Миграционная политика

Миграционная политика

Библиографическая ссылка на статью:
Черняк А.В. Миграционная политика: понятие и сущность // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35281 (дата обращения: 19.12.2020).

Миллионы людей ежегодно пересекают государственные границы в поисках нового места жительства или работы, с целью учебы или различного рода стажировок, на отдых или лечение, спасаясь от политических, национальных, расовых и других преследований или экологических бедствий. Все эти миграционные потоки приобрели в настоящее время поистине глобальный характер [1, с. 4]. В новом тысячелетии уже происходит сдвиг парадигмы «от государств, выбирающих мигрантов, к мигрантам, выбирающим государства» [2].

В плане глобальных миграционных течений государства взаимодействуют друг с другом, акцентируя взаимосвязи различного уровня и порядка уделяя особое внимание разработке и реализации миграционной политики.

В различных источниках научной литературы существует многообразие трактовок термина «миграционная политика». Одни авторы отталкиваются от необходимости взаимодействия между государствами приема и исхода, а другие трактуют ее как внутреннюю систему мер государства.

Под миграционной политикой понимается совокупность законодательных актов, международных соглашений и социальных мер по регулированию миграционных потоков для противодействия факто­рам, вызывающим нежелательную миграцию [3, с. 8]; [4, с. 24].

По мне­нию Ж.А. Зайончковской, «стратегическая миграционная политика РФ – это иммиграционная политика» [5, с. 19]. Как полагает В.Бобылев миграционная политика – это система принципов, целей и действий, с помощью которых государство и иные политические акторы регулируют потоки переселенцев [6, с. 61]. С точки зрения Л.Л. Рыбаковского, миграционная политика – это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединённых средств, с помощью которых, прежде всего, государство, а также другие общественные институты, соблюдая определённые принципы, предполагают достижение поставленных целей [7, с. 36].

Миграционная политика, как полагает С.В. Рязанцев представляет собой систему общепринятых на уровне идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего, государство, а также его общественные институты, соблюдая определенные принципы, соответствующие конкретно-историческим условиям страны, предполагают достижение целей, адекватных как этому, так и последующему этапу развития общества [8, с. 365].

По мнению Т.А. Прудниковой, С.А Егоровой, С.А. Акимовой миграционную политику можно определить как основанную на принципах конституционного строя систему объективно обусловленных целей, задач, направлений развития общественных отношений в сфере миграции, норм миграционного законодательства, а также механизмов управления государством, реализуемых субъектами миграционного процесса (физические лица, общественные организации, государственные органы) и направленных на перемещение, переселение, размещение, обустройство и интеграцию физических лиц на территории государства и (или) в отдельных его регионах, обеспеченных стимулирующими и контрольными факторами [9, с. 10].

Следует согласиться с мнением о том, что миграционная политика представляет собой комплекс мероприятий, которые относятся к сфере государственного управления и включают процесс принятия решений, урегулированный правовыми нормами, контролируемый представительной властью и направленный на упорядочение миграционных процессов. Государственная миграционная политика – это система концептуально объединенных средств, с помощью которых государство, а также его общественные институты, соблюдая определенные принципы, стремятся к достижению целей, которые должны соответствовать и современному, и будущему этапу развития данного общества [10, с. 23].

Обобщая вышеперечисленные научные определения можно сделать вывод, что миграционная политика – это целенаправленная деятельность политических институтов, направленная на упорядочение и регулирование миграционных процессов на территории национального государства.

Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища.

Необходимо подчеркнуть, что миграционная политика является совокупной частью направлений внешнеполитической, экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, правовой и иной деятельности государства.

Общие подходы и принципы миграции, применительно к условиям государства, сложившиеся в этой сфере, установлены конституционно- правовыми нормами, которые определяют: основы правового статуса граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; право на убежище и круг лиц, имеющих это право; перечень органов, принимающих решения в сфере миграции; порядок учета и контроля; грани возможного вмешательства государственных органов в миграционные процессы. Институциональной основой служат субъекты, к которым относятся органы государственной власти, общественные организации и физические лица.

Для более полной характеристики миграционной политики необходимо рассмотреть ее основные функции:

  1. Функция регулирования миграционных процессов. Миграционная политика оказывает комплексное воздействие на миграционные потоки с целью их упорядочения, через создание соответствующих социально-экономических условий, принятие законов и подзаконных актов, в целях соблюдения внутриполитических интересов страны, а во внешнеполитической сфере – с помощью двусторонних и многосторонних договоров для урегулирования общих проблем миграции в мире.
  2. Функция рационализации противоречий. Данная функция реализуется через поиск консенсусных решений в конфликтных ситуациях, которые проявляются в уменьшении социальной напряженности среди различных категорий мигрантов при соблюдении государственных интересов.
  3. Интегративная функция государственной миграционной политики. Во внутриполитическом аспекте осуществляется путем инкорпорирования вынужденных мигрантов в общество, включая получение ими гражданства страны, а также содействие в обустройстве на новом месте жительства; создание рабочих мест и оказание другой социальной поддержки. Во внешнеполитическом аспекте интегративная функция государственной миграционной политики осуществляется через сотрудничество с отдельными государствами, международными правительственными и неправительственными организациями, фондами в целях защиты прав мигрантов, а также предупреждения и пресечения нелегальной миграции;
  4. Функция мобилизации человеческих ресурсов государственной миграционной политики является воплощением социальной динамики. Данная функция позволяет использовать миграционную политику как важный фактор в восстановлении социума [11, с. 128].

Вышеперечисленные функции свидетельствую о том, что современные миграционные процессы становятся угрозой национальной идентичности, и государствам необходимо объединять усилия и решать возникающие проблемы путем совершенствования и разработки новых совместных механизмов усовершенствования миграционной политики.

Для чего нужна миграционная политика

В каждой стране есть свой свод правил и законов, направленных на контроль присутствия на ее территории граждан других стран. Миграционная политика отличается в каждом государстве, но в любом случае в числе ее основных задач контроль над пересечением иностранными гражданами границ, учет пребывания, деятельности и легализации мигрантов. Наиболее важным направлением является трудовая миграция, позволяющая получать необходимую квалифицированную рабочую силу из-за рубежа.

Понятие и сущность миграционной политики

Национальная миграционная политика любого государства призвана защищать интересы граждан, связанные с мигрантами, ограничить поток низкоквалифицированной рабочей силы из-за рубежа, обеспечить защиту прав работающих мигрантов, регулировать вопросы присвоения и лишения гражданства, права на проживание. Она также определяет, какие типы миграции возможны, требуется ли (и если да, то какая) в данной ситуации иностранная рабочая сила.

Большое количество стран дает возможность проживания на своей территории только людям, имеющим рабочий контракт с какой-либо зарегистрированной организацией. Такой тип миграции не позволяет остаться надолго – срок пребывания ограничен сроком действия трудового договора.

До 1993 года въезд и выезд из страны для граждан России (и до этого СССР) был жестко регламентирован, однако с 1 января 1993 года каждый россиянин имеет право получить заграничный паспорт сроком действия на 5 лет (а с 2010 года – и на 10 лет) и свободно выезжать из страны, жить на территории других государств. Наиболее частыми направлениями для эмиграции наших сограждан являются США, Канада и страны Европы.

