Маятниковая миграция населения в России

Проблемы маятниковой миграции

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.05.2014 2014-05-19

Статья просмотрена: 2391 раз

Библиографическое описание:

Дубейко И. В. Проблемы маятниковой миграции // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 334-337. — URL https://moluch.ru/archive/66/11089/ (дата обращения: 06.03.2020).

В статье рассматриваются вопросы маятниковой миграции: влияние данного процесса на развитие крупных и малых городов. Также анализируются факторы, определяющие уровень маятниковой миграции в небольшом населенном пункте на примере Соснового Бора.

Ключевые слова: маятниковая миграция, трудовые ресурсы, безработица, мобильность.

The article discusses the impact of circular migration process in the development of cities and towns. Also, it analyzes the factors determining the level of commuting in a small village like Sosnovy Bor.

Keywords: circular migration, workforce, unemployment, mobility.

В широком смысле миграция связана с перемещением людей из одного региона (страны) в другой с целью поиска новых возможностей и повышения качества жизни. Оно сопровождается пересечением как внешних границ государства, так и внутренних границ административно-территориальных образований [1].

Миграция затрагивает все регионы мира, а многие страны сегодня одновременно являются странами происхождения, пребывания и транзита. Закончив с обозначением самого понятия миграции, хочется перейти к рассмотрению более узкой проблемы, присущей современной России — это проблема маятниковой миграции. Этот процесс появился и получил развитие в период урбанизации, когда между городской и сельской культурами пропасть стала наиболее явной. Если раньше, до момента роста в городах промышленности, люди в России в основном были заняты натуральным хозяйством, то после появления тракторов и машин производительность труда выросла в несколько раз, и необходимость в человеческих руках уменьшилась. Люди в поисках работы начали выезжать в ближайшие города, чтобы прокормить свою семью. Роль города в развитии общества повысилась. Так и появилась маятниковая миграция в России.

Маятниковая миграция представляет собой регулярные поездки определенной части населения из одного пункта назначения в другой и обратно [7]. Данные пункты расположены в разных населенных пунктах. Маятниковая миграция появляется в основном из-за несоответствия расположения производства и расселения людей. Маленькие города не могут похвастаться изобилием предложений трудоустройства. Это связано со многими факторами, которые вносят свою лепту во всё более распространяемый миграционный процесс. Так или иначе, размер города, специализация и его населенность людьми — это исторически сложившиеся показатели, на которые трудно повлиять извне. Они, тем или иным образом, поворачивают экономическое, политическое и социальное развитие на определенный путь, которого в дальнейшем будет придерживаться город. Однако чаще всего происходит так, что в маленьком городе развивается в полную силу лишь один- два сектора. В других областях динамика создания рабочих мест существенно отстает от предложений труда, а существующие вакансии не привлекают граждан с точки зрения характера работы, а чаще — оплаты труда. Это очень сужает круг интересующих вакансий, в которых человек мог бы и хотел себя проявить. Решением данной проблемы выступает такой процесс, как маятниковая миграция. Нужно искать предложения, где человек может задействовать в полной мере свои способности. Это и побуждает его к поиску работы за пределами постоянного места проживания.

Изобилием рабочих мест практически всегда оказывается ближайший крупный город. Его экономическая мощь может похвастаться наличием организаций и предприятий разнонаправленной специализации. Здесь человек точно сможет найти ту область, в которой возможно задействовать свои навыки и способности. Образовывается обстановка для удовлетворения всевозможных потребностей в труде поселенцев небольших населенных пунктов, где количественно и даже качественно ограничено предпочтение в рабочих местах. Маятниковые мигранты повышают численность и меняют структуру трудовых ресурсов городов — центров притяжения, где количество рабочих мест превосходит собственные ресурсы труда или не отвечает профессионально-квалификационному составу населения. Процесс маятниковой миграции наиболее характерен для тех регионов, ядром которых являются крупнейшие города. Образовываются целые агломерации, объединяющие множество пригородных районов и небольших населенных пунктов вокруг единого центра, являющегося экономической базой целого региона. Возросшая мобильность ресурсов, качественные сдвиги в информационных и транспортных связях обеспечивают впечатляющие изменения в пользу развития города. Имеет место перераспределение средств, выгодное административным центрам, что влияет на экономическую, а также социокультурную природу региона.

Маятниковая миграция появляется в обществах, в которых доступ к современным транспортным средствам дает возможность людям проживать далеко от места своей работы или обучения. До XIX в. большее число людей проживало в «границах пешего хода» от местонахождения работы или обучения. Развитие городов в 18–19 веке означало сосредоточение на одной и той же территории больших человеческих масс. Такой интенсивный путь развития был на тот момент прогрессивным, потому что концентрация людей, во-первых, способствовала значительному росту производительности труда, во-вторых, отвечала требованиям концентрации производительных ресурсов, происходившей под воздействием научно-технического прогресса. В этот период основой формирования города являлась обычная миграция. Появление маятниковой миграции произвело огромное воздействие на жизненный уклад, дало возможность городам вырасти до таких размеров, о которых раньше никто и предполагать не мог, привело к расцвету пригородов и окраин. При опережающем развитии транспорта маятниковая миграция ведёт к стремительному экстенсивному росту городов, застройке пригородов и образованию новых районов [3]. Городская среда при этом сильно меняется, центр резко контрастирует с окраинами, подсознательно отделяясь от последнего в экономическом и социальном плане. Население агломерации быстро увеличивается за счёт притока мигрантов в застраиваемые пригороды. В дальнейшем, при замедлении развития транспорта, которому сопутствуют автомобильные пробки и работа в режиме перегрузок, развитие города осуществляется медленнее и гармоничнее.

Как и любой другой процесс, маятниковая миграция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Она является важным источников формирования трудовых ресурсов в городах, в значительной мере обеспечивающая сбалансированное и рациональное использование трудовых ресурсов. Такой вид миграции существенно снижает уровень безработицы, дав возможность каждому человеку устроится на работу, которая в большей части будет соответствовать его существующим потребностям. В данные потребности можно включить удовлетворение физиологических потребностей, обучение, покупку квартиры либо других предметов роскоши, содержание семьи и др. С точки зрения работодателей, маятниковая миграция дает возможность сократить затраты на выплату заработной платы, так как есть возможность нанять более дешевую рабочую силу. Другой вопрос, отразится ли это на качественном уровне выполнения работ и профессиональной подготовке работников. Государство рассматривает маятниковую миграцию, как выгодный способ снижения издержек на выплату пособий по безработице, снижения издержек производства товаров и услуг за счет низкой цены труда, снижения нагрузки и на работников служб занятости населения. Можно сказать, что нынешняя мобильность населения в большей степени положительно отражается на развитии главных экономических центров регионов. Маятниковая миграция регулирует рост численности населения, являясь, прежде всего, средством ограничения чрезмерного роста центра города. Она также обеспечивает оптимальное и гибкое (в пространстве, времени и объемах) соединение труда и капитала. Однако что на этот счет думают пригородные населенные пункты и соседние небольшие города? Как на них влияет маятниковая миграция? Постепенно возникает конфликт между центром и пригородной частью — соседние небольшие города теряют свою самостоятельность из-за некой трудовой зависимости от ядра региона. Часто возникают серьезные разрывы в уровне жизни, которые ведут к неустойчивости и дисбалансу экономики региона. Чтобы избежать таких последствий, необходимо тщательно изучить процесс маятниковой миграции в регионе либо в конкретном интересующем населенном пункте.

Основная проблема изучения данного вида мобильности трудовых ресурсов заключается в том, что учесть маятниковых мигрантов очень сложно [5]. Классическим способом учета являются исследования в виде проведения опросов и анкетирования. Однако сразу после обозначения способа исследования столкнемся с некоторыми трудностями и проблемами: высокая стоимость мероприятия (под этим подразумевается печать анкет и листовок, оплата труда занятых в данном исследовании), организационные проблемы и проблема достоверности информации (т. е. не все граждане готовы рассказать о своем статусе мигранта). Поэтому в России подобные мероприятия практически не проводятся.

Среди населенных пунктов, столкнувшихся с данной проблемой, находится город Сосновый Бор. В связи с трудностью сбора данных о маятниковой миграции, очень тяжело определить пути решения негативного влияния этого процесса на развитие муниципального образования и установление некой экономической и трудовой стабильности. В Администрации городского округа прозвучал такой вопрос: что можно и нужно сделать, чтобы жители города работали в Сосновом Бору, а значит пополняли городскую казну налогами и другими результатами своего труда. Эксперты в общем выделяют три основные причины данного вида перемещения: безработица, отсутствие подходящей работы и низкий заработок. Но, если в городе Сосновый Бор такой показатель, как безработица, является очень несущественным (на 2013 год уровень безработицы — 0,3 % от численности экономически активного населения города и находится в пределах фонового значения, в то время как в России этот показатель равен 5,6 %), довольно широкий выбор вакансий (городской банк вакансий на 1 января 2014 года насчитывает 2047 вакансий, что составляет 19 вакансий на одного безработного), а среднемесячная заработная плата работников списочного состава крупных и средних организаций округа за 2013 год выросла на 13,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 44241 руб [6], почему проживающие на территории города люди пытаются подыскать себе работу вне города? Рядом с Сосновым Бором находится Санкт-Петербург, который является одним из крупнейших городов Российской Федерации, привлекая население пригородов своими социальными и экономическими возможностями. Хотя для Соснового Бора города и характерен довольно неплохой средний уровень заработной платы, многие люди пытаются найти работу вне дома. Это из-за того, что заработная плата по аналогичным профессиям в данном городе и Санкт-Петербурге различается в пользу последнего. Поэтому даже ежедневные затраты времени и денежных средств на поездку к месту работы не являются сдерживающим фактором для маятниковых мигрантов. Для примера представлена таблица 1 о средней заработной плате по видам деятельности.

Средняя заработная плата по видам экономической деятельности

Средняя заработная плата в г. Сосновый Бор, руб.

Средняя заработная плата в г. Санкт-Петербург, руб.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Маятниковая миграция в 2019 году: особенности и причины

Не каждый человек имеет возможность работать или учиться и жить в одном и том же месте, точнее в одном и том же населённом пункте. Многим приходится ездить в соседний город на работу, а жить в области. Так зачастую бывает в больших городах, и для людей такой процесс и такое течение жизни вполне нормальное явление.

Кому-то просто не хочется жертвовать своей работой и искать что-либо поблизости к дому. Именно поэтому людям приходится с утра ехать в город на работу, а вечером возвращаться обратно. И такой процесс называется маятниковой миграцией. Маятниковая миграция – это процесс вынужденный и многие к нему привыкли.

Что означает термин «маятниковая миграция»?

Маятниковая миграция – это условное обозначение процесса, когда человек, обычно ежедневно, ездит из одного населённого пункта в соседний по разным причинам, например, на работу или же учёбу, и при этом возвращается обратно. Всё это происходит из-за не совсем правильного и соответственного размещения людей и производств.

Чаще всего такой процесс свойственен для достаточно больших городов. Например, ни для кого не секрет, что в Москве происходит именно такая ситуация. Люди на электричках из пригорода добираются в Москву на работу, а вечером возвращаются назад.

В связи с тем, что транспортная система сейчас развита достаточно хорошо, люди вполне могут себе позволить иметь работу вдалеке от дома. Этого же нельзя сказать, например, о 19 веке, когда народ мог работать только вблизи с домом. Маятниковая миграция возникает по разным причинам и по-разному влияет на уклад современного общества.

Причины маятниковой миграции населения?

Что такое маятниковая миграция теперь понятно, важно выяснить и самые главные причины возникновения такого процесса.

Как уже говорилось, важное влияние на данный процесс оказало развитие транспортной системы. С технологическим прогрессом и появлением всевозможного вида транспорта люди смогли себе позволить увеличить расстояние от дома до места работы. Понятно, когда предлагают хорошую работу, но при этом добираться придётся достаточно далеко, то многие соглашаются, терять шанс на обеспечение хорошей жизни никому не хочется.

Читайте также:  Пребывание в России граждан Казахстана

Практически для всех стран мира характерно явление маятниковой миграции. Новые возможности в сокращении времени на передвижение позволили населению всё больше перемещаться. Количество таких людей с каждым годом растёт всё больше.

Причины, по которым явление маятниковой миграции всё больше распространяется, могут быть:

А с чего всё начиналось у нас в стране? Началось всё с развала Советского Союза. Именно в этот промежуток времени многие сёла и посёлки потерпели экономический крах. Люди не могли найти для себя хорошую работу, которая бы при этом и достойно оплачивалась. Кроме того, в небольших городах стоимость жилья ниже, чем в крупных городах.

Это позволяет экономить хорошую часть денег. Заработав хорошую сумму, человек может не тратить её на приобретение дорого жилья в городе. Он может позволить себе более дешёвое жильё в пригороде, но при этом и оставить для себя неплохую сумму для жизни.

Ещё одна важная причина: возникает процесс под названием субурбии. Что это значит? Это процесс переезда в частные дома пригорода из спальных районов. Процесс субурбии – это процесс, обратный процессу урбанизации. В США, например, данный процесс уже превзошёл все возможные рамки. Но сейчас он набирает обороты и в России.

Фото: https://pixabay.com/photos/border-mexico-usa-united-states-62866/

Практически все обеспеченные люди перебираются в пригород. Да и простые стараются создать более комфортные условия для своей жизни. При всём этом люди продолжают ездить на работу в город, не меняется и то самое место работы.

Особенности миграции

Какие особенности имеет подобная форма миграции и какие особенности всё больше прогрессируют?

  1. Естественная урбанизация принимает активное распространение.
  2. Социальная активность граждан получает всё больший всплеск.
  3. Сельская жизнь участников перемещения принимает всё лучшие и качественные условия.
  4. Постепенно стирается разница между городскими и сельскими жителями.

В современном мире почти каждый человек, который работает, тратит достаточно много времени на дорогу. Но это позволяет ему иметь хорошую работу, а, значит, улучшать качество своей жизни.

Российская статистика миграции

Проезд не только в общественном транспорте, но и затраты на бензин составляют достаточно большую часть семейного бюджета. Как показывает статистика, около 15% заработной платы уходит именно на эти расходы. Бывают случаи, когда эта цифра достигает и 30%. Довольно сложно отследить и исследовать подобную проблему.

Самое сложное в данном случае понять, как передвигается человек. Во внутрирегиональном сообщении сделать это практически невозможно. Ни один человек, совершая такую поездку, не покидает территорию страны, значит, документы никакие не оформляет.

Примеры маятниковой миграции

Если говорить о маятниковой миграции, то можно в пример взять Москву и понять какие статистические данные здесь. Из Подмосковья ежедневно в столицу перемещается около 1 миллиона человек. А вот в обратном направлении едет намного меньше людей – около 40 000 человек. Примерно каждый четвёртый человек области считается маятниковым мигрантом.

Для примера можно взять и Санкт-Петербург. Около 200 тысяч человек ежедневно переезжает из Ленинградской области в Питер, в неделю эта цифра составляет более 1 миллиона. Понятно, что еженедельная статистика Питера значительно меньше, чем Москвы, но цифра тоже внушительная. В других крупных городах цифра может быть такой же, как и в Санкт-Петербурге.

Фото: https://pixabay.com/photos/st-petersburg-russia-peter-3753684/

Подсчитать сколько людей перемещается каждый день из пригорода в город практически невозможно. Если говорить о примерных расчётах, то количество граждан, постоянно мигрирующих маятниково, составляет около 10 миллионов человек. В процентном расчёте это составляет около 12% всего трудоспособного населения страны.

Преимущества и недостатки маятниковой миграции

Регулярные переезды с места жительства на работу и обратно имеют свои плюсы и минусы. Что можно отнести к преимуществам маятниковой миграции?

  1. Для жителей это даёт возможность иметь хорошую и высоко оплачиваемую работу. А это, в свою очередь, немного снижает социальную напряжённость в тех районах, где возникают очень большие трудности в экономическом плане.
  2. Город наделяется достаточной рабочей силой. Но при этом в городе не требуется огромное количество садов и школ, дети посещают такие организации в пригороде.
  3. Если бы не маятниковые мигранты, то, может быть, и не было бы такой хорошей транспортной инфраструктуры. Такие перемещения заставляют власти налаживать транспортную развязку.

Кроме таких явных плюсов, маятниковая миграция имеет и некоторые недостатки.

  1. В населённом пункте, откуда едут мигранты, плохо развивается экономика. Новые рабочие места не образуются, населению это просто не нужно. Такая система потихоньку отмирает.
  2. Социальная сфера городов, откуда едут мигранты, ухудшается. А связано это с тем, что мигранты платят налоги по месту работы. Результат: налоги уплачивают по месту работы, а по месту жительства нет, значит, отчисления идут в тот самый большой город, а маленькому ничего не достаётся.
  3. Нагрузка на транспортную систему большого города возрастает. Увеличивается количество пробок, не хватает такого количества дорог, чтобы обеспечить всех непрерывным передвижением. Люди тратят огромное количество времени, стоя в пробках.
  4. В связи с тем, что человек тратит огромное количество времени на дорогу, он устаёт, это может напрямую влиять на эффективность его трудовой деятельности.

Фото: https://pixabay.com/photos/moscow-night-map-plane-view-air-3227572/

Частые проблемы маятниковой миграции

Маятниковая миграция примеры имеет явные. Такие города, как Москва и Питер, являются яркими представителями такого явления.

Первая важная проблема – это количество потраченных денег на дорогу. Но в сравнении с тем, сколько человек получает, работая в городе, сумма для него не такая уже большая. Зато остальные деньги он может тратить на себя.

Одна из проблем маятниковой миграции – экологическая. Такое огромное количество машин, которое передвигается из города в пригород и обратно, наносит огромный вред природе. Но при всём этом власти говорят о том, что данный процесс вполне контролируем.

Инфраструктура настолько развивается в городах, куда едут работать люди, что количество торговых центров и фирм по оказанию каких-либо услуг с каждым днём становится всё больше. Возможно, для кого-то это не проблема. Но косвенно: у людей практически нет какого-либо выбора в посещении каких-либо более значимых мест вроде музеев и театров. Всё сосредоточено на сфере продаж. Но если не всё, то очень многое. С другой стороны – это хорошо. Количество рабочих мест уж точно не уменьшается.

Маятниковая миграция такое название имеет не случайно. Человек действительно как маятник в течении дня – из одного места перемещается в другое. И если поехать, например, в пригород Москвы, то можно встретить яркого представителя такой категории людей.

Заключение

Маятниковая миграция может привносить проблемы в общество, но эти проблемы не такие и глобальные. Ежегодно количество таких проблем снижается, так как правительство старается их решить. Количество людей, которые живут в одном месте (чаще в пригороде), а ездят на работу в город, сейчас достаточно большое. И в будущем это количество будет только расти, данный процесс остановить практически невозможно.

Особенности маятниковой миграции

Многие жители сельской местности или небольших городов не могут найти себе жизненное применение в своих поселениях. Устраиваясь на работу в крупных городах, но оставаясь жить в своих населенных пунктах, они становятся маятниковыми мигрантами.

Что такое маятниковая миграция

Маятниковая миграция представляет собой разновидность территориального перемещения граждан из одного населенного пункта в другой на работу или для прохождения учебы. Термин «маятниковая миграция» был применен к подобным перемещениям из-за внешнего сходства процессов. Явление напоминает движение маятника: утром массы людей отправляются в другое поселение на работу, а вечером возвращаются домой.

Признаки маятниковой миграции

  • Регулярность — для перемещений характерны частые, практически ежедневные поездки;
  • Длительность — перемещения совершаются продолжительный период времени;
  • Отсутствие смены места жительства — граждане не меняют место своего проживания.

Отличия от других видов миграции

Подобное перемещение имеет серьезные отличия от других миграционных процессов. Миграция представляет собой переселение граждан на новое место жительство на временной или постоянной основе. При маятниковой миграции переселения не происходит: граждане остаются проживать в своем поселении.

  • Временной, при которой лицо переезжает на ограниченный временем период, а постоянное место жительства не меняется;
  • Сезонной — разновидности временной миграции, тесно связанной с определенным сезоном и направленной на выполнение работ по уборке урожая и т. д.;
  • Нерегулярной, имеющей эпизодический характер.

Причины маятниковой миграции в России

Маятниковая миграция характерна для всех стран мира и тесно связана с развитием урбанизации и ростом субурбии. Причиной формирования таких процессов стали взрывное развитие общественного транспорта и автомобилизация населения. Новые возможности в мобильности и сокращение продолжительности поездок привели к тому, что количество перемещающихся лиц постоянно увеличивается.

Чаще всего это явление носит экономический или трудовой характер. Жители населенных пунктов находят лучшие предложения по работе в соседних крупных городах, так как там более разнообразен рынок труда и выше зарплаты.

С развалом СССР многие небольшие города, поселки и села потерпели экономический крах: здесь стало практически невозможно найти работу с достойной оплатой труда. Этим же объясняется и невысокая стоимость жилья в подобных населенных пунктах.

Еще одной причина маятниковой миграции является развитие субурбии, то есть переезд из спальных районов в пригород, в первую очередь, в частные дома. Этот процесс, обратный урбанизации, достиг апогея в США. Набирает популярность переезд в пригород и в России — субурбия позволяет создавать наиболее комфортные условия для проживания обеспеченных граждан. Место трудовой деятельности не меняется — люди все также продолжают ездить на работу в город.

Преимущества и недостатки маятниковой миграции

Маятниковая миграция имеет неоднозначный характер и несет плюсы и минусы как миграционным донорам, так и реципиентам.

Достоинства

  1. Мигрантам открываются новые возможности на рынке труды — они могут устроиться на хорошо оплачиваемую работу. Благодаря этому снижается социальная напряженность в местности с неблагоприятным экономическим климатом;
  2. Крупные города обеспечиваются необходимыми им трудовыми ресурсами. Одновременно не возрастает социальная нагрузка на город: не нужно строительство детских садов, больниц, школ и т. д;
  3. Благодаря маятниковым мигрантам поддерживается и развивается транспортная инфраструктура, связывающая различные населенные пункты.

Недостатки

  1. Отсутствие экономических перспектив в населенном пункте — доноре маятниковой миграции. Снижение качества и количества трудовых ресурсов приводит к тому, что экономический рост в небольших городах и поселках сходит на нет. Маятниковые мигранты не создают прибавочный продукт по месту своего проживания, здесь не появляются новые рабочие места и т. д.;
  2. Деградация социальной сферы поселений-доноров. Значительная часть налогов уплачивается по месту работы. Например, НДФЛ платится по месту регистрации налогового агента, то есть работодателя. В итоге получается ситуация, когда маятниковые мигранты платят налоги в другом поселении, а пользуются инфраструктурой по месту жительства. Местным бюджетам просто не хватает средств на поддержание социальной сферы, не говоря уже о ее развитии;
  3. Возрастание нагрузки на поселение-реципиент, связанное с автомобилизацией. Происходит повышение нагрузки на транспортную инфраструктуру — не хватает парковок, ширины и плотности дорог, растет число пробок и т. д;
  4. Возрастают затраты граждан на перемещение — значительную часть зарплаты мигрантов «съедают» расходы на транспорт;
  5. Поездки к месту работы и обратно могут достигать нескольких часов. Из-за утомляемости снижается работоспособность, учащаются стрессы, практически не остается свободного времени на отдых, саморазвитие, встречи с друзьями. Жизнь мигрантов превращается в бесконечную череду работы, дороги и сна.

Статистика и проблемы маятниковой миграции

Больше всего явление характерно для крупных городов, особенно Москвы. Столица остается главным центром притяжения для всего Подмосковья — ежедневно в Москву отправляется более 1,1 млн. жителей области. Обратный поток значительно меньше — до 40 тыс. обитателей столицы ежедневно выезжает в Подмосковье на работу. По некоторым подсчетам, каждый четвертый трудоспособный житель Московской области — маятниковый мигрант.

Читайте также:  Черный список ФМС

Москва является настолько мощным центром притяжения, что в ее орбиту попадают и жители соседних регионов. Немалый процент перемещающихся в столицу лиц составляют обитатели Калужской, Тульской и Владимирской областей.

  • Налаженное железнодорожное сообщение;
  • Дисбаланс в доходах между москвичами и жителями близлежащих регионов.

Характерен процесс и для других крупных городов. В маятниковую миграцию включены жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области ( до 200 тыс. человек ежедневно ), а также других крупных городов. Такой миграционный процесс наиболее характерен для тех регионов, в которых велика плотность населения.

Не стоит считать, что это исключительно городское явление. Даже сельского фельдшера, ездящего на работу в соседнюю деревню на велосипеде, можно причислить к маятниковым мигрантам.

Общее количество людей, перемещающихся в ежедневном режиме между двумя поселениями, практически не поддается подсчету. Такие лица не обязаны регистрироваться в государственных органах. По ориентировочным подсчетам, число таких граждан может достигать 10 млн. человек или более. А это почти 12 % трудоспособных жителей страны.

Проблемы маятниковой миграции

Проблемы, с которыми сталкиваются маятниковые мигранты, связаны с расходом денежных средств и времени на то, чтобы добраться до места работы или учебы. С течением времени в этот процесс включаются обитатели все более дальних поселений.

Маятниковая миграция — естественный социально-экономический процесс, характерный для всего мира и имеющий свои плюсы и минусы. Развитие общественного транспорта и автомобилизация населения привели к тому, что маятниковыми мигрантами становится все больший процент населения России.

В чем особенности маятниковой миграции населения и что это значит?

Миграционные процессы движения населения могут носить как внутренний, так и внешний характер. Во втором случае подразумевается пересечение территориальных границ государства и въезд в другую страну, а в первом – о нем пойдет речь в данной статье, действие происходит в пределах отдельно взятого государства. Что это за явление и как оно проявляется в РФ, давайте разбираться.

Что собой представляет

Маятниковые миграции населения – это регулярные – каждодневные либо еженедельные перемещения граждан от места их постоянной регистрации к месту осуществления трудовой деятельности при условии, что эти места расположены в различных региональных точках. Как правило, потенциальные участники маятниковых процессов – большой процент жителей мегаполисов и людей, приживающих в окрестных сельских населенных пунктах.

Установлено, что чем крупнее региональный центр и чем ярче развита в нем инфраструктура, тем выраженнее себя проявляет такое перемещение. В некоторых государствах проблема маятниковой миграции стоит настолько остро, что ее размеры сопоставимы с ежегодным переездом населения в другие страны на безвозвратной основе, а в ряде случаев даже превышают эти показатели.

Данные процессы тщательно изучаются, поскольку они оказывают огромное воздействие на формирование региональных рынков труда в России, сопоставляя их с профессиональной структурой квалификации местного населения конкретно взятого административного центра и принадлежащих ему, сельских населенных пунктов.

Рассматриваемое в данной статье, явление, создает предпосылки для обеспечения различных рабочих потребностей граждан, особенно той категории, которая живет в поселках и небольших районных центрах, где профессиональная востребованность специалистов крайне ограничена.

Причины маятниковой миграции

Когда транспортное средство являлось элементарной роскошью, и передвижение на довольно длительные расстояния было сопряжено с временными затратами, люди старались жить и работать в максимальной шаговой доступности.

По мере повышения уровня жизни россиян, количество владельцев собственных автомобилей увеличилось в сотни раз. Это позволило гражданам легко переезжать из деревни в город и обратно. Многие оставили шумные улицы и переместились поближе к природе, сохранив при этом свое рабочее место.

Приток сельских жителей в города не мог не сказаться на потребности в вакансиях, и этот пробел нужно было как-то заполнять. Стали открываться новые предприятия, и наши соотечественники массово пользовались возможностью работать в крупном центе за более высокую оплату своего труда.

Таким образом, базовой причиной распространения маятниковой миграции считается повышение качества жизни населения на фоне роста технического прогресса, дающего все больше благ человеческой цивилизации.

Особенности

Регулярное перемещение долевой части населения по принципу «город-село» влияет на прогрессирование следующих особенностей:

  • активизация распространения естественной урбанизации;
  • всплеск социальной активности граждан;
  • качественное улучшение социальных условий жизни применительно к сельской части участников перемещения;
  • стирание различий между городскими и деревенскими людьми.

Практически каждый работающий человек тратит на дорогу достаточное количество времени. Но несмотря на высокие временные затраты, такие трудовые очаги востребованы, так как несут прямую экономическую выгоду человеку – чем крупнее административный центр, тем качественнее там уровень жизни, и как следствие, больше показатель средней заработной платы. Стоимость недвижимого имущества так же, завышена.

Иногда бывает и наоборот. Мегаполис исчерпывает свои внутренние трудовые ресурсы и наступает предельная точка его промышленного развития. Тогда начинают появляться вторичные кадровые вакансии, расположенные в пригородной его зоне. Таким образом, передвижение, первично направленное на город, самопроизвольно обретает обратную траекторию. Специалисты определяют два направления, идущих в разные стороны, но параллельно друг другу – один в спальную, а второй в центральную его часть.

Обратите внимание! При такой внутренней миграционной политике полярность между административными районами постепенно стирается, а пригород планомерно перетекает в состав мегаполиса, соединяясь с ним трудовыми мостами вакансий.

Миграция в России – проблемы и статистика

Одна из самых значимых проблем маятниковой миграции – ограничение удобств во время переезда из одного пункта в другой. Многие наши регионы не могут похвастаться качеством автомобильных дорог и уровнем транспортного обслуживания граждан.

Частые опоздания к месту работы чреваты конфликтными ситуациями с работодателем, при этом далеко не каждый из них готов практически решать жилищные проблемы сотрудника и обеспечить его ведомственной квартирой или общежитием.

Не менее серьезным отягощающим обстоятельством является и затратная статья на проезд. Как показывает практика, из семейного бюджета на транспортные расходы нередко утекает до 30% от заработной платы мигранта.

Статистическое исследование проблемы – процедура довольно сложная. Основная трудность заключается в том, что контролировать и учитывать факт внутрирегионального перемещения людей практически невозможно. Ведь граждане не покидают территориальных пределов государства, а, следовательно, не пересекают КПП и не оформляют визовые документы. Поэтому все данные, полученные по данному направлению, носят скорее справочный, нежели точный, характер.

Единственное, что можно утверждать наверняка, это то, что процесс набирает обороты, увеличивая ежегодно статистику населения, вовлеченного в данное явление. По неподтвержденным данным годовой прирост составляет в среднем 10-11% от общего количества зарегистрированных граждан, что эквивалентно населению среднего по величине административного центра.

Преимущества и недостатки

Если изучать влияние маятниковых перемещений в аспекте плюсов и минусов, то положительных моментов миграция дает больше, чем неприятных моментов. Выделяют основные ее преимущества:

  • благодаря притоку трудовых кадров административные центры увеличиваются в размерах и экономически развиваются;
  • профессиональный рынок распределяется более гармонично, с учетом привязки к конкретной местности;
  • население в пределах региона не будет испытывать недостатка в дополнительных рабочих вакансиях, появятся новые высококлассные специалисты.

Теперь о недостатках. Они, конечно же, есть. Большой поток внутренней миграции неизбежно влечет за собой проблемы дорожного плана, когда пропускная способность российских дорожных магистралей не соответствует реальным жизненным требованиям. Это затрудняет перемещение и увеличивает время, которое человек затрачивает на дорогу к месту работы и обратно, домой. Иногда в пробках приходится стоять часами.

Кроме того, чрезмерная загазованность и избыток выхлопных газов не способствует нормальной экологической обстановке и может стать причиной развития многих заболеваний. Частые стрессы так же не мотивируют организм человека к правильному функционированию.

Обратите внимание! Жители мегаполисов болеют серьезными заболеваниями в несколько раз чаще, чем деревенское население.

Значение регулярных передвижений граждан

На практике маятниковая миграция встречается достаточно часто, с каждым годом охватывая все большее количество россиян. Как уже было отмечено в аспекте развития отечественной экономики, данное явление несет в себе положительную функцию. Они стимулирует строительство автомобильных магистралей, ремонт уже имеющихся дорог, улучшение инфраструктуры наших городов. По мере увеличения потребительского спроса, рождаемого притоком сельского населения, открываются новые торговые центры, развлекательные учреждения, строятся новые современные жилые массивы.

Что касается экологической ситуации по стране в целом, то она контролируема. Над этим ведется постоянная работа уполномоченных ведомств и структур. В целом обстановка не вызывает серьезных опасений специалистов.

Заключение

Проблемы, которые привносит в общество маятниковая миграция, не классифицируются как масштабные. С каждым годом наблюдается тенденция к их снижению, что дает хорошие перспективы на будущее. Сегодня данное явление затрагивает около 22% населения РФ, и в ближайшие годы количество тех людей, кто живет в одном месте, а работает в другом, будет только расти.

Что такое маятниковая миграция

Почти каждый россиянин ежедневно тратит определенное время на то, чтобы утром поехать на работу, а вечером добраться с рабочего места до своего дома. Такая простая и обыденная процедура, на самом деле, кроет в себе целое понятие, которое именуется маятниковой миграцией.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Мало кто задумывается о важности раскрытия данного понятия и развития этой миграции для прогресса в стране в целом. Рассмотрим вопрос проявления маятниковой миграции, а также постараемся понять ее важность для россиян в целом.

Что собой представляет

Маятниковой миграцией называются постоянные передвижения людских масс из одного населенного пункта в другой для прохождения рабочей смены, либо обучения. Постоянность этого явления полностью соответствует режиму трудовой деятельности и обучения.

Появление этого явления ознаменовалось активизацией процесса урбанизации в государстве. При этом основой этого явления является несоответствие размещения производственных помещений и расселения гражданских лиц.

Маятниковая миграция может выступать в качестве оптимизатора создания равноценных условий для идеального выбора места обучения граждан согласно его квалификации, либо работы.

Помимо этого, данное явление способствует развитию таких особенностей, как:

  1. Распространение урбанизации.
  2. Социальная мобильность.
  3. Изменения для сельских жителей социальной структуры.
  4. Преодоление некоторых различий между городскими условиями и деревенскими.

Особенности

Каждому человеку свойственно тратить много времени для приезда на работу и обратно. Происходит это вследствие экономических соображений. В центрах мегаполисов обычно всегда сосредоточены источники для большого заработка. Жилищная территория при этом имеет более высокую стоимость, нежели в спальных районах.

Чем больше размер города, тем он более развит. В некоторых ситуациях город исчерпал свои ресурсы, благоволящие образованию второстепенных мест для работы.

В пригороде может появиться подобная возможность, поскольку зачастую там нет предприятий, магазинов, формирующих благосклонно инфраструктуру.

Движение, направленное изначально в центр, будет развернуто обратно. Эксперты в данный момент наблюдают два потока, идущих друг против друга — один направлен в центр, а второй в спальный район.

В этом случае полярность уменьшится между центром города и спальным районом, и благодаря этому явлению пригород выступает в роли маленького центра, притягивающего к себе основные рабочие мосты.

Причины маятниковой миграции

Во время отсутствия у людей автомобилей и других цивилизационных преимуществ, российские граждане старались проживать рядом со своей работой. Другого выхода данных лиц не имелось.

Но при появлении транспорта у людей появилась возможность жить за пределами города и приезжать в него только для того, чтобы работать. Благодаря отсутствию ограничений, количество рабочей силы в городе со стороны местных граждан увеличивалось. Соответственно, город рос и увеличивался.

Появлялись дополнительные места работы, которые потом были заняты жителями пригородов и деревень. Так появлялись спальные районы, где были исключительно жилые постройки и не имелось предприятий и организаций. После этого города разрастались в разные стороны и таким способом появились большие мегаполисы.

Это явление стало более массовым к началу XXI века.

В данный момент любой человек, живущий в большом городе, прекрасно имеет представление о том, что существует маятниковая миграция. Именно так и называют ежедневное перемещение людей от собственного жилья до места учебы или работы.

Читайте также:  Что делать, если потеряна миграционная карта

Видео: Новости

Примеры

Основным примером для маятниковой миграции выступает ситуация, при которой большая людская масса следует на работу из одного района в другой. Такое явление происходит в любом крупном или маленьком городе, имеющим муниципальные районы.

Помимо этого, к маятниковой миграции можно отнести вахтовый способ работы. В такой ситуации люди приезжают в другой город из одного, чтобы отработать некоторый период времени в нём. Подобный тип миграции отличен от стандартного только периодом для работы.

Вахтовый метод подразумевает изменения места жительства на месяц, 3 месяца, полгода и другое время.

Также в качестве примера маятниковой миграции может выступать переезд на учебу в другую местность или даже страну. В первом случае студент проходит обучение в течение определённого периода времени, после чего он вернется на свое обычное место жительства, чтобы работать.

В частности, этот пример характерен для обучения, которое производится по целевому направлению.

Как выплачивается пенсия по инвалидности? Найдете по ссылке.

Проблемы

Наиболее глобальной проблемой для маятниковой миграции выступает отсутствие удобств для перемещения в другие населенные пункты. Далеко не в каждом российском регионе имеется удобная транспортная развязка и поэтому гражданам приходится тратить гораздо большее время для того, чтобы доехать до своей работы.

Вследствие этого, люди могут опаздывать на работу и тут возникают проблемы с руководящим составом своего предприятия.

Помимо этого, у людей не всегда есть возможность найти хорошую работу вследствие своей неготовности для переезда в новую местность, либо в том случае, когда рабочее место находится очень далеко от своего жилья и человек не имеет личного транспорта.

В таких случаях работодатели выделяют места в специализированных общежитиях для своих рабочих, но не в каждой организации может использоваться такая практика.

Также одной из главных проблем для россиян является большое количество денежных средств, потраченных на проезд. Если на предприятии есть вахтовая развозка, то тогда граждане могут не жаловаться, потому что всё происходит своевременно и нет никаких затрат.

Однако, если у человека имеется свой автомобиль, то достаточно высокий процент от зарплаты уходит на топливо.

Преимущества и недостатки

Если рассматривать более детально преимущества маятниковой миграции, то можно заметить, что она является в целом довольно таки положительным явлением. Всё-таки, она в конечном результате приводит к тому, что города растут и развиваются.

При этом маятниковая миграция позволяет грамотно распределять трудовые ресурсы для определённой местности.

Важно при этом отметить, что население в обязательном порядке будет обеспечиваться второстепенными рабочими местами, и на производстве в это же время будут появляться новые сотрудники.

Обязательно важно не забывать о том, что в ситуации, при которой поток мигрантов будет превышать пропускную дорожную способность, все имеющиеся преимущества будут омрачаться недостатками.

В такой ситуации вместо того, чтобы радоваться наличию возможности работать в центре крупного города, у каждого человека появится раздражение за ситуацию, при которой граждане будут тратить очень большое количество времени на путь до работы и обратно.

Эта картина не может являться новинкой ни для кого, и она знакома для любого жителя мегаполиса. Время, которое остается от работы и сна, люди проводят обычно в пробках. Это явление может ухудшить целостную экологическую обстановку в регионе и она будет сказываться отрицательно в целом на функциональном состоянии каждого человека.

Важным условием того, чтобы обеспечить комфортную жизнь в крупном городе, является наличие отличных транспортных развязок и развитой инфраструктуры. Также сюда можно отнести большое количество веток, которое будет использовано для прохождения общественного транспорта.

Если они будут отсутствовать в населённом пункте, то атмосфера будет довольно сильно загрязнена, и в этой ситуации граждане будут постоянно находиться в депрессивном состоянии.

Значение регулярных передвижений граждан

В последнее время большинство людей стараются принимать участие в маятниковой миграции. Если судить с экономической точки зрения, то такое явление является положительным, потому что много средств будет потрачено на обеспечение дорог хорошего качества в городе, а также на развитие целостности инфраструктуры для регионов.

Будут открываться новые магазины, предприятия, а также сдаваться новые рабочие места и строиться новые жилищные объекты.

Если же говорить об экологии, то здесь всё не так радужно. Выбросы вредных веществ от автомобилей и заводов не могут никак сказаться благоприятно на целостном экологическом состоянии для региона.

Какая пенсия по уходу за ребенком инвалидом? Ответ здесь.

Сроки выплаты пенсии военным пенсионерам. Написано в статье.

Примеров для проявления маятниковой миграции, как видно, достаточно много. Современные проблемы маятниковой миграции не слишком серьезны, и в России уверены в том, что они в ближайшее время потеряют свою актуальность. Это связанно с тем, что в ГУВМ МВД активно занимаются решением данных вопросов и делают все возможное для упразднения всех имеющихся проблем.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Маятниковая миграция населения в России

Ежедневно на работу из Московской области в Москву едут 3,2 млн человек, рассказывал министр транспорта области Игорь Тресков на Moscow Urban Forum летом 2017 г. Это сопоставимо с 75% трудоспособного населения Подмосковья: его численность, по данным областного министерства экономики, – 4 млн человек (всего в области живут 7,4 млн человек).

Дисбаланс во всем

Усредненного маятникового мигранта можно описать так: это неплохо зарабатывающий молодой человек, который ежедневно ездит на работу в Москву примерно из Ногинска (если считать от Третьего транспортного кольца, в его пределах сосредоточена почти половина рабочих мест).

В среднем жители Подмосковья, участвующие в маятниковой трудовой миграции, тратят на дорогу в одну сторону около часа и проезжают 50 км, подсчитали экономисты Юлия Шитова и Юрий Шитов (их исследование, посвященное индивидуальным характеристикам маятниковой миграции, есть на сайте Высшей школы экономики). Чем моложе человек, тем дальше он готов ехать.

Дело в больших возможностях, объясняет представитель Superjob Сергей Денисенко: предложений от работодателей на отдельно взятую позицию в Москве в разы больше, чем в любом подмосковном городе.

Дорога белых воротничков

Большинство россиян считают, что идеальное время в пути до работы не должно превышать 20 минут, показывают исследования Superjob. Если удастся сэкономить время, россияне согласны даже меньше зарабатывать: почти каждый второй готов снизить зарплатные ожидания на 10%, если дорога не будет занимать у него больше получаса, рассказывает Денисенко.

На практике все иначе. Меньше остальных времени на дорогу до места работы тратят учителя (в среднем около 32 минут) и продавцы (38 минут). А дольше всех ездят на работу топ-менеджеры: директора компаний тратят почти час ежедневно в одну сторону (Superjob в декабре 2016 г. опросил 2250 работающих представителей 15 наиболее популярных на рынке труда профессиональных групп).

Топ-соискатели обращают внимание на уровень оплаты труда, интересные задачи и стабильность компании, рассказывает Денисенко, а удобное расположение места работы у них в конце списка приоритетов. Белым воротничкам приходится искать работу на более широком ареале, поскольку для них степень уникальности работы выше, писали Шитова и Шитов.

Проблемы для мегаполисов

Маятниковая миграция – порождение мегаполисов: при быстром росте городов развитие инфраструктуры не поспевает за увеличением числа горожан. В результате – перегруженный транспорт, скученность, дороговизна, загрязненный воздух, шум. Город начинает расти, включая в орбиту своего влияния соседние населенные пункты.

50 км

столько в среднем проезжает маятниковый мигрант в одну сторону ежедневно, подсчитали эксперты. Это как пересечь Москву с запада на восток, а потом немного не доехать обратно. А вечером повторить маршрут.

С одной стороны, маятниковая миграция позволяет городу ограничивать чрезмерный рост его центра, говорится в исследовании Шитовой и Шитова, с другой – создает проблемы, увеличивая нагрузку на инфраструктуру.

Москва уже столкнулась с этим. «Основные объемы строительства жилья были вытеснены на периферию, за МКАД, создав колоссальные потоки людей, которые приезжают на работу утром, уезжают обратно», – говорил мэр Москвы Сергей Собянин на Moscow Urban Forum 2017.

С середины 80-х гг. население Подмосковья выросло на 1 млн до 7,4 млн человек, показывают данные Росстата. Но не за счет естественного прироста (в 1986–2014 гг. смертность в Московской области была выше, чем рождаемость). В Подмосковье покупают жилье те, кто переезжает из регионов, а сама Москва строит здесь жилье, например, для военных и очередников. Областные города, расположенные в радиусе 50 км от центра столицы, фактически превратились в ее отдаленные спальные районы.

Около половины жителей Подмосковья, которые ежедневно ездят в Москву, приезжают столицу на личных автомобилях, треть – на электричках, остальные – на автобусах, говорил Тресков.

Москва ждет поезд

В генеральном плане Москвы сказано, что к 2025 г. маятниковая миграция в регионе может достичь 3 млн человек (если верить Трескову, этот рубеж уже пройден). Чтобы сократить нежелательное воздействие на инфраструктуру и экологию, Москва развивает Троицкий и Новомосковский административные округа (новая Москва; к 2035 г. в двух округах должно появиться более 1 млн рабочих мест), создает перехватывающие парковки, развивает транспортную инфраструктуру и перераспределяет точки деловой активности.

Половина пассажиропотока из Подмосковья в Москву приходится на 12 крупнейших городов – это Мытищи, Железнодорожный (с 2015 г. в составе Балашихи), Королев, Одинцово, Люберцы, Подольск, Балашиха, Химки, Красногорск, Пушкино, Долгопрудный и Раменское, писали Шитова и Шитов. Их суммарное население – 2,2 млн человек.

В 2013 г. была принята программа развития транспортного комплекса Московского региона до 2020 г. Приоритеты в развитии общественного транспорта – это обеспечение безопасности и комфортных условий, обновление подвижного состава и развитие безналичной системы оплаты проезда, говорил Тресков.

А в ноябре 2017 г. президент Владимир Путин одобрил идею строительства наземного метро – Московских центральных диаметров (МЦД). Первые две ветки – Одинцово – Лобня и Нахабино – Подольск – планируется ввести в 2018–2019 гг. Всего веток может быть до 15 и тогда на 10–12% разгрузится вся транспортная инфраструктура, в том числе и МКАД, говорил Собянин на встрече с Путиным.

Создание наземного метро позволит не только перевозить пассажиров внутри Москвы, но и совместить межрегиональные перевозки, включив в них высокоскоростное движение, отметил глава РЖД Олег Белозеров: «Мы планируем, что движение между аэропортами по результатам завершения этого проекта будет не более одного часа».

Маятниковая миграция неизбежна, причем Московский регион в вопросе связи между городами внутри агломерации отстает от заграничных примеров, говорит гендиректор Института экономики города Александр Пузанов. Московской агломерации, конечно, необходимо оптимизировать транспортные потоки и развивать скоростной транспорт, но важно и развитие самого города. Сейчас 40% рабочих мест сосредоточено в Центральном административном округе Москвы, это значит, что люди едут не просто в столицу, а в ее центр, объясняет Пузанов. Из-за этого не только растут транспортные издержки, но и снижается производительность труда – необходимо более равномерное распределение рабочих мест.

Москве и области пора совместно решать транспортные проблемы агломерации, резюмирует эксперт.

Ссылка на основную публикацию