Как гражданину Казахстана открыть ИП в России

Как гражданину Казахстана открыть ИП в России: нюансы оформления

Россия — привлекательное государство для ведения бизнеса, особенно для граждан СНГ. На территории Российской Федерации иностранцы и лица без гражданства могут заниматься предпринимательством наравне с местным населением. В этой статье мы рассмотрим, как гражданину Казахстана открыть ИП в России.

Возможно ли гражданину Казахстана оформить ИП в РФ

Согласно Федеральному закону от 25.07.02 № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” иностранцы, находящиеся на территории России, пользуются равными правами с российскими гражданами. Конечно, здесь не без оговорок, но вопроса предпринимательства они не касаются. В Федеральном законе от 08.08.01 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” сказано, что ИП регистрируют по месту жительства.

Таким образом, иностранный гражданин, в том числе из Казахстана, может получить свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП.

Претендент должен подтвердить, что он легально проживает в стране, о чем свидетельствует наличие официального места жительства на территории Российской Федерации.

Стоит добавить, что открыть ИП в России может также апатрид (лицо без гражданства), но у него также должно быть официальное разрешение на проживание в РФ.

Порядок оформления ИП

Процедура оформления ИП для нерезидентов РФ практически такая же, через которую проходят граждане России. Единственное отличие – необходимость получить разрешение на проживание или ВНЖ, без которого открыть предприятие невозможно.

Процедура регистрации иностранного индивидуального предпринимателя включает такие этапы:

  1. Оформление РВП или ВНЖ. Чтобы получить разрешение на проживание, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в отделение Главного управления по вопросам миграции МВД.
  2. Подготовка пакета документации.
  3. Подача заявления и необходимых бумаг в налоговое отделение по месту жительства (в МФЦ, по почте, через портал Госуслуг, через доверенное лицо).
  4. Получение свидетельство о регистрации ИП.

Разрешение на временное проживание несколько ограничивает иностранца, в отличие от вида на жительство.

Перед тем, как открыть ИП иностранному гражданину с ВНЖ, можно выбрать подходящий регион РФ, а претенденты с РВП могут осуществлять предпринимательскую деятельность только в той области России, где оно было получено.

В указанный день и время нужно прийти за ответом. В случае одобрения иностранец получает свидетельство, в случае отрицательного решения – отказ с указанием причины.

Пакет документов

Для государственной регистрации гражданина Казахстана в качестве ИП в местную налоговую службу необходимо предоставить:

  • заявление о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и заполненный бланк установленного образца (форма Р21001);
  • ксерокопию документа, предоставляющего право легально находиться в стране (РВП или ВНЖ);
  • копию паспорта/документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, который ходатайствует о регистрации ИП (удостоверение беженца/свидетельство о временном убежище);
  • подтверждение места постоянного проживания на территории Российской Федерации (прописку);
  • оригинал квитанции об уплате госпошлины.

Многих нерезидентов интересует ответ на вопрос, может ли заявление или другой документ быть оформлен не на русском языке. Согласно действующему законодательству РФ каждый иностранец, в том числе гражданин Казахстана, который планирует открыть ИП на территории России, должен не только сделать перевод документов на русский язык, но и заверить его нотариально. Переводом иностранной документации занимаются специальные организации. Процедура не требует больших затрат времени и средств.

Заполнить бланк заявления важно без ошибок, согласно правилам налогового ведомства. При этом желательно иметь при себе паспорт, РВП или ВНЖ и общероссийский классификатор видов деятельности. За указание неверных кодов деятельности иностранец привлекается к административной ответственности.

Предлагаем пример заполнения заявления:

Обычно работники налоговой службы самостоятельно передают все данные о новом ИП в Пенсионный фонд и миграционную службу. Однако, если через 7 дней с момента получения зарегистрированных бумаг не придет уведомление о постановке на учет в вышеперечисленных инстанциях, предпринимателю следует заняться решением этого вопроса самостоятельно.

О сроках и стоимости процедуры

Забрать из налогового отделения свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя можно максимум через 5 рабочих дней, но при условии, что все бумаги оформлены правильно.

Главная статья расходов — уплата государственной пошлины, размер которой составляет 800 рублей. Также потребуются деньги на ксерокопии и, возможно, на перевод и нотариальное заверение документов.

Почему могут отказать в регистрации

К основным причинам отказа в оформлении ИП относятся следующие:

  • предоставлен неполный пакет документов;
  • бумаги неверно оформлены, допущены ошибки в заявлении;
  • документы на иностранном языке или перевод не заверен нотариально;
  • заявление о регистрации и комплект документации предоставлены в регистрирующий орган, который территориально не соответствует адресу постоянного проживания заявителя;
  • иностранец уже был ранее зарегистрирован в качестве ИП на территории Российской Федерации;
  • Не истек срок признания индивидуального предпринимателя банкротом.
  • ранее было принято решение о принудительном завершении деятельности ИП;
  • коммерческая деятельность иностранного гражданина была ликвидирована и постановление суда лишило его права заниматься предпринимательством в России.

При отрицательном решении чиновников отказ с указанием причин будет выдан в письменном виде.

Что делать в случае отказа

Предприниматель, которому отказали, имеет право обратиться в вышестоящий территориальный регистрирующий орган, чтобы обжаловать решение. Если иностранный гражданин считает, что отрицательный ответ чиновников необоснованный, обжалование должно быть подано в течение 3 месяцев с того момента, когда заявитель узнал о результате. Причиной безосновательного отказа может стать техническая ошибка или человеческий фактор.

Потенциальный бизнесмен может выбрать один из способов оспорить решение:

  1. Повторно предоставить документы на регистрацию в ФНС. В этом случае необходимо заново собрать все документы, заполнить бланк заявления, устранив недочеты и ошибки, если они были. Повторно придется уплатить госпошлину, сделать нотариально заверенный перевод бумаг, оформленных на иностранном языке. При желании иностранец может обратиться за помощью к юристу, который будет представлять его интересы в налоговой службе.
  2. Внести исковое требование в суд об отмене вынесенного ранее решения об отказе в регистрации. Если нанять грамотного адвоката, можно не только требовать восстановления документации и изменения решения, но и компенсации ущерба, причиненного отказом.

