Бизнес в России для иностранцев: условия, сферы

Почему иностранцам бизнес в России вести легче, чем нам самим?

На прошлой неделе один из депутатов Госдумы выдвинул идею: повысить налог на прибыль зарубежным компаниям по продаже фастфуда, обосновавшимся в России. Согласно законопроекту, деньги от налогов пойдут на развитие спорта. Мы же решили проанализировать систему в целом и выяснить, кому проще работается – отечественному бизнесу или пришлому?

Законопроект, послуживший нам отправной точкой для размышлений, довольно интересен. Для различных фастфудных бистро и кафе предлагается повысить ставку налога с 20 до 23 процентов. При этом 4 процента c прибыли будет перечислено в федеральную казну, а 19 процентов отдадут на откуп субъектам РФ. В первую очередь законопроект при вступлении в силу затронет международные сети ресторанов быстрого питания. Полученные дополнительные средства предполагается направить на развитие системы оздоровления населения.

В общем и целом профессиональное сообщество не раскритиковало эту идею.

– Думаю, идея отчасти правильная, но непонятно, почему дело касается только иностранных брендов, – высказал свою точку зрения координатор московского отделения Общества защиты прав потребителей “Право на контроль” Валерий Светлов. – Если рассматривать идею с точки зрения законодательства, то тут есть два аспекта. Первый – можно взяться за все организации, предоставляющие людям некачественную или вредную еду. В таком виде законопроект может существовать и будет, на мой взгляд, вполне оправдан. Второй – вставить именно поправку в существующее законодательство, обложить налогом иностранцев и тем самым нарушить право Конституции РФ на равные условия труда. Первый вариант можно рассматривать всерьез, второй – нет.

Как отметил в беседе с “МП” Валерий Светлов, нынешняя ситуация в центральных городах, особенно в Москве, такова, что иностранные кафе с фастфудом вытеснили большую часть обычных столовых и небольших ресторанчиков, где пищу готовят заранее, а в случае надобности разогревают. Однако это вытеснение произошло только из-за того, что в России в 90-х годах был кризис, отечественные бизнесмены сферу питания занимали неохотно и в результате лучшую для этого бизнеса инфраструктуру заняли иностранцы, которые и стали здесь активно работать. Плюсом иностранцев было то, что за их бизнесом следило мировое сообщество, а сами компании сразу оформляли все так, как требовало российское законодательство. Подспорьем им послужила отмена обязательного соблюдения ГОСТов, в результате чего продукцию в России стало возможным производить практически любого качества. А потому не столько надо налог на фастфуд повышать, считает Светлов, сколько возвращать ГОСТы.

Однако мы все же взглянем на ситуацию несколько шире: ведь не только в сфере питания иностранные компании обгоняют отечественные, но и во многих других производствах лидируют тоже. Почему так происходит?

Оказалось, причин много. Например, ныне хозяин небольшого юридического агентства, а в прошлом владелец небольшого производства рассказал о тех сложностях, с которыми столкнулся он.

– Одно время занимался производством лимонадов, но очень скоро стало ясно, что в нынешних условиях сделать нормальный и качественный лимонад – как и в СССР – очень сложно, – поделился специально для “МП” Евгений Козик. – Например, чтобы произвести “Тархун”, нужно было привезти натуральное сырье из Молдавии, а также оплатить акцизы на алкоголь, так как по советской методике при производстве этого напитка применялась и спиртосодержащая обработка. В результате использования натурального сырья и уплаты всех налогов, в том числе и алкогольного акциза, цена моего лимонада была выше средней почти в два с половиной раза. Естественно, такой лимонад никто покупать не стал в большом количестве. Когда стало очевидно, что предприятие отнимает больше нервов и сил, чем приносит денег, его пришлось закрыть. Так вот, подобная практика с акцизами и налогами – наиболее губительна для нашей страны. Например, то же сырье из Молдавии завозится после уплаты пошлины, а спирт – акцизного сбора. В результате проще закрыть завод в России и открыть на его месте магазин, а в него завозить напитки, произведенные за границей. Доходы как минимум те же, а расходов в разы меньше.

Как пояснил наш собеседник, другая проблема, в которую упираются все мелкие производители в России, – это реализация своих товаров. В связи с тем, что большое количество крупных магазинов находятся в ведении иностранных компаний, они и сотрудничают с международными распространителями, к которым довольно непросто подступиться мелкому предприятию в России. В результате отечественным бизнесменам проще либо уйти на периферию, где реализовывать товар проще, либо стать еще одним магазином по продаже иностранных продуктов.

О другой проблеме, которая существует у российского бизнеса, рассказала вице-президент Союза независимых авторов и издателей Олеся Мицук.

– Реалии таковы, что, покупая на одном и том же заводе одну и ту же бумагу, мы платим НДС 18 процентов, а зарубежные фирмы – нет. То есть иностранцам бумага, произведенная в России, обходится дешевле, чем российским предпринимателям. Например, мы покупаем десять тонн определенной бумаги за 365580 рублей, а иностранцы за 310000 руб-лей. А теперь представьте ту же ситуацию с типографской краской, которая, переходя через границу, еще и пошлиной облагается в 10 процентов. А потом полученная книга тоже облагается НДС 18 процентов. В конечном итоге человек переплачивает за книгу 46 процентов минимум. Вы только представьте, что книги в России могли бы стоить на 46 процентов дешевле своей нынешней цены!

К сожалению, такого не происходит и, как отметила эксперт, фактически книгу дешевле издать за рубежом и привезти в Россию. Для более наглядного примера Олеся Николаевна привела расчеты: средняя себестоимость типичного издания на качественной бумаге в России составляет 150 рублей за экземпляр (при условии, что тираж книги 2000 экземпляров). Себестоимость того же издания в Финляндии будет при учете местных налогов 90 рублей. Однако затевать такую работу, как связь с иностранными партнерами, ради одного книжного тиража все-таки невыгодно: после пошлин и платы за доставку книги цена “финского” издания подскочит в среднем до 140 рублей. Но сам по себе пример довольно наглядный.

То, что многие неплохие бизнес-проекты разбиваются о наши налоги, на мой взгляд, становится очевидным, когда наблюдаешь и за автомобильной промышленностью. Многие автомобильные заводы в России терпят убытки и перепродаются иностранным инвесторам.

Зато после создания свободной экономической зоны у нас в стране появились автомобильные концерны со всего мира. Например, в том же Калининграде собираются все наиболее известные немецкие марки. В первую очередь это происходит потому, что на территории СЭЗ товары не облагаются пошлинами и покупаются по упрощенной налоговой системе.

– Легко ли работается в России иностранным инвесторам? Это очень хороший вопрос, на который все-таки нет однозначного ответа, – высказал свою точку зрения заведующий кафедрой государственных финансов Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” Дмитрий Камнев. – Тут нужно понимать, что законодательно иностранцам не делается каких-то особых привилегий. Но сам факт того, что на том или ином рынке работает иностранная компания, уже привлекает внимание государственных чиновников, которые тут же уделяют ей пристальное внимание и, на мой взгляд, фактически не дают в обиду. Когда же работает российское предприятие, такого благоговения уже нет. И еще: учитывая, что некоторым нашим бизнесменам свойственно со всеми договариваться, при каких-то переменах в чиновничьем кресле тот или иной “договорной” бизнес сразу терпит крах.

