Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ

43. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рф.

ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»

ФЗ « о порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества ,имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства»

Иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с ФЗ, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации;

При решении вопроса о допуске иностранного инвестора на свою территорию Рф одновременноруководствуется как положенями законодательства посылающего государства о наличии у инвестора инвестиционной праводееспособности , так и положениями своего законодательства о допуске иностранных лиц именно этого государства на свою территорию в искомом качестве.

Для определения применимого права ФЛ ,действующего в качестве иностранного инвестора ,закон указывает 2 основания :

2.ПМЖ ( если нет гражданства).

Если иностранный индивидуальный инвестор будет зарегестрирован в РФ в качестве ИП,то на его деятельность будет распространяться право РФ(1201 гк),за исключением тех позиций,которые определяются его личным статутом(1196-1201 гк).

Иностранный инвестор может быть представлен на территории рф как ЮЛ ,учрежденным по законам иностранного государства и в соответствии с ними наделенным гражданской правоспособность., так и иной иностранной организацией, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с зак-вом гос-ва учреждения и которая имеет право осуществлять инвестиц деятельность на территории РФ.

Прямая иностранная инвестиция – приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры ВЭД СНГ (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей;

Главная цель осуществления прямой инвестиции – получение инвестором эффективного контроля над управлением коммерческой организацией с иностранными инвестициями.

Российское законодательство не признает иностранной инвестицией создание представительства иностранной компании на территории России или вложение иностранного капитала в благотворительные, религиозные и другие общественно полезные некоммерческие организации, поскольку их деятельность не направлена на получение прибыли.

Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, должен выполнять часть или все функции от имени создавшей его головной организации при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер. Для получения права осуществлять ПД на территории России филиал иностранной компании должен получить аккредитацию в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ. В целях аккредитации головная организация должна утвердить и направить в Палату положение о филиале, в котором должны быть указаны основные сведения о филиале и его головной организации (наименование, адрес, правовая форма компании), цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в его основные фонды, порядок управления филиалом (ст.22 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

Коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения иностранного инвестора в состав ее участников. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законодательством. Указанные гарантии и льготы, однако, не распространяются на дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями (статья 4 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

В целях государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями в дополнение к обычному перечню документов иностранный инвестор должен представить учредительные документы иностранного инвестора, выписку из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранного инвестора, а также документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком.

Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации, а филиалу иностранного лица – в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 20, 21 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

Правовое регулирование иностранных инвестиций придерживается принципа национального режима. Это означает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам. Благодаря принципу национального режима нормы гражданского права применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 2 ГК РФ). Законодательство устанавливает два вида изъятий из данного принципа:

изъятия ограничительного характера (в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства) предусматриваются только ФЗ. Изъятия ограничительного характера обычно связаны с ограничением прав иностранных инвесторов на осуществление инвестиций в определенных отраслях и сферах деятельности. Российским законодательством установлены ограничения на участие иностранных инвесторов в капитале российских коммерческих организаций в сфере телевизионного вещания, авиационной промышленности, страховой и банковской деятельности;

изъятия стимулирующего характера в виде льгот (для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ) предусматриваются законодательством. Например, освобождение от таможенных пошлин при ввозе иностранным инвестором на территорию России оборудования и иных основных средств в качестве взноса в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями

Привлечение иностранных инвестиций обеспечено системой конституционных гарантий общего характера, касающихся ПД (право осуществлять любую деятельность, не запрещенную законом право на возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий органов государства, и др.), и рядом специальных гарантий, содержащихся в нормах ГК РФ, Закона об иностранных инвестициях в РФ, а также в положениях международных двусторонних договоров России с другими странами о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Специальные гарантии обеспечивают реализацию следующих прав иностранных инвесторов.

1. Право на суброгацию. Означает право на передачу своих прав и обязанностей на основании уступки требования и перевода долга другому лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ. Например, если иностранное государство производит платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии, предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ (договор страхования политических рисков), к этому иностранному государству переходят права иностранного инвестора на указанные инвестиции (ст.7 Закона об иностранных инвестициях в РФ). К политическим рискам относятся риск неконвертации валюты страны – получателя инвестиций, причинение ущерба инвестициям в результате войны или социальных беспорядков, риск экспроприации инвестиций.

2. Право на компенсацию при реквизиции или национализации. В случае реквизиции или национализации имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями они имеют право на возмещение стоимости изъятого имущества, а также на возмещение убытков при национализации (ст.7 Закона об иностранных инвестициях в РФ). Надо отметить, что гарантия российского законодательства в отношении компенсации при реквизиции или национализации содержит существенно худшие условия по сравнению с международными соглашениями*(802), которые обычно предусматривают право инвестора (и соответственно, обязанность государства) на “быструю, адекватную и эффективную компенсацию” (формула Хэлла).

3. Стабилизационная (“дедушкина”) оговорка. В целях обеспечения стабильности

правового режима иностранных инвестиций, обусловленного налоговым, валютным и таможенным законодательством, иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями предоставляются гарантии от неблагоприятного для них изменения законодательства РФ (ст.9 Закона об иностранных инвестициях в РФ). Стабилизационная оговорка предусмотрена в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций, при условии, что товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, используются в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов.

4. Право на использование доходов от инвестиций. Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли для реинвестирования в объекты предпринимательства на территории России, а также на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, включая дивиденды, проценты, средства в связи с исполнением гражданско-правовых обязательств, с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала или компенсацией при реквизиции и национализации.

Иностранный инвестор имеет также право на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции. В этом случае к инвестору не могут быть применены такие меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, как квотирование, лицензирование и т.п. (ст.11, 12 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

Правительство РФ уполномочено осуществлять контроль за деятельностью иностранных инвесторов в РФ (в частности, утверждать перечень приоритетных инвестиционных проектов), а также разрабатывать и обеспечивать реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций (ст.23 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

Дата публикации: 17.04.2015 2015-04-17

Статья просмотрена: 13835 раз

Библиографическое описание:

Бутузова А. С., Афанасьева Е. В. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 711-713. — URL https://moluch.ru/archive/88/17516/ (дата обращения: 06.03.2020).

Иностранные инвестиции представляют собой важный процесс, необходимый для нормального функционирования производственной деятельности любой страны. И Россия не является исключением. Конечно, данный процесс вызывает множество самых разнообразных проблем, которые сложно решить даже самым опытным специалистам. Однако эти препятствия являются лишь стимулом к нахождению, разработке новых способов достижения наилучших результатов при осуществлении инвестиционной деятельности.