Главные тенденции и проблемы миграционной политики

Государственная миграционная политика – это деятельность, направленная на регулирование миграций и иммиграций населения. Многие развитые страны, такие, как Австрия, США, Италия, Германия, Испания, Португалия в последние десятилетия проводят протекционистскую политику, направленную прежде всего на защиту интересов собственных граждан и экономики.

Во втором десятилетии XXI века в связи с мировым экономическим кризисом и ухудшением ситуации во многих – прежде всего развивающихся – странах, широкий размах обретает экономическая миграция. Большое количество беженцев из стран Северной Африки, на территории которых ведутся военные действия, получают легальный статус во многих странах Европы.

Распространена эмиграция и в других востребованных направлениях – США, Россия, Австралия, Великобритания, Канада.

Также получила развитие бизнес-миграция, то есть переезд предпринимателей, связанный с поиском более политически и экономически стабильных мест для развития собственного дела.

Миграционные законодательства ужесточаются, и в противовес им возникают новые способы и каналы нелегальной миграции: иностранцы остаются на территории государств дольше разрешенного срока или и вовсе прибывают нелегально, соглашаются на низкооплачиваемую работу, уходят в криминальную деятельность, дестабилизируя экономическую и социальную жизнь.

Для ограничения нежелательных миграций существуют разные инструменты иммиграционной политики. Основные из них:

  • Установление обязательных требований, которым должен соответствовать приезжий рабочий (стаж, возраст, образование, опыт).
  • Ограничение допустимого количества зарубежных рабочих посредством установления квот.
  • Законы, не позволяющие иностранным гражданам претендовать на определенные должности.
  • Перечни востребованных профессий, для специалистов которых упрощена процедура получения разрешения на работу.
  • Меры наказания за трудоустройство нелегальных мигрантов как для них самих, так и для работодателей, нанимающих их.

Реализация миграционного законодательства в России в 2020 году

Миграционные процессы являются неотъемлемой частью мировой политики. Люди издавна стремились создать для себя максимально комфортные условия проживания и труда. Нередко на родине гражданам не удается реализовать свой потенциал, поэтому они решают переехать за границу, где шансов обеспечить себе достойную жизнь и обеспеченное будущее своим детям, гораздо больше. Какие-то страны приветствуют приток иностранцев, другие выступают против привлечения мигрантов. Чтобы урегулировать данный вопрос и организовать отлаженную систему въезда и выезда из страны, каждая держава принимает свое миграционное законодательство.

Миграционная политика государства представляет собой комплекс мер, индивидуальный для каждой страны. На территории России миграционная отрасль развивалась длительное время и сейчас находится на стадии совершенствования и модернизации. Во времена СССР жители страны постоянно подвергались ущемлению собственных прав и возможностей. Только после распада Союза россияне смогли легально покидать страну, не боясь репрессий и последствий своих поступков. Наряду с интенсивным оттоком россиян в РФ начался активный наплыв иностранцев из стран, которые в прошлом были советскими республиками. Чтобы оптимизировать поток выезжающих и въезжающих лиц, была сформирована современная миграционная политика России.

Официальной датой, когда сформировалось российское миграционное право, считается день принятия Конституции РФ. Помимо этого документа, власти приняли ряд законов, постановлений, нормативных актов и международных соглашений, которые устанавливают правила и порядок движения мигрантов в стране. Сегодня государственная миграционная политика в РФ основана на свободе передвижения и права выбора места жительства. Контроль в сфере осуществляет Федеральная миграционная служба. Именно эту структуру необходимо уведомлять о выезде и въезде в страну, смене места жительства и регистрации. Как сотрудничать с УФМС, чтобы не нарушить действующее миграционное право, лучше всего узнать у опытного юриста. На нашем сайте эксперты консультируют в режиме онлайн, находя к каждому соискателю индивидуальный подход.

Основные виды миграции в России

Чтобы понять, на чем основана государственная миграционная политика РФ, необходимо разобраться с тем, какие существуют виды миграции, чем они отличаются и как влияют на развитие социально-экономической и демографической отраслей страны. Миграцию населения можно классифицировать согласно:

  • Продолжительности. Люди могут въезжать и выезжать из страны, как на постоянной основе, так и временно с целью вернуться на родину.
  • Причинам переезда. Заставить людей поменять место жительства могут ряд причин, среди которых наиболее распространенными можно назвать экономические (безработица, инфляция), политические, военные, семейные и т. д.
  • Направленности. Миграция может носить внешний характер, когда люди уезжают за пределы родины, а также внутренний. При втором варианте люди меняют место жительства, но не уезжают за рубеж.
  • Организации. Согласно тому, при каких обстоятельствах происходит миграция, ее можно разделить на принудительную, массовую и индивидуальную.

Миграционное право в РФ признает каждый из вышеперечисленных вариантов. Отдельного внимания заслуживает трудовая миграция. Она может относиться к любому виду, но отличается целью переезда. Миграция трудовых ресурсов всегда проводится с целью поиска работы и трудоустройства, получения высокой оплаты труда. В России, согласно действующим миграционным законам, иностранцы могут трудоустроиться при наличии разрешения или патента на работу. Исключением из правил являются граждане стран, входящих в Таможенный Союз. Им для работы в России не нужно иметь никаких разрешений.

Государственная политика РФ в сфере миграционного права

В 2012 году Президент России утвердил Концепцию, которая регулирует и прогнозирует, ставит задачи и цели, разъясняет условия и этапы, по которым будет развиваться миграционная политика России. План разработан до 2025 года, основными шагами на пути к воплощению концепции является разработка нормативных актов и создание необходимой инфраструктуры (в период с 2012 до 2020 годы), реализация и мониторинг принятых мер (на что отводится время с 2019 по 2020 год), а также оценка эффективности проведенных мероприятий (с 2020 по 2025 годы).

Концепция была разработана на основе многолетнего опыта работы УФМС и того, как осуществлялась государственная миграционная политика на протяжении последних 20 лет, а также с учетом международной практики и других документов стратегического планирования. Согласно документу, основными целями, которые следует воплотить в жизнь до 2025 года, являются:

  • решение демографических проблем РФ и организация равномерного расселения граждан;
  • улучшение экономических показателей России и приток высококвалифицированных кадров;
  • гарантия национальной безопасности местным жителям и иностранным мигрантам;
  • сокращение случаев дискриминации между коренным населением и переселенцами;
  • достижение баланса на рынке труда в России.

На сайте УФМС каждый желающий может получить доступ к полной версии Концепции развития миграционной сферы до 2025 года. Чтобы сэкономить собственное время, можно попросить нашего онлайн-эксперта разъяснить вам основы и направления документа, а также правила его реализации.

Сегодня миграционное право в России не в полном объеме соответствует поставленным задачам. Действующие правила привлекают временных мигрантов, ограничивая возможность их полной интеграции и переселения в РФ на ПМЖ. Концепция же направлена на усовершенствование настоящих законов и максимальную адаптацию иностранцев в России. Отдельного внимания заслуживает пункт программы до 2025 года, который направлен на привлечение профессионалов и опытных кадров из-за рубежа, а также студентов и молодых специалистов. Планируется, что к окончанию проекта численность населения РФ составит около 146 миллионов человек.