Похоже, ситуация действительно неоднозначна. В первую очередь, думаю, все упирается в деньги. Фирмы, получившие развитие в благополучной с давних пор стране, приходят на наш рынок во всеоружии – с опытом, деньгами и именем. А у наших предприятий, особенно в начале пути, всего этого нет. Что же делать? Опрошенные нами эксперты считают, что отечественному бизнесу нужно предоставлять квоты. Например, делать в магазинах в каждом отделе полку с товаром только российского производства и бренда. Еще можно не облагать рядом налогов предприятия, появившиеся с нуля в малых городах, как это делается в Белоруссии. Предложений много, но аналитики считают: перед тем как воплощать в жизнь новую идею, нужно нормализовать все старые.

Бизнес в России для иностранца

Я гражданин Литвы, хочу начать интернет-бизнес, ориентированный на Россию, Белоруссию и Украину. Это будет торговая площадка, где люди будут продавать друг другу вещи, а я буду брать комиссионный налог от продаж.

1) Могу ли я зарегистрировать компанию в Литве и работать на этих рынках? Должна ли будет компания платить какие-то налоги России? Какие?

2) Если я зарегистрирую ООО в России, какие налоги будут в таком случае? Могу ли я зарегистрировать ООО сам не будучи в России?

Прекрасно! Удобно, быстро и не дорого. Особенно помогло потому, что я нахожусь в Литве, но мне понадобились нюансы российского законодательства.

29 Сентября 2015 19:01

    помощь иностранным гражданам
  • Поделиться

Ответы юристов ( 4 )

  • 9,8 рейтинг
  • 10762 отзыва эксперт

1) Могу ли я зарегистрировать компанию в Литве и работать на этих рынках? Должна ли будет компания платить какие-то налоги России? Какие?
Жильвинас

Если Вы будете работать в Литве, то и отчитываться будете там же.

2) Если я зарегистрирую ООО в России, какие налоги будут в таком случае? Могу ли я зарегистрировать ООО сам не будучи в России?
Жильвинас

Регистрация ООО в России с участием иностранных лиц возможна, при этом помимо всех обычных документов необходимо предоставить апостилированный перевод удостоверения личности. При этом от Вашего имени может действовать представитель по нотариальной доверенности.

Более логично мне представляется зарегистрироваться в качестве ИП на УСН 6% от дохода.

И здесь не действуют такие пункты на правилах пользования, что ответственность за плагиат несут пользователи, которые это совершают?
Жильвинас

Вы можете понести в определенных случаях ответственность за действия Ваших пользователей. К примеру, если Вам будет направлено уведомление с требованием об удалении соответствующих данных, а Вы его проигнорируете.

Нет, я склонен выявлять злонамеренных пользователей и удалять. Я так понимаю, в таком случае проблем не должно быть.

Я так понимаю, в таком случае проблем не должно быть.
Жильвинас

Безусловно, в таком случае с этой стороны проблем не будет.

  • 3210 ответов
  • 1744 отзыва

1) Могу ли я зарегистрировать компанию в Литве и работать на этих рынках? Должна ли будет компания платить какие-то налоги России? Какие?
Жильвинас

Можете. Никаких ограничений законодательстве РФ для этого нет.

2) Если я зарегистрирую ООО в России, какие налоги будут в таком случае? Могу ли я зарегистрировать ООО сам не будучи в России?
Жильвинас

Если в РФ, то проще выбрать УСН 6% дохода. Через представителя — да.

Согласен насчет ИП. Заявление можно отправить по почте в ИФНС по месту регистрации с легализованным переводом паспорта. Проще, по-моему, в Литве.

1. Для ООО вам нужно приобрести юридический адрес в России, по которому будет официально числиться ваше ООО.
Артемьев Роман

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа (п. 2 ст. 54 ГК РФ). В случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности (гендиректора).

Реальное отсутствие юрлица (на купленном адресе) влечет штраф в размере 5000 рублей (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ), плюс появляется обязанность возместить убытки тем, кому они причинены этим обстоятельством — ст. 51 ГК РФ. Плюс риски штрафов за просрочку выполнения требований ИФНС, доставленных по адресу, где фирмы нет. Плюс риск отказа в вычетах по НДС например.

Это надо учитывать при «покупке юрадреса».

Он уже зарегистрирован на этой зоне на мое личное имя. Или я должен буду его переписать на свое юридическое лицо?
Жильвинас

Ерунда. Можно и в зоне.ру. На юрлицо стоит, если у него нет активов, потому как в случае, если на сайте будут зафиксированы нарушения действующего законодательства (нецензурщина, плагиат и прочее), даже совершенные пользователями, то штрафуют администратора домена.

Лучше делайте юрлицо или субъекта предпринимательства со статусом попроще в Литве. Хотя Вам решать, конечно.

А что в данном случае означает “нет активов”?

Что касается плагиата. Значит, если у меня зарегистрируется пользователь и он совершит плагиат, претензии будут предьявлены мне? И здесь не действуют такие пункты на правилах пользования, что ответственность за плагиат несут пользователи, которые это совершают?

А что в данном случае означает «нет активов»? Что касается плагиата. Значит, если у меня зарегистрируется пользователь и он совершит плагиат, претензии будут предьявлены мне? И здесь не действуют такие пункты на правилах пользования, что ответственность за плагиат несут пользователи, которые это совершают?
Жильвинас

Нет активов — нет имущества.

Да, об этом говорит ст. 1253.1 ГК РФ:

1. Лицо, осуществляющее передачу материала в информационно- телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети, — информационный посредник — несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационной сети на общих основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом, при наличии вины с учетом особенностей, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
2. Информационный посредник, осуществляющий передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате этой передачи, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) он не является инициатором этой передачи и не определяет получателя указанного материала;
2) он не изменяет указанный материал при оказании услуг связи, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала;
3) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицом, инициировавшим передачу материала, содержащего соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, является неправомерным.
3. Информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате размещения в информационно-телекоммуникационной сети материала третьим лицом или по его указанию, при одновременном соблюдении информационным посредником следующих условий:
1) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным;
2) он в случае получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса в сети «Интернет», на которых размещен такой материал, своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав. Перечень необходимых и достаточных мер и порядок их осуществления могут быть установлены законом.
4. К информационному посреднику, который в соответствии с настоящей статьей не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, могут быть предъявлены требования о защите интеллектуальных прав (пункт 1 статьи 1250, пункт 1 статьи 1251, пункт 1 статьи 1252 настоящего Кодекса), не связанные с применением мер гражданско-правовой ответственности, в том числе об удалении информации, нарушающей исключительные права, или об ограничении доступа к ней.
5. Правила настоящей статьи применяются в отношении лиц, предоставляющих возможность доступа к материалу или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

Если будете выявлять — гут, проблем быть не должно.

Исчисление НДС при оказании рекламных услуг иностранной компании

Российские организации при оказании услуг (выполнении работ) иностранным компаниям, не зарегистрированным в России, могут не платить НДС. При этом с июля 2019 года у них есть законное право предъявить к вычету «входной» НДС по приобретениям, использованным в ходе оказания таких услуг (выполнения работ).

Разберемся в тонкостях исчисления налога на примере рекламных услуг, заказчиком которых является иностранная компания.

О месте реализации услуг и работ.

Реализация услуг и работ на территории РФ облагается НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Если услуги оказаны (работы выполнены) не на территории России, местом реализации услуг (работ) признается территория иностранного государства (в том числе государства – члена ЕАЭС) и порядок обложения НДС соответствующих операций регулируется нормами иностранного законодательства.

