Заключение договора с иностранным юридическим лицом

Как заключить договор на оказание услуг с иностранным гражданином

Договор с иностранным гражданином на оказание услуг — это соглашение между заказчиком и исполнителем, которое регулируется ГК РФ, ФЗ-115 и подписывается на срок, достаточный для их выполнения. Вознаграждение выплачивается за выполненный объем работы оговоренного качества без вступления в трудовые отношения.

  • Сроки хранения документации по охране труда
  • Включается ли учеба в общий трудовой стаж
  • Товарный или кассовый: какие чеки подходят для авансового отчета
  • Как ИП на ЕНВД перейти на патентную систему налогообложения
  • Обзор законодательства за период с 21 по 27 декабря

Нормативная база

Заключают ли с иностранцами ДГПХ

Гражданско-правовой договор (ГПД) широко используется в хозяйственной практике. Такое соглашение с иностранным гражданином следует заключить для выполнения конкретного вида работ и услуг (в том числе разовых). Нанимателем выступает:

  • юридическое лицо;
  • физическое — гражданин РФ.

Соглашения на оказание услуг и подряды на практике чаще заключаются предприятиями с физлицами. Граждане нанимают иностранцев для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, — личных и домашних (уборка, присмотр за детьми, садоводство и т.п.). Регулируются все эти сделки следующими законами и нормами:

Возможность возмездного оказания услуг (подряда) и порядок оформлениягл. 37 и 39 ГК
О правовом положении иностранных гражданФЗ-115 от 25.07.2002 (ред. от 24.04.2020)
О порядке уведомления о занятых иностранных гражданахПриказ МВД РФ №363 от 04.06.2019

Для использования труда иностранных граждан по ГПД потребуется разрешение на использование в хозяйственной деятельности этой категории занятых (исключение — трудовые мигранты из стран безвизового въезда (ст. 10 ФЗ-115, ст. 7 ФЗ-167, ст. 15 ФЗ-27)). В течение 3-х рабочих дней с даты заключения двусторонней сделки с иностранным гражданином (ДГПХ или трудового) нанимателю следует известить территориальный орган МВД. Уведомление направляется по специальной форме — приложение №13 к Приказу МВД России от 04.06.2019 №363. Требование распространяется на все категории иностранных граждан, в том числе иностранных специалистов. В противном случае наступает ответственность в соответствии с КоАП — статья 18.15.

Форма и содержание

Положения ГК (гл. 37 и 39) и ФЗ-115 определяют существенные условия и порядок, как заключить договор ГПХ с иностранным гражданином, какие использовать документы. Существенных условий два, аналогично найму гражданина РФ (подробнее см. статью 432 ГК РФ):

  • четко и подробно прописанный предмет соглашения;
  • сроки — начало и конец оказания услуг или выполнения подряда.

Шаг 1. При заключении соглашения об оказании услуг (выполнения подряда) подробно укажите реквизиты заказчика и исполнителя (иностранного гражданина).

Шаг 2. Предмет сделки опишите детально, укажите количественные и качественные характеристики заказа (оказания услуги).

Шаг 3. В следующем разделе назовите сроки или временной интервал для услуг. Если услуги (подряд) выполняются иностранным гражданином этапами — даты или их временную протяженность в днях, месяцах, годах. Отдельно формулируются условия выполнения услуг (заказа), если они есть — например, пожелание по предоставлению места на территории заказчика, требования о информационном обеспечении и т.д.

Шаг 4. Размер вознаграждения иностранного гражданина и порядок расчетов за услуги (подряд) при заключении соглашения определяются сторонами — расчеты допускается проводить этапами, по факту выполнения, полным авансом.

Шаг 5. В документе разумно предусмотреть порядок сдачи, форму акта приема-передачи и урегулирования претензий по качеству.

Шаг 6. Традиционно формируются разделы о правах, обязанностях и ответственности заказчика и исполнителя услуг (подрядчика); регламенте разрешения споров; описываются основания и процедура, используемая для прекращения сотрудничества с иностранным гражданином.

Чтобы избежать переквалификации в трудовое соглашение, при заключении гражданско-правового договора с иностранным гражданином не используйте в тексте:

  • слова и категории трудового права — должность, работодатель, работник, отпуск, режим труда;
  • обязанность соблюдать правила трудового распорядка у заказчика;
  • место оказания услуг (выполнения работ) исполнителем, если этого не требует специфика.

Место и оборудование, время занятости исполнитель (иностранный гражданин) определяет сам — они вправе не совпадать с местом заключения, указанным в тексте документа. Что еще необходимо помнить при оформлении ДГПХ с иностранцем, который работает на патенте:

  • не забывайте о сроке действия документа и не заключайте ГПД на его исходе;
  • место действия патента должно совпадать с местом выполнения подряда (оказания услуг).

Подпишите договор подряда или оказания услуг. Выдайте иностранному гражданину один экземпляр на руки. Подготовленный в соответствии с ГК и специальных НПА образец договора подряда с иностранным гражданином с патентом выглядит следующим образом:

ДОГОВОР ПОДРЯДА С ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНИНОМ

г. Санкт-Петербург28 августа 2020 г.

Общество с ограниченной ответственностью «Clubtk.ru», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице генерального директора Воронова Андрея Викторовича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и гражданин Украины Бондаренко Борис Борисович, паспорт серия ЕЕ №321123, выдан 8 отд. МВС г. Киев, 30.10.2006 г., патент на работу серия 77 №87654321 выдан ГУ МВД РФ г. Санкт-Петербург 01.08.2020 г., именуемый в дальнейшем «Подрядчик», с другой стороны, при совместном упоминании именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1.1. Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работу, указанную в п. 1.2. настоящего соглашения, и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат и оплатить его.

1.2. Подрядчик обязуется выполнить следующую работу в объемах, указанных в разделе 2 настоящего соглашения.

Укладка труб RAUTITAN горячего и холодного водоснабжения в нежилом помещении по адресу: 123456, Санкт-Петербург, ул. Правды, д. 1 в соответствии со спецификацией.

1.3. Срок выполнения — с «28» августа 2020 г. до «27» сентября 2020 г.

Подрядчик вправе выполнить объемы досрочно.

1.4. Работа считается выполненной после подписания акта приема-сдачи Работы Заказчиком.

2. Объемы, стоимость и оплата:

2.1.1. По пункту 1.2.1. — 18 квадратных метров.

2.2.1. По пункту 1.2.1. — 1 800 (Одна тысяча восемьсот) рублей за один квадратный метр.

2.2.2. Стоимость подряда по настоящему Договору формируется на основании фактически выполненных работ.

2.3. Оплата работ:

2.3.1. Заказчик производит оплату выполненного Подрядчиком объема в течение двух рабочих дней после подписания акта приема-сдачи выполненных работ Заказчиком с зачетом всех ранее выплаченных сумм.

3. Права и обязанности сторон:

3.1. Заказчик обязан:

3.1.1. Своевременно передавать по акту передачи-приема Подрядчику материалы, изделия, конструкции, необходимые для выполнения заказа по настоящему соглашению.

3.1.2. Нести ответственность за сохранность сданных ему законченных Работ.

3.1.3. Оплатить все фактически выполненные Подрядчиком объемы в течение двух рабочих дней с момента приемки результатов.

3.2. 3аказчик имеет право:

3.2.1. Во всякое время проверять ход и качество Работы, выполняемой Подрядчиком.

3.2.2. Отказаться от исполнения соглашения в любое время до сдачи ему результата, уплатив Подрядчику часть установленной цены пропорционально части Работы, выполненной до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения контракта.

3.3. Подрядчик обязан:

3.3.1. Своими силами, без привлечения третьих лиц, выполнить предусмотренные настоящим договором работы в объеме, указанном в п.п. 2.1.1., с надлежащим качеством в соответствии с утвержденной проектной документацией.

3.3.2. Выполнить подряд в срок, указанный в п. 1.3. настоящего договора.

3.3.3. Передать результат Заказчику.

3.4. Подрядчик имеет право:

3.4.1. Требовать от Заказчика своевременной передачи по акту приема-передачи оборудования, инструментов, материала, спецодежды для выполнения подряда.