Если при повторной подаче заявления все документы оформлены без ошибок, то через 5 дней (обычно через 3–4) иностранный гражданин сможет заниматься предпринимательской деятельностью.

Основные принципы налогообложения

Что касается налогообложения, то российское налоговое законодательство не делает различий между налогоплательщиками по их гражданству. НДФЛ платят только предприниматели, работающие на ОСНО. При этом, независимо от гражданства, если лицо находилось на территории Российской Федерации менее 183 дней в течение последних 12 месяцев, налоговая ставка по НДФЛ составит 30% вместо обычных 13%. ИП, который выбрал льготный налоговый режим, подоходный налог не платит (УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН). В этом случае период пребывания на территории России никак не влияет на налоговую нагрузку предпринимателя.

Отметим, что с 1 января 2018 года размеры взносов в ПФР и ФОМС больше не зависят от МРОТ (минимального размера оплаты труда). Сумма рассчитывается ежегодно и будет фиксированной. Срок уплаты взносов – до 31 декабря 2019 года.

Подведем итог

Российское законодательство позволяет гражданам Казахстана, как и другим иностранцам, открывать бизнес на территории РФ наравне с россиянами. Будущий бизнесмен должен легально находиться в стране, иметь официальное место жительства. Процедура регистрации для иностранного индивидуального предпринимателя точно такая же, как и для российских граждан. Размер государственной пошлины составляет 800 рублей.

Заявителю достаточно иметь действующее РВП или ВНЖ, собрать необходимый комплект документов, куда обязательно входит заявление установленной формы. Удостоверение личности и другие бумаги, заполненные на иностранном языке, должны иметь нотариально заверенный перевод. Положительное решение в основном зависит от правильно оформленной документации. В случае отказа по заявлению иностранец имеет право подать повторное прошение в регистрирующий орган или обратиться в суд.

Как открыть ИП иностранному гражданину в России в 2020 году — пошаговая инструкция

Читатели нашего сайта уже не раз спрашивали о возможности открыть ИП в России лицу, являющемуся гражданином другого государства. Сегодня мы в небольшой статье хотим затронуть два вопроса: как открыть ИП иностранному гражданину и можно ли это вообще сделать?

Как открыть ИП иностранцу в России

Сначала перейдите в статью по открытию ИП, потому что вам эта инструкция пригодится.

Иностранным лицам разрешено проходить регистрацию как ИП аналогично российским гражданам и, соответственно, заниматься предпринимательством в рамках закона. Эту возможность для лиц, приехавших в нашу страну из других государств, гарантирует Конституция РФ и ФЗ № 115-ФЗ, регулирующий правовые вопросы положения иностранных лиц в России.

Итак, иностранец при желании может открыть ИП у нас в РФ. Сделать это возможно, но не так уж просто. Есть два важных обстоятельства.

  1. Согласно ГК РФ, процедура регистрации физлица как ИП проводится по месту его жительства. Это означает, что в качестве основания для осуществления государственным органом регистрационной процедуры необходимо иметь временную / постоянную прописку.

Важно! Как регистрироваться иностранцу? Иностранное лицо, желающее стать ИП в нашей стране, должно получить или вид на жительство (по идее, постоянную прописку), или разрешение на временное проживание (РВП). Это условия является обязательным! Если у иностранца нет ничего из указанных документов, то ему откажут в процедуре регистрации ИП.

  1. Для ведения бизнеса иностранному лицу требуется получение разрешения на работу.

Отметим, что с начала 2015 года, иностранцы из «безвизовых» стран получают патенты, а лица из «визовых» государств – разрешение на работу. Этот вопрос необходимо решить в любом случае, причем желательно до сдачи документов для процедуры регистрации ИП.

Процедура регистрации ИП иностранному гражданину

Сама регистрация иностранца как ИП осуществляется аналогично процедуре, которую проходят граждане РФ. В налоговую следует сдать набор документов, состоящий из:

  1. заявление строго по утвержденной форме;
  2. копии документов, устанавливающих личность, дату и место рождения гражданина;
  3. копия документа, позволяющего подтвердить его право проживать в границах РФ;
  4. документы, служащие для подтверждения адреса проживания иностранного лица в РФ;
  5. квитанция об уплате госпошлины.

При сборе документов следует помнить некоторые особенности. Документ, подтверждающий личность, требуется всегда. Если по нему невозможно установить дату и место, где иностранный гражданин, желающий зарегистрировать ИП, родился, то следует предъявить еще и свидетельство о рождении (может подойти иной документ, который содержит эту информацию). Документом, позволяющим установить право иностранца проживать в РФ, признается либо вид на жительство (отдельная бумага) или штамп о РВП в паспорте или ином аналогичном документе, служащем для установления личности .

Заявление составляется на русском языке, кроме того, каждый из документов должен иметь приложение в виде официального перевода на русский язык, заверенного нотариально — это требование тоже является обязательным! Вместе с копиями указанных документов необходимо иметь их оригиналы: оригиналы в налоговой не забираются, но могут понадобиться при проверке сдаваемого пакета бумаг. Для лиц, являющихся беженцами, требуется в состав документов включить удостоверение беженца.

Процесс регистрации проходит следующим образом. Иностранное лицо подает собранные документы в налоговую (лично, в ценном письме почтой или через уполномоченного представителя), налоговики их рассматривают и в срок 5 рабочих дней выдают свидетельство о регистрации. Здесь никаких отличий от регистрации ИП для российских граждан не имеется.

Далее зарегистрированный ИП вправе вести свою деятельность в законодательных рамках РФ: выбирать систему налогообложения и при необходимости открывать расчетный счет.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами

За исключением каких случаев запрещены валютные операции между резидентами?

В соответствии с п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ валютные операции между резидентами в России находятся под запретом, за исключением ограниченного числа случаев.

