Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

В нашей державе национально-правовое регулирование иностранных инвестиций определяется рядом специфических законов, принятых для упорядочивания специфических правоотношений. Отличительная особенность МЧП касательно действующих норм – двойственность источников. На основании этого правовое регулирование иностранных инвестиций в МЧП делят на два крупных блока правил. Это национальные нормативные акты, которые регламентируют положение юрлиц внутри страны, а также международные, общепринятые во всех государствах положения. Эта двойственность провоцирует немалые проблемы правового регулирования иностранных инвестиций, связанные с разночтениями и различными подходами при возникновении спорных, конфликтных ситуаций.

Не все так просто

Необходимо учитывать, что влияние на правовые отношения, вызванные инвестированием из-за границы, также определено контрактами, заключенными при вступлении в это взаимодействие. В нашей державе понятие и правовое регулирование иностранных инвестиций довольно путаные, в силу чего разбираться рекомендовано с помощью юриста, специализирующегося именно на этой области взаимоотношений с учетом законодательных норм. Необходимо помнить, что определённые нормативы можно вписать в договорённость между страной и инвестором, вкладывающим деньги в другое государство в частном порядке, но подобные соглашения не должны нарушать общепринятых международных и внутренних державных правонормативов.

Внутренние законы

Преимущественно государства, которым присуща либо развитая рыночная экономика, либо идущая вперед активными темпами, в правовом аспекте инвестирование обеспечивают национальным режимом. Такие особенности правового регулирования иностранных инвестиций типичны для держав, находящихся в статусе переходных экономических. Межгосударственное сообщество сходится во мнении, что именно нацрежим – оптимальный вариант подхода к решению правовых вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью иностранных лиц.

Нацрежим предполагает предоставление ряда преимуществ на основании статуса частного заграничного инвестора. Некий предприниматель, официально зарегистрированный в одной стране, как декларирует международно-правовое и национальное регулирование иностранных инвестиций, может организовать предприятие в другой державе. Правила хозяйствования для этой экономической активности будут аналогичны распространяемым на местное население. Иностранное лицо и отечественные предприниматели конкурируют. Соперничество полноценное, не предполагает предоставления каких-то существенных поблажек только на основании принадлежности некоторой державе. Именно по такому принципу построено правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. Правда, многие сходятся во мнении, что декларированное законом не всегда на сто процентов соблюдается на практике так, как прописано в нормативных актах.

Специфика вопроса

В настоящее время в рамках вложения средств в экономику другой страны допускается выбирать наиболее удобный вариант хозяйствования из разрешенных в стране-реципиенте. Это касается как правовых аспектов, так и организационной формы. Деятельность необходимо вести с учетом собственных интересов, но не нарушая законы державы.

Понятие, виды и правовое регулирование иностранных инвестиций по своей сути предполагают предоставление иностранному юрлицу таких же преференций, какие положены местным предпринимателям. Если в стране действуют льготные программы, иностранец вправе принять в них участие, если соответствует установленным условиям. Также у иностранного инвестора есть право доступа к различным ресурсам государства, в которое вкладываются деньги. В рамках национально-правового регулирования иностранных инвестиций в РФ отдельно оговаривается возможность доступа к труду местного населения, финансовым ресурсам государства, а также технике и научным возможностям.

Международные правовые нормативы

Таковые можно разделить на два крупных аспекта, в равной степени значимых, обязательных к учету как юристами страны, в которую вкладывают средства, так и частным инвестором, планирующим получить прибыль через разработанную им программу. Речь идет о многостороннем, двустороннем правовом регулировании иностранных инвестиций. В России и ряде иных государств приняты такие нормативы, которые соответствуют международным стандартам регулирования хозяйственной деятельности. Двусторонние международные договоренности – это в первую очередь торговые, а также призванные защищать вложения капитала и его владельца. Эффективные меры правового регулирования иностранных инвестиций в России направлены на поощрение вливаний в страну денег со стороны юрлиц из других держав. Кроме того, двусторонними договорённостями являются регламентирующие особенности налогообложения иностранных юрлиц.

Двустороннее регулирование правовых отношений, связанных с инвестированием международного масштаба, осуществляется применением ряда специфической документации, рассмотренной ниже.

Торговые договоры: защита иностранных инвестиций

Правовое регулирование иностранных инвестиций по этой логике существует с древних пор. Договорённости, защищавшие предпринимателей, иностранных купцов, практиковались в Средневековье и раньше. Безусловно, с того времени защитные законные механизмы ушли далеко вперед, и сегодня, когда национальные рынки четко сформированы, а хозоборот в мировом масштабе установился как единая экономическая сущность, торговый договор стал эффективной методикой регулирования взаимоотношений. Он помогает решать вопросы международного уровня, включая обусловленные инвестированием. Через подобные договорённости осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ и других державах.

Соглашения, посвященные иностранному инвестированию

Впервые такая практика правового регулирования появилась только после Второй мировой войны. Основная идея, которую преследовали передовые юристы, предлагая подобный механизм регулирования рыночных, хозяйственных отношений – гарантировать приток частного капитала из одной державы в другую. Чтобы стимулировать этот процесс, правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ и других странах нашей планеты было настроено таким образом, чтобы потенциальный инвестор имел гарантии. Это означает, что предприниматель защищен специализированными юридическими инструментами. Предоставляется эффективная гарантия сохранения средств в случае ряда некоммерческих рисков. Особенное внимание уделяется политическим.

Подобная идея правового регулирования иностранных инвестиций позволяет гарантировать, что иностранный предприниматель не столкнется с ситуацией национализации его дела. Кроме того, валюты получают защиту от неконвертируемости, когда необходимо перевести полученную прибыль в родную страну. Также современное международно-правовое регулирование иностранных инвестиций предполагает гарантированную защиту вложенных в другую державу средств, если в социуме произошел катаклизм или иная подобная ситуация. Международные соглашения, созданные специально для защиты интересов инвесторов, дополнены еще и расшифровкой ключевого понятия – что можно считать инвестициями, а что к этой категории не относится. Не менее важный момент – определение в международно-правовом регулировании иностранных инвестиций инвестора, формулирование признаков, присущих этой группе лиц.

Международные соглашения: важные аспекты

Общепринятые на межгосударственном уровне в политическом, экономическом сообществе соглашения обеспечивают такое точное и корректное правовое регулирование иностранных инвестиций, в рамках которого предприниматель получает возможность доступа к наиболее благоприятным условиям. Одновременно с этим соглашения оговаривают специфику нацрежима, а также допустимость правовой поддержки в родной державе. Кроме того, государство, являющееся реципиентом в рамках хозяйствования, должно оказывать юридическую поддержку, охрану прав инвестора, для чего у предпринимателя появляется возможность обратиться в суд, если возникает такая необходимость. Не менее важной считается возможность обратиться за помощью в международные инстанции по защите прав инвесторов – таковыми располагают все те, кто вкладывает деньги в иную державу.

Только в России правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется через более чем три десятка соглашений, заключенных на межгосударственном уровне с участием нескольких сторон. При условии относительной нестабильности внутренних нормативов закона и несовершенства ряда сфер, включая аспекты предпринимательства и налогообложения, такие международные юридические нормы оказываются исключительно важными для предпринимателей, желающих открыть свой международный бизнес и стремящихся к защите своих интересов, прав.