Читайте также:  Информационные сервисы ФМС

Программа добровольного переселения в РФ


Миграционная политика – это свод законов и действий, направленных на урегулирование ситуации в стране, организацию законного перемещения россиян и иностранцев внутри государства, а также за его пределами. Одним из эффективных направлений реализации политики в указанной сфере является государственная программа добровольного переселения соотечественников. Проект был принят в 2006 и был рассчитан до 2012 года. За шесть лет программа удивила своей эффективностью и популярностью, поэтому в 2013 году российские власти приняли решение сделать проект бессрочным.

Сегодня каждый желающий, соответствующий некоторым критериям, может приехать в Россию на ПМЖ на выгодных условиях. Соотечественником считается лицо, родившееся в РФ или СССР, а также имеющее родственников или предков-россиян. Если соискатель входит в одну из представленных групп, а также знает русский язык, уважает законы РФ и имеет положительную репутацию, его примут в России и предоставят ряд льгот и привилегий.

Чтобы стать участником программы, соискатель обязан обратиться в УФМС или российское дипломатическое представительство за рубежом и представить документы, удостоверяющие личность, и подтверждающие наличие оснований для участия. В течение двух-трех недель сотрудники организации проверят все данные и сведения, после чего предоставят соискателю свидетельство. Именно этот документ даст право претендовать на все льготы и бонусы. Стоит отметить, что государство предоставляет существенную финансовую поддержку переселенным соотечественникам, пособия, подъемные и т. д. Привилегии достанутся только при условии, что человек переселится в приоритетный регион. Список субъектов РФ, доступных для расселения, довольно большой, но не включает перенаселенные регионы, такие как Москва и Санкт-Петербург.

Основные проблемы


Миграционное право Российской Федерации постоянно совершенствуется, т. к. сегодня в указанной сфере власти РФ сталкиваются с различными проблемами и неприятностями. Одной из распространенных сложностей является внутренняя миграция. Жители дальневосточных и северных регионов переезжают в более развитые города с высоким экономическим уровнем и широкими перспективами. Кроме этого, жители сельской местности не видят преимуществ жизни в деревне и устремляются в города. Уровень урбанизации сегодня превышает все допустимые отметки. Новые законы и правила, разработанная концепция и программа переселения соотечественников призваны урегулировать возникшую проблему и оптимизировать показатели внутреннего расселения.

Второй глобальной проблемой миграционной сферы РФ являются нелегальные мигранты. Нелегалы есть в любой стране, и везде власти стараются искоренить данное явление. Люди из-за рубежа незаконно пересекают границу или въезжают легально, но решают не оформлять свой дальнейший статус в стране. Эти лица создают конкуренцию на рынке труда, т. к. готовы работать за минимальную оплату. Местные жители с высокой квалификацией остаются на улице из-за таких практически бесплатных работников. Нелегалы не платят налоги, но пользуются всеми социальными благами. Что отрицательно сказывается на экономической ситуации в стране.

Чтобы сократить количество незаконных мигрантов, за нарушение миграционного законодательства их ждет крупное административное взыскание. Согласно административному кодексу РФ, сумма штрафа за нарушение миграционного порядка варьируется в зависимости от характера, степени и длительности совершения противоправных действий. Сумма санкций, обычно, составляет около 2000-5000 рублей. Если нарушение совершено повторно, то сумма увеличивается в два раза. При серьезных нарушениях или систематическом пренебрежении российскими законами иностранца ожидает выселение, депортация или выдворение, которое сопровождается ограничением на въезд. Таким лицам будет запрещено въезжать в Россию на протяжении трех, пяти или десяти лет.

Миграционная политика

Национальная миграционная политика, ее структура, механизмы, стратегические ориентиры реализации – результат взаимодействия двух принципов общественного развития – принципа гуманизма и прагматизма. Проявляясь в большей или меньшей степени в различные исторические периоды и экономические фазы национального развития, эти принципы определяют суть государственного подхода к миграционному регулированию. Можно определить суть национальной миграционной политики в системе координат «прагматизм – гуманизм» с позиций современных теоретических подходов.

Так, неомарксизм рассматривает использование труда мигрантов в качестве эффективного средства преодоления последствий кризисов капитализма по трем причинам:

1) оно эффективно в период роста;

2) от него можно отказаться в кризисной фазе, когда существует опасность перепроизводства;

3) труд мигрантов оценивается невысоко, что уменьшает инфляционную нагрузку в период роста и помогает компенсировать снижение спроса на рабочую силу в период кризиса.

По мнению неомарсксистов (Е. Боначич, Э. Петрас, С. Кастлес, Л. Ченг), развитые государства посредством миграционной политики, направленной на привлечение трудовых мигрантов, стремятся компенсировать негативные последствия экономических кризисов в национальной экономике, характерные для капитализма. Анализу интеграционной стратегии в миграционной политике развитых государств (прежде всего, европейских), посвящены три теории: функционализма (неофункционализма), федерализма и транснационализма. Важным следствием развития интеграционных процессов на европейском континенте стало формирование иммиграционного режима, регламентирующего особый характер миграции для граждан стран-участниц и граждан других стран. Транснационалисты (Р. Кеохейн [14], Дж. Най [13]) указывают на тот факт, что неизбежная трансформация суверенитета и института гражданства являются прямыми следствиями изменений в сфере коммуникаций и должны учитываться в процессе принятия политических решений, как в странах-реципиентах, так и в странах-донорах, участвующих в международном миграционном обмене.

Федералисты (А. Этциони) полагают, что транснациональные проблемы в современном мире увеличиваются, и попытки их решить, при существующем уровне межправительственной кооперации, неудовлетворительны [11]. При этом одной из функций международных институтов выступает формирование трансграничных иммиграционно-политических режимов. Иммиграционно-политические режимы представляют собой общие для стран-участниц принципы, нормы, правила и процедуры регулирования миграционных процессов.

Евросоюз является наиболее институционализированным примером иммиграционно-политического режима. Согласно неофункционалистам (Э. Хаас, Ж. Монне, Л. Линдберг), движение к политическому сотрудничеству, результатом которого становится возникновение наднациональных институтов, имеет в своей основе необходимость экономической кооперации [7]. Операционализируя неофункционализм для исследования института иммиграционной политики, отметим, что развитие экономической интеграции между двумя и более странами создает объективные предпосылки для формирования общего миграционного режима.

Неолиберализм (Д. Холифилд, Д. Рагги, Я. Сойсал) основную роль в сформировавшейся после Второй мировой войны гегемонии прав человека над потребностями рынка и рестрикционистскими устремлениями правительств, характерными для иммиграционной политики развитых стран, отводит либеральным ценностям. Последние приобретают качества встроенных регуляторов социальных взаимодействий, возникающих между государством и мигрантами. Противоположных взглядов на роль государства в иммиграционной политике придерживаются неореалисты [4] (К. Уолтс [5], А. Зольберг, К. Рудольф, М. Винер). Указывая на связь проблем миграции и безопасности, неореалисты утверждают, что политические акторы и прежде всего государства повсюду в мире остаются важнейшими регуляторами популяционных перемещений. Большое значение для формирования иммиграционной политики имеет государственная идеология в отношении иммиграции. Небесспорен вывод неореалистов о том, что увеличение внешнеполитических угроз ведет к более открытой миграционной политике; а их снижение увеличивает долю, занимаемую проблемами социетальной безопасности в политической повестке дня. Поскольку мигранты создают риски внутренней стабильности, необходимость достижения социальной безопасности актуализирует решение вопросов пограничного контроля и проблем интеграции мигрантов в национальное сообщество.

