Налогообложение при оказании услуг иностранной компанией

Договор с иностранным контрагентом: особенности исчисления и уплаты налога на прибыль

Как показывает практика, количество договоров, заключаемых между российскими и зарубежными организациями, постоянно растет. Часто иностранная компания является продавцом товаров, работ, услуг. Такие договоры имеют целый ряд особенностей. Налоговые последствия договоров также отличаются от стандартных налоговых последствий. В рамках настоящей статьи мы рассмотрим, в чем состоят такие особенности и какие риски за ними могут скрываться.

Сегодня, в первой части публикации, мы остановимся на том, какие претензии чаще всего предъявляют налоговики к российским компаниям в отношениях “российская компания-покупатель — иностранная компания-поставщик” в части уплаты налога на прибыль российской и иностранной компании и в каких случаях российская компания обязана выступить в качестве налогового агента и заплатить налог за своего контрагента. Отмечу, что в настоящей статье мы не будем касаться ситуации, когда договор заключается между иностранной материнской и российской дочерней компаниями. Однако если читателей заинтересует этот вопрос, с удовольствием вернусь к нему в следующих публикациях, чтобы рассмотреть концепцию снятия корпоративной вуали, дело «Орифлэйм» и прочие интересные моменты.

Налог на прибыль для российской компании, покупателя товаров, работ, услуг

В силу положений п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик (покупатель) уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Уменьшение полученных налогоплательщиком доходов на сумму произведенных расходов представляет собой уменьшение налоговой базы, которое рассматривается Высшим арбитражным судом РФ в качестве налоговой выгоды. В силу п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Налоговая выгода может быть признана налоговым органом необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Налоговая выгода также может быть признана необоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, обоснованность или экономическая оправданность понесенных налогоплательщиком затрат означает, прежде всего, их реальность.

Соответственно, реализация товаров, работ, и особенно услуги, описываемые в анализируемых договорах, должны быть реальны. Как показывает анализ судебной практики, именно претензия относительно реальности услуг является одной из наиболее частых претензий налоговых органов, предъявляемых налогоплательщикам в России. Анализируя реальность описываемых в документах налогоплательщика услуг, налоговые органы проверяют возможность оказать эти услуги у контрагента.

Налог на прибыль для иностранной компании

Для того, чтобы понять, как будет уплачиваться налог на прибыль иностранной организацией-продавцом в случае реализации ей товаров, работ или услуг российской компании, необходимо понять, имеются ли у продавца постоянные представительства на территории РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе – отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

  • пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
  • проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
  • продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
  • осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением подготовительной и вспомогательной деятельности.

Иностранная компания имеет представительство в РФ. Если такое представительство у иностранной компании на территории РФ имеется, а доходы по рассматриваемому договору будут связаны с его деятельностью, то в отношении доходов от такой деятельности иностранное юридическое лицо признается налогоплательщиком и самостоятельно исчисляет российские налоги. В этом случае исчисление и уплата налога на прибыль постоянным представительством иностранной организации будет осуществляться с учетом положений ст. 307 НК РФ.

Чтобы у российской организации в такой ситуации не возникло проблем (ибо налоговый орган может заинтересоваться, почему она не выполняла обязанностей налогового агента), ей необходимо получить у своего продавца следующее:

  1. Подтверждение того, что выплачиваемый иностранной компании доход относится к ее постоянному представительству в Российской Федерации;
  2. Нотариально заверенную копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде.

Стоит отметить, что Налоговый кодекс не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание зарубежного партнера в иностранном государстве. Чаще всего такими документами являются справка, составленная по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, или справка, написанная в произвольной форме. На ней проставляют печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им) органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица этого органа. Обычно им является Министерство финансов соответствующего государства.

В выдаваемом документе должен быть указан конкретный период, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание компании (например, календарный год). Этот период должен соответствовать тому, за который причитаются выплачиваемые иностранной организации доходы. Налоговому агенту представляется одно подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов. Кроме того, на данном документе должен быть проставлен апостиль. Датой представления Подтверждения считается дата, указанная в нем при выдаче уполномоченными органами (письмо Минфина РФ от 21.07.2009 № 03-08-05).

Уместно упомянуть о необходимости таких документов и заверений непосредственно в договоре купли-продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Постоянное представительство у иностранной компании отсутствует. Если же постоянное представительство у иностранного контрагента отсутствует, то п. 2 ст. 309 НК РФ предусматривает, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в пп. 5 и 6 п. 1 ст. 309 НК РФ (доходы от реализации акций (долей) организаций, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций; доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации), а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат. Пункт 1 ст. 309 НК РФ содержит закрытый перечень видов доходов, которые относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом в России. К ним относятся:

  1. дивиденды, выплачиваемые иностранной организации – акционеру (участнику) российских организаций;
  2. доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;
  3. процентный доход от следующих долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации: государственные и муниципальные эмиссионные ценные бумаги, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов; иные долговые обязательства российских организаций,
  4. доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности;
  5. доходы от реализации акций (долей) организаций, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
  6. доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;
  7. доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за
  8. доходы от международных перевозок (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках);
  9. штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств;
  10. доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости;
  11. иные аналогичные доходы.

Отдельные вопросы налогообложения иностранных организаций при оказании услуг на территории Российской Федерации

В настоящей статье рассмотрены типичные ситуации работы иностранных организаций на рынке рекламных и информационных услуг с позиций российского налогового законодательства.

1) Какие налоги и в каком порядке должна уплачивать иностранная компания, оказывающая информационные и рекламные услуги самостоятельно или через агента на территории Российской Федерации?

2) Изменится ли налоговые обязанности сторон, если в качестве агента иностранной компании будет вступать ее дочернее российское общество?

Налоговый режим, применяемый к иностранным организациям в Российской Федерации, во многом зависит от того, образует ли их деятельность постоянное представительство на территории России.

В соответствии со ст.246 НК РФ иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль.

Согласно п.2 ст.306 НК РФ, постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей г.25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. При этом такая деятельность должна подпадать под один из видов, перечисленных в указанном пункте. В частности через постоянное представительство может осуществляться деятельность, связанная с выполнением работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.

Таким образом, законодательство о налогах и сборах устанавливает следующие признаки постоянного представительства, при наличии совокупности которых деятельность иностранной организации в Российской Федерации признается приводящей к образованию постоянного представительства: 1) наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в Российской Федерации, 2) осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, 3) осуществление такой деятельности на регулярной основе.

Факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии указанных признаков постоянного представительства, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства (см. п.4 ст.306 НК РФ). Так к подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся: содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации; содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

Таким образом, при осуществлении иностранной компанией на территории России для себя лично деятельности исключительно подготовительного и вспомогательного характера, без непосредственного оказания рекламных и информационных услуг (например, только подписание контрактов без исполнения обязательств), можно утверждать, что такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства. Однако совершение на территории России каких-либо иных фактических и юридических действий, направленных на выполнение обязательств по договорам или совершение подготовительных действий в интересах третьих лиц (как самостоятельный вид деятельности), образует постоянное представительство.

При оказании услуг через агента на территории Российской Федерации необходимо учитывать следующее. На основании п.9 ст.306 НК РФ иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 данной статьи, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

Соответственно, при заключении агентского договора по схеме договора поручения, когда российская организация принимает на себя обязательства представлять интересы иностранной компании в РФ и заключать от ее имени договоры на оказание рекламных и/или информационных услуг, деятельность такой иностранной компании следует рассматривать как осуществляемую через постоянное представительство на территории Российской Федерации. И напротив, в случае подписания между иностранной компанией и российским обществом, действующим в рамках своей основной деятельности, агентского договора, предполагающего заключение договоров на оказание рекламных и/или информационных услуг от лица российской компании (комиссионная схема), иностранная лицо не признается осуществляющим деятельность на территории РФ через постоянное представительство.

Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных пунктом 9 статьи 306 НК РФ, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации (п.10 ст.306 НК РФ).

Однако при этом следует учитывать, что соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами, могут быть предусмотрены иные случаи, когда деятельность иностранной организации может рассматриваться как образующая постоянное представительство на территории России, либо, напротив, как исключающая его образование.

Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, по налогу на прибыль устанавливаются ст.307 НК РФ. Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признается:

• доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений пункта 4 статьи 307 НК РФ;

• доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов;

• другие доходы от источников в Российской Федерации, указанные в пункте 1 статьи 309 НК РФ, относящиеся к постоянному представительству.

Налоговая база определяется как денежное выражение объекта налогообложения, установленного пунктом 1 статьи 307 НК РФ.

Согласно пункту 3 указанной статьи 307 НК РФ, в случае, если иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящую к образованию постоянного представительства, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения, налоговая база определяется в размере 20 процентов от суммы расходов этого постоянного представительства, связанных с такой деятельностью.

В соответствии с пунктом 4 статьи 307 НК РФ, при наличии у иностранной организации на территории Российской Федерации более чем одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению. В случае, если иностранная организация осуществляет через такие отделения деятельность в рамках единого технологического процесса, или в других аналогичных случаях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, такая организация вправе рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделение на территории Российской Федерации, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям) при условии применения всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики в целях налогообложения. При этом иностранная организация самостоятельно определяет, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет в таком случае, распределяется между отделениями в общем порядке, предусмотренном статьей 288 НК РФ. При этом не учитываются стоимость основных средств и нематериальных активов, а также среднесписочная численность работников (фонд оплаты труда работников), не относящихся к деятельности иностранной организации на территории Российской Федерации через постоянное представительство.

Применительно к указанным видам услуг, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают налог по ставке 24 процента, установленной пунктом 1 статьи 284 НК РФ.

При включении в сумму прибыли иностранной организации доходов от источников на территории РФ, с которых в соответствии со статьей 309 НК РФ был фактически удержан и перечислен в бюджет налог, сумма налога, подлежащая уплате этой организацией в бюджет, в который перечислена сумма удержанного налога, уменьшается на сумму удержанного налога. В случае, если сумма удержанного в налоговом периоде налога превышает сумму налога за этот период, сумма излишне уплаченного налога подлежит в соответствии с НК РФ возврату из бюджета или зачету в счет будущих налоговых платежей этой организации.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи и налог в порядке, предусмотренном статьями 286 и 287 НК РФ. Налоговая декларация по итогам налогового (отчетного) периода, а также годовой отчет о деятельности в Российской Федерации по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации, представляются иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства этой организации в порядке и в сроки, установленные статьей 289 НК РФ Кодекса.

При прекращении деятельности постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации до окончания налогового периода налоговая декларация за последний отчетный период представляется иностранной организацией в течение месяца со дня прекращения деятельности постоянного представительства.

Читайте также:  Как проверить иностранное юридическое лицо в РФ

Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, устанавливаются ст.309 НК РФ.

Применительно к рассматриваемым вопросам, на основании пункта 2 статьи 309 НК РФ, доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Таким образом, доход иностранной компании от оказания рекламных и/или информационных услуг на территории России через агента, действующего в качестве комиссионера (т.е. от собственного имени), не облагается налогом на прибыль организаций.

Теперь, что касается налога на добавленную стоимость. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, реализация работ, услуг на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, в целях главы 21 местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если: покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Положение настоящего подпункта применяется в том числе при:

• оказании рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации. К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;

• оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

• в иных случаях, когда деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг).

При этом местом осуществления деятельности организации, выполняющего такие виды работ (оказывающих виды услуг), считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) оказаны через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя.

Таким образом, при оказании информационных и/ или рекламных услуг, покупателем которых является лицо, находящееся на территории России, выручка от их реализации облагается НДС в соответствии с российским законодательством вне зависимости от места осуществления деятельности иностранной компании.

Наличие представительства на территории РФ в рассматриваемом случае влияет только на порядок уплаты НДС. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации (п.2 ст.144 НК РФ). В таком случае данные организации будут самостоятельно исчислять налоговую базу, подавать налоговые декларации и уплачивать НДС по месту своей регистрации на общих правилах с российскими организациями.

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Согласно п.2 ст.161 НК РФ, исчисление, удержание у налогоплательщика и уплата в бюджет соответствующей суммы налога осуществляется налоговыми агентами вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ. При этом налоговыми агентами признаются организации, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 статьи 161 НК РФ иностранных лиц.

Исходя из данного определения налогового агента, по договорам на оказание рекламных и/или информационных услуг, заключенных российской организацией – агентом от собственного лица, функции налогового агента должны выполнять покупатели (заказчики) таких услуг.

Взаимозависимость российской организаций и иностранной компании не играет значения для исчисления и уплаты НДС. Однако следует иметь в виду, что на основании пункта 2 статьи 40 НК РФ, налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами и при совершении внешнеторговых сделок.

Как определить статус (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

Чтобы правильно рассчитать НДФЛ, человек должен определить свой налоговый статус: кем он является – резидентом или нерезидентом России.

Это связано с тем, что для этих категорий предусмотрены:

  • разные перечни доходов, с которых нужно платить налог (ст. 209 НК РФ);
  • разные ставки налога (ст. 224 НК РФ).

Кроме того, резидент вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ, а нерезидент – нет (п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ).

Большинство граждан России являются налоговыми резидентами . Если человек часто выезжает за границу (либо приехал в Россию недавно), он может быть нерезидентом .

Определение статуса

Статус получателя дохода определяется по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый резидент РФ – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Исключение предусмотрено только для:

  • российских военных, служащих за границей;
  • сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированных на работу за пределы РФ.

Такие граждане признаются резидентами независимо от того, сколько времени они проводят в России. Об этом сказано в пункте 3 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, иной порядок установления резидентства могут содержать соглашения об устранении двойного налогообложения , подписанные Россией с другими государствами.

Дата отсчета

Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет 12-месячного периода , будет дата выплаты дохода . Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статьи 223 и пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122, от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74.

Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам , то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход. То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статей 216 и 228 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 03-04-05/6-293.

Расчет времени пребывания в России

Период пребывания в Российской Федерации (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается.

Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Цель поездки, дни которой включаются в расчет 183 дней, необходимо подтвердить документально.

Ситуация: на основании каких документов можно установить время пребывания в России, чтобы определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент) в целях расчета НДФЛ?

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал с Украины или из Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России можно использовать другие документы. Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих граждан – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для граждан, обучающихся в России, такими документами могут быть справки с места учебы, которые подтверждают фактическое посещение учебного заведения в соответствующем периоде. Следует отметить, что документы с отметкой о регистрации по местожительству не могут использоваться в качестве подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Ситуация: как при определении налогового статуса (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ учесть дни нахождения в загранкомандировках и отпусках за рубежом?

Когда человек выезжает за границу, он покидает территорию России.

При определении налогового статуса (лицо нерезидент или резидент) учитываются только дни фактического пребывания человека в РФ.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом .

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым нерезидентом .

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

При этом в период пребывания в России (менее или более 183 дней) включается как день прибытия (въезда) в Россию, так и день отъезда (выезда) из нее. Такой порядок расчета подтверждает Минфин России в письмах от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, от 4 июля 2008 г. № 03-04-06-01/187 и от 3 июля 2008 г. № 03-04-05-01/228.

Если человек выезжает за границу, то пока он не вернется, отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения .

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Подтверждает данный вывод и Минфин России в письме от 26 июля 2007 г. № 03-04-06-01/268.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
  • на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Ситуация: прерывается ли 12-месячный период при определении налогового статуса иностранца, который в связи с окончанием срока разрешения на пребывание в России выезжает из страны? В следующем году он вновь въезжает в РФ .

Нет, не прерывается.

Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ для недезидентов.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом .

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым нерезидентом .

Это следует из положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115.

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК РФ). Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч. по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может. Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается. Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом цель поездки необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).

Если человек покидал РФ по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123).

Документы, подтверждающие краткосрочное пребывание за рубежом

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

Об этом сказано в письмах Минфина РФ от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182, ФНС России от 15 октября 2015 г. № ОА-3-17/3850 и от 20 июля 2012 г. № ОА3-13/2525.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России (менее или более 183 дней). Он не прерывает течение 12-месячного периода.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Возможно, что в течение года (например, за семь месяцев) количество дней пребывания человека в России достигнет 183 дней. В этом случае он становится резидентом . И этот статус до конца года измениться уже не может. Это подтверждают письма Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

В июне 2014 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля.

НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент).

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК РФ). Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам – когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК РФ). Поэтому свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 1 января 2015 года (когда закончился 2014 год, в котором он получил доход от продажи автомобиля).

12 месяцев, которые предшествуют этой дате, – это период с 1 января по 31 декабря 2014 года (365 дней).

За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России (более или менее 183 дней). Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России (более или менее 183 дней) не включаются.

Таким образом, за 12 следующих подряд месяцев 2014 года Львов провел в РФ:
365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев 2014 года, он является налоговым резидентом России.

Ситуация: подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России? Фактическое время пребывания в РФ необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ

Нет, не подтверждает.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.
Читайте также:  ИНН у нерезидентов юридических лиц в России

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы. Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения.

Это следует из писем Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина (лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны. Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Таким образом, вид на жительство подтверждает право гражданина на проживание в Российской Федерации (удостоверяет его личность), но не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения человека на территории страны.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина РФ от 17 июля 2009 г. № 03-04-06-01/176, от 14 апреля 2008 г. № 03-04-05-01/108, от 26 октября 2007 г. № 03-04-06-01/362.

Юридическое лицо в РФ: как определить его статус – резидент или нерезидент

Российское налоговое законодательство в отношении юридических лиц в России и их налогового статуса часто оперирует терминами «резидент» и «нерезидент». Фискальные службы вкладывают в них иной смысл, чем большинство неискушенных в тонкостях законодательства граждан РФ. Речь здесь идет прежде всего о различиях в налоговом бремени для этих двух субъектов. Для правильного расчета налогов и избежания двойного налогообложения необходимо установить резидентство. Поэтому вопрос о том, как определить, резидент или нерезидент юридическое лицо в России в 2018 году, имеет важный практический смысл.

Резидентство – что это такое

В широком смысле под резидентством юридического лица понимается его принадлежность к налоговой системе определенного государства, пребывание на учете и выплачивание налогов. Режим «налогового резидентства» юридических лиц в Налоговом кодексе РФ был введен в 2014 году с принятием 24 декабря закона № 376-ФЗ .

Согласно российскому законодательству (ст. 246.2 НК РФ), налоговые резиденты РФ – это компании:

  • российские (зарегистрированные в России российскими гражданами в соответствии с российскими законами);
  • иностранные, которые признаны резидентами в соответствии с международными договорами (РФ заключила более 100 подобных договоров);
  • иностранные компании, которые управляются с территории России.

В мировой практике существует несколько критериев определения резидентства юридического лица:

  • место регистрации компании или фирмы (независимо от того, где она осуществляет свою деятельность);
  • местонахождение органа реального управления юридическим лицом (совета директоров, главного офиса, центральной бухгалтерии);
  • место деятельности.

Компания-нерезидент – это юрлицо, которое:

  • создано и зарегистрировано за пределами РФ согласно требованиям законодательства соответствующего иностранного государства, но чья деятельность распространяется на территорию России, в том числе через представительства и филиалы;
  • имеет местонахождение за границей.

Чем в РФ отличаются налоговые статусы

Статус налогового резидентства определяет страну, в которой юридическое лицо будет платить налоги со всего своего дохода и правила налогообложения, которые отличаются у резидентов и нерезидентов.

Рассматривая, в чем отличие юридического лица-резидента от нерезидента, следует указать главное: нерезиденты в РФ платят налоги только за те доходы, которые получены от бизнес-активности в России, в то время как все, что заработано ими за пределами российского государства, налогом не налогооблагается. Резиденты РФ декларируют все свои доходы и платят в российскую казну с них налоги.

Возможно ли определить резидентство по номеру банковского счета

Юридическое лицо, которое осуществляет свою деятельность на территории РФ, обязано иметь хотя бы один лицевой счет в банке. Юридические лица-нерезиденты, так же, как и резиденты, имеют право открывать валютные и рублевые счета в банках, которые получили для этого разрешение от Центробанка РФ (ст. 13 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”).

Банковские счета различаются по их принадлежности (положение Банка России № 579-П от 27.02.2017) и содержат признак компании резидента или нерезидента. По номеру банковского счета (состоит из 20 цифр) возможно определить резидентность юрлица.

Глава «А» положения № 579-П четко определяет, что расчетные счета юридических лиц-нерезидентов начинаются с номеров:

  • 40804 (рублевый счет типа «Т»);
  • 40805 (рублевый счет типа «И»);
  • 40806 (конверсионный счет «С»);
  • 40807 (счет нерезидента);
  • 40809 (инвестионный счет);
  • 40812 (проектный счет);
  • 40814 (конвертируемый счет «К»);
  • 40815 (неконвертируемый счет «Н»);
  • 40818 (валютный счет).

В этих номерах цифры после регистра 408 указывают на тип лица и счета. Все остальные номера указывают на юридических лиц-резидентов.

Таким образом, зная банковский номер организации, можно со стопроцентной точностью определить ее резидентство.

Возможно ли определить резидентство по ИНН

Идентификационный номер налогоплательщика (его чаще называют ИНН) обязателен для всех субъектов предпринимательской деятельности на территории РФ. Представляет он из себя десять цифр:

  • 4 цифры – место регистрации: первые 2 – код субъекта РФ, другие 2 – код местных налоговых органов;
  • 5 цифр – так называемый ОГРН или основной государственный регистрационный номер;
  • 1 контрольная цифра.

По коду ИНН можно легко определить иностранную организацию или фирму – с 01.01.2015 индивидуальный номер таких организаций начинается с «9909» (Межрегиональная инспекция ФНС), далее – 5 цифр кода иностранной организации и в конце контрольная цифра.

Определить резидентство по номеру ИНН сложно и легко ошибиться. Так, иностранная по коду компания может оказаться резидентом РФ. Поэтому данные необходимо дополнительно проверять по другим источникам.

Поможет ли КПП определить налоговый статус

КПП – дополнительный код из девяти цифр, который получают юридические лица в налоговой инспекции при постановке на учет. Это касается как резидентов, так и нерезидентов РФ. Главное его назначение – показать причину, по которой данная организация оказалась на учете в определенной налоговой инспекции. Таких КПП у юридического лица может быть несколько и со временем они могут меняться: например, при смене адреса.

Первые две цифры КПП представляют регион РФ, третья и четвертая – номер налоговой инспекции. Следующие две указывают, по какой причине организация встала на учет:

  • 01 – по месту нахождения центрального органа;
  • 02–05, 31 и 32 – по месту нахождения подразделения организации (это может быть представительство или филиал иностранной компании);
  • 06–08 – по нахождению недвижимости. Иностранные организации обозначаются числами от 51 до 99.
  • Последние цифры – порядковый учетный номер (по указанной причине).

Информация о резиденстве юридического лица в КПП не содержится.

Как выяснить резидентство юридического лица на сайте ФНС РФ

Самый простой и быстрый способ получить необходимую информацию о резидентстве – посетить сайт ФНС РФ. Алгоритм действий несложен:

  • необходимо задать параметры поиска – ИНН, КПП или адрес;
  • внести в поисковую строку избранный параметр и получить информацию, которую можно загрузить в виде файла в формате PDF.

  • зайти на сайт;
  • выбрать в электронных сервисах «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента»;
  • выбрать «юридическое лицо» и задать в критериях поиска – ИНН, ОГРН или название организации.

После того как исходная информация в поле поиска введена, следует ввести капчу и кликнуть «Найти». После этого можно будет ознакомиться с детальной информацией о нужном юридическом лице, в том числе о его резидентстве в РФ.

Виды юридических лиц – понятие, функции, примеры: Видео

Кто такие резиденты и нерезиденты простыми словами

С латинского «resident» переводится как «постоянно находящийся на месте». В законодательстве термины резидент и нерезидент можно встретить в таких отраслях как налоговая и валютная. Первый термин означает физическое или юридическое лицо, являющееся субъектом и плательщиком налогом в конкретной стране. Нерезиденты — это те же граждане, но работающие в одном государстве, при наличии регистрации в другом.

1. Кого можно назвать резидентами и нерезидентами

Для подробного изучения информации о том, кем являются резиденты и нерезиденты, рекомендуется изучить Федеральный закон «О валютном контроле и регулировании». Согласно изложенному, резидентами можно назвать следующих лиц:

  • иностранцы, которые живут в России и имеют вид на жительство;
  • граждане РФ;
  • юр лица, зарегистрировавшие организации согласно законодательству России (исключение – это зарубежные компании);
  • субъекты РФ, а также муниципальные образования, выступающие в отношениях, которые контролируются Федеральным законодательством и другими законодательными актами;
  • консульства РФ и другие официальные российские представительства, работающие в других странах.

Нерезидентами называют граждан других стран или компании, которые постоянно находятся и зарегистрированы на территории другого государства, а также:

  • подразделения иностранных фирм и иностранные представительства в России;
  • аккредитованные в РФ дипломатические организации и консульства других стран;
  • межправительственные и межгосударственные представительства.

Для физ. лиц определение звучит несколько иначе. В Налоговом Кодексе граждан также делят на резидентов и нерезидентов. Налоговым резидентом считается человек, находящийся в пределах РФ не меньше 183 дней на протяжении года.

Кроме этого, налоговыми резидентами являются граждане, состоящие на военной службе в России, а также в других странах и работники государственных органов власти, органов на местах, которые находятся в командировке. При этом, фактическое время пребывание на территории РФ значения не имеет.

2. Определение срока пребывания в РФ

Срок пребывания физических лиц в России (больше или меньше 183-х дней) отчитывают с момента въезда страну по день выезда включительно. Если человек выезжает за границу, срок будет прерван. Но, только в том случае, если это не кратковременная зарубежная поездка до 6 месяцев с целью пройти обучение или в связи с болезнью для прохождения курса терапии.

Согласно действующему законодательству, на данный момент не определено конкретного списка документов, который помог бы определить время пребывания человека в РФ. Поэтому, этот период определяется в процессе изучения отметок, которые ставят на границе при въезде и выезде работники пограничной службы. Они находятся в таких документах как миграционная карта или загранпаспорт.

3. Чем отличаются резиденты от нерезидентов

В налоговом кодексе содержится ряд отличий в налогообложении прибыли резидентов и нерезидентов. Для них установлены разные перечни доходов, которые будут облагаться НДФЛ. Говоря о нерезидентах, они платят налог только с того дохода, которой получен в результате работы в России. Когда происходит исчисление НДФЛ для обеих категорий, ставка применяется разная.

Доходы резидентов облагаются по ставке 13%, нерезидентов – 30%. Прибыль в качестве материальной выгоды, полученной от экономии на процентах по взятым займам, у резидента облагается налогом по ставке 35%, у нерезидента – 30%.

Существует еще одно отличие, которое заключается в том, что гражданин РФ, являющийся резидентом, имеет право на налоговые вычеты по НДФЛ. У нерезидента такой возможности нет.

4. Обязанности валютного резидента

Валютный резидент должен уведомлять налоговую инспекцию РФ в следующих случаях:

  • движение денежных средств по вкладам в зарубежных банковских учреждениях;
  • изменение реквизитов в иностранном банке;
  • закрытие и открытие счёта (не позднее, чем через месяц). За нарушение сроков грозит штраф до 1500 рублей.

Отчёты следует предоставлять каждый год до 1 июня года, который идёт следующим за отчетным. Это можно сделать через сайт ФНС, войдя в личный кабинет. Если отчет не будет подан, придётся платить штраф от 4000 до 5000 рублей.

5. Изменение статуса налогового резидента

У физического лица на изменение статуса есть 1 год. Каждый раз, когда сотрудник будет получать оплату за труд, необходимо уточнять и его статус. Это требуется для того, чтобы не удерживать с гражданина лишней суммы налога. Для этого, ежемесячно в момент начисления зарплаты следует проверять, сколько времени работник находился в России на протяжении 12 месяцев.

Вместе с этим, по итогам календарного года, нужно еще раз уточнить статус гражданина. Если возникнет необходимость, стоит провести перерасчет НДФЛ за 12 месяцев. Если физическое лицо получает статус резидента, у него есть право на возврат переплаченной суммы по НДФЛ, которая накопилась за текущий год с 1 января. В обязанности работодателя входит перерасчет НДФЛ, учитывая ставку 13% с начала года и с учетом излишне оплаченной суммы налога.

Если по истечению 12-ти месяцев не получается перевести всю переплаченную сумму, у работника есть право на подачу заявления в налоговую, чтобы там занялись проведением перерасчёта и в итоге, вернули переплаченные средства. Со стороны сотрудника понадобится справка 2-НДФЛ, документ о резидентстве, а также декларация.

Если гражданин в течение года потерял статус резидента, с 1 января текущего года произойдет перерасчет НДФЛ по ставке 30%, не предоставляя налоговые вычеты. Когда будет начисляться зарплата, кроме налога следует удерживать сумму задолженности с 1 января текущего года, которая не может превышать 50% от зарплаты. Если год уже закончен, необходимо предоставить справку 2-НДФЛ в ФНС (ставка 30%). Чтобы избежать этого продолжительного процесса возврата долга, можно попробовать договориться с работником о том, что он внесет наличные средства, которые пойдут на погашение налоговой задолженности.

6. Может ли нерезидент – физическое лицо перевести деньги на счет юридического лица

По закону, наличные денежные средства могут зачисляться на расчётный счёт организации только со стороны другой организации. Это означает, что лицо, которое вносит деньги через кассу, должно быть руководителем компании. В таком случае, у него будет достаточно прав на осуществление операции. Если нерезидент уполномоченный представитель организации, то у него так же есть право на перечисление средств через кассу банковского учреждения на расчётный счёт организации.

Говоря о расчётных операциях с третьими лицами, юридические лица могут осуществлять их в соответствии с законом РФ в безналичной или наличной форме. Но, в 14 статье Федерального Закона №173 сказано, что расчёты между юридическими лицами, нерезидентами и резидентами могут осуществляться только в безналичной форме.

7. Процедура подачи заявления на получение статуса резидента

В соответствии с действующим законодательством РФ, налогоплательщик должен предоставить заявление в уполномоченные налоговые органы или ФНС по форме, определенной положением №1 приказа от 7.11.17 №MMB-7-17/837. Это можно сделать следующим образом:

  • предоставить в московское отделение ФНС России;
  • подать через официальный сайт ФНС;
  • отправить по почте.

Если заявление будет подано в ФНС лично, в графе следует указать код налогового органа «0000». Если заявление отправляется по почте, указывается код «9965». К заявлению также рекомендуется прикрепить другие бумаги, которые будут подтверждением того, что физическое лицо пребывало на территории Российской Федерации достаточное количество времени для получения подтверждающего его статус документа налогового резидента РФ.

Это может быть копия страниц любого документа, удостоверяющего личность гражданина России за её пределами, а также бумаги с отметками о том, что человек пересекал границу. Также это могут быть и другие документы, которые подтверждают пребывание человека в России на протяжении времени, достаточного для получения статуса. Например, подойдёт справка из больницы о том, что человек не выезжал со страны по причине плохого самочувствия.

Также у заявителя есть возможность предоставить документы, подтверждающие получение дохода или право на получение зарплаты в другом государстве. Еще это могут быть бумаги о владении недвижимостью или другими имуществом за рубежом. Если вместе с заявлением будут подаваться документы, оформленные на иностранном языке, их следует перевести на русский язык и заверить в порядке, который определен действующими законами РФ.

Если требуется подпись должностного лица, а также печать налогового органа, по процедуре, установленной законодательством другого государства, следует приложить бумаги с данным прошением к заявлению о предоставлении статуса. Заверение формы по закону другого государства понадобится в том случае, если уполномоченные органы данной страны уведомили налоговую службу о её наличии или если данная информация содержится на официальных интернет ресурсах компетентных иностранных органов.

8. Порядок предоставления документа в случае одобрения

Если органами было принято положительное решение о предоставлении документа для подтверждения статуса налогового резидента, бумаги могут быть направлены:

  • на адрес по почте. Для этого, при составлении заявления необходимо указать, куда должны направляться документы в случае выдачи;
  • через сервисы и ФНС России.

Документ, которой гражданин получает для подтверждения статуса резидента РФ часто выдают с целью избежать двойное налогообложение, а также для других целей, требующих наличие данных бумаг. Этот документ может быть выдан за один календарный год в соответствии с годом, указанным в поданном заявлении. Но, если понадобятся, бумаги могут быть оформлены с учетом одного из прошедших лет.

Если гражданин хочет получить несколько экземпляров, у него есть право на то, чтобы вместе с заявлением отправить сопроводительное письмо, где будет указано необходимое число экземпляров. Согласно закону, если в результате рассмотрения прошения статус налогового резидента решено не признавать, плательщику отправят письмо, где укажут причины отказа. Если были выявлены какие-либо нарушения, их необходимо исправить, составить заявление заново и отправить одним из предложенных способов в ФНС.

9. Нововведения, касающиеся имущественного налога нерезидентов

Полтора года назад правительство приняло решение о внесении поправок в Федеральный Закон, согласно которым, нерезиденты получили значительные поблажки, уравнивающие их по правам с резидентами, если речь идёт о продаже имущества, но, далеко не все об этом знали и боялись продавать недвижимость. В 2018 году был принят Федеральный Закон №424, в котором произошло освобождение нерезидентов РФ от уплаты НДФЛ по ставке 30% при сделке на продажу принадлежащей им недвижимости, находящейся в России.

Также это означает, что в данном случае они будут пользоваться теми же правами, что и резиденты. Нерезидент – это необязательно не гражданин России. Как говорилось выше, этот статус присваивается в том случае, если за пределами страны человек провел 183 дня и более от 365 в году. Такая ситуация часто случается при оформлении ВНЖ на основе программы «золотой визы», которая выдается при выезде со страны на лечение или обучение.

Читайте также:  Совместное предприятие с иностранной компанией

До 2019 года, если нерезидент продавал имущество, находящееся в России, после сделки он был обязан отдавать государству 30% от полученной в результате суммы. Эти правила могли применяться тогда, когда на момент сделки владелец имущества был резидентом, а к концу года получил статус нерезидента поскольку число дней пребывания в другой стране превысило необходимый период нахождения в России.

Единственная лазейка – это договоры о невозможности применять двойное налогообложение для нерезидентов, которые были заключены Россией с несколькими другими странами. Это означает, что нерезидент мог воспользоваться правом платить налог по закону того государства, резидентом которого он является. На данный момент, каждый нерезидент может продавать свою недвижимость в РФ, не опасаясь ставки НДФЛ в 30%.

Кроме этого, как и резиденты, они освобождены от уплаты данного сбора, если недвижимость пребывала в собственности больше 5-ти лет. Если человек владел продаваемым объектом меньше данного периода, независимо от резидентства, он оплатит налог 13%. Нововведения вступили в силу 1 января 2019 года. Сделки, которые были проведены до этого, облагались налогами по установленным до этого момента правилам, то есть в размере 30% от суммы проведённой сделки купли-продажи.

Смотрите также видео “Кто такой нерезидент”:

Определяем налоговое резидентство в 2020 году

Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» ст. 207 НК РФ была дополнена нормой, согласно которой предусмотрен особый порядок определения налогового статуса физических лиц в целях исчисления НДФЛ. Поправка вступила в силу 31.07.2020. О том, по каким правилам следует определять налоговое резидентство в 2020 году, читайте в представленной статье.

Общий порядок определения статуса налогового резидента РФ

На основании п. 1 ст. 207 НК РФ уплачивать НДФЛ должны:

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

По общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные для работы за границу (п. 3 ст. 207 НК РФ).

В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в РФ, так и от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в РФ. При этом ставка налога для нерезидентов составляет не 13, а 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Федеральным законом от 29.11.2014 № 379 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен п. 2.1, согласно которому в 2015 году налоговыми резидентами признавались физические лица, фактически находящиеся в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта
по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в России на перечисленных территориях не прерывался на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды выезда за пределы РФ.

183 дня пребывания в России, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, когда физическое лицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев (Письмо ФНС РФ от 25.06.2020 № БС-3-11/4763@).

Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), определяется по его итогам.

Если работники организации редко выезжают за границу по служебным обязанностям, статус резидента может быть подтвержден табелем учета рабочего времени и дополнительных документов не требуется.

В ситуации, когда сотрудники часто и надолго выезжают за рубеж (или в организации работают иностранцы), у них нужно запросить документы для подтверждения налогового статуса. В этих целях сотрудник может представить документ, выданный налоговым органом, по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Данный документ подтверждает статус налогового резидента за календарный год (текущий или предыдущий) (п. 7 Порядка представления документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, утвержденного Приказом № ММВ-7-17/837@).

Вместо подтверждения от налогового органа работник может представить документы об общем сроке пребывания в России в течение последних 12 месяцев. Организация вправе самостоятельно определить налоговый статус работника, подсчитав количество дней, которые он провел в РФ (письма Минфина РФ от 22.02.2017 № 03 04 05/10518, ФНС РФ от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@). Перечень таких документов НК РФ не установлен. Чаще всего представляют копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы (письма Минфина РФ от 18.07.2019 № 03 04 06/53227, от 18.05.2018 № 03 04 05/33747).

Также подтвердить статус резидента могут, в частности (письма Минфина РФ от 21.04.2020 № 03 04 05/31921, от 13.01.2015 № 03 04 05/69536, от 26.06.2008 № 03 04 06 01/182, ФНС РФ от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):

  • миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
  • справки с места работы (в том числе с предыдущего);
  • приказы о командировках, путевые листы и т. п.;
  • авансовые отчеты и документы к ним (проездные документы, документы о проживании);
  • справка, полученная по месту проживания в РФ;
  • договор с медицинским (образовательным) учреждением;
  • справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).

Дополнительно могут быть представлены свидетельство о регистрации по месту временного пребывания или документ о регистрации по месту жительства (пребывания). Однако использовать документы о регистрации в качестве единственного подтверждения налогового статуса работника нельзя, так как они не доказывают его нахождение в России в течение необходимого количества дней, а лишь подтверждают право находиться в РФ.

Вид на жительство иностранного гражданина не подтверждает фактическое время нахождения его на территории РФ и, следовательно, не подтверждает налоговый статус резидента. Этот документ свидетельствует о праве на постоянное проживание в РФ, а также на свободный въезд в страну и выезд из нее (письма Минфина РФ от 19.12.2019 № 03 04 06/99463, от 24.06.2019 № 03 04 05/46120).

Независимо от срока фактического нахождения в РФ физическое лицо может не признаваться в налоговом периоде налоговым резидентом РФ, если в этом налоговом периоде такое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства. Данное правило действует в случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством РФ (п. 4 ст. 207 НК РФ). В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1348.

Для того чтобы физическое лицо не было признано налоговым резидентом РФ, ему необходимо обратиться в инспекцию с заявлением, к которому прилагается документ, подтверждающий налоговое резидентство другого государства. Такой документ или выдается компетентным органом иностранного государства (сертификат налогового резидентства), или составляется в произвольной форме обоснования невозможности получения такого сертификата в уполномоченном органе иностранного государства с приложением подтверждающих документов.

Что касается заявления о непризнании лица налоговым резидентом РФ, его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 21.06.2019 № ММВ-7-17/318@.

Заявление представляется в срок, предусмотренный для подачи налоговой декларации, — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В свою очередь, налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления и необходимых документов должен уведомить физическое лицо:

  • либо о наличии возможности не признавать его налоговым резидентом РФ в соответствующем налоговом периоде;
  • либо об отсутствии такой возможности с указанием оснований для принятия данного решения.

С подробной информацией о порядке подтверждения статуса налогового резидента РФ для физических лиц можно ознакомиться в специальном разделе на официальном сайте ФНС (Письмо ФНС РФ от 31.07.2020 № БВ-3-17/5577@).

Порядок определения налогового статуса физлица в 2020 году

Федеральным законом № 265 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен новым п. 2.2. Положениями этого пункта предусмотрено, что в налоговом периоде 2020 года физическое лицо признается налоговым резидентом РФ в случае его фактического нахождения в РФ от 90 до 182 календарных дней включительно в период с 1 января по 31 декабря 2020 года.

В данном случае основанием для признания лица налоговым резидентом РФ является заявление, которое представляется:

  • в налоговый орган по месту жительства физического лица;
  • в налоговый орган по месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ;
  • в налоговый орган по месту постановки на учет — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории РФ места жительства (места пребывания).

Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) и ИНН физического лица.

Срок подачи заявления в налоговую инспекцию совпадает со сроком, предусмотренным п. 1 ст. 229 НК РФ для представления декларации по НДФЛ за налоговый период 2020 года, — не позднее 30 апреля 2021 года (Письмо Минфина РФ от 31.07.2020 № 03 04 06/67274).

Работодатели в 2020 году исчисляют НДФЛ по общим правилам с учетом 183 дней. Возврат переплаты из бюджета будут осуществлять сами работники.

Резидент или нет: как определить статус компании в РФ в 2021 году

Резидентство компании это не только место ее фактической прописки. От того, является ли компания резидентом той или иной страны, зависят применяемые к ней правила налогообложения, уплачиваемые ею суммы налогов, а также само место их уплаты. Практическое значение налогового статуса сложно переоценить, ведь резидентство – это, пожалуй, ключевой критерий для применения того или иного налогового режима. В данном контексте особенно важно знать, как определить, резидент или нерезидент юридическое лицо.

Общая информация о налоговом резидентстве

В контексте применения налогового законодательства резидентство – это принадлежность конкретной компании к налоговой системе, установленной законодательством конкретной страны, нахождение на учете в налоговых органах этой страны и уплата налогов преимущественно в ее бюджет.

Резиденство устанавливается как в отношении физических, так и юридических лиц, но правила его установления имеют существенные отличия.

Применительно к физлицам резидентство зависит от места постоянного жительства, независимо от гражданства такого лица, – для его приобретения достаточно находиться на территории той или иной страны 183 дня в году и более.

Для юридических лиц все иначе. Согласно ст. 246.2 Налогового кодекса, резиденты РФ – это компании:

  • зарегистрированные в России;
  • зарегистрированные в другой стране, но признанные резидентами в соответствии с двусторонним международным соглашением;
  • зарегистрированные в другой стране, но разместившие свои органы управления в России, в том числе если в РФ постоянно действует исполнительный орган такой компании или главные руководящие лица принимают здесь основные руководящие решения.

Если в отношении иностранной компании (ИК) вышеуказанные условия выполняются сразу для нескольких государств, российское резидентство признается за ней лишь в случае осуществления на территории России:

  • бухгалтерского и управленческого учета;
  • делопроизводства;
  • оперативного управления персоналом.

Более того, ИК, имеющая филиал иностранной компании в РФ, вправе сама признать себя российским резидентом независимо от соблюдения вышеуказанных условий, если она:

  • участвует в проектах по добыче полезных ископаемых по договорам о разделе продукции, концессионным или лицензионным договорам;
  • является активной холдинговой или субхолдинговой организацией;
  • разрабатывает новые морские месторождения или является участником компании, разрабатывающей такие месторождения;
  • занимается сдачей в аренду/субаренду транспорта или осуществляет международные перевозки, при условии, что размер доходов от этой деятельности составляет не менее 4/5 в общей структуре прибыли за конкретный налоговый период.

Учитывая все сказанное, в целях российского налогообложения компания-нерезидент – это юрлицо:

  • прошедшее регистрацию не на территории России, но при этом осуществляющее в стране коммерческую деятельность через структурное подразделение или без его образования;
  • не признавшее себя в качестве российского резидента;
  • имеющее контролирующие органы за пределами РФ;
  • разместившее за пределами РФ административные органы по ведению бухучета, кадрового и иного делопроизводства и так далее.

Резидентство подтверждается документально. Документ, подтверждающий, что предприятие является налоговым резидентом РФ, выдается по форме КНД 1120008, утв. приказом ФНС № ММВ-7-17/ [email protected] от 07.11.2017.

Основное отличие резидента и нерезидента

Чтоб понять, в чем отличие юридического лица-резидента от нерезидента, важно разбираться в особенностях налогообложения, предусмотренных российским налоговым законодательством. По факту, резиденство определяет страну, в которой такая компания будет уплачивать все предусмотренные ее законодательством налоги:

  • так, все компании, независимо от их места прописки, если они имеют статус резидента РФ, будут обязаны платить налоги на прибыль и имущество независимо от страны, в которой они были получены, сделок, по которым были получены, валюты и иных особенностей;
  • компании-нерезиденты РФ, зарегистрированные за пределами России, обязаны платить в российский бюджет лишь налоги с прибыли и имущества, полученного ими от российских источников. Таковыми будут признаны не только коммерческие, но и так называемые пассивные доходы, в том числе дивиденды, проценты по кредитным договорам, пени от российских резидентов, доходы от реализации имущества и имущественных прав.

Определение резидентства по косвенным признакам

Если вышеуказанных условий недостаточно, чтобы идентифицировать компанию как резидента/нерезидента, либо сведения для проверки указанных условий недоступны, проверить резидентство можно по косвенным признакам, в том числе:

  • по номеру лицевого счета, присвоенного Центробанком;
  • по ИНН или КПП;
  • при помощи электронных сервисов от ФНС.

По номеру расчетного счета

Пожалуй, самый верный способ проверить контрагента на предмет резидентства – это проанализировать его расчетный счет в банке. Так, любая организация, для ведения коммерческой деятельности в РФ обязана иметь собственный расчетный счет. Валюта такого счета не имеет значения, куда более важным является его структура.

Так, каждый расчетный счет имеет двадцатизначный код и свою структуру, представленную в формате «ААААА-BBB-C-DDDD-EEEEEEE» – в него и «зашит» признак компании резидента или нерезидента. Как можно заметить, структура такого счета разбита на группы, где первые 5 цифр (ААААА) относят указанный счет к некой группе счетов банковского баланса, предусмотренных положением ЦБ № № 579-П от 27.02.2017.

Ее, в свою очередь, можно разбить на счета первого (ААА) и второго порядка (АА). Анализ указанного положения позволяет нам четко определить, какие конкретно счета банковского баланса будут принадлежать физическим и юридическим лицам-нерезидентам.

Все расчетные счета, включающие счет первого порядка «408» и счета второго порядка 04-09, 12, 14, 15, 18 присваиваются исключительно нерезидентам.

По ИНН

Каждая компания, желающая вести коммерческую деятельность в РФ, должна быть идентифицирована в целях налогообложения – для этого каждой из них присваивается ИНН независимо от их места прописки. В соответствии с приказом ФНС №ММВ-7-6/[email protected] от 29.06.2012, структура номера налогоплательщика организации состоит из десятизначного кода, представленного в формате «АААА-БББББ-С», где:

  • АААА – индекс, определяемый ФНС при регистрации;
  • БББББ – код иностранной организации;
  • С – проверочная цифра.

Как правило, любая иностранная организация, при первичной регистрации в ФНС, начиная с 2005 года, получает индекс (АААА) в виде кода «9909», обозначающего Межрегиональную инспекцию ФНС, где она находится на учете. Таким образом, любая компания, чей ИНН начинается с указанных цифр, будет иностранной.

Но, как мы знаем, иностранный статус не определяет резидентство – с большой долей вероятности ИК может оказаться резидентом, ИНН у нерезидентов юридических лиц каких-либо ключевых отличий не имеет. Для точности определения нужно использовать другие источники.

По КПП

Еще один идентификатор юридического лица, присваиваемый в те же сроки, что и ИНН, – это код причины постановки на учет (КПП). Он состоит из девятизначного кода в формате «АААА-ББ-ССС», где «ББ» – это как раз причина постановки на учет. В соответствии с п. 5 Порядка, утв. приказом ФНС №ММВ-7-6/[email protected], числовое значение «ББ» для иностранной организации выражается в виде числа от 51 до 99.

Таким образом, как и ИНН, номер КПП организации позволяет нам определить иностранное происхождение предприятия, но не его резидентство.

Проверка с помощью электронного сервиса ФНС

Еще один верный способ проверки контрагента – электронный сервис от ФНС. Перейдя по ссылке, читатели получат доступ к поисковой системе по открытым и общедоступным сведениям ЕГРН по зарубежным предприятиям, зарегистрированным в РФ.

Для использования этого сервиса достаточно использовать наименование компании, ее ИНН/КПП или фактический адрес местонахождения.

По результату пользователю предоставляется:

  • полное наименование иностранного предприятия;
  • наименование его представительства, если оно действует в РФ;
  • ИНН и КПП;
  • статус, стоит или не состоит на учете в данный момент;
  • орган ФНС, где иностранное предприятие состоит/состояло на учете.

Как мы видим, информации о резидентстве также не представлено. Однако информация о налоговом органе позволяет связаться с ним и навести некоторые справки, что в отдельных случаях может быть удобно.

Заключение

Учитывая все сказанное, резидентство можно смело называть формой налоговых отношений или порядком налогообложения, присущим конкретному налогоплательщику.

Главное отличие между статусами резидента и нерезидента – это обязанность по уплате налогов: резидент платит в стране принадлежности все налоги, в то время как нерезидент – лишь с доходов, полученных из этой страны.

Резидентами РФ признаются все компании, зарегистрированные в РФ, в том числе с иностранным участием, ИК, разместившие в РФ контролирующие органы, а также ИК в соответствии с международными соглашениями.

Если информация о резидентстве отсутствует, объективно и просто определить его поможет расчетный счет компании – любые другие способы проверки такой информации не дадут.

Ссылка на основную публикацию