Приоритеты, правила, возможности

В общем случае нормативы, декларированные в заключенных на международном уровне соглашениях, обеспечивающих правовое регулирование иностранных инвестиций, считаются более приоритетными, нежели любые установленные внутренними нормативными актами. Это важно, когда речь идет о стране, внутреннее законодательство которой неполно, несовершенно и требует доработки. Именно такая ситуация в настоящее время сложилась в нашей державе.

Международные соглашения доминируют над рынком хозяйствования касаемо иностранных инвесторов, а значит, договоренности могут применяться для регулирования деятельности участников предпринимательского сегмента экономики. Подзаконные, законные российские нормативные, правовые акты несовершенны, но международные соглашения, договорённости, подписанные от лица державы, компенсируют этот важный недостаток, делая страну более привлекательной для потенциального инвестора из иной державы.

Налоги и соглашения

Специальные договоренности, на международном уровне определяющие политику налоговых ставок и правил уплаты соответствующих такс инвесторами, исключительно важны как с точки зрения экономической стабильности конкретного хозяйствующего субъекта, так и относительно державы, привлекающей инвестора на свою территорию. Ключевая идея заключения соглашений – соблюдение справедливости при достижении обеими сторонами максимальной выгоды. Уплата налогов – довольно скользкая тема в любом государстве, и особенно это справедливо, когда речь идет о странах с нестабильной экономикой и сложной ситуацией, в том числе политической. Многие эксперты сходятся во мнении, что непростая обстановка относительно политики налогообложения и правил взимания налогов складывается в предпринимательском (и не только) сегменте хозяйствования в России.

Для любого частного инвестора вопрос налогообложения является один из важнейших, помогающих выбрать направления для инвестирования своего капитала. Специальные международные соглашения были составлены передовыми юристами с включением наиболее эффективных продвинутых норм взимания податей, такс с предпринимателей. Все это настроено таким образом, чтобы предприниматель был в благоприятных условиях, мог строить и развивать свой бизнес за пределами родного государства. Общепринято утверждение, что именно инвестиционный интерес – это одно из базовых понятий для экономического развития державы, и проработка налоговой политики, а также соблюдение международных договорённостей по этому вопросу позволяют создать хорошую репутацию державы и обеспечить взаимовыгодную работу.

Особенности регулирования налогообложения

Договорённости межгосударственного уровня, посвященные этому непростому вопросу, преимущественно составлены таким образом, чтобы капитал в процессе импорта, экспорта сохранялся и приумножался при минимизации потерь. Каждая сторона, соглашающаяся подписать международную договоренность, тем самым сталкивается с обязательствами в некоторой степени либо полностью отказаться от начисления налогов предприятию, контролируемому представителем другой державы.

На первый взгляд такой подход может показаться относительно невыгодным, приводящим к потерям, особенно когда привлекаются во внутренний сегмент хозяйствования крупные иностранные предприниматели со внушительными капиталами. С другой стороны, обеспечение максимально легкого налогового бремени дает возможность развития, что приводит к наращиванию объемов и увеличению потребления рабочей силы, то есть в конечном счете провоцирует привлечение дополнительного капитала в страну, а бюджет получает свою выгоду через налогообложение подчиненных правительству граждан – тех же работников, у которых налоги взымаются с заработной платы или с потраченного ими на продукцию в торговых точках.

Многосторонние соглашения на помощь иностранным инвесторам

Первые такие соглашения были заключены в шестидесятые годы прошлого столетия. С тех пор практика многосторонних соглашений, направленных на улучшение положения иностранных инвесторов, значительно систематизирована и улучшена. А вот самые первые документы, которые заложили основу введенного в двадцатом столетии правового регулирования, появились в далеком 1929-м, когда во Франции Лига Наций инициировала конференцию. Основной идеей этого мероприятия было получение подписей на конвенции, посвященной иностранным предпринимателям и обращением как с ними, так и с собственностью, им принадлежащей. То мероприятие завершилось неудачей, так как международное сообщество не было готово к столь важному шагу к глобализации, свою роль сыграла нависшая над миром военная угроза.

Многое изменила на межнациональном уровне Вторая Мировая. Именно тогда в американском городе Бреттон-Вудс в 1944 была организована конференция с участием представителей различных держав. Удалось сформировать ряд важнейших правовых документов, подпись под которыми поставили представители развитых предприятий, включая международный реконструкционный банк и валютный фонд (также межгосударственного уровня).

Договорённости, контракты

Посвященные инвестированию договоры, заключённые между конкретным государством и инвестором, в частном порядке вкладывающим деньги в другую державу, являются одним из наиболее важных и мощных инструментов правового регулирования возникающих взаимоотношений. В рамках договорённости участники описывают и подчеркивают, какие именно положения законов, посвящённых инвестированию, применимы к иностранному лицу, пожелавшему вложить свои деньги. Одновременно с этим рассматривается потенциал предпринимателя с точки зрения экономики, значение для государственного развития тех сумм, которые будут направляться в рамках реализации программы.

Инвестор: что за птица?

Действующее законодательство нашей страны определяет этим термином такое юрлицо, зарегистрированное в другой державе, чья гражданская правоспособность описана законами страны, где оно было учреждено. При этом к инвесторам можно относить только таких предпринимателей, которые по законам собственной державы могут инвестировать деньги в наше государство. Одновременно с этим такие компании, которые не имеют статуса юрлица, но чья гражданская правоспособность также допускает, как следует из нормативов родной державы, вкладывать деньги в нашу страну, получают статус инвесторов.

Инвестором можно назвать и отдельного самостоятельного человека, у которого есть право вложить деньги в нашу страну, при том что сам он является гражданином иной державы, обладает дееспособностью, подчиняется правовым нормативам родного государства. Оказавшееся в аналогичных условиях лицо, не имеющее гражданства, может считаться инвестором, если имеет права и признано дееспособным, а права и возможности декларированы законами места, где оно постоянно проживает. Если из законов следует, что у не имеющего гражданства лица есть право инвестиций в России, для нашей державы он автоматически становится потенциальным инвестором. Аналогичный статус может получить и международная корпорация, которая получает возможности инвестирования на базе заключённых на межгосударственном уровне договоренностей.

Инвестиция: что это?

Этим термином в нашей стране юристы обозначают такое вложение капитала иностранного предпринимателя в свою деятельность на территории РФ, которое сопровождается неким объектом гражданских прав. Инвестор располагает этими правами до тех пор, пока объект не изъят из оборота или не ограничен. Силу введения таких ограничений имеют ФЗ нашей державы. Инвестиции включают в себя имущество движимое, недвижимое, валюту, бумаги, результаты интеллектуальной деятельности, информационные объёмы, услуги.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

На современном этапе развития инвестиционных отношений правовое регулирование в сфере иностранного инвестирования осуществляется по средствам сочетания национального и международно-правового регулирования.

Прежде всего, обратимся к международно-правовому регулированию. В современных условиях глобализации и усиления взаимодействия национальных экономик, международное инвестиционное право приобретает особо важное значение. Дело в том, что международные инвестиционные отношения не могут быть в надлежащей мере урегулированы только нормами национального права. Национальное право не в состоянии в достаточной степени создать условия, необходимые для беспрепятственного передвижения капитала между государствами и обеспечить иностранным инвесторам гарантии по осуществлению ими коммерческой деятельности в государстве-реципиенте. Как следствие наблюдается постепенное усиление взаимодействия внутригосударственного и международного права, что способствует интернационализации национального законодательства отдельных государств [8], в том числе и при регулировании инвестиционных отношений.