Таким образом, для грамотного исчисления НДС вначале нужно определиться с местом реализации услуг (работ) и изучить соответствующие нормы ст. 148 НК РФ (Письмо Минфина России от 30.05.2019 № 03‑07‑11/39440).

По общему правилу место реализации услуг и работ устанавливается по месту деятельности их исполнителя, если в ст. 148 НК РФ (для конкретного вида услуг и работ) не предусмотрен специальный порядок.

Виды работ, услуг (норма ст. 148 НК РФ)

Место реализации работ, услуг

Работы, услуги, связанные непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ (пп. 1 п. 1):

По месту нахождения имущества

– работы по озеленению;

– услуги по аренде

Работы, услуги, связанные непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ (пп. 2 п. 1):

– ремонт и техническое обслуживание

По месту нахождения имущества

Работы, услуги, которые не связаны с конкретным местом их выполнения, оказания (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ):

– предоставление патентов, лицензий;

По месту деятельности покупателя

Услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта (пп. 3 п. 1 ст. 148)

Читайте также:  Приглашение для иностранца в Россию от компании

По месту оказания услуг

Услуги по перевозке и транспортировке, а также непосредственно связанные с ними услуги, работы (пп. 4.1 – 4.4 п. 1)

В зависимости от того, кто осуществляет перевозку, что перевозится и по какому маршруту

Работы, услуги в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ (п. 2.1)

Если работы, услуги указаны в закрытом перечне, приведенном в п. 2.1 ст. 148 НК РФ, местом их реализации является Россия

Вспомогательные работы, услуги (п. 3)

По месту реализации основных работ, услуг

Далее для примера подробно остановимся на оказании российской организацией рекламных услуг иностранной компании.

Рекламные услуги.

Нет объекта обложения НДС

Согласно пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации рекламных услуг территория РФ не признается, если их покупатель осуществляет деятельность на территории иностранного государства.

В силу пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ место осуществления деятельности покупателя определяется на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) выполнены (оказаны) через это представительство).

Даже если у заказчика – иностранной компании создано на территории РФ представительство, но деятельности в России оно не осуществляет, при этом договор на оказание услуг заключен непосредственно с иностранной компанией (не с представительством), местом реализации услуг территория РФ не признается (Письмо Минфина России от 30.05.2017 № 03‑07‑08/33135).

Таким образом, если покупателем рекламных услуг, оказываемых российской организацией, является иностранная компания, местом реализации указанных услуг территория РФ не признается
и, соответственно, они не являются объектом обложения НДС в России (Письмо Минфина России от 02.08.2018 № 03‑07‑08/
54428). В Письме от 03.08.2018 № 03‑07‑08/54835 специалисты ведомства подчеркнули: в связи с этим указанные услуги НДС в Российской Федерации, в том числе по нулевой ставке, не облагаются.

Пример

Заказчик рекламных услуг – австрийская компания (не зарегистрирована в РФ, постоянного представительства в РФ не имеет). Исполнитель – российская организация.

Местом реализации рекламных услуг в этом случае Россия не является, и такие услуги НДС не облагаются.

Есть вычет НДС

Но если при оказании рекламных услуг не возникает объекта обложения (то есть НДС они не облагаются), можно ли принять суммы «входного» НДС по использованным для этих целей товарам, работам, услугам к вычету? До недавнего времени было нельзя, налог следовало относить на увеличение стоимости приобретения в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ.

С 01.07.2019 данная норма действует в редакции Федерального закона от 15.04.2019 № 63‑ФЗ [1] . Кроме того, закон внес в п. 2 ст. 171 НК РФ дополнительный пп. 3, в силу которого с 01.07.2019 суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ территория РФ не признается, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.

Обратите внимание:

В указанном правиле (о вычете сумм НДС по покупке, используемой для операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых территория РФ не признается) есть исключение. Оно касается «входного» налога по товарам (работам, услугам), в том числе по объектам ОС и НМА, используемым для операций по реализации работ (услуг), предусмотренных ст. 149 НК РФ, местом реализации которых территория РФ не признается. В силу пп. 2.1 п. 2 ст. 170 НК РФ в этом случае суммы «входного» НДС к вычету не принимаются и подлежат учету в стоимости приобретения.

Значит, по товарам (работам, услугам), приобретенным с 01.07.2019 в целях оказания рекламных услуг иностранному заказчику, осуществляющему деятельность на территории иностранного государства, российская организация – исполнитель вправе (при соблюдении условий, установленных ст. 171 и 172 НК РФ) заявить вычет «входного» НДС.

О раздельном учете

Кроме того, Федеральным законом № 63‑ФЗ внесены дополнения в п. 4 ст. 170 НК РФ, согласно которым с 01.07.2019 для целей применения п. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ к операциям, подлежащим налогообложению, относятся операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых территория РФ не признается (за исключением операций, освобождаемых от уплаты НДС на основании ст. 149 НК РФ).

Получается, что при осуществлении операций по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не является территория РФ (при условии, что эти операции в ст. 149 НК РФ не упомянуты), не нужно вести раздельный учет сумм «входного» НДС, в то время как до указанной даты эта обязанность существовала (Письмо Минфина России от 22.12.2015 № 03‑07‑08/75085).

Таким образом, при оказании рекламных услуг иностранной компании, зарегистрированной в иностранном государстве, российская организация не обязана вести раздельный учет сумм «входного» НДС.

На примере одного судебного дела

Мы перечислили важные моменты, которые меняют до сих пор существовавший подход к исчислению НДС при оказании услуг (выполнении работ) иностранной компании, не зарегистрированной в РФ. Для наглядности приведем пример, который относится к периоду, когда действовали нормы гл. 21 НК РФ, еще не скорректированные Федеральным законом № 63‑ФЗ, – дело № А40-14103/2017.

Налоговый орган счел налоговые вычеты (более 18 млн руб.), связанные с операциями по оказанию рекламных услуг, местом реализации которых территория РФ не признается, неправомерными, так как указанные суммы, предъявленные рекламными организациями, общество должно было включить в стоимость оказываемых услуг.

По мнению общества, доля расходов на необлагаемые операции в общей сумме расходов не превысила 5 %, следовательно, оно имело право не применять правила раздельного учета, установленные п. 4 ст. 170 НК РФ, а НДС, предъявленный «рекламщиками», принять к вычету в полном объеме без распределения на облагаемые и не облагаемые им операции.

Судьи заняли сторону налогового органа, поскольку в рассматриваемом случае речь идет о суммах НДС по приобретенным услугам, используемым только для не подлежащих налогообложению
(освобожденных от налогообложения) операций, к которым не могут быть применены правила, установленные абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ. Данные суммы НДС на основании п. 2 указанной статьи подлежат учету в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг).

Обратите внимание:

Спор относится к периоду, когда действовала прежняя редакция п. 4 ст. 170 НК РФ, в которой правило «пяти процентов» было зафиксировано в абз. 9 (с 01.01.2018 – в абз. 7 [2] ). Некорректная на тот момент формулировка давала налогоплательщикам возможность заявить вычет НДС, приходящийся на прямые расходы по необлагаемым операциям. Были случаи, когда судьи поддерживали налогоплательщика, однако перелом произошел еще до изменений в законодательстве – в 2016 году.

Кассационная инстанция (Постановление АС МО от 06.07.2018 № Ф05-7827/2018) подчеркнула, что позиция арбитров соответствует судебной практике по данному вопросу, которая нашла свое отражение в Определении ВС РФ от 12.10.2016 № 305‑КГ16-9537, Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1407/11.