3.4.2. Самостоятельно устанавливать режим рабочего времени, планировать и осуществлять выполнение по своему усмотрению.

4. Цена подряда и порядок расчетов:

4.1. Цена включает:

  • вознаграждения за выполненные работы и услуги;
  • издержки, связанные с выполнением, сумма которых фиксируется в акте приема-сдачи.

Сумма к уплате равна разнице стоимости вознаграждения, налога на доходы физических лиц и суммы издержек.

4.2. Оплата Заказчиком выполненного Подрядчиком осуществляется посредством выплаты из кассы наличными деньгами.

5. Ответственность сторон:

5.1. За нарушение срока выполнения договора, указанного в п. 1.3. настоящего договора, Заказчик уплачивает пеню в размере 0,1% от суммы договора за каждый день просрочки.

5.2. Меры ответственности сторон, не предусмотренные в настоящем договоре, применяются в соответствии с нормами гражданского законодательства, действующего на территории РФ.

6. Сроки действия:

6.1. Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до выполнения сторонами своих обязательств.

7. Порядок разрешения споров:

7.1. Споры и разногласия, которые возникают при исполнении настоящего договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров между сторонами.

7.2. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров, стороны после реализации предусмотренной законодательством процедуры досудебного урегулирования разногласий передают их на рассмотрение в суд.

8. Заключительные положения:

8.1. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями сторон. Приложения к настоящему договору составляют его неотъемлемую часть.

8.2. Заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае неоднократного (свыше 3-х раз) виновного нарушения условий договора Подрядчиком.

8.4. Стороны действуют в соответствии с условиями настоящего договора, во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, руководствуются действующим законодательством РФ.

8.5. Настоящий договор составлен на русском языке в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу. У каждой из сторон находится один экземпляр настоящего договора.

9. Адреса и реквизиты сторон:

123456, Санкт-Петербург, улица Правды, дом 1
тел./факс (812)7121212, e-mail: [email protected], http://www.clubtk.ru
ОГРН/ ОКПО 1234567891011/ 12345678
ИНН/КПП 1213141516/111111111

Бондаренко Борис Борисович

Документ, удостоверяющий личность: серия ЕЕ №321123, выдан 8 отд. МВС г. Киев, 30.10.2006 г.,

патент на работу серия 77 №87654321, выдан ГУ МВД РФ г. Санкт-Петербург 01.08.2020 г.

Зарегистрирован по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Пушкинская, д. 12, стр.3, кв.194.

10. ПОДПИСИ СТОРОН

Директор ООО «Clubtk.ru»,

Воронов А.В. Бондаренко Б.Б.

Какие документы запросить

Перечень документов при заключении договора ГПХ с иностранным гражданином чуть больше, чем с гражданином РФ. Независимо от статуса, всем категориям иностранных граждан обязательно понадобятся:

  • паспорт;
  • СНИЛС (для постоянно и временно проживающих иностранцев).

При отсутствии СНИЛС его разрешено оформить работодателю. Остальной набор документов зависит от использованного иностранным гражданином режима для временного проживания (РВП или ВНЖ) или разрешенного вида временного пребывания:

  • визовый — требуется разрешение на работу (абз. 16 п. 1 ст. 2 ФЗ-115 от 21.06.2002);
  • безвизовый — оформляется патент на работу (ст. 2 ФЗ-115 от 21.06.2002);
  • граждан ЕАЭС — патент не требуется (ст. 2 ФЗ-115 от 21.06.2002).

Кого уведомить

В течение 3-х рабочих дней с даты заключения (расторжения) договора (трудового и ГПХ) работодатель обязан известить территориальный орган МВД. Уведомление направляется по специальной форме — приложение №13 к Приказу МВД России от 04.06.2019 №363. Требование распространяется на все категории иностранных граждан, в том числе специалистов. В противном случае наступает ответственность в соответствии с КоАП — статья 18.15.

Как платить налоги и взносы

Все иностранные граждане являются плательщиками НДФЛ с доходов, полученных в РФ, в том числе по ДГПХ (ст. 224 НК): по ставке 13% (п. 1 ст. 207, ст. 209 НК РФ). Исключение — нерезиденты (проживающие менее 183 суток в течение 12 месяцев подряд), для них ставка НДФЛ равна 30%.

Страховые взносы за работающих по ГПХ иностранцев уплачиваются в зависимости от категории, основания пребывания и квалификации. По проживающим (временно или постоянно) заказчик перечисляет страховые взносы по правилам, что и с доходов граждан РФ (ст. 426 НК):

  • ПФР — 22% с дохода, не превысившего 1 150 000 руб. и 10% с дохода сверх этой величины;
  • ФСС по нетрудоспособности и материнству, травматизму — 2,9% с дохода, не превысившего 865 000 руб., сверх этого дохода взносы не начисляются;
  • ОМС (кроме специалистов высокой квалификации) — 5,18% с суммы дохода.

Временно пребывающие (визовые и безвизовые) не облагаются взносами ОМС, с их доходов перечисляют (ст. 426 НК):

  • в ПФР — 22% с дохода, не превысившего 1 150 000 руб. и 10% с дохода сверх этой величины;
  • на ОСС по нетрудоспособности и материнству — 1,8% с дохода, не превысившего 865 000 руб., сверх этого дохода взносы не начисляются.

С доходов специалистов высокой квалификации не перечисляется ничего, кроме взносов на травматизм (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ).

Заключить договор

Стать корпоративным клиентом МТС и заключить договор на услуги мобильной или фиксированной связи может любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Заполните заявку, и наш эксперт свяжется с вами в ближайшее время.

Другие удобные способы заключить корпоративный договор:

  • оставить заявку по телефону 8 800 250 20 00
  • приобрести тарифы и услуги мобильной связи в салонах МТС
  • Документ, удостоверяющий личность;
  • ИНН;
  • Информация о банковских реквизитах компании;
  • Оригинал или копия Свидетельства о внесении записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ или лист записи ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц), заверенная нотариальным органом – оригинал или копия документа, или распечатанную копию документа с отметкой УКЭП (унифицированной квалифицированной электронной подписью);
  • Копия Свидетельства о собственности или аренде помещения (для подключения услуг фиксированной связи).

При обращении руководителя – Выписка из решения или протокола собрания уполномоченного органа юридического лица, подтверждающая полномочия руководителя организации (оригинал или копия).

При обращении руководителя бюджетной организации – Приказ/Распоряжение о назначении/утверждении на должность единоличного исполнительного органа (руководителя) бюджетного учреждения (оригинал или копия)

При обращении доверенного лица – Доверенность представителя юридического лица на подключение услуг мобильной или фиксированной связи.

  • Доверенность, оформленная на бланке, размещенном на официальном сайте МТС www.mts.ru, заверенная подписью руководителя ЮЛ и печатью ЮЛ (если имеется);
  • Доверенность, оформленная на бланке организации или обычном листе, заверенная подписью руководителя ЮЛ и печатью ЮЛ (если имеется);
  • Нотариально заверенная доверенность.
  • Документ, удостоверяющий личность;
  • ИНН;
  • Оригинал или копия Свидетельства ЕГРИП или Лист записи ЕГРИП (Единый Государственный Реестр Индивидуальных Предпринимателей), заверенная нотариальным органом – оригинал или копия документа, или распечатанную копию документа с отметкой УКЭП (унифицированной квалифицированной электронной подписью);
  • Копия Свидетельства о праве собственности или аренде помещения (для подключения услуг фиксированной связи).

При обращении доверенного лица ИП – Доверенность представителя ИП на подключение услуг мобильной или фиксированной связи.

  • Доверенность, оформленная на бланке, размещенном на официальном сайте МТС www.mts.ru, заверенная печатью и личной подписью ИП;
  • Доверенность, оформленная на бланке ИП или обычном листе, заверенная личной подписью и печатью ИП (если имеется);
  • Нотариально заверенная доверенность;
  • Доверенность, заверенная Консулом РФ.
  • Документ, удостоверяющий личность;
  • ИНН;
  • Информация о банковских реквизитах компании;
  • Оригинал или копия Свидетельства о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • Копия Свидетельства о собственности или аренде помещения (для подключения услуг фиксированной связи).

