Миграционный учет: правила

Указ № 791 от 15.12.2020 г.: что мигрантам делать с документами, начиная с 16 декабря 2020 года

Новый указ о продлении мер по урегулированию правового положения иностранных граждан в России до 15 июня 2021 года

Согласно новому указу президента, до 15 июня 2021 года будет приостановлено течение сроков пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Иностранцам не нужно будет продлевать документы о временном пребывании на территории РФ, сроки постановки на учет по месту пребывания, сроки временного и постоянного проживания, а также продлевать вид на жительство в РФ.

Другими словами, в соответствии с новым указом президента, до 15 июня 2021 года будет приостановлено течение сроков действия документов, срок действия которых истекает в период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года:

  • визы;
  • разрешения на временное проживание(РВП);
  • вида на жительство в РФ (ВНЖ);
  • миграционной карты с отметками о сроках действия;
  • удостоверения беженца;
  • свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем в РФ;
  • свидетельства о предоставлении временного убежища в РФ;
  • свидетельства участника Государственной программы переселения соотечественников.

Это означает, если срок действия любого из вышеуказанных документов истекает в период с 15 марта 2020 года до 15 июня, то документ автоматически будет действовать до 15 июня 2021 года.

Кроме того, в соответствии с новым указом президента, до 15 июня в отношении иностранных граждан не будут приниматься решения:

  • о нежелательности их пребывания или проживания в стране;
  • о сокращении срока временного пребывания;
  • об административном выдворении за пределы РФ;
  • о депортации или реадмиссии;
  • о лишении статуса беженца или временного убежища;
  • об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов на работу, РВП, ВНЖ, свидетельств участника Государственной программы.

Важно! За исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших закон о государственной границе, а также иностранцев, создающих угрозу национальной безопасности России, в том числе, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя или занимающиеся террористической (экстремистской) деятельностью, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании.

Также в период с 15 марта по 15 июня 2021 года приостановлено течение сроков:

  • нахождения за пределами РФ для лиц, имеющих РВП, ВНЖ или свидетельство Государственной программы переселения соотечественников;
  • добровольного выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых было принято решение об административном выдворении, о неразрешении въезда или нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ.

До 15 июня 2021 года иностранные граждане, которые прибыли в РФ в безвизовом порядке, могут обращаться с заявлениями о выдаче, продлении или переоформлении патента на работу без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита и выезду из РФ.

Что касается работодателей иностранных граждан, которые получили в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, то до 15 июня 2021 года работодатели, выполняющие установленные ограничения и санитарно-эпидемиологические меры, вправе обратиться с заявлением о выдаче или продлении разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшим в Россию по визе. Разрешения на работу иностранным гражданам будут выдаваться со сроком действия по 15 июня 2021 года.

Также иностранным гражданам будет разрешен выезд из РФ на родину без транзитного проезда через другие государства по удостоверяющим личность документам, сроки действия которых истекли в период с 14 марта 2020 года по 15 июня 2021 года.

Важно! Обратите внимание, что с 15 марта 2021 года весь вышеописанный порядок не будет распространяться на граждан иностранных государств, в том числе имеющих там вид на жительство, с которыми по состоянию на 15 декабря 2020 года возобновлено транспортное сообщение (кроме «вывозных» рейсов): Великобритании, Танзании, Турции, Швейцарии, Египта, Мальдив, ОАЭ, Казахстана, Киргизии, Республика Кореи, Кубы, Сербии, Японии, Сейшельских Островов, Эфиопии.

При возобновлении транспортного сообщения с другими иностранными государствами после 15 декабря 2020 года, указанный порядок не будет применятся в отношении граждан и постоянных жителей этих государств по истечению 90 суток с даты начала транспортного сообщения.

Полный текст Указа Президента Российской Федерации от 15.12.2020 № 791 “О продлении действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID- 19)” вы найдете по этой ссылке.

Изменения в миграционном учете. Сентябрь 2020.

В сентябре вступают в силу изменения в закон о миграционном учете иностранных граждан. Что изменилось?

  • В действующей редакции закона устранено противоречие, где в одном положении указывалось, что в роли принимающей стороны из числа иностранных граждан может выступать только высококвалифицированный специалист, а в другом, что нерезиденты – владельцы жилых помещений на территории России (включая и иностранных граждан, находящихся за рубежом) выполняют обязанности принимающей стороны в случае, если они предоставляют такие помещения другим иностранным гражданам для временного пребывания. В новой редакции закона в качестве принимающей стороны может быть любой иностранный гражданин, имеющий в собственности жильё в Российской Федерации, а абзац об иностранных владельцах исключен.
  • Министерством иностранных дел, как одним из органов, уполномоченным на осуществление миграционного учета, будут разработаны собственные формы и порядок уведомлений об убытии и прибытии иностранных граждан в место пребывания.
  • Предполагается, что заявление о регистрации по месту жительства иностранным гражданином может быть подано не только в личном порядке, но и в электронном виде через Госуслуги, а также через МФЦ.
  • В число льготных категорий, для которых предусмотрен 30-дневный (вместо 7-дневного) срок постановки на учет по месту пребывания, включены участники программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников и членов их семей.
  • Утратил императивность перечень документов, представляемых иностранным гражданином принимающей стороне для постановки на учет по месту пребывания. В частности, учтено, что гражданам Белоруссии не выдается миграционная карта при въезде в Россию, и, следовательно, предъявлять её не надо. С другой стороны, Правительству Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать перечень документов для постановки на учет.
  • Добавлен четвертый вариант способа уведомления миграционных органов о прибытии (убытии) иностранного гражданина в место пребывания:
    – лично;
    – через МФЦ;
    – через Почту России;
    – в электронном виде.