Возникновение проблем с привлечением иностранных инвестиций в России связано с недостаточной разработкой правовой системы регулирования инвестиционной деятельности, правовых институтов иностранных инвестиций и неточностью толкования норм в законах. Необходимо рассмотреть сложившуюся ситуацию, так как сфера иностранного инвестирования постепенно приобретает важное значение для производственной деятельности субъектов РФ, так и для России в целом.

Следовательно, правовое регулирование имеет огромное значение для России. Поэтому и необходимо обращать внимание на данную проблему, для устранения существующих недостатков и внедрения более эффективных механизмов её функционирования.

Понятие и сущность иностранных инвестиций

В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1].

Нормативно-правовые акты России об иностранных инвестициях

Одним из самых главных нормативно-правовых актов, предусматривающих регулирование поступлений инвестиций от иностранных инвесторов в Российской Федерации, является Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”.

Правовые нормы в России охватывают все многообразие проблем, возникающих в связи с осуществлением иностранной инвестиционной деятельности, входят в разные отрасли права. Этим и объясняется деление законодательства РФ на специальное и универсальное.

Специальное законодательство представляет собой комплекс, состоящий из законов и подзаконных актов, осуществляющих регламентирование организации инвестиционной деятельности и ее правовой формы, легализованной в Российской Федерации. Подобными нормативно-правовыми актами являются Федеральный закон № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений”, принятый 25 февраля 1999 года, Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”, принятый 9 июля 1999 года и др. [2].

Универсальное законодательство содержит в себе основные принципы и общие правила, согласно которым происходит осуществление деятельности иностранных инвесторов наравне с остальными субъектами РФ, а также регулирование гражданских правоотношений в различных направлениях экономики. В качестве примеров таких нормативных актов выступают кодексы Российской Федерации, Федеральный закон “Об акционерных обществах” и другие [3].

Принципы регулирования иностранных инвестиций в России

Выделяют три основных принципа правового регулирования иностранных инвестиций:

1) Инвестиции регулируются только на федеральном уровне;

2) Осуществление равной защиты прав как иностранных инвесторов, так и российских. Данный принцип предполагает предоставление защиты каждому из инвесторов вне зависимости от формы инвестиций и их принадлежности иностранным или российским субъектам.

3) Принятие норм международных договоров о правовом регулировании иностранных инвестиций российским законодательством.

Правовые гарантии иностранных инвесторов в Российской Федерации

В Российской Федерации с помощью федеральных законов, международных договоров и иных нормативно-правовых актов обеспечивается защита интересов иностранных инвесторов.

Выделяют следующие виды правовых гарантий зарубежных инвесторов:

1) Право осуществления инвестиций в различных формах на территории РФ;

2) Право передачи своих прав и обязанностей другому лицу;

3) Право на получение компенсации при отчуждении или реквизиции имущества;

4) Право на защиту от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации;

5) Право на осуществление рационального разрешение спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиционной деятельностью;

6) Право на использование правомерных доходов от инвестиций на территории России и перевода этих доходов за пределы РФ;

7) Право на беспрепятственный вывоз из Российской Федерации имущества, документов, записей на электронных носителях, которых были ввезены в Россию в качестве иностранных инвестиций;

Читайте также:  Налогообложение при оказании услуг иностранной компанией

8) Право на приобретение выпускаемых государством и российскими коммерческими организациями ценных бумаг;

9) Право на возможное участие в процессе приватизации;

10) Право на получение земельных участков, других природных ресурсов, зданий и сооружений и иные виды недвижимого имущества;

11) Право на получение льгот по уплате таможенных платежей;

12) Право на получение льгот от органов местного самоуправления и субъектов РФ. [4]

Проблемы правового регулирования инвестиций

Несмотря на наличие нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и многообразие гарантий, представляемых иностранным инвесторам, можно выделить ряд проблем в правовом регулировании иностранных инвестиций.

Можно выделить следующие приоритетные направления изменения правой основы инвестиционной деятельности, поступления иностранных инвестиций в РФ:

1) Более глубокий анализ гарантий, предоставляемых зарубежным инвесторам. В частности введение полноценной стабилизационной оговорки, которая представляет собой полноценную гарантию от вступления в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, изменяющих налоговую нагрузку иностранных инвесторов или режим запретов, возлагаемых на них, в течении всего периода осуществления инвестиционного проекта. Так как согласно Федеральному закону № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ” стабильность инвестора поддерживается не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта, кроме исключительных случаев, предусмотренных данным законом.

2) Обеспечение законодательного сотрудничества между федеральным центром и его регионами, с целью достижения соглашения в сфере регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов. Необходимо также определить различие в формах, содержании и предназначении гарантий, предоставляемых органам государственной и субъектам Российской Федерации, а также их ответственность и обязанность при осуществлении данных гарантий.

3) Развитие в российском законодательстве более эффективной системы использования международных норм, способных разрешать инвестиционные споры.

4) Обеспечение возможности разрешать споры, возникающие в процессе инвестиционной деятельности в международных арбитражных судах.

5) Разработка конкретных правовых институтов, отвечающих за предоставление выгоды от инвестиционного проекта иностранным инвестором, а также за выплату последним компенсаций в случае причинения им вреда.

6) Возможно, большое значение сыграли бы специализированные арбитражные суды, созданные для разрешения споров, возникающих при участии иностранных инвесторов. Это послужило бы к созданию атмосферы более полного доверия зарубежных инвесторов к правовой системе России, осуществляющей защиту их интересов.

7) Учреждение специального уполномоченного органа, в полномочия которого входит рассмотрение жалоб иностранных инвесторов.

8) Закрепление всех необходимых условий осуществления поступлений иностранных инвестиций, а также основных взиманий и льгот [5].

Главной чертой правового регулирования государством инвестиционных отношений является двоякая роль государства: в одних случаях оно выступает непосредственно как лицо, осуществляющее инвестиции, а в других — как лицо, обладающее властными полномочиями, гарантирующее осуществление инвестиционной деятельности. В форме инвестиционных договоров, договоров долевого участия в строительстве, строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, возмездного оказания услуг, государственными контрактами на выполнение подрядных работ для государственных нужд, финансовой аренды (лизинга), соглашениями о разделе продукции будут представлены отношения, связанные с осуществлением капитальных вложений.