При обращении руководителя – Доверенность от головной организации, подписанная и заверенная руководителем головной организации.

При обращении доверенного лица – Доверенность на представителя на подключение услуг мобильной или фиксированной связи. Это может быть:

  • Доверенность от головной организации, подписанная и заверенная руководителем головной организации;
  • Нотариально заверенная доверенность, подписанная руководителем филиала;
  • Доверенность, подписанная и заверенная руководителем филиала и Доверенность от головной организации на руководителя филиала, подписанная и заверенная руководителем головной организации.

Контролируемые иностранные компании: порядок и условия признания

Перечисление налоговых платежей в бюджеты разных уровней — одна из важнейших обязанностей граждан и юрлиц в РФ. Контролирует данный процесс, как известно, ФНС. И она крайне заинтересована в получении всех сведений о том, какие у налогообязанных лиц есть источники доходов — даже если находятся они за рубежом. Такими источниками могут быть контролируемые иностранные компании — КИК. Доход от КИК, который получает резидент, облагается налогом в соответствии с действующим российским законодательством: граждане выплачивают НДФЛ, а организации — налог на прибыль. Поэтому налоговые резиденты, у которых есть компании в других странах, должны каждый год информировать об этом госорганы.

О том, какие зарубежные образования считаются подконтрольными российским налогоплательщикам, нужно ли сообщать о своей принадлежности к КИК, как это сделать и можно ли перевести иностранную компанию под юрисдикцию РФ, поговорим в статье.

Какие иностранные организации и структуры признаются КИК

Первым делом нужно разобраться, о чем вообще идет речь. Контролируемыми иностранными компаниями могут признаваться зарубежные организации либо структуры — разумеется, тоже зарубежные.

Под организациями, само собой, понимаются юридические лица. Есть определенные признаки, по которым организацию можно отнести к КИК [1] . Фирма будет считаться КИК, если:

  • она зарегистрирована в другом государстве и подчиняется его юрисдикции, а не юрисдикции РФ (то есть ее владелец не платит налоги в России);
  • контролирующее участие в ней принимают российские резиденты, коими могут быть как физлица, так и юрлица.
Читайте также:  Агентский договор с нерезидентом

Чем же тогда от компании отличается структура? Ответ на этот вопрос содержится в статье 11 НК РФ [2] . Там говорится о том, что иностранная структура имеет следующие признаки:

  • создается на основании законодательства другой страны;
  • не является юрлицом, а имеет иную организационную форму, допустимую по закону того государства, к которому она принадлежит;
  • ее деятельность сопряжена с извлечением прибыли;
  • имеет бенефициаров — участников или иных лиц, также получающих личную прибыль.

В пункте 2 Письма Минфина РФ от 10 февраля 2017 года № 03-12-11/2/7395 можно найти рекомендации, позволяющие определить, к какой категории принадлежит иностранный субъект [3] . Так, следует в первую очередь ориентироваться на законодательство, на основании которого субъект учрежден, затем сопоставлять его с положениями НК РФ и, отталкиваясь от этого, делать вывод о природе субъекта. Если же налогоплательщик затрудняется однозначно отнести КИК к одной из групп, то компания по умолчанию будет считаться организацией.

Контролирующие лица КИК

Как мы выяснили, контролируемой иностранной компанией считается организация либо структура, находящаяся за рубежом, а ее деятельность контролирует лицо, являющееся налоговым резидентом РФ. Но что вообще подразумевается под словом «контролируемая»? По сути, контролировать иностранный субъект означает иметь возможность влиять на решения, которые принимаются внутри КИК, связанные с тем, как распределяется прибыль контролируемой иностранной компании.

При этом совершенно неважно, какая у лица степень контроля: в соответствии с разъяснениями из Письма Минфина от 20 июня 2017 года № 03-12-11/2/38303 влияние лица на решения компании может быть любым [4] . Дело в том, что даже с минимальными полномочиями оно может блокировать решения. Таким образом, согласно российскому законодательству такое лицо считается контролирующим.

Если говорить именно об иностранной структуре (которая, как мы помним, не является юрлицом), то здесь под контролем подразумевается возможность влиять на решения того, кто в данной структуре ответственен за распределение активов. При этом важно именно то, зависят ли от российского субъекта решения, касающиеся прибыли структуры и порядка ее распределения. В Письме Минфина от 20 мая 2019 года № 03-12-12/2/36124 можно увидеть, что во внимание принимаются любые вероятные отношения между российским лицом и субъектом, распоряжающимся активами структуры, если благодаря таким отношениям резидент РФ может влиять на распределение прибыли структуры [5] .

Говорить о том, что у российского юридического или физлица есть контроль над КИК, имеет смысл, если:

  • его доля участия в зарубежном субъекте — не менее 25%;
  • его доля составляет только 10%, но кроме данного лица в субъекте принимают участие иные резиденты РФ, и их общая доля составляет не менее 50%;
  • лицо способно влиять на принимаемые в организации решения, касающиеся распределения ее прибыли.

Контроль над иностранной структурой может быть:

  • у ее учредителя;
  • у другого лица, соответствующего хотя бы одному из перечисленных в статье 25.13 НК РФ условию: имеет право на полный доход структуры или на его часть, может распоряжаться имуществом структуры либо получит его после того, как она прекратит свою деятельность (например в результате ликвидации).

Между тем выделяют ряд случаев, когда резидент РФ не вправе считаться контролирующим КИК лицом.

  1. Если участие субъекта РФ в КИК опосредованное — через российскую публичную компанию. Иными словами, если гражданин связан с российской компанией, а уже та, в свою очередь, — с зарубежной. Соответственно, сам резидент как первое звено в этой цепочке не является лицом, контролирующим иностранный субъект. Это правило, к слову, до 1 января 2029 года не актуально в отношении международных холдинговых компаний.
  2. Субъект прямо или косвенно участвует в зарубежной фирме, при этом одновременно действуют следующие условия:
    • ценные бумаги фирмы допущены к обращению хотя бы на одной фондовой бирже из тех, что расположены в странах — членах Организации экономического сотрудничества и развития. В настоящий момент в ее состав входят 36 государств, в том числе страны с ведущей мировой экономикой: США, Германия, Франция, Япония и Норвегия;
    • доля участия лица — не более 50%;
    • процент обыкновенных акций превышает четверть уставного капитала фирмы, сформированного с их помощью.

Кроме того, в пункте 10 статьи 25.13 НК РФ указаны дополнительные условия — если все они соблюдаются одновременно, учредитель зарубежной структуры не считается субъектом контроля, а следовательно, не обязан ставить ФНС РФ в известность о том, что имеет к ней какое-то отношение. Это будет актуально, если данное лицо:

  • не получает прибыль от структуры;
  • не распоряжается ее прибылью;
  • не имеет прав на ее имущество;
  • не может влиять на решения, связанные с порядком распределения дохода.

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях, или Кто имеет право признать лицо контролирующим

Согласно действующей редакции НК РФ, есть два порядка признания российского гражданина или организации лицом, имеющим подконтрольную зарубежную компанию:

  • добровольный — субъект РФ сам подает уведомление в инспекцию;
  • принудительный — ФНС узнает о его статусе из других источников.

Как можно догадаться, добровольный порядок является более предпочтительным как для инспекции, так и для самого лица. В первую очередь нужно сообщить (в течение трех месяцев с момента появления у лица КИК) о факте вхождения в круг участников зарубежной фирмы или об учреждении зарубежной структуры [6] . И что важно, необходимо каждый год направлять в ФНС уведомление о контролируемых иностранных компаниях в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом — годом, прибыль за который лицо определяет как свой доход.

Согласно Приказу ФНС России от 5 июля 2019 года № ММВ-7-13/338@, в случае, когда российский субъект только приобретает влияние на зарубежную фирму или структуру, в уведомлении ему придется отметить:

  • дату, когда это произошло;
  • наименование самой КИК;
  • регистрационный номер компании (если таковой имеется);
  • ее организационную форму;
  • свою долю участия;
  • данные о том, является он только учредителем КИК либо еще и контролирующим ее лицом.

