Дивиденды иностранному учредителю юридическому лицу

Как платить налоги с акций иностранных компаний

Вопрос о том, как грамотно платить налог по сделкам с иностранными ценными бумагами, интересует и начинающих инвесторов, и более опытных трейдеров. В этой статье вы узнаете все об общем порядке уплаты налога с зарубежных акций, как рассчитать и заплатить налоги с дивидендов по ним, а также что такое валютная переоценка и как она влияет на НДФЛ.

Налоги по операциям с американскими акциями

Налоги с иностранных акций уплачиваются в двух случаях:

  1. С дохода от продажи;
  2. С дохода по дивидендным выплатам.

Как платить налоги с дивидендов иностранных акций, мы рассмотрим в одном из следующих разделов статьи, а сначала остановимся на торговых операциях.

В инвестиционной среде (мы говорим о простых “физиках” и не касаемся тех, кто на рынке профессионально) принято разделение участников рынка на трейдеров и инвесторов. Первые зарабатывают на кратко- и среднесрочной торговле ценными бумагами, вторые больше ориентированы на долгосрочный рост капитализации эмитентов, в которых они инвестируют.

Деление, конечно, условное. Кто-то совмещает спекулятивную стратегию с инвестиционной, иногда даже не своей воле. Есть такая шутка, что инвестор – это трейдер, у которого не вышло продать акции с прибылью. Нам же важно то, как указанные различия в стратегии могут влиять на налогообложение.

Общая схема, как платить налоги с иностранных акций, такова:

  • Трейдер, который купил и продал ценные бумаги, платит налог с дохода от продажи. То есть посчитать НДФЛ он должен с положительной разницы между ценой продажи и ценой покупки.
  • Исключительно покупка иностранных акций не влечет за собой налоговых обязательств. Ведь обязанности уплатить НДФЛ не возникает до тех пор, пока акция не продана. Поэтому инвестор, который купил и удерживает ценную бумагу, от обязанности уплачивать налог освобождается, даже если его актив растет в цене.

О порядке и нюансах расчета налога на акции иностранных компаний расскажем далее.

Налогообложение при купле-продаже иностранных акций: нюансы

Налог с продажи иностранных акций физическим лицом взимается с учетом следующих особенностей:

  • НДФЛ по сделкам купли-продажи иностранных акций рассчитывается в отношении каждой сделки отдельно. Налоговой базой является разница между ценой продажи и ценой покупки, также базу можно уменьшить на сумму брокерских комиссий. Ставка НДФЛ – 13% для налоговых резидентов и 30% – для нерезидентов.
  • Иностранные акции торгуются в валюте. Поэтому для целей НДФЛ доходы и расходы нужно пересчитать по курсу ЦБ РФ на дату каждой сделки (доходы – на дату сделки продажи, расходы – на дату покупки). Из-за этого возникает валютная переоценка, о которой поговорим в одном из следующих разделов.
  • Если вы торгуете акциями через российского брокера, то он выступает налоговым агентом: сам рассчитывает НДФЛ, сам подает в налоговую сведения, сам удерживает налог и уплачивает его в бюджет, а в случае невозможности удержания сообщает об этом в налоговую инспекцию. Соответственно, трейдеру, являющемуся клиентом российского брокера, никаких действий по части НДФЛ от купли-продажи акций предпринимать не нужно. Если же торговля идет через иностранную брокерскую площадку, все расчеты и отчетность ложатся на трейдера.

Важно! Рекомендуем проверять расчеты, которые делает брокер, и сведения, которые он сдает налоговикам. Ошибки редки, но все же случаются. Для этого нужно запросить у брокера карточку расчета НДФЛ и проверить поданную им информацию в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС (www.nalog.ru).

  • Для долгосрочных владельцев ценных бумаг, налоговых резидентов РФ, предусмотрена льгота по НДФЛ (ст. 219.1 НК РФ). Если акции куплены после 01.01.2014, находились в собственности больше трех лет и на момент продажи обращаются на ОРЦБ, от налогообложения освобождается доход от продажи в пределах 3 млн руб. за каждый год владения (если владели 3 года -вычет 9 млн руб., 4 года – 12 млн руб. и т. д.). Получить освобождение можно у брокера или в налоговой инспекции. В первом случае нужно подать соответствующее заявление брокеру, без заявления вычет он не предоставит (письмо Минфина от 01.09.2016 № 03-04-06/51247). Во втором – самому физлицу надо подать в свою налоговую 3-НДФЛ.

Важно! Для получения вычета на долгосрочное владение акции на момент продажи должны быть допущены к торгам на российских площадках – Московской или Санкт-Петербургской бирже. Но это не значит, что по акциям, купленным через зарубежного брокера или через российского брокера, но на иностранной бирже (с тикером “.US”, если говорить об американских акциях), получить такой вычет нельзя. Важен сам факт допуска бумаг к торгам в России, а не то, где фактически они были приобретены. Это подтверждает Минфин в письме от 30.05.2017 № 03-04-06/33381.

Учитываем валютную переоценку

Иностранные акции номинированы в иностранной валюте, курс которой постоянно меняется. А доходы и расходы для налогообложения мы учитываем в рублях: доходы от продажи пересчитываем по курсу Банка России на дату продажи, расходы на покупку – на дату покупки, а НДФЛ уплачиваем с рублевой разницы.

Важно! По иностранным акциям на Московской бирже налог не будет отягощен валютной переоценкой, так как они сразу торгуются в рублях. Список иностранных эмитентов, акции которых доступны к покупке на Мосбирже, можно найти на ее сайте.

Предлагаем рассмотреть несколько примеров, которые объяснят, как рассчитывается валютная переоценка и как она влияет на налоги.

Допустим, мы купили 100 акций компании N по 60 долл. США и через некоторое время продали их по 70 долл. Курс на дату покупки – 71 руб. за доллар, на дату продажи – 72 руб. за доллар. Мы не будем брать в расчет брокерские комиссии, чтобы не усложнять расчет. Но они также падают на расходы и переводятся в рубли по курсу на дату сделки.