Стоит отметить, что и ВС РФ поддержал своих коллег, не найдя оснований для передачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ (Определение от 30.10.2018 № 305‑КГ18-17278).

К вопросу о пропорциональном делении НДС.

Но это еще не все, на что нужно обратить внимание налогоплательщикам, проводящим операции, местом реализации которых Россия не является. Следующий момент касается ситуаций, когда им вменено в обязанность вести раздельный учет «входного» налога, в частности когда наряду с облагаемыми имеют место не облагаемые НДС операции.

В таких случаях по покупкам (товарам, работам, услугам, объектам ОС и НМА, имущественным правам), предназначенным исключительно для облагаемых НДС операций, «входной» налог принимается к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ (абз. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Суммы «входного» НДС не подлежат вычету, а увеличивают стоимость приобретения для операций, не облагаемых налогом (абз. 2 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Но если товары, работы, услуги, объекты ОС и НМА, имущественные права предназначены для осуществления обоих видов операций, налог нужно распределять пропорционально доле облагаемых и необлагаемых операций в общем объеме отгруженных (переданных) товаров, работ, услуг, имущественных прав (абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ). «Входной» НДС в части, относящейся к необлагаемым операциям, учитывается в стоимости приобретения, а в части, относящейся к облагаемым операциям, принимается к вычету.

Положения абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик вправе не применять к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 % общей величины совокупных расходов на их приобретение, производство и (или) реализацию.

С 01.07.2019 расчет меняется. Операции по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (ст. 148 НК РФ), для целей расчета 5 %-го барьера отнесены к облагаемым НДС (разумеется, если при этом они не были перечислены в ст. 149 НК РФ).

Пример

Организация ведет облагаемую и не облагаемую НДС деятельность. Арендная плата и иные общехозяйственные расходы приходятся на оба вида. В июле 2019 года она заключила договор с иностранной компанией на оказание рекламных услуг, местом реализации которых территория РФ не является. Для этих целей был заключен договор с рекламной компанией.

Приведем исходные данные (без учета НДС) для определения доли расходов по операциям, не облагаемым НДС, за III квартал 2019 года, а также дадим пояснения о праве или отсутствии права на налоговый вычет при соблюдении общих на то условий.

  1. Расходы, непосредственно связанные с операциями, облагаемыми НДС, составят 5 000 000 руб. («входной» НДС по ним принимается к вычету полностью).
  2. Расходы, непосредственно связанные с операциями, не облагаемыми НДС, – 120 000 руб. («входной» НДС по ним не принимается к вычету, даже если в налоговом периоде соблюдено правило «пяти процентов»).
  3. Общие расходы – 80 000 руб. («входной» НДС по ним распределяется между видами операций).
  4. Расходы на операцию, по которой отсутствует объект налогообложения (оказание рекламных услуг иностранному контрагенту), – 60 000 руб. («входной» НДС по данной операции, проведенной после 01.07.2019, можно заявить к вычету).
  5. Выручка от продаж, облагаемых НДС, – 8 000 000 руб.
  6. Выручка от продаж, не облагаемых НДС, – 220 000 руб.
  7. Выручка от операции, по которой отсутствует объект обложения НДС (оказание рекламных услуг иностранному контрагенту), – 110 000 руб.
  8. Прочие доходы от реализации, облагаемые НДС, – 12 000 руб.
  9. Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС, – 10 000 руб.

Выясним, как принять к вычету НДС по общим расходам (арендная плата и иные общехозяйственные расходы). Для этого сначала рассчитаем часть общих расходов, приходящуюся на не облагаемые НДС операции, по следующей формуле:

Часть общих расходов, относящихся к не облагаемым НДС операциям

Общие расходы, относящиеся к облагаемым и не облагаемым НДС операциям

Выручка от продаж, не облагаемых НДС

Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС

Российская организация оказывает услуги иностранной организации, нужно ли платить НДС

При выходе российской компании на международные рынки сбыта перед ней неизбежно встает вопрос: нужно ли платить НДС при оказании услуг на внешних рынках в пользу иностранной организации? Для ответа на него следует обратиться к действующему налоговому законодательству и сложившейся судебной практике.

  • НДС при оказании услуг иностранному контрагенту
  • Правила и особенности
  • Примеры
    • Платим НДС
    • Оплата не требуется

НДС при оказании услуг иностранному контрагенту

Объектом налогообложения НДС становятся работы и услуги, выполненные на российской территории.

Если с экспортируемыми или импортируемыми товарами вопрос начисления НДС достаточно хорошо урегулирован нормами Налогового и Таможенного кодексов, то в плане оказания услуг нередко возникает немало спорных моментов. Дело в том, что обычно весьма непросто определить место выполнения определенной работы.

Именно от ответа на вопрос, оказывалась ли услуга на территории РФ, будет в конечном итоге зависеть облагается ли она НДС или нет.

Если в конечном итоге будет доказан факт оказания услуги на территории России, то и уплачивать НДС нужно будет в российский бюджет с учетом специфики внутреннего налогового законодательства. Это значит, что с полученной выручки необходимо будет рассчитать и заплатить НДС в размере 18%. При этом размер НДС допускается уменьшить на «входящего» НДС, полученного от других поставщиков в части затрат на оказание услуги иностранной организации (это, например, оплата услуг субподрядчиков или расходы на программное обеспечение).

Соответственно, если местом оказания услуги признается не Россия, а территория другого государства, то налоги начисляются и уплачиваются по законам иностранной державы. Налоговый кодекс указывает на то, что получение вычета по входящему НДС, израсходованному на оказание такой услуги, невозможно.

Правила и особенности

Правила определения места реализации услуг прописаны в Налоговом кодексе в статье 148. Законодательство предлагает определять место реализации по местонахождению имущества, с которым связаны работы и услуги; месту их фактического оказания; месту деятельности покупателя или исполнителя услуг.

Так, услуги считаются реализованными на территории РФ, если:

  • Их покупатель фактически ведет деятельность на территории России.
  • Они непосредственно связаны с операциями с недвижимостью, расположенной на российской территории. Это, например, услуги по выполнению отделочных, строительно-монтажных и ремонтных работ, арендных, реставрационных и озеленительных работ.
  • Они фактически оказываются на российской территории и связаны со сферами искусства и культуры, образования, физкультуры и спорта.
  • Они предполагают ремонт, обработку, техническое обслуживание, сборку, переработку воздушных и морских судов, движимого имущества на территории России.

Когда иностранный контрагент ведет свою деятельность на территории РФ, то НДС начисляется на выручку, полученную в результате:

  • разработки ПО, его адаптации и модификации;
  • оказания услуг по подбору и обучению персонала, который в дальнейшем будет работать в России;
  • передачи патентов, торговых марок, лицензий, авторских прав;
  • оказания услуг по сдачу в аренду недвижимости, автомобилей и автотранспорта;
    оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, маркетинговых, инжиниринговых услуг (Минфин в своем информписьме дополнил данный список аудиторскими услугами);
  • оказания агентских услуг.

Это, в частности, перевозка транзитных товаров, пассажиров и багажа (если их пункт назначения, либо отправления находится за пределами РФ); сопровождению, транспортировке и погрузке экспортируемых и импортируемых товаров. Нельзя забывать, что для некоторых таких транспортных услуг предусмотрено освобождение НДС ввиду нулевой ставки.

Отдельный пункт Налогового кодекса посвящен услугам геологоразведки и добычи углеродного сырья, бурению скважин, первичной переработки углеводородов на территории континентального шельфа или исключительной экономической зоны. Они также считаются выполненными на территории РФ.

Для подтверждения места оказания услуги иностранному производителю необходимо представить контракт, заключенный с иностранным производителем; акт выполненных работ и регистрационные сведения на иностранное юрлицо. Компании необходимо предварительно оценить, что для нее будет более выгодно: вынести место реализации услуги за пределы страны и не платить НДС (это можно сделать, например, через заключение контракта за пределами территории РФ) или же, напротив, оформить документы так, чтобы получить налоговый вычет по НДС.

Примеры

Приведем несколько примеров, когда нужно платить НДС при оказании услуг иностранной компании, а когда можно этого не делать.

Платим НДС

Иностранный производитель продуктов питания решил открыть производство на российской территории. Он заказал услуги по выполнение проектных и строительно-монтажных работ своего завода российскому подрядчику. Местом реализации услуг будет признана Россия, так как они предполагают операции с недвижимостью. Российская строительная компания должна будет перечислить НДС в бюджет по прибыли, полученной при возведении завода.

Другой пример. Иностранный производитель заказал у российской инжиниринговой компании услугу по обучению своего персонала работе на производственной линии. Так как образовательные услуги ведутся на территории России, то и местом их оказания является РФ.

Что такое государственный жилищный сертификат, зачем он нужен и как его получить? На все эти вопросы вы найдете ответ в нашей статье.

Планируете купить квартиру в Краснодарском крае? Все важные подробности описаны в материале.

Оплата не требуется

Иностранная компания заказала у российской юридическую консультацию. При этом филиалов и представительств зарубежная компания в РФ не имеет, деятельность здесь не ведет. Соответственно, НДС по таким услугам не начисляется и не платится.

Российская компания занимается проведением маркетинговых исследований рынка. У нее заказал отчет о состоянии российской рынка соков иностранный производитель. Он не зарегистрирован на территории РФ. Налог за оказание таких консультационных услуг не платится.

Таким образом, однозначного ответа на вопрос, платится ли НДС при оказании услуг иностранным компаниям, невозможно. Если иностранная компания не имеет представительств на территории России и не ведет здесь деятельность, то оказанные в ее пользу услуги могут освобождаться от НДС. При этом речь не должна идти об услугах, связанных с движимым и недвижимым имуществом, расположенном на российской территории.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Исчисление НДС при оказании рекламных услуг иностранной компании

Автор: Луговая Н.Н., эксперт журнала

Российские организации при оказании услуг (выполнении работ) иностранным компаниям, не зарегистрированным в России, могут не платить НДС. При этом с июля 2019 года у них есть законное право предъявить к вычету «входной» НДС по приобретениям, использованным в ходе оказания таких услуг (выполнения работ).

Читайте также:  Как определить, резидент или нерезидент юридическое лицо

Разберемся в тонкостях исчисления налога на примере рекламных услуг, заказчиком которых является иностранная компания.

О месте реализации услуг и работ.

Реализация услуг и работ на территории РФ облагается НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Если услуги оказаны (работы выполнены) не на территории России, местом реализации услуг (работ) признается территория иностранного государства (в том числе государства – члена ЕАЭС) и порядок обложения НДС соответствующих операций регулируется нормами иностранного законодательства.

Таким образом, для грамотного исчисления НДС вначале нужно определиться с местом реализации услуг (работ) и изучить соответствующие нормы ст. 148 НК РФ (Письмо Минфина России от 30.05.2019 № 03-07-11/39440).

По общему правилу место реализации услуг и работ устанавливается по месту деятельности их исполнителя, если в ст. 148 НК РФ (для конкретного вида услуг и работ) не предусмотрен специальный порядок.

Виды работ, услуг (норма ст. 148 НК РФ)

Место реализации работ, услуг

Работы, услуги, связанные непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ (пп. 1 п. 1):

По месту нахождения имущества

– работы по озеленению;

– услуги по аренде

Работы, услуги, связанные непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ (пп. 2 п. 1):

– ремонт и техническое обслуживание

По месту нахождения имущества

Работы, услуги, которые не связаны с конкретным местом их выполнения, оказания (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ):

– предоставление патентов, лицензий;

По месту деятельности покупателя

Услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта (пп. 3 п. 1 ст. 148)

По месту оказания услуг

Услуги по перевозке и транспортировке, а также непосредственно связанные с ними услуги, работы (пп. 4.1 – 4.4 п. 1)

В зависимости от того, кто осуществляет перевозку, что перевозится и по какому маршруту

Работы, услуги в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ (п. 2.1)

Если работы, услуги указаны в закрытом перечне, приведенном в п. 2.1 ст. 148 НК РФ, местом их реализации является Россия

Вспомогательные работы, услуги (п. 3)

По месту реализации основных работ, услуг

Далее для примера подробно остановимся на оказании российской организацией рекламных услуг иностранной компании.

Рекламные услуги.

Нет объекта обложения НДС

Согласно пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации рекламных услуг территория РФ не признается, если их покупатель осуществляет деятельность на территории иностранного государства.

В силу пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ место осуществления деятельности покупателя определяется на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) выполнены (оказаны) через это представительство).

Даже если у заказчика – иностранной компании создано на территории РФ представительство, но деятельности в России оно не осуществляет, при этом договор на оказание услуг заключен непосредственно с иностранной компанией (не с представительством), местом реализации услуг территория РФ не признается (Письмо Минфина России от 30.05.2017 № 03-07-08/33135).

Таким образом, если покупателем рекламных услуг, оказываемых российской организацией, является иностранная компания, местом реализации указанных услуг территория РФ не признается
и, соответственно, они не являются объектом обложения НДС в России (Письмо Минфина России от 02.08.2018 № 03-07-08/
54428). В Письме от 03.08.2018 № 03-07-08/54835 специалисты ведомства подчеркнули: в связи с этим указанные услуги НДС в Российской Федерации, в том числе по нулевой ставке, не облагаются.

Заказчик рекламных услуг – австрийская компания (не зарегистрирована в РФ, постоянного представительства в РФ не имеет). Исполнитель – российская организация.

Местом реализации рекламных услуг в этом случае Россия не является, и такие услуги НДС не облагаются.

Есть вычет НДС

Но если при оказании рекламных услуг не возникает объекта обложения (то есть НДС они не облагаются), можно ли принять суммы «входного» НДС по использованным для этих целей товарам, работам, услугам к вычету? До недавнего времени было нельзя, налог следовало относить на увеличение стоимости приобретения в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ.

С 01.07.2019 данная норма действует в редакции Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ[1]. Кроме того, закон внес в п. 2 ст. 171 НК РФ дополнительный пп. 3, в силу которого с 01.07.2019 суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ территория РФ не признается, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.

В указанном правиле (о вычете сумм НДС по покупке, используемой для операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых территория РФ не признается) есть исключение. Оно касается «входного» налога по товарам (работам, услугам), в том числе по объектам ОС и НМА, используемым для операций по реализации работ (услуг), предусмотренных ст. 149 НК РФ, местом реализации которых территория РФ не признается. В силу пп. 2.1 п. 2 ст. 170 НК РФ в этом случае суммы «входного» НДС к вычету не принимаются и подлежат учету в стоимости приобретения.

Значит, по товарам (работам, услугам), приобретенным с 01.07.2019 в целях оказания рекламных услуг иностранному заказчику, осуществляющему деятельность на территории иностранного государства, российская организация – исполнитель вправе (при соблюдении условий, установленных ст. 171 и 172 НК РФ) заявить вычет «входного» НДС.

О раздельном учете

Кроме того, Федеральным законом № 63-ФЗ внесены дополнения в п. 4 ст. 170 НК РФ, согласно которым с 01.07.2019 для целей применения п. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ к операциям, подлежащим налогообложению, относятся операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых территория РФ не признается (за исключением операций, освобождаемых от уплаты НДС на основании ст. 149 НК РФ).

Получается, что при осуществлении операций по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не является территория РФ (при условии, что эти операции в ст. 149 НК РФ не упомянуты), не нужно вести раздельный учет сумм «входного» НДС, в то время как до указанной даты эта обязанность существовала (Письмо Минфина России от 22.12.2015 № 03-07-08/75085).

Таким образом, при оказании рекламных услуг иностранной компании, зарегистрированной в иностранном государстве, российская организация не обязана вести раздельный учет сумм «входного» НДС.

На примере одного судебного дела

Мы перечислили важные моменты, которые меняют до сих пор существовавший подход к исчислению НДС при оказании услуг (выполнении работ) иностранной компании, не зарегистрированной в РФ. Для наглядности приведем пример, который относится к периоду, когда действовали нормы гл. 21 НК РФ, еще не скорректированные Федеральным законом № 63-ФЗ, – дело № А40-14103/2017.

Налоговый орган счел налоговые вычеты (более 18 млн руб.), связанные с операциями по оказанию рекламных услуг, местом реализации которых территория РФ не признается, неправомерными, так как указанные суммы, предъявленные рекламными организациями, общество должно было включить в стоимость оказываемых услуг.

По мнению общества, доля расходов на необлагаемые операции в общей сумме расходов не превысила 5 %, следовательно, оно имело право не применять правила раздельного учета, установленные п. 4 ст. 170 НК РФ, а НДС, предъявленный «рекламщиками», принять к вычету в полном объеме без распределения на облагаемые и не облагаемые им операции.

Судьи заняли сторону налогового органа, поскольку в рассматриваемом случае речь идет о суммах НДС по приобретенным услугам, используемым только для не подлежащих налогообложению
(освобожденных от налогообложения) операций, к которым не могут быть применены правила, установленные абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ. Данные суммы НДС на основании п. 2 указанной статьи подлежат учету в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг).

Спор относится к периоду, когда действовала прежняя редакция п. 4 ст. 170 НК РФ, в которой правило «пяти процентов» было зафиксировано в абз. 9 (с 01.01.2018 – в абз. 7[2]). Некорректная на тот момент формулировка давала налогоплательщикам возможность заявить вычет НДС, приходящийся на прямые расходы по необлагаемым операциям. Были случаи, когда судьи поддерживали налогоплательщика, однако перелом произошел еще до изменений в законодательстве – в 2016 году.

Кассационная инстанция (Постановление АС МО от 06.07.2018 № Ф05-7827/2018) подчеркнула, что позиция арбитров соответствует судебной практике по данному вопросу, которая нашла свое отражение в Определении ВС РФ от 12.10.2016 № 305-КГ16-9537, Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1407/11.

Стоит отметить, что и ВС РФ поддержал своих коллег, не найдя оснований для передачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ (Определение от 30.10.2018 № 305-КГ18-17278).

К вопросу о пропорциональном делении НДС.

Но это еще не все, на что нужно обратить внимание налогоплательщикам, проводящим операции, местом реализации которых Россия не является. Следующий момент касается ситуаций, когда им вменено в обязанность вести раздельный учет «входного» налога, в частности когда наряду с облагаемыми имеют место не облагаемые НДС операции.

В таких случаях по покупкам (товарам, работам, услугам, объектам ОС и НМА, имущественным правам), предназначенным исключительно для облагаемых НДС операций, «входной» налог принимается к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ (абз. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Суммы «входного» НДС не подлежат вычету, а увеличивают стоимость приобретения для операций, не облагаемых налогом (абз. 2 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Но если товары, работы, услуги, объекты ОС и НМА, имущественные права предназначены для осуществления обоих видов операций, налог нужно распределять пропорционально доле облагаемых и необлагаемых операций в общем объеме отгруженных (переданных) товаров, работ, услуг, имущественных прав (абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ). «Входной» НДС в части, относящейся к необлагаемым операциям, учитывается в стоимости приобретения, а в части, относящейся к облагаемым операциям, принимается к вычету.

Положения абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик вправе не применять к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 % общей величины совокупных расходов на их приобретение, производство и (или) реализацию.

С 01.07.2019 расчет меняется. Операции по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (ст. 148 НК РФ), для целей расчета 5 %-го барьера отнесены к облагаемым НДС (разумеется, если при этом они не были перечислены в ст. 149 НК РФ).

Организация ведет облагаемую и не облагаемую НДС деятельность. Арендная плата и иные общехозяйственные расходы приходятся на оба вида. В июле 2019 года она заключила договор с иностранной компанией на оказание рекламных услуг, местом реализации которых территория РФ не является. Для этих целей был заключен договор с рекламной компанией.

Приведем исходные данные (без учета НДС) для определения доли расходов по операциям, не облагаемым НДС, за III квартал 2019 года, а также дадим пояснения о праве или отсутствии права на налоговый вычет при соблюдении общих на то условий.

Расходы, непосредственно связанные с операциями, облагаемыми НДС, составят 5 000 000 руб. («входной» НДС по ним принимается к вычету полностью).

Расходы, непосредственно связанные с операциями, не облагаемыми НДС, – 120 000 руб. («входной» НДС по ним не принимается к вычету, даже если в налоговом периоде соблюдено правило «пяти процентов»).

Общие расходы – 80 000 руб. («входной» НДС по ним распределяется между видами операций).

Расходы на операцию, по которой отсутствует объект налогообложения (оказание рекламных услуг иностранному контрагенту), – 60 000 руб. («входной» НДС по данной операции, проведенной после 01.07.2019, можно заявить к вычету).

Выручка от продаж, облагаемых НДС, – 8 000 000 руб.

Выручка от продаж, не облагаемых НДС, – 220 000 руб.

Выручка от операции, по которой отсутствует объект обложения НДС (оказание рекламных услуг иностранному контрагенту), – 110 000 руб.

Прочие доходы от реализации, облагаемые НДС, – 12 000 руб.

Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС, – 10 000 руб.

Выясним, как принять к вычету НДС по общим расходам (арендная плата и иные общехозяйственные расходы). Для этого сначала рассчитаем часть общих расходов, приходящуюся на не облагаемые НДС операции, по следующей формуле:

Часть общих расходов, относящихся к не облагаемым НДС операциям

Общие расходы, относящиеся к облагаемым и не облагаемым НДС операциям

Выручка от продаж, не облагаемых НДС

Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС

Выручка от продаж, облагаемых НДС

Выручка от оказания рекламных услуг

Выручка от продаж, не облагаемых НДС

Прочие доходы от реализации, облагаемые НДС

Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС

Расчет выявил, что на не облагаемые НДС операции приходится 2 400 руб. общих расходов: 80 000 х (220 000 + 10 000) / (8 000 000 + 110 000 + 220 000 + 12 000 + 10 000).

Теперь рассчитаем долю расходов по операциям, не облагаемым НДС (в %):

Доля расходов по операциям, не облагаемым НДС

Общая сумма расходов по не облагаемым НДС операциям

Расходы, связанные с операциями, облагаемыми НДС, в том числе на оказание рекламных услуг

Расходы, связанные с операциями, не облагаемыми НДС

Доля расходов по операциям, не облагаемым НДС, равна 2 %: (120 000 + 2 400) / (5 000 000 + 60 000 + 120 000 + 80 000) х 100.

Поскольку доля расходов по операциям, не облагаемым НДС, не превышает 5 %, налогоплательщик вправе за III квартал 2019 года вычесть всю сумму налога по расходам, которые относятся одновременно к облагаемым и не облагаемым НДС операциям.

Согласно пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации рекламных услуг территория РФ не признается, если их покупатель осуществляет деятельность на территории иностранного государства. Соответственно, исполнитель – российская организация НДС не начисляет (отсутствует объект налогообложения).

Вместе с тем «входной» НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам – по приобретению в целях исполнения заказа он вправе по общим правилам заявить к вычету, если такая покупка совершена после 01.07.2019. Значит, и раздельный учет «входного» НДС вести не нужно.

Но если среди названных налогоплательщик осуществляет и другие операции, в связи с чем у него возникает обязанность ведения раздельного учета «входного» НДС, ему не нужно забывать, что при пропорциональном расчете долей «входного» НДС по общим расходам, используемым одновременно как в облагаемых, так и в не подлежащих обложению данным налогом операциях, стоимость выполненных работ (оказанных услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (за исключением операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ), включается в состав облагаемых операций (п. 2, 4 ст. 170, пп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ).

[1] Дополнительно можно ознакомиться со статьей «Июль 2019-го: НДС-нормы скорректированы», № 5, 2019.

[2] См. Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

Отдельные вопросы налогообложения иностранных организаций при оказании услуг на территории Российской Федерации

В настоящей статье рассмотрены типичные ситуации работы иностранных организаций на рынке рекламных и информационных услуг с позиций российского налогового законодательства.

При этом автор постарался ответить на следующие вопросы:

1) Какие налоги и в каком порядке должна уплачивать иностранная компания, оказывающая информационные и рекламные услуги самостоятельно или через агента на территории Российской Федерации?

2) Изменится ли налоговые обязанности сторон, если в качестве агента иностранной компании будет вступать ее дочернее российское общество?

Налоговый режим, применяемый к иностранным организациям в Российской Федерации, во многом зависит от того, образует ли их деятельность постоянное представительство на территории России.

В соответствии со ст.246 НК РФ иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль.

Согласно п.2 ст.306 НК РФ, постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей г.25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. При этом такая деятельность должна подпадать под один из видов, перечисленных в указанном пункте. В частности через постоянное представительство может осуществляться деятельность, связанная с выполнением работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.

Таким образом, законодательство о налогах и сборах устанавливает следующие признаки постоянного представительства, при наличии совокупности которых деятельность иностранной организации в Российской Федерации признается приводящей к образованию постоянного представительства: 1) наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в Российской Федерации, 2) осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, 3) осуществление такой деятельности на регулярной основе.

Факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии указанных признаков постоянного представительства, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства (см. п.4 ст.306 НК РФ). Так к подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся: содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации; содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

Читайте также:  Регистрация ООО с иностранным учредителем в РФ

Таким образом, при осуществлении иностранной компанией на территории России для себя лично деятельности исключительно подготовительного и вспомогательного характера, без непосредственного оказания рекламных и информационных услуг (например, только подписание контрактов без исполнения обязательств), можно утверждать, что такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства. Однако совершение на территории России каких-либо иных фактических и юридических действий, направленных на выполнение обязательств по договорам или совершение подготовительных действий в интересах третьих лиц (как самостоятельный вид деятельности), образует постоянное представительство.

При оказании услуг через агента на территории Российской Федерации необходимо учитывать следующее. На основании п.9 ст.306 НК РФ иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 данной статьи, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

Соответственно, при заключении агентского договора по схеме договора поручения, когда российская организация принимает на себя обязательства представлять интересы иностранной компании в РФ и заключать от ее имени договоры на оказание рекламных и/или информационных услуг, деятельность такой иностранной компании следует рассматривать как осуществляемую через постоянное представительство на территории Российской Федерации. И напротив, в случае подписания между иностранной компанией и российским обществом, действующим в рамках своей основной деятельности, агентского договора, предполагающего заключение договоров на оказание рекламных и/или информационных услуг от лица российской компании (комиссионная схема), иностранная лицо не признается осуществляющим деятельность на территории РФ через постоянное представительство.

Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных пунктом 9 статьи 306 НК РФ, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации (п.10 ст.306 НК РФ).

Однако при этом следует учитывать, что соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами, могут быть предусмотрены иные случаи, когда деятельность иностранной организации может рассматриваться как образующая постоянное представительство на территории России, либо, напротив, как исключающая его образование.

Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, по налогу на прибыль устанавливаются ст.307 НК РФ. Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признается:

• доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений пункта 4 статьи 307 НК РФ;

• доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов;

• другие доходы от источников в Российской Федерации, указанные в пункте 1 статьи 309 НК РФ, относящиеся к постоянному представительству.

Налоговая база определяется как денежное выражение объекта налогообложения, установленного пунктом 1 статьи 307 НК РФ.

Согласно пункту 3 указанной статьи 307 НК РФ, в случае, если иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящую к образованию постоянного представительства, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения, налоговая база определяется в размере 20 процентов от суммы расходов этого постоянного представительства, связанных с такой деятельностью.

В соответствии с пунктом 4 статьи 307 НК РФ, при наличии у иностранной организации на территории Российской Федерации более чем одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению. В случае, если иностранная организация осуществляет через такие отделения деятельность в рамках единого технологического процесса, или в других аналогичных случаях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, такая организация вправе рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделение на территории Российской Федерации, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям) при условии применения всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики в целях налогообложения. При этом иностранная организация самостоятельно определяет, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет в таком случае, распределяется между отделениями в общем порядке, предусмотренном статьей 288 НК РФ. При этом не учитываются стоимость основных средств и нематериальных активов, а также среднесписочная численность работников (фонд оплаты труда работников), не относящихся к деятельности иностранной организации на территории Российской Федерации через постоянное представительство.

Применительно к указанным видам услуг, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают налог по ставке 24 процента, установленной пунктом 1 статьи 284 НК РФ.

При включении в сумму прибыли иностранной организации доходов от источников на территории РФ, с которых в соответствии со статьей 309 НК РФ был фактически удержан и перечислен в бюджет налог, сумма налога, подлежащая уплате этой организацией в бюджет, в который перечислена сумма удержанного налога, уменьшается на сумму удержанного налога. В случае, если сумма удержанного в налоговом периоде налога превышает сумму налога за этот период, сумма излишне уплаченного налога подлежит в соответствии с НК РФ возврату из бюджета или зачету в счет будущих налоговых платежей этой организации.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи и налог в порядке, предусмотренном статьями 286 и 287 НК РФ. Налоговая декларация по итогам налогового (отчетного) периода, а также годовой отчет о деятельности в Российской Федерации по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации, представляются иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства этой организации в порядке и в сроки, установленные статьей 289 НК РФ Кодекса.

При прекращении деятельности постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации до окончания налогового периода налоговая декларация за последний отчетный период представляется иностранной организацией в течение месяца со дня прекращения деятельности постоянного представительства.

Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, устанавливаются ст.309 НК РФ.

Применительно к рассматриваемым вопросам, на основании пункта 2 статьи 309 НК РФ, доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Таким образом, доход иностранной компании от оказания рекламных и/или информационных услуг на территории России через агента, действующего в качестве комиссионера (т.е. от собственного имени), не облагается налогом на прибыль организаций.

Теперь, что касается налога на добавленную стоимость. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, реализация работ, услуг на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, в целях главы 21 местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если: покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Положение настоящего подпункта применяется в том числе при:

• оказании рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации. К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;

• оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

• в иных случаях, когда деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг).

При этом местом осуществления деятельности организации, выполняющего такие виды работ (оказывающих виды услуг), считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) оказаны через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя.

Таким образом, при оказании информационных и/ или рекламных услуг, покупателем которых является лицо, находящееся на территории России, выручка от их реализации облагается НДС в соответствии с российским законодательством вне зависимости от места осуществления деятельности иностранной компании.

Наличие представительства на территории РФ в рассматриваемом случае влияет только на порядок уплаты НДС. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации (п.2 ст.144 НК РФ). В таком случае данные организации будут самостоятельно исчислять налоговую базу, подавать налоговые декларации и уплачивать НДС по месту своей регистрации на общих правилах с российскими организациями.

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Согласно п.2 ст.161 НК РФ, исчисление, удержание у налогоплательщика и уплата в бюджет соответствующей суммы налога осуществляется налоговыми агентами вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ. При этом налоговыми агентами признаются организации, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 статьи 161 НК РФ иностранных лиц.

Исходя из данного определения налогового агента, по договорам на оказание рекламных и/или информационных услуг, заключенных российской организацией – агентом от собственного лица, функции налогового агента должны выполнять покупатели (заказчики) таких услуг.

Взаимозависимость российской организаций и иностранной компании не играет значения для исчисления и уплаты НДС. Однако следует иметь в виду, что на основании пункта 2 статьи 40 НК РФ, налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами и при совершении внешнеторговых сделок.

Налогообложение при работе с иностранными компаниями

Часто в ходе ведения бизнеса российские предприятия находят партнеров среди зарубежных компаний. И тогда российской компании может быть необходимо уплачивать налоги на прибыль и НДС. Впрочем, иностранную фирму может постигнуть та же участь, независимо от места ее регистрации. Все зависит от того, какие товары или услуги и на какой территории продаются и покупаются. Во всех случаях порядок регулируется международными налоговыми соглашениями – специальными нормами, позволяющими избежать двойного налогообложения с рядом стран. Сама по себе тема налогов включает множество непонятных и порой неочевидных вещей в законодательстве любой страны мира, и Россия не исключение. В случае же международного сотрудничества подводных камней может оказаться в разы больше. Как же осуществляется налогообложение при работе с иностранными компаниями? Выделим основные моменты.

Уплата налога на добавленную стоимость

Если иностранная компания осуществляет деятельность, которая облагается НДС, она обязана заплатить этот налог. При этом если она не зарегистрирована в России, то НДС придется платить российской организации-контрагенту. Для постановки на учет в российской налоговой иностранный партнер должен находиться на территории страны в виде филиала, представительства или отделения. Обычно создают филиал, так как он может заниматься предпринимательской деятельностью, в отличие от представительства (подробный разбор особенностей каждой из форм выходит за рамки данной статьи). Российская сторона по закону становится налоговым агентом и будет изымать НДС из прибыли зарубежного контрагента (п. 1 ст. 161 НК РФ). Затем она может вернуть его в форме налогового вычета (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Когда платить налог

Если российская компания реализует свои товары или услуги на территории России, она должна заплатить НДС. Местом деятельности (реализации товаров, услуг или заключения контрактов) фирмы является Россия, если соблюдается хотя бы один из следующих пунктов:

  • Организация зарегистрирована на территории РФ.
  • Исполнительный орган компании находится в России, или оттуда осуществляется управление фирмой.
  • У организации есть постоянное представительство в РФ, и товары (услуги) реализованы через него.

Из этого правила бывают исключения, и для некоторых видов услуг местом реализации могут оказаться либо место фактического предоставления услуги, либо место деятельности компании-покупателя. Все зависит от характера оказываемой услуги. Здесь надо быть очень осторожным и внимательно указывать в договоре наименование услуги, так как налоговый орган может заподозрить исполнителя в оказании не той услуги, что была прописана.

В этом случае результат будет соответствовать фактически оказанной услуге, и расчеты налога будут осуществляться исходя из ее типа. Предполагается, что все виды услуг должны быть определены российским законодательством. Но в силу того, что в НК РФ содержится описание лишь малого числа услуг, основным ориентиром будет служить ГК РФ.

Если компании будет нужно подтвердить место деятельности, то допускается использование любых документов (договоры, счета-фактуры, повестки и др.), способных доказать честность организации.

Уплата налога на прибыль

Согласно ст. 246 НК РФ, если зарубежная фирма осуществляет импорт товаров или оказание услуг в России, используя свое представительство, то она должна заплатить налог на прибыль. В этом случае российской организации не нужно самой удерживать налог с «иностранца». Если компания не зарегистрирована, то российская компания становится налоговым агентом и сама удерживает налог с перечисляемых компании средств. Ставка различается в зависимости от видов деятельности и составляет 10-20%.

Если между странами компаний заключен договор об отмене двойного налогообложения, то применяются прописанные в нем нормы. Российской компании в этом случае необходимо получить заверенное доказательство, что ее иностранный контрагент зарегистрирован в России и имеет представительство. По словам работников налоговой инспекции, таким подтверждением может служить справка, выданная компетентным органом того государства, с которым заключено международное соглашение. В случае отсутствия подобного доказательства российская сторона обязана удерживать налог без предоставления каких-либо льгот.

Ответственность

Согласно ст. 123 НК РФ, если агент не удержал или не перечислил налоги, то ему придется заплатить штраф: 20% от величины налога. Интересно, что в этом случае налоговая инспекция не может покрывать недоимку за его счет. Правда, здесь тоже все зависит от конкретной ситуации. Тем не менее подобные слабые места в законах часто используются недобросовестными людьми в корыстных целях.

Снижаем налоги

Часто предприниматели используют иностранные компании, чтобы уменьшить налоги или перевести капитал за границу. Как правило, действуют по такой схеме.

«Россиянин» заключает договор с компанией из страны-офшора, в которой очень низкие налоги. Главные условия:

  • Иностранный контрагент не имеет постоянного представительства на территории РФ.
  • Услуги для оказания выбираются такие, чтобы российская сторона не удерживала налог на прибыль.

В результате такой манипуляции российская компания уменьшает прибыль, подлежащую налогообложению на величину расходов по услугам «иностранца». Тот, в свою очередь, заплатит низкие налоги (офшор ведь!), и все останутся довольны. Правда, есть нюанс: в случае заинтересованности со стороны налоговых органов российской компании предстоит дать обоснование расходов на услуги иностранного контрагента, иначе снижения налоговой базы не будет.

Заключение

Налоговое законодательство России, как и любой другой страны, непрерывно меняется. Возникают возможности «сэкономить», и, как правило, их всегда применяют. Часто такие действия могут быть расценены как экономические преступления (например, если осуществляются на регулярной основе и с нарушениями), поэтому будьте внимательны, и если сомневаетесь – обращайтесь за помощью к квалифицированным специалистам. Они помогут избежать проблем с законом и оптимизировать расходы.

Ссылка на основную публикацию