Конфликтологический подход (Э. Геллнер [12], Д. Кэмпбелл [6], Р. Парк [8]) также обладает значительным потенциалом в исследовании иммиграционной политики. Согласно концепции Р. Парка, цикл расовых отношений включает четыре этапа. Следствием миграции становится взаимодействие различных этнических групп (1), которое неизбежно ведет к межгрупповой конкуренции и конфликту (2). В случае достижения договоренностей (3) острота конкуренции и конфликта снижаются. Заключительным этапом является ассимиляция меньшинств в доминирующую культуру и складывание нового равновесия (4). Отдельным направлением конфликтологии выступает этноконфликтология, в рамках которой сформировались три школы: примордиализм, инструментализм и конструктивизм. Главный тезис конструктивистов – о конструируемости этнических и национальных сообществ, уже находит применение при формировании интеграционных стратегий в отношении иммигрантов в Великобритании, США, Франции, Канаде и в других развитых странах.

Проведенный анализ основных современных подходов к научному определению миграционной политики позволяет распределить их в системе координат (рисунок).

Современные подходы к определению структуры и ориентиров национальной миграционной политики

Как видно из рисунка, большинство теоретических подходов эксплуатируют либеральные принципы гуманизма, хотя и продолжают отстаивать главенство государства как наиболее эффективного и компетентного креатора и реализатора национальной миграционной политики.

Под миграционной политикой понимается совокупность законодательных актов, международных соглашений и социальных мер по регулированию миграционных потоков для противодействия факторам, вызывающим нежелательную миграцию [2].

По мнению Ж.А. Зайончковской, «стратегическая миграционная политика РФ – это иммиграционная политика» [3]. Как полагает В. Бобылев миграционная политика – это система принципов, целей и действий, с помощью которых государство и иные политические акторы регулируют потоки переселенцев [1]. С точки зрения Л.Л. Рыбаковского, миграционная политика – это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединённых средств, с помощью которых, прежде всего, государство, а также другие общественные институты, соблюдая определённые принципы, предполагают достижение поставленных целей [9].

Миграционная политика, как полагает С.В. Рязанцев, представляет собой систему общепринятых на уровне идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего, государство, а также его общественные институты, соблюдая определенные принципы, соответствующие конкретно-историческим условиям страны, предполагают достижение целей, адекватных как этому, так и последующему этапу развития общества [10].

Обобщая вышеперечисленные научные определения можно сделать вывод, что миграционная политика – это целенаправленная деятельность политических институтов, направленная на упорядочение и регулирование миграционных процессов на территории национального государства.

Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища.

Необходимо подчеркнуть, что миграционная политика является совокупной частью направлений внешнеполитической, экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, правовой и иной деятельности государства.

Национальная миграционная политика является сложной системой мер, которые можно классифицировать по времени и целям реализации на меры организации миграции, меры миграционного регулирования и миграционного контроля.

Меры, направленные на организацию трудовой миграции, включают в себя инструменты преодоления проблем эффективности создания и функционирования социально-экономических институтов, правовой и организационной инфраструктуры международной миграции – условия для старта и развития миграционных процессов в стране (например, деятельность профильных агентств, организаций, обеспечивающих рекрутинг на зарубежных рынках труда, организующих логистические процессы и документализацию трудовой миграции и так далее). Важным компонентом национальной миграционной политики в сфере организации является планирование миграции – определение потребности регионов в иностранной рабочей силе, инструментов межотраслевой и межрегиональной дестрибуции миграционного потока, выявление квалификационных и демографических требований к иностранным мигрантам и так далее.

Миграционное регулирование затрагивает проблемы соответствия критериев реального миграционного потока в стране запланированным показателям, тактическим целям и стратегическим приоритетам. В процессе миграционного регулирования власти в оперативном режиме воздействуют на качественые и количественные показатели миграционной динамики.

Наконец, миграционный контроль ориентируется на выявление несоответствий критериев реального миграционного потока в стране запланированным показателям, целям и приоритетам, а также на устранение этих несоответствий и вероятности их возникновения в будущем.

В рамках каждой сферы реализации миграционной политики ее инструменты (как прямые, так и косвенные) могут быть направленными на решение стандартных (единое решение вне зависимости от динамичных внешних условий) или структурированных (решение непосредственно зависит от динамичных условий) проблем. Перечень инструментов реализации миграционной политики представлен в таблице.

Таким образом, миграционная политика в настоящее время представляет собой сложный комплекс инструментов стабилизации национального рынка труда, его адекватизации требованиям и приоритетам стратегического социально-экономического развития страны. Основываясь на предложенной структуре миграционной политики, возможно предложить ее классификацию на:

1. Превентивную / оперативную / надзорную (исходя из концентрации миграционной политики на возможных объектах – организация миграции, миграционное регулирование или миграционный контроль).

Превентивная миграционная политика является наиболее профессиональной, экспертной и продвинутой, поскольку основана на глубокой оценке потребностей внутреннего рынка труда, перспективах замещения рабочей силы иностранцами, а также на эффективном планировании дистрибуции иностранной рабочей силы по собственной территории, а также отраслям приложения труда. Разработка и реализация эффективной превентивной миграционной политики требует от страны-субъекта проведения многочисленных исследований, создания национальной системы мониторинга рынка труда, анализа взаимосвязи тенденций (демографических и экономических).

Оперативная миграционная политика ориентирована на эффективное решение уже возникающих проблем развития миграционных процессов (например, межотраслевая или межрегиональная дистрибуция мигрантов, социализация трудовых мигрантов, квалификационный отбор и так далее). Оперативная миграционная политика требует от государства – наличия разветвленной и внутренне эффективной системы органов государственной власти, ответственных за выявление и урегулирование миграционных проблем.

Наконец, надзорная миграционная политика является по своей сути реакционной, ориентированной на контроль. Данный вид политики целесообразен в условиях отсутствия возможностей планирования трудовой миграции, регулирования ее экстремально высокой динамики.

Миграционные процессы в России: кто, куда и зачем?

ЦСР публикует доклад «Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения», подготовленный направлением «Человеческий капитал». Цель доклада — представить существующую миграционную ситуацию в России, дать оценку происходящему и наметить основные направления развития миграционной политики. Помимо оценки ситуации, авторами предлагают пути решения проблемных вопросов с учетом экономического и политического состояния государства, а также ограничений для системы управления социальными процессами.

В докладе анализируются основные тенденции в области временной трудовой миграции, долгосрочной миграции, миграции высококвалифицированных специалистов, а также студенческой миграции. Оценивая сегодняшние миграционные процессы по всем этим направлениям, авторы приходят к выводам, что, при сохранении текущих экономических условий для основных нынешних доноров (стран СНГ), привлекательность российского рынка труда будет постепенно снижаться, следствием чего станет количественное сокращение присутствия временных трудовых мигрантов. В соответствии с прогнозными сценариями, разрабатываемыми Росстатом, после 2024 г. население России (согласно среднему сценарию) возобновит убыль. Реализация целей миграционной и демографической политики потребует дополнительных мер по привлечению мигрантов.