На росте акций нам удалось заработать 1 000 долл. (100 шт. × 70 долл. – 100 шт. × 60 долл.).

Переоцениваем сделку в рубли и получаем облагаемый НДФЛ доход в сумме 78 000 руб. (100 шт. × 70 долл. × 72 руб. – 100 шт. × 60 долл. × 71).

С этой суммы мы и должны уплатить 13% НДФЛ, то есть 10 140 руб. (78 000 руб. × 13%).

Здесь с уплатой налога всё логично: у нас прибыль и в долларах, и в рублях. Значит, налоговая база объективно есть.

Возьмем ту же сделку, но предположим, что купили мы акции, когда доллар стоил 81 руб., а продали при курсе 69 руб. за доллар.

В долларах у нас та же прибыль равна 1 000.

А в рублях будет убыток 3 000 (100 шт. × 70 × 69 руб. – 100 шт. × 60 долл. × 81 руб.).

Значит, несмотря на долларовую прибыль, платить НДФЛ нам не придется. Выгодно? Не то слово. Но, к сожалению, российские реалии таковы, что со временем курс рубля к доллару слабеет. И более вероятной будет следующая ситуация.

Покупка акций состоялась по курсу 65 руб. за доллар, а продажа по 81 руб.. Кроме того, снизились котировки, ведь акции могут как расти, так и падать, и иногда существенно.

Условимся, что купили мы 100 акций по 60 долларов, а продать их пришлось по 50 долларов.

Финрезультат в долларах – убыток 1 000 долларов (100 шт. × 50 долл. – 100 шт. × 60 долл.).

А вот в рублях, сюрприз – доход 15 000 руб. (100 шт. × 50 долл. × 81 руб. – 100 шт. × 60 долл. × 65 долл.) и НДФЛ к уплате 1 950 руб. (15 000 руб. × 13%).

Можно ли избежать уплаты НДФЛ с валютной переоценки? Один способ есть – удерживать акции больше трех лет и получить вычет на долгосрочное владение, о котором мы говорили ранее.

Кто рассчитывает переоценку? Если вы торгуете через российского брокера, все посчитает он. Если же вы счастливый обладатель счета у зарубежного брокера, все расчеты придется делать самостоятельно.

Налоги на дивиденды по американским акциям

Налоги с дивидендов по акциям иностранных компаний брокер за вас не заплатит, так как по данным доходам налоговым агентом он не является. А принцип налогообложения американских дивидендов такой. При их выплате налог с вас удерживает сам иностранный эмитент:

  • По ставке 10%, если вы подписывали у брокера форму W-8BEN. Исключение – ценные бумаги фондов недвижимости (REIT), по ним ставка 30%. Это особенность налогообложения США.
  • По ставке 30%, если не подписывали.

Далее в первом случае вы должны самостоятельно задекларировать и доплатить оставшиеся 3% НДФЛ в бюджет РФ. 3% – это разница между налогом на доходы по российской ставке 13% и налогом по ставке США 10%, который вы поставите к зачету. Между Россией и США действует Договор об избежании двойного налогообложения (подписан 17.06.1992), поэтому налог, уплаченный в США, можно зачесть в счет уплаты российского НДФЛ.

Важно! Подтверждением уплаты налога в США для ИФНС будут являться отчет брокера и форма 1042-s, которую нужно получить у него же. В налоговой рекомендуем уточнить, нужен ли им построчный перевод этих документов на русский язык. По опыту можем сказать, что где-то перевод требуют, а где-то нет.

Во втором случае (если эмитент удержал 30%) в отношении налога с дивидендов иностранных акций также нужно подать 3-НДФЛ, но доплачивать в бюджет РФ уже ничего не придется.

Налоги на инвестирование в европейские бумаги и по операциям с депозитарными расписками

Принципы налогообложения в акции европейских компаний такие же, как и в акции США.

Если у вас российский брокер, то НДФЛ по сделкам купли-продажи он рассчитает и удержит сам. Дивиденды придут на счет уже очищенными от налога. Его удержит эмитент по ставке, действующей в его стране.

А дальше все зависит от того, есть ли у РФ с этой страной соглашение об избежании двойного налогообложения. Если соглашение есть и ставка там ниже 13%, разницу нужно будет задекларировать и доплатить в российский бюджет.Если выше, то просто отразить дивиденд в декларации. При отсутствии соглашения дополнительно отдать в казну России придется все 13%.

При работе через иностранного брокера посчитать и задекларировать весь НДФЛ по европейским ценным бумагам необходимо самостоятельно.

Что касается налогообложения депозитарных расписок (ДР), то налог с купли-продажи исчисляется по тем же правилам, что и при покупке иностранных акций. Схожий принцип и по дивидендам – чтобы понять, платить ли что-то в РФ, нужно знать:

  • ставку налога на дивиденды в той стране, на бирже которой торгуется ДР;
  • о наличии или отсутствии соглашения об избежании двойного налогообложения.

Действия с налогом мы описали выше.

Важно! При подсчете налога к доплате имейте в виду, что дивиденд начисляется на 1 акцию, а 1 ДР может равняться нескольким акциям (2, 5, 75) или долям акции (например, 1 ДР = 0,1 акции). Эту информацию можно найти на сайте компании в разделе для инвесторов и там же посмотреть сумму начисленных дивидендов до удержания налога.

Есть ли разница при покупке иностранных бумаг в России или за рубежом?

Для налогообложения имеет значение не страна площадки, на которой куплены акции, а страна брокера, через которого работает инвестор.

Российские брокеры предоставляют возможность покупки иностранных ценных бумаг на Санкт-Петербургской бирже, Московской бирже и при определенных условиях дают выход на иностранные площадки (например, Nasdaq, NYSE). При этом независимо от того, на какой бирже совершена сделка купли-продажи, брокер является налоговым агентом инвестора и занимается его НДФЛ (кроме дивидендов). Это может быть выгодно. К тому же список торгуемых на наших биржах инструментов сейчас приличный, постоянно пополняется и вполне удовлетворит массового инвестора.