Ежегодное сообщение о КИК выглядит иначе, и сведения в нем указываются иные. Приказом ФНС России от 26 августа 2019 года № ММВ-7-13/422@ утверждены форма и содержание такого уведомления. Этот документ ФНС принимает в электронном виде, но от физлица также и в бумажном. При заполнении уведомления о контролируемых иностранных компаниях указываются:

  • период, за который отчитывается уведомитель;
  • название КИК;
  • номер ее регистрации, если он есть;
  • форма организации;
  • дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность КИК;
  • день, когда была создана финансовая отчетность за актуальный период;
  • реквизиты аудиторского заключения, составленного по данной финансовой отчетности;
  • доля самого уведомителя в подконтрольном субъекте;
  • основания, на которых заявитель признан контролирующим лицом иностранной компании;
  • основания освобождения от налогообложения прибыли КИК.

На заметку

Если необходимость каждый год уведомлять о КИК стала обременительной по причине сложности самой процедуры, а также если из-за ужесточения законодательства в странах присутствия бизнеса КИК теряет свою экономическую целесообразность, это может быть знаком того, что пришла пора вернуться «домой». Сделать это безболезненно для компании и контролирующих лиц вполне реально.

Как мы уже сказали, налоговая может и самостоятельно выяснить, что у лица есть подконтрольная иностранная компания. Если это происходит, ФНС дает гражданину или фирме шанс все исправить — сначала направляет требование, чтобы лицо подало уведомление о наличии у него влияния на зарубежную компанию. В таком случае у налогоплательщика есть достаточно времени, чтобы подать уведомление о контролируемых иностранных компаниях: оно может быть потребовано налоговиками в срок, который не должен быть менее 30 дней с даты получения требования [7] .

В течение предоставленного на ответ месяца налогоплательщик вправе:

  • подать уведомление об участии в иностранной организации в принятой форме, удовлетворив тем самым требование ФНС и легализовав свою принадлежность к КИК;
  • предъявить подтверждение того, что не является лицом, контролирующим иностранные компании;
  • доказать, что не знал о своей обязанности ставить ФНС в известность. Такое возможно, если доля уведомителя в зарубежной фирме составляет 10%, а общая доля участия остальных налоговых резидентов РФ в ней в какой-то момент превысила 50% — об этом можно попросту не узнать вовремя.

Можно ли вернуть активы КИК в Россию

Российское законодательство позволяет переводить иностранные компании под юрисдикцию РФ. Для этого введена редомициляция — это, по сути, смена личного закона компании. Порядок процедуры описан в Федеральном законе от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ.

Стоит отметить в этом отношении, что возврат иностранных активов российских резидентов обратно в РФ с некоторых пор стал общегосударственной задачей — страна взяла курс на деофшоризацию. И важным ее инструментом является амнистия капиталов, которая предполагает добровольное раскрытие сведений об имеющихся у гражданина зарубежных счетах и компаниях. Для этого в ФНС подается специальная декларация в бумажном виде. Порядок проведения амнистии капиталов установлен Федеральным законом № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 июня 2015 года.

Взамен на добровольное предъявление своих иностранных активов государство гарантирует декларантам свободу от преследования по возможным налоговым и административным правонарушениям и даже по некоторым уголовным преступлениям, связанным с декларируемыми активами. Более того, информация из поданной гражданином декларации не подлежит разглашению другим лицам, организациям и даже госорганам, в том числе силового блока. Также налоговая не вправе предоставлять копии декларации никому кроме самого декларанта, даже по запросу суда, МВД или ФСБ.

Всего к настоящему моменту состоялось три волны амнистии, последняя завершилась 29 февраля 2020 года. Пока что перспективы введения четвертой весьма сомнительны. Во время первых двух этапов от граждан не требовалось ничего кроме добровольной явки в налоговый орган с декларацией об активах. К третьей волне требования существенно ужесточились. Чтобы декларацию приняли, а взамен предоставили все обещанные гарантии, заявителям нужно было:

  • репатриировать (то есть перевести) все свои средства со счетов в российские банки;
  • редомицилировать КИК.

И если перевод средств из одного банка в другой — это еще вполне выполнимая задача, то с редомициляцией компании не все так просто. Для выполнения этой процедуры необходимо учитывать множество тонкостей, обладать знаниями международных норм и национального законодательства обеих стран — и той, откуда компания уходит, и Российской Федерации.

Такое серьезное усложнение «правил игры» при декларировании иностранных активов послужило одной из основных причин, по которым третья волна амнистии считается менее успешной, чем предыдущие [8] .

Если у гражданина РФ или российской компании есть подконтрольный иностранный субъект — организация или структура, — о нем необходимо сообщить в ФНС. В противном случае при обнаружении налоговой инспекцией принадлежности лица к КИК ему не избежать проверок и доначислений. Впрочем, активы зарубежной компании можно вернуть на родину ее контролирующего лица, причем перевести разрешается не только деньги, но и саму фирму. Для этого ему придется пройти через репатриацию либо редомициляцию. Чтобы ускорить и упростить процесс, можно обратиться в компанию, оказывающую профессиональную помощь при переводе активов.

Консалтинговая помощь при переводе активов в РФ

О том, что из себя представляет юридический консалтинг при переводе иностранных активов в РФ, рассказывает Алексей Чубаров, эксперт компании «КСК Групп»:

«Наличие у российского гражданина или компании КИК — это по умолчанию сложная с правовой и экономической точки зрения ситуация. И проблем в таком случае может быть больше, чем в ситуации, когда все активы лица находятся на территории РФ. Работа с подобными случаями требует большого профессионализма — неважно, намерено контролирующее лицо оставить компанию иностранной и подавать уведомления в налоговую или хочет проводить редомициляцию. Так или иначе, обойтись без помощи специалистов, способных оценить все экономические, финансовые и юридические риски, будет крайне сложно. Ведь неаккуратные действия при переводе актива из одной страны в другую могут усугубить ситуацию, а то и вовсе «утопить» бизнес.

Перевод иностранной компании под российскую юрисдикцию — это тонкий, требующий ювелирной точности процесс. «КСК Групп» уже 25 лет занимается подобными вопросами. Мы знаем, насколько важно провести все технично и абсолютно прозрачно. Поэтому наша задача — обеспечить максимально комфортные условия для работы компании клиента: застраховать от возможных претензий от налоговиков, помочь снизить налоговую нагрузку и избежать банкротства. Первым делом наши специалисты глубоко и подробно исследуют все обстоятельства дела конкретного лица, анализируют ситуацию, разрабатывают стратегию.

Одно из наших преимуществ — колоссальный опыт: мы сопровождали клиентов во время всех трех волн амнистии. Среди сотрудников «КСК Групп» много бывших налоговиков, таким образом, мы не просто хорошо знаем российское налоговое законодательство и все его подводные камни, но также понимаем специфику работы налоговых органов и умеем эффективно взаимодействовать с их специалистами.

Результаты нашей работы — а это десятки успешных кейсов по переводу активов в РФ — говорят сами за себя».

P. S. На официальном сайте «КСК Групп» можно найти еще больше информации о деятельности компании, а также с помощью функции обратной связи записаться на консультацию.

Что такое контролируемые иностранные компании?

Контролируемые иностранные компании (далее — «иностранцы») — применяемый для налоговых целей особый термин. Каким документом регламентирован порядок действий контролируемых «иностранцев» и кто к ним относится — узнайте из нашего материала.

Закон о контролируемых иностранных компаниях № 376-ФЗ (отличительные признаки, официальный сайт опубликования текста)

Законом о контролируемых иностранных компаниях называют закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ, который:

  • внес многочисленные корректировки в НК РФ (включая новые, ранее не применявшиеся понятия и нормы) относительно налогообложения прибыли и доходов контролируемых иностранных компаний;
  • направлен на обеспечение контролируемыми российскими резидентами уплаты «прибыльных» налогов «иностранцами»:
    • по нормам российского законодательства;
    • в бюджет РФ;
  • действует с января 2015 года.