В инерционном сценарии ориентация миграционной политики на привлечение соотечественников и мигрантов из стран, близких в этнокультурном отношении, исчерпает себя к середине 2020-х гг. Если же в России будут созданы каналы иммиграции, обеспечивающие приток тех, кто не близок нам в этнокультурном плане, но готов к интеграции в принимающий социум, и чьи профессионально-квалификационные навыки будут востребованы экономикой, можно будет увеличить миграционный прирост до 400-500 тыс. человек в год и при этом избежать социальной напряженности.

Читайте также:  Как узнать черный список мигрантов ФМС России

По инерционному сценарию, внутристрановая пространственная мобильность будет находиться на нынешнем уровне, временные формы миграции могут сократиться ввиду затяжного экономического кризиса и стагнации. Миграционная убыль населения восточных регионов может сократиться или сойти на нет вследствие исчерпания потенциала миграции, но контрасты в расселении будут постепенно нарастать.

При активной популяризации российского образования в странах СНГ, а также в Азии и Африке сохранится существующий сегодня (около 200 тыс. студентов очного отделения) приток. Однако в период после 2025 года можно прогнозировать снижение числа студентов из стран СНГ, прежде всего из-за уменьшения количества русскоговорящих абитуриентов.

В существующих условиях возможно снижение интереса со стороны иностранных специалистов к вхождению на российский рынок труда. Падение курса рубля и уменьшение числа внешнеэкономических связей России выталкивают уже работающих специалистов и не привлекают новых.

Авторы доклада выделяют несколько важных недостатков в существующей системе миграционной политики России, которые необходимо исправить в ближайшие годы.

Во-первых, это отсутствие последовательности в проведении миграционной политики. В ближайшей перспективе необходимо сформулировать ее цели и четко следовать им на всех этапах формирования миграционного законодательства и в сфере правоприменения, не оглядываясь на сиюминутную конъюнктуру.

Во-вторых, отсутствие четкой системы дифференцированного отбора мигрантов. Наряду с недостаточно проработанной программой привлечения высококвалифицированных специалистов практически полностью отсутствует программа привлечения квалифицированных специалистов, обладающих дефицитными на российском рынке труда компетенциями. При этом следует учитывать, что сложность решения данных проблем связана не только с отсутствием и неразвитостью механизма привлечения потенциальных работников, но и с низкой миграционной привлекательностью России, особенно за пределами постсоветского пространства.

В-третьих, это отсутствие гибкого и прозрачного механизма получения вида на жительство и гражданства. У мигранта практически нет выбора стратегии пребывания в России – от краткосрочной до долгосрочной. Вид на жительство как самостоятельная категория не используется, а служит лишь как ступень к получению гражданства.

В-четвертых, отсутствие политики интеграции в России, начиная от концептуальных основ и заканчивая практически отсутствием институтов интеграции. Отказ от подобной политики в ближайшем будущем приведет к нарастанию ощущения «угрозы» со стороны «чужих» и возможному возникновению межэтнических конфликтов. Необходима разработка интеграционных программ, направленных на разные группы мигрантов: тех, кто намерен остаться в России, детей мигрантов, – а также на принимающее общество и работу со СМИ.

Миграционные процессы в России

На покрытие нехватки собственных человеческих ресурсов внутри субъектов РФ может повлиять процесс миграции населения, за счет процессов урбанизации, внутрирегионального и межгосударственного перераспределения трудового населения.

С одной стороны, миграция является индикатором социально-экономической ситуации, так как отражает количественные (численность приезжего населения), качественные (уровень образования, профессиональной подготовки) показатели перемещения трудовых ресурсов, а также отражает последствия нелегального прибытия человеческих ресурсов и характеризует расходы бюджета на их контроль. С другой стороны, процессом, оказывающим существенное влияние на демографическую и социальную структуру населения, определяющих состояние региональных и локальных рынков труда.

Причинами миграции внутри страны, а именно процессов урбанизации и внутрирегиональных перемещений, а также движения человеческих ресурсов между государствами служит возможность улучшения качества жизни, реализации своих профессиональных навыков, стремление к положительному сдвигу социально-экономических условий жизни (возможность получения высокого уровня образования, а также высокотехнологичной, специализированной медицинской помощи так далее).

Многие страны развитые (или относительно развитые) сталкиваются с бесконтрольной миграцией, вызванной нелегальным обоснованием. Данный аспект ведет к проблемам экономического характера (использование нелегального труда позволяет работодателям уменьшить налоговые платежи, что пагубно сказывается на экономике страны), культурного (сложность интеграции, вызванная различными этнокультурными, многоконфессиональными, а также языковыми особенностями многонациональной страны) и криминального характера (низкая степень контроля миграционных перемещений приводит к проникновению в страну лиц, участвующих в различных запрещенных группировках, а также к возможности ввоза наркотических средств).

Цель исследования

Выявить тенденции миграции населения как на локальном и региональном, так и на межгосударственном уровне, а также сформулировать предложения по ее регулированию.

Материалы и методы исследования

На основе анализа динамики и структуры распределения населения на локальном и внутрирегиональном уровне был произведен анализ перемещения трудовых ресурсов, основываясь на притоке населения из села в город. Помимо этого, география распределения трудовых мигрантов по территории Российской Федерации в целом неравномерна и во многом зависит от уровня экономического развития регионов, а также от основных факторов, влияющих на миграцию трудовых кадров и оказывающие наибольшее влияние на ее потоки:

● возможность получения жилья;

● расстояние между субъектами.

Так в географической структуре распределения миграции в составе страны выделяют следующие районы: Центральный федеральный округ (ЦФО), Северо-Западный федеральный округ (СЗФО), Южный федеральный округ (ЮФО), Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), Дальневосточный федеральный округ (ДФО), Сибирский федеральный округ (СФО), Уральский федеральный округ (УФО), Приволжский федеральный округ (ПФО), Крымский федеральный округ (КФО). Но помимо миграции внутри страны выделяют межгосударственную миграцию, которая также оказывает влияние на движение человеческих ресурсов и внутри страны. Для выявления причин между странами (преимущественно Россией и СНГ), а также между различными регионами применялся сравнительный анализ данных районов.

Результаты исследования и их обсуждение

Внутренняя миграция населения представляет собой не только движение человеческих ресурсов внутри страны в целом, но и перемещение людей в рамках одного региона. Численность населения разных субъектов РФ изменяется под влиянием как естественного прироста, так и за счет локальных миграционных процессов [4]. Так в России сохраняется тенденция к внутрирегиональной миграции, носящей центростремительный характер – из сельской местности в областной центр и районные города (рисунок).

Прирост численности населения субъектов РФ за 2015 год, %

За 2015 год соотношение городского и сельского населения стабильно изменялось в сторону увеличения доли первого и снижения доли второго, однако интенсивность данных изменений не значительны и представлены в границах от 0,1 % до 0,6 %. Это объясняется тем, что сельское население в значительной мере представлено людьми старше трудоспособного возраста, которые обладают низкой социальной мобильностью. Наибольший отток жителей из села в город произошел в КФО (1,8 %), СКФО (0,6 %), ЦФО (0,6 %), а обратный эффект отмечен в таких округах как: ЮФО (0,1 %), СКФО (0,6 %), КФО (0,5 %). Наибольший прирост численности населения за счет миграционных процессов отмечен в Крымском федеральном округе. Данная ситуация сложилась на основе присоединения данного субъекта в состав РФ. В следствии часть населения из деревни, а также большая доля мигрантов из других регионов переехала в данный, чему послужила низкая стоимость жилья, близость рекреационных благ, а также дешевые транспортные, медицинские услуги.