Иностранный брокер не является налоговым агентом для российских граждан. Поэтому все обязанности по НДФЛ ложатся на плечи физлица-налогоплательщика. Но тут работают уже не налоговые, а другие преимущества: гораздо более широкий выбор инструментов для торговли и инвестирования, страхование депозита и др.

Если купить акции иностранных компаний на ИИС

ИИС – особый тип брокерского счета, позволяющий не только заработать на инвестировании или трейдинге, но и получить определенные налоговые выгоды:

  • в виде возврата НДФЛ на внесенные на ИИС средства – до 52 000 руб. в год (тип А);
  • освобождение от налога на прибыль по торговым операциям на ИИС (тип Б).

Покупать на ИИС можно в том числе и иностранные акции, которые торгуются на Санкт-Петербургской и Московской биржах. Особенностью ИИС является то, что заводить на него деньги можно только в рублях. Затем на них покупается валюта и уже потом акции (на Санкт-Петербургской бирже). На Мосбирже иностранные акции сразу торгуются в рублях. Вывод денег по окончании трехлетнего срока действия ИИС тоже делают исключительно в рублях: продают акции, продают валюту и делают рублевый перевод.

Налогообложение иностранных акций на ИИС зависит от того, какой тип вычета выбрал инвестор. Если это тип “А”, то НДФЛ с операций исчисляется в обычном порядке, который мы описали в статье. Если тип “Б”, то по истечении трехлетнего срока от НДФЛ освобождается весь доход от купли-продажи акций, включая иностранные, с учетом валютной переоценки.

НДФЛ с дивидендов как по иностранным, так и по российским акциям на ИИС уплачивается на общих основаниях, в том числе владельцами счетов типа “Б”. Освобождение от НДФЛ к дивидендам не применяется.

И имейте в виду, что не каждый брокер дает возможность покупать на ИИС иностранные акции. Поэтому если вы заинтересованы в инвестировании не только в рынок РФ, уточняйте этот момент до открытия индивидуального инвестиционного счета.

Как задекларировать доходы и вовремя оплатить налоги

Самостоятельно декларировать необходимо только те доходы от иностранных акций, по которым брокер не является налоговым агентом.

Если вы обслуживаетесь у российского брокера, то это все полученные от иностранных эмитентов дивиденды. По торговым операциям брокер отчитается сам.

Если брокерский счет открыт за рубежом, то декларация подается и по дивидендам, и по всем сделкам купли-продажи.

Декларацию можно заполнить любым способом. Удобнее всего делать это в программе от ФНС (ее можно бесплатно скачать на сайте службы) или в личном кабинете налогоплательщика.

В декларации по доходам от иностранных ценных бумаг заполняют:

  • титульный лист;
  • разделы 1 и 2;
  • приложение 2 по доходам от источников за пределами РФ – его заполняют на каждую сделку купли-продажи и каждый дивиденд, поэтому при активной торговле или многочисленных дивидендных выплатах декларация будет очень объемной;
  • приложение 8 по расходам и вычетам по операциям с ценными бумагами (приводятся суммарно).

К декларации нужно приложить брокерский отчет, форму 1042S (по дивидендам). Также рекомендуется прикрепить и сам расчет налога по позициям (в рублях). Это может быть таблица в Excel в свободной форме, например, такая:

Но для отправки ее налоговикам через личный кабинет придется делать скрины, так как файлы в формате xlxs ЛК не принимает.

Читайте также:  Регистрация ООО на иностранного гражданина

Крайний срок сдачи декларации – 30 апреля года, следующего за отчетным.

Уплатить налог, если вы декларируете его самостоятельно, необходимо до 15 июля следующего года.

По операциям, где брокер – налоговый агент, удержание и перечисление НДФЛ в бюджет производит он.

Штрафные санкции

Оштрафовать инвестора в иностранные ценные бумаги могут:

  • За неподачу в срок декларации 3-НДФЛ по ст. 119 НК РФ – на 5% от налога за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 000 руб.;
  • За неуплату НДФЛ по ст. 122 НК РФ – на 20% (а если докажут умышленность – на 40%) от незадекларированной и неуплаченной суммы налога. Если декларацию вы подадите, то за неуплату начислят только пени – 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

Кроме этого, с 2020 года введена обязанность подавать в ИФНС уведомления:

  • об открытии (закрытии) зарубежных брокерских счетов – в течение месяца с даты открытия/закрытия;
  • о движении денежных средств на этих счетах – до 1 июня года, следующего за отчетным; первый такой отчет нужно сдать до 01.06.2021.

Отчет о движении денежных средств не подается, если соблюдаются два условия (одновременно):

  • Финансовая организация (брокер) находится на территории страны – члена ОЭСР или ФАТФ и автоматически обменивается финансовой информацией с РФ.
  • Пополнения или списания по счету за год не превышают 600 000 руб. или их не было и при этом остаток на счете не превышает 600 000 руб. (валютный остаток пересчитывается в рубли по курсу ЦБ на 31 декабря отчетного года).

Клиентам американских брокеров от сдачи отчета не освободиться: США входит в ОЭСР и ФАТФ, но финансовой информацией с РФ не обменивается.

Штрафы за неподачу этих документов прописаны в ст. 15.25 КоАП РФ:

  • 1 000–1 500 руб. за просрочку или представление уведомления об открытии/закрытии счета не по утвержденной форме;
  • 4 000–5 000 руб. за неподачу уведомления об открытии/ закрытии счета;
  • 300–1500 руб. за просрочку отчета о движении денежных средств (в зависимости от длительности просрочки);
  • 2 000–3 000 руб. за несдачу отчета о движении денежных средств.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Дивиденды иностранным инвесторам: Особенности налогообложения

А.Талаш, к. э. н., член Палаты налоговых консультантов
ООО “РосКо – Консалтинг и аудит”

Опубликовано в “Финансовой газете” № 43/2010

Общество с ограниченной ответственностью вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”).