Валютные операции между резидентами разрешено проводить:

  • В следующих случаях:
    • при перечислении рублей с открытого за пределами России счета одного резидента на счет другого, открытого в России, и наоборот, с российского счета на тот, который открыт за границей;
    • при перечислении рублей со счета резидента, открытого за рубежом, на такой же заграничный счет другого резидента;
    • юридическим лицам — резидентам при осуществлении следующих валютных операций со средствами, зачисленными на их заграничные счета:
      • по выплате заработной платы сотрудникам своего представительства, расположенного за границей;
      • по возмещению и оплате командировочных расходов сотрудников заграничных представительств, командированных на территорию страны, где находится представительство, либо в иное место, за исключением командировок по России;
      • наличные расчеты (в т. ч. и в иностранной валюте) при осуществлении сделок с физическими лицами — резидентами, находящимися заграницей, и заграничными филиалами (представительствами) других юридических лиц — резидентов;
    • физическим лицам — резидентам при осуществлении любых валютных операций со средствами, зачисленными на их заграничные счета, за исключением операций по передаче активов и выполнению работ (услуг) на территории России;
    • физическим лицам — резидентам через свои счета, открытые в уполномоченных банках, при любых расчетах, кроме:
      • дарения валюты стране и обществу либо близким родственникам и супругам;
      • завещания/получения валюты по наследству;
      • приобретения валютных ценностей для целей коллекционирования;
      • осуществления перевода средств без открытия счета иностранной валюты из России или получения иностранной валюты в России в качестве перевода, поскольку Центробанк устанавливает ограничение на суммы таких переводов.
  • При совершении расчетов в магазине дьюти-фри, а также при продаже товаров (оказании услуг) по пути следования транспортного средства за границей.
  • При комиссионной торговле, если предметом договора комиссии является заключение соглашения и выполнение обязательств по нему с нерезидентом по поставке товаров (оказанию услуг, передаче прав на интеллектуальную собственность и информацию), в т. ч. при возврате комитентам денежных средств в связи с неисполнением комиссионного договора.
  • При оказании экспедиторских и транспортных услуг, в т. ч. по фрахтованию (при ввозе/вывозе груза из России или его транзитном перемещении по российской территории). Сюда же относятся и страховые платежи по этим грузам.
  • На специально организованных торгах — операции с внешними ЦБ, права на которые учтены в депозитариях.
  • Операции с учтенными в депозитариях внешними ЦБ, а также проведение расчетов за них в рублях.
  • При уплате налогов, сборов и взносов в федеральный (муниципальный, местный) бюджет в иностранной валюте.
  • При осуществлении выплат по внешним ЦБ, кроме вексельных.
  • При компенсации и оплате командировочных при выезде за пределы России по служебной необходимости, а также при возврате подотчетным лицом части неизрасходованного аванса. С 02.12.2019 данные операции можно проводить в наличной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках (закон от 02.12.2019 № 398-ФЗ).
  • Для обеспечения функционирования дипломатических и консульских представительств.
  • При переводе физическим лицом — резидентом из России валюты в сумме, не превышающей 5000 долларов США (или в другой валюте в эквиваленте по курсу Центробанка) на заграничный счет другого физического лица — резидента.
  • Перевод иностранной валюты в Россию с заграничных счетов физического лица — резидента на счета иных физических лиц — резидентов, открытых в уполномоченных банках.
  • Для компенсации расходов и оплаты труда работников, которые выехали за пределы России, если их работа связана с постоянными разъездами.
  • При осуществлении расчетов между транспортными компаниями и клиентами за границей (физическими лицами и представительствами юридических лиц, созданных согласно федеральному законодательству России) по контрактам о перевозке.
  • При переводе инвалюты физлицами-резидентами со своих счетов в уполномоченных банках на такие счета своих близких родственников и супругов.
  • При осуществлении перевода иностранной валюты на банковские счета в уполномоченных банках диппредставительств и консульств за переделами России и на счета госпредставительств России при межправительственных учреждениях со счетов в уполномоченных банках, открытых госорганами исполнительной власти, которые функционируют за границей через собственные представительства, для выплаты зарплаты. А также при осуществлении таких переводов в обратном направлении — со счетов диппредставительств и консульств.
  • При внесении/возврате разного рода обеспечения (клирингового, коллективного или индивидуального) и в виде взноса в имущественный пул.
  • При расчетах, сделанных по итогам проведенного клиринга, а также взаимоотношениях по комиссионным договорам, предметом которых являются обязательства, исполняемые по итогам клиринга.
  • При исполнении/прекращении договоров — производных финансовых инструментов в случае, если одной стороной договора выступает уполномоченный банк (профессиональный участник рынка ЦБ).
  • При приобретении и отчуждении валютных ценностей, выступающих в качестве обеспечения исполнения обязательства, предусмотренного договором репо, договором, являющимся производным финансовым инструментом, и (или) договором иного вида, заключенными на условиях, определенных генеральным соглашением (единым договором), при условии, что одной из сторон по такому договору является уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Читайте также:  Контролируемые иностранные компании в России

Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс:

Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение

Валютные счета: есть ли ограничения в операциях между резидентами и банками?

Не имеют ограничений валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, если они касаются:

  • кредитных отношений (уплаты процентов, штрафов и пени, получения/возврата кредита);
  • внесения/снятия денежных средств со счетов в банках;
  • получения банковских гарантий, выполнения резидентом обязанностей поручителя, залогодателя;
  • покупки векселей, выписанных уполномоченными банками, истребования платежа по ним при предъявлении;
  • приобретения/продажи иностранной валюты и чеков в обмен на российские рубли;
  • уплаты комиссионного вознаграждения банкам.

Резиденты вправе проводить расчеты при помощи открытых в уполномоченных банках счетов в любой иностранной валюте. В случае необходимости они могут проводить конверсионные операции по согласованному с банками курсу. При этом не имеет значения, в какой именно иностранной валюте был открыт счет.

Уполномоченные банки, которые сами являются профессиональными участниками рынка ЦБ, могут самостоятельно открывать и обслуживать собственные брокерские счета, необходимые нерезидентам, которые являются их клиентами, с целью учета денежных средств. Кроме того, сами профессиональные участники рынка ЦБ открывают в своих уполномоченных банках специальные счета для учета денег при совершении брокерских сделок.

В случае нарушения условий совершения валютных операций, в частности сроков зачисления средств на счета резидентов, к правонарушителям могут применяться санкции, для расчета которых используется ставка рефинансирования Центробанка.

Разрешен ли валютный заем между резидентами?

При оформлении валютного займа заимодавец передает заемщику некоторую сумму в иностранной валюте при условии ее возврата через установленный период. Подобные займы могут предоставляться на процентной или безвозмездной основе.

Проведение валютных операций между резидентами РФ, к которым причисляются и займы в иностранной валюте, не допускаются. Однако в п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ предусмотрены исключения, позволяющие резидентам получать кредиты в валюте в уполномоченных финансовых учреждениях при оформлении соответствующих соглашений. То есть если такой заем берется в банке, нарушения законодательства не происходит.

Если же договор займа заключается между 2 хозяйствующими субъектами — резидентами, в нем должны присутствовать исключительно рублевые суммы. При желании указать их в валюте на момент расчетов окончательную сумму следует привязать к курсу валюты по ЦБ РФ.

Если же валютная операция по оформлению займа осуществляется между резидентом и нерезидентом РФ, по ней ограничений нет.

Особенности осуществления валютных операций между нерезидентами

В соответствии со ст. 10 закона № 173-ФЗ валютные операции между нерезидентами разрешены в России без каких-либо ограничений. Так, нерезиденты могут свободно переводить друг другу иностранную валюту и российские рубли с/на банковские счета в уполномоченных банках на/с заграничных счетов. Также нет ограничений относительно произведения расчетов между нерезидентами без открытия банковских счетов как при получении средств из-за границы, так и при переводе валюты и рублей за границу.

Нерезидентам разрешены любые операции с внутренними ЦБ на территории России при условии соблюдения федерального антимонопольного законодательства. При этом нерезиденты должны осуществлять валютные операции между собой с использованием рублей лишь через банковские счета, открытые в РФ.

О том, какие налоги с взносами надлежит уплачивать нерезидентам на территории Российской Федерации, читайте в материалах:

Порядок осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами

В России не ограничиваются валютные операции между резидентами и нерезидентами. Исключение составляют случаи, когда определенные ограничения установлены для предотвращения уменьшения валютных запасов в России.

До 2006–2007 годов действовало гораздо больше таких ограничений. Однако на сегодняшний день осталось лишь ограничение, указанное в ст. 11 закона № 173-ФЗ. В частности, сделки по приобретению или продаже иностранной валюты, а также чеков в такой валюте могут проводиться только через банки, уполномоченные на совершение валютных операций.

Кроме того, Центробанк устанавливает для кредитно-финансовых учреждений ряд требований по документальному оформлению сделок с наличной иностранной валютой. Так, финансовым регулятором предусмотрено требование о проведении обязательной идентификации персоны, покупающей или продающей иностранную валюту. Персональные данные могут вноситься в документы, оформляемые при совершении сделок с иностранной наличностью.

Все заграничные транзакции между резидентами и нерезидентами подлежат валютному контролю. Подробности — в материале «Валютный контроль при переводе денег за границу».

Итоги

Подводя итоги, можно сделать вывод, что валютные операции между резидентами запрещены, за исключением ограниченного числа случаев. Все эти исключения перечислены в законе № 173-ФЗ и могут быть расширены только путем внесения изменений в указанный закон.

Что касается валютных операций между резидентами и нерезидентами, а также расчетов, проводимых нерезидентами между собой, то существенных ограничений для них нет. Имеется лишь ряд требований по оформлению совершаемых сделок.

При оформлении сделок с валютными ценностями и валютой (иностранной и российской) потребуется указание кодов видов валютных операций, с которыми можно ознакомиться в статье «Справочник кодов видов валютных операций (2019 – 2020)».

Данные требования, а также порядок оформления и бланки необходимой документации детально расписаны в нормативных актах, издаваемых федеральным финансовым регулятором.

Расчеты в иностранной валюте между резидентами и оплата услуг иностранных контрагентов: как сделать все по закону?

Все расчеты, выполняемые в иностранной валюте, в нашей стране регулируются Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и статьей 317 Гражданского кодекса РФ. В положениях этих документов изложен законный порядок осуществления процедуры валютных операций между резидентами и нерезидентами России и другие особенности валютных платежей.

Расчеты в иностранной валюте между резидентами: нюансы процедуры

Законодательство не запрещает резидентам РФ открывать валютные счета в банках, а вот безналичные валютные операции между резидентами не разрешены, о чем сказано в пункте 1 статьи 9 Закона №173-ФЗ. Но в этой же статье упомянуты особые случаи, когда расчеты в иностранной валюте между резидентами допускаются. И таких ситуаций довольно много:

  1. При перечислении средств в рублях со счета, открытого одним резидентом за пределами России, на счет другого резидента в одном из отечественных банков либо с местного счета на тот, который имеется у второго резидента в зарубежном банке.
  2. При перечислении с одного счета, открытого резидентом за рубежом, на зарубежный счет другого резидента.
  3. При проведении резидентами-юрлицами целого ряда операций в валюте, зачисленной на их зарубежные счета. Сюда входят заработные выплаты сотрудникам расположенных за рубежом представительств, оплата и возмещение командировочных расходов работникам таких филиалов, если они были командированы в страну с представительством или в любую другую страну за границей.
  4. При совершении покупок в магазинах дьюти-фри, при продаже товаров либо оказании услуг по маршруту следования транспорта за рубежом.
  5. При уплате различных бюджетных сборов и налогов в иностранной валюте в федеральный или муниципальный бюджет соответствующего государства.
  6. При переводе валюты между двумя физическими лицами-резидентами с условием, что перевод производится с российского на зарубежный счет. При этом размер суммы перевода не должен превышать 5000 долларов или ее эквивалент в рублях по курсу Центробанка России на день осуществления перевода.
  7. При переводе иностранной валюты с иностранных счетов физического лица-резидента РФ в Россию на счета других физических лиц-резидентов, открытых в российских банках.
  8. Если валютный перевод производится с российских счетов на зарубежные между физическими лицами-резидентами, которые имеют тесные родственные связи, например являются супругами.
  9. При расчетах, связанных с получением банковских/коммерческих кредитов в уполномоченном банке.
  10. При операциях, связанных с получением валютных ценностей в порядке наследования.
  11. При переводах в дипломатические представительства валютной заработной платы на счета физических лиц-резидентов, которые там работают.

На заметку

Валютными резидентами РФ автоматически считаются все граждане России, кроме тех, кто проживает за рубежом в течение года без въезда на территорию РФ. Но при посещении России даже на один день непрерывность данного срока нарушается, и человек автоматически превращается в валютного резидента.

Всего в законе указано 30 пунктов, на основании которых могут производиться валютные переводы между лицами-резидентами.

Со стороны соответствующих органов валютные операции, которые ведут юридические лица, подлежат обязательному валютному контролю. В частности, при оформлении расчетного документа в обязательном порядке требуется указывать соответствующий код, позволяющий определить экономический смысл этой операции. Отсутствие информации может послужить основанием для отказа в осуществлении перевода.

При переводе физическим лицам предоставление обосновывающих документов является обязательным в случае:

  • переводов денежных средств в размере не более 5000 долларов на счета физических лиц-резидентов;
  • переводов средств на счета физических лиц-резидентов, состоящих в близком родстве.

Если валютный перевод осуществляет юридическое лицо, то в некоторых случаях также требуется предоставление подтверждающих документов (в банк, кредитную организацию). К таким относятся счета-фактуры, договоры, контракты, инвойсы и прочие документы, на основании которых производится валютный перевод.

Оплата услуг иностранных контрагентов

В статье 6 Закона №173-ФЗ утверждается, что на валютные операции между резидентами и нерезидентами РФ ограничения практически не распространяются. Исключением (и правомерным опасением государства) являются операции, которые могут вызвать серьезное сокращение золотовалютных резервов страны или привести к колебаниям валютного курса. Ограничения также могут быть установлены для поддержания стабильности платежного баланса РФ. При устранении обстоятельств, вызвавших ограничение подобного рода, контролирующие органы обычно разрешают проведение валютных операций.

Кроме этого, Центробанком РФ по отношению к кредитно-финансовым учреждениям установлен ряд требований, касающихся оформления документов для валютных сделок. Например, предусмотрена обязательная идентификация персоны, продающей или покупающей иностранную валюту. Эта информация должна вноситься в документы, оформляемые при совершении валютной сделки.

К самым распространенным операциями, производимым юридическими лицами-резидентами, можно отнести оплату услуг иностранных контрагентов. На объемы средств, выводимых за рубеж при осуществлении покупки товаров или услуг, российское законодательство ограничений не устанавливает. Но вместе с этим отношения экспорта-импорта с участием отечественных компаний полностью подпадают под Инструкцию Банка России от 16 августа 2017 года №181-И [1] . Указанный документ устанавливает определенные обязательства российских компаний в сфере оформления сделок в валюте с иностранными партнерами.

Согласно новой инструкции, пакет документов, которые нужно подавать в банк для валютного контроля, значительно изменился. Паспорт сделки был упразднен, и компании теперь необходимо только ставить контракт по импорту на сумму более трех млн рублей (или на эквивалентную сумму в валюте) на учет. Если сумма контракта меньше трех млн, но при этом больше 200 000 рублей, то его можно не ставить на учет, но потребуется направить в банк для подтверждения дополнительные документы по сделке. Если сумма не достигает 200 000 рублей, то ни ставить контракт на учет, ни предоставлять дополнительные документы не нужно.

В соответствии с новой инструкцией, больше не требуется готовить для банка справку о валютных операциях. До 2018 года при совершении сделки на сумму свыше 100 000 долларов организация должна была отослать агенту валютного контроля пакет документов, подтверждающих необходимость совершения такого платежа. С 2018 года для осуществления крупных валютных перечислений понадобится оформить лишь справку о подтверждающих документах. Сами документы нужно подавать в банк вместе со справкой, а их список определяется особенностями проведения операции. Например, для сделок по оплате товаров или услуг, полученных от иностранных контрагентов, подтверждающими документами будут являться таможенная декларация и прочие перевозочные или товаросопроводительные документы.

При необходимости списания валюты со счета в банк также подается распоряжение о списании средств и одновременно с этим предоставляется уникальный номер контракта, полученный при постановке на учет [2] .

Все основные документы по валютной сделке компания оформляет самостоятельно. Но, согласно инструкции, данную обязанность можно возложить на обслуживающий банк, конечно, только в том случае, если тот является агентом валютного контроля. Для этого потребуется направить в банк всего лишь пакет документов и заполнить соответствующее заявление.

Особенности учета валютных операций

Порядок любых валютных расчетов и учет таких операций регламентируется и детально описывается российским законодательством. Основными документами в этой сфере является Инструкция по применению единого плана счетов [3] , а также ранее упомянутый Закон №173-ФЗ.

В бухгалтерском учете валютные операции должны быть отражены одновременно и в рублевом эквиваленте по курсу Центробанка, и в иностранной валюте. Обычно в отчетности все суммы валютных операций отражаются в рублях, а валютные суммы являются только дополнительной информацией, в первичных документах — и в рублях, и в валюте. Для правильного проведения учета валютных операций важно точно определить дату совершения самой операции. Именно от этой даты зависит валютный курс, на основании которого бухгалтер пересчитывает валюту в российские рубли.

В бухгалтерском плане счетов для обобщения сведений о движении валютных денежных средств на счете любого резидента служит счет 52. Именно он используется для проведения операций с валютой в бухгалтерском учете любого предприятия. Кроме того, компания может дополнительно открывать субсчета для российских кредитных учреждений и для счетов в иностранных банках (субсчета 52-1 и 52-2).

Чтобы грамотно осуществлять расчеты в иностранной валюте, необходимо не только хорошо знать российское законодательство, но и иметь некоторый опыт в оформлении документов. Помощь надежного банка позволит не запутаться в тонкостях законодательства и при этом не переплатить за услуги.

Через какой банк можно проводить расчеты в иностранной валюте?

Всеми валютными переводами в России уполномочены заниматься только банки-агенты валютного контроля. Они скрупулезно проверяют правильность оформления всех документов, осуществляют валютный контроль при сделках и даже могут взять на себя обязанность заполнения всех необходимых документов.

Читайте также:  Аккредитация представительства иностранной компании в России

В качестве примера такого банка можно привести «ЮниКредит Банк», основанный в 1989 году как «Международный Московский Банк» и ставший первой отечественной финансово-кредитной организацией, привлекшей к формированию своего капитала средства иностранных банковских учреждений. Сегодня 100% акций «ЮниКредит Банк» принадлежат UniCredit Group.

Сейчас банк является одной из крупнейших кредитных организаций в России. Он предлагает исчерпывающий перечень банковских услуг практически любым клиентам: физическим лицам, финансово-кредитным учреждениям, малому и среднему бизнесу. Оказывает банк и услуги валютного контроля.

Обратившись в «ЮниКредит Банк», клиент способен выполнить операцию в иностранной валюте в отношении почти всех стран мира. Это возможно благодаря обширной корреспондентской сети кредитной организации. Если у клиента имеется счет только в одной конвертируемой иностранной валюте, он может отправить перевод практически в любой валюте мира, включая редкие: банк конвертирует средства при переводе.

В 2019 году «ЮниКредит Банк» отметил свое тридцатилетие и занял первое место в рейтинге «100 надежных российских банков — 2019» по версии журнала Forbes.

* «ЮниКредит Банк» работает на основании Генеральной лицензии на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Статья 9. Валютные операции между резидентами

Внимание! Это архивная редакция статьи.

Статья 9. Валютные операции между резидентами

1. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:

  • 1) операций, предусмотренных подпунктами “ж” и “з” пункта 9 части 1 статьи 1, частями 2 – 4 настоящей статьи, частями 6 и 6.1 статьи 12 и частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;
  • 2) операций, связанных с расчётами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчётами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
  • 3) операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включая операции по возврату комитентам (принципалам, доверителям) денежных сумм (иного имущества);
  • 4) операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;
  • 5) операций с внешними ценными бумагами, осуществляемых на организованных торгах, при условии учёта прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 6) операций с внешними ценными бумагами при условии учёта прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации;
  • 7) операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 8) операций, связанных с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей;
  • 9) операций при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой;
  • 10) операций, связанных с расчётами и переводами иностранной валюты при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
  • 11) операций, предусматривающих расчеты и переводы иностранной валюты для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации;
  • 12) переводов физическим лицом – резидентом иностранной валюты из Российской Федерации в пользу иных физических лиц – резидентов на их счёта, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5 000 долларов США по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату списания денежных средств со счёта физического лица – резидента, за исключением случаев, указанных в пункте 17 настоящей части;
  • 13) переводов физическим лицом – резидентом иностранной валюты в Российскую Федерацию со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в пользу иных физических лиц – резидентов на их счёта в уполномоченных банках;
  • 14) операций по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы территории Российской Федерации работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер;
  • 15) операций, предусмотренных настоящей частью и частью 3 настоящей статьи, совершаемых доверительными управляющими;
  • 16) операций, связанных с расчётами между транспортными организациями и находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договорам перевозки пассажиров.

17) переводов физическими лицами – резидентами иностранной валюты со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в пользу иных физических лиц – резидентов, являющихся их супругами или близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными), на счёта указанных лиц, открытые в уполномоченных банках либо в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

18) операций, предусматривающих переводы иностранной валюты на счёта дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, со счетов, открытых в уполномоченных банках федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции, связанные с их деятельностью за пределами территории Российской Федерации через своих представителей или представительства, и организациями, имеющими на основании федерального закона право по использованию счетов указанных официальных представительств и постоянных представительств Российской Федерации, для выплаты заработной платы и иных выплат, связанных с содержанием своих представителей или сотрудников своих представительств за пределами территории Российской Федерации, а также для оплаты и (или) возмещения расходов, связанных с их командированием;

19) операций, предусматривающих переводы иностранной валюты, переведенной в соответствии с пунктом 18 настоящей части, на счёта, открытые в уполномоченных банках указанными в пункте 18 настоящей части федеральными органами исполнительной власти и организациями, со счетов дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

20) операций, связанных с внесением и возвратом индивидуального, коллективного клирингового обеспечения и (или) иного обеспечения, в том числе внесенного в имущественный пул, в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ “О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте” (далее – Федеральный закон “О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте”);

21) операций, связанных с расчётами по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом “О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте”;

22) операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров, обязательства по которым подлежат исполнению по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом “О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте”, в том числе возвратом комитентам (принципалам, доверителям) денежных сумм (иного имущества);

23) операций, связанных с исполнением и (или) прекращением договора, являющегося производным финансовым инструментом, при условии, что одной из сторон по такому договору является уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг.

24) операций, связанных с приобретением и отчуждением валютных ценностей, выступающих в качестве обеспечения исполнения обязательства, предусмотренного договором репо, договором, являющимся производным финансовым инструментом, и (или) договором иного вида, заключенными на условиях, определённых генеральным соглашением (единым договором), при условии, что одной из сторон по такому договору является уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг;

25) операций между физическими лицами – резидентами, указанными в абзаце первом части 8 статьи 12 настоящего Федерального закона, совершаемых за пределами территории Российской Федерации;

26) операций по выплате физическим лицам – резидентам заработной платы и иных выплат в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации по заключенным ими с юридическими лицами – резидентами трудовым договорам, предусматривающим исполнение такими физическими лицами – резидентами своих трудовых обязанностей за пределами территории Российской Федерации;

27) операций по переводу на открытые в уполномоченных банках на территории Российской Федерации счёта физических лиц – резидентов:

  • являющихся сотрудниками (работниками) дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представителями федеральных органов исполнительной власти (заместителями представителей федеральных органов исполнительной власти), находящимися за пределами территории Российской Федерации, а также сотрудниками (работниками) расположенных за пределами территории Российской Федерации представительств, филиалов государственных учреждений Российской Федерации, месячного должностного оклада с надбавками, денежного содержания, денежного довольствия, должностного оклада и надбавки к должностному окладу (при наличии оснований для её установления), заработной платы и иных сумм в иностранной валюте согласно заключенным с указанными сотрудниками (работниками, представителями, заместителями представителей) служебным контрактам, контрактам, трудовым договорам и иных сумм, связанных с исполнением указанными сотрудниками (работниками, представителями, заместителями представителей) своих служебных или трудовых обязанностей за пределами территории Российской Федерации, выплата которых предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также причитающихся указанным сотрудникам (работникам, представителям, заместителям представителей) сумм возвращенного налога на добавленную стоимость и иных налогов, полученных от компетентных органов государств пребывания;
  • направленных федеральными органами исполнительной власти за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей согласно заключенным ими с такими федеральными органами исполнительной власти служебным контрактам, контрактам, трудовым договорам, предусматривающим исполнение такими физическими лицами – резидентами своих служебных или трудовых обязанностей за пределами территории Российской Федерации, а в отношении физических лиц – резидентов из числа военнослужащих – по решениям должностных лиц, уполномоченных направлять военнослужащих за пределы территории Российской Федерации, сумм денежного содержания, денежного довольствия, заработной платы и иных выплат в иностранной валюте;
    • 29) операций по уплате страховой премии, выплате страхового возмещения по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, операций по выплате вознаграждения и выплате иностранной валюты по сделкам, обеспечивающим исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту), предусмотренных установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ “О банке развития” порядком осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков.

2. Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счёт, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

3. Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:

  • 1) с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
  • 2) с внесением денежных средств резидентов на банковские счёта (в банковские вклады) (до востребования и на определённый срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определённый срок);
  • 3) с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
  • 4) с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным законом от 11 марта 1997 года N 48-ФЗ “О переводном и простом векселе”;
  • 5) с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
  • 6) с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
  • 7) с иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами, связанные с расчётами в иностранной валюте в рамках заключённых между этими резидентами договоров финансирования под уступку денежного требования (факторинга), по которым резидентам, являющимся финансовыми агентами (факторами), были уступлены денежные требования иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся резидентам, являющимся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) с нерезидентами лицами, передающими этим нерезидентам товары, выполняющими для них работы, оказывающими им услуги, передающими им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Какие валютные операции вправе осуществлять физические лица?

Краткое содержание:

Физические лица – резиденты вправе осуществлять такие валютные операции, как, например, банковские переводы, расчеты в магазинах duty-free, купля-продажа иностранной валюты в уполномоченных банках, ее наследование, передача в дар близким родственникам и т.п.

Перечень разрешенных к совершению валютных операций зависит от резидентства участников таких операций. В этом случае физическими лицами – резидентами признают граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в РФ на основании вида на жительство. В свою очередь физических лиц, не являющихся резидентами, считают нерезидентами (пп. “а”, “б” п. 6, пп. “а” п. 7 ч. 1 ст. 1 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Читайте также:  Статус беженцев для украинцев в России

Для целей валютного регулирования физическими лицами-резидентами являются (пп. “а”, “б” п. 6 ч. 1 ст. 1 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ):

• граждане РФ;
• иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство.

Список нерезидентов см. в п. 7 ч. 1 ст. 1 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением таких операций, в отношении которых устанавливаются ограничения, например, в целях предотвращения резких колебаний курса рубля (ст. 6 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Валютные операции между резидентами

По общему правилу валютные операции между резидентами запрещены (ч. 1 ст. 9 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Вместе с тем физическое лицо – резидент вправе совершать с иными резидентами (физическими и юридическими лицами), в частности, следующие валютные операции:

1) перевод валюты РФ (рубли) со счета резидента за пределами РФ на счет другого резидента на территории РФ (и наоборот), а также со счета резидента за пределами РФ на счет другого резидента за пределами РФ (пп. “ж”, “з” п. 9 ч. 1 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 9 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ);

2) расчеты в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли (duty-free), а также оплата товаров (услуг), реализуемых (оказываемых) пассажирам при международных перевозках (п. 5, пп. “а” п. 9 ч. 1 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 9 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ);

3) операции с внешними ценными бумагами на организованных торгах при условии учета прав на такие ценные бумаги в российских депозитариях (п. 5 ч. 1 ст. 9 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

К внешним относятся ценные бумаги (в том числе в бездокументарной форме), которые не являются (п. 4 ч. 1 ст. 1 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ):

• эмиссионными ценными бумагами, номинальная стоимость которых указана в рублях и выпуск которых зарегистрирован в РФ;
• иными ценными бумагами, выпущенными в РФ и удостоверяющими право на получение рублей.

4) перевод иностранной валюты в РФ со счета (вклада) в банке за пределами РФ в пользу иных физических лиц – резидентов на их счета (вклады) в уполномоченных банках (п. 13 ч. 1 ст. 9 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Уполномоченный банк
Уполномоченный банк – российская кредитная организация, имеющая право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте (п. 8 ч. 1 ст. 1 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

5) перевод иностранной валюты из РФ в пользу иных физических лиц – резидентов на их счета в банках за пределами РФ в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5000 долл. США по курсу Банка России на дату списания денежных средств со счета, за исключением случаев, указанных в двух нижеследующих пунктах (п. 12 ч. 1 ст. 9 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ);

6) перевод иностранной валюты со счета (вклада) в уполномоченном банке на счет (во вклад) в банке за пределами РФ, открытый на физическое лицо – резидента, срок пребывания которого за пределами РФ в течение календарного года в совокупности превышает 183 дня, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства своего пребывания, – в оплату товаров (работ, услуг), переданных (выполненных, оказанных) таким физическим лицом (п. 31 ч. 1 ст. 9 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ);

7) перевод иностранной валюты со счета в уполномоченном банке в пользу супруга или близкого родственника на его счет в уполномоченном банке либо в банке за пределами РФ (п. 17 ч. 1 ст. 9 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Близкие родственники
Близкими родственниками признаются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, усыновители и усыновленные (п. 17 ч. 1 ст. 9 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

8) валютные операции, совершаемые за пределами РФ физическими лицами – резидентами, срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года в совокупности превышает 183 дня, между собой, а также с российскими государственными вузами и их филиалами за пределами РФ по договорам об образовании (п. 25 ч. 1 ст. 9 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ);

9) получение валютных ценностей в порядке наследования (п. 28 ч. 1 ст. 9 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ);

К валютным ценностям относится иностранная валюта и внешние ценные бумаги (п. 5 ч. 1 ст. 1 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

10) валютные операции с уполномоченными банками, связанные, в частности (п. п. 1, 2, 5 ч. 3 ст. 9 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ):

  • с получением и возвратом кредитов и займов;
  • внесением на счет (вклад) денежных средств и их получением;
  • куплей-продажей наличной и безналичной иностранной валюты;

11) расчеты по договорам перевозки пассажиров между физическими лицами – резидентами, находящимися за пределами РФ, и российскими транспортными организациями с использованием средств, зачисленных в соответствии с валютным законодательством РФ на счета (вклады) в банках (иных организациях финансового рынка) за пределами РФ (п. п. 1, 16 ч. 1 ст. 9, ч. 6, п. 4 ч. 6.1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ);

12) дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам (п. 1 ч. 1 ст. 9, п. 2 ч. 3 ст. 14 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ);

13) приобретение и отчуждение единичных денежных знаков и монет в целях коллекционирования (п. 1 ч. 1 ст. 9, п. 4 ч. 3 ст. 14 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ);

14) перевод из РФ и получение перевода в РФ, осуществляемые в установленном порядке без открытия банковского счета (п. 1 ч. 1 ст. 9, п. 5 ч. 3 ст. 14 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ; указание Банка России от 30.03.2004 № 1412-У).

Обратите внимание! За осуществление незаконных валютных операций предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 75 до 100% суммы таких операций (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Валютные операции между резидентами

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены. Вместе с тем Законом предусмотрены исключения из этого правила.

Разрешены валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (часть 2 статьи 9 Закона 173-ФЗ). Перечень валютных операций, осуществляемых по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет установлен Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Указанием от 28 апреля 2004 г. № 1425-У. “Порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками”.

Без ограничений осуществляются следующие валютные операции между резидентами и уполномоченными банками (часть 3 статьи 9 Закона 173-ФЗ):

  • получение и возврат кредитов и займов, уплата сумм процентов и штрафных санкций по этим договорам;
  • внесение денежных средств резидентов на банковские счета и получение денежных средств резидентов с банковских счетов. Вклады могут быть как до востребования, так и на определенный срок;
  • купля-продажа физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту;
  • обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств);
  • прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
  • уплата уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
  • операции по договорам с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
  • операции с векселями выпущенными уполномоченными банками;
  • иные валютные операции, отнесенные к банковским операциям в соответствии с Федеральным Законом от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности”.

Юридические лица – резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами (часть 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ). Физические лица – резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (часть 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ).

Физическим лицам – резидентам разрешены для проведения в форме наличной оплаты следующие валютные операции (часть 3 статьи 14 Закона 173-ФЗ):

  • передача иностранной валюты или внешних ценных бумаг в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
  • дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;
  • завещание валютных ценностей или получения их по праву наследования;
  • приобретение и отчуждение в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
  • перевод без открытия банковских счетов, иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США;
  • покупка, обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств) у уполномоченного банка или продажа уполномоченному банку наличной иностранной валюты;
  • прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты.

Все остальные расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках. Применить это положения Закона 173-ФЗ не всегда удается. Например, пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ разрешены операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.

Если Законом не разрешена эта операция в наличной форме, то ее следует проводить только в безналичной, например, с использование карточного счета. Но те, кто был в этих магазинах знают, что магазины беспошлинной торговли принимают и наличные денежные средства. И магазины и покупатели нарушают валютное законодательство.

Будем надеяться, что урегулировать эту и другие проблемы применения валютного законодательства поможет представленный на рассмотрение в Государственную Думу Законопроект, предусматривающий внесение изменений в Закон № 173-ФЗ. Законопроектом в частности, предусматривается разрешить осуществлять расчеты без открытия счета между физическими лицами – резидентами и магазинами беспошлинной торговли.

Кроме того, между резидентами разрешены следующие операции:

  • между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
  • по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов (пункт 4 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
  • с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

Проектом о внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова “выпущенными от имени Российской Федерации”. Тем самым будут разрешены валютные операции между резидентами по внешним ценным бумагам, существующим на рынке ценных бумаг.

  • операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

Проектом о внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова “юридических лиц”.

  • Тем самым такие валютные операции будут разрешены и физическим лицам – резидентам. операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ).

Отметим, что эту операцию Закон 173-ФЗ не разрешает осуществлять в наличной форме. По мнению автора, это ограничивает возможности налогоплательщиков по уплате платежей в бюджет. Все остальные валютные операции между резидентами должны осуществлять между собой только в рублях. Обратите внимание, что действующим Законом 173-ФЗ не предусмотрена такая валютная операция как снятие с валютного счета денежных средств и передача их сотруднику, например на командировочные расходы за пределами РФ. В настоящее время организация – резидент может только выдать сотруднику сумму командировочных в рублях, с тем, чтобы он обменял их в уполномоченном банке или как вариант, использовать корпоративную пластиковую карту.

Ситуацию исправить можно, если Государственная Дума примет предлагаемые изменения в Закон 173-ФЗ, которые предусматривают, разрешение валютной операции в иностранной валюте при возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.

Кроме этого проектом предполагается разрешить между резидентами следующие валютные операции:

  • операций, связанных с выплатой дохода и (или) погашением внешних ценных бумаг;
  • операций, связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
  • операций, предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации;
  • переводов физическими лицами – резидентами из Российской Федерации в пользу физических лиц – резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк эквивалента 5000 долларов США по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату списания денежных средств со счета физического лица – резидента.

Предлагаемые в Законопроекте поправки к Закону № 173-ФЗ свидетельствуют о положительной тенденции к совершенствованию валютного законодательства и позволяют решить ряд проблем, возникающих при осуществлении резидентами и нерезидентами отдельных видов валютных операций.

Ссылка на основную публикацию