Внутренняя миграция, исходя из примера с КФО, возможна не только в пределах области, края, республики или национального округа, но и на уровне страны в целом (табл. 1).

Внутрироссийская миграция населения по территориям прибытия и выбытия в 2015 году

Следствием преобладания внутрирегиональной миграции является замкнутость перемещений трудоспособного населения, также сравнительная локализация рынков труда, снижение значимости межрегиональной миграции, так как сокращения перераспределения рабочей силы в регионы, где имеются перспективы повышения роста социальной мобильности, должностных окладов, улучшения жилищных условий и так далее. Но при этом внутрирегиональная миграция не может полностью вытеснить или заменить перемещения между субъектами РФ [5]. Наибольшее число мигрантов среди городского и сельского населения отмечено в таких округах как: ЦФО, СЗФО, ПФО и СКФО.

Устойчивый миграционный прирост отмечен в ЦФО, а наиболее крупным центром притяжения мигрантов из разных округов РФ является Москва и Московская область. Данный округ из-за своего социально-экономического потенциала, высоких показателей доходов и расходов населения, широкого рынка труда, наиболее развитой инфраструктуры по сравнению с другими округами РФ и возможности получения высокого уровня образования многие жители соседних регионов мигрируют.

При явных положительных сторонах миграции внутри страны, а именно уменьшении безработицы, увеличении занятости населения, изменении производительности труда, культурном обмене, увеличении заработной платы, существуют и отрицательные моменты. К наиболее значимым из них можно отнести социально –экономическую дифференциацию различных округов России. Данная проблема формируется за счет оттока населения, что ведет к падению трудового потенциала исходного региона и постепенному сокращению численности экономически активного населения этих территорий, а также к большой демографической диспропорции и замедлению развития отдельного региона, что создает угрозу национальным интересам России.

Так, например, Дальневосточный федеральный округ отмечен низким миграционным потенциалом из-за сложных климатических условий, отдаленностью от столичного региона, дороговизны коммунальных услуг и т.д. Но для привлечения населения в данный регион государство разрабатывает ряд различных программ. Согласно принятому закону «О дальневосточной гектаре» с 1 февраля 2017 года все граждане РФ могут получить землю во владение на территории Дальнего Востока [1]. К тому же Правительство РФ приняло «Концепцию регулирования миграционных процессов» в связи с высокой степенью миграции из соседних стран (преимущественно из Китая), а также с целью сохранения целостности территориальных границ [2].

В свою очередь многие другие регионы Российской Федерации также сталкиваются с межгосударственной миграцией, которая оказывает влияние на внутреннею миграцию как страны в целом, так и в отдельных ее регионах (табл. 2).

Распределение мигрантов по основным возрастным группам и зарубежным странам в 2015 году

Миграционный прирост – всего

в том числе в возрасте

Миграция со странами СНГ

Миграция с другими зарубежными странами

На основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что большую долю мигрантов составляют, люди приехавшие из стран СНГ, а преимущественно из Украины, Белоруссии, Казахстана и Армении. Потоки переселенцев из стран СНГ способствовали упрощению режима трудовой миграции, за счет введения порядка не требующего получения визы.

Так наибольший прирост мигрантов в структуре числа приезжих людей отмечен из Украины. В связи с опасными условиями, сложившимися на востоке данной страны, большое количество людей переезжает в Россию на постоянное место жительство. Основой данного решения зачастую становится простота переезда, с учетом безвизового режима и способностью получения статуса беженца. Последним открываются возможности получения различных социальных пособий, а также предоставление места жительства, а также льготные условия учебы и так далее.

Причинами миграции в Россию из других стран являются улучшение качества жизни за счет реализации своих профессиональных качеств, устройства на работу с более высокой заработной платой, высокий уровень развития медицины или ее дешевизна и так далее. Но при этом большая доля приезжих людей из данных стран, не составляет конкуренцию местным жителям, так как первые заняты преимущественно физически тяжелой, не требующей квалификации работой; в сфере обслуживания; сезонными сельскохозяйственными работами, обслуживанием туристов и т.д.

Для государства стоит вопрос по регулированию процессов миграции на всей территории страны. При сложившейся демографической ситуации, связанной с падением естественного прироста населения, привлечение в страну дополнительной рабочей силы может восполнить недостающее количество человеческих ресурсов, а также способствует обменным процессам профессионального опыта, культуры и так далее. Но в связи с этим возникает ряд проблем, связанных с тем, что на один миллион въехавших в страну, покидают ее только 700 тыс. человек, при том что остальные остаются нелегально. Также нелегальные мигранты способствуют диспропорции регионов, так как данная категория населения осуществляет перемещения и внутри страны, обосновываясь в крупных регионах с высоким уровень жизни и заработной платой (Москва, Санкт-Петербург, Казань и другие).

К концу 2015 года было ужесточено миграционное законодательство, связанное с введением и прохождение экзамена по русскому языку, патента на работу в регионе проживания, штрафы за привлечение нелегалов к труду и так далее. Данные меры помогают более тщательно контролировать потоки мигрантов, а также увеличить государственный бюджет.

Так как данных мер оказалось недостаточно, то в качестве государственных мер следует применить мониторинг движения приезжего населения, что позволит контролировать и регулировать миграционные процессы на территории всей страны. В связи с множеством различных федеральных органов, возникали проблемы организации и ведения контроля за мигрантами. Но с 5 апреля 2016 года полномочия Федеральной миграционной службы и иных органов были переданы Главному управлению по вопросам миграции МВД. Помимо политических мер, выделяют также и экономические, связанные с установлением платежей при трудоустройстве иммигранта или увеличение налогообложения предпринимателя, принимающего мигранта на работу, а также снижение срока прибытия в стране и другие.

Выводы

Внутренняя миграция на уровне региона является фактором поддерживающим сохранение тенденции увеличения численности городского населения по сравнению с сельским. В то же время на уровне округов России приток человеческих ресурсов направлен преимущественно в крупные города. Такая направленность движения населения ведет к сокращению трудового потенциала исходного региона и постепенному сокращению численности экономически активного населения этих территорий, а также к большой демографической диспропорции и замедлению развития отдельного региона, что создает угрозу национальным интересам России.

Национальным интересам также вредит нелегальный приток иностранных граждан, связанный с возможностью работы в более благоприятных условиях, с большой вероятностью получения высокой оплатой труда, с получением различных льготных условий пересечения границы России. Однако слабый статистический учет и плохая организация деятельности федеральных структур, связанные с не распределением должностных обязанностей или повторяемостью функций между самими органами и их подведомствами, привело к большему притоку населения по сравнению с их оттоком. Поэтому создаются новые укрупненные государственные структуры по мониторингу миграционных процессов, несущие единые контрольно-учетные функции.

Таким образом, миграционные процессы нуждаются в системном подходе по их контролю и регулированию, совершенствовании нормативно-правовой базы для более точного описания работы подведомственных органов в иерархии федеральных органов. Также необходима разработка сдерживающих миграцию методов как экономических, связанных с установлением въездных пошлин, снижения сроков пребывания, а также политических, заключающихся в урегулировании глобальных конфликтов, произошедших на территории других стран для нормализации и создания комфортных условий в странах-донорах (Украина, Сирия), данная мировая стабильность позволит сократить приток беженцев, там самым сократив материальные затраты на их социальное обеспечение.

Особенности и виды миграции населения, в том числе на территории России

Миграционные процессы испокон веков оказывали значительное влияние на развитие нашей цивилизации. Влияние же миграции на современный мир просто колоссально. Многогранное понятие миграции, её условия, принципы и последствия становятся объектом исследований экономистов, социологов, демографов… Потенциальным иммигрантам тоже желательно ориентироваться в иммиграционных тенденциях, которые наблюдаются в современном мире.

Читайте также:  Наследственные права иностранцев в РФ

Классификация миграций населения

Само понятие «миграция» возникло давным-давно. Термин пришёл к нам из латинского языка (лат. мigratio — переселение). Миграцией называют перемещение отдельных лиц, групп, а иногда и целых народов между населёнными пунктами, регионами одного государства или даже между странами. Многогранность миграции определяется местом переезда, её длительностью, частотой и ещё многими параметрами.

Право людей менять место жительства и свободно перемещаться закреплено в Статье 13 «Всеобщей декларации прав человека».

Существует два основных типа миграционных процессов. Они бывают:

  • внутренними;
  • внешними.

В первом случае речь идёт о перемещении граждан одного государства в пределах его границ. Это может быть переезд жителей сельской местности в города (следствием чего является урбанизация), а также жителей одного региона в другой.

Лица, которое осуществляет внутреннюю миграцию, называются, соответственно, внутренним мигрантами. Сказанное легче всего пояснить на понятных примерах.

Жители Ленинградской области переезжают в Санкт-Петербург. Это будет внутренняя миграция, при которой жители небольшого населённого пункта переезжают в развитый областной центр. В качестве второго примера можно рассмотреть переезд жителя Иркутска в Москву. Гражданин Российской Федерации переезжает из одного региона страны в другой. Он тоже будет считаться внутренним мигрантом.

Внешняя миграция однозначно означает, что мигрант покидает свою страну и переезжает в другое государство. Это может происходить по различным причинам. Пример: россиянин переезжает работать в Германию. Этот процесс будет называться внешней миграцией, а герой нашего примера — внешним мигрантом.

Исследованием миграционных процессов в современных условиях занимается множество научно-исследовательских заведений во всём мире, их изучают эксперты в области экономики и демографии. Понимание актуальных тенденций ложится в основу рекомендаций правительством разных стран, влиятельным международным организациям, Организации Объединённых Наций по коррекции тех или иных направлений миграции, внесению изменений в законодательство и так далее. Итогом должна стать оптимизация мирового рынка труда, внутренних рынков труда в различных регионах планеты, а также в отдельно взятых государствах. Кроме того, рекомендации экспертов помогают представителям власти предвидеть развитие демографической ситуации в своей стране в ближайшем и отдалённом будущем, а также корректировать законодательную и социальную политику в отношении иммигрантов.

Отдельно следует рассмотреть вопрос челночной миграции. Так называется характер пересечения границ мигрантами, когда они выезжают за рубеж на определённое время, далее возвращаются на родину, и так происходит множество раз. Например, челночными трудовыми мигрантами являются россияне, которые работают в странах Евросоюза по нескольку месяцев, впоследствии возвращаются домой, а далее опять едут в Европу работать.

Мигранты стали большой проблемой для современой Европы

Размеры миграции

Миграционные процессы в современном мире практически не прекращаются никогда. Миграция может быть индивидуальной, ограниченной или массовой. В данном случае всё зависит от того, насколько системно осуществляется переезд с одного места жительства на другое вне зависимости от того, внутренняя это миграция или внешняя, а также от того, сколько людей принимают участие в этом процессе.

К примеру, житель одного из райцентров Новосибирской области переезжает в областную центр. Это будет индивидуальная миграция. Даже если он переедет в другую страну, то количественное определение миграции в данном случае не изменится. Переезд жителей Украины на работу в Польшу, принявший массовый характер, соответственно, будет считаться массовой миграцией. Понятие ограниченной миграции может рассматриваться ситуативно и является промежуточным звеном между индивидуальной и массовой миграцией. Это может быть переезд жителей одного населённого пункта в другой или переезд представителей одной профессии на работу в другую страну. Всё зависит от того, в контексте чего рассматривается в данном случае понятие миграции.

Современные научные теории, объясняющие причины расселения человечества по разным континентам планеты, разным регионам и разным странам, придают миграции огромное значение. В своё время благодаря массовой миграции населения Старого Света в Новый Свет на политической карте мира появились Соединённые Штаты Америки, Канада, Мексика, страны Центральной и Латинской Америки, Австралия и Новая Зеландия. Эти страны, по сути, были созданы именно иммигрантами. В Российской империи миграция населения фактически позволила освоить просторы Сибири и Дальнего Востока, заселить земли на Крайнем Севере.

Причины миграции

Причин миграции может быть множество. Многое зависит от жизненных обстоятельств отдельно взятого человека или отдельно взятой семьи, а также от складывающейся политической или экономической обстановки в определённом государстве или его регионе. Можно рассматривать причины миграции как для отдельно взятого человека, так и для представителей определённых национальностей или религиозных конфессий, для представителей отдельных профессий и так далее.

Видео: примеры миграционных процессов

Экономические факторы миграции

Основными побудительными мотивами для мигрантов в мирное время являются мотивы экономические. Люди всегда стремятся найти возможность зарабатывать больше, улучшить своё материальное положение, приобрести собственное жильё и, в конце концов, самореализоваться в профессиональном плане.

Одни люди готовы к глобальным переменам, а другие — нет. Именно поэтому в миграционном процессе принимают участие далеко не все представители населения.

Основными побудительными мотивами для мигрантов в мирное время являются мотивы экономические

Семейные мотивы

Множество людей покидает свои родные места и переезжает в другие города, регионы или даже страны при воссоединении с семьями, когда их приглашают к себе близкие родственники, например, дети или родители, братья или сёстры. Создание брачных союзов также способствует семейной миграции. Например, жительница Омска выходит замуж за жителя Владивостока и, естественно, переезжает на родину своего супруга. В этом случае речь идёт тоже о семейной миграции. Наряду с экономическими причинами, причины семейные являются одним из определяющих факторов современных миграционных процессов.

Вынужденная миграция

Люди, покидающие родную землю ввиду вооружённых конфликтов, голода, эпидемий и других форс-мажорных обстоятельств, являются вынужденными мигрантами. А их переезд в другие страны или регионы называется вынужденной миграцией. В современном мире вынужденная миграция, к сожалению, остаётся актуальным явлением. Например, всем известно о миграционном кризисе в Европе. Вооружённые конфликты и войны в странах Ближнего Востока, голод в Северо-Восточной Африке, а также желание жителей всего африканского континента улучшить своё материальное положение за счёт работы в высокоразвитых европейских странах привели к тому, что Евросоюзу стало очень сложно контролировать миграционный трафик. Это, в свою очередь, вызвало во многих странах-участницах Европейского Союза внутриполитический кризис, в результате которого к власти стали приходить представители радикального политического крыла. Во многом предполагаемый выход Великобритании из состава этого межгосударственного формирования был обоснован именно миграционным кризисом в старушке-Европе. Кстати говоря, нынешний президент США Дональд Трамп выиграл выборы во многом именно благодаря обещаниям ужесточить политику Соединённых Штатов в отношении вынужденных мигрантов.

Люди, покидающие родную землю в виду вооружённых конфликтов, голода, эпидемий и других форс-мажорных обстоятельств, являются вынужденными мигрантами

Я довольно часто встречаюсь с ситуациями, когда люди не могут чётко разграничить для себя понятия миграции, иммиграции и эмиграции. Поэтому постараюсь внести ясность в этот вопрос. Легче всего объяснить разницу в терминологии на примерах. Рассмотрим переезд гражданина Российской Федерации в Германию. Его отъезд с родины будет называться эмиграцией, а соотечественники будут рассматривать его в качестве эмигранта. Приезд на германскую землю будет, в свою очередь, называться иммиграцией. Для коренных немцев же переехавший россиянин будет иммигрантом. А вот, например, для жителей соседней Австрии, которых процесс переезда россиянина в Германию никоим образом не затрагивает, он будет считаться просто обыкновенным мигрантом. А его переезд из России в Германию станет, соответственно, просто миграцией. Ошибочное оперирование этими терминами может часто приводить к искажению смысла.

Следует сказать также несколько слов об экзистенциальной миграции. Она означает переезд мигрантов в другие страны для познания сущности бытия, стремления понять некоторые его аспекты. В частности, отечественные йоги переезжают в Индию или Непал с целью познания духовных истин, стремления пройти определённый путь, предписанный их религиозным учением.

Временные признаки миграции

Миграционные процессы также отличаются по временному признаку. Миграция может быть:

  • временной;
  • постоянной.

В данном случае не стоит углубляться в детали, поскольку понятно, что временная миграция означает переезд на ограниченное время. Например, житель Краснодарского края, переехавший в Москву в связи со сменой места работы, но намеревающийся через определённое время вернуться в Краснодарский край, будет осуществлять временную миграцию. А вот в том случае, когда он переезжает в Москву, приобретает жильё, легализуется в российской столице, то он становится постоянным мигрантом, а процесс его переезда из Краснодара в Москву носит окончательный характер и будет называться постоянной миграцией. Это же утверждение актуально для переехавших в другие страны. Но в данном случае дополнительным фактором станет получение иммиграционного статуса, сквозь призму которого (в том числе) следует рассматривать мигранта в качестве временного или постоянного.

Видео: кризис мигрантов в Европе

Формы реализации

Миграционные процессы могут быть организованными или неорганизованными (хаотичными). В данном случае деление тоже носит весьма условный характер. Например, массовая миграция при заселении европейцами американского континента носила хаотичный характер и её никоим образом нельзя было считать организованной. А вот переселение немецких колонистов в российское Поволжье, организованное правительством Российской империи, носило, соответственно, организованный характер. Организованной миграцией называют переезд отдельных мигрантов или их групп (больших и малых), когда процесс переезда регламентируется определёнными миграционными программами, действующими в принимающих их странах (во многих случаях по согласованию со правительствами странам проживания мигрантов).

Миграция также бывает добровольной или вынужденной. Впервые проблема вынужденной миграции начала официально рассматриваться на международном уровне после Второй мировой войны. В послевоенной Европе наблюдался процесс миграции огромных масс населения, вызванный последствиями этой самой кровопролитной из войн в истории. К примеру, в число вынужденно перемещённых лиц, по оценкам экспертов, входили более 12 миллионов человек. Необходимость координации миграционных процессов привела в 1951 году к созданию Международной организации по миграции. За годы своей деятельности эта структура стала главным международным органом, занимающимся вопросами миграции.

Правовой статус

По своему правовому статусу миграция может быть легальной или нелегальной. Первая предполагает, что мигранты переезжают в другие страны на основании въездных документов, получают там иммиграционный статус и в конечном итоге законно находятся на территории этих государств. Эта категория мигрантов подаётся статистическому учёту иммиграционных органов, а сам процесс во многом регулируется государством. Примером государственного регулирования миграционных процессов может стать введение квот во многих странах Европейского Союза квот в отношении приёма мигрантов, а также создание специальных иммиграционных программ, рассчитанных на привлечение в страну определённых категорий зарубежных граждан.

Нелегальная миграция является огромной проблемой для развитых в экономическом отношении стран. По мнению экспертов, только в Соединённых Штатах Америки в 2018 находятся более 10 млн нелегальных мигрантов. В отношении нелегалов постоянно ужесточается законодательство, с ними борется полиция, но количество нелегалов в мире продолжает расти.

В частности, нелегальными мигрантами считаются иностранцы, которые прибывают в определённое государство:

  • с фальшивыми документами;
  • методом нелегального пересечения государственной границы;
  • остаётся на территории страны после того, как истёк срок разрешительных документов, ограничивающих период его пребывания в данном государстве.

Все нелегальные мигранты являются в той или иной степени угрозой для общества и экономики принимающей страны. Это приводит к нарастанию социальной напряжённости в её обществе, повышению уровня безработицы среди местного трудоспособного населения, созданию хаоса на внутреннем рынке труда, а также оттоку средств за границу.

Американцы пытаются оградить себя от мексиканских нелегальных мигрантов огромной стеной

Трудовая миграция

Основными причинами трудовой миграции являются причины экономические. При современном неравномерном развитии государств наблюдается отток рабочей силы из депрессивных регионов мира в более развитые. Люди стремятся переехать туда, где можно найти высокооплачиваемую работу с комфортными условиями труда, самореализоваться в профессиональном плане. Специалисты считают, что доля трудовых мигрантов в их общем количестве в мире постоянно будет расти как в ближайшей, так и отдалённой перспективе. Например, в Объединённых Арабских Эмиратах иммигранты (львиную долю которых представляют мигранты трудовые) составляют 95% от всего населения.

Люди стремятся переехать туда, где можно найти высокооплачиваемую работу с комфортными условиями труда, самореализоваться в профессиональном плане

Миграция в России

В России сегодня вопрос миграции является очень животрепещущим. Российская Федерация является одновременно и страной-поставщиком мигрантов, и их, так сказать, потребителем. Российское правительство считает вопрос регулирования миграционного трафика одной из своих первостепенных задач.

Из России выезжают её граждане в поисках лучшей жизни за рубежом. Многие из них относятся к категории мигрантов трудовых. Регионами притяжения для них, как правило, являются Евросоюз, США и Канада. В Россию едут выходцы из постсоветских республик, которые стремятся найти здесь работу и осесть на российской земле, а также выходцы из дальнего зарубежья, например, китайцы или вьетнамцы. Основными центрами притяжения в России для них становятся Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Нижний Новгород и другие развитые в экономическом плане российские регионы.

Наблюдается также высокий уровень внутренней миграции внутри самой страны. Жители её менее развитых регионов переезжают в более развитые экономически, значительную роль в перемещении населения играет и семейная миграция. Значительное число жителей российской глубинки хотят найти работу в пределах высокоразвитых российских агломераций, где уровень оплаты труда гораздо выше, да и вакансий в разы больше.

В современной России миграция присутствует практически во всех аспектах, а её влияние на экономическую и политическую жизнь страны с каждым годом возрастает.

Более детальное знакомство с миграционными процессами позволяет лучше ориентироваться в современном мире и прогнозировать множество процессов. Это утверждение актуально и на уровне правительств, и на уровне обычных граждан, которые планируют переезд либо в другую страну, либо просто в другой город или регион.

Ссылка на основную публикацию