  • При использовании электронного способа иностранный гражданин получает распечатанную принимающей стороной копию отрывной части уведомления о прибытии после её подписания усиленной квалифицированной электронной подписью должностным лицом органа миграционного учета.
  • Установлено, что для постановки на учет по месту пребывания в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении, иностранный гражданин самостоятельно представляет в миграционный орган уведомление о прибытии и документ, подтверждающий право собственности на данное помещение.
  • В случае, если собственник помещения не находится на территории России, для постановки на учет в таком помещении иностранный гражданин обязан представить нотариальное согласие принимающей стороны на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина.
  • В новой редакции закона иностранный гражданин не будет сниматься с учета по прежнему месту пребывания в случае его постановки на учет по новому месту пребывания, если новым местом пребывания окажется гостиница, санаторий, дом отдыха и т.д. Эта норма означает, что больше не будет необходимости вставать на учет по месту пребывания после возвращения из отпуска, если отпуск был проведен в учреждении, оказывающем гостиничные или рекреационные услуги на территории России.
  • Также из текста закона исключается следующая норма:

Иностранные граждане, не поставленные на учет по месту пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом, не подлежат ответственности за нарушение правил миграционного учета, за исключением случаев, если обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом возложена на соответствующего иностранного гражданина.

Указанная норма не с самого начала присутствовала в законе о миграционном учете иностранных граждан. Она была добавлена в текст закона в марте 2011 года одновременно с серьезными послаблениями в области миграционного учета. В частности, тем же законом была внесена революционная поправка, позволявшая ставить иностранных граждан на учет по месту пребывания не только по адресу фактического проживания, но и по адресу работы. Два года назад возможность постановки иностранцев на учет по месту работы стала практически исключена, а в сентябре будет ликвидирована и эта норма. Таким образом от попытки ослабления миграционного контроля, осуществленной десять лет назад, ничего не осталось.

Ну и вишенка на торте – с завтрашнего дня вводятся новые формы бланков уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и заявления о регистрации по месту жительства.

В новой форме два отличия от старой:

1. В связи с тем, что ВНЖ стал бессрочным, добавлено примечание, что заполнять срок окончания документа (ВНЖ) следует только в случае имеющегося ограничения срока его действия.

2. Уточнено, какие данные следует указывать в поле – “Сведения о законных представителях”.

Правила регистрации иностранных граждан на территории РФ

Исполнение предписаний миграционного законодательства способствует обеспечению нацбезопасности, противодействует процессам незаконной миграции. Иностранцы на территории России должны пребывать на законных основаниях, не нарушать правила въезда, пребывания и выезда.

    • Регистрация по месту жительства
    • Сопутствующие документы
    • Снятие с регистрации по месту жительства
    • Постановка на учет по месту пребывания
    • Нюансы регистрации
    • Снятие с учета
  • Ответственность

Регистрация по месту жительства

Иностранец, временно или постоянно проживающий в России, у которого здесь имеется право пользования жилплощадью, для того, чтобы зарегистрироваться по месту проживания, подает заявление установленной формы в территориальное управление ФМС по месту нахождения жилплощади.

Заявление подается в течение 7 рабочих дней после получения РВП, ВНЖ или после прибытия в место нахождения.

В заявлении указываются сведения:

  • ФИО, гражданство, дата рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личные данные;
  • реквизиты документа о праве на проживание в России;
  • адрес предполагаемой регистрации;
  • реквизиты документа о праве пользования помещением;
  • адрес последней регистрации.

Сопутствующие документы

К заявлению прилагаются оригиналы:

  • документа, удостоверяющий личные данные;
  • ВНЖ или РВП;
  • документа о праве пользования помещением (договор о праве собственности либо другой документ).

Заявитель вправе не представлять документ о праве пользования жилым помещением в случае, если сведения на момент подачи заявления находятся в распоряжении государственных органов или органов местной власти. При этом, в заявлении данные о них указываются.

В случае непредставления какого-либо другого документа, заявление принято не будет.

При приеме заявления сотрудник службы проверяет наличие документов и правильность заявления.

После проверки данных и приема заявления в РВП или ВНЖ, а также в заявлении проставляется отметка о регистрации в тот же день. Иностранному гражданину, РВП которому оформлено как отметка в паспорте, отметка о регистрации проставляется там же.

Беженцам с РВП отметка о регистрации ставится в удостоверение беженца.

Снятие с регистрации по месту жительства

Это возможно в следующих случаях на основании следующих документов:

  • регистрации по другому месту жительства (отрывная часть заявления);
  • прекращение права пользования помещением (документ о праве пользования);
  • прекращение права временного или постоянного проживания в России (документ об аннулировании ВНЖ или РВП либо истечение срока их действия);
  • по решению суда о признании регистрации недействительной (ксерокопия решения);
  • признание иностранного гражданина отсутствующим без вести или умершим (свидетельство о смерти или ксерокопия решения суда);
  • при признании регистрации фиктивной (решение УФМС).

При регистрации по другому месту жительства, сотрудник миграционной службы в течение трех рабочих дней направляет отрывную часть заявления в территориальное управление ФМС по месту прежней регистрации для снятия иностранца с учета и фиксации необходимых сведений.

Фиксирование данных в информационной системе сотрудниками органа миграционного контроля, в который было представлено заявление, происходит не позднее рабочего дня, следующего за днем проставления отметки о регистрации.

Читайте также:  Внешняя миграция населения

Постановка на учет по месту пребывания

Иностранец, временно пребывающий в России, а также временно или постоянно проживающий, если он находится в месте, которое не является местом жительства, должен встать на учет.

Уведомление о прибытии такого иностранца подается в территориальное управление ФМС в течение первых 7 рабочих дней после прибытия.

