Может ли нерезидент открыть ИП в России

Как зарегистрировать ИП иностранному гражданину в 2021 году

В Россию приезжает много квалифицированных специалистов из других стран. Граждане иностранных государств вправе устроиться на работу и получать заработную плату или попробовать свои силы в предпринимательской деятельности.

Нормативная база

Предпринимательская деятельность граждан регулируется гражданским законодательством.

Главное требование к иностранному гражданину, решившему в нашей стране открыть малый бизнес и стать предпринимателем, является жительство на территории РФ.

Такое требование обусловлено тем, что, иностранный гражданин, проживающий в России, обязан соблюдать нормы российских законов (п. 3 статьи 1195 ГК РФ).

Условия регистрации в качестве ИП

Чтобы стать предпринимателем иностранный гражданин должен получить:

  1. Разрешение на временное проживание.
  2. Вид на жительство
  3. Разрешение на работу.

Законодательством не установлено, какие документы подтверждают нахождение иностранного лица на территории нашего государства. Между тем, пребывание иностранных лиц в России после окончания срока визы допускается при получении разрешения на проживание либо вида на жительство.

В том случае, если иностранное лицо является гражданином стран СНГ и для нахождения его в России не требуется виза, то такие лица могут получить патент.

Преимущества получения статуса ИП

Иностранные граждане, получившие статус индивидуального предпринимателя могут претендовать на получение российского гражданства в упрощённом порядке.

При этом иностранные лица должны заниматься предпринимательством больше 3-х лет и общая сумма ежегодно уплачиваемых налогов и сборов составляет не менее 1 000 000 руб.

Порядок регистрации

Порядок регистрации состоит из нескольких этапов и включает:

1 этап – получение необходимых документовПеред тем, как обратиться с заявлением в УФНС, следует получить вид на жительство либо РВП, патент или разрешение на работу
2 этап – выбор вида деятельности и налогообложенияВиды деятельности установлены классификатором ОКВЭД
2 этап – подача заявленияПодать необходимые документы в УФНС лично, через представителя либо направив по почте заказным письмом с описью
3 этап – получение уведомленияВ течение трёх рабочих дней регистрирующий орган рассматривает заявление и выносит решение о регистрации. Заявителю направляется уведомление.
4 этап – получение выписки из ЕГРПВ УФНС получить выписку из ЕГРП, подтверждающую статус предпринимателя с присвоенным регистрационным номером
5 этап – регистрация во внебюджетных фондахРегистрация в ПФР и ФОМС обязательна, на предпринимателя возлагается обязанность по уплате страховых взносов

Необходимые документы

Для получения статуса ИП иностранному лицу необходимо обратиться в регистрирующий орган по месту официальной регистрации.

Гражданину другого государства необходимо представить:

  • заполненное в электронном виде либо вручную заявление унифицированной формыскачать образец заполнения заявления;
  • документы, подтверждающие проживание место жительства иностранного лица в РФ (ВНЖ, РВП);
  • документ по оплате государственной пошлины в размере 800 руб.;
  • все страницы паспорта (с обязательным переводом и нотариальным удостоверением перевода);
  • разрешение на работу либо патент;
  • справка об отсутствии судимости (если планируется деятельность в сфере медицины либо работа с детьми);
  • иные дополнительные документы.

Со списком документов, необходимых для регистрации, можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

Важно! Все документы обязательно должны быть представлены в оригиналах и копиях. Перевод с иностранного языка подлежит удостоверению нотариусом.

Основания отказа в регистрации

В предусмотренных законом случаях иностранному лицу могут отказать в регистрации.

Основания для отказа:

  • отсутствие какого-либо документа;
  • отсутствие доказательств оплаты госпошлины;
  • судебный акт о лишении права на занятие бизнесом либо прекращение деятельности;
  • неправильное заполнение заявления, в том числе опечатки, неверное указание цифр;
  • отсутствие перевода, удостоверенного у нотариуса.

Особенности открытия юридического лица и ИП

Ведение бизнеса в России в качестве юридического лица либо предпринимателя несет свои риски, имеет как плюсы, так и минусы.

ОснованиеЮридическое лицоИП
РегистрацияНе обязательноВременная или постоянная с ВНЖ
ДеятельностьРазрешены все виды деятельностиНекоторые виды строго запрещены
НалогообложениеОСНМожет выбрать систему
Ведение бухгалтерского учётаОбязательноНе обязательно
ОтветственностьОтвечает уставным капиталомОтвечает своим имуществом
Госпошлина4 000 руб.800 руб.
ШтрафыБольшой размер, может быть наложен на должностное лицо – директораНебольшие
Расчёты с контрагентамиНе ограниченоЕсли сумма по сделке больше 100 000 руб. – необходимо открыть банковский счёт
ПечатьОбязательноНе обязательно

Налоговое обложение

После регистрации иностранного лица в качестве ИП у него возникают обязанности по уплате налогов.

В том случае, если при заполнении заявления установленной формы будущий предприниматель не указал спецрежим налогообложения, то в его обязанности будет вменена уплата всех обязательных налогов .

При этом следует учитывать, что для иностранного лица – не являющегося налоговым резидентом ставка НДФЛ составит 30%.

Виды налогообложения для ИП:

Уплата налога – 1 раз в квартал авансовыми платежами и по итогам года.

Срок действия – от одного месяца до года.

Налоговый период – срок действия патента.

Уменьшение суммы налога за счёт страховых взносов на наёмных работников (не более 50%).

Налоговая база – установленная государством с учётом принятого в регионах коэффициента.

Объект налога – доходы минус расходы

Уплата налога – 1 раз в полгода

Важно! Уплата выбранного вида налога не освобождает предпринимателя от исполнения обязанностей исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ с заработка привлекаемых работников!

Срок обращения о применении спецрежима налогообложения:

  • ПСН – заявление о получении патента подаётся не менее чем за 10 дней до применения ПСН;
  • УСН или ЕСХН – 30 календарных дней с момента регистрации.
  • ЕНВД – за 5 дней до начала осуществления определённого рода деятельности.

Пример №1. Какой режим УСН выгоднее.

Доход за 2017 год у иностранного ИП составил 500000 руб. Расходы составили 370 000 рублей. Какой вид УСН выгоднее применить?

УСН «Доходы-Расходы» сумма налога – (500 000 – 370 000) *15% =19 500 рублей.

УСН «Доходы» сумма налога – 500 000 * 6% = 30 000 рублей.

Предпочтительнее первый вариант «Доходы-Расходы»

Пример №2.

Как выбрать режим УСН, если за 2017 год расходы составили 70 000 руб., а доходы – 320 000?

УСН «Доходы-Расходы» сумма налога – (320 000 – 70 000) *15% =37 500 рублей.

УСН «Доходы» сумма налога – 320 000 * 6% = 19 200 рублей.

Предпочтительнее выбрать второй вариант режима УСН.

Наиболее часто задаваемые вопросы

Вопрос 1. Я являюсь беженцем Украины, могу ли я на территории России зарегистрировать себя как предпринимателя?

Ответ: Каких-либо особых условий для жителей Украины не предусмотрено. Статус беженца даёт право на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Вопрос 2. У меня истекает срок временного разрешения на проживание, как мне сохранить ИП?

Ответ: По истечении срока на ВРП налоговая инспекция аннулирует запись о регистрации вас в качестве предпринимателя. Получив новое РВП необходимо заново пройти процедуру регистрации.

Вопрос 3. Я получил разрешение на временное проживание в Перми, могу ли я зарегистрироваться как ИП в Подольске Московской области?

Ответ: Нет, не можете. Подать документы и зарегистрироваться в качестве ИП разрешено только в месте получения разрешения на временное проживание.

Вопрос 4. Гражданка Белоруссии планирует заняться малым бизнесом. Получен год назад патент. Можно при регистрации в заявлении указать патентную систему обложения налогом?

Ответ: Да, вы можете выбрать эту систему налогообложения, необходимо учитывать, что ПСН возможна на узкий перечень видов деятельности.

Как иностранцу открыть бизнес в России

Кажется, что иностранцам открыть бизнес в России сложнее, чем местным: чужая страна, незнание законов, бюрократия. В реальности иностранный гражданин может в течение нескольких дней зарегистрировать бизнес, если следует закону и соблюдает процедуру регистрации.

В этой статье мы рассказали о том, какие документы нужны и какая последовательность действий при регистрации бизнеса, а также с какими сложностями может столкнуться иностранный гражданин при открытии своего дела в России.

Как иностранцу открыть бизнес в России: права, обязанности и ограничения

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют те же права и обязанности, что и граждане России. Об этом сказано в конституции РФ . Есть некоторые ограничения, но они не относятся к регистрации и ведению бизнеса в России.

Деятельность иностранцев, которые решили зарегистрировать бизнес в РФ, регулируется двумя законами: № 115-ФЗ от 25.07.02 и № 129-ФЗ от 08.08.01 .

Иностранный гражданин может зарегистрировать как ИП, так и ООО. У каждой формы собственности есть плюсы и минусы, разобраться в которых поможет статья «Что лучше открывать ИП или ООО».

Чтобы встать на учет в налоговых органах в статусе индивидуального предпринимателя, иностранец должен легально находиться в России: иметь разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство (ВНЖ) с отметкой о регистрации по месту жительства.

Стать учредителем ООО иностранец может независимо от статуса.

Как открыть ИП нерезиденту РФ: необходимые документы и порядок действий

Открыть ИП иностранному гражданину можно как с РВП, так и c ВНЖ. Доступны те же виды деятельности, что и гражданам РФ: все, кроме требующих специальных разрешений и лицензий, которые индивидуальным предпринимателям не выдаются, и тех, которые по закону могут осуществлять только юридические лица. Так, не получится торговать алкоголем и производить его (кроме пива), открыть ломбард или заняться страхованием.

Процедура регистрации такая же, как и для граждан РФ, разница только в количестве необходимых документов.

Документы для регистрации иностранного гражданина в качестве ИП:

  1. Заявление о государственной регистрации, форма №Р21001 . Заполняется только на русском языке.
  2. Ксерокопия паспорта с нотариально заверенным переводом на русский язык или другой документ, удостоверяющий личность: ID-карта, DNI, служебный паспорт.
  3. Ксерокопия свидетельства о рождении с нотариально заверенным переводом, если в паспорте не указаны сведения о дате и месте рождения. Вместо свидетельства о рождении может быть другой документ, который подтвердит дату и место рождения иностранного гражданина или лица без гражданства.
  4. Ксерокопия штампа РВП в паспорте или на отдельном листе либо ксерокопия ВНЖ (отдельный документ).
  5. Ксерокопия документа (либо страницы паспорта), подтверждающего регистрацию заявителя на территории России.
  6. Квитанция об оплате госпошлины в размере 800 рублей (не взимается при подаче электронного заявления с применением усиленной квалифицированной ЭЦП). Для получения усиленной квалифицированной ЭЦП нужны СНИЛС и ИНН.

Выпустим ЭЦП и зарегистрируем ИП без вашего присутствия. Результат гарантирован!

Важные нюансы:

  • Для регистрации иностранного гражданина в качестве ИП не требуется разрешение на работу или патент, так как ведение бизнеса не приравнивается к трудовой деятельности.
  • Помимо копий документов, нужно иметь с собой оригиналы. Их не заберут в налоговой, но могут попросить, чтобы сверить данные.

Подать документы на регистрацию ИП можно:

  • Лично в налоговой инспекции по месту регистрации.
  • Заказным письмом с описью вложения.
  • Через компанию, оказывающую помощь в регистрации (например, Фингуру).

Через сайт Госуслуги . Подача заявления в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью бесплатна, без подписи нужно будет уплатить пошлину в размере 800 рублей.

С Фингуру вы не платите госпошлину, экономите на выпуске ЭЦП и ряде других услуг — итого минимум 10 845 рублей выгоды. Результат гарантирован!

Регистрация ИП занимает три рабочих дня. По истечении этого времени заявитель получает уведомление о регистрации ИП и выписку из ЕГРИП (если подавали документы через Госуслуги, получите ее в электронном виде) или отказ в регистрации.

Обратите внимание! Если планируете применять УСН 6% или 15%, нужно вместе с пакетом документов подать заявление по форме 26.2-1 . В противном случае автоматически станете плательщиком основного налога. При получении выписки из ЕГРИП нужно поставить печать о применении УСН.

Распространенные причины отказа:

  • Неполный пакет документов.
  • Допущены ошибки при заполнении заявления.
  • Документы поданы в отделение ФНС, не соответствующее адресу регистрации заявителя.
  • РВП заканчивается меньше чем через 6 месяцев.

Кроме того, в статье 22.1 закона 129-ФЗ прописан ряд ограничений для граждан, которым нельзя заниматься бизнесом в РФ. Если одна из них вскроется при проверке документов, заявитель также получит отказ:

  • Заявитель менее года назад прошел процедуру банкротства и признан должником.
  • Заявитель в судебном порядке лишен права на ведение предпринимательской деятельности.
  • Уголовное прошлое и настоящее. Исключение — те, кто прошел специальную реабилитацию. Для них действуют ограничения на ведение определенных видов бизнеса.

Если в регистрации ИП откажут, пошлину не вернут, а процедуру придется проходить заново.

Заключите контракт на бухгалтерское обслуживание в Фингуру и получите регистрацию ИП «под ключ» в подарок!

Регистрация ООО в России нерезидентом: документы и порядок действий

Зарегистрировать ООО в России может как физическое лицо, так и компания. Для регистрации учредителю-физлицу не понадобится РВП или ВНЖ — заниматься бизнесом можно и из-за рубежа. РВП или ВНЖ необходимы в том случае, если вы планируете стать директором компании. Также директору-иностранцу понадобится разрешение на работу.

Для иностранцев-учредителей ООО действуют такие ограничения:

  • Учредителями ООО не могут быть хозяйственные общества, в составе которых один человек. Часть 2 cт. 66 ГK PФ .
  • При создании страховой организации доля иностранных инвестиций не должна быть больше 50%.
  • Если доля иностранных инвестиций превышает 49%, компания не сможет пользоваться льготами для малого бизнеса.

Особенности налогообложения:

  • ООО с иностранными инвестициями платят повышенный налог на дивиденды — 15% вместо 13%.
  • Если доля юридического лица в уставном капитале превышает 25%, применять УСН нельзя .
  • Компания может работать на УСН, если учредители — физлица, причем, независимо от их доли.

Документы, необходимые для регистрации ООО в России нерезидентом:

  1. Заявление, форма Р11001 .
  2. Решение об учреждении ООО.
  3. Устав в двух экземплярах.
  4. Гарантийное письмо на юридический адрес.
  5. Квитанция об уплате госпошлины в размере 4 000 рублей (не взимается при подаче электронного заявления с применением усиленной квалифицированной ЭЦП). Для получения усиленной квалифицированной ЭЦП нужны СНИЛС и ИНН.

Выпустим ЭЦП и зарегистрируем ООО без вашего присутствия. Результат гарантирован!

Если учредитель — юрлицо, дополнительно нужны:

  • Выписка из торгового реестра страны, в которой зарегистрирована компания. Она должна быть переведена на русский язык, перевод заверен нотариально.
  • Свидетельство о регистрации или аналог с заверенным нотариально переводом на русский язык.
  • ИНН юрлица.
  • Выписка из банка о наличии счета.
  • Доверенность, если регистрацией ООО занимается не руководитель компании.

Подать документы на регистрацию ООО можно несколькими способами:

  • Лично в налоговой инспекции по месту регистрации.
  • Заказным письмом с описью вложения.
  • Через компанию, оказывающую помощь в регистрации (например, Фингуру).
  • Через сайт Госуслуги . Подача заявления в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью бесплатна, без подписи нужно будет уплатить пошлину в размере 4 000 рублей.

Срок регистрации ООО — три рабочих дня. После налоговая обязана зарегистрировать общество или выдать письменный отказ.

Наиболее вероятные причины отказа:

  • Ошибки и недочеты в документах.
  • Неполный пакет документов.
  • Нарушен порядок подачи документов.
  • Название компании не соответствует требованиям закона об ООО .
  • Руководитель или учредитель ООО дискредитированы.
  • Не подтвержден юридический адрес.
  • Выбран запрещенный для ООО вид деятельности.

Чтобы снизить риск отказа:

  • Не указывайте в регистрационных документах заведомо ложные сведения.
  • Перед подачей копий документов проверьте, чтобы информация в них совпадала с информацией в оригиналах.

Если в регистрации ООО откажут, госпошлину не вернут. Придется заново собирать документы, исправлять ошибки и проходить процедуру еще раз.

С Фингуру вы не платите госпошлину, экономите на выпуске ЭЦП и ряде других услуг — итого минимум 17 345 рублей выгоды. Результат гарантирован!

Читайте также:  Регистрация ИП в России для белорусов

В течение четырех месяцев после успешной регистрации ООО нужно внести уставной капитал — минимум 10 000 рублей. Для этого необходимо открыть банковский счет.

Как иностранцу открыть расчетный счет ИП или ООО

Инструкция банка России позволяет российским банкам открывать расчетные счета ИП-иностранцам и ООО с участием иностранных инвестиций.

В отличие от ООО, для ИП открытие счета — необязательная процедура. Счет необходим лишь в том случае, если вы планируете проводить транзакции на суммы более 100 000 рублей.

Документы, необходимые для открытия расчетного счета ИП иностранному гражданину:

  1. Документ, удостоверяющий личность, с нотариально заверенным переводом на русский язык.
  2. Карточка с образцами подписей и оттиском печати.
  3. Документы, подтверждающие полномочия лиц, подписи которых содержатся в карточке, на распоряжение деньгами на счете, если такие полномочия передаются третьим лицам.
  4. Лицензии или патенты на ведение деятельности, подлежащей лицензированию, если эти лицензии относятся к договору, на основании которого открывается счет.
  5. Ксерокопия штампа РВП в паспорте или ксерокопия ВНЖ (отдельный документ).

Несмотря на то, что в инструкции банка России прописан порядок открытия счетов индивидуальным предпринимателям-иностранцам, на деле можно столкнуться с препятствиями: некоторые банки отказывают в этой услуге.

«Открытие ИП иностранцем в России — это детские игры по сравнению с открытием счета в банке!»

С такой ситуацией столкнулся Феликс Губатов , владелец сети магазинов «Стилист» в городе Старый Оскол. Феликс зарегистрировал ИП и захотел открыть счет в банке. Все банки, куда он обратился, отказали: «Уралсиб», Банк Москвы, ВТБ 24, «Траст», «Русский Стандарт», Металлинвестбанк, Оскол-банк. Причина отказа у всех одинаковая: «Наша юридическая служба не рекомендует открывать вам счет».

До этого Феликсу пришлось судиться с губернатором Белгородской области: ему не хотели давать разрешение на работу. Суд он выиграл. После того, как в Сбербанке бизнесмен рассказал об этой ситуации и пригрозил судом уже банку, счет открыли. Под воздействием тех же аргументов, согласился открыть счет и банк «Уралсиб».

Для ООО с иностранными инвестициями банки открывают счета более охотно: как рублевые, так и валютные (нужен, если уставной капитал будет перечислен в валюте).

Документы, необходимые для открытия счета ООО, созданного нерезидентом РФ:

  1. Учредительные документы юрлица.
  2. Лицензии или разрешения на право ведения деятельности.
  3. Карточка с образцами подписей и оттиском печати.
  4. Документы, подтверждающие полномочия лиц, подписи которых содержатся в карточке, на распоряжение деньгами на счету: образцы подписей учредителей, данные о директоре и бухгалтере, приказ о назначении их на должности.
  5. Документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица.

Все документы должны быть переведены на русский язык, перевод заверен нотариально.

В статье «Как выбрать банк для ИП и ООО для расчетного счета» мы рассказали, на что нужно обратить внимание.

Партнерские банки предлагают клиентам Фингуру специальные условия открытия и обслуживания счетов.

Что делать с бизнесом, когда получил гражданство

Если вы зарегистрированы в качестве ИП или являетесь учредителем ООО, то обязаны в течение трех дней сообщить о получении гражданства РФ в налоговую инспекцию:

  • ИП при смене гражданства подает форму Р24001 .
  • Юридические лица для внесения изменений в ЕГРЮЛ заполняют форму Р13001 или Р14001 .

Подведем итоги

Иностранные граждане и лица без гражданства могут вести бизнес в РФ. Они имеют те же права и обязанности, что и граждане России.

Иностранные граждане могут зарегистрировать как ИП, так и ООО.

Чтобы открыть ИП, нужно иметь РВП или ВНЖ. Заниматься можно любым видом деятельности, кроме тех, которые законодательно запрещены для ИП.

Зарегистрировать ООО в России может как физическое лицо, так и компания, для этого не нужны РВП или ВНЖ. Эти документы необходимы лишь в том случае, если учредитель будет работать директором. Тогда ему еще понадобится разрешение на работу.

Нерезиденты имеют право открывать расчетные счета в уполномоченных российских банках, хотя для ИП это и не обязательно. ООО могут открыть счета в рублях и в валюте.

Если иностранец-предприниматель получил гражданство, необходимо в течение трех дней уведомить об этом налоговую. ИП подает форму Р24001 , юрлица — Р13001 или Р14001 .

Зарегистрируем ИП или ООО за вас с гарантированным результатом!

Ключевые слова для этой статьи: открыть фирму иностранцу, как открыть фирму иностранному гражданину в России, как иностранцу открыть бизнес в России, порядок открытия счетов нерезидентам, открыть ИП иностранному гражданину с рвп, открыть ИП нерезиденту РФ, документы для ИП иностранному гражданину, открыть ИП с ВНЖ, регистрация ООО в России нерезидентом

Свежие статьи про то, как экономить на полезных сервисах и получать удовольствие от ведения бизнеса

Целью нашего сотрудничества является помощь малому и среднему бизнесу, что стало особенно актуально во время пандемии.

12 Августа 2020

В этом материале мы разобрали шесть неочевидных способов оптимизации оптовой торговли, которые помогут повысить продажи. О некоторых из них вы даже не задумывались!

Если вы задумывались о том, возможны ли оптовые продажи через интернет, прочтите нашу статью. Рассказали, как заставить Сеть работать на вас, если клиенты — юрлица, приобретающие крупные партии.

  • Бухгалтерское сопровождение
  • Аутсорсинг бухгалтерии
  • Бухгалтерские консультации
  • Регистрация ООО
  • Регистрация ИП
  • Бухгалтерское сопровождение ООО
  • Бухгалтерское сопровождение ИП
  • Расчет заработной платы
  • Чат Бухгалтер
  • Мой Фингуру
  • Заявка
  • Контакты
  • Цены
  • Блог
  • Акции
  • Партнеры
  • Рекомендуй и зарабатывай
  • Карта сайта

Фингуру 127051, Москва, улица Неглинная 17, строение 2

MCHPravo.ru : Международное Частное Право Вся актуальная информация по международному частному праву в одном месте и всегда под рукой! Предмет, субъекты, правовое регулирования, трудовые семейные и наследственные отношения в МЧП

Правовое положение иностранных юридических лиц в России

Большую роль в развитии международных экономических отношений играют иностранные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории России.

Иностранными юридическими лицами (применительно к российской правовой системе) считаются юридические лица, зарегистрированные за пределами территории России, правоспособность (правосубъектность) которых определяется по иностранному праву.

Понятие «иностранные юридические лица» дается в ряде российских законов, содержащих различные критерии отнесения юридических лиц к числу иностранных. Среди них Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г., в котором к иностранным юридическим лицам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства. Как видно из определения, для квалификации юридического лица как иностранного достаточно выполнения одного условия — создание юридического лица по законодательству иностранного государства.

Своего рода родственным понятием, применимым к иностранным юридическим лицам, является термин «нерезиденты», который используется при регулировании валютных правоотношений. Термином «нерезиденты» оперирует Федеральный закон 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». К нерезидентам согласно статье 1 названного Закона относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации. В данном случае для определения национальности юридического лица появляется второй критерий — местонахождение юридического лица.

Таким образом, анализ правовой базы Российской Федерации показывает, что квалификация юридического лица как иностранного подчиняется различным правилам в зависимости от сферы деятельности и от характера правоотношений, в которых данное юридическое лицо участвует.

Впервые в российском законодательстве появилась коллизионная норма, посвященная иностранным организациям, не являющимся юридическими лицами по иностранному праву. Это связано с тем, что участниками гражданских правоотношений вообще и гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом, в частности, могут быть не только физические и юридические лица, но и организации, не являющиеся юридическими лицами. В каждом государстве перечень таких организаций определяется по-своему. К примеру, в Российской Федерации к организациям такого рода относятся общественные объединения, религиозные группы. В других странах ими могут быть организации определенных организационно-правовых форм (например, в Великобритании — полные товарищества), которые в Российской Федерации относятся к юридическим лицам. В статье 1203 ГК РФ содержится норма о том, что личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена. Если применимым будет российское право, то к деятельности такой организации будут применяться нормы гражданского законодательства России, регулирующие деятельность юридических лиц. Вот только законодатель не определил, по каким критериям ту или иную иностранную организацию следует «внедрять» в определенную организационно-правовую форму российских юридических лиц. Это решение будет вырабатываться посредством судебных и арбитражных прецедентов.

В российской правовой системе не закрепляются такие категории, как «допуск», «признание», используемые в отношении иностранных юридических лиц, в отличие, например, от правовой системы Франции, Германии, где предусмотрена специальная процедура признания иностранного юридического лица со стороны государства (в частности, путем издания соответствующего приказа во Франции). Получается, что в целом все иностранные юридические лица могут осуществлять на территории Российской Федерации хозяйственную деятельность, заключать различного рода договоры, открывать представительства или учреждать филиалы, совершать сделки, а также участвовать в любых правоотношениях подобно российским юридическим лицам. При этом никакого официального разрешения для деятельности иностранных юридических лиц со стороны Российской Федерации не требуется.

Вместе с тем, в российском законодательстве по ряду вопросов деятельности иностранных юридических лиц предусмотрено специальное регулирование. Это касается, в частности, налогообложения: иностранное юридическое лицо, действующее на территории России без открытия соответствующего филиала или представительства, не освобождается от взимания налога на добавленную стоимость при заключении договора аренды помещения (что предусматривается для иностранного юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории России через представительство). Таким образом, российский законодатель «стимулирует» иностранные юридические лица открывать на территории России представительства и филиалы, посредством которых соответствующее иностранное юридическое лицо может осуществлять хозяйственную деятельность. В большинстве случаев так и происходит: иностранные юридические лица занимаются предпринимательством в России через свои представительства и филиалы.

Представительства иностранных юридических лиц открываются на территории России в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г. Положение закрепляет порядок открытия представительств, который обусловлен характером деятельности иностранного юридического лица. Предусмотрен срок, на который может открываться представительство — не более трех лет. Деятельность представительств иностранных кредитных учреждений регулируется специальным Положением о порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных учреждений, утвержденным в 1997 г. Центральным банком России. Разрешение на открытие представительств иностранных кредитных организаций выдается Банком России сроком тоже на три года.

Рассматривая вопрос о представительствах, нельзя обойти вниманием тот факт, что в Федеральном законе 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» отсутствуют нормы, регламентирующие создание и ликвидацию представительств: в данном Законе предусмотрено создание только филиалов иностранного юридического лица. В Законе 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР» нормы, посвященные созданию представительств, содержались.

Согласно ст. 2 ГК РФ, иностранные юридические лица уравниваются в отношении их прав и обязанностей с российскими юридическими лицами. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Иностранные юридические лица могут осуществлять на территории России следующую хозяйственную деятельность при условии соблюдения ими правил ведения такой деятельности, установленных внутренним российским законодательством:

• заключать внешнеэкономические сделки без каких-либо специальных разрешений (имеются в виду сделки купли-продажи товаров, бартерные сделки, лизинговые операции, строительный подряд и др.). При этом не требуется, чтобы иностранное юридическое лицо было зарегистрировано в реестре юридических лиц, состояло на учете в налоговых органах, если оно не осуществляет свою деятельность в РФ через постоянное представительство;

• арендовать земельные участки, здания и помещения для офисов, осуществлять производственную деятельность, а также приобретать право собственности на недвижимое имущество (с учетом установленных ограничений);

• совершать связанные со сделками расчеты, кредитнофинансовые, транспортные и иные операции (и частности, в области рекламы товаров и услуг в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» 1999 г.);

• быть учредителями и участниками создаваемых в России обществ и товариществ;

• создавать полностью принадлежащие им предприятия, хозяйственные общества и товарищества или же совместно с российскими лицами в организационно-правовых формах, предусмотренных российским законодательством (в частности, в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью);

• заключать инвестиционные соглашения, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции и в иных формах участвовать в разработке недр и природных ресурсов (федеральные законы: «О недрах» 1995 г., «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 г., «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г.);

• учреждать на территории России свои представительства, филиалы;

• принимать участие в приватизации государственных и муниципальных предприятий;

• регистрировать товарные знаки и наименования мест происхождения (на началах взаимности);

• быть учредителями и участниками некоммерческих и благотворительных организаций.

Основные ограничения прав иностранных юридических лиц, установленные федеральным законодательством, касаются возможности ограничения права собственности на землю и невозможности иметь такое право на сельскохозяйственные земельные участки (о положениях Земельного кодекса 2001 г. и Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г. см. в гл. 7), а также ограничения в сфере страхования и банковской деятельности, телевидения (см. гл. 7,8).

21. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

21. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

Иностранные юридические лица могут осуществлять самые разные действия на территории РФ: заключать сделки на территории России с российскими лицами в отношении имущества, находящегося в России; заниматься хозяйственной деятельностью; открывать в России представительства и учреждать филиалы; создавать с участием или без участия российских лиц новые образования в соответствии с предусмотренными российским правом организационно-правовыми формами; заниматься инвестиционной деятельностью.

В определении вопросов правового положения иностранных юридических лиц российское право исходит из принципа национального режима. Он закреплен многими источниками правового регулирования: п. 1 ст. 2 ГК РФ, ст. 254 АПК РФ, ст. 4 ФЗ от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», а также в других нормативных правовых актах.

Таким образом, основой правового положения иностранных юридических лиц в РФ является уравнивание их прав с отечественными лицами. Вместе с тем не стоит забывать о применении к иностранным лицам специального режима, предусматривающего некоторые ограничения. Он действует в РФ в отношении как иностранных юридических, так и физических лиц. Все ограничения перечислить довольно затруднительно. Так или иначе, во всех областях правового регулирования можно найти особенности, связанные с принадлежностью юридического лица к иностранной юрисдикции.

Приведем ряд примеров. В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона РФ от 20.02.92 № 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле» иностранные юридические и физические лица, не являющиеся членами бирж, могут участвовать в биржевой торговле исключительно через биржевых посредников. Согласно ст. 6 ФЗ от 06.05.99 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» иностранные поставщики (исполнители) товаров (работ, услуг) могут принимать участие в конкурсе, если производство товаров (работ, услуг) для государственных нужд в РФ отсутствует или экономически нецелесообразно.

Специальный режим для иностранных юридических лиц не обязательно предусматривает ограничения их прав по сравнению с отечественными лицами и запреты на осуществление какой-либо деятельности. В соответствии с этим режимом для иностранных юридических лиц могут устанавливаться особые правила и требования, обусловленные национальностью этих лиц.

Читайте также:  Как проверить иностранное юридическое лицо в РФ

В соответствии с приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» филиалы и представительства иностранных юридических лиц, находящиеся на территории РФ, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранного юридического лица, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

Читайте также

Вопрос 29. Особенности правового обслуживания юридических лиц. Правовое положение адвоката при юридическом обслуживании субъектов предпринимательской деятельности.

Вопрос 29. Особенности правового обслуживания юридических лиц. Правовое положение адвоката при юридическом обслуживании субъектов предпринимательской деятельности. В соответствии с п. 3 ст. 23, ст. 50 ГК субъектами предпринимательской деятельности могут являться

6. Коммерческие организации с иностранными инвестициями и обособленные подразделения иностранных юридических лиц как субъекты отношений, регулируемых российским законодательством об иностранных инвестициях

6. Коммерческие организации с иностранными инвестициями и обособленные подразделения иностранных юридических лиц как субъекты отношений, регулируемых российским законодательством об иностранных инвестициях Следующим важным вопросом следует признать определение

ГЛАВА 7. Правовое регулирование иностранных юридических лиц в рамках содружества независимых Государств и других интеграционных объединений бывших советских республик

ГЛАВА 7. Правовое регулирование иностранных юридических лиц в рамках содружества независимых Государств и других интеграционных объединений бывших советских республик 1. Правовые основы интеграции стран — участниц СНГ Распад СССР и образование на бывшем советском

2. Правовое регулирование статуса иностранных юридических лиц на уровне СНГ

2. Правовое регулирование статуса иностранных юридических лиц на уровне СНГ В первую очередь необходимо отметить принятие ряда международно-правовых документов, регулирующих вопросы осуществления иностранных инвестиций. В частности, уже в ст. 16 Соглашения о взаимном

3. Правовое регулирование статуса иностранных юридических лиц на уровне более тесных интеграционных объединений бывших советских республик

3. Правовое регулирование статуса иностранных юридических лиц на уровне более тесных интеграционных объединений бывших советских республик На наш взгляд, если на уровне СНГ создание организационно-правового механизма с наднациональными элементами, подобными ЕС,

89. Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ

89. Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ Отношение к понятию юридическое лицо неоднозначно. По одной теории (Савиньи), действительным субъектом права может быть только человек.Юридическое лицо – это искусственно созданный посредством простой фикции

90. Правоспособность иностранных юридических лиц

90. Правоспособность иностранных юридических лиц Гражданская правоспособность иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Иностранное юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или

Статья 123. Объем долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией

Статья 123. Объем долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией 1. Внешние долговые требования Российской Федерации формируют долг иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц 1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные

5.3. Правовое положение иностранных юридических лиц в России

5.3. Правовое положение иностранных юридических лиц в России Именно внутреннее законодательство устанавливает правила, соблюдение которых обязательно для всех иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного государства. Общий

§ 1 Правовое положение иностранных лиц в российском гражданском процессе

§ 1 Правовое положение иностранных лиц в российском гражданском процессе В гражданском судопроизводстве иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации (далее — иностранные лица) имеют право обращаться в суды в

Статья 2. 6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Статья 2. 6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц 1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц 1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные

31. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

31. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА Иностранный гражданин – лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации.Лицо без гражданства – лицо, не принадлежащее к гражданству Российской

99. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

99. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ основывается на нормах Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О

22. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

22. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ Вопросы налогообложения иностранных юридических лиц определяются особым режимом. Правовое регулирование в этой области тесно связано с понятием «представительство» иностранного юридического лица. Эти вопросы

Международное частное право

Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ и российских юридических лиц за рубежом

Деятельность иностранных юридических лиц в РФ регулируется национальным российским законодательством (гражданским, таможенным, валютным, банковским и налоговым) и международными договорами РФ. В качестве критерия определения национальности иностранных юридических лиц применяется только теория инкорпорации, что явно противоречит современной мировой практике установления национальной принадлежности юридических лиц.

Недостатки этого определения в определенной степени нивелируются российской судебной и арбитражной практикой, которая закрепляет необходимость учитывать право места деятельности юридического лица и право места его пребывания. В России в качестве иностранных квалифицируются все лица, созданные не по российскому законодательству и имеющие место нахождения вне территории РФ. Отечественными юридическими лицами в России признаются компании, созданные по законодательству РФ и имеющие место нахождения на ее территории.

Положения гражданского законодательства в полной мере применяются и к иностранным юридическим лицам на территории РФ. В соответствии с положениями международных договоров такие лица на основе взаимности пользуются в РФ принципом национального режима или принципом наибольшего благоприятствования. Как правило, в сфере предпринимательской и торговой деятельности иностранным юридическим лицам предоставляется режим наибольшего благоприятствования.

Режим наибольшего благоприятствования означает, что на территории данного государства все иностранные лица в определенных сферах деятельности уравнены в правах друг с другом. В отличие от национального режима (который в основном закрепляется во внутреннем законодательстве), режим наибольшего благоприятствования устанавливается в международных соглашениях (Соглашение между РФ и Тунисом о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве 1994 г.; между РФ и Швейцарией о торговле и экономическом сотрудничестве 1994 г.).

Комиссия международного права ООН разработала Проект статей «О клаузуле о наиболее благоприятствуемой нации», где зафиксировано обязательство государства предоставлять лицам других государств режим наибольшего благоприятствования в определенных международными договорами сферах отношений. Иностранцы на территории одного государства должны быть уравнены в правах друг с другом; лица одного государства должны пользоваться максимумом тех прав, которые предоставлены лицам других государств.

В Проекте клаузула о наиболее благоприятствуемой нации определяется как договорное положение. Принципы наибольшего благоприятствования закреплены и в Генеральном соглашении о торговле и тарифах (ГАТТ) — этот режим предоставляется всем участникам соглашения без всяких условий, немедленно и безусловно.

В настоящее время имеет место тенденция вместо режима наибольшего благоприятствования предоставлять в договорном порядке в отдельных областях сотрудничества национальный режим: в основном в области торгового мореплавания, в отношении правовой помощи, социального обеспечения, права на страховую и судебную защиту. Национальный режим предоставляется в области авторского и патентного права.

Иностранные юридические лица вправе создавать на территории РФ свои филиалы и представительства. Если на территории РФ создается юридическое лицо с иностранным участием, то к договору о создании такого лица применяется право страны, в которой данная компания будет зарегистрирована.

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности иностранных юридических лиц в России должны соответствовать положениям российского законодательства. Иностранные юридические лица могут быть зарегистрированы на территории РФ в форме коммерческих и некоммерческих организаций, хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

В международных договорах об осуществлении и взаимной защите инвестиций может быть предусмотрено, что термин «компания Стороны» означает любую компанию, корпорацию, объединение, предприятие (включая кооператив), правомерно учрежденные в соответствии с законодательством Стороны, независимо от целей (извлечение дохода или иные цели) и независимо от того, является ли их капитал частным или государственным (Договор между США и РФ).

В соответствующем Соглашении между РФ и Австрией закреплено, что термин «инвестор» в отношении Австрийской стороны означает любое юридическое лицо или товарищество торгового права, созданное по законодательству Австрии и имеющее свое место нахождения на ее территории.

Предприятия с иностранными инвестициями (учрежденные в соответствии с российским правом) являются субъектами российского международного частного права. Специфика создания предприятий с иностранными инвестициями установлена в законодательстве РФ 1999 г. об иностранных инвестициях. Регистрация предприятий с иностранными инвестициями производится в явочно-нормативном порядке (из которого есть исключения, прямо перечисленные в законодательстве).

Для предприятий с особо крупным размером иностранного капитала и для иностранных инвесторов, делающих вложения в особо капиталоемкие отрасли российского хозяйства, установлен преференциальный (особо льготный) режим. Такие предприятия пользуются существенными льготами в области налогообложения и уплаты таможенных пошлин.

Практически все российские участники внешнеэкономической деятельности имеют право самостоятельного выхода на внешний рынок. Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за исключением особо оговоренных в законе случаев. Однако может быть установлена и государственная монополия на определенные виды предпринимательской деятельности, касающиеся отдельных экспортных и импортных операций.

Такую деятельность вправе осуществлять на основе специальной лицензии только государственные унитарные предприятия (федеральные казенные предприятия), по долгам которых российское государство несет дополнительную ответственность. Отдельные операции в области внешней торговли могут производить только крупные государственные предприятия — внешнеэкономические объединения. Такие объединения являются государственными юридическими лицами частного права — они не отождествляются с государством и выступают в гражданском обороте как самостоятельные субъекты права.

Строго юридически специального разрешения на осуществление внешнеэкономической деятельности не требуется, однако в недавнем прошлом без получения карточки ВЭД (код участника внешнеторговой деятельности) ни один из субъектов права на территории /55 РФ фактически ничего не мог сделать в рамках центрального звена такой деятельности — обеспечения таможенной очистки товаров. На практике каждый участник внешнеторговой деятельности должен был получить именно специальное разрешение.

Такое положение устанавливал Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 г. Необходимость получения карточки ВЭД была отменена только в 2003 г. Летом 2004 г. вступил в силу новый Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности». Практика применения этого Закона пока отсутствует, и трудно сказать, насколько и в какую сторону новое законодательство изменит специфику государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Все российские участники внешнеторговой деятельности несут самостоятельную имущественную и юридическую ответственность по своим обязательствам. Субсидиарная ответственность государства возможна только по долгам государственных предприятий. Общее правило российского законодательства — принцип раздельной ответственности государства и юридических лиц.

За границей российские юридические лица подчиняются юрисдикции того государства, на чьей территории данное лицо осуществляет основную хозяйственную деятельность. Однако их личный статут определяется российским правом. Защита прав и интересов российских юридических лиц с учетом законодательства государства пребывания входит в состав основных функций дипломатических и консульских представительств РФ за границей.

Определение правовой принадлежности иностранных юридических лиц и их отделений в Российской Федерации

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО “BKR-Интерком-Аудит”

В соответствии со статьей 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданская правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо.

В соответствии со сложившимся пониманием в части третьей ГК РФ (пункт 2 статьи 1202) предусмотрено, что по праву страны, где учреждена иностранная организация, определяется:

· статус организации в качестве юридического лица;

· требования к наименованию юридического лица;

· вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

· содержание правоспособности юридического лица;

· порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

· внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

· способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

Юридический статус иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо (зарегистрировано или имеет свое основное местонахождение), и подтверждается документами, выданными компетентными органами этого государства.

Для целей осуществления деятельности за рубежом компании необходимо постоянное присутствие на территории, где расположены ее контрагенты и потенциальные клиенты, где существует наиболее выгодный рынок сбыта производимой компанией продукции. Необходимость такого присутствия приводит к созданию иностранными юридическими лицами своих деловых подразделений на территории других государств, в том числе в России. Создание отделений и их деятельность регулируются нормами внутреннего права государства, где они расположены, однако определенный суверенитет того государства, где юридическое лицо создано и зарегистрировано, распространяется и на его зарубежные отделения.

Статьей 21 Федерального закона от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее Закон №160-ФЗ) определено, что филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами Российской Федерации головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица – головной организации.

Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При создании отделения в виде филиала или представительства, решение об этом принимается в соответствии с правоспособностью иностранной организации и регулируется соответствующим территориальным правом. Фактическое создание, регистрация и деятельность такого отделения регулируются российским законодательством, в частности устанавливается порядок аккредитации филиалов и их участие в гражданских правоотношениях от имени создавшего лица.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона №160-ФЗ филиал иностранной организации имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации.

Филиалы и представительства иностранной организации действуют на основании положения о филиале и выступают в гражданских отношениях от имени иностранной компании.

В положении о филиале должны быть указаны наименования филиала и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления филиалом. В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть включены другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

В пункте 3 статьи 4 Закона №160-ФЗ определено, что филиал иностранного юридического лица, созданный на территории России, выполняет часть функций или все функции от имени создавшего его иностранного юридического лица (головная организация) при условии, что головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею, в связи с ведением коммерческой деятельности, на территории России обязательствам.

Читайте также:  Валютные операции между резидентами

В соответствии со статьей 55 ГК РФ под филиалом понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (представление интересов юридического лица и осуществление их защиты). ГК РФ устанавливает, что филиалы и представительства наделяются имуществом юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений.

Таким образом, иностранное юридическое лицо, имеющее филиал или представительство, может нести непосредственную имущественную ответственность по обязательствам, возникающим в связи с коммерческой деятельностью в России, и за счет того имущества, которое передано его филиалам и представительствам.

Филиалы и представительства не являются самостоятельными субъектами гражданских отношений, однако могут участвовать в них на тех же условиях, что и юридические лица. Таким образом, филиал или представительство является составной частью иностранного юридического лица, выступающей в гражданских отношениях с третьими лицами от имени самого юридического лица, создавая для него гражданские права и обязанности.

В связи с этим, обособленное подразделение, выполняющее все функции иностранного юридического лица, будет иметь ту же правоспособность, что и создавшее его юридическое лицо за рубежом, которая будет определяться по законодательству другого государства.

Выделение таких субъектов права, как филиал или представительство, – субъектов, не обладающих самостоятельными правами и обязанностями, обусловлено тем, что они имеют иное местонахождение, так как территориально обособлены от создавшего их юридического лица. Вместе с тем такие подразделения не обособлены от создавшего их лица юридически, так как являются частью его структуры, как внутренней, так и внешней. Усеченный комплекс их полномочий по созданию гражданских прав и обязанностей для юридического лица не делает их отдельными субъектами права, а лишь определяет те виды деятельности, которые иностранная фирма осуществляет через свое подразделение.

Для непосредственного осуществления деятельности иностранное юридическое лицо наделяет руководителя такого подразделения определенными полномочиями. Руководитель филиала или представительства может осуществлять полномочия от имени юридического лица только на основании доверенности даже в том случае, когда его полномочия определены учредительными документами.

Как было отмечено, филиал иностранной организации имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации. При осуществлении регулярной деятельности в Российской Федерации через филиал, представительство или другие отделения, иностранная организация может приобретать статус налогоплательщика по ряду налогов (налог на прибыль, налог на имущество, НДС) а также налогового агента (по НДФЛ).

Налогоплательщики – иностранные организации рассматриваются в налоговом законодательстве как особые субъекты права. Это выражается в том, что особенностям налогообложения иностранных юридических лиц посвящен ряд специальных положений законов о различных видах налогов. Особенность налогового статуса иностранных юридических лиц заключается в том, что полномочия государства по взиманию с них налогов регулируются международными налоговыми соглашениями с рядом стран; в национальном законодательстве также существуют специальные нормы, регулирующие особенности исчисления и порядка уплаты налогов, а возможные меры по налоговому контролю и по взысканию налоговых платежей ограничены территорией России и компетенцией налоговых органов. В настоящее время налоговое законодательство идет по пути приспособления налоговых норм к особенностям хозяйственной деятельности иностранных организаций на территории России.

Постановка на учет иностранной организации, осуществляющей деятельность через свой филиал на территории Российской Федерации, производится в соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного Приказом МНС России от 7 апреля 2000 года №АП-3-06/124 «Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» (далее Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций).

Налоговый учет является одной из форм налогового контроля. В случае с иностранными организациями он напрямую связан с обязанностями иностранной организации как самостоятельного налогоплательщика и налогового агента. Как правило, в случае, когда иностранная организация не имеет ИНН, на организациях, состоящих на налоговом учете, лежит обязанность по удержанию налога из сумм выплачиваемых ей денежных средств – налога на доходы, НДС. Если же ИНН присвоен, то это означает, что иностранная организация имеет филиал, представительство или иное подразделение и уплачивает все налоги самостоятельно, а также является налоговым агентом наравне с российскими организациями. Поэтому учет иностранной организации в налоговых целях существенно влияет на налоговые права и обязанности организаций, являющихся ее контрагентами по гражданским отношениям.

При постановке на налоговый учет налогоплательщик – иностранная организация сообщает исчерпывающие данные о себе, своей структуре и в том числе о своем местонахождении в России.

В соответствии со статьей 2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налогом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала. При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной организации Свидетельство по форме №2401ИМД с указанием ИНН и КПП. Иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, в каждом из которых она обязана встать на учет.

Иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе и представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль в порядке, установленном пунктом 8 статьи 307 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), независимо от наличия обязательств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязательств по уплате налогов.

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правовое положение иностранных юридических лиц и осуществление иностранными юридическими лицами хозяйственной деятельности

Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации определяется как правилами нашего законодательства, так и положениями международных договоров Российской Федерации с другими государствами.

Основные положения о применении права к юридическим лицам содержатся в пункте 1 статьи 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо». Согласно статье 1203 Гражданского кодекса Российской Федерации личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена. Например, если личным законом полного товарищества будет английский закон, тогда такое товарищество не признается юридическим лицом. В случае же, когда установлено, что личным законом является французский закон, аналогичное образование будет рассматриваться как юридическое лицо.

Федеральный закон от 09.07.1999 года № 160-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 25.06.1999 года) относит к иностранным инвесторам также иностранную организацию, не являющуюся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определена в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена. При этом, однако, следует иметь в виду, что Закон не распространяет свое действие на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые и некоммерческие организации. Регулирование таких отношений осуществляется в соответствии с законодательством Российской федерации о банках и банковской деятельности, о страховании и о некоммерческих организациях.

Все предприятия с иностранными инвестициями с момента регистрации становятся российскими юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством России. В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Согласно статье 2 Закона 1999 года иностранный инвестор – это:

  • Ш иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  • Ш иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  • Ш иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  • Ш лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  • Ш международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  • Ш иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами;

Единый орган, проводящий процедуру аккредитации представительств иностранных юридических лиц, в России отсутствует. Эту процедуру осуществляет ряд органов:

  • Ш Банк России. Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами, (согласно статье 52 Федерального закона Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями 25 ноября 2009 года).
  • Ш Министерство иностранных дел Российской Федерации. Оно выдает разрешения на открытие представительств иностранных средств массовой информации, если межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией, не предусмотрено иное (согласно статье 55 закона №2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации»), (с изменениями от 9 февраля 2009 года.)
  • Ш Министерство юстиции Российской Федерации. Оно выдает разрешение на открытие представительств иностранных религиозных организаций (согласно Приказу Минюста Российской Федерации от 3 марта 2009 года № 62 «Об утверждении Порядка регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций».
  • Ш Федеральное агентство воздушного транспорта. Проводит аккредитацию представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории Российской Федерации, «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта», Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №396 пункт 5.4.5 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 №43).
  • Ш Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Она выдает разрешение на открытие представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, а также иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми члены ТПП заинтересованы (согласно статье 15 Закона №5340-1 от 7 июля 1993 года «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации») (с изменениями от 7 июля 2009 года.
  • Ш Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации. Осуществляет аккредитацию представительств иностранных компаний на территории Российской Федерации, выполняет процедуру по аккредитации филиалов иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации, (согласно пункту 9 Устава федерального государственного учреждения «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации» (утв. приказом Минюста Российской Федерации от 16 ноября 2005 г. N 220) (с изменениями от 8 октября 2008 года).

Перечень документов для открытия (аккредитации) представительства: письменное заявление, выписка из торгового реестра, Устав, решение иностранного юридического лица об открытии представительства в Российской Федерации, оригинал и нотариально заверенная копия положения о представительстве, рекомендательные письма, документ, подтверждающий адрес представительства иностранного юридического лица в Российской Федерации, карточка сведений о представительстве иностранного юридического лица.

Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности решается законодательством государства, на территории которого юридическое лицо собирается осуществлять эту деятельность. В большинстве государств иностранным юридическим лицам разрешается осуществлять хозяйственную деятельность, но при выполнении определенных условий, правил, закрепленных в национальном законодательстве или установленных международным договором между принимающим государством и государством, национальную принадлежность которого имеют иностранные юридические лица. Иностранное юридическое лицо может осуществлять на территории России предпринимательскую деятельность лишь путём создания, каких либо организационно – правовых структур. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия 5 .

В общеправовом плане все иностранные юридические лица могут вести на территории Российской Федерации хозяйственную деятельность, заключать сделки, создавать с участием российских юридических и физических лиц либо юридических и физических лиц третьих государств или без таковых новые образования в соответствии с предусмотренными законодательством Российской Федерации организационно-правовыми формами, открывать и закрывать представительства или учреждать филиалы, в том числе для ведения внешнеторговой деятельности от имени иностранного юридического лица, совершать связанные с такими и другими сделками расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые и другие операции. При этом предусматривается, что иностранное юридическое лицо при совершении сделок на территории России не вправе ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя, не известное российскому праву, «за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении» (пункт 3 статья 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации). Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами России головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица 6 .

Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Аккредитация производится федеральным органом исполнительной власти Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность со дня его аккредитации, а прекращает ее со дня лишения его аккредитации. Как и предприятию с иностранными инвестициями, филиалу может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства 7 .

Организационно-правовые формы участия иностранных инвесторов в хозяйственной деятельности различные:

  • Ш совместные предприятия, их дочерние предприятия и филиалы;
  • Ш предприятия, полностью принадлежащие иностранному инвестору;
  • Ш филиалы иностранного юридического лица.

Закон Российской Федерации от 20 февраля 1992 года № 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле» (с изменениями от 15 апреля 2006 года), разрешает быть членами биржи юридическим лицам, которые участвуют в формировании уставного капитала биржи, либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и стали членами биржи в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

Юридические лица других государств могут быть стороной соглашения о разделе продукции, если они осуществляют вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества), в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являются пользователями недр на условиях соглашения 8 .

Также иностранные юридические лица могут осуществлять градостроительную деятельность. Данную деятельность они осуществляют наравне с российскими физическими и юридическими лицами, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. При отсутствии такого договора иностранные инвесторы могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории Российской Федерации только совместно с архитектором – гражданином или юридическим лицом Российской Федерации, имеющие соответствующую лицензию.

Ссылка на основную публикацию