Из законодательных корректировок следует, что россияне (юрлица и физлица):

  • могут учреждать иностранные фирмы;
  • владеть ими;
  • контролировать их;
  • получать от них прибыль.

Одновременно предоставленные права требуют от налогоплательщиков — резидентов РФ выполнения конкретного перечня обязанностей, неисполнение которых подконтрольно налоговикам и наказуемо в силу требований НК РФ.

Закон о контролируемых иностранных компаниях изначально был размещен на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), что считается его официальным опубликованием. В дальнейшем текст закона о контролируемых иностранных компаниях (закона о КИК) был размещен в информационно-справочных системах и на различных сайтах в интернете.

Закон о КИК в 2016 году был откорректирован и дополнен — внесенные ранее в НК РФ положения уточнены в части налогообложения контролируемых зарубежных фирм и доходов иностранных организаций (закон от 15.02.2016 № 32-ФЗ о внесении изменений в НК РФ).

Тексты отдельных законов и статей НК РФ с комментариями, помогающими разобраться в тонкостях бухгалтерского и налогового законодательства, вы можете найти на нашем сайте:

Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица (список 2016-2017 годов)

Список контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц (КЛ) приведен в ст. 25.13 НК РФ. В частности, ею определены признаки иностранной компании, при одновременном наличии которых она признается контролируемой:

  • «иностранцы» (в том числе иностранные структуры без образования юрлица) не являются налоговыми резидентами РФ;
  • контролирующими «иностранцев» лицами являются налоговые резиденты РФ.

Расшифровка термина «контролирующее лицо» приведена на схеме ниже:

Ключевым понятием для классификации лица в качестве КЛ является термин «доля участия». Расшифровка алгоритма исчисления указанного показателя представлена на схеме ниже:

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях и иные «информационные» обязанности по ст. 25.14 НК РФ

По ст. 25.14 НК РФ у КЛ появляется «информационная» обязанность, заключающаяся в подаче сведений налоговикам по месту своего нахождения/месту жительства (см. таблицу ниже):

Об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)

Не позднее 1 месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в иностранной фирме

Читайте также:  Регистрация ООО с иностранным учредителем в РФ

О контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются

Не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у КЛ

О прекращении участия в иностранных организациях

Не позднее 1 месяца с даты прекращения участия

Допустимые НК РФ условия оформления, представления и корректировки уведомлений:

  • представление уведомлений производится в электронной форме (физлица вправе подать сведения на бумаге);
  • каждое уведомление имеет свои форматы и формы (например, форма уведомления о контролируемых иностранных компаниях утверждена приказом ФНС России от 13.12.2016 № ММВ-7-13/679@);
  • у КЛ есть возможность уточнить ранее поданные сведения, если в первичном сообщении обнаружены неточности, ошибки или неполные сведения;
  • уточнение поданных ошибочных сведений ранее момента обнаружения неточностей налоговиками избавляет КЛ от ответственности по ст. 129.6 НК РФ;
  • если уведомление не подано, а налоговики располагают информацией о том, что налогоплательщик является КЛ, в его адрес направляется требование о необходимости представления пояснений или подачи уведомления;
  • если налогоплательщик не считает себя КЛ, при получении от налоговиков вышеуказанного требования он вправе документально подтвердить свою позицию (дополнительно представить налоговикам подтверждающие данные);
  • если представленные доказательства (после исследования их налоговиками) подтвердят обоснованность признания налогоплательщика КЛ, в его адрес направляется уведомление о контролируемых им иностранных фирмах для признания его КЛ;
  • существует возможность оспорить в суде указанное в предыдущем пункте уведомление — о факте оспаривания налогоплательщик должен сообщить налоговикам;
  • если уведомление не оспаривалось, через 3 месяца с момента его получения налогоплательщик считается признавшим себя КЛ.

Об иных «информационных» обязанностях хозяйствующего субъекта узнайте из размещенных на нашем портале статей:

Налогообложение прибыли контролируемой иностранной компании

Законом № 376-ФЗ уточнен алгоритм расчета прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании. Для ее расчета применяется один из нижеуказанных способов:

  • прибылью контролируемой иностранной компании признается прибыль до налогообложения по данным финотчетности за финансовый год, составленной по национальным стандартам «иностранца»;
  • прибыль определяется по российским правилам (если такой способ расчета будет выбран, его требуется применять не менее 5 налоговых периодов с даты первого применения).

Применение первого из указанных способов возможно только при соблюдении условий, классифицируемых как:

  • географические — постоянным местонахождением контролируемой иностранной компании должно являться иностранное государство, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения (исключая страны, не обеспечивающие обмен информацией с РФ для целей налогообложения);
  • подтверждающие достоверность — по финотчетности, на основании которой определяется подлежащая налогообложению прибыль, представлено аудиторское заключение, не содержащее отрицательного мнения относительно ее достоверности или отказа в выражении мнения.

Подробнее об особенностях налогообложения «иностранцев» — в материале «Нюансы исчисления налога на прибыль иностранными организациями».

Итоги

Контролируемыми иностранными компаниями признаются не являющиеся резидентами РФ зарубежные фирмы или иностранные структуры без образования юрлица, которые контролируются фирмами или физлицами, признаваемыми налоговыми резидентами РФ.

Контролируемые иностранные компании: ответы на некоторые вопросы

В преддверии новой декларационной компании по НДФЛ я рассмотрел некоторые вопросы, которые встречаются при подготовке уведомлений о КИК.

До 20 марта 2020 года налоговые резиденты РФ обязаны подать уведомление о контролируемых ими иностранных компаниях. Это уведомление представляется в отношении финансового года иностранной компании, который закончился 31 декабря 2018 года.

Суть правил КИК сводится к вменению нераспределенной прибыли КИК контролирующему лицу.

По общему правилу контролирующим лицом КИК признается:

  • Физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов.
  • Физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации составляет более 50 процентов.

Законодательство о КИК в практическом смысле сводится к следующим документам:

  1. Уведомление об участии в иностранной организации. Подается, если доля участия налогового резидента РФ в иностранной компании или иностранной структуре без образования юридического лица превышает 10 процентов.
  2. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях. Подается, если налоговый резидент РФ признается контролирующим лицом иностранной компании.
  3. Налоговая декларация по НДФЛ в части дохода в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компанией. Подается, если прибыль КИК составила более 10 млн рублей за финансовый год и нет оснований для освобождения прибыли КИК от налогообложения.

Кроме этого, для определения лица в качестве контролирующего используется альтернативный критерий фактического контроля. Это значит, что лицо может признаваться контролирующим лицом КИК на основании фактического контроля независимо от юридической принадлежности ему долей/акций в КИК. Подробнее:

Уведомление о КИК заполняется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.08.2019 № ММВ-7‑13/422@.

Уведомление о КИК представляется до 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде нераспределенной прибыли КИК.

Дата получения дохода в виде прибыли КИК – это 31 декабря года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность КИК за финансовый год.

В рассматриваемом случае представлять уведомление о КИК за 2019 год не нужно.

В поле “Номер контролируемой иностранной компании” уведомления о КИК указывается цифровой уникальный номер КИК, присваиваемый налогоплательщиком самостоятельно.

Если налогоплательщик принимает участие в КИК, сведения о которой представлены в уведомлении об участии в иностранных организациях, то каждой такой КИК присваивается уникальный номер, соответствующий номеру иностранной организации, присвоенному налогоплательщиком в уведомлении об участии в иностранных организациях.

В случае изменения статуса налогового резидентства КИК номер КИК сохраняется и повторно не присваивается. В случае, если налогоплательщик перестает являться контролирующим лицом КИК, данным налогоплательщиком номер КИК повторно не присваивается.

Неуплата или неполная уплата НДФЛ в результате невключения в налоговую базу по НДФЛ нераспределенной прибыли КИК влечет штраф в размере 20 процентов от суммы неуплаченного НДФЛ, но не менее 100 000 рублей.

Неправомерное непредставление в срок уведомления о КИК или представление уведомления о КИК, содержащего недостоверные сведения, влечет штраф в размере 100 000 рублей по каждой КИК, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

В случае подачи уточненного уведомления о КИК до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом отражения в уведомлении недостоверных сведений, налогоплательщик освобождается от штрафа в 100 000 рублей.

НДФЛ, исчисленный в отношении прибыли КИК, уменьшается пропорционально доле участия контролирующего лица на:

  • Налог, исчисленный в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств.
  • Налог, исчисленный в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством РФ (налог на доходы, удерживаемый у источника выплаты дохода).
  • Налог на прибыль организаций, исчисленный в отношении прибыли постоянного представительства этой КИК в РФ.

Величина уплаченного налога должна быть подтверждена документами, а если у РФ нет с иностранным государством международного договора РФ по вопросам налогообложения – должна быть заверена компетентным органом иностранного государства.

По российскому законодательству прибыль (убыток) КИК определяется одним из следующих способов:

  • По данным финансовой отчетности КИК, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, если постоянным местонахождением этой КИК является иностранное государство, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, за исключением государств, включенных в перечень ФНС, либо в отношении финансовой отчетности такой КИК представлено аудиторское заключение, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.
  • По правилам главы 25 НК РФ “Налог на прибыль организаций” для налогоплательщиков – российских организаций.

Доля участия определяется как сумма выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия этого лица в организации.

При этом учитывается участие лица в организации через иностранную структуру без образования юридического лица.

При определении доли физического лица в организации одновременно учитываются:

  • Единоличное участие.
  • Участие совместно с супругами и несовершеннолетними детьми.

Например, если доля участия одного супруга в иностранной организации составляет 20 процентов, при этом другой супруг также имеет долю участия 20 процентов в этой иностранной организации, то в связи с тем, что доля совместного участия в иностранной организации составляет 40 процентов, оба супруга признаются контролирующим лицом такой КИК и обязаны представлять уведомление о КИК.

Если по данным финансовой отчетности КИК есть убыток, то он может быть перенесен на будущие периоды и учтен при определении прибыли КИК.

Есть важное ограничение, которое заключается в том, что убыток КИК не переносится на будущие периоды, если налогоплательщик не представил уведомление о КИК за период, за который получен убыток.

Кроме того, налогоплательщик вправе учесть убыток КИК, накопленный за период до 2015 года.

Среднее значение курса иностранной валюты к рублю за период, за который составляется финансовая отчетность за финансовый год, определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднее арифметическое значение курса иностранной валюты к рублю, устанавливаемого ЦБ РФ, за все дни в периоде, за который составлена финансовая отчетность.

Для определения статуса физического лица в качестве налогового резидента РФ необходимо установить количество дней его нахождения в РФ в течение 12 месяцев, предшествующих определенной дате.

Признание лица контролирующим лицом КИК осуществляется на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по НДФЛ, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой КИК.

Если такое решение не принято, признание лица контролирующим лицом осуществляется на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по НДФЛ для налогоплательщика – контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года КИК.

Если на одну из указанных дат физическое лицо признается налоговым резидентом РФ, оно признается контролирующим лицом КИК и обязано подать уведомление о КИК и налоговую декларацию по НДФЛ за период, в котором получен статус налогового резидента.

Признание лица контролирующим лицом осуществляется в следующем порядке.

На дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика – контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой КИК.

Если такое решение не принято, признание лица контролирующим лицом осуществляется на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика – контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года КИК.

В рассматриваемом случае налогоплательщик будет признаваться контролирующим лицом КИК при наличии решения о распределении прибыли такой КИК, принятого до даты прекращения участия налогоплательщика в указанной КИК.

Дата получения дохода в виде прибыли КИК – это 31 декабря года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность за финансовый год.

Уведомление о КИК, представляемое в отношении финансового года КИК, оканчивающегося 31 декабря 2018 года, представляется до 20 марта 2020 года за налоговый период 2019 года.

Как указано выше, датой получения дохода в виде прибыли КИК признается 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год.

А в случае отсутствия в соответствии с личным законом такой компании обязанности по составлению и представлению финансовой отчетности – 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания календарного года, за который определяется ее прибыль.

Если период, за который составляется финансовая отчетность КИК, начинается, например, 1 октября каждого года и заканчивается 30 сентября каждого года, то:

  • Прибыль финансового года с 1 октября 2018 года по 30 сентября 2019 года учитывается при определении дохода физического лица, признаваемым контролирующим лицом соответствующей КИК, в налоговом периоде, начинающемся 1 января 2020 года.
  • Уведомление о КИК в отношении такого финансового года представляется за период 2020 года до 20 марта 2021 года.

В законодательстве РФ нет особенностей в части требований к размеру дохода, полученного контролирующим лицом в виде прибыли КИК, для представления уведомления о КИК.

Налогоплательщики обязаны уведомлять о КИК, в отношении которых они являются контролирующими лицами, вне зависимости от размера дохода, полученного ими в виде прибыли соответствующих КИК.

Контролируемая иностранная компания (КИК)

Контролируемая иностранная компания — иностранная компания, определённая часть акций которой принадлежит налоговым резидентам данной страны.

В Российской Федерации для целей налогообложения прибыли контролируемой считается иностранная организация, которая не признается налоговым резидентом РФ и контролирующим лицом которой являются юридическое и (или) физическое лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Осуществлением контроля над организацией считается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами

Контролируемой иностранной компанией также считается иностранная структура без образования юридического лица (фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма коллективных инвестиций или доверительного управления), контролирующим лицом которой является организация или физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Контроль над иностранной структурой без образования юридического лица означает оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

При этом личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.

Контролирующее лицо иностранной компании

Критерии, при которых лицо признается контролирующим лицом иностранной компании:

Условия, при которых лицо признается контролирующим

Условия, при которых лицо не признается контролирующим

над иностранной организацией

Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации составляет более 25%.

Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации превышает 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, составляет более 50%.

Лицо осуществляет контроль над иностранной организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей

Участие лица в иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями

над иностранной структурой без образования юридического лица

Лицо выступает учредителем (основателем).

Лицо, не являющееся учредителем (основателем), осуществляет контроль над структурой, и при этом в отношении его выполняется хотя бы одно из условий:

Лицо выступает учредителем (основателем), и при этом в отношении его одновременно выполняются следующие условия:

Уведомление о КИК

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган о КИК.

Сообщать об этом должны организации и граждане, которые:

являются контролирующими лицами КИК;

обязаны платить налог на прибыль организаций (НДФЛ для физических лиц) с прибыли КИК (в части своей доли).

Уведомление о КИК подается не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица.

При этом налогоплательщика могут оштрафовать на 100 тыс. руб. (в отношении каждой КИК):

за непредставление уведомления;

представление с опозданием;

указание неверных сведений в уведомлении.

Когда нужно платить налог на прибыль/НДФЛ с прибыли КИК

Контролирующие лица должны декларировать прибыль КИК (в части своей доли) и платить с нее налог на прибыль (либо НДФЛ, если речь идет о гражданах) в случаях, когда величина прибыли КИК составляет:

за 2015 г. – 50 млн руб. и более;

за 2016 г. – 30 млн руб. и более;

за 2017 г. и последующие – более 10 млн руб.

Прибыль КИК определяется по данным ее финансовой отчетности с особенностями, специально установленными НК РФ.

При исчислении налога на прибыль/НДФЛ в отношении доходов КИК можно зачесть суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, при наличии подтверждающих документов.

Для контролирующего лица действуют следующие штрафы:

если недоплачен налог с прибыли КИК – 20% от его суммы, но не менее 100 тыс. руб.;

если не приложены документы КИК к декларации (либо приложены недостоверные) – 100 тыс. руб.

Читайте также:  Налогообложение иностранных юридических лиц

При этом, штрафовать за недоплату не будут в отношении налоговых периодов 2015 – 2017 гг.).

Но это не значит, что можно не платить налог. От штрафа освободят только при условии полного возмещения ущерба бюджету. То есть недоимку и пени все равно взыщут.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Контролируемые иностранные компании в России

Илья Назаров, управляющий партнер

Нормативное регулирование

09 ноября 2020 года принят Федеральный закон от 09.11.2020 № 368-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Указанным законом в законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК) в 2020 году вносятся следующие изменения:

1. Изменение срока представления ежегодного Уведомления о КИК для физических лиц с 20 марта на 30 апреля

Срок представления в налоговый орган ежегодных Уведомлений о КИК для физических лиц изменен с 20 марта на 30 апреля — абз 2 п.2 ст 25.14 НК РФ. Новый срок представления уведомления о КИК применяется, начиная с Уведомления о КИК за 2020 год (те по итогам прибыли 2019 финансового периода КИК), которое должно быть представлено в срок до 30 апреля 2021 года.

Обращаю внимание, что данное изменение срока относится только к контролирующим лицам физическим лицам . Изменение срока унифицирует и тем самым упрощает администрирование ежегодных отчетных документов для физических лиц, которые помимо уведомления о КИК также должны ежегодно в случае получения ими доходов подавать в налоговый орган декларацию 3-НДФЛ (в срок до 30 апреля).

Для контролирующих лиц — организаций (т.е. для российских компаний, владеющих долей в КИК) срок ежегодного представления уведомления о КИК остался без изменений -20 марта каждого года — абз 2 п.2 ст 25.14 НК РФ (срок подачи декларации по налогу на прибыль — 28 марта). Напоминаю также, что в случае, если КИК-ом владеет российская организация, которой в свою очередь владеет физические лица налоговые резиденты России — Уведомления о участии и иностранной организации и ежегодные Уведомления о КИК подаются как от имени российской организации (прямое владение), так и от имени физического лица (косвенное владение).

См. также Налоговый календарь 2021 всех отчётных дат для физических и юридических лиц, связанных с владением зарубежными активами.

2. Обязанность физических лиц приложить к Уведомлению о КИК финансовую отчетность

Начиная с Уведомления о КИК за 2020 год (по итогам прибыли 2019 финансового периода КИК), физические лица обязаны приложить к Уведомлению о КИК копию финансовой отчетности КИК (и аудиторского заключения в отдельных случаях), подтверждающую размер прибыли (убытка) КИК — абз. 4 п.5 ст.25.15 НК РФ. Положение вступает в силу с 09.12.2020, т.е. до 30 апреля 2021 года физические лица должны подать в налоговый орган Уведомление о КИК за 2020 год с приложением финансовой отчетности за 2019 фин. период КИК.

Контролирующие лица-организации обязаны приложить копию финансовой отчетности и аудиторского заключения (в отдельных случаях) к декларации по налогу на прибыль (подается в срок до 28 марта каждого года) — абз. 3 п.5 ст.25.15 НК РФ.

Напомню, что ранее контролирующие лица обязаны были приложить к соответствующей декларации (3-НДФЛ или по налогу на прибыль) финансовую отчетность только в случае превышения порогового значения прибыли в 10 млн руб., в остальных случаях фин отчетность могла быть запрошена налоговым органом. Однако, в связи с участившейся во второй половине 2020 года практикой по запросу фин отчетности КИК со стороны налоговых органов (в качестве подтверждения НЕпревышения порогового значения прибыли КИК и как следствие — НЕпредставления декларации 3-НДФЛ) законодатель установил такую обязанность при подаче уведомлений о КИК.

3. Увеличение штрафа за НЕпредставление ежегодного Уведомления о КИК со 100 тыс руб. до 500 тыс руб.

В соответствии с новой редакцией п.1 ст. 129.6 НК РФ — НЕпредставление или несвоевременное представление, или указание недостоверных сведений в Уведомлении о КИК влечет наложение штрафа в размере 500 тыс руб. (ранее — 100 тыс руб.) в отношении каждой КИК. Изменения вступают в силу с 09.12.2020.

Какой штраф (100 тыс руб или 500 тыс руб) будет применяться после 09 декабря 2020 при подаче Уведомлений о КИК за 2017, 2018, 2019 годы

ВАЖНО! Примечание автора: Спорным является в настоящий момент вопрос о том, какой размер штрафа будет применяться, если в налоговый орган подать с пропуском срока Уведомления о КИК за 2017, 2018 и 2019 годы. Формально днем совершения правонарушения, выразившегося в непредставлении документов к определенному сроку, является день, следующий за последним днем срока, т.е. в описанном случае это 21 марта 2018, 21 марта 2019 и 21 марта 2020. Закон, ухудшающий положение налогоплательщика, НЕ имеет обратной силы. Все неустранимые сомнения в толковании норм НК РФ толкуются в пользу налогоплательщика. НО на практике существует позиция налоговых органов, в соответствии с которой днем совершения налогового правонарушения является день обнаружения налоговым органом факта такого нарушения, т.е. день подачи всех уведомлений и следовательно будет существовать высокий риск применения ко всем уведомлениям нового штрафа в 500 тыс руб.

Рекомендую лицам, которые до настоящего момента НЕ подавали в налоговый орган Уведомления о КИК, но рассматривают такой сценарий — во избежание споров подать уведомления о КИК за предшествующие годы в срок до 09 декабря 2020. В случае применения повышенных штрафов я буду готов оказать юридическое содействие в их оспаривании и обосновании применения в старом размере.

4. Новые штрафы за непредставление подтверждающих документов по КИК

Штраф за НЕпредставление фин. отчетности вместе с Уведомлением о КИК (для физических лиц)

Непредставление налоговому органу финансовой отчетности вместе с Уведомлением о КИК (для физических лиц) либо представление фин. отчетности с заведомо недостоверными сведениями влечет наложение штрафа в размере 500 тыс. руб . — п.1.1. ст 126 НК РФ

При этом, как мы видим, непредставление в налоговый орган вместе с Уведомлением о КИК документов, подтверждающих заявленную в таком уведомлении льготу, освобождающую нераспределенную прибыль КИК от налогообложения НЕ установлено.

После применения налоговым органом штрафа за НЕприложение к Уведомлению о КИК фин. отчетности — налоговый орган вправе запросить ее у налогоплательщика — см ниже.

Штраф за НЕпредставление фин. отчетности по будущему запросу налогового органа

НК РФ дополнен новой статьей 25.14-1. Истребование у налогоплательщиков — контролирующих лиц документов в отношении контролируемых ими иностранных компаний , в соответствии с которой:

1) в случае НЕпредставления в налоговый орган финансовой отчетности КИК вместе с Уведомлением о КИК (абз. 4 п.5 ст.25.15 НК РФ)

2) в случае НЕпредставления в налоговый орган документов, подтверждающих заявленную в Уведомлении о КИК льготу, освобождающую нераспределённую прибыль КИК от налогообложения

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика указанные документы (в том числе аналогичные документы за три предшествующих календарных года). Запрашиваемые документы должны быть предоставлены налогоплательщиком в течение 1 месяца с даты получения соответствующего требования (т.е. срок на предоставление документов теперь установлен законодательно, и не будет изменяться в требовании). Запрашиваемые налоговым органом документы подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения величины прибыли КИК (напоминаю, что оценивается величина «прибыли/убытка ДО налогообложения) или заявленной в Уведомлении о КИК льготы. Примечание автора: «Т.е. приложить потребуется весь документ (всю финансовую отчетность с аудиторским заключением), но переводить потребуется ТОЛЬКО лист Отчета о прибылях и убытках. При этом, нет требования о нотариальном удостоверении такого перевода и об апостилировании документа».

В случае НЕпредставления финансовой отчетности или представления фин. отчетности с заведомо ложными сведениями (или документов, подтверждающих льготу, освобождающую нераспределенную прибыль КИК от налогообложения) в течение 1 месяца после соответствующего запроса — налоговый орган вправе применить новую меру ответственности — штраф в размере 1 млн руб. — п.1.1-1. ст 126 НК РФ.

Примечание автора: «Обращаю внимание, что даже после уплаты штрафа налоговый орган вправе направить налогоплательщику ПОВТОРНЫЙ запрос на предоставление финансовой отчетности и в случае непредставления — ПОВТОРНО оштрафовать на 1 млн руб., т.к. каждый новый факт непредставления отчётности будет образовывать НОВЫЙ состав налогового правонарушения. С учетом 3-х летнего срока давности в случае непредставления фин отчетности, например, за 2019 фин период КИК — предъявить претензии по налогу за указанный фин период КИК будет невозможно только в 2024 году».

Если после получения требования о предоставлении документов, подтверждающих заявленную в Уведомлении о КИК льготу, освобождающую нераспределённую прибыль КИК от налогообложения, налогоплательщиком было представлено уточненное уведомление о КИК БЕЗ указанной льготы — налогоплательщик НЕ подлежит привлечению к ответственности по указанной выше п. 1.1-1 ст 126 НК РФ . Примечание автора: «На практике наших клиентов часто возникали случае подачи в налоговый орган уведомлений о КИК с заявленными льготами при одновременном факте НЕпревышения прибыли КИК порогового значения 10 млн руб. за прошедший финансовый год. Обращаю внимание, что в таком случае в соответствии с п.7 ст.25.15 НК РФ — контролирующее лицо вправе НЕ учитывать такую прибыль при определении своей базы по соответствующему налогу (НДФЛ или по налогу на прибыль), а следовательно заявление льготы не требуется.

В соответствии с абз 2 п 1 ст.25.14-1 НК РФ — финансовая отчетность и документы, подтверждающие льготу, освобождающую нераспределенную прибыль КИК от налогообложения не могут быть истребованы у контролирующего лица — физического лица, который представил в налоговый орган уведомление о переходе на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК (за соответствующие периоды).

Новые штрафы вступают в силу с 09.12.2020, т.е. применяются также начиная с Уведомления о КИК за 2020 год.

5. Фиксированная прибыль КИК, фиксированный налог на КИК 5 млн руб.

В соответствии с инициативой президента РФ Путина В.В. в 2021 году у владельцев КИК физических лиц появилась опция применить в отношении принадлежащих им КИК специальный налоговый режим, а именно уплачивать ежегодно фиксированный налог с КИК в размере 5 млн руб. БЕЗ предоставления в налоговый орган финансовой отчетности — ст. 227.2. НК РФ. Т.е. это так называемый паушальный налог с КИК (налог на вмененный размер прибыли КИК).

Для применения данного режима — «налог с фиксированной прибыли КИК» (или тривиально «фиксированный налог с КИК») — необходимо представить в налоговый орган соответствующее уведомление. Указанное уведомление представляется в срок до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого налогоплательщик осуществляет уплату налога с фиксированной прибыли. При этом в отношении 2020 налогового периода (т.е. в первый раз) такое уведомление представляется в срок до 01.02.2021 года.

  • выгодно, если прибыль КИК в 2019 финансовом периоде КИК (2020 налоговый период контролирующего лица) превысила 38.460.000 руб. (594.104 ДОЛЛ США, 530.467 ЕВРО, 465.459 Фунтов стерлингов), с учетом ставки НДФЛ 13%.
  • выгодно, если прибыль КИК в 2020 финансовом периоде КИК (2021 налоговый период контролирующего лица) превысит 34 .000.000 руб., с учетом ставки НДФЛ 15% с 01.01.2021 года

Примечание автора: «Вменный размер прибыли 38.460.000 руб. и 34.000.000 руб. установлен законодателем для целей указания данных величин в ежегодных декларациях 3-НДФЛ с возможностью декларировать и уплачивать фиксированный налог «.

  • налогоплательщик вправе НЕ готовить и НЕ представлять в налоговый орган финансовую отчетность КИК и аудит к ней (в тч по запросам налогового органа)
  • указанный фиксированный налог в размере 5 млн руб. применяется в отношении ВСЕХ КИК, независимо от размера прибыли каждой их них
  • налогоплательщик обязан применять специальный режим в течение 5 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором представлено уведомление о переходе на данный режим
  • налогоплательщик обязан применять специальный режим в течение 3 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором представлено уведомление о переходе на данный, если такое уведомление представлено в 2020 или в 2021 налоговом периоде
  • налогоплательщик НЕ вправе применить льготы, освобождающие нераспределенную прибыль КИК от налогообложения, предусмотренные ст.25.13-1. НК РФ
  • налогоплательщик обязуется уплачивать НДФЛ в случае распределения прибыли КИК в виде дивидендов БЕЗ возможности зачета уплаченного фиксированного налога в размере 5 млн руб. (т.е. БЕЗ применения положений п.66 ст. 217 НК РФ), а такжеБЕЗ возможности зачета с иностранным налогом. Основанием для такого отказа является факт представления в налоговый орган уведомления о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли — абз 3 п.1 ст. 232 НК РФ.

Если контролирующее лицо, применяющее уплату налога с фиксированной прибыли (фиксированный налог), полностью утрачивает контроль над ВСЕМИ КИК (т.е. перестает являться «контролирующим лицом» по смыслу НК РФ) — оно освобождается от обязанности по уплате фиксированного налога, начиная с налогового периода, в котором контролирующее лицо утратило контроль над ВСЕМИ КИК.

При повторном переходе на специальный налоговый режим лицом, которое ранее использовала такой режим, указанное лицо обязано уплачивать налог с фиксированной прибыли в течение будущих 5 налоговых периодов.

Контролирующее лицо вправе отказаться от применения налога с фиксированной прибыли (фиксированный налог) путем подачи в налоговый орган соответствующего заявления, но не ранее чем по прошествии 5-ти (3-х) налоговых периодов с момента начала применения такого режима. Указанное заявления подается в срок до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого физическое лицо намерено отказаться от уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК — абз 2 п.4 ст 227.2. НК РФ. Примечание автора: «Например, заявление о применении налога с фиксированной прибыли представлено в налоговый орган до 01 февраля 2021 года, в 2022 году контролирующее лицо приняло решение отказаться от применения данного налогового режима, в таком случае соответствующее уведомление об отказе от применения режима должно быть подано в срок до 31 декабря 2023 года (с учетом обязанности применения режима в течение 3-х налоговых периодов».

Если в НК РФ вносятся изменения, приводящие к увеличению размера налога с фиксированной прибыли КИК (т.е. налог становится больше 5 млн руб.) — контролирующее лицо вправе подать заявление об отказе от применения данного режима ДО истечения 5-ти (3-х) налоговых периодов. Указанное уведомление подается в налоговый орган в срок до 31 декабря года, предшествующего году, начиная с которого в НК РФ внесены изменения, приводящие к увеличению размере налога с фиксированной прибыли КИК — абз 3 п.4 ст 227.2. НК РФ.

Фиксированный налог в размере 5 млн руб. с прибыли КИК — вопрос в настоящее время спорный и целесообразный для применения исключительно владельцами крупного бизнеса, во всех остальных случаях целесообразность его применения необходимо однозначно рассчитывать индивидуально.

6. Из перечня доходов/расходов, подлежащих корректировке в соответствии с п.3 ст.309.1. НК РФ при определении прибыли КИК, исключены доходы/расходы от реализации деривативов

Напомню, что при определении прибыли КИК в соответствии с ее фин отчетностью НЕ учитываются доходы/расходы:
— от переоценки и (или) обесценения долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов
— в виде сумм прибыли (убытка) дочерних организаций (за исключением дивидендов)
— в виде сумм расходов/доходов на формирование/восстановление резервов

В случае, если в течение финансового периода КИК была продажа (реализация) ценных бумаг — прибыль КИК для целей НК РФ необходимо корректировать в соответствии с п.3 и п.3.1. ст. 309.1. НК РФ. С 09 ноября 2020 года в соответствии с изменениями в НК РФ из состава таких корректируемых доходов/расходов при реализации исключены производные финансовые инструменты (деривативы) , т.е. доход /расход от их реализации учитывается «как есть» в финансовой отчетности. Указанное изменение вступило в силу с 09.11.2020, т.е. по новым правилам необходимо корректировать финансовую отчетность за 2019 год (прибыль которой учитывается в 2020 году, в котором внесены изменения).

Таким образом, прибыль/убыток от переоценки деривативов продолжает НЕ учитываться при определении величины прибыли КИК, а прибыль/убыток от реализации деривативов с 09.11.2020 НЕ подлежит корректировке в соответствии с НК РФ.

Ссылка на основную публикацию