Оно является основанием для последующей постановки на учет.

Высококвалифицированные специалисты с членами их семей освобождены от обязанности становиться на учет на срок не более 90 дней после въезда в Россию, а также на срок не более 30 дней по прибытии в новое место. По истечению срока уведомление может быть направлено в ФМС лично, через почтовое отделение, либо в МФЦ в течение 7 рабочих дней.

В уведомлении принимающая сторона или иностранец указывают:

данные иностранного гражданина:

  • ФИО, гражданство, дата рождения, пол, профессия;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личные данные;
  • реквизиты документа о праве на пребывание (проживание) в России;
  • дата и цель въезда;
  • реквизиты миграционной карты;
  • предполагаемые сроки и адрес;
  • адрес прежнего места (по прибытии в новое);

данные принимающей стороны:

  • ФИО;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личные данные;
  • адрес места проживания.

В случае, если принимающая сторона – организация:

  • ФИО ответственного лица;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личные данные ответственного лица;
  • адрес места жительства;
  • ИНН, наименование и адрес организации.

Нюансы регистрации

Принимающее лицо дает согласие на временное нахождение иностранца. Это выражается подписью на обратной стороне уведомления. Организация скрепляет подпись печатью (при наличии).

Принимающая сторона уведомляет о прибытии каждого иностранца, подлежащего учету по своему адресу, в разных бланках уведомления.

При направлении почтовым отделением бланк заполняется в двух экземплярах, один из которых хранится там в течение года.

В случае пребывания иностранца в гостинице бланк заполняется также в двух экземплярах для хранения одного из них.

Иностранец может обратиться лично в миграционную службу и уведомить о своем временном пребывании. К заявлению в таком случае прилагается (кроме основных документов) документ, объясняющий причины, препятствующие принимающему лицу направить заявление и его письменное соглашение, а также ксерокопию документа, удостоверяющего его личные данные.

Высококвалифицированные специалисты, которые выступают как принимающая сторона для членов семьи, к заявлению прилагают ксерокопию документа о родстве.

Постановка на учет временно пребывающего мигранта осуществляется на заявленный в уведомлении срок. Он не может превышать 3 месяцев (12 месяцев при наличии трудового договора).

После проверки данных, на отрывной части уведомления проставляется отметка. Она свидетельствует о законном основании нахождения мигранта в России.

Фиксирование данных в информационной системе сотрудниками органа миграционного контроля, в который было представлено заявление, происходит не позднее чем через 3 рабочих дня после проставления отметки о постановке на учет.

При порче или утрате отрывной части иностранец обращается в УФМС с заявлением об оформлении дубликата, указывая обстоятельства порчи или утраты и предъявляя документ, удостоверяющий личные данные.

В 2016 году с России будут увеличены пенсии у военных! Подробнее об этом событии узнайте в статье.

В 2016 году произошли некоторые изменения в выплате пособия по безработице. В нашем материале есть вся нужная вам информация.

Снятие с учета

Это возможно в случае:

  • новой постановки на учет;
  • выезда за пределы РФ;
  • признание иностранного гражданина отсутствующим без вести или умершим;
  • при признании постановки на учет фиктивной.

Ответственность

В КоАП, в главе 18, нарушение иностранным лицом правил въезда в Россию, режима пребывания или проживания и порядка установления мест для этого, передвижения на территории, при отсутствии документов, устанавливающих право проживать или находится на территории России, уклонение от выезда из страны по завершении установленного срока, неисполнение обязанности уведомлять о подтверждении проживания, несоответствие заявленной цели (при въезде в Россию) деятельности и роду занятий, которые фактически осуществляются в период пребывания или проживания – в этих случаях накладывается административный штраф 2000-5000 рублей (в Москве, Севастополе или Санкт-Петербурге и по областям – 5000-7000 рублей).

Повторное административное правонарушение за один год наказывается штрафом до 7000 рублей.

Возможное выдворение за пределы РФ предусмотрено для всех случаев, описанных выше.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Новое продление миграционных сроков: особенности продления миграционных сроков до 15 июня 2021 года

Краткое содержание:

15 декабря принято ожидаемое многими иностранцами решение о продлении миграционных сроков до 15 июня 2021 года.

Миграционные сроки продлены до 15 июня 2021 года, но не для всех мигрантов

Основное правило миграционного учета в период пандемии, установленные указом № 274, сохранены: течение миграционных сроков приостановлено на период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года.

Вместе с тем, указом президента № 791 от 15 декабря, который вступил в силу со дня подписания, введены ограничения на продление миграционных сроков для лиц, имеющих:

  • гражданство иностранного государства,
  • ВНЖ на территории иностранного государства,

при условии, что с этим иностранным государством возобновлено транспортное сообщение.

В отношении данной категории лиц миграционные сроки продлеваются не до 15 июня 2021 года, а сокращены и напрямую зависят от даты открытия транспортного сообщения.

Новые правила миграционного учета в период пандемии

Продление сроков в период пандемии зависит от даты начала транспортного сообщения

Рассмотрим подробнее, какие установлены особенности при продлении миграционных сроков.

  • Во-первых, с 15 марта 2021 года продление миграционных сроков не распространяется на граждан Казахстана, Киргизии, Республики Беларусь, Турции, Великобритании, Танзании, Швейцарии, Египта, Мальдив, ОАЭ, Республики Корея, Кубы, Сербии, Японии, Сейшельских Островов, Эфиопии, а также на лиц, имеющих ВНЖ на территории указанных государств.

Таким образом, указанные лица до 14 марта 2021 года включительно обязаны обратиться в миграционную службу за предоставлением услуг в сфере миграции.

  • Во-вторых, в случае возобновления транспортного сообщения с государством продление миграционных сроков для лиц, имеющих гражданство этого государства либо ВНЖ на его территории, действует не до 15 июня 2021 года, а в течение 90 дней с даты начала транспортного сообщения.


