Проблемы миграции в России и мире

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2017

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ И МИРЕ

Безусловно, все они связаны с глобализационными процессами, важнейшим из которых в данном контексте, на мой взгляд, является создание интеграционных объединений в формате «общий рынок». Формат предполагает свободное передвижение всех факторов производства, в том числе и трудовых ресурсов.

Во-вторых, миграционные процессы стимулируются противоречиями между интересами национальных миграционных служб и принципами международного миграционного законодательства. Национальные органы власти заинтересованы в такой миграционной ситуации, при которой экономика данной конкретной страны получает от этой ситуации выгоду. Международное же законодательство защищает в основном права самих мигрантов, что можно проследить в статье 6-ой Конвенции МОТ №97, принятой еще в 1949 г. Там говорится, что каждая страна, подписавшая конвенцию, «обязуется предоставлять без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола, иммигрантам … условия не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются его собственные граждане». К слову, Россия не подписала данную конвенцию, что является, по моему мнению, верным решением. Принципы Конвенции №97 противоречат самому смыслу национального государства, вынуждая его заботиться не о благосостоянии своих граждан, а о всех, кто пожелает приехать. Неудивительным является и то, что в основном подписали и ратифицировали эту конвенцию страны-доноры рабочей силы. [1, С. 68]

В-третьих, имеет место стереотипное поведение, сложившееся в умах жителей центров притяжения мигрантов. Имеется в виду искаженное представление о толерантности и веротерпимости. К примеру, некоторые европейские лидеры в ущерб интересам собственных граждан принимают экономических мигрантов из стран Ближнего Востока и севера Африки, умело маскирующихся под беженцев из Сирии и Ливии. Делается это явно не по экономическим причинам, так как безработица в среднем по Европейскому союзу в 2014 г. была больше российской в 2 раза и составляла 10,2% [6].

Россия сталкивается одновременно с двумя взаимодополняющими негативными последствиями неэффективной миграционной политики (отток высококвалифицированных трудовых ресурсов и приток огромного числа трудовых ресурсов рабочих специальностей из стран Средней Азии и Украины). Безусловно, у международной трудовой миграции есть и положительные стороны: снижение издержек для работодателей, отсутствие необходимости обеспечивать иностранных граждан пенсиями и пособиями и т. д. Но, на мой взгляд, эти преимущества краткосрочного характера перерастают в будущем в структурные проблемы. Поэтому, чтобы обосновать необходимость тех мер, котрые будут мною предложены в конце, рассмотрим подробнее именно негативные последствия активной миграции населения для нашей страны:

Небольшая зароботная плата низкоквалифицированных мигрантов не стимулирует работодателей увеличивать производительность труда, так как проще нанять бригаду рабочих с низкой зароботной платой, чем вкладывать средства в техническое оснащение рабочих мест, платить зарплату более квалифицированному специалисту, который будет управлять оборудованием. Даже при условии, что подобное вложение окупится через несколько лет, работодателю выгоднее нанять еще больше таких работников и получить те же результаты (с точки зрения прибыли) уже в течение нескольких месяцев. Такое положение дел, с одной стороны, делает выгодными для работодателей “аскетические” условия жизни и труда рабочих-мигрантов, а с другой – не дает экономике (в которой производительность труда составляет примерно 30% от уровня США) [2, С. 48] развиваться интенсивным путем. Таким образом, получается, что мигранты занимают место огромной социальной прослойки населения, в которой люди теперь не могут рассчитывать на достойную жизнь при получении лишь среднего профессионального образования, так как, требуя достойную зарплату, они будут неконкурентоспособными. В результате они стремятся получить высшее образование (54% граждан РФ от 25 лет до 64 имеют высшее образование) [4] и либо эмигрируют в страны с лучшими условиями труда для высококвалифицированных кадров, либо остаются невостребованными здесь и работают не по специальности (60% работающих россиян) [2, С. 50].

Нелегальная миграция и преступностьтакже являются немаловажными аспектами, которые необходимо учитывать в миграционной политике. По данным ФМС в 2015 г. в России находилось 3,5 млн. нелегальных мигрантов [7, С. 25]. В Москве, согласно отчету ныне упраздненной ФМС за 2015 г. 19% уголовных преступлений совершается нелегалами [7, С. 26]. По словам экс-Председателя Следственного Комитета при Прокуратуре РФ А.И. Бастрыкина, чаще всего трудовыми мигрантами в России совершаются бытовые “корыстно-насильственные” преступления. [9] Все это не может не вызывать беспокойства. Судя по опросу, проведенному в 2012 г. “Левада-центром”, 70% граждан России желают ограничения притока иностранных мигрантов [2, С. 50]. С общественным мнением тесно связана следующая проблема.

Нарушение социокультурных связей, разрушение традиционных культурных ценностей, привычной жизни коренного населения. В совокупности с внутрирегиональной миграцией в общей сложности 69,5 тыс. человек в одном 2014 г. [5] выбрали в качестве постоянного места жительства Москву. Эта численность эквивалентна полному переселению жителей таких районов города, как Войковский или Свиблово. В связи с этим закономерно усиление нагрузки на социальную и транспортную инфраструктуру и интенсивная «точечная застройка», которая в последнее время сместилась на окраины столицы и в СЗАО (за последние 5 лет построено 15,5 млн. м 2 жилья) [8]. На мой взгляд, это яркий пример нарушения интересов коренного населения. Кроме социальных последствий могут иметь место противоречия культурного характера. Мультикультурализм предполагает смешение традиций разных народов, то есть хаотичное смешение ценностей, идеалов, традиций, мировоззрений, выстраданных сотнями лет компактного проживания этих народов в одной местности. Это серьезная угроза для более чем 190 народов России, каждый из которых сохранил свою самобытность до наших дней. Опасность может заключаться и в активизации ультраправых движений. К примеру, в 2010 г. был прецедент массовых беспорядков на Манежной площади в Москве, произошедших по вине националистов. В качестве другого примера может служить рост рейтинга партий правого толка в таких странах ЕС, как Франция (Марин Ле Пен, «Национальный фронт») и Австрия (Норберт Хофер, «Австрийская партия свободы») в ответ на миграционную политику Евросоюза.

Исходя из вышесказанного, определим основные направления действий, которых следует придерживаться в ближайшем будущем с учетом того факта, что по оценкам Росстата в 2017 г. в России может вновь наблюдаться естественная убыль населения. [2, С. 51] Это может, как и раньше, быть скомпенсировано мигрантами из стран СНГ (60% естественной убыли в среднем в 2000-х гг. компенсировалось именно мигрантами) [2, С. 43]. Нам видятся возможными и наиболее эффективными следующие шаги:

Привязка на законодательном уровне максимально возможного числа мигрантов, не имеющих образования выше общего среднего, к среднему уровню производительности труда из расчета ВВП на одного занятого в экономике. Принцип действия этого механизма регулирования миграционного потока состоит в том, чтобы с помощью определенных расчетов на макроуровне планировать, сколько необходимо трудовых ресурсов при данном уровне технологий (имеются в виду рабочие специальности, не связанные с интеллектуальным трудом). Затем сравнить этот показатель с ожидаемой на прогнозируемый период численностью экономически активного населения. Разницу между ними покрывать с помощью мигрантов.

Сделать налоги, взимаемые с работодателей, использующих инстранную рабочую силу, целевыми. Необходимо создать фонд развития учреждений среднего профессионального образования, средства в который поступали бы как раз от предприятий, нанимающих мигрантов. Такие организации, как, например, Российский союз промышленников и предпринимателей, могли бы консультировать, в каком регионе, в каких специалистах работодатели заинтересованы. На основе этого российское среднее специальное образование могло бы адаптироваться под реальный спрос на рынке труда. Учебные заведения могли бы плотнее сотрудничать с определенным локальным спектром предприятий, а выпускники – получать гарантированное трудоустройство по своей специальности с достойной заработной платой и постепенно с помощью большей производительности замещать низкоквалифицированных мигрантов.

Разработать систему поощрений и преимуществ при въезде на территорию РФ для мигрантов, имеющих высшее профессиональное образование.

Возвращение в статистические исследования ранжирования мигрантов по национальности (Росстат перестал публиковать такие данные после 2008 г.). Это, возможно, позволило бы исследователям данной проблемы разрабатывать программы по социо-культурной адаптации. Социологи имели бы точную официальную информацию, о том, представители каких национальностей приезжают в нашу страну, и, соответственно, наибольшее число носителей каких традиций необходимо встроить в повседневную жизнь коренного населения.

В заключение скажу, что положительные эффекты от миграционных процессов не только сомнительны, но и опасны. В погоне за снижением издержек в краткосрочном периоде можно не заметить серьезные структурные проблемы в будущем. Повышение качества жизни населения должно быть первостепенной задачей любого государства. Это качество далеко не всегда можно измерить, поэтому ориентироваться нужно на мнения и желания самих граждан. Миграционную политику нельзя рассматривать лишь с экономической точки зрения, потому что под трудовым ресурсом рассматривается человек со всеми своими особенностями, преимуществами и недостатками. Именно поэтому нужно заинтересовать талантливых россиян остаться на Родине, а лучшие, образованнейшие кадры со всего мира – работать в России. Тогда именно в научном творчестве будут рождаться идеи и технологии, которые позволят обойтись без дешевой рабочей силы из развивающихся стран и повысить реальные доходы граждан Российской Федерации.

Список литературы:

Шапкина А.Ю., Международная миграция трудящихся: современные правовые проблемы // Вестник Московского университета. – 2011. – №03. – с. 65-75.

Локосов В.В., Внешняя миграция в России и ее предельно критические ограничения // Федерализм. – 2016. – №02. – с. 43-52.

Проблемы миграции в современной России Текст научной статьи по специальности « Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Покида Андрей Николаевич, Зыбуновская Наталья Владимировна

В статье рассматривается специфика миграционных процессов , протекающих в России, и их влияние на социально-экономические и социально-политические отношения в российском обществе.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Покида Андрей Николаевич, Зыбуновская Наталья Владимировна

Problems of Migration in Contemporary Russia

The article considers the features of migration processes in Russia and their impact on the socio-economic and socio-political relations in the Russian society.

Текст научной работы на тему «Проблемы миграции в современной России»

Покида А. Н., Зыбуновская Н. В.

Проблемы миграции в современной России

Покида Андрей Николаевич — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра социально-политического мониторинга Института прикладных экономических исследований РАНХиГС

Зыбуновская Наталья Владимировна — научный сотрудник Центра социально-политического мониторинга Института прикладных экономических исследований РАНХиГС E-mail: nzyb@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается специфика миграционных процессов, протекающих в России, и их влияние на социально-экономические и социально-политические отношения в российском обществе.

Ключевые слова: внешняя миграция, внутренняя миграция, иммигранты, миграционный прирост, миграционные процессы, социальная напряжённость, трудовые мигранты, эмиграционные настроения.

В последнее время проблемы миграции во всём мире приобретают значительные масштабы. Особенно остро эта ситуация наблюдается в России. По данным Организации Объединенных Наций, Россия занимает второе место после США по объёму миграционных потоков [ООН: Россия. ].

По оценкам официальной статистики за последние десять лет около 23 млн человек нашли новое место жительства на территории России. При этом на долю внутренней миграции приходится 90% миграционных потоков и около 10% составляют приезжие из зарубежных стран [Численность и миграция., 2013].

Современные миграционные потоки представляют собой массовые перемещения людей в поисках лучших условий жизни, работы, учёбы и др. Наиболее популярными внешними потоками в Россию в 2012 году являлись маршруты из Узбекистана, Украины, Казахстана, Таджикистана. Доля пред-

ставителей этих государств составляет более половины всех международных мигрантов, учтённых официальной статистикой. При этом экономические причины являются ключевыми для проблем миграции.

Не вполне благополучная ситуация складывается во внутренней миграции, которая в значительной мере определяется диспропорциями в социально-экономическом развитии регионов. В ней доминирует тенденция к оттоку населения из сельской местности в крупные города, а также с территорий Дальнего Востока, Северного Кавказа, Севера и Сибири в регионы европейской части России. Наибольшие миграционные потоки концентрируются в г. Москве, г. Санкт-Петербурге и Московской области.

К категории прибывших на постоянное место жительства примыкает значительная доля людей, перемещающихся в поисках временных заработков из разных регионов внутри страны и прибывающих в Россию из других стран.

В настоящее время оценка миграционных потоков в РФ производится на основе статистических данных, предоставляемых Федеральной службой безопасности, Федеральной миграционной службой и Федеральной службой государственной статистики. Система сбора данных, в которой производится учёт мигрантов, включает: выдачу виз, сбор данных на границах, регистрацию по месту пребывания/жительства, выдачу разрешений на работу, выдачу видов на жительство, перепись населения и другие обследования.

Читайте также:  Черный список ФМС

Однако современная статистика не позволяет в полной мере оценить распространение данного явления, особенно если речь идёт о нелегальной трудовой миграции, которая, по оценкам специалистов, может превышать объём легальных потоков в 4-8 раз. Например, только при анализе официальных данных пограничной службы ФСБ России и миграционной службы о статистическом учёте прибытий и выбытий, можно отметить, что на территории России ежегодно остаются не охвачены миграционным учётом более 500 тыс. человек.

Подобное развитие миграционной ситуации препятствует прогнозированию масштабов миграционных потоков и выработке миграционной политики, адекватной запросам общества и экономики страны.

При столь внушительных объёмах миграции весьма важным и эффективным в изучении миграционного феномена является социологический подход, рассматривающий миграцию населения как социальное явление, позволяющий раскрыть механизмы и тенденции миграционных процессов, её влияние на социально-экономические и социально-политические отношения.

С этой целью в июне 2013 года Центром социально-политического мониторинга РАНХиГС проведён социологический опрос граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации1.

Результаты опроса подтверждают актуальность и остроту сложившейся миграционной ситуации в России. Как показывают данные, россияне довольно критично относятся к приезду на заработки представителей всех категорий мигрантов, проживающих за пределами их региона (см. таблицу 1).

Отношение местного населения к людям, приезжающим на заработки, %

Регион В основном положительно Равнодушно В основном отрицательно Трудно сказать

Из других городов (районов) Вашего региона 42,8 42,7 8,8 5,7

Из регионов Северного Кавказа (Чечни, Дагестана и др.) 12,1 28,9 53,3 5,7

Из других регионов России 29,3 49,0 13,3 8,4

Из Азербайджана, Грузии, Армении 11,5 29,6 52,8 6,1

Из Беларуси, Украины, Молдовы 21,8 46,3 23,8 8,1

Из Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана 11,8 31,6 50,0 6,6

Из Вьетнама, Китая и др. 10,9 27,4 53,6 8,1

Из Европейских стран, США, Канады и др. 21,6 39,4 23,1 15,9

Отношение к различным категориям мигрантов характеризуется в определённой мере наличием в массовом сознании негативных национальных стереотипов. Чаще всего это неприязнь к представителям так называемых «южных» национальностей, проживающих как на территории России, так и на территории стран СНГ. Аналогичная ситуация наблюдается в отношении представителей стран Вьетнама, Китая и др.

В прибывших коренное население видит, прежде всего, иную культуру, иной образ поведения, отличный от местных традиций и активно насаждаемый приезжими.

Безусловно, миграция как явление вызывает в российском обществе ряд противоречий. Даже среди специалистов в области миграции нет единой позиции в трактовке данного явления. На рис. 1 и 2 представлены положительные и отрицательные последствия миграции по оценкам граждан РФ,

1 Опрошено 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 20 субъектах Российской Федерации. Выборочная совокупность репрезентирует работников основных видов экономической деятельности, занятых на предприятиях различных форм собственности.

опрошенных в 2007 и 2013 гг.1, которые показывают, что за последние годы основные тенденции в отношении к миграции со стороны населения не претерпели значительных изменений.

Являются дешёвой рабочей силой

Работаю там, где не хотят работать местные жители

Приносят доходы местным жителям, сдающим жильё

Обеспечивают дачное строительство

На них держится торговля, жилищно-коммунальное хозяйство Уменьшают остроту дефицита рабочей силы в целом

Восполняют уменьшение населения Создают новые рабочие места Другое

Рис. 1. Положительные последствия миграции, %

С одной стороны, как показывают результаты исследования, мигранты, выступая активными участниками рынка труда, занимают различные экономические ниши, которые являются малопривлекательными для российских граждан в силу невысокой оплаты труда. В качестве положительных моментов данные следствия миграции отметили более 40% опрошенного населения (см. рис. 1).

Относительно дешёвый труд мигрантов становится всё более привлекательным для граждан и организаций. Услугами людей, приезжающих на заработки, для выполнения строительных, ремонтных и других работ пользуются около 30% местных жителей (в 2007 г. данный факт отметили около 19% опрошенных), три четверти которых выразили удовлетворённость именно

1 Результаты выборочного социологического опроса населения представлены в сравнении с данными опроса, проведённого научным коллективом в 2007 г. по сопоставимой методике. Опрошены 700 человек коренного населения и 500 мигрантов в возрасте от 18 лет и старше в 12 субъектах Российской Федерации по общероссийской репрезентативной выборке.

стоимостью выполненных работ и только каждый второй — их качеством. При этом реализация данной деятельности далеко не всегда оформляется официальными договорными отношениями работодателя с наёмными работниками.

Как положительный момент, согласно официальной статистике, также следует отметить возмещение трудовыми мигрантами потери населения трудоспособного возраста в условиях, когда в Российской Федерации ежегодно фиксируется уменьшение количества экономически активного населения.

Способствуют росту преступности

Неуважительно относятся к местным жителям и традициям

Снижают уровень оплаты труда местных жителей

Являются источниками болезней

Обостряют возможность межнациональных конфликтов

Подмяли под себя торговлю на рынках Обостряют безработицу

Создают дополнительные трудности в обеспечении населения жильём, транспортными и социальными услугами

Рис. 2. Отрицательные последствия миграции, %

С другой стороны, массовая миграция населения приводит к неблагоприятным социально-экономическим последствиям. Прибывающие мигранты создают давление на экономическую и социальную структуру российских регионов. Обостряется жилищная проблема, ситуация на рынке труда, эпидемиологическая и криминогенная обстановка, увеличивается нагрузка на социальную инфраструктуру, осложняется социально-психологическая атмосфера (см. рис. 2).

Так, около 30% опрошенных отметили, что в своей трудовой деятельности испытывают конкуренцию со стороны людей, приезжающих на заработки. Чаще на данное обстоятельство указывают респонденты, которые приехали на постоянное место жительства из другого региона России или из другого района своего региона и проживают в данном населённом пункте не более 5 лет.

В большей степени конкуренцию испытывают жители крупных мегаполисов, в которых сосредоточены большие миграционные потоки. Данный факт отмечают от 40% до 50% респондентов-жителей г. Санкт-Петербург, г. Москва, Краснодарского края, Московской области.

Если рассматривать различные сферы занятости, то можно отметить, что конкуренция распространена преимущественно в сферах строительства, торговли, транспорта, то есть в областях экономики, наиболее популярных для людей, приезжающих на заработки. По сути, внешние трудовые мигранты выступают прямыми конкурентами россиян, перемещающихся по стране и своему региону в поисках заработка.

Кроме того, ухудшается и социальное самочувствие самих мигрантов, утративших свой прежний социальный статус, столкнувшихся с серьёзными объективными трудностями в попытках обрести социальную нишу на новом месте жительства и материальными затруднениями. Иммигранты неизбежно сталкиваются с иной культурой, другой системой ценностей и образом жизни. Ситуация усугубляется этническими и языковыми различиями и чревата возникновением межнациональных и межконфессиональных конфликтов, особенно в регионах с интенсивным притоком мигрантов.

По данным исследования, 13,9% опрошенных за последние год-два вступали в какие-либо конфликтные отношения с приезжими, в том числе, 9,3% — с трудовыми мигрантами.

В целом можно охарактеризовать отношения между местным населением и приехавшими на заработки как сдержанно-нейтральные (см. рис. 3). Это отмечают около половины опрошенных. Однако если рассматривать положительные и отрицательные оценки взаимоотношений принимающей стороны и трудовых мигрантов, то можно отметить преобладание негативных оценок: 26,8% опрошенных отмечают наличие напряжения, скрытого и даже

острого противостояния во взаимоотношениях данных социальных групп, в то время как о дружественных и доброжелательных отношениях сообщают только 18% респондентов.

Дружественные, полное взаимопонимание

Спокойные, доброжелательные Сдержанно-нейтральные

Напряжённые, скрытое противостояние

Острое противостояние, частые конфликты

0 5 10 15 20 25

Рис. 3. Оценки взаимоотношений между местными жителями и приехавшими на заработки, %

Анализируя миграционные процессы в российском обществе нельзя не отметить положительного влияния внешней миграции на изменение демографической ситуации в стране. В последние годы отрицательный естественный прирост населения во многом восполняется за счёт людей, обретающих новое постоянное место жительства в Российской Федерации. Так, в 2011 г. по Российской Федерации миграционный прирост составил 320 тыс. человек при естественной убыли 129 тыс. человек, в 2012 г. — 295 тыс. и 4,2 тыс. человек соответственно.

Однако весьма актуальным является вопрос о качестве и квалификации новоиспечённых граждан РФ.

Миграционные процессы, протекающие в Российской Федерации в настоящее время, характеризуются неблагоприятными качественными изменениями, выражающимися в потере высокообразованных и квалифицированных кадров. Если сопоставлять качественный состав мигрантов,

прибывающих в Россию и выбывающих из неё, по уровню образования, профессиональной подготовке, этнической принадлежности, то миграционный обмен идёт не на пользу стране.

По данным официальной статистики, без учёта нелегальной миграции, в последние годы в Российскую Федерацию в основном прибывают мигранты из стран СНГ, большая часть которых (65-75%) составляют выходцы из стран Средней Азии и Закавказья.

При этом в составе прибывающих в Россию из-за рубежа мигрантов преобладают лица, имеющие низкий уровень образования и профессиональной квалификации, обладающие слабыми знаниями русского языка, культуры российского населения, норм общения и традиций.

Среди же выбывших из России около 40% составляют люди, эмигрировавшие в страны Западной Европы, США, Канаду и др. Это высокообразованные и квалифицированные специалисты, которые претендуют за рубежом не на убежище, а на повышение уровня жизни и более продуктивное применение имеющихся у них социальных и профессиональных ресурсов [Численность и миграция., 2013].

Об этом свидетельствуют данные многолетних социологических опросов, проведённых научным коллективом Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС (до 2012 г. Социологический центр РАГС), которые показывают, что на протяжении последних десятилетий среди российских граждан достаточно широко распространены эмиграционные настроения (см. таблицу 2). Причём это стремление в наибольшей степени выражают представители науки, искусства, спорта и других категорий населения, рассчитывающих на улучшение возможностей для достойной работы, получения зарплаты, удовлетворения творческих амбиций, а также значительная часть занятых предпринимательской деятельностью и молодых людей, представляющих самые разные социально-профессиональные группы.

Распространённость эмиграционных настроений, %

Настроения 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2010 2011 2013

Предпочитаю жить в России 72,8 68,1 73,4 66,3 76,2 73,8 70,3 67,1 67,7

Хочу временно уехать и собираюсь это сделать 5,5 6,6 5,0 7,1 5,8 5,2 7,1 5,3 5,4

Хочу навсегда покинуть Россию и собираюсь это сделать 1,3 1,7 1,3 1,3 1,1 1,3 2,4 2,3 3,2

Хочу покинуть Россию, но не имею возможности 8,6 12,5 11,9 12,9 8,8 10,9 10,7 14,9 13,2

Затруднились ответить 11,8 11,1 8,4 12,4 8,1 8,8 9,5 10,4 10,5

При этом чем моложе возрастная группа опрошенных, тем чаще у её представителей выражено стремление временно или даже навсегда перебраться в другую страну. Так, например, выразили желание временно или навсегда уехать из России в возрастной группе 50-59 лет 14,7%, в группе 30-39 лет — 31,4%, в группе 18-24 года – 39,4%1.

Эмиграционные настроения населения, согласно результатам опросов, обусловлены, прежде всего, следующими проблемами жизнеобеспечения населения: низким уровнем жизни (50,4%) и уровнем оплаты труда (49,2%), отсутствием социальной защищённости (40,9%) и неопределённостью будущего (34,5%), трудностью в реализации творческих, профессиональных планов (18,9%).

Резюмируя изложенное, можно констатировать, что в российском обществе обостряется проблема, связанная с ростом миграционных потоков. Это проявляется в значительном дискомфорте, испытываемом населением РФ во взаимоотношениях с приехавшими на заработки и переселенцами, о чём свидетельствует наличие конфликтных ситуаций между местным населением и приезжими, которые особенно часто проявляются в регионах с интенсивным притоком мигрантов.

В целом, по оценкам большей части населения РФ, трудовая миграция играет отрицательную роль в развитии экономики страны. Для существенной части населения России отрицательные последствия миграции тесно связаны с конкуренцией в некоторых сферах экономической деятельности. Мигранты всё больше занимают различные экономические ниши, не свойственные им ранее, из которых постепенно вытесняется местное население.

Анализируя развитие миграции как социального процесса, следует отметить, что масштабное и бесконтрольное увеличение объёмов миграционных потоков, особенно нелегальных, может привести к ухудшению социальной обстановки, обострению конфликтных отношений во взаимоотношениях приезжих с местным населением.

Таким образом, сложившаяся ситуация требует от государства принятия внятной государственной политики, адекватной запросам экономики России и учитывающей мнения российского общества.

1 Опрос проведён в апреле 2013 г. Центром социально-политического мониторинга РАНХиГС. Опрошены 1209 человек в возрасте 18 лет и старше в 15 субъектах Российской Федерации по репрезентативной общероссийской выборке.

Бойков В. Э. Социальные аспекты миграции населения // Научный и общественно-политический журнал «Социология власти». 2007. № 4.

Вынужденная миграция: причины, состояние, перспективы, миграционная политика // Политическая социология: Информационный бюллетень. М.: 1993. № 3(10).

ООН: Россия находится на втором месте по числу мигрантов в мире [Электронный ресурс] // РБК daily URL: http://rbcdaily.ru/ world/562949988866462 (Дата обращения: 12.09.2013).

Результаты выборочного социологического опроса населения Российской Федерации // Научный и общественно-политический журнал «Социология власти». 2007. № 4.

Читайте также:  Как узнать черный список мигрантов ФМС России

Численность и миграция населения Российской Федерации в 2012 г. (Статистический бюллетень). — Федеральная служба государственной статистики. 2013.

Миграция: 4 шага к решению проблемы

Сейчас в мировой повестке дня нет ничего важнее темы миграции. Волна беженцев из стран Ближнего Востока обострила внутриевропейские противоречия. Вопрос Брексита стал только первой ласточкой трансформации Европейского Союза, уже Франция предлагает пересмотреть шенгенские правила. В США идет тяжелейшее политическое противоборство вокруг строительства стены с Мексикой и ограничения миграции. Президент воюет с Конгрессом на грани шатдауна. Кажется, вся социально-политическая система западного мира трещит по швам — и весь этот комплекс проблем порожден миграцией.

Особую остроту проблеме придают эксцессы насилия, происходящие по всему миру: на минувшей неделе в результате стрельбы в мечети в Новой Зеландии погибли 50 человек. Австралийский сенатор Фрейзер Эннинг выступил со скандальным заявлением, что “реальной причиной кровопролития” стала иммиграция, а точнее, приток мусульман в Новую Зеландию. 18 марта в нидерландском Утрехте произошла стрельба с жертвами, подозреваемый — уроженец Турции. Какие бы мотивы ни были у преступников, общественное мнение связывает эти происшествия с миграцией. 21 марта в Милане приезжий из Сенегала поджег полный детей школьный автобус, к счастью никто серьезно не пострадал. Таким образом он протестовал против гибели в море мигрантов, стремящихся в Европу. Это только события последних дней, подобные случаи уже стали обыденностью и происходят постоянно.

Проблемы, связанные с приезжими, актуальны и для нашей страны. Буквально на днях глава Якутии заявил о своем намерении бороться с незаконной миграцией и назвал главную её причину: незаконное предпринимательство. Этому предшествовали антимигрантские волнения в Якутске: тысячи жителей республики вышли на улицы, некоторые громили овощные лавки, есть даже случаи нападения на приезжих. Поводом стало изнасилование местной девушки гастарбайтером.

Миграция — совершенно естественное явление во все времена, но именно сейчас она переходит опасную черту, так как порождается крахом жизнеустройства стран Азии, Африки, Латинской Америки. Миллионы людей устремляются в Европу и США от безысходности, бегут от войны, нищеты, болезней, преступности. Большинство из них не могут и не хотят интегрироваться в западное общество и мечтают рано или поздно вернуться домой.

Благополучные страны тратят миллиарды долларов на социальную и экономическую поддержку мигрантов. Очевидно, что эти меры носят только временный характер и не способны разрешить противоречия, порожденные миграцией. Люди, вырванные из своей привычной культурной среды, не хотят порывать с ней, терять свою идентичность и образуют обособленные группы внутри европейского общества.

Специалисты прогнозируют только рост напряженности, который рано или поздно приведет к крушению политической структуры Европы и подрыву её благосостояния. При этом, государства обязаны защищать свойственные их обществам «справедливые требования морали и общественного порядка» — это положение закреплено в статье 29 Всеобщей декларации прав человека. Поэтому в случае столкновения ценностей, власти должны встать на сторону традиционных норм поведения и образа жизни и не дать конфликту развиться.

Проблема настолько серьезная, что требует только глубокого системного решения — необходимо строить жизнь в странах исхода мигрантов. Только полноценное создание инфраструктуры, экономики, образования и здравоохранения там, откуда бегут люди, способно избавить Запад от нежелательной миграции. Тогда с ныне проблемными регионами возникнут торговые отношения, которые дадут мощный экономический эффект для всех.

Безусловно, это очень непростое решение: нужно утвердить программы развития, создать доверенные структуры, обеспечить их квалифицированными управленцами. Однако сложные проблемы не имеют простых решений, более того — текущие траты настолько неэффективны, что в долгосрочной перспективе наносят огромный экономический ущерб странам Запада и их гражданам.

Мною разработана программа «АТАККА», которая позволяет определить экономические и общественные нужды каждого региона планеты, оценить масштаб вложений, необходимых для их удовлетворения. «АТАККА» может стать опорным инструментом для стратегического планирования, развития территорий и решения задач любого масштаба.

Есть 4 шага, которые позволят улучшить жизнь на родине мигрантов и избавиться от проблем миграции, терзающих мир.

1. Утвердить на международном уровне программу развития стран, разрушенных войной или находящихся в ситуации социальной и экономической катастрофы. Создать исполнительные органы и немедленно наладить конструктивные отношения с правительствами этих стран.

2. Придать импульс использованию технологий для решения экономических задач. Применить проект «АТАККА» в качестве основного инструмента управления и развития.

3. Перераспределить финансовые вложения в пользу долгосрочных проектов на родине мигрантов: это по меньшей мере 250 млрд долларов в год! Конечно, хорошо, что у стран есть возможности выделять такие средства на решение проблем. Но вектор их расходования должен быть совершенно иным, более эффективным и долгосрочным. Сейчас деньги тратятся, а проблема остается.

4. Использовать все возможности интернета для образования и дистанционной работы мигрантов: создать виртуальные университеты, где обучение будут вести лучшие специалисты на родных для мигрантов языках. Качественно повысить образовательный уровень и трудовую квалификацию мигрантов.

Конечно, в колоссальных средствах, выделяемых на мигрантов, заинтересованы многие люди в системе и они не захотят отказываться от них. Однако это необходимо сделать: стагнация Европы и США приведет к еще большим потерям всех, а своевременное решение проблемы — наоборот, к совокупному росту благосостояния.

Что сейчас может сделать общество: постоянно убеждать, приводить аргументы, доказывать, забрасывать власти фактическими данными. И конечно, предлагать решения.

Если Россия внедрит проект «АТАККА» в управленческую систему и применит его хотя бы в опытном режиме на отдельной территории — это даст мощный пример всему миру. Ничто не распространяется быстрее успешного опыта, и тот, кто покажет его миру — обретет подлинное лидерство в XXI веке. Исторически Россия была мотиватором для Запада: если у лидеров Европы и США пока нет политической воли, ее пробудит пример России.

Правоутвердитель
Георгий Цурцумия (Смелин)

Миграционная политика: динамика и последствия миграции, проблемы гражданства и правоприменения

Free2014 / Depositphotos.com

Россия по итогам 2017 года заняла третье место, после США и Германии, по численности мигрантов. По данным МВД России, количество мигрантов в нашей стране достигает сейчас более 10 млн человек, при этом 2,6 млн из них находятся на территории государства нелегально. Об этом сообщил первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями, член ОП Свердловской области, председатель Президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов Владимир Винницкий в ходе проведения круглого стола в ОП РФ на тему миграции.

Эксперт указал на то, что при рассмотрении регулирования миграционных процессов необходимо иметь в виду следующие аспекты:

  • внешняя безопасность страны – этот пункт связан прежде всего с противодействием терроризму;
  • внутренняя безопасность государства – нужно учитывать риски возникновения внутри страны социальных конфликтов на почве национальных или, например, религиозных разногласий;
  • экономическая составляющая – мигранты и вывозят средства из страны, и приносят государству существенный доход;
  • культурный пласт – необходимо поддерживать мультикультурное равновесие в стране;
  • духовно-нравственный аспект – нужно создавать условия для адаптации мигрантов в новой социальной, в том числе духовно-нравственной среде;
  • функционирование института гражданства – речь идет прежде всего о вопросах его приобретения мигрантами;
  • взаимодействие госаппарата с отдельными мигрантами.

По словам Владимира Винницкого, ужесточение время от времени миграционного законодательства в России оправдано, о чем свидетельствуют и статистические данные. Так, доля нелегальных мигрантов от их общего числа в 2015-2016 годах составляла от 33 до 36%, а в 2017 году показатели снизились до 23-25%. В 2017 году сотрудники полиции выявили порядка 1,7 млн административных правонарушений в сфере миграции. Суды вынесли свыше 93 тыс. решений об административном выдворении, при этом в каждом втором случае – в принудительном порядке (ст. 3.10 КоАП). В рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 602 “Об обеспечении межнационального согласия” полицейские в прошлом году задержали около 2,8 тыс. иностранных граждан, преимущественно из стран СНГ, за участие в этнических конфликтах.

Главный эксперт-специалист отдела анализа информационно-аналитического управления Главного управления по вопросам миграции МВД России Александр Пережогин сообщил, что МВД России готовит сейчас обновленный проект Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации взамен действующей сейчас концепции на период до 2025 года. Разработка нового документа связана преимущественно с необходимость актуализации целей концепции и уточнения ее основополагающих принципов. Так, в перечень ключевых принципов миграционной политики планируют включить защиту национальных интересов и обеспечение безопасности России, защиту интересов граждан России, поддержание межнационального и межрелигиозного мира и согласия в обществе.

Какие документы нужны для получения вида на жительство? Узнайте ответ в “Домашней правовой энциклопедии” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Эксперт также поделился статистическими данными. Так, говоря о динамике миграционных процессов, он указал, что за период в первые шесть месяцев 2017 года в Россию въехало 9,7 млн иностранцев и выехало 7,5 млн, а за первые полгода 2018 года соответствующие показатели составили 9,1 и 7, 3 млн. Из 10 млн находящихся в России иностранцев около 85% – граждане стран СНГ. По последним данным, в 2018 году в России около 536,8 тыс. иностранцев проживают на основании разрешений на временное проживание и около 605 тыс. – на основании видов на жительство.

Руководитель рабочей группы ОП РФ по вопросам миграции и этнокультурной адаптации мигрантов Максим Григорьев обратил особое внимание на вопросы “трудовой” миграции. По его мнению, несмотря на очевидные выгоды для бизнеса от потока мигрантов, необходимо производить замещение кадров на национальные в сферах услуг и розничной торговли, тем более, если будет проведена реформа о повышении пенсионного возраста. Такие изменения пенсионного законодательства повлекут за собой увеличение числа трудоспособного населения за счет старшего поколения.

Председатель комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин отметил некоторые проблемные аспекты миграции с точки зрения приезжающих иностранных граждан. Он указал, например, на проблему социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов и сообщил о подготовке соответствующего проекта федерального закона, который был разработан ФАДН России в мае 2017 года во исполнение поручения Президента РФ. Проектом предусматриваются внедрение в российское законодательство понятий “социальной и культурной адаптации” и “интеграции” иностранцев, определение перечня мер, направленных на это. Проектом устанавливается возможность участия НКО в социальной и культурной адаптации и интеграции иностранцев. Такие организации смогут создавать специальные центры адаптации и интеграции и проводить для иностранцев домиграционную подготовку (например, обучать языку). Сейчас проводится общественное обсуждение этого проекта. Эксперт предложил в начале осени провести по этому поводу в ОП РФ нулевые чтения.

Кроме того, Иосиф Дискин обозначил проблему приобретения российского гражданства высококвалифицированными специалистами в области оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК). Она заключается в том, что для трудоустройства таких специалистов на предприятия ОПК, как правило, требуется оформление допуска к гостайне, однако получить его иностранным гражданам очень трудно (п. 6-7 Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003). В большинстве случаев для этого нужно стать гражданами РФ. При этом процедура приобретения гражданства РФ такими специалистами, хотя и производится в упрощенном порядке, занимает достаточное количество времени. Между тем, потребность в привлечении на работу в ОПК таких сотрудников может быть острой, особенно с учетом того, что их готовы принять на работу и в других странах (Иран, Китай), где уровень заработной платы для них выше, чем в России.

Однако заместитель начальника управления по вопросам гражданства Главного управления по вопросам миграции МВД России Ольга Сокольцова считает еще большее упрощение получения гражданства РФ нецелесообразным, за исключением упрощения процедуры в отношении некоторых конкретных категорий иностранцев. Например, она рассказала, что планируется упростить процедуру для лиц, окончивших с отличием российские вузы, и отменить экзамен по русскому языку для желающих получить гражданство РФ выходцев из Украины и Белоруссии. Она подчеркнула также, что для высококвалифицированных специалистов и так предусмотрен прием в гражданство РФ в упрощенном порядке (п. “и” ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”, далее – Закон о гражданстве), и пояснила, что ускорить процедуру именно приобретения гражданства такими лицами будет проблематично, поскольку для этого требуется их выход из гражданства иностранного государства, что в свою очередь осуществляется по внутренним законам такого государства. Эксперт указала на то, что в большинстве случаев высококвалифицированные специалисты могут осуществлять трудовую деятельность в РФ и до приобретения статуса гражданина России (ст. 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”). Напомним, что перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержден приказом Минтруда России от 13 июля 2015 г. № 446н.

Читайте также:  Полис ОМС для иностранных граждан

Начальник отдела организации контроля за пребыванием иностранных граждан Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области Константин Павлов рассказал о других насущных проблемах правоприменения. Он указал на то, что сотрудники органов внутренних дел и судьи часто оказываются неспособными разрешить ситуацию справедливо, оставаясь при этом в строгих рамках закона. По его мнению, некоторые нормы миграционного законодательства нуждаются в корректировке. Эксперт отметил, что, если у иностранца есть разрешение на работу в Москве, а он выполнил какую-либо работу (например, покрасил забор) на территории Московской области, то он уже является нарушителем закона и суд обязан его выдворить за пределы России, поскольку ч. 1-2 ст. 18.10 КоАП РФ не предусматривается возможность по усмотрению судьи наложить штраф (пусть и в повышенном размере) без выдворения. Между тем никаких специальных знаков разграничения территорий между субъектами РФ, что особенно актуально для Москвы и Московской области, не установлено, поэтому мигрант может нарушить закон, даже не подозревая об этом и не желая этого. Избежать выдворения можно только если у мигранта есть близкие семейные связи с российскими гражданами (супруг(а), дети, родители), причем в рамках защиты права на частную и семейную жизнь по нормам международного права.

Эксперт также согласился с президентом общероссийской общественной организации “Федерация мигрантов России” Вадимом Коженовым в том, что существует проблема регистрационного учета мигрантов. Причем речь идет не о фиктивной регистрации мигрантов, а о тех мигрантах, которые действительно желают зарегистрироваться, но собственники квартир отказывают им в этом, опасаясь надуманных рисков или просто не желая заниматься регистрацией, но заключая при этом с иностранцами договоры о найме жилья и получая за это деньги.

Президент “Уральской ассоциации беженцев” Людмила Лукашева, опираясь на опыт работы в качестве общественного деятеля по вопросам миграции и гражданства, указала на необходимость, по ее мнению, внесения изменений в Закон о гражданстве. Она считает, что нужно полностью реформировать главу VIII.1 закона, поскольку для лиц, указанных в ч. 1 ст. 41.1 этого закона (бывших граждан СССР, прибывших на проживание в Россию, и их детей или подопечных при определенных условиях), следует максимально упростить процедуру признания их гражданами РФ. По ее мнению, в существующем виде глава противоречит нормам международного права. Эксперт отметила, что с момента вступления в силу для России Конвенции о защите прав человека и основных свобод (то есть с 5 мая 1998 года) из бюджета страны было выплачено более 20 млрд руб. в счет исполнения обязательств по постановлениям ЕСПЧ в отношении беженцев, мигрантов и иных лиц заинтересованных в получении гражданства РФ.

Проблемы государственной миграционной политики России

юридические науки

  • Дукаева Альбина Маратовна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Похожие материалы

Роль миграционной политики во всех сферах государственной деятельности велика. При ее совершенствовании можно добиться больших успехов, полезных для государства. Но есть ряд проблем, из-за которых добиться совершенной миграционной политики становится весьма затруднительно. Именно проблемам государственной миграционной политики России посвящена данная статья.

Ключевые слова и фразы: проблемы миграционной политики, государственная миграционная политика России.

Миграционные проблемы есть практически в каждой стране мира. Россия не является исключением, у нас так же есть проблемы, но в целом считают, что ситуация в России примерно такая же, что и у других экономически развитых стран. На сегодняшний день России нужны мигранты с экономической и демографической точки зрения [1].

Миграции должны играть положительную роль в социально-экономическом и политическом развитии России, культурном сближении народов, развитие производственных сил. Однако, на сегодняшний день из-за миграций уровень безопасности государств заметно снижается, возникает множество проблем административно-правового характера между органами местной власти и органами власти Российской Федерации, также множество проблем возникает при взаимодействии органов исполнительной власти субъектов России с российскими и иностранными гражданами [2].

Миграционная политика имеет множество сторон: экономическую, демографическую, социальную и др. Вспоминая о миграционной политике, мы также вспоминаем и о трудовых миграциях, с которыми также связано множество проблем.

Можно выделить следующие проблемы миграционной политики Российской Федерации:

  1. Незаконные мигранты. Их большое количество свидетельствует о несовершенстве миграционного аппарата. Согласно статистике ООН, Россия занимает второе место в мире по числу мигрантов. Количество их составляет 11 млн. Однако, согласно данным Федеральной Миграционной Службы, официально трудоустроено 1,5 млн., а разрешение на временное проживание получили 720 тысяч.
  2. Сложности в межведомственных отношениях.
  3. Несовершенство системы привлечения иностранных рабочих. В России механизмы отбора иностранных рабочих находятся на стадии зарождения. Также, миграционные службы не полностью берут во внимание нынешние и будущие потребности социально-экономического и демографического развития, интересы работодателей и общества. В основном миграционные службы ищут временных работников, не создавая условий для постоянной жизни и для их адаптации и интеграции.
  4. Низкий уровень профессиональной подготовки, образования и знания русского языка мигрантов. Как правило, прибывающие рабочие такого типа являются выходцами из бывших стран СНГ. Низкий уровень профессиональной подготовки и образования обусловлен тем фактом, что большинство мигрантов из стран СНГ – жители сельской местности.
  5. Отток российских граждан. Из-за него происходит изменение этнического и социального состава регионов и городов России.
  6. Одной из главных проблем миграционной политики Российской Федерации является эмиграция. Эмиграционный потенциал среди российских ученых очень велик. Примерно 10% ученых хотят покинуть страну в поисках работы за рубежом навсегда, около 20% ищут временную работу за границей.
  7. Внимание, уделяемое образовательной иммиграции, мало. В страну необходимо привлекать специалистов из других стран, чтобы пополнить численность трудоспособного населения и стимулировать культурный обмен. Россия занимает восьмое место в мире по численности иностранных студентов (около 80 тысяч на 2012г.). Потенциал системы образования велик, однако, не используется в полную силу.
  8. Низкая территориальная мобильность населения (имеется в виду как внешняя, так и внутренняя). Это обусловлено рядом причин: несовершенство транспортной сети, дорогое жилье и аренда на него, общий уровень дохода среди населения низок. Данные переписи 2010 говорят о том, что 97% россиян живут там, где родились. Внутренние иммигранты составили 1-2% от всего населения (около 2 млн.)

Список литературы

  1. Бабинов Ю.А. Социально-философские проблемы миграции: Монография / Ю.А. Бабинов, И.С. Метелев. Севастополь: СевНГТУ, 2011. 251 с.
  2. Безбородова Т.М. Социальные и трудовые практики регулирования внешней трудовой миграции в России: Монография. Омск: Омскоблиздат, 2012. 126 с.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Проблемы миграции населения

Проблема прав мигрантов

Начиная с конца XX века во многих странах все отчетливее стало проявляться несоответствие усложняющегося характера потоков мигрантов устоявшимся юридическим и институциональным системам, отвечающим за миграционные процессы. В области миграции произошла переоценка международных инструментов.

Исследования показали, что государственные органы в большинстве регионов мира недостаточно обеспечивают права мигрантов, что обусловлено ростом проявлений дискриминации, расизма, ксенофобии, унизительного и бесчеловечного отношения к мигрантам.

Во многих странах международная миграция ведет к:

  • потере человеческих и трудовых ресурсов,
  • развитию социально-политической напряженности,
  • экономическому кризису.

В 1997 году Комиссия ООН по правам человека создала Рабочую группу экспертов по правам мигрантов, назначила Специального докладчика по правам мигрантов. Основная их задача: собирать всю информацию об имеющихся проблемах и препятствиях во всесторонней и эффективной защите прав человека мигрантов, разрабатывать и внедрять мероприятия по реализации, защите и пропаганде прав мигрантов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Во многих странах как государственные представители, так и общество считают, что защита прав человека мигрантов не является серьезной необходимостью, в отличие от соблюдения прав человека собственных граждан. В этих странах преобладают антииммигрантские настроения, мигрантам предписывается более низкий социальный и правовой статус.

Особую проблему представляет собой признание прав мигрантов, не имеющих соответствующих документов. В таких случаях государственные органы воспринимают признание прав мигрантов на права человека как подрыв права государства на реализацию и обеспечение законности. Наибольшее значение это приобретает в случаях, когда приоритетную роль в программах деятельности правительства занимает борьба с нелегальной миграцией.

Проблемы международной миграции

В современном мире все больше субъектов ведут активную работу по пропаганде позитивных моментов международной миграции.

Реструктуризация экономической сферы, динамика народонаселения способствуют принятию решений, определяющих роль мигрантов в удовлетворении спроса на рабочие ресурсы в определенных секторах, в поддержании международных связей, необходимых для функционирования мировой экономики.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Все больше государств осознает, что международная миграция – неотъемлемая составляющая развития и функционирования современной экономики.

Финансовый и экономический кризис 2007 года привел к глобальному росту безработицы, особенно в развитых странах, выступающих основными территориями для международных мигрантов.

К современным проблемам международной миграции относятся:

  • нелегальная миграция;
  • наплыв неквалифицированных трудовых ресурсов;
  • рост государственных барьеров;
  • дискриминация мигрантов по национальности, полу, образованию, религии;
  • «утечка умов»;
  • активизация функционирования профсоюзов;
  • рост ксенофобии, расизма;
  • рост преступности (распространение наркотиков, создание ультраправых организаций, криминальных группировок и т.д.).

Социальные проблемы миграции

Миграция – процесс социальный, представляющий совокупность перемещений населения между населенными пунктами, районами и целыми странами.

Наибольшее значение в социальном отношении имеет безвозвратная (стационарная) миграция, представляющая собой не только пространственное перемещение людей, но и их территориальное перераспределение.

Безвозвратная миграция выступает начальным этапом формирования состава населения, его приживаемости в конкретном районе. Мигрант на стадии обустройства и адаптации в районе вселения является новоселом.

В структуру миграционного процесса входят: формирование мобильности, перемещение, адаптация к новому месту жительства.

С социальной точки зрения к функциям миграции относятся:

  • функция повышения подвижности – обеспечение пространственной подвижности, сменяемости состава населения различных районов и мест жительства отдельных лиц;
  • функция перераспределения – перераспределение численности населения в результате различного размещения между отдельными территориями (с учетом природных зон, экономических районов, типов поселений) производительных сил; имеет два аспекта – межпоселенный и межтерриториальный;
  • функция селекции населения – изменение качественных показателей населения различных территорий, связанное с неравномерной миграцией разных социально-демографических групп.

Интенсивность миграции на определенной территории зависит от численности населения и от общего числа перемещений. В течении определенного времени в перемещениях могут участвовать как одни и те же, так и разные люди. Поэтому общее число переселений и количество мигрантов – величины неидентичные. Более социально активным является более подвижное население.

Миграция трудовых ресурсов в направлениях, выгодных для страны, выступает значительным фактором повышения производительности труда. Такая миграция позволяет наиболее полно использовать квалификационную подготовку, профессиональные навыки мигрантов, направлять высвобождающиеся трудовые ресурсы в места, где в них возникает наибольшая потребность.

Суть социального значения миграции заключается в специфическом обеспечении различных перемещений членов общества, проявляющихся в изменении социального положения.

Внутренняя миграция ведет к перемещению людей из одних социальных групп в другие. Так, миграция сельского населения в города ведет к тому, что большая часть жителей села приобретает новые, часто более сложные специальности, занимает более высокое социальное положение.

Миграция играет большую роль в осуществлении социальной селекции. В сельской местности выбор сфер приложения труда ограничен, поэтому переселение в город дает возможность сельским жителям получить более высокую квалификацию. Их последующее социально-профессиональное продвижение предотвращает конфликты на почве несоответствия между степенью одаренности человека и его общественным положением, способствует социальному прогрессу.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию