Контролируемые иностранные компании в России

Что такое контролируемые иностранные компании?

Контролируемые иностранные компании (далее — «иностранцы») — применяемый для налоговых целей особый термин. Каким документом регламентирован порядок действий контролируемых «иностранцев» и кто к ним относится — узнайте из нашего материала.

Закон о контролируемых иностранных компаниях № 376-ФЗ (отличительные признаки, официальный сайт опубликования текста)

Законом о контролируемых иностранных компаниях называют закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ, который:

  • внес многочисленные корректировки в НК РФ (включая новые, ранее не применявшиеся понятия и нормы) относительно налогообложения прибыли и доходов контролируемых иностранных компаний;
  • направлен на обеспечение контролируемыми российскими резидентами уплаты «прибыльных» налогов «иностранцами»:
    • по нормам российского законодательства;
    • в бюджет РФ;
  • действует с января 2015 года.

Из законодательных корректировок следует, что россияне (юрлица и физлица):

  • могут учреждать иностранные фирмы;
  • владеть ими;
  • контролировать их;
  • получать от них прибыль.

Одновременно предоставленные права требуют от налогоплательщиков — резидентов РФ выполнения конкретного перечня обязанностей, неисполнение которых подконтрольно налоговикам и наказуемо в силу требований НК РФ.

Закон о контролируемых иностранных компаниях изначально был размещен на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), что считается его официальным опубликованием. В дальнейшем текст закона о контролируемых иностранных компаниях (закона о КИК) был размещен в информационно-справочных системах и на различных сайтах в интернете.

Закон о КИК в 2016 году был откорректирован и дополнен — внесенные ранее в НК РФ положения уточнены в части налогообложения контролируемых зарубежных фирм и доходов иностранных организаций (закон от 15.02.2016 № 32-ФЗ о внесении изменений в НК РФ).

Тексты отдельных законов и статей НК РФ с комментариями, помогающими разобраться в тонкостях бухгалтерского и налогового законодательства, вы можете найти на нашем сайте:

Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица (список 2016-2017 годов)

Список контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц (КЛ) приведен в ст. 25.13 НК РФ. В частности, ею определены признаки иностранной компании, при одновременном наличии которых она признается контролируемой:

  • «иностранцы» (в том числе иностранные структуры без образования юрлица) не являются налоговыми резидентами РФ;
  • контролирующими «иностранцев» лицами являются налоговые резиденты РФ.

Расшифровка термина «контролирующее лицо» приведена на схеме ниже:

Ключевым понятием для классификации лица в качестве КЛ является термин «доля участия». Расшифровка алгоритма исчисления указанного показателя представлена на схеме ниже:

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях и иные «информационные» обязанности по ст. 25.14 НК РФ

По ст. 25.14 НК РФ у КЛ появляется «информационная» обязанность, заключающаяся в подаче сведений налоговикам по месту своего нахождения/месту жительства (см. таблицу ниже):

Об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)

Не позднее 1 месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в иностранной фирме

О контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются

Не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у КЛ

О прекращении участия в иностранных организациях

Не позднее 1 месяца с даты прекращения участия

Допустимые НК РФ условия оформления, представления и корректировки уведомлений:

  • представление уведомлений производится в электронной форме (физлица вправе подать сведения на бумаге);
  • каждое уведомление имеет свои форматы и формы (например, форма уведомления о контролируемых иностранных компаниях утверждена приказом ФНС России от 13.12.2016 № ММВ-7-13/679@);
  • у КЛ есть возможность уточнить ранее поданные сведения, если в первичном сообщении обнаружены неточности, ошибки или неполные сведения;
  • уточнение поданных ошибочных сведений ранее момента обнаружения неточностей налоговиками избавляет КЛ от ответственности по ст. 129.6 НК РФ;
  • если уведомление не подано, а налоговики располагают информацией о том, что налогоплательщик является КЛ, в его адрес направляется требование о необходимости представления пояснений или подачи уведомления;
  • если налогоплательщик не считает себя КЛ, при получении от налоговиков вышеуказанного требования он вправе документально подтвердить свою позицию (дополнительно представить налоговикам подтверждающие данные);
  • если представленные доказательства (после исследования их налоговиками) подтвердят обоснованность признания налогоплательщика КЛ, в его адрес направляется уведомление о контролируемых им иностранных фирмах для признания его КЛ;
  • существует возможность оспорить в суде указанное в предыдущем пункте уведомление — о факте оспаривания налогоплательщик должен сообщить налоговикам;
  • если уведомление не оспаривалось, через 3 месяца с момента его получения налогоплательщик считается признавшим себя КЛ.

Об иных «информационных» обязанностях хозяйствующего субъекта узнайте из размещенных на нашем портале статей:

Налогообложение прибыли контролируемой иностранной компании

Законом № 376-ФЗ уточнен алгоритм расчета прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании. Для ее расчета применяется один из нижеуказанных способов:

  • прибылью контролируемой иностранной компании признается прибыль до налогообложения по данным финотчетности за финансовый год, составленной по национальным стандартам «иностранца»;
  • прибыль определяется по российским правилам (если такой способ расчета будет выбран, его требуется применять не менее 5 налоговых периодов с даты первого применения).