  • В-третьих, перечисленные ограничения не касаются сроков:

– нахождения за пределами РФ участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, членов их семей, лиц, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство, в случае если указанные лица не въехали в Российскую Федерацию до истечения 6-месячного срока нахождения за ее пределами, необходимого для принятия решения об аннулировании свидетельства участника Государственной программы, разрешения на временное проживание или вида на жительство;

– действия свидетельств участника Государственной программы, в случае если они были действительны на 15 марта 2020 года и выданы участникам Государственной программы и (или) членам их семей, находящимся за пределами Российской Федерации http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74967692/.

То есть эти сроки продлеваются до 15 июня 2021 года независимо от того, открылось ли транспортное сообщение.

Также на тему миграции:

Миграционные сроки, действующие в период пандемии: что важно знать иностранцам о миграционных сроках Подробнее >>>

Прием в гражданство РФ: что важно знать иностранцам об общем и упрощенном порядке Подробнее >>>

Украина: действующий порядок въезда в страну иностранцев в период коронавируса Подробнее >>>

Казахстан: условия въезда-выезда в период коронавируса Подробнее >>>

Беларусь: правила въезда-выезда в Беларусь с 21 декабря 2020 года Подробнее >>>

Миграционный учет иностранных граждан в России: сроки, документы, порядок процедуры

Иностранным гражданам, приезжающим в Россию дольше, чем на неделю, нужно проходить миграционный учет (МУ). Эту процедуру именуют также временной регистрацией (хотя это не совсем верно) и регистрацией иностранных граждан по месту пребывания.

Миграционный учет: что означает это понятие

Это процедура, в ходе которой иностранца регистрируют по адресу, по которому он будет проживать в России во время своего визита. Информация вносится в базу МВД.

Процедура обязательна для приезжих из других стран, которые планируют оставаться в РФ более, чем на 7 дней. Учитываются календарные дни, а не рабочие.

Без постановки на миграционный учет невозможно сделать какие-либо документы, позволяющие задержаться в России на более длительное время — патент, РВП, ВНЖ.

Нормативные акты о миграционном учете

Приведем два главных документа, в которых описана процедура:

  1. ФЗ №109 «О миграционном учете…» — в документе говорится, для чего нужен МУ, кого и в каких ситуациях ставят на учет, приводится перечень данных, которые должен предоставить о себе приезжий, порядок процедуры.
  2. Постановление правительства №9, в котором содержатся правила миграционного учета (далее — Постановление правительства) — в документе представлена информация о том, куда и в какие сроки обращаться для постановки на миграционный учет, приводится список документов, описываются нюансы процедуры.

Сколько времени отводится на миграционный учет для выходцев из разных государств

Согласно пункту 20 Постановления правительства, пройти процедуру необходимо в течение 7 дней после приезда в Россию. Считать нужно с даты, указанной в миграционной карте. Отметим, что миграционным органам известно о фактах въезда иностранцев в страну, так как пограничники обязаны передавать такие данные о каждом иностранце, пересекающем гос. границу.

Сроки сокращаются до одних суток, если прибывший в Россию иностранец остановился в:

  • гостинице,
  • хостеле,
  • санатории,
  • на базе отдыха,
  • турбазе или кемпинге,
  • в лагере (для детей),
  • в медучреждении.

РВП без квоты: кому выдадут статус упрощенно
  • От Елена Воропаева
  • 22.01.2020

Если приезжий заселился в выходной, то пройти процедуру необходимо в первый день, который будет рабочим.

Не нужно делать так называемую временную регистрацию, если ваше нахождение в России не затянется дольше, чем на неделю. Но если вы остановитесь в гостинице, санатории, других подобных учреждениях, то регистрироваться придется даже, если планируете находиться в РФ менее 7 дней.

Для некоторых стран есть исключения. Если между РФ и другой страной заключено соглашение, то граждане такого государства могут гостить в России без миграционного учета дольше 7 дней:

  • приезжим из Украины разрешается находиться в стране 90 дней и не делать в этот период му;
  • прибывшие в страну белорусы могут обходиться без регистрации также 90 дней;
  • для граждан Армении, Казахстана, Киргизии установлены сроки в 30 дней — именно такой период они могут находиться в России без му;
  • еще одно государство, чьи граждане могут рассчитывать на послабления — Таджикистан. Выходцам республики не нужно делать учет в первые 15 дней нахождения в России.

Также существует исключение для высококвалифицированных специалистов и их родных. Им разрешено находиться в стране без постановки на учет 90 дней (часть 4.1 статьи 20 ФЗ «О миграционном учете…»).

В каких помещениях иностранец может вставать на миграционный учет

В статье 21 ФЗ-109 «О миграционном учете» перечислено, какие помещения могут выступать местом временного пребывания иностранца. Подчеркнем — закон требует, чтобы приезжий на самом деле проживал там, где встал на МУ. Итак, зарегистрироваться возможно:

  • по адресу дома, квартиры, другой жилой недвижимости;
  • в гостинице, отеле, кемпинге, детском лагере, доме отдыха, пансионате, санатории, а также по адресу медицинской организации, для нарушивших закон — в исправительном учреждении;
  • сделать МУ можно по адресу компании, где вы трудитесь, либо по адресу расположения здания, которым владеет данная организация, при этом помещение может быть временным.

Кто должен оформлять регистрацию иностранных граждан по месту пребывания

Постановку на учет выполняет тот, кто принимает у себя иностранца:

  • гражданин РФ;
  • иностранец, постоянно проживающий в России, то есть имеющий ВНЖ;
  • иностранный гражданин, имеющий в собственности жилье в РФ;
  • компания, где работает иностранец;
  • юрлицо;
  • международная организация, которая предоставила жилье приезжему.

Можно ли самому поставить себя на миграционный учет

ВНЖ без РВП в России: все об упрощенном получении статуса
  • От Елена Воропаева
  • 15.12.2020

Но здесь есть условие: такой вариант допускается, если у принимающей стороны есть веская причина, не позволяющая пройти процедуру. От иностранца, который будет сам себя ставить на учет, могут потребовать бумагу, подтверждающую эту вескую причину.

Читайте также:  Полис ОМС для иностранных граждан

Как быть, если у иностранца есть свое жилье в РФ

Владельцы российской недвижимости имеют право подавать уведомление о своем прибытии самостоятельно. Об этом четко сказано в части 3.1. ФЗ-109 «О миграционном учете».

Что касается постановки на учет других иностранных граждан — раньше регистрировать других зарубежных гостей РФ в своей квартире/доме разрешалось только иностранцам, имеющим российский вид на жительство. Но с 7 сентября 2020 года правила изменились — иностранным гражданам, имеющим в собственности жилье в России, разрешили ставить на учет других мигрантов.

Куда обращаться для прохождения процедуры

Согласно пункту 22 Постановления правительства, му можно оформить через:

  • Многофункциональный центр («Мои документы»);
  • Отделение МВД;
  • Почту.

Порядок процедуры, документы

Документы, которые потребуются (п.28 Постановления правительства):

  • миграционная карта (копии страниц с отметками);
  • паспорт приезжего (копия);
  • паспорт человека, который будет регистрировать иностранца;
  • копия документа на помещение, по адресу которого происходит постановка на миграционный учет;
  • копия трудового договора — если регистрируют по адресу компании, в которой работает иностранец;
  • если приезжий будет жить в помещении компании, в которой работает, не имеющем адреса, то потребуется письмо от директора организации или иного уполномоченного сотрудника о том, что иностранец действительно проживает в помещении данной фирмы.

Сама процедура несложная (ст. 22 ФЗ «О миграционном учете…»):

  1. Приезжий должен передать человеку, который будет его ставить на учет, паспорт и миграционную карту.
  2. Человек, который будет ставить гостя на МУ, заполняет уведомление о прибытии. В бланке не допускаются ошибки или исправления, текст — на русском языке. Писать можно от руки или на компьютере.
  3. Человек, принимающий иностранца, приходит в одну из организаций: МФЦ, отделение МВД, на почту, где подает уведомление.
  4. Сотрудник проверяет бумаги и информацию, которая вписана в уведомлении. Если все в порядке, то он незамедлительно проставляет в уведомлении отметку о том, что оно принято.
  5. Сотрудник, принимающий уведомление, должен выдать заявителю отрывной квиток уведомления. В последствии, данный квиток нужно передать иностранному гражданину.

На какой период разрешается зарегистрироваться по месту пребывания

Сроки прописаны в п. 32 Постановления правительства. Период регистрации не может превышать 90 суток.

Если на учет ставят иностранца с РВП, то срок может быть любым, но не дольше действия самого РВП. В случае с ВНЖ регистрируют на тот срок, который будет заявлен в уведомлении.

Как встать на миграционный учет: пошаговая инструкция по регистрации иностранных граждан в Российской Федерации

При въезде иностранец обязан получить миграционную карту. С другой стороны в отношении каждого гражданина, прибывающего в нашу страну существует понятие — принимающая сторона. После прибытия иностранца она должна информировать УВМ МВД о его приезде. Для предоставления информации он может лично посетить и сообщить об этом, отправить документы по почте или обратиться в МФЦ.

Сотрудники УВМ проверяют данные и вносятся сведения о человеке в соответствующую базу. После выполнения обязательных требований ставится штамп, и представителю передается отрывная часть документа.

После получения, переданная часть документа передается иностранцу. Она позволяет иностранцу пребывать на территории России в течение 90 суток. Отправной датой является момент прибытия. После указанного срока у иностранца существует два варианта; продлить регистрацию или покинуть территорию нашей страны на три месяца. Если иностранец перед окончанием срока или ранее покидает страну, то сообщать об этом не обязательно. При выезде информация автоматически попадает в соответствующие органы и регистрируется.

Необходимые документы

Для соблюдения норм регистрации иностранца на территории нашей страны потребуется представить документы иностранного гражданина и принимающей стороны. Помимо бланка потребует подготовить и представить следующие документы:

  1. Паспорт или другой документ, позволяющий идентифицировать личность. Дополнительно может потребоваться копия;
  2. Оригинал и копию миграционной карты. Для граждан Беларуси это не требуется;
  3. В случае прибытия по визе, предоставить ее копию.

Эти документы могут потребоваться при заполнении бланка регистрации.

20 марта 2019 года были внесены изменения в существующих правилах постановки на миграционный учет. Теперь дополнительно к бланку необходимо представить:

  1. Копии всех страниц документа, подтверждающих личность человека;
  2. Копия миграционной карты;
  3. Копия договора или другого документа, подтверждающие право иностранца проживать по указанному адресу;

Граждане государств-членов ЕАЭС, если они приглашены в качестве сотрудника российской компании, обязаны представить дополнительные документы:

  1. Копию договора между сотрудником и работодателем;
  2. В случае прибытия в страну с родственниками, предоставить копии документов, подтверждающих родство.

Список документов принимающей стороны

Ответственность за иностранного гражданина, прибывающего в нашу страну, ложится не только на него. Принимающая сторона должна предоставить аргументированное обоснование, по какой причине тот или иной гражданин приглашен гражданином или организацией с нашей стороны.

Но в данном случае список необходимых документов для подтверждения прибытия иностранца, заметно отличается.

В первую очередь рассмотрим вопрос, какие документы необходимы для подтверждения обоснованности прибытия иностранного гражданина по отношению к юридическому лицу.

Если принимающей стороной является компания или организация, имеющая статус юридического лица, то необходимы будут следующие документы:

  1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  2. Свидетельство о присвоении ИНН юридическому лицу;
  3. Уведомления из государственной статистики;
  4. Данные о внесении в общую базу ЕГРЮЛ;
  5. Приказ о назначении директора или руководителя организации;
  6. Паспорт руководителя;
  7. Трудовой договор с лицом, пересекающим границу;
  8. Общие сведения об организации;
  9. Договор аренды и свидетельство право собственности на помещение, которое будет занимать иностранный гражданин;
  10. Выписка из ЕГРЮЛ.

При оформлении регистрации необязательно предоставлять оригиналы указанных документов. Достаточно предоставить копии. В некоторых, исключительных случаях, может потребоваться нотариальное оформление.

Но в данном варианте необходимо учитывать, что при привлечении иностранных граждан работодатель должен быть зарегистрирован в УВМ МВД как юридическое лицо, и получить соответствующую аккредитацию.

Если организация не выполнила необходимые требования, то она не имеет право привлекать иностранных граждан для работы и соответственно не имеет право постановки таких граждан на учет.

В отношении физических лиц, если они являются принимающей стороной, список необходимых документов значительно сокращается. Для регистрации достаточно представить следующие документы:

  1. Паспорт гражданина РФ с адресом постоянного проживания;
  2. Копия паспорта;
  3. Копия свидетельства права собственности на жилое помещение, которое будет фигурировать как адрес постоянного проживания иностранца.

Как видите, разница в том, кто является принимающей стороной, очевидна. В отношении физического лица требования законодательства заметно снижены. Но с другой стороны, количество иностранцев приглашенных физическими лицами не идет ни в какое сравнение с тем количеством, которое привлекается организациями.

Миграционный учет временно пребывающих иностранцев

На работодателя возложена обязанность осуществлять постановку на миграционный учет иностранных работников. Как именно и в какие сроки он должен это сделать в отношении временно пребывающих иностранных сотрудников, читайте в статье.

Что такое миграционный учет и для чего он необходим

Миграционный учет – фиксация и обобщение предусмотренных законом сведений о проживании, временном пребывании и транзитном передвижении в пределах Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 1 и п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства”, далее – Закон N 109-ФЗ). Его осуществляют Федеральная миграционная служба и ее территориальные отделения (п. 2 ч. 1 ст. 2 и ст. 11 Закона N 109-ФЗ).
В ст. 4 Закона N 109-ФЗ сформулированы цели миграционного учета:
– возможность контролировать поток мигрантов, находящихся на территории России, а также управлять этим потоком – с одной стороны;
– соблюдение прав и законных интересов как граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства – с другой стороны. Так, иностранный гражданин, въехавший на территорию нашей страны в качестве трудового мигранта, может реализовать свое право на труд только после того, как встанет на миграционный учет, то есть обеспечит легитимность (законность) своего пребывания на территории нашей страны.

Нормативные документы

Миграционному учету подлежат все иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их статуса. В их числе и иностранные работники, имеющие статус временно пребывающих.
Миграционный учет осуществляется в соответствии:
– с Законом N 109-ФЗ;
– Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (далее – Правила).

Постановка временно пребывающих на миграционный учет

Работодатель участвует в процессе постановки на учет временно пребывающего иностранного гражданина по месту пребывания только в том случае, если по отношению к нему он является принимающей стороной (п. 7 ч. 1 ст. 2 и ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Кто еще может быть принимающей стороной. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ, помимо юридических лиц, их филиалов или представительств, в качестве принимающей стороны, у которой иностранный гражданин фактически проживает (находится) либо работает, могут выступать:
– граждане России;
– постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (имеющие вид на жительство).

Кстати, высококвалифицированный иностранный специалист может выступать в качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи. Но только в том случае, если у него имеется собственное жилье в России.

Если иностранный гражданин разместился в гостинице, принимающей стороной автоматически становится администрация гостиницы. Она выполняет все необходимые действия, связанные с учетом иностранных граждан, и несет ответственность за соблюдение установленных правил пребывания.
Встать на учет самостоятельно нельзя. Временно пребывающий иностранный гражданин не вправе встать на миграционный учет по месту пребывания самостоятельно. Исключение допускается лишь при наличии документально подтвержденной уважительной причины, препятствующей принимающей стороне самостоятельно направить уведомление в орган ФМС России (ч. 3 ст. 22 Закона N 109-ФЗ и пп. “б” п. 29 Правил) и наличия в собственности жилого помещения, по адресу которого он может сам себя поставить на учет.

Уведомительный характер миграционного учета

Процедура постановки на миграционный учет представляет собой информирование (уведомление) территориального отделения Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

Принимающая сторона должна заполнить бланк уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания (пп. “а” п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ и п. 27 Правил).

Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания утверждена Приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287. Заметим, что она ничем не отличается от предыдущей, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (образец заполнения уведомления приведен в статье “Миграционный учет иностранных граждан” (“Зарплата”, 2008, N 9)).

Заполненный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина работодатель – принимающая сторона должен представить в территориальное отделение ФМС России непосредственно либо по почте (пп. “а” п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ и п. 22 Правил). Государственная пошлина за постановку на миграционный учет не взимается.

Уведомляем лично. Если уведомление доставляется в отделение ФМС России уполномоченным представителем принимающей стороны лично, то отрывная часть бланка уведомления с отметкой органа миграционного учета возвращается этому уполномоченному представителю (п. 33 Правил).
Уведомляем по почте. Если принимающая сторона решила отправить уведомление по почте, ей необходимо заполнить два экземпляра бланка уведомления, так как один из них останется на почте и будет там храниться в течение одного года (п. 27 Правил).