Акционерное общество вправе по результатам I квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям (п. 1 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”).

Для целей налогообложения дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации (п. 1 ст. 43 НК РФ).

Если дивиденды распределяются между акционерами (участниками) не пропорционально, то, по мнению Минфина России, такие выплаты не относятся к дивидендам для целей налогообложения и облагаются по общим ставкам: по налогу на прибыль организаций – 20%, по НДФЛ – 30 или 13% (Письма Минфина России от 24.06.2008 N 03-03-06/1/366, от 30.01.2006 N 03-03-04/1/65).

По нашему мнению, такая позиция не совсем оправданна, поскольку гражданское законодательство предусматривает не только пропорциональный порядок распределения дивидендов. Так, согласно п. 2 ст. 28 Закона об обществах с ограниченной ответственностью часть прибыли общества, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав общества изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок распределения прибыли между участниками общества.

В случаях выплаты дивидендов иностранным инвесторам российская организация, как правило, выполняет обязанности налогового агента по уплате налогов в бюджет Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Если инвестор – иностранная компания

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, за исключением ряда случаев (п. 1 ст. 310 НК РФ).

К таким исключениям отнесены случаи (п. 2 ст. 310 НК РФ):

1) когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации, и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде;

2) когда в отношении дохода, выплачиваемого иностранной организации, ст. 284 НК РФ предусмотрена налоговая ставка 0%;

3) выплаты доходов, полученных при выполнении соглашений о разделе продукции, если законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено освобождение таких доходов от удержания налога в Российской Федерации при их перечислении иностранным организациям;

4) выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ;

5) выплаты доходов организациям, являющимся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ “Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горно-климатического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” или иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со ст. 3.1 указанного Федерального закона.

Налог с дивидендов, полученных от российских организаций иностранными организациями, исчисляется по ставке 15% (пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 310 НК РФ налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (или не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом) представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, утвержденной Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@.

Налог, удержанный при выплате дивидендов, перечисляется российской организацией в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты (п. 4 ст. 287 НК РФ).

Если инвестор – физическое лицо

Физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) (п. 1 ст. 207 НК РФ). Налог исчисляется по ставке 9% (п. 4 ст. 224 НК РФ) или 15% (п. 3 ст. 224 НК РФ) и зависит от того, является ли инвестор налоговым резидентом.

В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Фактически уплачивать НДФЛ придется российской организации, выплачивающей доход иностранцу в виде дивидендов.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227, 227.1 и 228 НК РФ.

Уплатить НДФЛ с дивидендов российская компания должна не позднее дня перечисления дивидендов получателю (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Соглашения об избежании двойного налогообложения

При расчете сумм налога необходимо учитывать положения договоров об избежании двойного налогообложения, которые имеют приоритетный характер по сравнению с местным законодательством (ст. 7 НК РФ).

Налоговая нагрузка получателя дивидендов, предусмотренная в некоторых соглашениях об избежании двойного налогообложения, приведена ниже. Например, при налогообложении дивидендов в государстве, налогоплательщик которого не является его налоговым резидентом:

1) налог не должен превышать 5% от общей суммы дивидендов согласно Соглашениям, подписанным с Кувейтом и Государством Катар;

2) налог не должен превышать 5% от общей суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100 000 долл. США; 10% от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях (Соглашение с Кипром);

3) налог не должен превышать 10% от общей (валовой) суммы дивидендов в соответствии с Соглашениями, заключенными с Турцией, Египтом, Македонией, Индией, Монголией, Польшей, Молдовой, Туркменистаном, Узбекистаном, Азербайджаном и пр.

Для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения доля иностранного участника – получателя дивидендов в уставном капитале российской компании оценивается по курсу Банка России на момент фактического вложения инвестиций. Соотношение различных валют (долларов США, указанных в соглашении, и, например, евро, указанных в уставе компании) также производится на дату фактического внесения денег в уставный капитал компании (Письмо Минфина России от 10.09.2009 N 03-08-05).

В соответствии с п. 3 ст. 310 и п. 1 ст. 312 НК РФ российская организация при исчислении и удержании суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, обязана применить ставку, предусмотренную международным договором, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения о постоянном местонахождении в таком государстве. Документ должен быть заверен компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

Нужно ли ставить апостиль на документах, подтверждающих местопребывание иностранного инвестора? На этот вопрос однозначной позиции нет (Письмо Минфина России от 01.07.2009 N 03-08-13, Письмо УФНС по г. Москве от 28.03.2008 N 20-12/030169, Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2005 N 990/05 и пр.).

В некоторых письмах финансовых ведомств четко поименованы страны, в отношении которых не нужен апостиль. Так, не требуется апостиль для подтверждения резидентства США, Республики Кипр, Словацкой Республики (Письмо ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08/5988), Германии (Письмо Минфина России от 09.10.2008 N 03-08-05/2).

В Методических рекомендациях по применению гл. 25 НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150 (п. 5.3), разъяснено, что НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве. Такими документами могут являться справки по форме, установленной внутренним законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме. Такие справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка:

“Подтверждается, что организация. (наименование организации). является (являлась) в течение. (указывается период). лицом с постоянным местопребыванием в. (указывается государство). в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и (указывается иностранное государство)”.

При предъявлении российской организации – налоговому агенту подтверждений до даты выплаты дивидендов налог не удерживается у источника выплаты или удерживается у него по пониженным ставкам. В ином случае налог исчисляется по ставке 15%. Однако его можно вернуть, представив пакет документов, предусмотренный п. 2 ст. 312 НК РФ, в налоговый орган по месту постановки на учет российской организации – налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход.

Аналогичный порядок подтверждения налогового резидентства предусмотрен при исчислении НДФЛ с иностранцев – физических лиц.

Согласно п. 2 ст. 232 НК РФ для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий.