Применение первого из указанных способов возможно только при соблюдении условий, классифицируемых как:

  • географические — постоянным местонахождением контролируемой иностранной компании должно являться иностранное государство, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения (исключая страны, не обеспечивающие обмен информацией с РФ для целей налогообложения);
  • подтверждающие достоверность — по финотчетности, на основании которой определяется подлежащая налогообложению прибыль, представлено аудиторское заключение, не содержащее отрицательного мнения относительно ее достоверности или отказа в выражении мнения.

Подробнее об особенностях налогообложения «иностранцев» — в материале «Нюансы исчисления налога на прибыль иностранными организациями».

Итоги

Контролируемыми иностранными компаниями признаются не являющиеся резидентами РФ зарубежные фирмы или иностранные структуры без образования юрлица, которые контролируются фирмами или физлицами, признаваемыми налоговыми резидентами РФ.

Контролируемая иностранная компания (КИК)

Контролируемая иностранная компания — иностранная компания, определённая часть акций которой принадлежит налоговым резидентам данной страны.

В Российской Федерации для целей налогообложения прибыли контролируемой считается иностранная организация, которая не признается налоговым резидентом РФ и контролирующим лицом которой являются юридическое и (или) физическое лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Осуществлением контроля над организацией считается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами

Контролируемой иностранной компанией также считается иностранная структура без образования юридического лица (фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма коллективных инвестиций или доверительного управления), контролирующим лицом которой является организация или физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Контроль над иностранной структурой без образования юридического лица означает оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

При этом личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.

Контролирующее лицо иностранной компании

Критерии, при которых лицо признается контролирующим лицом иностранной компании:

Условия, при которых лицо признается контролирующим

Условия, при которых лицо не признается контролирующим

над иностранной организацией

Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации составляет более 25%.

Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации превышает 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, составляет более 50%.

Лицо осуществляет контроль над иностранной организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей

Участие лица в иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями

над иностранной структурой без образования юридического лица

Лицо выступает учредителем (основателем).

Лицо, не являющееся учредителем (основателем), осуществляет контроль над структурой, и при этом в отношении его выполняется хотя бы одно из условий:

  • оно имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый структурой;
  • оно вправе распоряжаться имуществом структуры;
  • оно вправе получить имущество структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора)

Лицо выступает учредителем (основателем), и при этом в отношении его одновременно выполняются следующие условия:

  • оно не вправе прямо или косвенно получать (требовать получения) прибыль (доход) структуры полностью или частично;
  • оно не вправе распоряжаться прибылью (доходом) структуры или ее частью;
  • оно не сохранило за собой права на имущество, переданное структуре (имущество передано на условиях безотзывности);
  • оно не осуществляет над структурой контроль в отношении распределения прибыли

Уведомление о КИК

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган о КИК.

Сообщать об этом должны организации и граждане, которые:

являются контролирующими лицами КИК;

обязаны платить налог на прибыль организаций (НДФЛ для физических лиц) с прибыли КИК (в части своей доли).

Уведомление о КИК подается не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица.

При этом налогоплательщика могут оштрафовать на 100 тыс. руб. (в отношении каждой КИК):

за непредставление уведомления;

представление с опозданием;

указание неверных сведений в уведомлении.

Когда нужно платить налог на прибыль/НДФЛ с прибыли КИК

Контролирующие лица должны декларировать прибыль КИК (в части своей доли) и платить с нее налог на прибыль (либо НДФЛ, если речь идет о гражданах) в случаях, когда величина прибыли КИК составляет:

за 2015 г. – 50 млн руб. и более;

за 2016 г. – 30 млн руб. и более;

за 2017 г. и последующие – более 10 млн руб.

Прибыль КИК определяется по данным ее финансовой отчетности с особенностями, специально установленными НК РФ.

При исчислении налога на прибыль/НДФЛ в отношении доходов КИК можно зачесть суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, при наличии подтверждающих документов.

Для контролирующего лица действуют следующие штрафы:

если недоплачен налог с прибыли КИК – 20% от его суммы, но не менее 100 тыс. руб.;

если не приложены документы КИК к декларации (либо приложены недостоверные) – 100 тыс. руб.

При этом, штрафовать за недоплату не будут в отношении налоговых периодов 2015 – 2017 гг.).

Но это не значит, что можно не платить налог. От штрафа освободят только при условии полного возмещения ущерба бюджету. То есть недоимку и пени все равно взыщут.

Читайте также:  Агентский договор с нерезидентом

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Шанс для офшоров. Выживут ли контролируемые иностранные компании в России

Многонациональные компании, крупный и даже средний бизнес во всем мире уже сотню лет активно используют зарубежные компании и структуры как для ведения бизнеса на территории других стран, так и для «завуалированной» налоговой оптимизации путем переноса прибыли из страны-источника в низконалоговые (оффшорные) юрисдикции.

Ежегодно теряя миллионы и миллиарды долларов, некоторые государства приняли законодательство о контролируемых иностранных компаниях, которое приравнивает прибыль иностранной компании к личному доходу ее акционера. Причем независимо от того, была прибыль распределена акционеру в качестве дивидендов или же осталась на счетах самой зарубежной компании. Это делается, чтобы демотивировать акционеров из стран с высокими налогами создавать оффшорные компании и использовать их для накопления капиталов в качестве «кошельков», не уплачивая высокие налоги в стране своего постоянного проживания (налогового резидентства).

Стран, которые приняли законодательство о контролируемых иностранных компаниях (или сокращенно — КИК), достаточно много: Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Германия, Греция, Дания, Египет, Израиль, Индонезия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Китай, Корея, Литва, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Перу, Польша, Португалия, Россия, США, Турция, Уругвай, Финляндия, Франция, Швеция, Эстония, ЮАР, Япония.

Есть группа стран, в которых правил о КИК не установлено, однако, есть юридические инструменты, которые в определенной степени выполняют аналогичные функции и направлены на противодействие использованию оффшорных компаний в бизнесе. Такие «аналоги» есть в Австрии, Латвии, Нидерландах, Словении и на Мальте.

Ряд стран по разным причинам до сих пор не имеют законодательства о КИК вообще, не ограничивая своих граждан и налоговых резидентов в использовании оффшоров, в том числе для снижения налогов к уплате в бюджет. К примеру, Бельгия, Гибралтар, Гонконг, Кипр, Люксембург, Сингапур, Чехия, Швейцария.

72 государства договорились согласованно бороться с размыванием налоговой базы на своих территориях и противодействовать переносу прибыли в низконалоговые юрисдикции. И в подтверждение 7 июня 2017 года в Париже подписали Многостороннюю конвенцию — так называемый план BEPS. План предусматривает, в том числе, рекомендации о том, как правильно принять законы, направленные на эффективную борьбу с использованием иностранных компаний для снижения налогов.

Это гарантирует, что правила КИК получат активное развитие во многих странах мира. Тем не менее, это совсем не исключает использование иностранных, в том числе оффшорных компаний в будущем.

Российская версия деофшоризации

В 2015 года правила КИК появились в России. Они обязали российских резидентов уведомлять налоговую инспекцию об участии в зарубежных компаниях с долей свыше 10%, уведомлять о контроле над ними (при доле более 25% или выше 10% при дополнительно условии, что на всех резидентов России приходится более половины капитала компании), подавать финансовую отчетность / аудит о результатах деятельности таких КИК. Правила также предусматривают в некоторых случаях обязанность акционера / контролирующего лица задекларировать прибыль иностранной компании как свой личный доход для целей налогообложения в России.

Добавил масла в огонь также декабрьский список стран, которые согласились автоматически направить в Россию информацию о счетах налоговых резидентов России и контролируемых ими иностранных компаний.

Зачем нужны КИК и как они используются

КИК издавна создавались инвесторами по всему миру, в том числе из России, для ведения бизнеса в международном формате, открытия счетов в зарубежных банках, а также по следующим причинам:

1. Владение активами через КИК более конфиденциально и безопасно.

2. Гибкое управление иностранными активами с минимальными налогами.

3. Косвенная продажа зарубежных активов через продажу акций в компании, которая ими владеет — с минимальными налогами.

4. Международная торговля, производство товаров, строительство недвижимости за рубежом – без налогов и без соблюдения жестких валютных ограничений в России и т.п.

Таким образом, во многих случаях КИК часто создавались и использовались именно для экономии налогов в стране проживания акционера. Долгое время это не создавало бизнесменам из России проблем. Поскольку вероятность получения налоговыми органами необходимой информации для доначисления налогов была иллюзорна, и ей можно было без особой опаски пренебречь. В 2015 году инструменты появились, что создало массу вопросов по дальнейшему использованию КИК бизнесменами из России.

Есть ли у офшоров шансы

Посмотрим, как правила КИК влияют на использование популярных компаний и структур Мальты, Великобритании и Кипра.

Кейс 1. Мальтийский трастдля владения личными активами, инвестпортфелем и иностранными компаниями

Мальта предоставляет возможность создать траст в качестве специального инструмента для владения недвижимостью, личными активами семьи, защиты различных активов от посягательств со стороны кредиторов и рейдеров, а также их последующей передачи следующим поколениям семьи без налоговых потерь.

В частности, состоятельный бизнесмен может учредить траст — лично, либо передав в траст активы от принадлежащих ему компаний. Собственность на активы перейдет в адрес трасти (трастового управляющего), которым, как правило, выступает доверенный юрист бизнесмена, осведомленный об активах семьи, ее бизнесе и финансовых ожиданиях. Трасти связан письменным поручением бизнесмена (трастовая декларация) и обязан управлять полученными в траст активами с наибольшей пользой для бенефициаров (выгодоприобретателей), которыми выступают определенные учредителем лица.

С точки зрения российский правил КИК траст является структурой без образования юридического лица. Можно сказать, что это обособленный комплекс имущества, находящийся в собственности трастового управляющего. Безусловно, при неправильно «настроенных» / созданных трастовых структурах могут возникать разноплановые негативные налоговые обязанности, последствия и риски в России. Однако, при взвешенном подходе их, все-таки, можно избежать.

В частности, налоговый резидент России не будет признаваться контролирующим лицом траста, если он не вправе получать прибыль траста, не может распоряжаться такой прибылью и не сохранил за собой прав на имущество, переданное в траст, не осуществляет над трастом контроль. Под контролем понимается возможность влиять на решения, принимаемые трастовым управляющим по распределению прибыли (дохода) траста.

Кейс 2. Британские партнерства (UK LLP) – для международной торговли

Достойной и более респектабельной альтернативой классическим «оффшорам» может выступить британское партнерство, которое является юридическим лицом. Партнеры отвечают по его обязательствам только в пределах стоимости своих вкладов в партнерство (остальное же имущество остается вне зоны рисков от операционной торговой деятельности). При этом преимущество партнерства в том, что оно является налоговопрозрачной структурой.

Само партнерство не обязано платить налог на доходы / прибыль, поскольку доходы возникают у партнеров, а не у самого партнерства. В результате налоги платить должны только партнеры в стране своего налогового резидентства. В случае, когда партнерами выступают нерезиденты Великобритании, доходы от деятельности получены от источников за пределами Британии, такие доходы и прибыль не будут облагаться налогами в «туманном Альбионе». К слову, партнеры могут вести деятельность в странах с территориальным режимом налогообложения (к примеру, Гонконг, Сингапур), что исключает налогообложение партнеров по таким доходам и в стране их инкорпорации.

Эти черты делают британское партнерство очень интересным инструментом для ведения торгового бизнеса. Российским бизнесменам важно учитывать, что прибыль активных иностранных компаний не приравнивается к личному доходу акционера как контролирующего лица в России. При этом под активной компанией понимается компания, более 80% доходов которой являются активными (в частности, доходами от международной торговли товарами). Уведомлять об участии и контроле над таким партнерством в России потребуется, но его прибыль не будет приравниваться к личному доходу российского бизнесмена.

Кейс 3. Кипрский холдингдля групп компаний из России и Евросоюза

Кипр не отягощает инвесторов налоговой нагрузкой. Компании, которые созданы и управляются кипрскими директорами, считаются налоговыми резидентами Республики Кипр, и их операционная прибыль облагается корпоративным налогом по ставке 12,5%. Кроме того, Кипр может похвастаться хорошей инфраструктурой, квалифицированным персоналом для ведения бизнеса, приятной локацией в Средиземном море.

Для вкладов в капитал кипрской компании после 2015 года предусмотрен специальный режим — «Вычет вмененных процентов» / «Notional Interest Deduction». Он предусматривает возможность уменьшать прибыль компании до налогообложения на сумму вклада вплоть до 80% от размера прибыли. Тем самым текущая нагрузка по корпоративному налогу, ставка которого и так всего 12,5%, дополнительно снижается (максимально до ставки 2,5%).

Дивиденды, полученные кипрской компанией из-за границы, освобождены от корпоративного налога (при условии, что они не учитывались в качестве расходов у источника выплаты).

По зарубежным доходам кипрской компании предоставляется право уменьшить корпоративный налог на суммы налогов, уплаченных / удержанных за рубежом – на основании многочисленных двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Республикой со многими странами мира. Даже если такое соглашение отсутствует, кипрское государство предоставляет право на зачет зарубежного налога в одностороннем порядке. При уплате налога с дивидендов, полученных от компаний – резидентов Евросоюза – можно также вычесть налог, уплаченный с прибыли компанией – плательщиком дивидендов (так называемый underlying tax).

Описанные выше международные тренды и инструменты противодействия использованию оффшорных и иностранных структур требуют ответных решений и действий от состоятельных граждан России.

Заниматься этим целесообразно уже сейчас, не откладывая на потом. Налоговые органы будут апробировать нормы налогового законодательства о КИК на тех структурах, владельцы которых проигнорировали новые тренды и ветер перемен.

Контролируемые иностранные компании – 2019

kontroliruemye_inostrannye_kompanii_-_2019.jpg

Похожие публикации

В российской налоговой практике уже не первый год используется термин «КИК» – контролируемые иностранные компании. Большинству предпринимателей он ничего особого не говорит. И на практике нередко возникают сложности, когда в попытке оптимизировать налоговые платежи путем вывода бизнеса в зарубежные юрисдикции, владелец бизнеса узнает о нарушении им требований законодательства о таких компаниях.

Контролируемые иностранные компании: что это?

Согласно закона № 376-ФЗ от 24.11.2014 (ред. от 12.11.2018), который внес ряд поправок в Налоговый кодекс РФ и получившего неофициальное название «закон о контролируемых иностранных компаниях», под этим термином в ст. 25.13 НК РФ понимаются юридические лица, а также иные субъекты предпринимательской деятельности, не образующие юрлица, и отвечающие одновременно двум признакам:

иностранный субъект предпринимательства – нерезидент РФ;

контролирующее лицо этого субъекта – российский налоговый резидент.

Таким образом, КИК – это любая иностранная компания, которая находится под контролем налогоплательщика, зарегистрированного на территории России.

Читайте также:  Бизнес в России для иностранцев: условия, сферы

Контролирующим признается лицо (физическое, юридическое), которое:

владеет более чем четвертью уставного капитала;

имеет более десяти процентов уставного капитала в организации, где доля российских собственников – более половины капитала.

Физлицо может осуществлять официально контроль за деятельностью компании в своих интересах, или интересах своего супруга, детей младше 18-ти лет.

Признание в отношении резидента статуса лица, контролирующего иностранную компанию, влечет за собой ряд обязанностей.

Обязанности контролирующего лица

Лицо, отвечающее указанным выше признакам, обязано:

Направить уведомление в налоговый орган по месту регистрации об участии в иностранном юридическом лице, либо об учреждении иного иностранного субъекта без образования юридического лица. Срок направления такого уведомления – 1 месяц с момента возникновения доли;

Ежегодно направлять уведомление, в котором указаны все контролируемые иностранные компании с указанием доли участия в них. Уведомление должно быть подано до 20 марта года, следующего за отчетным (форма утверждена Приказом ФНС от 13.12.2016 № ММВ-7-13/679);

При прекращении участия в КИК следует также уведомить налоговую службу России об этом факте. Уведомление направляется в месячный срок с момента прекращения.

При несоблюдении данных требований налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности, предусмотренной соответствующими положениями НК РФ.

ИФНС вправе направить контролирующему лицу требование о предоставлении уведомления, а также даче объяснений по несвоевременному исполнению данной обязанности. У налогоплательщика есть возможность по данному требованию предоставить документальные доказательства, что он не является контролирующим лицом. Если в результате рассмотрения данных доказательств налоговые службы не признают их достаточными, то налогоплательщик получает уведомление о признании его контролирующим лицом, с приложением списка компаний, в отношении которого он таковым признан. В такой ситуации у налогоплательщика есть три месяца на оспаривание данного решения. В противном случае он признается контролирующим лицом с возложением всех предусмотренных для него обязанностей.

Налоги контролируемых иностранных компаний

Ранее было уже упомянуто, что поправки в НК РФ о контролируемых иностранных компаниях, призваны пресечь варианты ухода от обязанности платить налоги, поэтому вопрос о налогах с таких компаний достаточно актуален.

Закон № 376-ФЗ предусматривает два варианта расчета налогов с прибыли контролируемой иностранной компании. Во-первых, налоговой базой может признаваться прибыль до удержания налогов, которая определена по национальным стандартам страны регистрации такой компании. Важно, чтобы данное государство имело с РФ соглашение в сфере налогообложения. Также контролирующее лицо должно предоставить свидетельство достоверности представленных данных, например, заключение независимого аудитора.

Во-вторых, расчет может производиться по российским правилам налогообложения. Если выбран данный вариант, то он должен использоваться на протяжении не менее пяти налоговых периодов (ст. 309.1 НК РФ).

Выбор варианта исчисления налогов всегда за налогоплательщиком, но он должен учитывать все существующие ограничения в этой сфере. Сама же прибыль учитывается в объеме прибыли резидента при расчете соответствующего налога, например, в отношении граждан – это налог на доходы физических лиц.

Контролируемые иностранные компании в 2019 году не ожидают серьезных изменений в отношении к ним со стороны российских налоговых органов. Но тенденция последнего времени показывает, что налоговики все активней будут работать над выявлением таких компаний и признания налогоплательщиков контролирующими лицами. На это направлена и ст. 105.2 НК РФ, предусматривающая возможность учета российских резидентов в иностранных компаниях как в виде прямого, так и косвенного участия, что дает возможность усилить фискальный контроль.

Контролируемые иностранные компании: ответы на некоторые вопросы

В преддверии новой декларационной компании по НДФЛ я рассмотрел некоторые вопросы, которые встречаются при подготовке уведомлений о КИК.

До 20 марта 2020 года налоговые резиденты РФ обязаны подать уведомление о контролируемых ими иностранных компаниях. Это уведомление представляется в отношении финансового года иностранной компании, который закончился 31 декабря 2018 года.

Общее понимание законодательства о КИК

Суть правил КИК сводится к вменению нераспределенной прибыли КИК контролирующему лицу.

По общему правилу контролирующим лицом КИК признается:

  • Физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов.
  • Физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации составляет более 50 процентов.

Законодательство о КИК в практическом смысле сводится к следующим документам:

  1. Уведомление об участии в иностранной организации. Подается, если доля участия налогового резидента РФ в иностранной компании или иностранной структуре без образования юридического лица превышает 10 процентов.
  2. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях. Подается, если налоговый резидент РФ признается контролирующим лицом иностранной компании.
  3. Налоговая декларация по НДФЛ в части дохода в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компанией. Подается, если прибыль КИК составила более 10 млн рублей за финансовый год и нет оснований для освобождения прибыли КИК от налогообложения.

Кроме этого, для определения лица в качестве контролирующего используется альтернативный критерий фактического контроля. Это значит, что лицо может признаваться контролирующим лицом КИК на основании фактического контроля независимо от юридической принадлежности ему долей/акций в КИК. Подробнее:

По какой форме заполняется уведомление о КИК?

Уведомление о КИК заполняется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.08.2019 № ММВ-7‑13/422@.

Необходимо ли представлять уведомление о КИК за 2019 год, если иностранная компания создана в 2019 году?

Уведомление о КИК представляется до 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде нераспределенной прибыли КИК.

Дата получения дохода в виде прибыли КИК – это 31 декабря года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность КИК за финансовый год.

В рассматриваемом случае представлять уведомление о КИК за 2019 год не нужно.

Каким образом присваиваются номера иностранным компаниям в уведомлении о КИК?

В поле “Номер контролируемой иностранной компании” уведомления о КИК указывается цифровой уникальный номер КИК, присваиваемый налогоплательщиком самостоятельно.

Если налогоплательщик принимает участие в КИК, сведения о которой представлены в уведомлении об участии в иностранных организациях, то каждой такой КИК присваивается уникальный номер, соответствующий номеру иностранной организации, присвоенному налогоплательщиком в уведомлении об участии в иностранных организациях.

В случае изменения статуса налогового резидентства КИК номер КИК сохраняется и повторно не присваивается. В случае, если налогоплательщик перестает являться контролирующим лицом КИК, данным налогоплательщиком номер КИК повторно не присваивается.

Какая предусмотрена ответственность за неуплату НДФЛ с дохода в виде прибыли КИК?

Неуплата или неполная уплата НДФЛ в результате невключения в налоговую базу по НДФЛ нераспределенной прибыли КИК влечет штраф в размере 20 процентов от суммы неуплаченного НДФЛ, но не менее 100 000 рублей.

Какая предусмотрена ответственность за непредставление уведомления о КИК?

Неправомерное непредставление в срок уведомления о КИК или представление уведомления о КИК, содержащего недостоверные сведения, влечет штраф в размере 100 000 рублей по каждой КИК, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Предусмотрена ли ответственность за представление недостоверных сведений в отношении КИК, в случае самостоятельного выявления ошибки и представления уточненного уведомления о КИК?

В случае подачи уточненного уведомления о КИК до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом отражения в уведомлении недостоверных сведений, налогоплательщик освобождается от штрафа в 100 000 рублей.

Можно ли при расчете НДФЛ учесть налоги, уплаченные в иностранном государстве с прибыли КИК?

НДФЛ, исчисленный в отношении прибыли КИК, уменьшается пропорционально доле участия контролирующего лица на:

  • Налог, исчисленный в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств.
  • Налог, исчисленный в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством РФ (налог на доходы, удерживаемый у источника выплаты дохода).
  • Налог на прибыль организаций, исчисленный в отношении прибыли постоянного представительства этой КИК в РФ.

Величина уплаченного налога должна быть подтверждена документами, а если у РФ нет с иностранным государством международного договора РФ по вопросам налогообложения – должна быть заверена компетентным органом иностранного государства.

Как определить прибыль (убыток) КИК?

По российскому законодательству прибыль (убыток) КИК определяется одним из следующих способов:

  • По данным финансовой отчетности КИК, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, если постоянным местонахождением этой КИК является иностранное государство, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, за исключением государств, включенных в перечень ФНС, либо в отношении финансовой отчетности такой КИК представлено аудиторское заключение, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.
  • По правилам главы 25 НК РФ “Налог на прибыль организаций” для налогоплательщиков – российских организаций.

Как определить долю участия в иностранной компании?

Доля участия определяется как сумма выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия этого лица в организации.

При этом учитывается участие лица в организации через иностранную структуру без образования юридического лица.

При определении доли физического лица в организации одновременно учитываются:

  • Единоличное участие.
  • Участие совместно с супругами и несовершеннолетними детьми.

Например, если доля участия одного супруга в иностранной организации составляет 20 процентов, при этом другой супруг также имеет долю участия 20 процентов в этой иностранной организации, то в связи с тем, что доля совместного участия в иностранной организации составляет 40 процентов, оба супруга признаются контролирующим лицом такой КИК и обязаны представлять уведомление о КИК.

Можно ли при определении прибыли КИК учитывать исторические убытки КИК?

Если по данным финансовой отчетности КИК есть убыток, то он может быть перенесен на будущие периоды и учтен при определении прибыли КИК.

Есть важное ограничение, которое заключается в том, что убыток КИК не переносится на будущие периоды, если налогоплательщик не представил уведомление о КИК за период, за который получен убыток.

Кроме того, налогоплательщик вправе учесть убыток КИК, накопленный за период до 2015 года.

Как определить средний курс иностранной валюты для расчета прибыли КИК?

Среднее значение курса иностранной валюты к рублю за период, за который составляется финансовая отчетность за финансовый год, определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднее арифметическое значение курса иностранной валюты к рублю, устанавливаемого ЦБ РФ, за все дни в периоде, за который составлена финансовая отчетность.

Читайте также:  Дивиденды иностранному учредителю юридическому лицу

Как следует отчитаться в отношении КИК при получении статуса налогового резидента РФ?

Для определения статуса физического лица в качестве налогового резидента РФ необходимо установить количество дней его нахождения в РФ в течение 12 месяцев, предшествующих определенной дате.

Признание лица контролирующим лицом КИК осуществляется на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по НДФЛ, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой КИК.

Если такое решение не принято, признание лица контролирующим лицом осуществляется на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по НДФЛ для налогоплательщика – контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года КИК.

Если на одну из указанных дат физическое лицо признается налоговым резидентом РФ, оно признается контролирующим лицом КИК и обязано подать уведомление о КИК и налоговую декларацию по НДФЛ за период, в котором получен статус налогового резидента.

Будет ли лицо признаваться контролирующим лицом в 2018 году, если оно прекратило свое участие в компании в сентябре 2018 года?

Признание лица контролирующим лицом осуществляется в следующем порядке.

На дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика – контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой КИК.

Если такое решение не принято, признание лица контролирующим лицом осуществляется на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика – контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года КИК.

В рассматриваемом случае налогоплательщик будет признаваться контролирующим лицом КИК при наличии решения о распределении прибыли такой КИК, принятого до даты прекращения участия налогоплательщика в указанной КИК.

Какой отчетный период следует указать в уведомлении о КИК, представляемом в отношении финансового года КИК, оканчивающегося 31.12.2018?

Дата получения дохода в виде прибыли КИК – это 31 декабря года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность за финансовый год.

Уведомление о КИК, представляемое в отношении финансового года КИК, оканчивающегося 31 декабря 2018 года, представляется до 20 марта 2020 года за налоговый период 2019 года.

Когда возникает обязанность по представлению уведомления о КИК, в случае если финансовый год КИК оканчивается не 31 декабря?

Как указано выше, датой получения дохода в виде прибыли КИК признается 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год.

А в случае отсутствия в соответствии с личным законом такой компании обязанности по составлению и представлению финансовой отчетности – 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания календарного года, за который определяется ее прибыль.

Если период, за который составляется финансовая отчетность КИК, начинается, например, 1 октября каждого года и заканчивается 30 сентября каждого года, то:

  • Прибыль финансового года с 1 октября 2018 года по 30 сентября 2019 года учитывается при определении дохода физического лица, признаваемым контролирующим лицом соответствующей КИК, в налоговом периоде, начинающемся 1 января 2020 года.
  • Уведомление о КИК в отношении такого финансового года представляется за период 2020 года до 20 марта 2021 года.

Необходимо ли подавать уведомление о КИК, в случае если по итогам финансового года прибыль КИК составила меньше 10 млн или КИК получен убыток?

В законодательстве РФ нет особенностей в части требований к размеру дохода, полученного контролирующим лицом в виде прибыли КИК, для представления уведомления о КИК.

Налогоплательщики обязаны уведомлять о КИК, в отношении которых они являются контролирующими лицами, вне зависимости от размера дохода, полученного ими в виде прибыли соответствующих КИК.

Артур Дулкарнаев, налоговый юрист, artur@dulkarnaev.ru.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Налогообложение контролируемых иностранных компаний в России

11 декабря 2014

С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 24.11.2014№ 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (далее Закон).

Цель Закона пресечение использования низконалоговых юрисдикций для получения необоснованных преференций и необоснованной налоговой выгоды, а также совершенствование норм законодательства о налогах и сборах в части, касающейся налогообложения иностранных организаций, контролируемых российскими налоговыми резидентами.

Основные нововведения в законодательстве

Контролируемые иностранные компании (КИК)

  • Критерии отнесения к КИК:
    • иностранная организация или структура без образования юридического лица, не являющаяся налоговым резидентом РФ;
    • организация/структура контролируется налоговыми резидентами РФ (юридическими/физическими лицами), при этом:
      • доля участия одного лица в КИК составляет более 25% (в течение 2015 г. более 50%);
      • доля участия одного лица в КИК составляет более 10% в случае контроля несколькими лицами, владеющими в совокупности более 50% (положение вступит в силу с 1 января 2016 г.);
      • лицо осуществляет контроль над такой организацией в своих интересах.
  • Соответствующая доля прибыли КИК подлежит налогообложению у контролирующего лица по правилам НК РФ, если ее величина составила более 10 млн руб. (в 2015 г. более 50 млн руб., в 2016 г. более 30 млн руб.).
  • Освобождение от налогообложения в РФ возможно при выполнении определенных условий, например:
    • КИК расположена в стране, с которой заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (далее СИДН) (кроме стран, не участвующих в обмене информацией с РФ) и в соответствии с налоговым законодательством которой эффективная ставка налога на прибыль составляет не менее 75% российской ставки (т. е. не менее 15%);
    • КИК расположена в стране, с которой заключено СИДН (кроме стран, не участвующих в обмене информацией с РФ), и доля пассивных доходов этой КИК составляет не более 20% общей величины доходов.
  • Со стороны юридических/физических лиц налоговых резидентов РФ необходима подача в налоговые органы следующих уведомлений и отчетности:
    • об участии в иностранных организациях, если доля такого участия превышает 10%, а также об учреждении иностранных структур без образования юридического лица (партнерств, трастов и пр.) и о контроле над ними или о фактическом праве на доход, получаемый такими структурами:
      • представляется не позднее 1 месяца с даты возникновения (изменения доли) участия;
      • первый раз уведомление (об обстоятельствах, свершившихся до вступления Закона в силу) необходимо подать до 1 апреля 2015 г.;
      • ответственность за непредставление 50 тыс. руб.
    • о контролируемых иностранных компаниях:
      • представляется не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица;
      • ответственность за непредставление 100 тыс. руб.;
      • включение прибыли КИК в налогооблагаемую базу контролирующего лица в декларации, подаваемой за год, следующий за отчетным;
      • ответственность за невключение прибыли КИК в налоговую базу 20% неуплаченного налога, но не менее 100 тыс. руб. (применяется за налоговые периоды начиная с 2018 г.).

Бенефициарный собственник доходов

  • Бенефициарный собственник доходов это лицо, которое имеет право самостоятельно пользоваться/распоряжаться доходами в силу прямого/косвенного участия в организации, контроля над организацией, с учетом выполняемых им функций и принимаемых рисков.
  • Льготный режим налогообложения доходов у источника, предусмотренный СИДН, может применяться только лицами, являющимися бенефициарными собственниками доходов.
  • При выплате доходов иностранным лицам, не являющимся бенефициарными собственниками доходов, налогообложение осуществляется следующим образом:
    • если бенефициарный собственник налоговый резидент РФ: по общим правилам НК РФ;
    • если бенефициарный собственник резидент страны, с которой заключено СИДН: по правилам, установленным данным СИДН.

Налоговое резидентство

  • Иностранные организации, местом фактического управления которыми является РФ, признаются налоговыми резидентами РФ и для целей НК РФ приравниваются к российским организациям.
  • Критерии определения места фактического управления в РФ:
    • большинство заседаний совета директоров проводятся в РФ;
    • исполнительный орган регулярно осуществляет свою деятельность в РФ;
    • руководящие должностные лица преимущественно осуществляют свою деятельность в РФ.
  • Дополнительные критерии:
    • ведение бухгалтерского или управленческого учета в РФ;
    • ведение делопроизводства в РФ;
    • оперативное управление персоналом осуществляется в РФ.
  • Иностранная компания может самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ (и впоследствии отказаться от этого статуса).

Прочие изменения

  • Иностранные организации и структуры, имеющие в РФ имущество, признаваемое объектом налогообложения, должны уведомлять налоговые органы о своих участниках (учредителях, бенефициарах). При отчуждении акций вышеуказанных иностранных организаций у налоговых органов появится информация, необходимая для контроля за уплатой налога.

Рекомендации БДО Юникон

Рекомендуется оценить действующую иностранную корпоративную структуру с точки зрения вступающего в силу законодательства, а также рассмотреть необходимость изменения такой структуры и возможность ее переноса в РФ или какую-либо другую юрисдикцию.

В настоящее время объединение BDO, членом которого является наша компания, представлено в 151 стране мира, и мы готовы оказать комплексное содействие в решении вопросов правового и налогового характера, а также дать практические рекомендации по решению вопросов, возникающих в связи с принятием рассмотренных выше положений налогового законодательства РФ. В частности, мы готовы оказать комплекс следующих услуг:

  • Анализ влияния антиофшорных мер на группы компаний:
    • анализ структуры группы и выявление компаний, на которые распространяются новые правила о КИК;
    • расчет эффективной ставки, определение доли пассивных доходов;
    • оценка налогового бремени при сохранении существующей структуры;
    • оценка качества подготовки отчетности в странах местонахождения КИК;
  • Определение и оценка вариантов реструктуризации:
    • проработка иностранных либо российских структур;
    • проработка вариантов консолидации активов;
    • оценка налогового бремени, издержек на внедрение и сопутствующих рисков.
  • Правовое и налоговое сопровождение внедрения выбранного варианта в группе компаний и налаживание бизнес-процессов.
  • Содействие в исполнении налоговых обязанностей:
    • подготовка и подача в налоговые органы необходимых уведомлений;
    • расчет налогооблагаемой прибыли КИК.

Справочно: антиофшорный календарь

  • 1 апреля 2015 г. — подача первого уведомления об участии в иностранных компаниях
  • 20 марта 2016 г. — подача уведомления о КИК за 2015 г.
  • 31 декабря 2016 г. — учет в налоговой базе прибыли КИК за 2015 г.
  • 2017 г. — подача налоговой декларации и уплата налогов с учетом прибыли КИК

Распечатать или поделиться

Хотите получать аналитические обзоры БДО Юникон?

Ссылка на основную публикацию