При отправлении документов по почте оператор почтовой связи выдаст отправителю отрывной талон уведомления с оттиском календарного штемпеля и подписью. Вместе с талоном будут выданы квитанция об отправке почтового отправления и экземпляр описи вложения (п. 33 Правил).
Документы уполномоченного. Сотрудник, уполномоченный работодателем подать уведомление о прибытии в территориальное отделение ФМС России или отослать его по почте (а также получить документы на иностранцев), обязан иметь при себе:
– документ, удостоверяющий личность (п. 28 Правил);
– доверенность (п. п. 1 и 5 ст. 185 ГК РФ).

Примечание. Структура бланка уведомления
Бланк уведомления состоит из двух частей:
– уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания. Эту часть документа отделение ФМС России оставит у себя;
– отрывной части. Эту часть документа должностные лица отделения ФМС России или почты (если уведомление посылается по почте) с отметками о принятии уведомления вернут уполномоченному принимающей стороны или самому иностранцу.

Читайте также:  Как иностранному студенту найти работу в России

Документы, которые понадобятся работодателю для заполнения уведомления

Для заполнения бланка уведомления временно пребывающий иностранный гражданин должен предъявить работодателю – принимающей стороне следующие документы (пп. “а” п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ и п. 26 Правил):
– документ, удостоверяющий личность (паспорт);
– визу (если он прибыл в Россию в визовом режиме). Реквизиты документа нужно будет указать на лицевой стороне бланка уведомления в разд. 1 “Сведения о лице, подлежащем постановке на учет по месту пребывания”;
– миграционную карту с отметками пограничного контроля (если он прибыл из безвизовой страны). Этот документ иностранный гражданин (или лицо без гражданства) заполняет при въезде в Россию (ст. 25.9 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”).
Обратите внимание: принимающая сторона не вправе изымать у иностранца паспорт и миграционную карту (ч. 5 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Какой срок пребывания указывать в уведомлении о прибытии

Продолжительность временного пребывания иностранных граждан на территории РФ установлена в ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (далее – Закон N 115-ФЗ). Она определяется для визовых иностранцев сроком действия визы, а для безвизовых по общему правилу составляет 90 суток или равна сроку действия разрешения на работу, а также сроку продления разрешения на работу (п. п. 1 и 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Примечание. Вопрос в тему
Должен ли работодатель проходить регистрацию в отделении ФМС России, чтобы иметь возможность ставить там на миграционный учет иностранных работников? Нет, не должен, поскольку это не предусмотрено Правилами.

О миграционном учете граждан Республики Беларусь

Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь определяются только внешние границы государств, а внутренняя граница отсутствует (п. 3 ст. 7 Договора о создании Союзного государства от 08.12.1999). А в соответствии с п. 1 ст. 2 Соглашения об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства от 24.01.2006 граждане Республики Беларусь свободно въезжают на территорию России без миграционной карты.
Однако это вовсе не означает, что граждане Республики Беларусь не должны вставать на миграционный учет. Во-первых, заключение вышеупомянутых Договора и Соглашения не изменило гражданской принадлежности белорусов – они по-прежнему являются иностранными гражданами на территории Российской Федерации. Следовательно, их миграционный учет осуществляется в соответствии с Законом N 109-ФЗ и зависит от правового статуса белоруса на территории России.

Срок пребывания гражданина Белоруссии на территории нашей страны составляет, как и для граждан других государств с безвизовым режимом въезда, не более 90 суток со дня въезда в РФ. Этот срок может быть продлен в случае заключения ими трудового договора. Если срок пребывания не продлевается, по истечении 90 суток гражданин Белоруссии обязан выехать за пределы РФ (п. п. 1, 2 и 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ). Однако на практике отсутствие необходимости получать при въезде в РФ миграционную карту (документ, служащий для контроля за въездом иностранцев в РФ) позволяет белорусам, не выезжая по истечении 90-дневного срока, заявить о своем прибытии и быть заново поставленными на миграционный учет сроком на 90 суток.

По какому адресу ставить на учет

Работодатель – принимающая сторона может поставить иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания по фактическому адресу организации, даже если там отсутствует жилое помещение, – если он собирается проживать на съемной квартире (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ).
Если иностранный работник остановился в гостинице, то обязанность по постановке его на миграционный учет лежит на ней (ч. 3.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ).

Срок подачи уведомления в миграционную службу

Работодатель обязан уведомить территориальное отделение ФМС России о прибытии временно пребывающего иностранного гражданина в сроки, установленные Законом N 109-ФЗ.

Обычные трудовые мигранты. Так, трудовой мигрант, не являющийся высококвалифицированным специалистом, должен быть поставлен на миграционный учет в течение семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20 Правил).
Мигранты с высокой квалификацией. Что касается высококвалифицированных иностранных специалистов и членов их семей, то согласно ч. 4.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20(1) Правил они освобождены от необходимости постановки на миграционный учет по месту пребывания в течение 90 дней со дня их въезда в Россию. Но по истечении этого срока они обязаны встать на учет по новому месту пребывания в срок, не превышающий семи рабочих дней.

Уже поставленные на миграционный учет высококвалифицированный специалист и члены его семьи в случае их передвижения по территории РФ и прибытия в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, также освобождены от обязанности постановки на учет по новому месту пребывания. Но, как и в предыдущем случае, по истечении указанного срока им придется встать на миграционный учет в течение все тех же семи дней.
Если иностранный гражданин остановился в гостинице, уведомить территориальное отделение Федеральной миграционной службы о его прибытии в место пребывания администрация гостиницы обязана в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца (п. 3 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20 Правил).

Подтверждение постановки на миграционный учет

Подтверждением выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета либо организацией федеральной почтовой связи (ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Отрывную часть уведомления работодатель обязан передать иностранному работнику (пп. “б” п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Миграционный учет при направлении иностранца в командировку или служебную поездку

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Исключения предусмотрены лишь для иностранцев, работающих по определенным профессиям и должностям, при направлении в командировку или разъездном характере работы (п. 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ и Приказ Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н). Длительность этих поездок ограниченна.
Рассмотрим, как взаимосвязаны срок нахождения иностранного сотрудника в командировке или служебной поездке со сроком постановки его на миграционный учет.

Сроки нахождения временно пребывающего иностранного работника в командировке и служебной поездке

Если командировка по России, ее продолжительность не может превышать (пп. “а” п. 1 и пп “а” п. 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н):
– 10 календарных дней в течение всего срока действия разрешения на работу – для иностранных работников, не относящихся к категории высококвалифицированных;
– 30 календарных дней ежегодно в течение периода действия разрешения на работу – для высококвалифицированных иностранных специалистов.
Если командировка за границу, ее предельный срок законом не установлен, следовательно, временно пребывающий иностранный работник может находиться в ней неограниченное количество дней. Однако следует учитывать, что работник направляется в командировку для выполнения служебного поручения по распоряжению работодателя на срок, необходимый для выполнения такого поручения.

Служебные поездки. Если условия трудового договора с иностранным работником предусматривают разъездной характер работы или работу, осуществляемую в пути, то он может находиться в разъездах (пп. “б” п. 1 и пп. “б” п. 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н):
– до 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу – если иностранный работник не высококвалифицированный специалист;
– без ограничения срока – если это высококвалифицированный работник.

Для подтверждения направления иностранного работника в служебную поездку при разъездном характере работы рекомендуем заполнять маршрутный лист.

Для справки. Если сотрудник выехал за границу, причем даже на один день, работодатель при въезде сотрудника обязан будет заново уведомить территориальное отделение ФМС России о его прибытии.

Сроки постановки на миграционный учет

Если в командировку или служебную поездку направлен иностранный работник, не являющийся высококвалифицированным специалистом. Как уже было сказано выше, временно пребывающий иностранец должен быть поставлен на миграционный учет в течение семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20 Правил).

Поэтому, если срок командировки или служебной поездки работника превышает семь рабочих дней, работодатель обязан поставить его на миграционный учет в новом месте пребывания, то есть в месте его командирования.
Если иностранный работник останавливается в гостинице, такая обязанность лежит на администрации гостиницы.

По окончании командировки, срок которой превышает 10 дней, по прибытии к месту работы работодателю вновь нужно будет поставить иностранного сотрудника на миграционный учет.

Если в командировку или служебную поездку направлен иностранный высококвалифицированный специалист. Для этой категории сотрудников действует другое правило – находиться в новом месте пребывания без постановки на миграционный учет они вправе в течение 30 дней (ч. 4.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20(1) Правил).

Если командировка или служебная поездка длится больше указанного срока, работодателю придется поставить работника на миграционный учет в течение семи рабочих дней по истечении 30-дневного пребывания в новом месте .
——————————–
Данное правило с 25 марта 2011 г. также относится к членам семей высококвалифицированных специалистов. – Примеч. ред.

Иностранный специалист едет в отпуск

Итак, иностранный сотрудник оформляет очередной отпуск. А работодатель продолжает отвечать за соблюдение миграционного законодательства. Рассмотрим, в каких случаях ему понадобится ставить отпускника на миграционный учет.

Если отпуск проводится в России

Правила по постановке на миграционный учет при предоставлении временно пребывающему иностранному работнику отпуска такие же, как и при его передвижении по территории нашей страны. Так, если иностранный работник (визовый или безвизовый) решил провести свой отпуск длительностью свыше семи дней в России, но в другом регионе (субъекте) от его места работы, то на миграционный учет ставит его принимающаяся сторона. Если работник останавливается, например, на съемной квартире, то в этом случае арендодатель обязан поставить его на миграционный учет. (ч. 3 ст. 7 и ч. 1 и 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20 Правил).

Если иностранный сотрудник остановится:
– в гостинице, то обязанность по его постановке на миграционный учет несет администрация гостиницы;
– у своих друзей или родственников, то такая обязанность лежит на его друзьях или родственниках, имеющих в собственности жилье.

Если отпуск проводится за границей

Если иностранный работник решил провести свой отпуск за пределами России, то работодатель обязан будет при въезде иностранного сотрудника на территорию РФ вновь поставить его на миграционный учет. Сделать это нужно в указанные выше сроки в зависимости от категории иностранного работника.

Снятие временно пребывающего иностранного сотрудника с миграционного учета

С 15 февраля 2011 г. обязанность работодателя по снятию с миграционного учета иностранного работника отменена.
Снятие с миграционного учета в настоящее время происходит в момент, когда в миграционную службу поступили сведения о постановке иностранного гражданина на миграционный учет по новому месту пребывания либо при выезде иностранца из России от органа пограничного контроля (ч. 2 ст. 23 Закона N 109-ФЗ).

Добавим, что данный порядок не распространяется на гостиницы (дома отдыха, оздоровительные и иные учреждения). О том, что иностранный гражданин выехал, им необходимо сообщить в органы миграционного учета не позднее 12 часов дня, следующего за днем его убытия (ч. 3 ст. 23 Закона N 109-ФЗ).

Т.В.Линд – Юрист по трудовому праву ООО “Медиа-Маркт-Сатурн” / Ю.А.Никерова Старший научный редактор журнала “Зарплата” / “Зарплата”, 2011, N 9

Ссылка на основную публикацию