В настоящее время международные инвестиционные отношения регулируются, прежде всего, тремя универсальными конвенциями:

  1. Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств 1965 г. (Вашингтонская) установила международный порядок разрешения инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств через проведение процедур примирения и арбитража в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров.
  2. Конвенцией об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года (Сеульская конвенция) учредила Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). В соответствии со ст. 11—16 Сеульской конвенции МАГИ предоставляет гарантии инвесторам от политических (некоммерческих) рисков, как правило, путем страхования иностранных инвестиций, реализуемых в границах территории развивающихся стран [7].
  3. Договор к Энергетической хартии 1994 г. содержит положения, относящиеся к поощрению и защите инвестиций в энергетическом секторе. Их можно найти в большинстве двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, а именно: предоставление иностранным инвестициям режима наибольшего благоприятствования или национального режима; выплату быстрой, достаточной и эффективной компенсации за любые экспроприированные активы и другие [1].
Читайте также:  Контролируемые иностранные компании в России

Российская Федерация является участницей Сеульской конвенции, но не ратифицировала Вашингтонскую конвенцию, а также Договор к Энергетической хартии 1994 года, даже не смотря на то, что обладает огромными энергетическими ресурсами, в освоение которых иностранные и российские инвесторы готовы вкладывать инвестиции.

Международные договоры регионального уровня в сфере иностранного инвестирования обычно заключаются в рамках экономических союзов различных государств. Эти договоры содержат нормы, которые, так или иначе, затрагивают инвестиционную деятельность. К примеру, к числу таких договоров относится Содружество Независимых Государств (далее — «СНГ»).

На разных этапах развития международно-правового регулирования иностранных инвестиций принимались и иные международно-правовые акты, играющие важную роль в правовом регулировании иностранных инвестиций.

В 1976 г. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию приняла Декларацию о международных инвестициях и многонациональных предприятиях. Другим документом, представляющим интерес, стало Руководство Всемирного банка о правовом режиме для прямых иностранных инвестиций от 1992 г.

24 сентября 1993 г. был подписан Договор о создании Европейского союза (ЕС), который устранял любые ограничения в движении капитала между странами ЕС и между странами ЕС и третьими странами.

В 1994 г. было заключено Марракешское соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО), в рамках которой продолжает действовать ряд документов, имеющих обязательную силу для всех членов ВТО. В их числе Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 30 октября 1947 г., Генеральное соглашение по торговле услугами от 15 апреля 1994 г., Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер от 15 апреля 1994 г., Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15 апреля 1994 г.

Также отметим, что одним из самых знаменательных событий период 1980 — 1990-х годов стала подготовка проекта Многостороннего соглашения по инвестициям [9]. Этот документ подготавливался в 1995 — 1998 гг. в рамках ОЭСР и включал следующие принципы: прозрачности; справедливого режима; свободного перемещения платежей, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности и некоторые другие принципы.

В литературе неоднократно обсуждалась необходимость принятия универсальных норм международного права, регулирующих международные инвестиционные отношения [10]. Однако есть точка зрения и о нецелесообразности заключения Многостороннего соглашения по инвестициям, это вызвано тем, что, как утверждают некоторые исследователи, отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельностью, эффективнее регулировать в рамках, именно, двусторонних и региональных договоров, национального законодательства, а также на уровне инвестиционных соглашений с инвестором [11].

Такая точка зрения представляется не совсем верной. Ведь в современных условиях становятся очевидными взаимозависимость национальных экономик и формирование единой международного экономического пространства, которое нуждается, прежде всего, в универсальном правовом регулировании, а не в фрагментарном регулирование (на уровне двусторонних договоров).

Большую долю международных соглашений, регулирующих отношения, связанные с осуществлением иностранного инвестирования, составляют двусторонние договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Подписание различными странами двусторонних международных соглашений в исследуемой области обусловлено следующими факторами: 1) заинтересованность развивающихся государств в притоке иностранных инвестиций.; 2) нуждаемость иностранных инвесторов в простых, понятных и неизменчивых правилах осуществления ими коммерческой деятельности на территории государства-реципиента. Эти правила могут быть гарантированы им преимущественно на международном уровне. Что касается национального законодательства различных государств, то оно не способно предоставить и обеспечить полную реализацию абсолютно всех подобных гарантии. Это обусловлено тем, что нормы национального права в любой момент могут быть изменены в пользу и в интересах принимающего государства[2].

Россия является участником более 40 подобных двусторонних соглашений с такими странами, как Великобритания, Германия, Индия, Канада, Китай и др.

Другим немаловажным источником выступают двусторонние международные договоры об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Российская Федерация является участником более 50 таких соглашений.

К источникам международного инвестиционного права относится и обычай. Он представляет собой сложившееся в международной практике неписаное правило поведения, за которым субъекты международного права признали юридическую обязательную силу [12]. Необходимость его применения закреплена во многих универсальных международных договорах и актах национального законодательства, например, в ст. 9 Венской конвенции ООН от 11.04.1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров, ст. 5 ГК РФ.

Основная трудность применения обычая проявляется в сложности определении юридической обязательности использования определенной практики и, следовательно, в признании этой практики в качестве обычая.

Большинство авторов считает, что определить юридическую обязательность правила в качестве обычая можно исключительно эмпирическим путем, по средствам обращения к правоприменительной практике [13]. Некоторые исследователи утверждают, что обычаи могут быть закреплены в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, так как они отображают согласие всего международного сообщества [11]. Оба эти мнения имеют право на существование.

Так как действующие в настоящее время международные договоры не обеспечивают необходимого международно-правового регулирования иностранных инвестиций, существующий пробел восполняет так называемое «мягкое право». Под ним в юридической науке обычно понимают акты, которые не содержат строгих и точных обязанностей государств.

В качестве норм «мягкого права» обычно называют кодексы поведения, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, а также некоторые другие акты, среди которых можно выделить международные договоры, основная цель которых — объединение усилий государств в определенной сфере их деятельности, например, в сфере осуществления иностранной инвестиционной деятельности.

Подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что за последние годы на двустороннем и многостороннем (региональном) уровнях было заключено множество международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений, а также в иных сферах (избежание двойного налогообложения, энергетическая сфера, торговля товарами и услугами и т.д.), затрагивающих международную инвестиционную деятельность. Действуют в этой области и обычаи, которые применялись и продолжают применяться международными коммерческими арбитражами. Данная совокупность норм международного права выводит на качественно иной уровень международное инвестиционное право и предъявляет дополнительные требования к правовому регулированию международных инвестиционных отношений.

Теперь обратимся к национально-правовому регулированию иностранных инвестиций. Отметим, что специальное национальное законодательство об иностранных инвестициях имеется в немногих государствах. Прежде всего, такие законы принимались в государствах, особо заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, например, в государствах Азии, Африки и Латинской Америки, в социалистических странах. В России также имеется специальное национальное законодательство об иностранных инвестициях.

К специальным актам инвестиционного законодательства в Российской Федерации относятся в первую очередь Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», устанавливающий экономический и правовой базис инвестирования, осуществляемого в виде вложений капитала [3]. Взаимоотношения, связанные с вложением капитала в другие сферы регулирует Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». На сегодняшний день он утратил силу, но только в части, противоречащей Закону об инвестиционной деятельности в РФ [5].

В России также действует специальный ФЗ от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон об иностранных инвестициях), который устанавливает основные начала обеспечения гарантий прав и интересов иностранных инвесторов на инвестиционную деятельность и получаемую от этой деятельности прибыль, а также обеспечения гарантий создания необходимых условия для коммерческой деятельности иностранных инвесторов в пределах государственных границ России[4].

Существо правового регулирования иностранных инвестиций в России определяется предоставлением соответствующего правового режима. Правовой режим осуществления иностранными инвесторами инвестиционной деятельности «не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый российским инвесторам» [4], за исключением некоторых изъятий, установленных федеральными законами. А это означает на практике, что иностранным инвесторам на территории РФ предоставляется небезусловный «национальный режим» (ст. 4 Закона об иностранных инвестициях) [4].

Изъятия ограничительного порядка для иностранных инвесторов в данном случае могут быть установлены в России федеральным законом в целях защиты основ государственного строя, гарантирование защиты государственных границ и безопасности государства и общества в целом, законных прав и интересов каждого отдельного гражданина, а также в связи с причинением вреда нравственности и здоровью граждан России.

Исключения стимулирующего характера в форме льгот, предназначенных для иностранных инвесторов, могут устанавливаться по средствам принятия соответствующих федеральных законов в интересах общественно-экономического развития.

Наиболее важными положениями Закона об иностранных инвестициях, определяющими инвестиционный климат в Российской Федерации, служат гарантии компенсации ущерба иностранным инвесторам: при национализации и реквизиции имущества, гарантии от неблагоприятного изменения законодательства РФ, обеспечения надлежащего разрешения инвестиционных споров, свободного использования на территории РФ и перевода за рубеж доходов и прибылей и другие гарантии.

Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» закрепляет вспомогательные меры по защите прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг фиксирует. Они затрагивают, прежде всего, вопросы оказания профессиональными участниками услуг инвесторам, размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного количества инвесторов [6].

Заинтересованность регионов в притоке иностранных капиталовложений, наличие достаточного количества пробелов и недостаточная результативность федеральных нормативно-правовых актов в сфере инвестирования, а также некоторые другие факторы способствовали формированию правового регулирования на уровне субъектов Российской Федерации. Способность принятия подобных нормативных актов субъектами Федерации основана на нормах Конституции РФ и соглашений Федерации с субъектами Федерации о разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектам [13].

Таким образом, в рамках национального законодательства осуществляется комплексное регулирование иностранных инвестиций. При этом, правовое регулирование инвестиционных отношений на национальном уровне осуществляется как основными отраслями законодательства (нормами конституционного, гражданского, административного, налогового, таможенного, земельного и иного законодательства), так и специальными актами, регламентирующими непосредственно инвестиционные отношения, в том числе с участием иностранного инвестора.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что международное инвестиционное право регулирует, прежде всего, международные инвестиционные отношения (иностранные инвестиции), которые и являются его предметом и предопределяют собой двуединый правовой механизм международно-правового и национально-правового регулирования. То есть, регулирование иностранных инвестиций требует согласованной регламентации посредством комплексного нераздельного применения всех частей правового механизма, неотъемлемыми частями которого являются как международно-правовые, так и внутригосударственные нормативные акты — источники права.

В целях гарантирования такого комплексного регулирования иностранных инвестиций представляется необходимой разработка многостороннего (универсального) международного договора (конвенция), в результате принятия которого были бы осуществлены консолидация и унификация норм международного инвестиционного права и национального инвестиционного законодательства, обеспечено закрепление в нормативных актах действующих обычных норм международного права и сформировавшейся на протяжении достаточно длительного периода времени практики Международного центра по урегулированию инвестиционных споров.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на национальном уровне в Российской Федерации

План занятия

Режим иностранных инвестиций в РФ

Регистрация акционерных обществ с иностранными инвестициями

Ограничения на иностранные инвестиции

Функции Федеральной антимонопольной службы в реализации Закона №57-ФЗ

Критический анализ инвестиционного режима в РФ

Учебные материалы Режим иностранных инвестиций в РФ

Общий стандарт отношения к иностранным инвестициям в РФ определен Федеральным законом от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Закон устанавливает основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности на территории принимающей страны. Закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов, он не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации.

Иностранным инвестором может быть:

иностранное юридическое лицо;

иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом;

лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ; международная организация;

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем тот режим, который предоставлен российским инвесторам. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов делаются в интересах социально-экономического развития страны.

Правовая защита, гарантии и льготы предоставляются не всем структурным подразделениям иностранного инвестора: дочерние и зависимые об щества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются ими на территории РФ.

Иностранный инвестор имеет право:

на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий государственных органов;

осуществлять инвестиции в любых формах, не запрещенных законодательством РФ;

после уплаты налогов и сборов на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования или для иных целей и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов и прибыли;

приобретать акции и иные ценные бумаги;

участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, приобретать права на земельные участки и иное недвижимое имущество.

Имущество иностранного инвестора не может быть принудительно изъято, в том числе национализировано, реквизировано, за исключением особых случаев. При реквизиции иностранному инвестору выплачивается стоимость реквизируемого имущества. Если на территории страны вводятся новые нормативные правовые акты, которые увеличивают совокупную налоговую нагрузку на деятельность иностранного инвестора, который реализует приоритетный инвестиционный проект, то такие нормативные правовые акты не применяются до истечения срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала его финансирования за счет иностранных инвестиций. В отношении приоритетных инвестиционных проектов закон предусматривает также льготы по уплате таможенных платежей.

Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство и не допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики.

Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, образованный постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. №1108, является постоянно действующим органом, который проводит предварительное рассмотрение и подготовку предложений по проблемам, связанным как с инвестиционной привлекательностью экономики РФ, так и возникающим у иностранных организаций-инвесторов при реализации инвестиционных проектов на территории страны.

Как получить статус беженца в России для украинцев и что он дает переселенцам

С 2014 года в Украине происходит вооруженный конфликт. Множество граждан с восточных территорий этого государства стремятся из зоны столкновения на мирные земли, в том числе в РФ. Вопрос, как получить статус беженца в России для украинцев в 2020 году очень актуален. Интересует переселенцев и то, какие права и обязанности он дает? Получив такой статус, человек, бегущий от войны, сможет в 2020 году рассчитывать на бесплатную медицину, на получение общего образования, на работу без специального разрешения, а также на материальную помощь со стороны принимающего государства.

Основания для получения статуса беженца в России

В соответствии с законодательством РФ, беженцем признается лицо, которое не имеет статуса гражданина России, опасается преследования по мотивам своих политических убеждений, расы или вероисповедания на территории государства своего места жительства. При этом лицо не может рассчитывать на должную охрану со стороны страны, подданным которой является. Также получить убежище может лицо без гражданства какого-либо государства, не имеющее возможности вернуться на территорию страны постоянного пребывания, поскольку опасается преследования по определенным причинам.

Читайте также:  Регистрация ИП в России для белорусов

Таким образом, на вопрос, дают ли статус беженца украинцам, можно ответить положительно. Как правило, получить статус беженца в России для украинцев могут люди, которые имеют основания опасаться преследования.

Следует отличать понятие «беженец» от других схожих понятий. Беженцы не являются подданными России, а вынужденный переселенец имеет статус гражданина РФ, но вынужден переехать из одного субъекта государства в другой по той или иной причине.

Некоторые украинцы, вынужденные бежать от войны в Российскую Федерацию, с подозрением относятся к такому понятию, как статус беженца из Украины, поскольку считают его унизительным. Однако, статус беженца для украинцев дает свои немалые преимущества, одним из которых является возможность легально находиться на территории РФ. При этом срок гораздо более продолжителен, в сравнении со сроком, установленным для гостя страны, пребывание которого ограничено 90 сутками.

Как уже говорилось ранее, беженцем может быть назван человек, который в своем государстве был подвергнут преследованию и не получил защиты от своей страны. Следовательно, оформление статуса беженца с Украины возможно, если человек подвергся преследованию по мотивам преследования и дискриминации.

Процедура получения статуса беженца из Украины.

Оформление документов беженцам из Украины в 2020 году осуществляется госорганами по вопросам миграции. Для прохождения этой процедуры следует подать ходатайство. С собой необходимо иметь внутренний паспорт гражданина Украины или другой подобный документ, а также соответствующие документы на всех членов семьи, которые также желают получить убежище в РФ. Документы для беженцев с Украины, включают в себя: внутренний или заграничный паспорт, или другой подобный документ, свидетельство о рождении для детей, свидетельство о заключении брака для супруги/супруга.

Если сотрудники госорганов по вопросам миграции принимают к рассмотрению такое ходатайство, то они обязаны выдать свидетельство, подтверждающее право нахождения на территории РФ.

Впоследствии предстоит пройти беседу с сотрудниками госорганов по вопросам миграции. Позже лицо, подавшее ходатайство на получение убежища, а также члены его семьи проходят дактилоскопическую регистрацию и медицинское освидетельствование, после которого остается дождаться окончательного решения. В случае положительного ответа на ходатайство, лицо получит удостоверение беженца из Украины.

В связи с напряженной обстановкой у многих украинцев возникает вопрос: как получить статус беженца в РФ в 2020 году, пребывая на территории Украины, когда нет возможности попасть в Российскую Федерацию. В таком случае ходатайство следует подавать в пункт пограничного контроля, в дипломатическое представительство России, действующее на территории Украины, или консульство Российской Федерации.

В первом варианте пункт пограничного контроля передаст ходатайство сотрудникам госорганов по вопросам миграции (бывшая ФМС) в течение трех дней. В последующие пять дней, после подачи ходатайства, будет проходить предварительное рассмотрение данного ходатайства. В случае положительного ответа лицо получает свидетельство о том, что его обращение рассмотрено по существу.

Дипломатическое представительство или консульство предварительно рассмотрит обращение в срок до одного месяца и передаст его, а также все необходимые документы в госорган по вопросам миграции (бывшая ФМС).

В случае положительного ответа сотрудников госорганов по вопросам миграции (бывшая ФМС), гражданин Украины сдает паспорт и получает удостоверение, дающее право легально находиться на территории РФ.

Впоследствии гражданину Украины предстоит:

  1. Зарегистрироваться в госоргане по вопросам миграции (бывшая ФМС);
  2. Обратиться в центр временного размещения;
  3. Встать на учет по временному месту жительства на срок рассмотрения ходатайства;
  4. Заняться процедурой медицинского освидетельствования.

Отказ в предоставлении убежища

В 2020 году получить отрицательное решение сотрудников госорганов по вопросам миграции (бывшая ФМС) на ходатайство и отказ выдать удостоверение можно по следующим причинам:

  1. При попытке скрыться от уголовного преследования. Также отказ получат лица, подозреваемые в совершении какого-либо преступления;
  2. При наличии обязательства перед страной гражданской принадлежности. К примеру, воинской обязанности;
  3. Если человек пересек границу РФ и не обращался в госорганы по вопросам миграции (бывшая ФМС) для регистрации в течение долгого времени;
  4. Если имеются близкие родственники, проживающие на территории России, в том числе супруги.

Что дает статус беженца?

Если удалось получить статус беженца в России, гражданину Украины не требуется оформления патента или специального разрешения на работу в стране, достаточно удостоверения. В большинстве регионов России множество объявлений с текстом: «возьму на работу беженцев с Украины», поэтому с поиском работы проблем, как правило, не возникает. В вопросах трудоустройства переселенцы, как правило, готовы делать больше работы за меньшие деньги, чем местное население. Это повышает их конкурентную привлекательность для работодателя при поиске работы.

Правительство дает и некоторую материальную помощь. Пока происходит процедура оформления рассматривается ходатайство, обратившемуся лицу выплачивается единовременное пособие. Его размер может составлять от 100 до 800 рублей на каждого человека в зависимости от принимающего субъекта государства. Помощь должна послужить поддержкой человеку до того, как он найдет работу.

На длительную поддержку со стороны государства не стоит рассчитывать, рекомендуется сразу искать работу.

Статус беженца в России для украинцев в 2020 году также дает право пользоваться временным жильем. Особенно актуальным такое жилище будет для семей с детьми и людей, испытывающих трудности с поиском работы.

Таким образом, статус беженца в России украинцам можно получить при наличии веских оснований. Удостоверение дает право на получение пособия, временного жилища и возможность найти и устроиться на работу без специального разрешения.

Как получить статус беженца в России для украинцев: оформление и документы

Восточная часть Украины по-прежнему остается опасным для проживания регионом. Там продолжаются ежедневные обстрелы, отсутствует вода, электричество, лекарства и продукты. Людям крайне тяжело выживать в таких условиях. И вполне понятно, что каждый украинский гражданин, находящийся в горячей точке, стремится найти убежище на территории политически стабильной страны.

Сложность в получении статуса

Российское правительство с пониманием относится к постоянно прибывающим мигрантам, поэтому в 2020 году они могут беспрепятственно оформить статус беженца. На словах все просто, однако не каждому переселенцу известно, что это за процедура и каковы ее условия. А ведь нередко приезжие теряют не только жилище, но и документы, что значительно усложняет положение. Что делать в подобной ситуации? Нужно представлять себе конкретный алгоритм действий и адекватно оценивать возможности.

Необходимо учитывать, что беженство не является статусом, аналогичным другим формам регистрации иностранцев. В стандартных обстоятельствах приезжие получают право временного пребывания в РФ на протяжении 90 дней и могут трудоустраиваться только по разрешению. При наличии РВП уже предоставляются некоторые социальные льготы и право работать в регионе регистрации.

Тогда как беженцы могут вести трудовую деятельность без разрешительных документов и квот и вправе в кратчайшие сроки обустроить свой быт в другом государстве.

Кому предоставляется

Получение статуса беженца доступно не каждому иностранному гражданину, приехавшему в Россию. Иначе сотрудники ФМС просто не смогли бы систематизировать бесконечно прибывающий поток мигрантов в государство. Согласно ФЗ, обращаться за убежищем имеют право:

  • иностранцы, планирующие приезд или уже въехавшие на территорию РФ;
  • лица, не имеющие подданства, легальные живущие в России;
  • люди без гражданства, находящиеся еще за рубежом.

Сотрудники ФМС, скорее всего, откажут:

  • преступникам, в том числе военным и лицам, подозреваемым в тяжких преступлениях;
  • подданным других государств, у которых есть определенные обязательства перед своей страной (к примеру, призыв в армию);
  • мигрантам, которые пересекли границу РФ, но не попросили предоставить им убежище в течение суток.

При незаконном въезде в Россию необходимо незамедлительно оформить статус беженца – в первые 24 часа. Но если у иностранца есть экстренные обстоятельства, этот срок могут продлить.

Причины предоставления

Беженец – это человек, в отношении которого на родине происходит дискриминация и преследование. Именно поэтому лицо старается уехать за границу. Причина получения статуса должна быть объективной. Например, иностранец, который серьезно повздорил с соседями по площадке, вынужденным переселенцем считаться не может.

Но если одному гражданину или всей его семье систематически угрожают по национальным, или религиозным мотивам, имеет смысл подумать об оформлении документов на выезд. Перечислим самые распространенные основания для предоставления убежища в России в 2020 году:

  1. Расовая или национальная принадлежность.
  2. Религиозные убеждения.
  3. Включение в какую-либо социальную группу.

Отметим одну особенность, отличающую РФ от других государств, в которые едут переселенцы. В России история приезжих более тщательно проверяется. С учетом политических кризисов в некоторых странах, например, в Сирии, жителей горячих точек серьезно контролируют при въезде.

Статус беженца уравнивает лицо в правах с приезжим из одного региона РФ в другой. В 2017 году властями приняты меры для беспрепятственного получения документов и быстрой адаптации такой категории переселенцев.

Особенности статуса

Мигрант считается беженцем в течение трех лет. Все это время он проживает и работает в РФ.

Внутреннее удостоверение личности другого государства изымается работниками УФМС.

То есть получить назад свой паспорт, имея статус беженца в России в 2020 году, для украинцев не так просто, как кажется. Это не значит, что иностранец превращается в заложника и не может уехать на родину. Просто ему придется затратить определенное время на получение специальных разрешений.

Существует установленный законом порядок оформления статуса беженца. Вначале приезжий должен обратиться в компетентные службы с соответствующим заявлением. Если иностранный гражданин еще пребывает в родном государстве или сначала приехал в другую республику, но далее собирается проживать именно в России, ему потребуется найти адреса консульств и посольств.

Мигрантам, уже находящимся в РФ, достаточно явиться в ФМС. Причем прийти можно в местные органы и в областные.

При въезде через границу переселенцев просят заполнить бумаги, указать цель визита в государство, в анкете есть графа с пометкой «беженец». Если иностранец планирует проживать в таком статусе, он может сообщить на границе об этом работнику ФСБ и написать в документе. Из практики следует, что из-за конфликта на Юго-Востоке Украины пропускные пункты с трудом успевают справляться с потоками приезжих, поэтому регистрировать переселенцев приходится в большей степени инспекторам УФМС.

Заявление составляется со слов украинских граждан, желающих получить помощь, работником ФМС от руки или печатается в электронном виде. Бумага оформляется на русском, а не на иностранном языке. Каждый взрослый направляет свое прошение, а несовершеннолетние вписываются в документы родителей.

Обратившимся людям задают вопросы в форме анкетирования, но необходимо подготовиться и к серьезному разговору со специалистом. Вероятность получения положительного ответа зависит от количества и качества заполнения необходимых документов, переведенных на государственный язык.

Здесь можно столкнуться с определенными трудностями, поскольку украинские граждане спешно собираются в РФ, и у них может не оказаться времени для правильной подготовки документации. Ситуация, когда у приезжего отсутствует при себе трудовая книжка и другие важные бумаги, стандартна. И конечно, политический беженец может не иметь денег на восстановление справок и их перевод, заверенный нотариусом. По этой причине получить убежище можно по упрощенной форме, имея только паспорт.

Помимо этого, в украинских документах и сейчас есть страницы, заполненные на русском языке, их не требуется переводить и заверять.

Перед тем как оформить статус беженца, нужно сделать фотографии и сдать отпечатки пальцев.

После всех процедур иностранец получает на руки справку о принятии его ходатайства на рассмотрение. Документ действует 5 суток.

Как получить свидетельство о приеме заявления?

Бумаги не рассматривают мгновенно, особенно в нынешних условиях, когда приток переселенцев с Украины увеличивается. Сотрудникам миграционной службы проблематично проверять все заявления в срок. Так что эта справка еще не является согласием или отказом на предоставление особого статуса. Она свидетельствует лишь о том, что прошение мигранта находится в работе.

При положительном решении беженцу выдается свидетельство о рассмотрении, имеющее юридическую силу три месяца. Отказ допускается обжаловать в суде.

Срок изучения бумаг могут продлить на месяц или два, если требуется дополнительное время. Но поскольку конфликт на Украине не прекращается, в ФМС рассматривают ходатайства намного быстрее.

Денежные пособия и помощь с жильем

В то время, пока заявление иностранца рассматривается, он должен иметь возможность питаться и где-то проживать. Российский беженец вправе рассчитывать на выплату единовременного пособия, которое составляет только 100–150 рублей в день на одного человека. Но жилищный вопрос для переселенцев решается намного лучше. Конечно, шикарные апартаменты беженцам не предоставляются, но место для проживания, сна и приема пищи они получают.

Каждый год из российского бюджета выделяется определенная сумма на одного приезжего с Восточной Украины. Она может меняться в зависимости от территориального расположения убежища, но в среднем составляет 800 руб., из которых 250 идут только на питание.

В то время, пока заявка иностранца рассматривается, ему нужно встать на учет по миграции и пройти обязательные медосмотры.

Соискателей статуса беженца обследуют бесплатно, включая проверку на ВИЧ и другие лабораторные анализы.

В стандартных ситуациях лицо, претендующее на РВП, самостоятельно оплачивает медицинские услуги, здесь же осмотр происходит за счет средств больницы.

Почему это необходимо? После освидетельствования у врачей мигранту выдается сертификат о его состоянии здоровья. При наличии указанного документа человек может получать медицинские услуги в экстренных ситуациях.

Алгоритм дальнейших действий

Спустя 2 месяца после подачи заявления, мигрант получает положительное или отрицательное решение о предоставлении ему статуса беженца. В первом случае выдается специальное удостоверение. Если иностранец находится не на территории РФ, ему оформляют бесплатный билет в это государство. Все время действия статуса документы переселенца, в том числе его внутренний паспорт, хранятся в отделе УФМС.

Для пересечения границы беженец оформляет специальный документ, по которому можно ездить автобусом, поездом и другим транспортом. Он является аналогом удостоверения личности.

Для трудоустройства в регионах России беженцам не понадобится специальное разрешение или патент. Квотирование в их отношении не осуществляется. Дети вынужденных переселенцев имеют право на посещение детских садов и школ наравне со сверстниками, имеющими гражданство РФ.

Постоянные денежные выплаты для беженцев не предусмотрены, но они вправе получать пенсию. С этой целью нужно посетить отделение ПФР по месту регистрации и предъявить необходимое свидетельство.

Как оформить временное убежище?

Украинцы могут получить удостоверение беженца на год. В этом случае они также сдают паспорта и могут трудоустраиваться по месту жительства без специальных документов и беспрепятственно пользоваться медицинскими услугами.

Читайте также:  Агентский договор с нерезидентом

Такой статус отличается от постоянного только сроком действия и продлевается ежегодно, если политический конфликт в родной стране мигранта не заканчивается.

Оформление мало чем отличается от первого варианта. Приезжий должен встать на учет, собрать документы, пройти медосмотры и ждать определенное время. Затем ему выдается удостоверение беженца вместо паспорта. Для несовершеннолетних отсутствуют строгие правила поступления на учебу, но они в любом случае имеют возможность посещать школы и ВУЗы.

Гражданство для носителей русского языка

В 2014 году в законодательство РФ внесли изменения, предусматривающие упрощенную форму получения российского паспорта для иностранцев, идеально владеющих государственным языком.

Большинство жителей Юго-Востока Украины – русскоязычные, поэтому они предпочитают направлять документы не на статус беженца, а сразу на гражданство.

Такие люди должны пройти тестирование по русскому языку, после чего о них потребуется отказ от подданства родной страны. Когда у приезжих есть причина этого не делать, миграционная служба обычно идет навстречу. Помимо вступительных испытаний, кандидату нужно будет представить документы о проживании его предков на территории бывшего Советского Союза. Таковыми являются, к примеру, старый штамп о прописке или домовая книга.

Решение по этому вопросу принимается комиссией, которая созывается в течение пяти дней. Претенденту на гражданство необязательно в совершенстве знать лингвистику, главное – понимать разговорный русский и переводить основные речевые обороты с родного языка на государственный.

Кому не дадут убежище?

В современных условиях представители местной власти могут и отказать в получении удостоверения беженца. Однако людям, которые действительно решили уехать от войны и разрушений, переживать не нужно. В России отказывают далеко не каждому.

Категорически отрицательный ответ обычно адресован гражданам, пытающимся избежать ответственности перед законом. Среди них и преступники-одиночки и участники криминальных формирований, а также те, кто подозревается в серьезных противоправных действиях.

Отдельно рассматривают работники ФМС и приезжих, которые после пересечения российской границы не являются в миграционную службу долгое время. Если эти лица не подтвердят наличие у них уважительной причины для пренебрежения законодательством РФ, они могут иметь проблемы с получением статуса беженца.

Не смогут оформить такое удостоверение и люди, чьи родственники являются гражданами России. Лица, у которых уже есть документы на временное проживание в стране, столкнутся с однозначным отказом.

Как получить и оформить статус беженца в России гражданину Украины

Получить статус беженца в России для украинцев возможно, подав ходатайство в уполномоченные органы. Ранее этими вопросами занималась ФМС, а теперь ее функции переданы Главному управлению по вопросам миграции МВД России. Далее в статье – «уполномоченный орган».

Статус беженца позволяет гражданам Украины не только проживать на территории РФ, но и официально трудоустраиваться, пользоваться льготами.

Основания для предоставления статуса

По действующему российскому законодательству, беженцем может быть признан человек, который:

  • Не является гражданином РФ, но был вынужден покинуть свою страну из-за обоснованных опасений стать жертвой по причине преследования на основании расовой, национальной, религиозной, политической, социальной дискриминации.
  • Не может или не желает в силу объективных причин воспользоваться защитой своей страны.
  • Не может или не желает возвращаться в свою страну, опасаясь преследований и насилия по вышеуказанным причинам.

Подать ходатайство о признании беженцем имеют право такие категории лиц:

  • Лица без гражданства, пребывающие на территории РФ или желающие прибыть на нее.
  • Иностранные граждане, пребывающие на территории РФ или желающие прибыть на нее.
  • Граждане другой страны или лица без гражданства, в настоящий момент пребывающие на территории РФ на законных основаниях.

Основания для отказа

Отказать в присвоении статуса беженца могут таким категориям лиц:

  1. Военнообязанные в своей стране.
  2. Скрывающиеся от уголовной ответственности, находящиеся в розыске или под следствием.
  3. Не обратившиеся в соответствующие инстанции в течение длительного времени.
  4. Ранее получившие отказ в предоставлении статуса беженца при условии, что в период с момента получения отказа до подачи нового ходатайства ситуация в стране пребывания не изменилась.
  5. Прибывшие из государств, в которых имели возможность оформить статус беженца, но не сделавшие этого.
  6. Обладатели какого-либо документа, уже дающего разрешение на проживание и трудоустройство на территории РФ.
  7. Отказывающиеся сообщать достоверные сведения о себе, причинах и обстоятельствах прибытия на территорию РФ.
  8. Граждане Украины, имеющие близких родственников, постоянно проживающих на территории РФ.

Региональные квоты

Каждый регион имеет определенные квоты на прием беженцев из Украины. При выборе региона для проживания желательно поинтересоваться количеством квот в том или ином регионе. Например, для Москвы их количество довольно ограничено.

Таким же ограниченным является и количество годовых разрешений на работу для беженцев. Каждый регион РФ утверждает их заранее. 15 мая 2016 года было принято решение не учитывать квоты при трудоустройстве беженцев с Украины. Поэтому пока что для работы не нужно специальное разрешение или патент.

Порядок действий

Для оформления статуса беженца следует придерживаться описанной ниже пошаговой инструкции

Подача ходатайства

Оно заполняется на специальных бланках, от руки (разборчивым почерком) или на компьютере, исключительно на русском языке. Все совершеннолетние дети должны подавать собственное ходатайство. Информация о несовершеннолетних детях вписывается в документы родителей.

Если человек находится за пределами РФ, ходатайство подается в посольство, консульство. На территории РФ – в территориальное отделение уполномоченного органа. На государственной границе – в пункте пограничного пропуска.

К ходатайству обязательно прикладывается опросный лист. В нем подробно указываются обстоятельства, вынудившие человека к переезду, а также ряд других данных. Желательно приложить к опросу-интервью документы, обосновывающие необходимость поиска убежища на территории РФ.

Все документы должны быть переведены с украинского на русский язык. С 2015 года действует упрощенная процедура предоставления статуса, по которой достаточно лишь предъявить паспорт (или другой документ, подтверждающий личность владельца).

Также кандидату на статус беженца необходимо сфотографироваться и сдать отпечатки пальцев, пройти медицинский осмотр. После всего этого ходатайство принимают, а заявитель получает соответствующую справку. Она действует в течение 5 дней.

Важный момент – заявитель сдает свои национальные документы (в данном случае – паспорт Украины) на хранение уполномоченному органу. Возвращают паспорт год спустя. Теоретически это означает, что в течение года человек не может вернуться в свою страну, поскольку никаких документов у него нет.

Получение свидетельства

Уполномоченный орган рассматривает ходатайство в течение 5 дней с момента его приема. В случае положительного решения выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу. Оно действует 3 месяца на территории РФ. Свидетельство еще не означает, что человек будет признан беженцем.

В случае отказа заявитель получает предписание с требованием покинуть территорию РФ в течение 3 дней. Отрицательное решение можно обжаловать в судебном порядке.

Получение денежного пособия и проживание

Ходатайство рассматривается до 3 месяцев. В течение всего этого времени имеется право на проживание в центре временного размещения. Кроме проживания, беженцу предоставляется бесплатное питание, медицинская помощь.

Каждому заявителю, ходатайство которого было принято, государство выплачивает единовременное денежное пособие – 100 рублей или 150 рублей для инвалидов и малоимущих.

Для получения всего вышеописанного необходимо подать заявление на выплату пособия и выдачу направления в центр временного размещения.

Медицинское освидетельствование

Подавший ходатайство человек и прибывшие с ним члены семьи ставятся на учет уполномоченного органа по месту пребывания и проходят медицинское освидетельствование. Все медицинские учреждения проводят эти обследования бесплатно, расходы компенсирует государство.

После обследования человек получает соответствующий сертификат, который дает право на неотложную и первичную медицинскую помощь.

Получение статуса или отказ

Если в присвоении статуса беженца было отказано, заявителю выдается предписание покинуть территорию РФ в течение 3 дней.

Также может назначено дополнительное рассмотрение ходатайства еще на 3 месяца.

При положительном решении заявитель получает удостоверение беженца. Если в этот момент он находится не на территории РФ, ему также выдают билет для проезда. Пока действует статус беженца, паспорт Украины (или другой документ, удостоверяющий личность) хранится в уполномоченном органе.

Как получить гражданство РФ беженцам из Украины?

Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Вы удивитесь, но в России на самом деле не так много беженцев из Украины. Нет, лиц, получивших временное убежище, статус носителя русского языка, соотечественников из числа украинцев – сотни тысяч, если не миллионы. Но не все они беженцы. Но не все сразу.

Оказывается, статус беженца дает значительные преимущества при оформлении российского паспорта. На этом основании можно получить гражданство РФ минимум на 4 года быстрее, чем в общем порядке. И касается это не только украинских беженцев, но и любых других иностранцев, которым удалось получить этот статус в России официально.

Разбираемся, как получить гражданство РФ беженцам Украины, на каких условиях это возможно и что для этого нужно.

В чем упрощение?

Собственно, гражданство для беженцев предоставляется на общих основаниях, упрощенный порядок для них не предусмотрен, в ст. 14 ФЗ № 62 «О гражданстве РФ» беженцы не упоминаются. Хотя, по факту упрощение все же существует. И весьма существенное!

То есть по факту беженцам достаточно прожить 1 год с РВП, затем еще один год с ВНЖ и можно получать российский паспорт. И предоставляется такое право не только беженцам Украины, гражданство России с таким упрощением предоставляется любым иностранцам, имеющим удостоверение беженца. Другое дело, что статус беженца предоставляется весьма редко, и украинцы здесь не исключение.

Но у украинцев из Донецкой и Луганской областей есть особое преимущество. Об этом позже.

Статус беженца для украинцев в России

СМИ, особенно в период активной фазы конфликта на Донбассе, сообщали о массовом предоставлении статуса беженца и временного убежища украинцам. Вот, например, новость о том, что более 336 тыс. украинцев смогли получить такой статус. Но на самом деле это манипуляции.

А все упомянутые в СМИ украинцы в период конфликта – это получатели временного убежища. Их численность, по данным Росстата, за последние 5 лет составила 970 тыс. человек! Для них, к слову, тоже предусмотрено упрощение.

Как получить статус беженца в России ? Порядок и условия определены ФЗ № 4528-I «О беженцах».

Согласно ст. 1 закона, беженцами признаются иностранцы, ставшие жертвами преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не могут получить защиту от государства своей гражданской принадлежности.

Чтобы получить такой статус, нужно подать соответствующее ходатайство в российское посольство за границей или в российский пограничный орган при пересечении границы. Факт преследований, естественно, нужно доказать документально.

Ходатайство примут к рассмотрению, а заявителя переведут в центр временного размещения. Срок рассмотрения займет 2-3 месяца в зависимости от порядка подачи. Затем заявителю выдают удостоверение беженца, подтверждающее официальный статус. На этом основании можно начинать процедуру получения гражданства.

Три этапа гражданства: стандартный порядок для беженцев

В общем порядке получить гражданство на основании только лишь удостоверения беженца невозможно. Как и всем остальным претендентам, беженцам тоже придется пройти «3 круга посвящения» – сначала получить РВП, затем ВНЖ, и только потом гражданство. Но для украинцев есть большой сюрприз!

Получаем РВП

РВП – это разрешение на временное проживание. Обычно оно выдается в пределах квоты, устанавливаемой ежегодно. Но удостоверение украинского беженца в этом случае как проездной. Согласно пп. 11 п. 2 ст. 6 ФЗ № 115 «О правовом положении иностранцев в РФ», статус беженца у граждан Украины является основанием для получения РВП без учета квоты. Беженцы из других стран, к слову, получают РВП в общем порядке.

Для его оформления необходимо подать заявление (2 экземпляра) установленной формы в ОВМ УМВД по месту предполагаемого проживания. К такому заявлению необходимо приложить (п. 28 Админрегламента, утв. Приказом МВД № 891 от 27.11.2017):

  • 2 черно-белые или цветные фото 35х45 мм;
  • паспорт;
  • удостоверение беженца;
  • сертификаты об отсутствии заболевания наркоманией и ВИЧ;
  • сертификат о знании основ русского языка или документ его заменяющий.

После подачи заявления получите справку о его приеме, а также оплатите госпошлину в размере 1600 руб. (пп. 22 п. 1 ст. 333.28 НК). Срок рассмотрения заявления – не более 4 месяцев (п. 4 ст. 6 ФЗ № 115). О принятом решении заявителю направляется уведомление с указанием места, где можно получить разрешение. РВП проставляется в виде отметки в паспорте украинского беженца. Срок его действия – 3 года.

Получаем ВНЖ

ВНЖ – это вид на жительство. Получить его можно после 1 года проживания с РВП. Есть, конечно, категории иностранцев, для которых получение РВП для ВНЖ вообще не обязательно, например, бывшие граждане СССР или носители русского языка, но беженцы в их число не входят (ст. 8 ФЗ № 115).Им придется собрать все необходимые документы, в том числе:

  • заявление;
  • 4 фото формата 35х45 мм;
  • паспорт;
  • документы о доходах;
  • документы на жилье;
  • сертификат об отсутствии наркомании и ВИЧ;
  • документ о знании русского языка.

Подать документы в ОВМ УМВД. Затем дождаться принятия положительного решения, оплатить госпошлину в 3500 руб., и после этого получить ВНЖ.

Получаем гражданство: особенности для украинцев

По общему правилу, прожив 1 год с ВНЖ, беженец может запрашивать гражданство. Этот порядок касается всех, в том числе и украинских беженцев, за исключением тех, кто проживал на территории Донецкой и Луганской областей.

Для них проживать 1 год с ВНЖ не обязательно. Собственно, как и получать РВП с ВНЖ! При условии, что на 7 апреля 2014 г. и 27 апреля 2014 г. они постоянно проживали на территории Донецкой и Луганской областей соответственно и могут это подтвердить документально.

Порядок получения гражданства для беженцев из Луганской и Донецкой областей изменился с мая 2019 года. В соответствии с Указом Президента № 187 от 29.04.2019 украинцы имеют право на упрощенное получение гражданства, в том числе на основании:

  • удостоверения беженца ;
  • свидетельства о предоставлении временного убежища;
  • РВП/ВНЖ;
  • удостоверения участника программы переселения соотечественников.

Им достаточно приложить удостоверение беженца к заявлению, дополнительно приложить паспорт, документ, подтверждающий факт постоянного проживания в Луганской или Донецкой областях на указанные даты и комплект фотографий. Оплатить госпошлину 3500 руб., и всё! Все эти документы направляются в ОВМ УМВД по месту проживания и рассматриваются в сокращенный срок до 3 месяцев. Вжух, и российский паспорт в кармане!

Ни тебе получения РВП с ВНЖ, ни подтверждения законного источника дохода, ни отказа от украинского гражданства. Порядок выдачи паспорта упрощен для украинских беженцев настолько, насколько это вообще возможно. Правда, касается он, повторимся, только жителей Донбасса. Для остальных украинских беженцев лишь сокращен срок проживания с ВНЖ. Что, впрочем, тоже существенно.

Ссылка на основную публикацию