Налогообложение при оказании услуг иностранной компанией

Какие налоги должна платить российская компания при оплате IT услуг зарубежной компании?

Добрый день! Наша компания планирует заказывать IT услуги у зарубежной компании, какие налоги мы должны платить при переводе им средств за оказание услуг? Спасибо!

Ответы юристов ( 2 )

Добрый день! Никакие. Для ведь это расходные операции. Сумму оплаты включаете в налогооблагаемую базу в соответствии с системой налогообложения и отражаете по счетам бухгалтерского учета.

А то что компания, которой мы переводим деньги не является резидентом РФ? Может мы должны платить НДС с этих операций. Ведь если никаких налогов нет, то так российские компании могли бы выводить деньги из страны без налогов.

НДС должна платить сама зарубежная компания. Вы не являетесь агентом.

Большое спасибо за ответ!

Вот нашёл в интернете:

При продаже товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория РФ, возникает объект обложения НДС. По общему правилу исчисляет и уплачивает в бюджет сумму налога продавец (исполнитель) (если он является плательщиком НДС). Однако ситуация складывается иначе, если реализация осуществляется иностранной компанией, не состоящей на учете в российских налоговых органах. Тогда обязанности плательщика НДС возлагаются на покупателя, который вынужден выступать в роли налогового агента, причем вне зависимости от того, является ли он налогоплательщиком. С какими трудностями может столкнуться предприятие промышленности как налоговый агент?

Общие правила Налогового кодекса

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом обложения НДС. При этом реализацией являются передача прав собственности на товары, передача результатов выполненных работ, оказание услуг как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

При продаже товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами. В роли таковых выступают организации (индивидуальные предприниматели), приобретающие эти товары (работы, услуги), причем вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности плательщиков НДС. Поэтому, к примеру, покупатель-«упрощенец» также становится налоговым агентом.

В обязанности указанных налоговых агентов в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ входят:

определение налоговой базы по НДС;
исчисление, удержание у налогоплательщика – иностранного лица и уплата в бюджет по месту своего нахождения[1] соответствующей суммы НДС.

В интернете не всегда статьи обновляются с учетом действующего законодательства.

3. Иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, производят исчисление и уплату налога, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена в соответствии с настоящей статьей на налогового агента.

  • 10,0 рейтинг
  • 4754 отзыва эксперт

Добрый день!
Коллеги уже ответили на Ваш вопрос, хотелось бы дополнить ответ в части прохождения валютного контроля.
Исходя из своего опыта работы в части составления и сопровождения контрактов моих клиентов с иностранными контрагентами (в основном это США, Канада, Кипр, Великобритания, Австралия, Германия, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Чехия и другие страны ЕС, а также Китай), прохождения валютного контроля, а также налоговых проверок таких контрактов хотелось бы отметить следующее.
1. В целом на сегодняшний день правила такие, что договоры ВЭД подлежат обязательной регистрации если они превышают 6 млн рублей по экспорту (или эквивалент в валюте), 3 млн рублей (или эквивалент в валюте) по импорту. Если в договоре нет фиксированной суммы, то в этом случае обязанность зарегистрировать договор появится, как только сумма контракта достигнет и превысит указанные суммы.
Также с учетом последних изменений если сумма договора за весь период его действия не превышает 200 тысяч руб. (то есть если будет 3 платежа по 100 т.р., то это уже 300 т.р. и под исключение Вы не подпадаете), то не обязательно даже предоставлять документы в банк. Правда формально у банка все равно остается право запросить документы, если у него появятся сомнения относительно совершаемых Вами операций.
2. Что касается взаимоотношений с налоговыми, то для отчетности Вы им предоставляете договоры со всеми приложениями, инвойсы, акты, дополнительные соглашения (некоторых документов может не быть, иногда может быть только договор). Однако стоит отметить, что когда Вы находитесь на УСН 6% и налог оплачиваете со всего оборота, то по моей практике часто налоговая вообще ничего не запрашивает, так как Вы уже и так оплатили все возможные налоги в рамках своей системы налогообложения.
Если Вы ИП на ПСН (патенте), то здесь возможность работы с иностранными контрагентами и оставаться на ПСН полностью зависит от того, насколько грамотно составлен договор.
При этом учет доходов производится по курсу ЦБ на день зачисления валюты на транзитный счет в банке (п. 3 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ, Письма Минфина России от 22.01.2015 № 03-11-06/2/1645, от 27 января 2012 г. N 03-11-06/2/10, от 20 декабря 2011 г. N 03-11-06/2/181).
Аналогично Вы отражаете поступление денег в КУДиР также по курсу ЦБ на день зачисления валюты на транзитный счет в банке.
3. Что касается самого Договора с иностранным контрагентом, то его можно заключить в нескольких формах:
— в форме стандартного договора.
— в форме счета-договора (инвойса-договора) – то есть когда мы объединяем инвойс и договор и делаем все в одном документе (больше подходит для разовых/периодических услуг).
— в отдельных случаях можно использовать вариант с договором-офертой (есть особенности).
Конкретную форму нужно выбирать в зависимости ситуации, в том числе в зависимости от того, насколько сильно нужно упростить процедуру подписания договора, на чем настаивает и на что готов контрагент.
4. Также есть различные способы подписания договора с иностранным контрагентом, в частности:
— стандартный обмен бумажными формами через курьера (сейчас все реже применяется).
— подписание договора путем обмена сканами (п.2 ст. 434 Гражданского кодекса РФ). То есть подписали, отсканировали – скинули контрагенту, он сделал тоже самое и по итогу у каждого есть скан договора, подписанный с двух сторон. Действующее законодательство, а также налоговая и банковская практика полностью допускают такой вариант, то есть этот способ ничем не уступает первому варианту.
Единственное в этом случае есть 3 обязательных требования:
а) в договоре должен быть введен электронный документооборот,
б) тот факт, что договор подписывается именно путем обмена сканами должен быть обязательно отражен в договоре,
в) в договоре должны быть расписаны каналы электронной связи между сторонами, включая адреса электронной почты, через которые будет происходить процесс обмена сканами договора.
5. К самому договору с иностранным контрагентом есть определенные требования в плане его содержания. Требования, как правило, можно разделить на 2 составляющие:
— требования законодательства (то есть для определенных видов договоров закон устанавливает требования что именно в них должно быть учтено, какие условия должны быть прописаны и т.д.).
— требования из банковской практики. В рамках прохождения валютного контроля банк будет изучать Ваш договор и помимо соблюдения формальных требований законодательства банк должен видеть и понимать, что цель договора – это действительно оформление реальных правоотношений между Вами и контрагентом. Здесь уже есть отличия от банка к банку (Сбербанк имеет свою практику, Модульбанк и Тинькофф свою и т.д.). Если эти требования не соблюдать, то банк может заподозрить Вас в фиктивности договора, а в отдельных случаях еще и в попытке отмывания денег через данный договор.
Логика банка здесь очень простая – когда 2 стороны заключают между собой реальный договор, они заинтересованы в защите своих интересов по договору. Например, если российский ИП заключает договор с компанией из США на разработку программного обеспечения (ПО), то с точки зрения банка логично, что контрагент из США будет заинтересован в том, чтобы в договоре были прописаны сроки выполнения работ, порядок устранения недостатков, порядок приемки и т.п., а исполнитель заинтересован в том, чтобы в договоре четко были прописаны условия и порядок оплаты по договору. Если банк видит, что в договоре «криво» прописаны условия про сроки выполнения работы и порядок приемки, то у банка могут возникнуть сомнения – действительно ли договор реальный, поскольку для банка подозрительно почему контрагент так беспечен по отношению к таким важным пунктам в правоотношениях между сторонами.
Безусловно, что все нюансы по требованиям банков к договору здесь я не смогу описать, но наиболее общими требованиями являются следующие:
5.1. Предмет договора. Обязательно должен быть конкретизирован, то есть просто «разработка программного обеспечения» — это не лучший вариант, желательно прописать, например, для чего разрабатывается ПО (для каких целей, для какого проекта и т.п.). Здесь допустимы следующие варианты:
— в договоре делается непосредственно ТЗ на разработку.
— делаем рамочный договор, а именно в договоре прописывается общая формулировка, например, та же «разработка программного обеспечения» + дополнительно прописываем, что Стороны конкретные услуги и требования к ним согласовывают дополнительно и фиксируют в инвойсах (счетах на оплату) или в отдельных дополнительных соглашениях.
— делаем рамочный договор, а именно в договоре прописывается общая формулировка + дополнительно указываем в договоре, что конкретные услуги согласовываются в переписке по электронной почте, мессенджерах, системах постановки задач и т.п. Обращаю внимание, что подобный вариант также полностью соответствует закону и также устраивает банки.
5.2. Порядок и сроки оплаты. За нарушение сроков оплаты можно получить штраф вплоть до 100% от суммы перевода, поэтому обычно я рекомендую прописывать сроки таким образом, чтобы они точно не были нарушены (то есть с привязкой к какому-либо событию, которое мы сами контролируем – выставление инвойса, подписание акта + прописывать сроки с запасом и т.д.). Еще бывают ситуации, когда компания проводит оплату не напрямую на р/с ИП/ООО, а через различные системы – тут нужно каждую ситуацию смотреть отдельно (допустимо это или нет) и, если допустимо – этот момент также обязательно должен быть прописан в договоре.
Как это ни странно, но сумма оплаты также может заинтересовать банк, а именно если сумма покажется банку неоправданно завышенной (например простая консультация стоит 50000 долларов), либо банку покажется сомнительным порядок формирования стоимости услуг (например, если из договора следует, что услуги оказываются нерегулярно, а стоимость, указанная в договоре, прописана фиксированная каждый месяц) – тоже могут быть проблемы.
Обращаю внимание, что оплата может быть определена в договоре следующими способами:
— фиксированная плата за весь договор – это подходит для разовых услуг.
— фиксированная ежемесячная оплата – это подходит для вариантов, когда Ваш контрагент – это Ваш работодатель, либо, когда объемы работы примерно одинаковые из месяца в месяц.
— почасовая оплата. Самый распространенный вариант. Подходит для любых ситуаций, поскольку механизм оплаты максимально прозрачен. Этот вариант также полностью законен, единственное к нему есть свои требования. В частности, важно расписать как именно ведется учет количества часов (через специальную программу, либо учет количества часов ведет исполнитель) и по итогу количество часов и общий размер должны фиксироваться в ежемесячных актах (бывают исключения из такого порядка, иногда без актов обходимся). То есть здесь важно, чтобы для банка и для налоговой механизм расчета количества часов был максимально прозрачен.
Также отмечу, что если нужно, то в договоре можно прописать выплату бонусов от иностранного контрагента (отношения с иностранным контрагентом все равно не могут признать трудовыми), а также компенсацию расходов (например, на покупку оборудования (ноутбука и т.п.), на связь и иные подобные расходы).
5.3. Сроки выполнения работы. До 2018 г. в плане этого пункта было проще, сейчас с учетом последних изменений требований к данному пункту стало больше, а именно сейчас в плане сроков выполнения работ должно быть больше конкретики. Если ситуациях такая, что определить срок заранее нельзя (а так происходит в большинстве случаев), то обычно мы привязываем срок к определенным событиям (оплата и т.д.) + в отдельных случаях прописываем предварительные сроки, а затем по ходу работы конкретизируем их через дополнительные соглашения.
5.4. Порядок приемки услуг. Здесь все зависит от ситуации, с точки зрения закона допустимы следующие варианты:
— стандартный вариант, при котором подписываются акты выполненных работ. Акты обычно подписываются: а) либо один раз за весь договор (обычно подходит если договор на разовую услугу), б) помесячно/поквартально – если это фактически трудовой контракт, либо договор предполагает выполнение регулярной работы, в) по итогам выполнения отдельных заданий в рамках договора по каждому заданию отдельно.
— упрощенный вариант, когда факт приемки работ мы привязываем к определенным событиям (оплата по договору, направление определенного текста на электронную почту, отсутствие претензий в течение какого-либо времени и т.п.).
Выбор конкретного варианта зависит от ситуации, обычно я рекомендую определенный вариант уже после детального изучения ситуации клиента.
5.5. Применимое право. Здесь нужно определиться с тем, каким законодательством регулируются взаимоотношения с контрагентом и суды какого государства будут рассматривать споры – обычно рекомендуется РФ, остальное уже зависит от того, согласен ли на это контрагент.
5.6. Если у Вас дистанционное взаимодействие с контрагентом (а при работе с иностранными контрагентами это почти 100% случаев), то обязательно нужно:
— ввести договором электронный документооборот (если делать это грамотно, там будет достаточно много пунктов, я сейчас не буду все их расписывать),
— указать в договоре все контактные данные Сторон (электронные почты, номера телефонов, мессенджеры) и данные уполномоченных представителей сторон.
— если используются специальные системы для связи между сторонами, а также для постановки задач или учета количества часов – также обязательно нужно это фиксировать в договоре.
5.7. Реквизиты сторон. Как ни странно, здесь часто допускаются ошибки. Например, я часто встречал некорректное написания страны контрагента (упускали слово «Республика …» и т.п.). Желательно точное наименование брать из общероссийского классификатора стран мира Классификатор ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001. Также по моей практике часто не полностью указываются реквизиты банка (упускается адрес банка).
6. Ответственность. По практике, легче всего при получении денег от иностранного контрагента попасть на ст. 15.25. КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». Ответственность по данной статье может достигать 100% от полученной Вами на счет суммы. Например, бывают ситуации, когда контрагент перечисляет оплату за услуги, но делает это каждый раз с задержкой на неделю-две — в такой ситуации есть реальные шансы получить штраф до 100% от суммы каждого перевода (то есть вообще могут по всем платежам забрать все деньги).
В отдельных случаях может грозить ответственность по ст. 193 Уголовного кодекса РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» (репатриация — это промежуток времени между датой экспорта и датой поступления денег в качестве оплаты эксперта или между датой платежа по импорту и датой импорта).
Готов ответить на Ваши дополнительные вопросы.
С Уважением,
Васильев Дмитрий.

Отдельные вопросы налогообложения иностранных организаций при оказании услуг на территории Российской Федерации

В настоящей статье рассмотрены типичные ситуации работы иностранных организаций на рынке рекламных и информационных услуг с позиций российского налогового законодательства.

При этом автор постарался ответить на следующие вопросы:

1) Какие налоги и в каком порядке должна уплачивать иностранная компания, оказывающая информационные и рекламные услуги самостоятельно или через агента на территории Российской Федерации?

2) Изменится ли налоговые обязанности сторон, если в качестве агента иностранной компании будет вступать ее дочернее российское общество?

Налоговый режим, применяемый к иностранным организациям в Российской Федерации, во многом зависит от того, образует ли их деятельность постоянное представительство на территории России.

В соответствии со ст.246 НК РФ иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль.

Согласно п.2 ст.306 НК РФ, постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей г.25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. При этом такая деятельность должна подпадать под один из видов, перечисленных в указанном пункте. В частности через постоянное представительство может осуществляться деятельность, связанная с выполнением работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.

Таким образом, законодательство о налогах и сборах устанавливает следующие признаки постоянного представительства, при наличии совокупности которых деятельность иностранной организации в Российской Федерации признается приводящей к образованию постоянного представительства: 1) наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в Российской Федерации, 2) осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, 3) осуществление такой деятельности на регулярной основе.

Факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии указанных признаков постоянного представительства, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства (см. п.4 ст.306 НК РФ). Так к подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся: содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации; содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

Таким образом, при осуществлении иностранной компанией на территории России для себя лично деятельности исключительно подготовительного и вспомогательного характера, без непосредственного оказания рекламных и информационных услуг (например, только подписание контрактов без исполнения обязательств), можно утверждать, что такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства. Однако совершение на территории России каких-либо иных фактических и юридических действий, направленных на выполнение обязательств по договорам или совершение подготовительных действий в интересах третьих лиц (как самостоятельный вид деятельности), образует постоянное представительство.

При оказании услуг через агента на территории Российской Федерации необходимо учитывать следующее. На основании п.9 ст.306 НК РФ иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 данной статьи, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

Читайте также:  Иностранное юридическое лицо и его правовые особенности

Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

Соответственно, при заключении агентского договора по схеме договора поручения, когда российская организация принимает на себя обязательства представлять интересы иностранной компании в РФ и заключать от ее имени договоры на оказание рекламных и/или информационных услуг, деятельность такой иностранной компании следует рассматривать как осуществляемую через постоянное представительство на территории Российской Федерации. И напротив, в случае подписания между иностранной компанией и российским обществом, действующим в рамках своей основной деятельности, агентского договора, предполагающего заключение договоров на оказание рекламных и/или информационных услуг от лица российской компании (комиссионная схема), иностранная лицо не признается осуществляющим деятельность на территории РФ через постоянное представительство.

Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных пунктом 9 статьи 306 НК РФ, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации (п.10 ст.306 НК РФ).

Однако при этом следует учитывать, что соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами, могут быть предусмотрены иные случаи, когда деятельность иностранной организации может рассматриваться как образующая постоянное представительство на территории России, либо, напротив, как исключающая его образование.

Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, по налогу на прибыль устанавливаются ст.307 НК РФ. Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признается:

• доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений пункта 4 статьи 307 НК РФ;

• доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов;

• другие доходы от источников в Российской Федерации, указанные в пункте 1 статьи 309 НК РФ, относящиеся к постоянному представительству.

Налоговая база определяется как денежное выражение объекта налогообложения, установленного пунктом 1 статьи 307 НК РФ.

Согласно пункту 3 указанной статьи 307 НК РФ, в случае, если иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящую к образованию постоянного представительства, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения, налоговая база определяется в размере 20 процентов от суммы расходов этого постоянного представительства, связанных с такой деятельностью.

В соответствии с пунктом 4 статьи 307 НК РФ, при наличии у иностранной организации на территории Российской Федерации более чем одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению. В случае, если иностранная организация осуществляет через такие отделения деятельность в рамках единого технологического процесса, или в других аналогичных случаях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, такая организация вправе рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделение на территории Российской Федерации, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям) при условии применения всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики в целях налогообложения. При этом иностранная организация самостоятельно определяет, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет в таком случае, распределяется между отделениями в общем порядке, предусмотренном статьей 288 НК РФ. При этом не учитываются стоимость основных средств и нематериальных активов, а также среднесписочная численность работников (фонд оплаты труда работников), не относящихся к деятельности иностранной организации на территории Российской Федерации через постоянное представительство.

Применительно к указанным видам услуг, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают налог по ставке 24 процента, установленной пунктом 1 статьи 284 НК РФ.

При включении в сумму прибыли иностранной организации доходов от источников на территории РФ, с которых в соответствии со статьей 309 НК РФ был фактически удержан и перечислен в бюджет налог, сумма налога, подлежащая уплате этой организацией в бюджет, в который перечислена сумма удержанного налога, уменьшается на сумму удержанного налога. В случае, если сумма удержанного в налоговом периоде налога превышает сумму налога за этот период, сумма излишне уплаченного налога подлежит в соответствии с НК РФ возврату из бюджета или зачету в счет будущих налоговых платежей этой организации.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи и налог в порядке, предусмотренном статьями 286 и 287 НК РФ. Налоговая декларация по итогам налогового (отчетного) периода, а также годовой отчет о деятельности в Российской Федерации по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации, представляются иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства этой организации в порядке и в сроки, установленные статьей 289 НК РФ Кодекса.

При прекращении деятельности постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации до окончания налогового периода налоговая декларация за последний отчетный период представляется иностранной организацией в течение месяца со дня прекращения деятельности постоянного представительства.

Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, устанавливаются ст.309 НК РФ.

Применительно к рассматриваемым вопросам, на основании пункта 2 статьи 309 НК РФ, доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Таким образом, доход иностранной компании от оказания рекламных и/или информационных услуг на территории России через агента, действующего в качестве комиссионера (т.е. от собственного имени), не облагается налогом на прибыль организаций.

Теперь, что касается налога на добавленную стоимость. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, реализация работ, услуг на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, в целях главы 21 местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если: покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Положение настоящего подпункта применяется в том числе при:

• оказании рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации. К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;

• оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

• в иных случаях, когда деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг).

При этом местом осуществления деятельности организации, выполняющего такие виды работ (оказывающих виды услуг), считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) оказаны через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя.

Таким образом, при оказании информационных и/ или рекламных услуг, покупателем которых является лицо, находящееся на территории России, выручка от их реализации облагается НДС в соответствии с российским законодательством вне зависимости от места осуществления деятельности иностранной компании.

Наличие представительства на территории РФ в рассматриваемом случае влияет только на порядок уплаты НДС. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации (п.2 ст.144 НК РФ). В таком случае данные организации будут самостоятельно исчислять налоговую базу, подавать налоговые декларации и уплачивать НДС по месту своей регистрации на общих правилах с российскими организациями.

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Согласно п.2 ст.161 НК РФ, исчисление, удержание у налогоплательщика и уплата в бюджет соответствующей суммы налога осуществляется налоговыми агентами вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ. При этом налоговыми агентами признаются организации, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 статьи 161 НК РФ иностранных лиц.

Исходя из данного определения налогового агента, по договорам на оказание рекламных и/или информационных услуг, заключенных российской организацией – агентом от собственного лица, функции налогового агента должны выполнять покупатели (заказчики) таких услуг.

Взаимозависимость российской организаций и иностранной компании не играет значения для исчисления и уплаты НДС. Однако следует иметь в виду, что на основании пункта 2 статьи 40 НК РФ, налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами и при совершении внешнеторговых сделок.

Исчисление НДС при оказании рекламных услуг иностранной компании

Автор: Луговая Н.Н., эксперт журнала

Российские организации при оказании услуг (выполнении работ) иностранным компаниям, не зарегистрированным в России, могут не платить НДС. При этом с июля 2019 года у них есть законное право предъявить к вычету «входной» НДС по приобретениям, использованным в ходе оказания таких услуг (выполнения работ).

Разберемся в тонкостях исчисления налога на примере рекламных услуг, заказчиком которых является иностранная компания.

О месте реализации услуг и работ.

Реализация услуг и работ на территории РФ облагается НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Если услуги оказаны (работы выполнены) не на территории России, местом реализации услуг (работ) признается территория иностранного государства (в том числе государства – члена ЕАЭС) и порядок обложения НДС соответствующих операций регулируется нормами иностранного законодательства.

Таким образом, для грамотного исчисления НДС вначале нужно определиться с местом реализации услуг (работ) и изучить соответствующие нормы ст. 148 НК РФ (Письмо Минфина России от 30.05.2019 № 03-07-11/39440).

По общему правилу место реализации услуг и работ устанавливается по месту деятельности их исполнителя, если в ст. 148 НК РФ (для конкретного вида услуг и работ) не предусмотрен специальный порядок.

Виды работ, услуг (норма ст. 148 НК РФ)

Место реализации работ, услуг

Работы, услуги, связанные непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ (пп. 1 п. 1):

По месту нахождения имущества

– работы по озеленению;

– услуги по аренде

Работы, услуги, связанные непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ (пп. 2 п. 1):

– ремонт и техническое обслуживание

По месту нахождения имущества

Работы, услуги, которые не связаны с конкретным местом их выполнения, оказания (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ):

– предоставление патентов, лицензий;

По месту деятельности покупателя

Услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта (пп. 3 п. 1 ст. 148)

По месту оказания услуг

Услуги по перевозке и транспортировке, а также непосредственно связанные с ними услуги, работы (пп. 4.1 – 4.4 п. 1)

В зависимости от того, кто осуществляет перевозку, что перевозится и по какому маршруту

Работы, услуги в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ (п. 2.1)

Если работы, услуги указаны в закрытом перечне, приведенном в п. 2.1 ст. 148 НК РФ, местом их реализации является Россия

Вспомогательные работы, услуги (п. 3)

По месту реализации основных работ, услуг

Далее для примера подробно остановимся на оказании российской организацией рекламных услуг иностранной компании.

Рекламные услуги.

Нет объекта обложения НДС

Согласно пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации рекламных услуг территория РФ не признается, если их покупатель осуществляет деятельность на территории иностранного государства.

В силу пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ место осуществления деятельности покупателя определяется на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) выполнены (оказаны) через это представительство).

Даже если у заказчика – иностранной компании создано на территории РФ представительство, но деятельности в России оно не осуществляет, при этом договор на оказание услуг заключен непосредственно с иностранной компанией (не с представительством), местом реализации услуг территория РФ не признается (Письмо Минфина России от 30.05.2017 № 03-07-08/33135).

Таким образом, если покупателем рекламных услуг, оказываемых российской организацией, является иностранная компания, местом реализации указанных услуг территория РФ не признается
и, соответственно, они не являются объектом обложения НДС в России (Письмо Минфина России от 02.08.2018 № 03-07-08/
54428). В Письме от 03.08.2018 № 03-07-08/54835 специалисты ведомства подчеркнули: в связи с этим указанные услуги НДС в Российской Федерации, в том числе по нулевой ставке, не облагаются.

Заказчик рекламных услуг – австрийская компания (не зарегистрирована в РФ, постоянного представительства в РФ не имеет). Исполнитель – российская организация.

Местом реализации рекламных услуг в этом случае Россия не является, и такие услуги НДС не облагаются.

Есть вычет НДС

Но если при оказании рекламных услуг не возникает объекта обложения (то есть НДС они не облагаются), можно ли принять суммы «входного» НДС по использованным для этих целей товарам, работам, услугам к вычету? До недавнего времени было нельзя, налог следовало относить на увеличение стоимости приобретения в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ.

С 01.07.2019 данная норма действует в редакции Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ[1]. Кроме того, закон внес в п. 2 ст. 171 НК РФ дополнительный пп. 3, в силу которого с 01.07.2019 суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ территория РФ не признается, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.

В указанном правиле (о вычете сумм НДС по покупке, используемой для операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых территория РФ не признается) есть исключение. Оно касается «входного» налога по товарам (работам, услугам), в том числе по объектам ОС и НМА, используемым для операций по реализации работ (услуг), предусмотренных ст. 149 НК РФ, местом реализации которых территория РФ не признается. В силу пп. 2.1 п. 2 ст. 170 НК РФ в этом случае суммы «входного» НДС к вычету не принимаются и подлежат учету в стоимости приобретения.

Значит, по товарам (работам, услугам), приобретенным с 01.07.2019 в целях оказания рекламных услуг иностранному заказчику, осуществляющему деятельность на территории иностранного государства, российская организация – исполнитель вправе (при соблюдении условий, установленных ст. 171 и 172 НК РФ) заявить вычет «входного» НДС.

О раздельном учете

Кроме того, Федеральным законом № 63-ФЗ внесены дополнения в п. 4 ст. 170 НК РФ, согласно которым с 01.07.2019 для целей применения п. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ к операциям, подлежащим налогообложению, относятся операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых территория РФ не признается (за исключением операций, освобождаемых от уплаты НДС на основании ст. 149 НК РФ).

Получается, что при осуществлении операций по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не является территория РФ (при условии, что эти операции в ст. 149 НК РФ не упомянуты), не нужно вести раздельный учет сумм «входного» НДС, в то время как до указанной даты эта обязанность существовала (Письмо Минфина России от 22.12.2015 № 03-07-08/75085).

Таким образом, при оказании рекламных услуг иностранной компании, зарегистрированной в иностранном государстве, российская организация не обязана вести раздельный учет сумм «входного» НДС.

На примере одного судебного дела

Мы перечислили важные моменты, которые меняют до сих пор существовавший подход к исчислению НДС при оказании услуг (выполнении работ) иностранной компании, не зарегистрированной в РФ. Для наглядности приведем пример, который относится к периоду, когда действовали нормы гл. 21 НК РФ, еще не скорректированные Федеральным законом № 63-ФЗ, – дело № А40-14103/2017.

Налоговый орган счел налоговые вычеты (более 18 млн руб.), связанные с операциями по оказанию рекламных услуг, местом реализации которых территория РФ не признается, неправомерными, так как указанные суммы, предъявленные рекламными организациями, общество должно было включить в стоимость оказываемых услуг.

Читайте также:  Иностранные инвестиции в Российской Федерации в 2020 году

По мнению общества, доля расходов на необлагаемые операции в общей сумме расходов не превысила 5 %, следовательно, оно имело право не применять правила раздельного учета, установленные п. 4 ст. 170 НК РФ, а НДС, предъявленный «рекламщиками», принять к вычету в полном объеме без распределения на облагаемые и не облагаемые им операции.

Судьи заняли сторону налогового органа, поскольку в рассматриваемом случае речь идет о суммах НДС по приобретенным услугам, используемым только для не подлежащих налогообложению
(освобожденных от налогообложения) операций, к которым не могут быть применены правила, установленные абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ. Данные суммы НДС на основании п. 2 указанной статьи подлежат учету в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг).

Спор относится к периоду, когда действовала прежняя редакция п. 4 ст. 170 НК РФ, в которой правило «пяти процентов» было зафиксировано в абз. 9 (с 01.01.2018 – в абз. 7[2]). Некорректная на тот момент формулировка давала налогоплательщикам возможность заявить вычет НДС, приходящийся на прямые расходы по необлагаемым операциям. Были случаи, когда судьи поддерживали налогоплательщика, однако перелом произошел еще до изменений в законодательстве – в 2016 году.

Кассационная инстанция (Постановление АС МО от 06.07.2018 № Ф05-7827/2018) подчеркнула, что позиция арбитров соответствует судебной практике по данному вопросу, которая нашла свое отражение в Определении ВС РФ от 12.10.2016 № 305-КГ16-9537, Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1407/11.

Стоит отметить, что и ВС РФ поддержал своих коллег, не найдя оснований для передачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ (Определение от 30.10.2018 № 305-КГ18-17278).

К вопросу о пропорциональном делении НДС.

Но это еще не все, на что нужно обратить внимание налогоплательщикам, проводящим операции, местом реализации которых Россия не является. Следующий момент касается ситуаций, когда им вменено в обязанность вести раздельный учет «входного» налога, в частности когда наряду с облагаемыми имеют место не облагаемые НДС операции.

В таких случаях по покупкам (товарам, работам, услугам, объектам ОС и НМА, имущественным правам), предназначенным исключительно для облагаемых НДС операций, «входной» налог принимается к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ (абз. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Суммы «входного» НДС не подлежат вычету, а увеличивают стоимость приобретения для операций, не облагаемых налогом (абз. 2 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Но если товары, работы, услуги, объекты ОС и НМА, имущественные права предназначены для осуществления обоих видов операций, налог нужно распределять пропорционально доле облагаемых и необлагаемых операций в общем объеме отгруженных (переданных) товаров, работ, услуг, имущественных прав (абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ). «Входной» НДС в части, относящейся к необлагаемым операциям, учитывается в стоимости приобретения, а в части, относящейся к облагаемым операциям, принимается к вычету.

Положения абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик вправе не применять к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 % общей величины совокупных расходов на их приобретение, производство и (или) реализацию.

С 01.07.2019 расчет меняется. Операции по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (ст. 148 НК РФ), для целей расчета 5 %-го барьера отнесены к облагаемым НДС (разумеется, если при этом они не были перечислены в ст. 149 НК РФ).

Организация ведет облагаемую и не облагаемую НДС деятельность. Арендная плата и иные общехозяйственные расходы приходятся на оба вида. В июле 2019 года она заключила договор с иностранной компанией на оказание рекламных услуг, местом реализации которых территория РФ не является. Для этих целей был заключен договор с рекламной компанией.

Приведем исходные данные (без учета НДС) для определения доли расходов по операциям, не облагаемым НДС, за III квартал 2019 года, а также дадим пояснения о праве или отсутствии права на налоговый вычет при соблюдении общих на то условий.

Расходы, непосредственно связанные с операциями, облагаемыми НДС, составят 5 000 000 руб. («входной» НДС по ним принимается к вычету полностью).

Расходы, непосредственно связанные с операциями, не облагаемыми НДС, – 120 000 руб. («входной» НДС по ним не принимается к вычету, даже если в налоговом периоде соблюдено правило «пяти процентов»).

Общие расходы – 80 000 руб. («входной» НДС по ним распределяется между видами операций).

Расходы на операцию, по которой отсутствует объект налогообложения (оказание рекламных услуг иностранному контрагенту), – 60 000 руб. («входной» НДС по данной операции, проведенной после 01.07.2019, можно заявить к вычету).

Выручка от продаж, облагаемых НДС, – 8 000 000 руб.

Выручка от продаж, не облагаемых НДС, – 220 000 руб.

Выручка от операции, по которой отсутствует объект обложения НДС (оказание рекламных услуг иностранному контрагенту), – 110 000 руб.

Прочие доходы от реализации, облагаемые НДС, – 12 000 руб.

Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС, – 10 000 руб.

Выясним, как принять к вычету НДС по общим расходам (арендная плата и иные общехозяйственные расходы). Для этого сначала рассчитаем часть общих расходов, приходящуюся на не облагаемые НДС операции, по следующей формуле:

Часть общих расходов, относящихся к не облагаемым НДС операциям

Общие расходы, относящиеся к облагаемым и не облагаемым НДС операциям

Выручка от продаж, не облагаемых НДС

Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС

Выручка от продаж, облагаемых НДС

Выручка от оказания рекламных услуг

Выручка от продаж, не облагаемых НДС

Прочие доходы от реализации, облагаемые НДС

Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС

Расчет выявил, что на не облагаемые НДС операции приходится 2 400 руб. общих расходов: 80 000 х (220 000 + 10 000) / (8 000 000 + 110 000 + 220 000 + 12 000 + 10 000).

Теперь рассчитаем долю расходов по операциям, не облагаемым НДС (в %):

Доля расходов по операциям, не облагаемым НДС

Общая сумма расходов по не облагаемым НДС операциям

Расходы, связанные с операциями, облагаемыми НДС, в том числе на оказание рекламных услуг

Расходы, связанные с операциями, не облагаемыми НДС

Доля расходов по операциям, не облагаемым НДС, равна 2 %: (120 000 + 2 400) / (5 000 000 + 60 000 + 120 000 + 80 000) х 100.

Поскольку доля расходов по операциям, не облагаемым НДС, не превышает 5 %, налогоплательщик вправе за III квартал 2019 года вычесть всю сумму налога по расходам, которые относятся одновременно к облагаемым и не облагаемым НДС операциям.

Согласно пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации рекламных услуг территория РФ не признается, если их покупатель осуществляет деятельность на территории иностранного государства. Соответственно, исполнитель – российская организация НДС не начисляет (отсутствует объект налогообложения).

Вместе с тем «входной» НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам – по приобретению в целях исполнения заказа он вправе по общим правилам заявить к вычету, если такая покупка совершена после 01.07.2019. Значит, и раздельный учет «входного» НДС вести не нужно.

Но если среди названных налогоплательщик осуществляет и другие операции, в связи с чем у него возникает обязанность ведения раздельного учета «входного» НДС, ему не нужно забывать, что при пропорциональном расчете долей «входного» НДС по общим расходам, используемым одновременно как в облагаемых, так и в не подлежащих обложению данным налогом операциях, стоимость выполненных работ (оказанных услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (за исключением операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ), включается в состав облагаемых операций (п. 2, 4 ст. 170, пп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ).

[1] Дополнительно можно ознакомиться со статьей «Июль 2019-го: НДС-нормы скорректированы», № 5, 2019.

[2] См. Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

Приобретение услуг иностранной компании

Нужно ли российской организации выполнять обязанности налогового агента по НДС и налогу на прибыль при покупке у иностранной компании наряду с услугами в электронной форме других услуг, местом реализации которых признается территория РФ? Ответ на этот вопрос Минфин России дал в письме от 15.03.2019 № 03-07-08/17231.

Специалисты финансового ведомства рассмотрели ситуацию, когда российская организация приобретает у иностранной компании, не имеющей представительства в РФ, услуги в электронной форме и консультационные услуги.

В чем проблема

Если покупатель консультационных услуг осуществляет деятельность в России, местом их реализации считается территория РФ (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Когда такие услуги оказываются иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, определение налоговой базы по НДС и уплата этого налога в бюджет производятся покупателем, который является налоговым агентом (п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ).

До 1 января 2019 г. российские организации признавались налоговыми агентами по НДС и при приобретении у иностранной компании, не состоящей на учете в российских налоговых органах, услуг в электронной форме (п. 9 ст. 174.2 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.). Напомним, что под услугами в электронной форме для целей главы 21 НК РФ понимается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», автоматизированно с использованием информационных технологий.

Таким образом, до 1 января 2019 г. при приобретении услуг в электронной форме и консультационных услуг у иностранной компании российская организация — покупатель как налоговый агент должна была исчислить со стоимости этих услуг НДС и уплатить его в российский бюджет.

С этого года иностранные компании при оказании услуг в электронной форме российским организациям и индивидуальным предпринимателям исчисляют и уплачивают НДС в бюджет самостоятельно. В связи с этим они подлежат постановке на учет в российских налоговых органах. Она осуществляется на основании заявления о постановке на учет (форма утверждена приказом ФНС России от 12.12.2016 № ММВ-7-14/677@), которое иностранная компания должна подать в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала оказания в России услуг в электронной форме (п. 4.6 ст. 83 НК РФ).

Поскольку оказание иностранной компанией услуг в электронной форме предполагает ее постановку на налоговый учет, возникает вопрос: нужно ли российскому покупателю в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ исполнять функции налогового агента по НДС при приобретении у такой иностранной компании услуг, которые не относятся к услугам в электронной форме?

Кроме того, в связи с постановкой иностранной компании на учет в российском налоговом органе возникает вопрос о необходимости исполнения организацией — покупателем функций налогового агента по налогу на прибыль.

Специалисты финансового ведомства в комментируемом письме указали, что, поскольку с этого года обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную компанию, оказывающую услуги в электронной форме, независимо от того, кто является покупателем услуг — физическое лицо или организация (индивидуальный предприниматель), при приобретении с 1 января 2019 г. у иностранной компании услуг в электронной форме обязанности налогового агента у российской организации — покупателя не возникает. Если иностранная компания оказывает российской организации не только услуги в электронной форме, но и консультационные услуги, местом реализации которых на основании подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ признается территория РФ, то в части консультационных услуг обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет также возлагается на иностранную организацию.

Итак, из сказанного финансистами следует, что постановка иностранной компании на учет в российском налоговом органе в связи с оказанием ею услуг в электронной форме в России освобождает российские организации от исполнения обязанностей налогового агента по НДС при приобретении у такой иностранной компании любых услуг, местом реализации которых признается территория РФ.

Нужны ли доказательства постановки на учет

Российская организация, приобретающая электронные услуги у иностранной компании, не является налоговым агентом по НДС вне зависимости от того, выполнила ли иностранная компания требование Налогового кодекса о постановке на учет. То есть подтверждения того, что иностранец состоит на налоговом учете, российской организации не требуется. Отсутствие обязанностей налогового агента подтверждается уже самим фактом оказания услуг в электронной форме. В письме от 24.10.2018 № 03-07-08/76139 Минфин России разъяснил, что, если иностранная компания не встала на учет в налоговом органе, ответственность за неуплату НДС несет именно она.

Если же наряду с электронными услугами российская организация приобретает у иностранца и иные услуги, местом реализации которых является территория РФ, ей нужно обязательно удостовериться, что иностранная компания стоит на налоговом учете в России. В противном случае за неуплату НДС по этим иным услугам отвечать будет российская компания — покупатель. Ведь она в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ обязана уплатить НДС при приобретении услуг у иностранной компании, не состоящей на учете в России качестве налогоплательщика.

Услуги в электронной форме оказывает компания из ЕАЭС

Если российская компания приобретает услуги в электронной форме и консультационные услуги у иностранной компании из страны ЕАЭС, нужно учитывать следующие особенности.

Уплата НДС по операциям с такими контрагентами осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, приведенном в приложении № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее — Протокол). Место реализации для целей исчисления НДС определяется согласно п. 29 Протокола. Поскольку услуги, оказываемые в электронной форме, не поименованы в подп. 1—4 п. 29 Протокола, место реализации этих услуг для целей исчисления НДС определяется согласно подп. 5 п. 29 Протокола по месту нахождения исполнителя услуг. Исходя из этого, финансисты указывают, что местом реализации услуг в электронной форме, оказываемых компаниями из стран ЕАЭС российской организации, территория РФ не признается и, соответственно, такие услуги НДС в России не облагаются (письма Минфина России от 19.02.2019 № 03-07-13/1/10369, от 08.02.2019 № 03-07-13/1/7674).

Пунктом 4.6 ст. 83 НК РФ предусмотрена постановка на учет в налоговом органе иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Таким образом, компании из стран ЕАЭС, оказывающие услуги в электронной форме российским организациям, не подлежат постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ (письмо Минфина России от 19.02.2019 № 03-07-13/1/10369).

При приобретении российской организацией у компании из страны ЕАЭС консультационных и иных услуг, указанных в п. 4 ст. 29 Протокола, местом их реализации является территория РФ. Следовательно, такие услуги подлежат обложению НДС в России и российская организация — покупатель исчисляет и уплачивает этот налог в качестве налогового агента (письмо Минфина России от 17.01.2019 № 03-07-13/1/1873).

Таким образом, если российская компания приобретает услуги в электронной форме и консультационные услуги у иностранной компании из страны ЕАЭС, российская компания должна исчислить и уплатить в бюджет НДС со стоимости консультационных услуг.

Налог на прибыль

Как мы уже выяснили, иностранная компания, оказывающая в России услуги в электронной форме, должна встать на учет в российском налоговом органе. Но означает ли это, что она может самостоятельно уплачивать налог на прибыль, а российская организация — покупатель вправе не выполнять обязанности налогового агента? Для ответа на этот вопрос нужно проанализировать положения главы 25 НК РФ, касающиеся налогового агентирования при выплате дохода иностранной компании.

Иностранная компания, получающая доходы от источников в РФ, признается налогоплательщиком по налогу на прибыль (п. 1 ст. 246 НК РФ). Доходы, полученные от источников в РФ, являются объектом налогообложения по налогу на прибыль у иностранных компаний, которые не осуществляют деятельность в России через постоянное представительство (п. 3 ст. 247 НК РФ). Доходы таких налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ. Среди них, в частности, значатся доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности (подп. 4 п. 1 ст. 309 НК РФ). Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход (п. 1 ст. 310 НК РФ). Исключение составляют лишь случаи выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.

Получается, если иностранная компания не ведет деятельность через постоянное представительство, налог с выплачиваемых ею доходов должна удерживать и перечислять в бюджет российская организация — источник выплаты дохода. При этом неважно, что иностранная компания состоит на учете в российском налоговом органе по какому-либо иному основанию. Поэтому при приобретении у иностранной компании услуг в электронной форме и консультационных услуг российская организация — покупатель исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль вне зависимости от того, состоит ли иностранная организация на учете в российском налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ.

В комментируемом письме Минфин России это подтвердил. Он указал, что российская организация, осуществляющая в пользу иностранной организации выплату доходов, указанных в подп. 4 п. 1 ст. 309 НК РФ, должна исчислять и удерживать налог при каждой выплате таких доходов.

Российская организация оказывает услуги иностранной организации, нужно ли платить НДС

При выходе российской компании на международные рынки сбыта перед ней неизбежно встает вопрос: нужно ли платить НДС при оказании услуг на внешних рынках в пользу иностранной организации? Для ответа на него следует обратиться к действующему налоговому законодательству и сложившейся судебной практике.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

НДС при оказании услуг иностранному контрагенту

Объектом налогообложения НДС становятся работы и услуги, выполненные на российской территории.

Если с экспортируемыми или импортируемыми товарами вопрос начисления НДС достаточно хорошо урегулирован нормами Налогового и Таможенного кодексов, то в плане оказания услуг нередко возникает немало спорных моментов. Дело в том, что обычно весьма непросто определить место выполнения определенной работы.

Читайте также:  Приглашение для иностранца в Россию от компании

Именно от ответа на вопрос, оказывалась ли услуга на территории РФ, будет в конечном итоге зависеть облагается ли она НДС или нет.

Если в конечном итоге будет доказан факт оказания услуги на территории России, то и уплачивать НДС нужно будет в российский бюджет с учетом специфики внутреннего налогового законодательства. Это значит, что с полученной выручки необходимо будет рассчитать и заплатить НДС в размере 18%. При этом размер НДС допускается уменьшить на «входящего» НДС, полученного от других поставщиков в части затрат на оказание услуги иностранной организации (это, например, оплата услуг субподрядчиков или расходы на программное обеспечение).

Соответственно, если местом оказания услуги признается не Россия, а территория другого государства, то налоги начисляются и уплачиваются по законам иностранной державы. Налоговый кодекс указывает на то, что получение вычета по входящему НДС, израсходованному на оказание такой услуги, невозможно.

Правила и особенности

Правила определения места реализации услуг прописаны в Налоговом кодексе в статье 148. Законодательство предлагает определять место реализации по местонахождению имущества, с которым связаны работы и услуги; месту их фактического оказания; месту деятельности покупателя или исполнителя услуг.

Так, услуги считаются реализованными на территории РФ, если:

  • Их покупатель фактически ведет деятельность на территории России.
  • Они непосредственно связаны с операциями с недвижимостью, расположенной на российской территории. Это, например, услуги по выполнению отделочных, строительно-монтажных и ремонтных работ, арендных, реставрационных и озеленительных работ.
  • Они фактически оказываются на российской территории и связаны со сферами искусства и культуры, образования, физкультуры и спорта.
  • Они предполагают ремонт, обработку, техническое обслуживание, сборку, переработку воздушных и морских судов, движимого имущества на территории России.

Когда иностранный контрагент ведет свою деятельность на территории РФ, то НДС начисляется на выручку, полученную в результате:

  • разработки ПО, его адаптации и модификации;
  • оказания услуг по подбору и обучению персонала, который в дальнейшем будет работать в России;
  • передачи патентов, торговых марок, лицензий, авторских прав;
  • оказания услуг по сдачу в аренду недвижимости, автомобилей и автотранспорта;
    оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, маркетинговых, инжиниринговых услуг (Минфин в своем информписьме дополнил данный список аудиторскими услугами);
  • оказания агентских услуг.

Это, в частности, перевозка транзитных товаров, пассажиров и багажа (если их пункт назначения, либо отправления находится за пределами РФ); сопровождению, транспортировке и погрузке экспортируемых и импортируемых товаров. Нельзя забывать, что для некоторых таких транспортных услуг предусмотрено освобождение НДС ввиду нулевой ставки.

Отдельный пункт Налогового кодекса посвящен услугам геологоразведки и добычи углеродного сырья, бурению скважин, первичной переработки углеводородов на территории континентального шельфа или исключительной экономической зоны. Они также считаются выполненными на территории РФ.

Для подтверждения места оказания услуги иностранному производителю необходимо представить контракт, заключенный с иностранным производителем; акт выполненных работ и регистрационные сведения на иностранное юрлицо. Компании необходимо предварительно оценить, что для нее будет более выгодно: вынести место реализации услуги за пределы страны и не платить НДС (это можно сделать, например, через заключение контракта за пределами территории РФ) или же, напротив, оформить документы так, чтобы получить налоговый вычет по НДС.

Примеры

Приведем несколько примеров, когда нужно платить НДС при оказании услуг иностранной компании, а когда можно этого не делать.

Платим НДС

Иностранный производитель продуктов питания решил открыть производство на российской территории. Он заказал услуги по выполнение проектных и строительно-монтажных работ своего завода российскому подрядчику. Местом реализации услуг будет признана Россия, так как они предполагают операции с недвижимостью. Российская строительная компания должна будет перечислить НДС в бюджет по прибыли, полученной при возведении завода.

Другой пример. Иностранный производитель заказал у российской инжиниринговой компании услугу по обучению своего персонала работе на производственной линии. Так как образовательные услуги ведутся на территории России, то и местом их оказания является РФ.

Что такое государственный жилищный сертификат, зачем он нужен и как его получить? На все эти вопросы вы найдете ответ в нашей статье.

Планируете купить квартиру в Краснодарском крае? Все важные подробности описаны в материале.

Оплата не требуется

Иностранная компания заказала у российской юридическую консультацию. При этом филиалов и представительств зарубежная компания в РФ не имеет, деятельность здесь не ведет. Соответственно, НДС по таким услугам не начисляется и не платится.

Российская компания занимается проведением маркетинговых исследований рынка. У нее заказал отчет о состоянии российской рынка соков иностранный производитель. Он не зарегистрирован на территории РФ. Налог за оказание таких консультационных услуг не платится.

Таким образом, однозначного ответа на вопрос, платится ли НДС при оказании услуг иностранным компаниям, невозможно. Если иностранная компания не имеет представительств на территории России и не ведет здесь деятельность, то оказанные в ее пользу услуги могут освобождаться от НДС. При этом речь не должна идти об услугах, связанных с движимым и недвижимым имуществом, расположенном на российской территории.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Исчисление НДС при оказании рекламных услуг иностранной компании

Российские организации при оказании услуг (выполнении работ) иностранным компаниям, не зарегистрированным в России, могут не платить НДС. При этом с июля 2019 года у них есть законное право предъявить к вычету «входной» НДС по приобретениям, использованным в ходе оказания таких услуг (выполнения работ).

Разберемся в тонкостях исчисления налога на примере рекламных услуг, заказчиком которых является иностранная компания.

О месте реализации услуг и работ.

Реализация услуг и работ на территории РФ облагается НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Если услуги оказаны (работы выполнены) не на территории России, местом реализации услуг (работ) признается территория иностранного государства (в том числе государства – члена ЕАЭС) и порядок обложения НДС соответствующих операций регулируется нормами иностранного законодательства.

Таким образом, для грамотного исчисления НДС вначале нужно определиться с местом реализации услуг (работ) и изучить соответствующие нормы ст. 148 НК РФ (Письмо Минфина России от 30.05.2019 № 03‑07‑11/39440).

По общему правилу место реализации услуг и работ устанавливается по месту деятельности их исполнителя, если в ст. 148 НК РФ (для конкретного вида услуг и работ) не предусмотрен специальный порядок.

Виды работ, услуг (норма ст. 148 НК РФ)

Место реализации работ, услуг

Работы, услуги, связанные непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ (пп. 1 п. 1):

По месту нахождения имущества

– работы по озеленению;

– услуги по аренде

Работы, услуги, связанные непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ (пп. 2 п. 1):

– ремонт и техническое обслуживание

По месту нахождения имущества

Работы, услуги, которые не связаны с конкретным местом их выполнения, оказания (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ):

– предоставление патентов, лицензий;

По месту деятельности покупателя

Услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта (пп. 3 п. 1 ст. 148)

По месту оказания услуг

Услуги по перевозке и транспортировке, а также непосредственно связанные с ними услуги, работы (пп. 4.1 – 4.4 п. 1)

В зависимости от того, кто осуществляет перевозку, что перевозится и по какому маршруту

Работы, услуги в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ (п. 2.1)

Если работы, услуги указаны в закрытом перечне, приведенном в п. 2.1 ст. 148 НК РФ, местом их реализации является Россия

Вспомогательные работы, услуги (п. 3)

По месту реализации основных работ, услуг

Далее для примера подробно остановимся на оказании российской организацией рекламных услуг иностранной компании.

Рекламные услуги.

Нет объекта обложения НДС

Согласно пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации рекламных услуг территория РФ не признается, если их покупатель осуществляет деятельность на территории иностранного государства.

В силу пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ место осуществления деятельности покупателя определяется на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) выполнены (оказаны) через это представительство).

Даже если у заказчика – иностранной компании создано на территории РФ представительство, но деятельности в России оно не осуществляет, при этом договор на оказание услуг заключен непосредственно с иностранной компанией (не с представительством), местом реализации услуг территория РФ не признается (Письмо Минфина России от 30.05.2017 № 03‑07‑08/33135).

Таким образом, если покупателем рекламных услуг, оказываемых российской организацией, является иностранная компания, местом реализации указанных услуг территория РФ не признается
и, соответственно, они не являются объектом обложения НДС в России (Письмо Минфина России от 02.08.2018 № 03‑07‑08/
54428). В Письме от 03.08.2018 № 03‑07‑08/54835 специалисты ведомства подчеркнули: в связи с этим указанные услуги НДС в Российской Федерации, в том числе по нулевой ставке, не облагаются.

Пример

Заказчик рекламных услуг – австрийская компания (не зарегистрирована в РФ, постоянного представительства в РФ не имеет). Исполнитель – российская организация.

Местом реализации рекламных услуг в этом случае Россия не является, и такие услуги НДС не облагаются.

Есть вычет НДС

Но если при оказании рекламных услуг не возникает объекта обложения (то есть НДС они не облагаются), можно ли принять суммы «входного» НДС по использованным для этих целей товарам, работам, услугам к вычету? До недавнего времени было нельзя, налог следовало относить на увеличение стоимости приобретения в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ.

С 01.07.2019 данная норма действует в редакции Федерального закона от 15.04.2019 № 63‑ФЗ [1] . Кроме того, закон внес в п. 2 ст. 171 НК РФ дополнительный пп. 3, в силу которого с 01.07.2019 суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ территория РФ не признается, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.

Обратите внимание:

В указанном правиле (о вычете сумм НДС по покупке, используемой для операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых территория РФ не признается) есть исключение. Оно касается «входного» налога по товарам (работам, услугам), в том числе по объектам ОС и НМА, используемым для операций по реализации работ (услуг), предусмотренных ст. 149 НК РФ, местом реализации которых территория РФ не признается. В силу пп. 2.1 п. 2 ст. 170 НК РФ в этом случае суммы «входного» НДС к вычету не принимаются и подлежат учету в стоимости приобретения.

Значит, по товарам (работам, услугам), приобретенным с 01.07.2019 в целях оказания рекламных услуг иностранному заказчику, осуществляющему деятельность на территории иностранного государства, российская организация – исполнитель вправе (при соблюдении условий, установленных ст. 171 и 172 НК РФ) заявить вычет «входного» НДС.

О раздельном учете

Кроме того, Федеральным законом № 63‑ФЗ внесены дополнения в п. 4 ст. 170 НК РФ, согласно которым с 01.07.2019 для целей применения п. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ к операциям, подлежащим налогообложению, относятся операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых территория РФ не признается (за исключением операций, освобождаемых от уплаты НДС на основании ст. 149 НК РФ).

Получается, что при осуществлении операций по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не является территория РФ (при условии, что эти операции в ст. 149 НК РФ не упомянуты), не нужно вести раздельный учет сумм «входного» НДС, в то время как до указанной даты эта обязанность существовала (Письмо Минфина России от 22.12.2015 № 03‑07‑08/75085).

Таким образом, при оказании рекламных услуг иностранной компании, зарегистрированной в иностранном государстве, российская организация не обязана вести раздельный учет сумм «входного» НДС.

На примере одного судебного дела

Мы перечислили важные моменты, которые меняют до сих пор существовавший подход к исчислению НДС при оказании услуг (выполнении работ) иностранной компании, не зарегистрированной в РФ. Для наглядности приведем пример, который относится к периоду, когда действовали нормы гл. 21 НК РФ, еще не скорректированные Федеральным законом № 63‑ФЗ, – дело № А40-14103/2017.

Налоговый орган счел налоговые вычеты (более 18 млн руб.), связанные с операциями по оказанию рекламных услуг, местом реализации которых территория РФ не признается, неправомерными, так как указанные суммы, предъявленные рекламными организациями, общество должно было включить в стоимость оказываемых услуг.

По мнению общества, доля расходов на необлагаемые операции в общей сумме расходов не превысила 5 %, следовательно, оно имело право не применять правила раздельного учета, установленные п. 4 ст. 170 НК РФ, а НДС, предъявленный «рекламщиками», принять к вычету в полном объеме без распределения на облагаемые и не облагаемые им операции.

Судьи заняли сторону налогового органа, поскольку в рассматриваемом случае речь идет о суммах НДС по приобретенным услугам, используемым только для не подлежащих налогообложению
(освобожденных от налогообложения) операций, к которым не могут быть применены правила, установленные абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ. Данные суммы НДС на основании п. 2 указанной статьи подлежат учету в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг).

Обратите внимание:

Спор относится к периоду, когда действовала прежняя редакция п. 4 ст. 170 НК РФ, в которой правило «пяти процентов» было зафиксировано в абз. 9 (с 01.01.2018 – в абз. 7 [2] ). Некорректная на тот момент формулировка давала налогоплательщикам возможность заявить вычет НДС, приходящийся на прямые расходы по необлагаемым операциям. Были случаи, когда судьи поддерживали налогоплательщика, однако перелом произошел еще до изменений в законодательстве – в 2016 году.

Кассационная инстанция (Постановление АС МО от 06.07.2018 № Ф05-7827/2018) подчеркнула, что позиция арбитров соответствует судебной практике по данному вопросу, которая нашла свое отражение в Определении ВС РФ от 12.10.2016 № 305‑КГ16-9537, Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1407/11.

Стоит отметить, что и ВС РФ поддержал своих коллег, не найдя оснований для передачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ (Определение от 30.10.2018 № 305‑КГ18-17278).

К вопросу о пропорциональном делении НДС.

Но это еще не все, на что нужно обратить внимание налогоплательщикам, проводящим операции, местом реализации которых Россия не является. Следующий момент касается ситуаций, когда им вменено в обязанность вести раздельный учет «входного» налога, в частности когда наряду с облагаемыми имеют место не облагаемые НДС операции.

В таких случаях по покупкам (товарам, работам, услугам, объектам ОС и НМА, имущественным правам), предназначенным исключительно для облагаемых НДС операций, «входной» налог принимается к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ (абз. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Суммы «входного» НДС не подлежат вычету, а увеличивают стоимость приобретения для операций, не облагаемых налогом (абз. 2 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Но если товары, работы, услуги, объекты ОС и НМА, имущественные права предназначены для осуществления обоих видов операций, налог нужно распределять пропорционально доле облагаемых и необлагаемых операций в общем объеме отгруженных (переданных) товаров, работ, услуг, имущественных прав (абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ). «Входной» НДС в части, относящейся к необлагаемым операциям, учитывается в стоимости приобретения, а в части, относящейся к облагаемым операциям, принимается к вычету.

Положения абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик вправе не применять к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 % общей величины совокупных расходов на их приобретение, производство и (или) реализацию.

С 01.07.2019 расчет меняется. Операции по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (ст. 148 НК РФ), для целей расчета 5 %-го барьера отнесены к облагаемым НДС (разумеется, если при этом они не были перечислены в ст. 149 НК РФ).

Пример

Организация ведет облагаемую и не облагаемую НДС деятельность. Арендная плата и иные общехозяйственные расходы приходятся на оба вида. В июле 2019 года она заключила договор с иностранной компанией на оказание рекламных услуг, местом реализации которых территория РФ не является. Для этих целей был заключен договор с рекламной компанией.

Приведем исходные данные (без учета НДС) для определения доли расходов по операциям, не облагаемым НДС, за III квартал 2019 года, а также дадим пояснения о праве или отсутствии права на налоговый вычет при соблюдении общих на то условий.

  1. Расходы, непосредственно связанные с операциями, облагаемыми НДС, составят 5 000 000 руб. («входной» НДС по ним принимается к вычету полностью).
  2. Расходы, непосредственно связанные с операциями, не облагаемыми НДС, – 120 000 руб. («входной» НДС по ним не принимается к вычету, даже если в налоговом периоде соблюдено правило «пяти процентов»).
  3. Общие расходы – 80 000 руб. («входной» НДС по ним распределяется между видами операций).
  4. Расходы на операцию, по которой отсутствует объект налогообложения (оказание рекламных услуг иностранному контрагенту), – 60 000 руб. («входной» НДС по данной операции, проведенной после 01.07.2019, можно заявить к вычету).
  5. Выручка от продаж, облагаемых НДС, – 8 000 000 руб.
  6. Выручка от продаж, не облагаемых НДС, – 220 000 руб.
  7. Выручка от операции, по которой отсутствует объект обложения НДС (оказание рекламных услуг иностранному контрагенту), – 110 000 руб.
  8. Прочие доходы от реализации, облагаемые НДС, – 12 000 руб.
  9. Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС, – 10 000 руб.

Выясним, как принять к вычету НДС по общим расходам (арендная плата и иные общехозяйственные расходы). Для этого сначала рассчитаем часть общих расходов, приходящуюся на не облагаемые НДС операции, по следующей формуле:

Часть общих расходов, относящихся к не облагаемым НДС операциям

Общие расходы, относящиеся к облагаемым и не облагаемым НДС операциям

Выручка от продаж, не облагаемых НДС

Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС

Ссылка на основную публикацию