Смешанный предпринимательский договор, содержащий наряду с гражданско-правовыми нормами также публично-правовые (налоговые, административные, в области природопользования и пр.) представляет собой соглашение о разделе продукции. Правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в том, что инвестор освобождается от уплаты федеральных региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции [6].

Правовое регулирование иностранных инвестиций носит комплексный характер, который создает в практике применения права и законодательной деятельности, четко выраженные трудности. Основой правового регулирования должен быть принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности независимо от их отечественного или зарубежного происхождения, организационно-правовых форм и форм собственности.

4. В. Т. Батычко Международное частное право. Конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

5. Крупко С. Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право. 2000. N 10.

6. Платонова Н. Проблемы законодательного регулирования соглашений о разделе продукции // Хозяйство и право. 1998. N 3, 4.

Международное частное право

Правовое регулирование иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции — это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли. Инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные). Прямые инвестиции — это создание совместных предприятий и предприятий, на сто процентов принадлежащих иностранным инвесторам.

Иностранные инвесторы прямо и непосредственно участвуют в управлении предприятием. Портфельные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении компанией, а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги (т.е. на капитал, вложенный в эти предприятия).

В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: международно-правовой (заключение международных соглашений) и внутригосударственный (основа — национальное законодательство принимающего государства). Международно-правовое регулирование инвестиций осуществляется на универсальном, региональном и двустороннем уровнях.

Универсальное регулирование предусмотрено в Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. и в Сеульской конвенции 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

В соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. при МБРР был учрежден МЦУИС — Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными иностранными инвесторами. Разрешение инвестиционных споров производится путем проведения примирительной процедуры (гл. III Конвенции) либо путем арбитражного производства. В целях избежания споров принимающие государства обязаны предоставлять национальные гарантии иностранных инвестиций.

Более действенный способ защиты иностранных инвестиций — это страхование. Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. Функции МИГА — заключение договоров страхования и перестрахования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков.

В Сеульской конвенции закреплено понятие традиционных некоммерческих рисков — это риски, связанные с переводом валют (кроме девальвации местной валюты), экспроприацией или аналогичными мерами, войной, революцией, государственными переворотами и гражданскими беспорядками (кроме террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий). Кроме традиционных некоммерческих рисков, Сеульская конвенция предусматривает покрытие риска нарушения договора со стороны принимающего государства.

В соответствии с Конвенцией создана система государственного и частного страхования на национальном уровне, дополненная международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций. С 1993 г. на территории РФ действует Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в РФ от некоммерческих рисков.

В качестве примеров региональных инвестиционных соглашений можно привести договоры, заключенные в рамках СНГ. Соглашение СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. предусматривает сотрудничество сторон в сфере инвестиционной политики, пресечения недобросовестной конкуренции на международном и внутреннем рынках; предоставление иностранным инвесторам права на приобретение национальных ценных бумаг, аренду помещений, пользование землей; заключение концессионных договоров и создание свободных экономических зон. Соглашение распространяется не только на частное, но и на государственное иностранное инвестирование.

Конвенция СНГ о защите прав инвестора 1997 г. определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов. Для иностранных инвесторов устанавливается национальный режим (за исключением изъятий, определенных в национальном законодательстве государств-участников). Инвесторам предоставляются гарантии от изменения законодательства, защита от национализации; право на использование доходов, приобретение акций и ценных бумаг, участие в приватизации, приобретение вещных прав на земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество; заключение концессионных договоров и соглашений о разделе продукции в отношении объектов, относящихся к монополии принимающего государства.

Наиболее гибким инструментом регулирования инвестиционных отношений являются двусторонние международные соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных капиталовложений. Цель таких соглашений — обеспечить на территории одного договаривающегося государства максимальную защиту капиталовложений другого договаривающегося государства, предоставление гарантий беспрепятственного вывоза валютной части прибыли и гарантий от некоммерческих рисков.

В двусторонних международных договорах о взаимной защите инвестиций предусматривается взаимная обязанность государств не проводить принудительного изъятия капиталовложений путем национализации, реквизиций или конфискации в административном порядке. Инвестиционные споры должны рассматриваться в арбитражном порядке. Двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций связывают большинство государств мира (РФ заключила более 30 подобных соглашений — с Финляндией, Францией, Канадой, США, Италией, Австрией, Данией, Грецией и др.).

Инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего государства в значительной степени способствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Эти соглашения призваны разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовать наиболее важные в налоговом праве термины, установить круг налогооблагаемых доходов и налоговый режим. Все это создает дополнительные гарантии для иностранных инвесторов. Россия участвует почти в 90 двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения (с Великобританией, Канадой, Кипром, Испанией, Италией, Бельгией, Австрией, Японией, ФРГ, США и др.).

В большинстве государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об иностранных инвестициях — к ним применяется общее законодательство (антимонопольное, антитрестовское, налоговое, гражданское, валютное, банковское). Специальные законодательные акты об иностранных инвестициях приняты практически во всех государствах и устанавливают порядок инвестирования, правовой режим иностранной собственности, организацию иностранных капиталовложений, режимы иностранных инвестиций, льготы для них, полную и безусловную правовую защиту иностранных инвесторов.

Каждое государство самостоятельно устанавливает порядок допуска иностранного капитала на свою территорию — в одних странах действует разрешительная или лицензионная система (Индия, страны Латинской Америки), в других установлен режим свободного допуска иностранного капитала. Государства, проводящие политику наиболее активного привлечения иностранного капитала, принимают специальные инвестиционные кодексы (Китай, Польша, Венгрия, Аргентина, Мексика). Повсеместно правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется не коллизионным методом, а непосредственно материально-правовым (в основном с использованием национальных материально-правовых норм).

В любом случае принимающее государство обязано создавать для иностранных инвесторов стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия. Договор 1994 г. к Энергетической хартии предписывает принимающим государствам устанавливать для иностранных инвесторов национальный режим или режим наибольшего благоприятствования.

Изъятия из этих режимов должны быть сведены к минимуму. Как правило, в национальном законодательстве предусмотрено несколько видов режимов иностранного инвестирования. Кроме режимов наибольшего благоприятствования и национального, может устанавливаться и особо льготный (преференциальный) режим. Преференциальный режим предусматривается для иностранных инвесторов, производящих инвестирование в особо крупных размерах либо в особо важные и капиталоемкие отрасли национальной экономики. Такой режим предполагает предоставление определенных льгот: освобождение от некоторых налогов и сборов, от налога на прибыль, предоставление особых гарантий на случай национализации.

В законодательстве большинства государств есть «дедушкина» (стабилизационная) оговорка о применении к иностранным инвесторам более благоприятного для них законодательства. В законодательстве Армении, Молдовы, Казахстана закреплено положение о том, что, если новое законодательство ухудшает положение иностранного инвестора, к нему применяется автоматически прежнее законодательство вплоть до истечения срока инвестиционного соглашения.

В российском законодательстве «дедушкина» оговорка сформулирована несколько иначе: иностранный инвестор в случае ухудшения своего положения вследствие изменения законодательства сам должен обратиться в компетентные органы с требованием о применении к нему прежнего законодательства.

Принимающие государства, как правило, устанавливают возможность ограничения допуска иностранного капитала: запрещение допуска иностранных инвестиций в определенные отрасли экономики; введение особого контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естественных ресурсов; обязательное долевое участие государства в создаваемых иностранными инвесторами предприятиях; установление специального фискального режима; определение концессионной политики.

Серьезным препятствием для осуществления иностранного инвестирования является проблема национализации имущества иностранных частных лиц. В современном международном праве признается недопустимость национализации имущества иностранного государства и правомерность национализации иностранной частной собственности. Проведение национализации — это право каждого суверенного государства. Условия и основания проведения национализации устанавливаются во внутригосударственном праве.

С точки зрения правовой природы национализация представляет собой акт суверенной государственной власти, социально-экономическую меру общего характера, а не наказание отдельных лиц. В современном праве и практике закреплена безусловная обязанность государства выплатить иностранному лицу быструю, эффективную и адекватную компенсацию в случае национализации его собственности. Двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, как правило, предусматривают отказ принимающего государства от принудительного изъятия иностранных капиталовложений путем национализации, конфискации или реквизиции в административном порядке.

В России отсутствует систематизированное инвестиционное законодательство. Правовой базой выступают специальные федеральные законы «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г., «Об иностранных инвестициях» 1999 г., «Об иностранных инвестициях в форме капиталовложений» 1999 г., отдельные отраслевые законы, указы Президента и постановления Правительства; во многих субъектах Федерации принято собственное инвестиционное законодательство.

Под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, — деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, услуги и информация.

Иностранные инвесторы на территории РФ пользуются национальным режимом. Изъятия из него могут быть установлены только федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны и безопасности РФ. В интересах социально-экономического развития отдельным иностранным инвесторам может быть предоставлен преференциальный режим.

Российское законодательство закрепляет целый комплекс мер, гарантирующих стабильность правового положения иностранных инвесторов: правовую защиту на территории РФ; различные формы осуществления инвестиционной деятельности; возможность передачи прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; защита от неблагоприятного изменения законодательства; свободный перевод прибыли за границу; обеспечение надлежащего разрешения инвестиционных споров; право на приобретение ценных бумаг и участие в приватизации; предоставление прав на недвижимое имущество.

В свое время национализация, произведенная в России после Октябрьской революции, была признана другими государствами в соответствии с двусторонними международными соглашениями — договоры между СССР и Германией (1922 г.), США (1933 г.), Норвегией (1959 г.), Швецией (1941 и 1964 гг.), Данией (1964 г.), Великобританией (1968 г.). Принцип взаимного зачета финансовых и имущественных претензий, возникших до 9 мая 1945 г., положен в основу Соглашения между РФ и Францией об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных претензий 1997 г.

Читайте также:  Регистрация ООО с иностранным учредителем в РФ

Французская сторона обязалась не предъявлять и не поддерживать требований, касающихся претензий по займам и облигациям, интересам и активам, в отношении которых французские лица были лишены права собственности или владения, претензий по долгам царского правительства и правительства СССР. Россия со своей стороны обязалась не предъявлять требований в отношении ущер6а, причиненного во время интервенции 1918-1922 гг., требований в отношении активов во Франции и переданного золота (в том числе «колчаковского» золота).

В возмещение претензий Россия должна была до 2000 г. выплатить Франции определенную сумму. Полученные средства должны быть распределены во Франции среди французских физических и юридических лиц по французскому праву. Соответственно, у французских держателей облигаций по российским займам и лиц, собственность которых была национализирована в России без выплаты компенсации, должны возникнуть соответствующие отношения с правительством Франции, а не России.

В современном российском законодательстве сохраняется право РФ на национализацию, но устанавливается принцип быстрой, адекватной и эффективной компенсации в пользу иностранного собственника. Выплата компенсации производится в той валюте, в которой было произведено инвестирование, либо в любой другой валюте по желанию инвестора. К спорам о национализации должно применяться российское право, а сами споры — рассматриваться в российских правоприменительных органах.

Естественно резко отрицательное отношение иностранных инвесторов к подобным установлениям нашего национального права и их нежелание рисковать своими капиталами, вкладывая их в российскую экономику. Право РФ на национализацию является серьезным тормозом притока иностранных капиталовложений.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

В нашей державе национально-правовое регулирование иностранных инвестиций определяется рядом специфических законов, принятых для упорядочивания специфических правоотношений. Отличительная особенность МЧП касательно действующих норм – двойственность источников. На основании этого правовое регулирование иностранных инвестиций в МЧП делят на два крупных блока правил. Это национальные нормативные акты, которые регламентируют положение юрлиц внутри страны, а также международные, общепринятые во всех государствах положения. Эта двойственность провоцирует немалые проблемы правового регулирования иностранных инвестиций, связанные с разночтениями и различными подходами при возникновении спорных, конфликтных ситуаций.

Не все так просто

Необходимо учитывать, что влияние на правовые отношения, вызванные инвестированием из-за границы, также определено контрактами, заключенными при вступлении в это взаимодействие. В нашей державе понятие и правовое регулирование иностранных инвестиций довольно путаные, в силу чего разбираться рекомендовано с помощью юриста, специализирующегося именно на этой области взаимоотношений с учетом законодательных норм. Необходимо помнить, что определённые нормативы можно вписать в договорённость между страной и инвестором, вкладывающим деньги в другое государство в частном порядке, но подобные соглашения не должны нарушать общепринятых международных и внутренних державных правонормативов.

Внутренние законы

Преимущественно государства, которым присуща либо развитая рыночная экономика, либо идущая вперед активными темпами, в правовом аспекте инвестирование обеспечивают национальным режимом. Такие особенности правового регулирования иностранных инвестиций типичны для держав, находящихся в статусе переходных экономических. Межгосударственное сообщество сходится во мнении, что именно нацрежим – оптимальный вариант подхода к решению правовых вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью иностранных лиц.

Нацрежим предполагает предоставление ряда преимуществ на основании статуса частного заграничного инвестора. Некий предприниматель, официально зарегистрированный в одной стране, как декларирует международно-правовое и национальное регулирование иностранных инвестиций, может организовать предприятие в другой державе. Правила хозяйствования для этой экономической активности будут аналогичны распространяемым на местное население. Иностранное лицо и отечественные предприниматели конкурируют. Соперничество полноценное, не предполагает предоставления каких-то существенных поблажек только на основании принадлежности некоторой державе. Именно по такому принципу построено правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. Правда, многие сходятся во мнении, что декларированное законом не всегда на сто процентов соблюдается на практике так, как прописано в нормативных актах.

Специфика вопроса

В настоящее время в рамках вложения средств в экономику другой страны допускается выбирать наиболее удобный вариант хозяйствования из разрешенных в стране-реципиенте. Это касается как правовых аспектов, так и организационной формы. Деятельность необходимо вести с учетом собственных интересов, но не нарушая законы державы.

Понятие, виды и правовое регулирование иностранных инвестиций по своей сути предполагают предоставление иностранному юрлицу таких же преференций, какие положены местным предпринимателям. Если в стране действуют льготные программы, иностранец вправе принять в них участие, если соответствует установленным условиям. Также у иностранного инвестора есть право доступа к различным ресурсам государства, в которое вкладываются деньги. В рамках национально-правового регулирования иностранных инвестиций в РФ отдельно оговаривается возможность доступа к труду местного населения, финансовым ресурсам государства, а также технике и научным возможностям.

Международные правовые нормативы

Таковые можно разделить на два крупных аспекта, в равной степени значимых, обязательных к учету как юристами страны, в которую вкладывают средства, так и частным инвестором, планирующим получить прибыль через разработанную им программу. Речь идет о многостороннем, двустороннем правовом регулировании иностранных инвестиций. В России и ряде иных государств приняты такие нормативы, которые соответствуют международным стандартам регулирования хозяйственной деятельности. Двусторонние международные договоренности – это в первую очередь торговые, а также призванные защищать вложения капитала и его владельца. Эффективные меры правового регулирования иностранных инвестиций в России направлены на поощрение вливаний в страну денег со стороны юрлиц из других держав. Кроме того, двусторонними договорённостями являются регламентирующие особенности налогообложения иностранных юрлиц.

Двустороннее регулирование правовых отношений, связанных с инвестированием международного масштаба, осуществляется применением ряда специфической документации, рассмотренной ниже.

Торговые договоры: защита иностранных инвестиций

Правовое регулирование иностранных инвестиций по этой логике существует с древних пор. Договорённости, защищавшие предпринимателей, иностранных купцов, практиковались в Средневековье и раньше. Безусловно, с того времени защитные законные механизмы ушли далеко вперед, и сегодня, когда национальные рынки четко сформированы, а хозоборот в мировом масштабе установился как единая экономическая сущность, торговый договор стал эффективной методикой регулирования взаимоотношений. Он помогает решать вопросы международного уровня, включая обусловленные инвестированием. Через подобные договорённости осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ и других державах.

Соглашения, посвященные иностранному инвестированию

Впервые такая практика правового регулирования появилась только после Второй мировой войны. Основная идея, которую преследовали передовые юристы, предлагая подобный механизм регулирования рыночных, хозяйственных отношений – гарантировать приток частного капитала из одной державы в другую. Чтобы стимулировать этот процесс, правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ и других странах нашей планеты было настроено таким образом, чтобы потенциальный инвестор имел гарантии. Это означает, что предприниматель защищен специализированными юридическими инструментами. Предоставляется эффективная гарантия сохранения средств в случае ряда некоммерческих рисков. Особенное внимание уделяется политическим.

Подобная идея правового регулирования иностранных инвестиций позволяет гарантировать, что иностранный предприниматель не столкнется с ситуацией национализации его дела. Кроме того, валюты получают защиту от неконвертируемости, когда необходимо перевести полученную прибыль в родную страну. Также современное международно-правовое регулирование иностранных инвестиций предполагает гарантированную защиту вложенных в другую державу средств, если в социуме произошел катаклизм или иная подобная ситуация. Международные соглашения, созданные специально для защиты интересов инвесторов, дополнены еще и расшифровкой ключевого понятия – что можно считать инвестициями, а что к этой категории не относится. Не менее важный момент – определение в международно-правовом регулировании иностранных инвестиций инвестора, формулирование признаков, присущих этой группе лиц.

Международные соглашения: важные аспекты

Общепринятые на межгосударственном уровне в политическом, экономическом сообществе соглашения обеспечивают такое точное и корректное правовое регулирование иностранных инвестиций, в рамках которого предприниматель получает возможность доступа к наиболее благоприятным условиям. Одновременно с этим соглашения оговаривают специфику нацрежима, а также допустимость правовой поддержки в родной державе. Кроме того, государство, являющееся реципиентом в рамках хозяйствования, должно оказывать юридическую поддержку, охрану прав инвестора, для чего у предпринимателя появляется возможность обратиться в суд, если возникает такая необходимость. Не менее важной считается возможность обратиться за помощью в международные инстанции по защите прав инвесторов – таковыми располагают все те, кто вкладывает деньги в иную державу.

Только в России правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется через более чем три десятка соглашений, заключенных на межгосударственном уровне с участием нескольких сторон. При условии относительной нестабильности внутренних нормативов закона и несовершенства ряда сфер, включая аспекты предпринимательства и налогообложения, такие международные юридические нормы оказываются исключительно важными для предпринимателей, желающих открыть свой международный бизнес и стремящихся к защите своих интересов, прав.

Приоритеты, правила, возможности

В общем случае нормативы, декларированные в заключенных на международном уровне соглашениях, обеспечивающих правовое регулирование иностранных инвестиций, считаются более приоритетными, нежели любые установленные внутренними нормативными актами. Это важно, когда речь идет о стране, внутреннее законодательство которой неполно, несовершенно и требует доработки. Именно такая ситуация в настоящее время сложилась в нашей державе.

Международные соглашения доминируют над рынком хозяйствования касаемо иностранных инвесторов, а значит, договоренности могут применяться для регулирования деятельности участников предпринимательского сегмента экономики. Подзаконные, законные российские нормативные, правовые акты несовершенны, но международные соглашения, договорённости, подписанные от лица державы, компенсируют этот важный недостаток, делая страну более привлекательной для потенциального инвестора из иной державы.

Налоги и соглашения

Специальные договоренности, на международном уровне определяющие политику налоговых ставок и правил уплаты соответствующих такс инвесторами, исключительно важны как с точки зрения экономической стабильности конкретного хозяйствующего субъекта, так и относительно державы, привлекающей инвестора на свою территорию. Ключевая идея заключения соглашений – соблюдение справедливости при достижении обеими сторонами максимальной выгоды. Уплата налогов – довольно скользкая тема в любом государстве, и особенно это справедливо, когда речь идет о странах с нестабильной экономикой и сложной ситуацией, в том числе политической. Многие эксперты сходятся во мнении, что непростая обстановка относительно политики налогообложения и правил взимания налогов складывается в предпринимательском (и не только) сегменте хозяйствования в России.

Для любого частного инвестора вопрос налогообложения является один из важнейших, помогающих выбрать направления для инвестирования своего капитала. Специальные международные соглашения были составлены передовыми юристами с включением наиболее эффективных продвинутых норм взимания податей, такс с предпринимателей. Все это настроено таким образом, чтобы предприниматель был в благоприятных условиях, мог строить и развивать свой бизнес за пределами родного государства. Общепринято утверждение, что именно инвестиционный интерес – это одно из базовых понятий для экономического развития державы, и проработка налоговой политики, а также соблюдение международных договорённостей по этому вопросу позволяют создать хорошую репутацию державы и обеспечить взаимовыгодную работу.

Особенности регулирования налогообложения

Договорённости межгосударственного уровня, посвященные этому непростому вопросу, преимущественно составлены таким образом, чтобы капитал в процессе импорта, экспорта сохранялся и приумножался при минимизации потерь. Каждая сторона, соглашающаяся подписать международную договоренность, тем самым сталкивается с обязательствами в некоторой степени либо полностью отказаться от начисления налогов предприятию, контролируемому представителем другой державы.

На первый взгляд такой подход может показаться относительно невыгодным, приводящим к потерям, особенно когда привлекаются во внутренний сегмент хозяйствования крупные иностранные предприниматели со внушительными капиталами. С другой стороны, обеспечение максимально легкого налогового бремени дает возможность развития, что приводит к наращиванию объемов и увеличению потребления рабочей силы, то есть в конечном счете провоцирует привлечение дополнительного капитала в страну, а бюджет получает свою выгоду через налогообложение подчиненных правительству граждан – тех же работников, у которых налоги взымаются с заработной платы или с потраченного ими на продукцию в торговых точках.

Многосторонние соглашения на помощь иностранным инвесторам

Первые такие соглашения были заключены в шестидесятые годы прошлого столетия. С тех пор практика многосторонних соглашений, направленных на улучшение положения иностранных инвесторов, значительно систематизирована и улучшена. А вот самые первые документы, которые заложили основу введенного в двадцатом столетии правового регулирования, появились в далеком 1929-м, когда во Франции Лига Наций инициировала конференцию. Основной идеей этого мероприятия было получение подписей на конвенции, посвященной иностранным предпринимателям и обращением как с ними, так и с собственностью, им принадлежащей. То мероприятие завершилось неудачей, так как международное сообщество не было готово к столь важному шагу к глобализации, свою роль сыграла нависшая над миром военная угроза.

Многое изменила на межнациональном уровне Вторая Мировая. Именно тогда в американском городе Бреттон-Вудс в 1944 была организована конференция с участием представителей различных держав. Удалось сформировать ряд важнейших правовых документов, подпись под которыми поставили представители развитых предприятий, включая международный реконструкционный банк и валютный фонд (также межгосударственного уровня).

Договорённости, контракты

Посвященные инвестированию договоры, заключённые между конкретным государством и инвестором, в частном порядке вкладывающим деньги в другую державу, являются одним из наиболее важных и мощных инструментов правового регулирования возникающих взаимоотношений. В рамках договорённости участники описывают и подчеркивают, какие именно положения законов, посвящённых инвестированию, применимы к иностранному лицу, пожелавшему вложить свои деньги. Одновременно с этим рассматривается потенциал предпринимателя с точки зрения экономики, значение для государственного развития тех сумм, которые будут направляться в рамках реализации программы.

Инвестор: что за птица?

Действующее законодательство нашей страны определяет этим термином такое юрлицо, зарегистрированное в другой державе, чья гражданская правоспособность описана законами страны, где оно было учреждено. При этом к инвесторам можно относить только таких предпринимателей, которые по законам собственной державы могут инвестировать деньги в наше государство. Одновременно с этим такие компании, которые не имеют статуса юрлица, но чья гражданская правоспособность также допускает, как следует из нормативов родной державы, вкладывать деньги в нашу страну, получают статус инвесторов.

Читайте также:  Как стать дистрибьютором иностранной компании в России

Инвестором можно назвать и отдельного самостоятельного человека, у которого есть право вложить деньги в нашу страну, при том что сам он является гражданином иной державы, обладает дееспособностью, подчиняется правовым нормативам родного государства. Оказавшееся в аналогичных условиях лицо, не имеющее гражданства, может считаться инвестором, если имеет права и признано дееспособным, а права и возможности декларированы законами места, где оно постоянно проживает. Если из законов следует, что у не имеющего гражданства лица есть право инвестиций в России, для нашей державы он автоматически становится потенциальным инвестором. Аналогичный статус может получить и международная корпорация, которая получает возможности инвестирования на базе заключённых на межгосударственном уровне договоренностей.

Инвестиция: что это?

Этим термином в нашей стране юристы обозначают такое вложение капитала иностранного предпринимателя в свою деятельность на территории РФ, которое сопровождается неким объектом гражданских прав. Инвестор располагает этими правами до тех пор, пока объект не изъят из оборота или не ограничен. Силу введения таких ограничений имеют ФЗ нашей державы. Инвестиции включают в себя имущество движимое, недвижимое, валюту, бумаги, результаты интеллектуальной деятельности, информационные объёмы, услуги.

Правовой режим иностранных инвестиций

Одним из наиболее значимых факторов (если не самым важным), влияющих на инвестирование в любой стране мира, является действующая нормативно-правовая база, благодаря которой определяется национальный режим регулирования инвестиционной работы и устанавливает единые принципы, методы и механизмы взаимодействия иностранных инвесторов как с субъектами экономических взаимоотношений, а также и с государственными органами.

По заявлению Президента Российской Федерации на Совете по иностранным инвестициям, было отмечена явная необходимость частных капиталовложений, которые подразумевают под собой не просто деньги, а инвестиции, включающие в себя высокие технологии, способствующие появлению рабочих мест.

Для развития экономики любого государства, иностранные инвестиции приходятся одним из положительных явлений. Но при внедрении проектов инвестиций в реалии законодательства России появляются многочисленные проблемы, которые обусловлены новым институтом инвестирования, как для российского законодательства. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также имплементированы межгосударственные соглашения для урегулирования связей с иностранными инвесторами. Рассмотрим подробнее, что представляют собой эти акты и в чем заключается их правовая природа и необходимость, а также какой существует правовой режим иностранных инвестиций.

Законодательное урегулирование зарубежного инвестирования

Законодательная база и актуальная правовая доктрина в России подразумевает регулировку иностранных инвестиций и на межгосударственном, и на внутригосударственном уровне.

Учитывая главные положения действующей Конституции, высшую юридическую силу имеют имплементированные международные акты. Следовательно, обзор законодательной базы логично начинать именно с международных соглашений и конвенций.

Наибольшую практическую ценность для иностранных инвесторов в Российской Федерации содержат две конвенции — Сеульская (или МИГА), участницей таковой Россия является с 1992 года, а также Вашингтонская, которая подписана представителями от Российской Федерации, но до сих пор не является ратифицированной. Помимо этих двух основополагающих конвенций, существует огромное множество межправительственных соглашений и актов, которые направлены на двустороннее управление иностранных инвестиций как в России, так и в другом государстве, некое и является второй стороной соглашения.

Вашингтонская конвенция была создана для обеспечения защиты частных инвесторов от государства-реципиента (того, в законодательном поле которого производится инвестирование). Сама конвенция предполагает подсудность инвестиционных споров не внутреннему законодательству страны, не национальным судам, а особому созданному международному органу, который был создан под управлением МБРР. Конвенцию в РФ подписали в 1993 году, но на сегодняшний день не ратифицирована. Данная конвенция является своеобразной гарантией для инвесторов, которая обеспечивает беспристрастное, незаангажированное и всестороннее рассмотрение инвестиционного спора в случае возникновения такового.

Сеульская конвенция была создана для того, чтобы защитить частных инвесторов от возможных некоммерческих рисков (в частности, политических). Благодаря данной конвенции была создана специальная международная организация, которая занимается страхованием возможных рисков при инвестировании (Международное агентство гарантии инвестиций). Гарантии дают в тех случаях, если будет доказана обоснованность и коммерческая целесообразность капиталовложения. Агентство предусматривает покрытие нескольких видов рисков, среди которых — гражданские беспорядки, военные действия, экспроприация или подобные тому ситуации. Состоянием на 2013 год, в мире насчитывается более 170 стран-участниц Сеульской конвенции.

В СНГ было принято соглашение, выступающее гарантией инвестиций. В 1997 году в Москве была подписана Конвенция о защите прав инвестора.

Не будем углубляться в отдельные подробности законодательства, а только отметим, что суть конвенции — объединение в себе общих принципов двух вышеперечисленных конвенций с учетом законодательства стран СНГ. Отметим, что с 2007 года РФ не является страной-участницей данной конвенции ввиду того, что все существующие правоотношения с иностранными инвесторами регулируются в порядке двусторонних соглашений с каждым отдельным государством.

В законодательной базе РФ насчитывается не менее нескольких десятков международных договоренностей между сторонами о защите инвестиций с рядом стран Европейского Союза, странами Балтики, Скандинавского полуострова, Японией и некоторыми другими развитыми азиатскими странами. Анализируя ряд межправительственных соглашений, можно сделать вывод о единой закономерности во всех нормативно-правовых актах, которая проявляется в виде закрепления норм, гарантирующих возмещение страховых рисков по иностранным инвестициям, избежание национализации капиталовложений. Также необходимо отметить наличие различных соглашений для того, чтобы избежать двойное налогообложения, которых насчитывается не менее полусотни и которые прямо стимулируют увеличение иностранных инвестиций.

Законодательная база РФ по иностранным инвестициям

Международные правовые акты и созданные международные механизмы защиты иностранных инвестиций приходятся более эффективными и непредвзятыми для инвесторов, однако и национальные нормативно-правовые акты также являются важной частью формирования регуляторной политики государства в данной сфере коммерческих отношений. Конец 90-х и 2000-е года отметились появлением в российском законодательстве ряда правовых актов. Так, важнейшими из них являются Закон №39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности”, а также ФЗ “Об иностранных инвестициях”, которые были приняты в 1999 году.

Последний названный Закон об иностранных инвестициях указывает специальные положения для иностранных инвесторов, которые ограничивают их в некоторых видах деятельности, а также указываются возможности изъятия капитала в случаях, строго определенных законом. Помимо непосредственных ограничений, в законе также имеются и положения касательно комплекса мер, создающих определенные гарантии для иностранных инвесторов.

Несмотря на то, что на сегодняшний день инвестиционное законодательство является развитым, сохраняются некоторые коллизии и противоречия правового характера. Так, до сих пор остался нереализованным законопроект, регулирующий договор коммерческой концессии с участием иностранных инвесторов. Также не существует четкого и определенного механизма регулирования гарантий инвестиционных рисков.

Подобные проблемы являются своеобразной демонстрацией для инвесторов отношения государства к лицам, которые планируют вкладывать собственные средства в определенную сферу деятельности. Общепринятая оценка безопасности инвестирования и привлекательности государства для инвестиций, поступающих в отечественные страны из-за рубежа, базируется на уровне развития правового поля (законодательных актов), экономических факторов (уровне социально-экономического развития) и управленческих особенностей (функционирования аппаратов исполнительной и законодательной власти). И несмотря на то, что государство позиционирует собственную политику и законодательную базу как благоприятную для поступления больших количеств инвестиций из-за рубежа, проблема существования барьера в виде национального законодательства все равно имеет место быть.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации в большей мере представлено общими позициями и положениями страны относительно иностранных капиталовложений, которые, по большому счету, являются своеобразной калькой с международных соглашений и конвенций. Однако простых декламаций и общих формулировок для привлечения иностранных инвесторов недостаточно — необходимо создавать условия, которые благоприятствуют общей экономической, политической и правовой стабильности.

Правовые гарантии для зарубежных инвесторов в РФ

Существующий закон об иностранных инвестициях закрепляет следующие положения, являющиеся гарантиями для иностранцев, которые планируют инвестировать средства в РФ:

  • Возможность использования разных форм осуществления инвестирования на территории государства. Под данным определением понимаются любые формы, которые прямо не запрещены действующим законодательством.
  • Возможность перехода комплекса прав и обязанностей от одного субъекта к другому. При условии следования положениям, закрепленных в договоре, иностранный инвестор вправе использовать уступку права требования (цессию) или перевести существующий собственный долг. Также возможно выполнение данных действий по решению национального суда или в соответствии с другими условиями, закрепленными гражданским законодательством.
  • Возможность компенсации имущества или его стоимости в случае национализации или реквизиции. Законодателем закрепляется невозможность принудительно изъять имущество у иностранного инвестора, кроме тех пунктов, которые прямо предусмотрены законодательством.
  • Гарантии от негативных изменений в действующем законодательстве для частного инвестора. Реализация инвестиционного проекта возможна только в случае стабильности всех существенных условий. В законе закреплены положения, которые дают право иностранному инвестору пользоваться благоприятным законодательством в течение всего срока окупаемости проекта капиталовложения (в течение 7 лет). Другими словами, инвестор в течение семи лет может не беспокоиться о том, что новое законодательство разрушит инвестиционный проект.
  • Возможность использования полученных доходов на территории государства, а также возможность перевода денежных сумм за пределы государства. Ст. 11 обозначенного закона предусматривает возможность вывода всех возможных денежных сумм, а также возможность их оборота внутри страны для дальнейшего реинвестирования.
  • Возможность вывоза за пределы государства не только денежных средств, но также собственных разработок, документации, а также возможной информации на любом носителе учитывая первоначальный ввоз данной информации в качестве инвестиционного объекта.
  • Возможность покупки различных бумаг и акций. Иностранным инвесторам дается возможность приобретения любых ценных бумаг.
  • Возможность иностранного инвестора совершать приватизацию имущества. Инвестор может выкупать акции и права на владения государственной собственности, путем покупки долей (пропорциональных вкладов) в уставном капитале.
  • Возможность приобретения любого недвижимого имущества. Инвестор может приобрести любую недвижимость, которую считает необходимой и нужной для себя.

Вывод: на данный период времени иностранным инвесторам предлагаются обширные права и возможности на российском рынке, а действующее законодательство, даже с учетом коллизий и несовершенства в некоторых вопросах инвестирования, создает благоприятные условия для иностранных инвесторов. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также выработаны специальные механизмы, которые представляют собой специальное государственное регулирование иностранных инвестиций. Насколько они верны и действенны, можно проверить в статистических данных по количествам инвестиций, которые поступали в РФ из-за рубежа.

Законодательство, инвестиционная деятельность и иностранные инвесторы.

Из чего состоит инвестиционный вычет, его суть и типы.

Правовое регулирование иностранных инвестиций

Классификация документов, регулирующих иностранные инвестиции

Современная правовая база иностранных инвестиций состоит из ряда законов и указов Президента Российской Федерации, при этом вспомогательными документами в этой сфере являются конкретные ведомственные инструкции.

В соответствии с характером действия документы классифицируются на две группы:

  1. Основные (базисные) законодательные акты РФ, которые имеют цель переход государства от социалистических способов производства к рыночным.
  2. Документы, непосредственно касающиеся инвестиций.

Большинство из этих документов принимались в 1991—1997 годах, а на первом месте стоит Конституция РФ, которая принята в декабре 1993 года (провозглашает права и свободы граждан как основу конституционного строя). Еще одним важным сводом законов является Гражданский Кодекс РФ.

Законодательным органом в нашем государстве является Федеральное Собрание — Государственная Дума, а исполнительным — Президент и Правительство РФ. Главным среди документов, которые касаются непосредственно иностранных инвестиций, считается Федеральный закон “Об иностранных инвестициях в РФ”, принятый 9 июля 1999 года. Этим Законом определены основные гарантии прав инвесторов, а также экономические и правовые основы их привлечения на территории государства. Все положения Закона действуют по отношению к зарубежным инвесторам на территории России.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Еще один Федеральный закон “Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений” указывает, кто может являться инвестором в Российской Федерации.

Иностранные инвесторы в РФ и их права

Согласно 1 статье Закона РФ “Об иностранных инвестициях” зарубежными инвесторами могут являться:

  • иностранное юридическое лицо, в том числе организации, компании, фирмы, предприятия или ассоциации, которые создаются и вправе осуществлять инвестиции по законодательству государства своего местонахождения;
  • иностранный гражданин, лицо без гражданства, граждане, которые имеют постоянное место жительства за рубежом, с условие их регистрации при ведении хозяйственной деятельности в государстве их гражданства или постоянного места жительства;
  • иностранное государство;
  • международная организация.

В соответствии с 3 статьей Закона иностранным инвесторам предоставляется право осуществления инвестирования на территории РФ следующими способами:

  • Долевое участие в предприятиях, которые создаются совместно с юридическими лицами (гражданами);
  • Создание компаний, которые полностью принадлежат иностранным инвесторам, включая филиалы иностранных юридических лиц;
  • Приобретение компаний, имущественного комплекса, здания, сооружения, доли участия в компании, пая, акций, облигаций и прочих ценных бумаг, а также какого-либо имущества;
  • Приобретение права пользования землей или прочими природными ресурсами;
  • Приобретение прочих имущественных прав;
  • Прочая деятельность в сфере осуществления инвестиций, которая не запрещена действующим на территории России законодательством.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Зарубежные инвесторы используют валюту РФ при осуществлении инвестиций при условиях, которые определены действующим на территории РФ законодательством. Отношения, которые связаны с иностранными инвестициями в нашем государстве, регулируются ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” и другими функционирующими на территории государства законодательными актами и международными договорами.

В случае, когда международным договором, который действует на территории РФ, устанавливаются другие правила, чем в законодательных актах РФ, то в силу вступают правила международных договоров.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию