволил определить главные мотивы смены места жительства:

  • желание реализовать свои способности в полной мере;
  • обрести свободу и стать независимыми от правил общества, в котором они жили;
  • получить новый опыт;
  • принять свои отличия и сделать их стимулами к расширению самосознания.

Люди, решившиеся на экзистенциальную миграцию, не скрывали того, что отдают предпочтение всему необычному и чужеродному, отодвигая на второй план все традиционное и знакомое, препятствующее их личному развитию.

Процессы миграции обусловлены множеством причин, среди которых доминируют социально-экономические факторы. Люди ищут более выгодные предложения работы, надеются найти в других регионах и странах экономическую стабильность и безопасность. Это приводит к оттоку трудовой силы и спаду экономики стран с высоким процентом эмигрантов.

В свою очередь, большой наплыв иммигрантов из зон военных конфликтов требует от принимающих стран много дополнительных ресурсов. Они должны обеспечить приезжих рабочими местами, жильем, гарантировать им социальную защиту и преодолеть трудности, связанные с интеграцией переселенцев в общество. Поэтому страны стараются защитить свои границы от нелегальных мигрантов. Этим объясняется жесткая миграционная политика многих государств. С другой стороны, эти страны получают дополнительную низкооплачиваемую рабочую силу, что положительно отражается на их экономике.

Аспекты миграции в современном мире

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 02.06.2017 2017-06-02

Статья просмотрена: 1224 раза

Библиографическое описание:

Иванова, Д. А. Аспекты миграции в современном мире / Д. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 261-263. — URL: https://moluch.ru/archive/156/43952/ (дата обращения: 07.01.2021).

Миграция населения — процесс, реагирующий на изменения различных социально-экономических факторов и дающий оценку развития страны или региона в целом. Оценка перспективных миграционных потоков является необходимым условием прогнозирования общей численности населения и трудовых ресурсов, поскольку территориальное движение является важным фактором изменения (роста, уменьшения) численности и состава населения в стране и регионах. Для формирования численности населения и трудовых ресурсов страны (региона) существенное значение имеют внешние миграционные связи. Перемещения населения внутри страны не оказывают влияния на объем предложения рабочей силы страны в целом. Однако они важны для формирования его величины и качественного состава. Используем методологию системного подхода при исследовании данной проблемы, и, прежде всего, принцип системности, требующий всестороннего, целостного, целесообразного и открытого подхода [1].

Читайте также:  Миграционный учет: правила

Социально-экономический фактор. Данные обстоятельства оказывают воздействие на количественные и качественные характеристики населения, которые, во-первых, являются носителем рабочей силы, во-вторых, они являются потребителями производимых в обществе благ.

Но, взглянув на аспект, с другой стороны, можно увидеть, что он имеет и негативные стороны. Так, например, отток высококвалифицированных работников влечет за собой утрату достижений в различных областях, соответственно и упущенной экономической выгодой.

Трудовой фактор. Такой экономический показатель, как заработная плата, которая представляет собой форму проявления экономического закона стоимости рабочей силы и определяет, в конечном счете, уровень жизни, является одним из основных факторов при выборе места переселения.

Так же на трудовой аспект оказывает влияние размещение производства по территории, соотношение интенсивного и экстенсивного типов экономического роста, различия в уровнях экономического развития стран, преобладающий характер труда [2].

Политический фактор. С помощью административных и правовых рычагов управления можно оказывать воздействие на миграцию населения, и, нужно отметить, данная функция принадлежит центральному правительству. Но, это не может отменить такие события, как смена власти в стране, которая меняет форму правления в государстве, а так же с которой происходят изменения в социальной сфере общества (в нашей стране есть яркий случай переселения по этой причине: эмиграция после Октябрьской революции российского дворянства и интеллигенции).

Иногда политический режим в государстве может противоречить гражданской позиции индивидуума, в этом случае переезд в другую страну будет демонстрировать открытое неприятие политической ситуации в стране (здесь можно вспомнить миграцию граждан из фашистской Германии).

Военный фактор. Нестабильность политической ситуации в отдельных странах мира приводит к возникновению военных конфликтов на территории государства и, как следствие, люди уезжают, спасая свои семьи и жизни. Относительно недавно военные действия на восточной части Украины привели к тому, что часть населения мигрировали в Россию.

Территориальные факторы. Под ними понимаются природно-климатические факторы, то есть окружающую нас среду и то, что она включает, а это: климат, ландшафт, экологическая система. На сегодняшний день наиболее распространенной причиной переезда в соответствии с этим аспектом, являются как раз неблагоприятные экологические условия и экологические катастрофы. Примером может служить нахождение рядом с городом атомной теплоэлектростанции или авария на Чернобыльской АЭС, которая послужила массовому переселению людей из зоны повышенной радиоактивности.

Этнический фактор. В настоящее время является слабо разработанным. Этническая миграция выделяется, прежде всего, по субъекту социального движения: речь идет о территориальном перемещении этноса или отдельной его части. Здесь понимается влияние национальных традиций, обычаев, специфики материальной и духовной культуры различных народов на направление перемещений [2]. Сюда же относятся и межэтнические конфликты, возникающие в современном мире от потоков вынужденных переселенцев и беженцев. Переселение по этническому аспекту оказывает непосредственное влияние на демографические и территориальные позиции этнических групп.

Применив метод анализа иерархий Т. Саати (МАИ) [3], определим приоритетные факторы, влияющие на заявленную проблему. Этот метод предназначен для проведения факторного анализа, путем попарного сравнения факторов, влияющих на проблему миграции.

Рис. 1. Схема влияния на проблему миграции факторов I и II уровня

Рис. 2. Матрица попарного сравнения влияния факторов

Рис. 3. Диаграмма исследования

На основе экспертных оценок можно сделать вывод, что самым важным фактором, влияющим на проблему миграции, является уровень жизни, так как уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения рациональных потребностей.

В завершение можно сказать, что миграция является довольно сложным и противоречивым процессом. Имея ряд плюсов и позитивных результатов таких как: сокращение дефицита трудовых ресурсов в регионе прибытия мигрантов, повышение эффективности использования трудовых ресурсов страны, способствующее увеличению валового регионального продукта она ведет и к негативным последствиям. Чем больше население страны вовлечено в миграционные процессы, тем острее проявляются его последствия. Так, например, миграция сопровождается рядом проблем связанных с нелегальной миграцией, которая приводит к повышению уровня преступности. Учесть все факторы, влияющие на данную проблему, позволяет принцип системности, а благодаря методу анализа иерархий можно определить наиболее приоритетные из них. Поэтому, проведенное исследование позволяет выявить главные стороны проблемы миграции для выработки системы решения данного вопроса.

  1. Малиновская Г. А., Прохорова Е. С., Тюсова М. К. Системные технологии в управлении регионом // Власть. 2017. № 2. С. 89–94.
  2. Таскаева С. В. Научный журнал «Экономика и экономические науки» // ГРНТИ. 2015. № 2 -177–178 с.
  3. Прохорова Е. С., Тюсова М. К. Метод анализа иерархий и его практическое применение: Учебно-методическое пособие. — Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2008. -59 с.

Нелегальная миграция в мире в 2019 году: причины и последствия. Чем грозит незаконное проживание на территории иностранного государства

Сама по себе миграция – явление крайне важное для геополитической картины мира. Благодаря переселению народов заселились континенты и появились религии. Люди, обладающие здоровым духом авантюризма, меняют среду обитания и меняют мир. Конечно, сегодня мы говорим о миграции, которая происходит согласно букве закона. Ведь каждая из стран уже давно выработала свод законов в области миграционной политики. Однако нелегальная миграция в последние пять лет приобрела масштабы стихийного бедствия. Многие страны страдают от наплыва незаконных мигрантов. О причинах и последствиях незаконного переселения читайте в нашей статье.

Что такое нелегальная миграция?

В мире давно сложилась общая геополитическая карта. В последние 50 лет она претерпевает лишь незначительные изменения. Каждая из 200 стран мира выработала свою миграционную политику, которая зафиксирована в виде законов. Нелегальная миграция представляет собой переселение с нарушением миграционных законов. Нарушение любого законодательного принципа миграции является прямым нарушением закона, а именно:

  • пересечение иностранных государственных границ без разрешения или по поддельным документам;
  • физическое нахождение на территории иностранного государства без документов, удостоверяющих личность или с фальшивыми документами;
  • проживание и работа на территории иностранного государства без разрешения, после окончания визы.

Причины для нелегальной миграции

Во все времена причинами для переселения, в том числе и вынужденного, были два чувства: необходимость в защищённости и поиски лучших экономических условий.

Потребность в защищённости может проявляться в следующем:

  • бегство из страны из-за проблем с законом на родине;
  • бегство от военных действий, разрушительных стихийных бедствий, угрозы жизни, преследований на религиозной, расовой и другой почве.

Экономические причины сводятся лишь к одному — в чужой стране есть неплохие шансы на получение дохода. Нелегальные мигранты настоящего времени стремятся в другие страны в надежде обрести некоторую профессиональную востребованность, способную увеличить заработки. При этом многие понимают, что они будут находиться на нелегальном положении: их зарплаты будут нестабильными и более низкими, чем у легальных работников. Нередко нелегалы, закрепившиеся в иностранном государстве, «подтягивают» к себе родственников и знакомых.

Последствия нелегальной миграции

Массовая нелегальная иммиграция способна привести к следующим последствиям для самих иностранцев:

  • ухудшение здоровья, так как их могут привлекать к вредным, опасным производствам и работам. Отсутствие медицинского обслуживания может привести к потере здоровья, инвалидности и высокой смертности;
  • невысокие стандарты взаимоотношений с работодателями приводят к низким и нестабильным заработным платам;
  • социальная незащищённость и бесправность;
  • риски быть обманутыми как работодателем, так и другими людьми;
  • разрушение семей из-за удалённости;
  • невозможность совершать какие-либо юридические действия (сделки, брак);
  • депортация, штраф, запрет на въезд в иностранные государства. Например, после принудительного выдворения из одной из стран ЕС могут наложить запрет на въезд во все страны Европейского Союза.

Страна, на территории которой проживает большое количество нелегалов, также получает негативные последствия:

  • неконтролируемую санитарно-эпидемиологическую ситуацию;
  • недополучение налогов ввиду того, что не происходят отчисления в бюджеты;
  • увеличение нагрузки на бюджет страны (на медицинское обслуживание, работу органов правопорядка и другие траты государства);
  • увеличение безработицы граждан и снижение доходов населения ввиду того, что рабочие места занимаются нелегалами;
  • перенаселение некоторых районов;
  • увеличение преступности и терроризма;
  • рост недовольства коренного населения.

Нелегальная миграция в России

По разным экспертным оценкам в 2019 году в России находятся от 8 до 10 миллионов незаконных мигрантов. Большинство из них прибыли из стран Средней Азии, Украины и кавказских республик. Нелегалы, как правило, занимаются неквалифицированным трудом. При этом создаются низкие стандарты оплаты труда: в 1,5-2 раза ниже, чем для легального работника, без какой-либо правовой защиты. Каждый нелегал вынужден опасаться проверки документов, а также рейдов полиции и миграционной службы. Российское законодательство предполагает, что нелегал должен быть оштрафован и выдворен за пределы нашего государства. Также предполагается запрет на въезд в страну.

Приток мигрантов

Основными причинами миграции в Россию можно назвать: огромные территории страны, постоянную потребность в рабочих руках и нежелание граждан страны работать на неквалифицированных работах. Одновременно с этим существует масса российских нанимателей, которые готовы брать на работу гастарбайтеров. Соответственно, они экономят на налогах и обязательных сборах. Таким образом, иммигранты знают, что в российской экономике есть значительная прореха и готовы её заполнить. Общую ситуацию усугубляет несовершенство законодательной базы и неорганизованная работа миграционной службы России.

Пути проникновения мигрантов в Россию

Некоторые гастарбайтеры пересекают российские границы в неохраняемых участках, однако основная масса будущих нелегалов в Россию прибывают на законных основаниях. Так как с большинством стран СНГ Россия поддерживает безвизовый режим, многие приезжают в нашу страну легально. Но по истечении 90 дней безвизового режима многие гости России превращаются в незаконных жителей. Часть нелегалов пересекают российские границы при помощи специальных организаторов, которые курируют данный сегмент теневой экономики. Они обеспечивают будущих нелегалов поддельными документами и проводят их через работающий таможенный пункт. В большинстве случае можно говорить о взяточничестве таможенников. Некоторые организаторы, находясь в сговоре с работодателями, трудоустраивают нелегалов на низкооплачиваемые работы (сельское хозяйство, строительство, сфера услуг). В результате въезд в страну и трудоустройство будут оплачены из кармана нелегала.

Ответственность за нелегальную миграцию

Российские правовые нормы ответственности предусмотрены для самого нелегала и для круга лиц, которые помогали ему в ассимиляции. Самые суровые меры наказания могут ожидать организаторов преступной группы, занимающейся перевозкой нелегалов. Так, например, организаторам массового незаконного пересечения российских границ грозит от 5 до 7 лет лишения свободы. Люди, которые взяли на себя ответственность за фиктивную регистрацию нелегала, могут получить до 3 лет лишения свободы и штрафы до 5 тысяч рублей. Для должностных лиц применяются штрафы до ½ млн. рублей, лишение свободы и запрет занимать рабочие посты в течение 3 лет. Работодатель нелегала рискует получить штраф до ½ млн. рублей и административное наказание должностного лица в виде штрафа 40-50 тысяч рублей. На самого нелегала возлагаются следующие виды наказания: штраф до 5 тысяч рублей, депортация и запрет на въезд в Россию от 3 до 10 лет (в зависимости от срока нелегального пребывания в стране).

Процедура депортации

Организатором депортации нелегалов выступает российская миграционная служба. Срок исполнения решения – 5 дней. Иностранный гражданин обязан добровольно и за свой счёт покинуть Россию. Решение можно обжаловать в течение 90 суток со дня вынесения решения.

В том случае, если иностранец уклоняется от добровольного исполнения решения о депортации, то начинаются его поиски сотрудниками ФМС. Нелегал будет взят под охрану и помещен в специальное помещение. Ему будет обеспечено питание, медицинская помощь и необходимые бытовые условия. ФМС обеспечит доставку с конвоем на границу. Там сотрудники миграционной службы проставят штамп в паспорте о запрете въезда в РФ и принудительно переведут через границу. Таким образом выглядит депортация. Расходы на принудительную депортацию возлагаются на нелегала, его родственников, работодателя (если было приглашение, но срок визы прошёл), посольство страны эмигранта или правительство России (что бывает крайне часто).

Куда подать жалобу на нелегального мигранта?

Чтобы заявить о проживании или месте работы нелегалов, нужно написать заявление в миграционную службу или МВД. При этом заявление может быть от одного человека или группы лиц. Также можно подать жалобу без подписи (анонимно). Однако при подаче заявления к сотруднику правоохранительных органов или ФМС нужно прийти с паспортом. В жалобе нужно изложить суть дела, по возможности написать контакты (имена) нелегальных мигрантов. Органы правопорядка обязаны провести проверку в течение недели.

Нелегальная миграция в других странах

Все наслышаны о миграционном кризисе в Европе. Огромный поток беженцев из стран Африки и Ближнего Востока заполонил европейский континент. Беженцы также являются нелегальными мигрантами, однако мировые законодательные принципы выделяют беженцев как отдельную категорию граждан. Но классическое беженство от войн и разрушительных стихийных бедствий предполагает, что человек убегает из своей страны в любую ближайшую страну, готовую его принять. Он не занимается выбором страны и не передвигается по странам в поисках лучшей жизни. Он согласен на кров и мир. Журналистские расследования утверждают, что массовая миграция в Европу – это хорошо спланированное мероприятие, которое спонсируется заинтересованными лицами. Мигранты-нелегалы, бегущие в Европу, в преобладающем большинстве необразованные и абсолютно неграмотные люди, которые не умеют и не собираются работать. Если говорить о трудовой миграции и трудовых нелегалах, то самые массовые переселения наблюдаются в США и Китай.

Канада

Канаду называют страной иммигрантов, так как треть населения – это приезжие. Однако это не означает, что в этой стране преобладают нелегальные мигранты. Канадские власти вовремя оценили степень угрозы от массового вторжения нелегалов и псевдобеженцев, поэтому ввели визовые режимы практически со всеми странами третьего мира. Существенные изменения в миграционную политику Канады были внесены в период с 2008 по 2010 год. Теперь в стране наблюдается примерно 100-200 тысяч нелегалов, которые не могут нанести экономический урон стране. Преобладающее большинство нелегалов прибывают из США (между странами общая граница и безвизовый режим), а также из Филиппин (между странами принято соглашение о безвизовом транзите). На третьем месте среди нелегалов израильтяне.

Соединённые Штаты Америки не понаслышке знают, что такое незаконная миграция. Уже многие годы американское государство борется с массовой миграцией из Мексики и стран Латинской Америки. По различным аналитическим данным количество нелегалов в стране в 2019 году может колебаться от 13 до 40 млн. человек. При этом 2/3 нелегалов проживают в США более 10 лет.

Для незаконных переселенцев существует два основных пути:

  • приехать в США по визе и остаться после окончания её срока;
  • пересечение американских границ через неохраняемые участки.

Финляндия

Чаще всего нелегалы занимаются в Финляндии сбором лесных ягод и грибов. По финскому трудовому законодательству такой вид деятельности не считается трудовой занятостью. При этом предполагается, что человек занимается сбором ягод в качестве хобби и сдаёт урожай государственному специализированному учреждению. А так как Финляндия на 80 % покрыта лесами, количество нелегалов исчисляется десятками тысяч. На подобную нелегальную работу попадают несколькими способами:

  1. Попадают в трудовое рабство (посредник оформляет гостевую или туристическую визу, помогает пересечь границу, а потом отбирает паспорта).
  2. Добровольное решение работать по повышенной ставке, но без официального трудоустройства. В этом случае трудовой эмигрант имеет разрешительный документ и находится в стране на законных основания (в течение срока действия визы и на незаконных основаниях, если останется после просрочки визы).

Китай

По последним данным в Китае находится не менее 50 млн. незаконных мигрантов, включая примерно 1/3 млн. русских, украинцев и белорусов. Это настоящий феномен, учитывая тот факт, что в течение 20 лет именно китайцы нелегально стремились в Европу, Россию и Соединённые Штаты Америки. Они проникали в иностранные государства на кораблях с двойным дном и в фурах с овощами. Но мир изменился, и китайская экономика расцвела. Теперь Китай стал привлекательным для жителей более бедных стран. В Поднебесной стало очень много нелегалов из Африки. Со временем китайское правительство сильно ужесточило порядок получения визы и физически ограничило проникновение в страну. Строятся стены с колючей проволокой, по линии границы устанавливаются электронные датчики. Кроме того, в Китае стала работать программа «Охотники за головами»: китайцы, которые помогают в поимке нелегалов, получают денежное вознаграждение (100 юаней) и горячие линии разрываются от количества звонков. Полиция КНР регулярно проводит акции «100 дней разгона нелегалов», когда зачистке подвергаются целые кварталы. В прошлом году из Китая депортировали 200 тысяч нелегалов из США и Англии. В основном это преподаватели английского языка, которые приехали в страну как туристы, но остались работать в частных китайских школах «на птичьих правах». Руководство страны ужесточает наказание для тех лиц, которые помогают нелегалов.

Япония

В стране Восходящего Солнца практически нет нелегалов. В начале 2019 года японское Министерство Юстиции опубликовало официальные данные о нелегалах. Оказалось, что в Японии насчитали всего чуть более 74 тысяч нелегально проживающих граждан из общего количества населения (126 млн человек). При этом показатели ужаснули японцев, так как превысили предыдущие цифры на 11,5 %. Преобладающее большинство нелегалов приехало из Кореи, Вьетнама и Китая (примерно 45-46 % от общего количества), остальные из Таиланда, Филиппин, Индонезии, Сингапура и Малайзии. Примерно 1,5 % нелегалов неазиатской внешности. Мусульман-нелегалов в стране нет. Это связано с тем, что официальная Япония считает мусульманство экстремистской религией. В связи с опубликованными данными в Японии стали чаще проверять паспорта. Нелегалов ждёт незамедлительная депортация и пожизненный запрет на въезд в Японию.

Заключение

Нелегальная миграция – это распространённое мировое явление. Оно связано с изменением экономической карты мира: как только страна начинает развиваться и процветать, к ней появляется интерес жителей более бедных стран. Это явление вносит существенный дисбаланс в экономику принимающей страны и способно превратиться в миграционный кризис.

Как показывает практика, лучшим способом борьбы с нелегалами является ужесточение контроля на границах (применение современных технологий) в сочетании с усиленным контролем внутри страны (с привлечением населения). Однако «волшебного рецепта» от миграции нелегалов пока нет.

Ссылка на основную публикацию