Дивиденды иностранному учредителю

При налогообложении дивидендов иностранных акционеров (участников) применяются ставки, установленные НК РФ, если иные ставки не предусмотрены международным договором РФ по вопросам налогообложения (п. 6 ст. 275 НК РФ).

Налоговым кодексом для дивидендов иностранных компаний установлена ставка налога на прибыль, равная 15% (подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ).

Для того чтобы использовались нормы международного договора, иностранная компания — получатель дивидендов должна представить налоговому агенту:

  • подтверждение, что она имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым заключен такой договор. Подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства и переведено на русский язык;
  • подтверждение, что она имеет фактическое право на получение дохода.

Такой порядок предусмотрен п. 1 ст. 312 НК РФ.

Специалисты финансового ведомства отмечают, что на подтверждении о постоянном местонахождении проставление апостиля не нужно (письма Минфина России от 16.01.2018 N 03-08-05/1523, от 28.11.2017 N 03-08-05/78765). Достаточным будет наличия оригинала документа, подтверждающего статус налогового резидента иностранной организации, выданного компетентным органом соответствующего государства, и нотариально заверенного перевода такого документа (письмо Минфина России от 28.11.2017 N 03-08-05/78765).

Обратите внимание: налоговики признают в качестве подтверждения постоянного местонахождения распечатку с официального сайта налогового органа иностранного государства (письмо ФНС России от 18.09.2013 N ОА-4-13/16815@).

В Налоговом кодексе не сказано, какими именно документами иностранная компания может подтвердить, что является фактическим получателем дохода. По мнению Минфина России (письма от 21.11.2017 N 03-08-05/76939, от 17.11.2017 N 03-08-05/76132), это могут быть документы:

  • подтверждающие (опровергающие) наличие у получателя дохода права усмотрения в отношении распоряжения и использования полученного дохода;
  • подтверждающие возникновение у иностранной компании налоговых обязательств, наличие которых говорит об отсутствии экономии на налоге у источника в РФ при последующей передаче полученных денежных средств третьим лицам;
  • подтверждающие ведение получателем дохода фактической предпринимательской деятельности.

Финансисты отмечают, что в качестве вышеуказанных документов могут приниматься в том числе документы финансовой отчетности, составленной по стандартам МСФО, заверенные аудиторской компанией (письмо Минфина России от 21.11.2017 N 03-08-05/76939).

Читайте также:  Агентский договор с нерезидентом

Если иностранная компания не имеет фактического права на получение дохода, положения международного договора могут быть применены к иному лицу, если оно прямо и (или) косвенно участвует в российской организации, выплатившей доход в виде дивидендов (п. 1.1 ст. 312 НК РФ). Для этого иностранная компания должна предоставить налоговому агенту:

  • документальное подтверждение признания отсутствия права на получение дохода;
  • информацию о лице, которое иностранная организация признает фактическим получателем дохода (п. 1.2 ст. 312 НК РФ).

При этом если фактическим получателем дохода оказывается физическое лицо — налоговый резидент РФ, при налогообложении дивидендов применяется ставка НДФЛ 13% (п. 1.3 ст. 312 НК РФ).

Обратите внимание, что, по мнению Минфина России (письмо от 29.12.2017 N 03-08-05/88206), из буквального прочтения положений п. 1.1 ст. 312 НК РФ следует, что если российская организация выплачивает дивиденды иностранной организации, являющейся резидентом государства, с которым у РФ нет действующего международного договора по вопросам налогообложения, и которая признает факт отсутствия фактического права на получение такого дохода, положения НК РФ могут быть применены к иному лицу. В связи с этим, если российский гражданин, являющийся единственным учредителем такой иностранной компании, подтвердит свое право на получение дивидендов, их налогообложение осуществляется по ставке НДФЛ 13%.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории России

Осуществляется Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ», Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также международными договорами РФ.

Инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Особенностью инвестиционной деятельности, осуществляемой иностранным инвестором в России, является то, что вложение иностранного капитала производится в объект только предпринимательской деятельности на территории России: в деньги, ценные бумаги (в иностранной валюте и валюте РФ), иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку, интеллектуальную собственность, а также услуги и информацию. Эти объекты должны принадлежать иностранному инвестору и быть оборотоспособными в России.

Выделяют два вида инвестиций:

  • 1. прямая иностранная инвестиция – это приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ, либо вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ,
  • 2. портфельные инвестиции – это приобретение иностранным инвестором акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг.

Иностранными инвесторами являются иностранная организация и иностранный гражданин, которые вправе в соответствии с законодательством своего государства осуществлять инвестиции на территории РФ, лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами России и вправе в соответствии с законодательством государства своего постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории РФ, международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории РФ, а также иностранные государства в порядке, определяемом федеральными законами.

Гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы, предусмотренные национальным законодательством и международными договорами, – обязательства государства перед иностранными инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования.

Россия предоставляет следующие гарантии прав иностранных инвесторов:

1. Гарантия, обеспечивающая неприкосновенность объекта, составляющего иностранную инвестицию, на территории РФ.

Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию. Последнее допускается по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ. При реквизиции им выплачивается стоимость реквизируемого имущества. После прекращения действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязан возвратить полученную им сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. При национализации иностранному инвестору возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

2. Гарантия недискриминации означает, что на иностранных инвесторов распространяется национальный режим. Так, ч. 1 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях закреплено:

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

А в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности.

Иностранному инвестору предоставлена гарантия использования различных форм осуществления инвестиций на территории РФ, не запрещенных законодательством РФ:

создание на территории РФ своих филиалов и представительств;

создание юридического лица, полностью принадлежащего иностранным инвесторам;

приобретение доли (вклада) в уставном (складочном) капитале юридического лица, созданного или вновь создаваемого на территории России (коммерческая организация с иностранными инвестициями);

долевое участие вместе с российскими лицами в различных совместных проектах;

приобретение акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг;

приобретение различных прав на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство РФ и не допускать недобросовестной конкуренции.

3. Гарантия стабильности условий инвестирования включает в себя гарантию от не

благоприятного изменения для иностранного инвестора законодательства РФ.

В случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, изменяющие размеры:

  • – ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации);
  • – федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ);
  • – взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации);
  • – либо вносятся в действующие федеральные законы и иные

нормативные правовые акты РФ изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов;

– либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в РФ по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций.

Такие новые ФЗ и иные НПА РФ не применяются в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более 7 лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций

4. Гарантия, обеспечивающая право инвестора воспользоваться результатами своей деятельности, включает гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора к другому лицу, гарантию использования на территории РФ и перевода за пределы России правомерно полученных денежных сумм, и гарантию права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции.

Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан уступить требования и перевести долг другому лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в России такой переход прав признается правомерным.

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории России для реинвестирования с соблюдением положений или для иных не противоречащих законодательству РФ целей и на беспрепятственный перевод за пределы России доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями.

5. Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ., которая обеспечивается законодательством РФ и международными договорами РФ.

Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов МСУ или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ, разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде РФ либо в третейском суде.

Помимо предоставления государственных, гарантий защиты прав иностранных инвесторов, такая защита может осуществляться посредством имущественного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, риска гражданской ответственности и предпринимательского риска.

Наряду с внутренним законодательством иностранные инвестиции регулируются также двусторонними и многосторонними международными договорами РФ.

В качестве первых могут выступать торговые договоры и соглашения об иностранных инвестициях, в которых определяется правовой режим инвестиционной деятельности иностранными инвесторами, устанавливаются порядок допуска иностранных лиц к этой деятельности, объем и государственные гарантии их прав, регулируются вопросы налогообложения, процедуры передачи инвестиционных споров на рассмотрение суда и арбитража и др.

В качестве многостороннего международного договора РФ в области регулирования иностранных инвестиций можно назвать Сеульскую конвенцию о создании Многостороннего агентства по страхованию иностранных инвестиций от 11 октября 1985.

Основная задача Агентства – стимулировать поток инвестиций в производительных целях между государствами-участниками Конвенции, и особенно в развивающиеся страны. Агентство предоставляет гарантии, включая совместное и повторное страхование, от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране резидентами из других стран; проводит соответствующую дополнительную деятельность по оказанию содействия притоку инвестиций в развивающиеся страны и между ними.

Оно предоставляет гарантии следующим инвестициям: капиталовложениям на приобретение акционерного участия, различным формам прямых капиталовложений и среднесрочным и долгосрочным займам, любым перечислениям иностранной валюты, производимым с целью модернизации, расширения или развития существующего капиталовложения и использования поступлений от существующих капиталовложений.

Агентство предоставляет гарантии капиталовложениям на случай убытка в результате введения ограничений в конвертировании валюты принимающего государства за его пределами; экспроприации имущества иностранного инвестора или аналогичных мер; нарушения принимающим государством договора с иностранным инвестором; войны и гражданских беспорядков на территории государства, принимающего инвестиции.

В основе договора о гарантии лежит договор страхования, сторонами в котором являются Агентство (страховщик) и иностранный инвестор (страхователь). Агентство не обеспечивает полного возмещения капиталовложения в случае его полной потери инвестором. Это положение направлено против возможного безответственного поведения инвесторов, рассчитывающих на полное возмещение потери. Обычно компенсируется от 70 до 95% ущерба.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Законодательство Российской Федерации об иностранных инвестициях

Привлечение иностранного капитала в российскую экономику, с одной стороны, весьма благоприятно влияет на ее развитие, но, с другой стороны, Российское государство должно обеспечить гарантиями реализации имущественных прав иностранных инвесторов, не забывая об интересах государства и российских инвесторов. В связи с этим с 1994 г. в России создан и действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, основной задачей которого является привлечение иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации и создание благоприятного правового, налогового, таможенного режима для зарубежных инвесторов.

Правовые возможности частных инвесторов регламентируются следующими российскими законодательными актами.

Во-первых, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Данный Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Во-вторых, па территории РФ действует Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”, который определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, па территории РФ, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

В-третьих, продолжает действовать Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 “Об инвестиционной деятельности в РСФСР”, который заложил основы осуществления инвестиционной деятельности на территории Советской России незадолго до распада СССР.

В-четвертых, правовое регулирование в этой сфере осуществляется на основе Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ “Об инвестиционных фондах”, который регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества (в том числе и иностранного) путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в определяемые в cooтветствии с российским законодательством объекты, а также с управлением (доверительным управлением) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранением имущества инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом.

На подзаконном уровне действует ряд постановлений Правительства, которые более детально регулируют вопросы инвестирования. Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2001 г. № 456 “О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений” было одобрено Типовое соглашение между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капитальных вложений.

В последние годы правотворческая и организационная деятельность федеральных органов власти в этом направлении только усиливается. Так, были приняты постановления Правительства РФ от 6 июля 2008 г. № 510 “О Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации” и от 30 декабря 2009 г. № 1141 “О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России”. Таким образом, на государственном уровне выстраивается система вспомогательных организаций, которые активно претворяют в жизнь идею развития иностранного инвестирования.

Кроме этого, немаловажную роль играет законотворческая деятельность субъектов РФ. В качестве такого примера можно привести Закон Волгоградской области от 2 марта 2010 г. № 2010-ОД “О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области”, который, несомненно, оказывает влияние на инвестиционную активность в пределах региона. В конечном счете, развитие такого правотворчества в регионах содействует формированию практики защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности на территории РФ.

Особое значение при правовом регулировании иностранных инвестиций играют международные соглашения и договоры. Так, Федеральным законом от 17 декабря 1996 г. № 154-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (Рим, 9 апреля 1996 г.). Данное соглашение предусматривает, что каждая из этих стран будет поощрять инвесторов другой страны осуществлять капиталовложения на своей территории и допускать такие капиталовложения в соответствии со своим законодательством. Подобные соглашения, как правило, содержат нормы, направленные на разрешение споров. Так, если спор между сторонами с участием иностранного инвестора не будет разрешен мирным путем в течение шести месяцев с даты письменного обращения об урегулировании спора, он может быть передан по выбору инвестора либо на рассмотрение в компетентный суд или арбитраж Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложение осуществлено; либо арбитраж ad hoc, создаваемый в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли; либо иной международный арбитраж, о котором договорятся стороны в споре.

Читайте также:  Продажа доли в ООО иностранцу: правила и оформления в 2020 году

Из международных конвенций, которые приняты большинством стран, можно отметить Конвенцию об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.), которая была ратифицирована постановлением Верховного Совета РФ от 22 декабря 1992 г. № 4186-1. Данной Конвенцией было учреждено специальное агентство, которое призвано стимулировать поток инвестиций в производительных целях между странами-членами и особенно в развивающиеся страны, дополняя, таким образом, деятельность Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и других международных финансовых учреждений развития.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 17.04.2015 2015-04-17

Статья просмотрена: 15607 раз

Библиографическое описание:

Бутузова, А. С. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России / А. С. Бутузова, Е. В. Афанасьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 711-713. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17516/ (дата обращения: 07.01.2021).

Иностранные инвестиции представляют собой важный процесс, необходимый для нормального функционирования производственной деятельности любой страны. И Россия не является исключением. Конечно, данный процесс вызывает множество самых разнообразных проблем, которые сложно решить даже самым опытным специалистам. Однако эти препятствия являются лишь стимулом к нахождению, разработке новых способов достижения наилучших результатов при осуществлении инвестиционной деятельности.

Возникновение проблем с привлечением иностранных инвестиций в России связано с недостаточной разработкой правовой системы регулирования инвестиционной деятельности, правовых институтов иностранных инвестиций и неточностью толкования норм в законах. Необходимо рассмотреть сложившуюся ситуацию, так как сфера иностранного инвестирования постепенно приобретает важное значение для производственной деятельности субъектов РФ, так и для России в целом.

Следовательно, правовое регулирование имеет огромное значение для России. Поэтому и необходимо обращать внимание на данную проблему, для устранения существующих недостатков и внедрения более эффективных механизмов её функционирования.

Понятие и сущность иностранных инвестиций

В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1].

Нормативно-правовые акты России об иностранных инвестициях

Одним из самых главных нормативно-правовых актов, предусматривающих регулирование поступлений инвестиций от иностранных инвесторов в Российской Федерации, является Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”.

Правовые нормы в России охватывают все многообразие проблем, возникающих в связи с осуществлением иностранной инвестиционной деятельности, входят в разные отрасли права. Этим и объясняется деление законодательства РФ на специальное и универсальное.

Специальное законодательство представляет собой комплекс, состоящий из законов и подзаконных актов, осуществляющих регламентирование организации инвестиционной деятельности и ее правовой формы, легализованной в Российской Федерации. Подобными нормативно-правовыми актами являются Федеральный закон № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений”, принятый 25 февраля 1999 года, Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”, принятый 9 июля 1999 года и др. [2].

Универсальное законодательство содержит в себе основные принципы и общие правила, согласно которым происходит осуществление деятельности иностранных инвесторов наравне с остальными субъектами РФ, а также регулирование гражданских правоотношений в различных направлениях экономики. В качестве примеров таких нормативных актов выступают кодексы Российской Федерации, Федеральный закон “Об акционерных обществах” и другие [3].

Принципы регулирования иностранных инвестиций в России

Выделяют три основных принципа правового регулирования иностранных инвестиций:

1) Инвестиции регулируются только на федеральном уровне;

2) Осуществление равной защиты прав как иностранных инвесторов, так и российских. Данный принцип предполагает предоставление защиты каждому из инвесторов вне зависимости от формы инвестиций и их принадлежности иностранным или российским субъектам.

3) Принятие норм международных договоров о правовом регулировании иностранных инвестиций российским законодательством.

Правовые гарантии иностранных инвесторов в Российской Федерации

В Российской Федерации с помощью федеральных законов, международных договоров и иных нормативно-правовых актов обеспечивается защита интересов иностранных инвесторов.

Выделяют следующие виды правовых гарантий зарубежных инвесторов:

1) Право осуществления инвестиций в различных формах на территории РФ;

2) Право передачи своих прав и обязанностей другому лицу;

3) Право на получение компенсации при отчуждении или реквизиции имущества;

4) Право на защиту от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации;

5) Право на осуществление рационального разрешение спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиционной деятельностью;

6) Право на использование правомерных доходов от инвестиций на территории России и перевода этих доходов за пределы РФ;

7) Право на беспрепятственный вывоз из Российской Федерации имущества, документов, записей на электронных носителях, которых были ввезены в Россию в качестве иностранных инвестиций;

8) Право на приобретение выпускаемых государством и российскими коммерческими организациями ценных бумаг;

9) Право на возможное участие в процессе приватизации;

10) Право на получение земельных участков, других природных ресурсов, зданий и сооружений и иные виды недвижимого имущества;

11) Право на получение льгот по уплате таможенных платежей;

12) Право на получение льгот от органов местного самоуправления и субъектов РФ. [4]

Проблемы правового регулирования инвестиций

Несмотря на наличие нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и многообразие гарантий, представляемых иностранным инвесторам, можно выделить ряд проблем в правовом регулировании иностранных инвестиций.

Можно выделить следующие приоритетные направления изменения правой основы инвестиционной деятельности, поступления иностранных инвестиций в РФ:

1) Более глубокий анализ гарантий, предоставляемых зарубежным инвесторам. В частности введение полноценной стабилизационной оговорки, которая представляет собой полноценную гарантию от вступления в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, изменяющих налоговую нагрузку иностранных инвесторов или режим запретов, возлагаемых на них, в течении всего периода осуществления инвестиционного проекта. Так как согласно Федеральному закону № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ” стабильность инвестора поддерживается не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта, кроме исключительных случаев, предусмотренных данным законом.

2) Обеспечение законодательного сотрудничества между федеральным центром и его регионами, с целью достижения соглашения в сфере регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов. Необходимо также определить различие в формах, содержании и предназначении гарантий, предоставляемых органам государственной и субъектам Российской Федерации, а также их ответственность и обязанность при осуществлении данных гарантий.

3) Развитие в российском законодательстве более эффективной системы использования международных норм, способных разрешать инвестиционные споры.

4) Обеспечение возможности разрешать споры, возникающие в процессе инвестиционной деятельности в международных арбитражных судах.

5) Разработка конкретных правовых институтов, отвечающих за предоставление выгоды от инвестиционного проекта иностранным инвестором, а также за выплату последним компенсаций в случае причинения им вреда.

6) Возможно, большое значение сыграли бы специализированные арбитражные суды, созданные для разрешения споров, возникающих при участии иностранных инвесторов. Это послужило бы к созданию атмосферы более полного доверия зарубежных инвесторов к правовой системе России, осуществляющей защиту их интересов.

7) Учреждение специального уполномоченного органа, в полномочия которого входит рассмотрение жалоб иностранных инвесторов.

8) Закрепление всех необходимых условий осуществления поступлений иностранных инвестиций, а также основных взиманий и льгот [5].

Главной чертой правового регулирования государством инвестиционных отношений является двоякая роль государства: в одних случаях оно выступает непосредственно как лицо, осуществляющее инвестиции, а в других — как лицо, обладающее властными полномочиями, гарантирующее осуществление инвестиционной деятельности. В форме инвестиционных договоров, договоров долевого участия в строительстве, строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, возмездного оказания услуг, государственными контрактами на выполнение подрядных работ для государственных нужд, финансовой аренды (лизинга), соглашениями о разделе продукции будут представлены отношения, связанные с осуществлением капитальных вложений.

Смешанный предпринимательский договор, содержащий наряду с гражданско-правовыми нормами также публично-правовые (налоговые, административные, в области природопользования и пр.) представляет собой соглашение о разделе продукции. Правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в том, что инвестор освобождается от уплаты федеральных региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции [6].

Правовое регулирование иностранных инвестиций носит комплексный характер, который создает в практике применения права и законодательной деятельности, четко выраженные трудности. Основой правового регулирования должен быть принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности независимо от их отечественного или зарубежного происхождения, организационно-правовых форм и форм собственности.

4. В. Т. Батычко Международное частное право. Конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

5. Крупко С. Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право. 2000. N 10.

6. Платонова Н. Проблемы законодательного регулирования соглашений о разделе продукции // Хозяйство и право. 1998. N 3, 4.

Вопрос 64. Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ: способы и формы, гарантии и льготы.

Правовая основа регулирования – ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» 1999 года.

Иностранными инвестициями признаются вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ, включая осуществление прямых иностранных инвестиций. Прямой иностранной инвестицией признается любой из следующих видов использования капитала:

1) приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;

2) вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;

3) осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) основных средств таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.

Главная цель осуществления прямой инвестиции – получение инвестором эффективного контроля над управлением коммерческой организацией с иностранными инвестициями.

Привлечение капитала осуществляется в форме денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Российское законодательство не признает иностранной инвестицией создание представительства иностранной компании на территории России или вложение иностранного капитала в благотворительные, религиозные и другие общественно полезные некоммерческие организации, поскольку их деятельность не направлена на получение прибыли.

Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, должен выполнять часть или все функции от имени создавшей его головной организации при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер. Для получения права осуществлять предпринимательскую деятельность на территории России филиал иностранной компании должен получить аккредитацию в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ. В целях аккредитации головная организация должна утвердить и направить в Палату положение о филиале, в котором должны быть указаны основные сведения о филиале и его головной организации (наименование, адрес, правовая форма компании), цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в его основные фонды, порядок управления филиалом (ст.22 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

Коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения иностранного инвестора в состав ее участников.

В целях государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями в дополнение к обычному перечню документов иностранный инвестор должен представить учредительные документы иностранного инвестора, выписку из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранного инвестора, а также документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком.

Правовое регулирование иностранных инвестиций придерживается принципа национального режима. Это означает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам. Два вида изъятий из данного принципа: а) изъятия ограничительного характера (в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, обороны страны и т.п.). Как правило, это ограничения в определенных отраслях: телевизионное вещание, авиационная промышленность, банковская сфера и т.п. б) изъятия стимулирующего характера в виде льгот (для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ). Например, освобождение от таможенных пошлин при ввозе в РФ в качестве взноса в уставный капитал.

Привлечение иностранных инвестиций обеспечено системой конституционных гарантий общего характера и рядом специальных гарантий:

1) Право на суброгацию (право на передачу своих прав и обязанностей на основании уступки требования и перевода долга другому лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ).

2) Право на компенсацию при реквизиции или национализации (право на возмещение стоимости изъятого имущества, а также на возмещение убытков при национализации (ст.7 Закона об иностранных инвестициях в РФ)).

3) Стабилизационная (“дедушкина”) оговорка (гарантии от неблагоприятного для них изменения законодательства Российской Федерации (ст.9 Закона об иностранных инвестициях в РФ)).

Предусмотрена в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций. Новые нормативные правовые акты РФ, а также изменения и дополнения, не применяются в течение срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, если при этом увеличиваются размеры: ввозных таможенных пошлин или федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ), или совокупной налоговой нагрузки. Срок окупаемости приоритетного инвестиционного проекта истекает в момент, когда сумма накопленной чистой прибыли от проекта превысит амортизационные отчисления и затраты; не может превышать 7 лет со дня начала финансирования проекта. Приоритетный проект, включенный Правительством РФ в специальный перечень (пока не создан): суммарный объем иностранных инвестиций не менее 1 млрд руб. или минимальная доля (вклад) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации не менее 100 млн руб.

4) Право на использование доходов от инвестиций (иностранный инвестор после уплаты налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли, в том числе на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и др.).

Правительство РФ уполномочено осуществлять контроль за деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию