Права беженцев, их международно правовой статус

Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев

Согласно Конвенции о статусе беженцев (Женева. 28 июля 1951 г.) беженцем является лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своего гражданства и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений, или, не имея гражданства, находится вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может вернуться в нее.

Кроме того, беженцами считаются также лица, признаваемые таковыми конвенциями о беженцах 1926, 1928, 1933, 1938, 1939 гг. (Конвенция 1951 г. между теми же участниками заменила их), а также уставом Международной организации по делам беженцев.

В качестве беженцев не рассматриваются лица, виновные в совершении: преступления против мира, военного преступления или преступления против человечности; тяжкого преступления неполитического характера вне страны, давшей им убежище; деяний, противоречащих целям и принципам ООН.

Конвенция запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли. Государства выдают беженцам удостоверения личности и обязуются облегчать натурализацию беженцев. Беженцы обязаны подчиняться законодательству страны своего места нахождения. Государства не должны применять дискриминационных мер к беженцам но признаку расы, религии или страны происхождения и обязуются предоставлять беженцам положение, которым вообще пользуются иностранцы (если только Конвенция не предоставляет более благоприятного положения).

Беженцы, согласно Конвенции, имеют право на имущество, авторские и промышленные права, право на ассоциации, право па обращение в суд, право заниматься предпринимательством и работать по найму и другие права.

Особое внимание Конвенция уделяет социальному обеспечению и правительственной помощи беженцам. Государства не облагают беженцев налогами, кроме тех, которые могут взиматься с собственных граждан.

Государства — участники Конвенции сотрудничают с ООН в области обеспечения прав беженцев. Верховному комиссару ООН по делам беженцев поручено наблюдение за выполнением международных конвенций по делам беженцев.

24 сентября 1993 г. в Москве главы государств СНГ, учитывая критическую ситуацию с ростом числа переселенцев и беженцев на территории бывшего СССР, подписали Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

Государства выезда обязались: осуществлять эвакуацию населения из зон вооруженных и межнациональных конфликтов, предоставляя возможность для его беспрепятственного добровольного выезда на территорию одной из сторон Соглашения; обеспечивать личную и имущественную безопасность эвакуирующихся, добиваясь прекращения огня, соблюдения охраны общественного порядка во время эвакуации; решать вопросы финансового, материально-технического, продовольственного, медицинского и транспортного обеспечения эвакуирующихся.

Сторона, предоставившая убежище, обязуется: обеспечивать для беженцев и вынужденных переселенцев в местах их временного размещения необходимые социально-бытовые условия; оказывать беженцам и вынужденным переселенцам содействие в трудоустройстве в соответствии с принятым в каждой из сторон законодательством о занятости населения; содействовать беженцам и вынужденным переселенцам в истребовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством, свидетельств о браке, рождении, трудовых книжек и других документов, необходимых для решения вопросов пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, выезда за границу и т.д.

В МП выработаны четыре критерия, которым должно удовлетворять лицо, чтобы быть признанным в качестве вынужденного переселенца в государстве, которое является его участником:

  • 1) лицо должно быть гражданином государства, предоставившего убежище (государства въезда);
  • 2) лицо должно быть вынуждено покинуть место своего постоянного жительства, причем последнее должно находиться на территории другого государства (государства выезда);
  • 3) причиной, по которой лицо вынуждено покинуть государство, должно быть совершенное насилие или преследование в иных формах, либо реальная опасность подвергнуться преследованию. Причем насилие или преследование в иных формах может быть совершено не только в отношении самого лица, но и против членов его семьи. Определение содержит исчерпывающий перечень признаков, по которым должно совершаться насилие или преследование или должна существовать реальная опасность подвергнуться преследованию: расовая или национальная принадлежность, вероисповедание, язык, политические убеждения, а также принадлежность к определенной социальной группе;
  • 4) должна существовать связь между совершением насилия или преследования или существованием реальной опасности подвергнуться преследованию и вооруженными и межнациональными конфликтами.

Таким образом, для признания лица в качестве вынужденного переселенца в соответствии с Соглашением необходимо и достаточно установить, что оно удовлетворяет всем критериям, содержащимся в определении.

Статья 2 Соглашения подлежит применению в Армении, Кыргызской Республике, России, Таджикистане и Узбекистане и только в отношении лиц, прибывающих из этих государств.

Статус лица как “беженца” или “вынужденного переселенца” подтверждается выдачей соответствующего документа; обоснованный с правовой точки зрения учет лиц, получивших такой статус, может осуществляться исходя из числа выданных документов.

От беженцев и вынужденных переселенцев необходимо отличать “мигрантов”. Понятие “мигрант” не определяется в Соглашении. В рамках СНГ единственным источником, который регулирует вопросы, связанные с понятием “мигрант”, является Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15 апреля 1994 г.). Однако это Соглашение определяет лишь одну из категорий лиц, входящих в понятие “мигрант”, — категорию трудящихся-мигрантов, т.е. лиц, временно выезжающих из государства постоянного места жительства для устройства на работу. В соответствии с общим значением понятия “мигрант” оно означает лиц, осуществляющих пространственные перемещения, вне зависимости от причин перемещений, их длительности и пространственных границ.

Международно-правовой статус беженцев. Право убежища

Согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г. (ратифицирована Россией в 1992 г.), беженцем является лицо, которое опасается стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политичес­ких убеждений, находится вне страны своего гражданства и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений или, не имея гражданства, находится вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может вернуться в нее. Кроме того, беженцами считаются также лица, при­знаваемые таковыми конвенциями о беженцах 1926,1928,1933,1938, 1939 гг. (конвенция 1951 г. заменила их между теми же участниками), а также Уставом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, утвержденном Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 г.

В качестве беженцев не рассматриваются лица, виновные в совер­шении:

преступления против мира, военного преступления или преступ­ления против человечности;

тяжкого преступления неполитического характера вне страны, давшей им убежище;

деяний, противоречащих целям и принципам ООН.

Конвенция запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли.

Государства выдают беженцам удостоверения личности и обязу­ются облегчать натурализацию беженцев. Беженцы обязаны подчи­няться законодательству страны своего места нахождения. Государ­ства не должны применять дискриминационных мер к беженцам по признаку расы, религии или страны происхождения и обязуются предоставлять беженцам положение, которым вообще пользуются иностранцы (если только Конвенция не предоставляет более благо­приятного положения).

Беженцы, согласно Конвенции, имеют право на имущество, ав­торские и промышленные права, право на ассоциации, право на обращение в суд, право заниматься предпринимательством и рабо­тать по найму и другие права.

Особое внимание Конвенция уделяет социальному обеспечению и правительственной помощи беженцам. Государства не облагают беженцев налогами, кроме тех, которые могут взиматься с собствен­ных граждан.

Государства — участники Конвенции сотрудничают с ООН в области обеспечения прав беженцев. Верховному комиссару ООН по делам беженцев поручено наблюдение за выполнением международ­ных конвенций по делам беженцев.

В 1993 г. главы государств Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбеки­стана, принимая во внимание критическую ситуацию, сложившуюся в связи с ростом числа переселенцев и беженцев на территории бывшего Союза ССР, подписали Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

В соответствии с Соглашением (ст. 1) беженцем признается лицо, которое, не являясь гражданином страны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой страны — участницы Соглашения вследствие со­вершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуть­ся преследованию по признаку расовой или национальной принад­лежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами. Беженцем не может признаваться лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое умышленное уголовное преступление.

Вынужденным переселенцем признается лицо, которое, являясь гражданином страны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории друго­го государства-участника вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к опреде­ленной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональ­ными конфликтами (ст. 2).

Государства выезда обязались:

осуществлять эвакуацию населения из зон вооруженных и меж­национальных конфликтов, предоставляя возможность для его бес­препятственного добровольного выезда на территорию одной из сто­рон Соглашения;

обеспечивать личную и имущественную безопасность эвакуиру­ющихся, добиваясь прекращения огня, соблюдения охраны общест­венного порядка во время эвакуации;

решать вопросы финансового, материально-технического, продо­вольственного, медицинского и транспортного обеспечения эвакуи­рующихся.

Государство, предоставившее убежище, берет на себя обязатель­ства:

обеспечивать для беженцев и вынужденных переселенцев в мес­тах их временного размещения необходимые социально-бытовые ус­ловия;

оказывать беженцам и вынужденным переселенцам содействие в трудоустройстве в соответствии с принятым в каждом из государств-участников законодательством о занятости населения.

содействовать беженцам и вынужденным переселенцам в истре­бовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством, свидетельств о браке, рождении, трудо­вых книжек и других документов, необходимых для решения вопро­сов пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, вы­езда за границу и т.д.

Государство выезда возмещает беженцам и вынужденным пере­селенцам стоимость оставленного или утраченного ими на его терри­тории жилья и другого имущества, компенсирует ущерб здоровью и потерю заработка. Размеры материальной компенсации определяют­ся по расценкам государства выезда.

Создается Межгосударственный фонд помощи беженцам и вы­нужденным переселенцам. Консультативный совет по труду, мигра­ции и социальной защите населения государств — участников СНГ оказывает содействие в реализации Соглашения.

Одним из важных суверенных прав государства является право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам. Раз­личают территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище — это предоставление убежища пре­следуемому лицу на территории государства.

Дипломатическое убежище — это предоставление убежища на территории дипломатического представительства иностранного го­сударства. Институт дипломатического убежища действует главным образом в странах Латинской Америки.

Институт убежища межотраслевой: его нормы зафиксированы и дипломатическом праве, и в международном гуманитарном праве. Нормы о праве убежища — преимущественно обычные нормы меж­дународного права. В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. Однако универсальная конвенция о праве территориального убежища заключена не была. Право дипломатического убежища получило договорное оформле­ние в Гаванской конвенции об убежище 1928 г., Конвенции о дипло­матическом убежище 1954 г. и некоторых других. Помимо междуна­родных документов, нормы о праве убежища зафиксированы также в законодательстве различных государств (например, в ст. 63 Консти­туции РФ, Положении о порядке предоставления Российской Феде­рацией политического убежища, утвержденном Указом Президента от 21 июля 1997 г.).

Убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на период, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется МИД государства, гражда­нином которого является соответствующее лицо.

Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должно уважаться всеми остальными государствами. Лицо, получив­шее убежище, не может быть выдано и получает право на защиту со стороны государства, предоставившего убежище.

Получившее право убежища лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству го­сударства, предоставившего убежище.

Убежище не предоставляется лицам, обвиняемым в общеуголов­ных преступлениях и осужденным по ним, а также лицам, дезертиро­вавшим из вооруженных сил государства, и военным преступникам.

Беженцы: правовой статус, разновидности и особенности

С середины ХХ столетия беженцы – не просто определение категории лиц, вынужденных под угрозой покидать собственную родину. Это международный гуманитарный статус, который при определенных обстоятельствах можно получить в любой стране ООН. Количество беженцев по всему миру приблизилось к 70 млн человек. Кто, как и на каких основаниях может получить этот статус?

  1. Статус беженца: что это
  2. Основания для отклонения ходатайства
  3. Международные гуманитарные статусы
  4. Права и обязанности
  5. Помощь для беженцев
  6. Проблемы приобретения статуса
  7. Почему могут лишить международной защиты
  8. Заключение
  9. Николай Стариков о проблеме беженцев в Европе: Видео

Статус беженца: что это

Конституционно-правовой статус беженцев определяется в каждом государстве-члене ООН национальным законодательством. Например, в России он упоминается в Конституции и уточняется в ФЗ № 4528-I от 19.02.1993 . В любой другой стране он будет подчиняться иным законам. Но любые такие нормативно-правовые акты, независимо от государства, не могут противоречить Конвенции ООН о статусе беженцев от 28.07.1951 .

Понятие статуса закреплено в ст. 1 Конвенции: беженец – это правовой статус лица, которое вследствии преследований или обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, гражданства, этнической или социальной приналежности и по иным признакам вынуждено покинуть территорию государства постоянного жительства, и не имеет возможности (или не желает в силу указанных опасений) получить защиту от родного государства.

Наличие описанной угрозы позволяет человеку запросить статус беженца в любой стране ООН по его желанию.

Порядок признания лица беженцем определяется каждой страной самостоятельно. Так же определяются и административные процедуры, место подачи всех необходимых документов, особенности рассмотрения ходатайства и так далее.

Стоит отметить, что политика и условия приема беженцев, предоставленные права, социальная помощь и обязанности сильно разнятся от государства к государству.

А вот этапы запроса убежища, независимо от страны, обычно выглядят так:

  1. Легально въехать в желаемую страну и на границе или уже по месту пребывания – в отделении миграционной службы – подать прошение о предоставлении гуманитарного статуса.
  2. Пройти все необходимые проверки и собеседования, представить доказательства преследований, при необходимости отправиться в распределительный центр.
  3. Дождаться рассмотрения ходатайства. В странах с существенным притоком беженцев вопрос может рассматриваться в течение 1-1,5 года. До того, пока статус просителя международной защиты не определен, он может получить свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем.
  4. В назначенное время явиться на собеседование, доказать угрозу преследований, получить решение. Если лицу предоставляется убежище, с ним приобретается не только защита от преследований, но и социальная защита, право на помощь и другие права – о них позже.

Основания для отклонения ходатайства

Далеко не всегда угроза, о которой заявляет проситель убежища, является деятельной. Обычно ходатайство о признании беженцем отклоняется, если лицо:

  • не представило доказательств о наличии действительных преследований или их угрозы;
  • совершило преступление на территории страны подачи запроса;
  • получило отказ в убежище в другой стране ООН, и обстоятельства, имевшие ранее место, не изменились;
  • имеет гражданство третьей страны и не воспользовалось ее защитой;
  • прибыло из третьей страны, где уже имело возможность запросить международную защиту;
  • имеет разрешение на проживание в стране подачи ходатайства или основания для его получения или по другим основаниям.

Кроме того, пп. F ст. 1 Конвенции ООН исключает возможность предоставления гуманитарной защиты лицам:

  • совершившим преступления против мира или военное преступление;
  • совершившим неполитическое уголовно преследуемое деяние за пределами страны подачи запроса и до его подачи;
  • участвовавшим в деятельности, противоречащей целям ООН.

Международные гуманитарные статусы

Статус беженца – один из возможных гуманитарных статусов. В соответствии с национальным законодательством той или иной страны могут быть и другие, например, статус временного убежища, вынужденного переселенца. Разберемся, в чем разница между статусом беженца и временным убежищем, а также другими статусами.

Читайте также:  Беженцы из Украины: оформление документов

Так, временное (гуманитарное) убежище (может также называться “дополнительная защита”), это вспомогательный статус, который может быть приобретен лицом, если оно:

  • имеет основания для получения статуса беженца, но ограничивается ходатайством о временном убежище;
  • не имеет оснований для получения статуса беженца, но в силу гуманитарных причин не может быть отправлено на родину.

Временное убежище как статус несколько ограничено в правах по сравнению со статусом беженца, однако все зависит от конкретной страны.

Существует также статус “политическое убежище”. Это особый вид международной защиты, предоставляемый за преследование на родине по политическим мотивам, например, за высказывание гражданской позиции и общественных убеждений, за ведение политической деятельности, которые не противоречат общепринятым принципам демократии.

Право на политическое убежище обычно регулируется отдельным нормативным актом, так как категория его просителей является особой и отличается от общепринятого облика беженцев. Такой вид защиты часто используется для ухода от правосудия.

Помимо этих форм защиты, лицу может быть предоставлен статус вынужденного переселенца. Особенности административно-правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев определяются также внутренним законодательством, поскольку такие переселенцы – лица, преследуемые и перемещающиеся внутри конкретной страны. Этот статус не является международным и может быть запрошен при необходимости только в стране своей гражданской принадлежности. Из-за этого предоставление такого статуса скорее редкость: запрашивать его в стране, где лицо по месту жительства не может получить от государства защиту, не имеет смысла.

Решение о признании лица беженцем принимает, как правило, руководство миграционного ведомства. В России это ГУВМ МВД, в Германии – Федеральное ведомство по делам беженцев и миграции (Bundesamt für Migration und Flüchtlinge, BAMF). Но они лишь рассматривают ходатайство, а какой конкретно запросить статус, лицо решает самостоятельно.

Права и обязанности

Конкретные правомочия просителей убежища регулируются также национальным законодательством конкретной страны. В целом базовые права и обязанности беженцев закреплены Конвенцией ООН. Согласно ей, лицу, получившему статус беженца, гарантируется:

  • право на постоянное проживание (на время действия гуманитарного статуса) и прописку в стране предоставления убежища;
  • право на жилье, обычно реализуемое за счет размещения в центрах временного содержания беженцев;
  • право на обязательное среднее образование;
  • право на трудоустройство без дополнительного разрешения;
  • право на правительственную помощь (обычно выражается в программах социализации и натурализации беженцев);
  • право на социальное обеспечение: медицинскую помощь, денежные выплаты, натуральную помощь в виде питания или продуктов;
  • право на свободное передвижение и выбор места проживания в пределах страны (если это страна ЕС – в пределах ЕС) и так далее.

Что касается обязательств, то лицо, признанное беженцем, обязано:

  • чтить конституционный строй и соблюдать требования законодательства страны, предоставившей убежище;
  • не совершать уголовных преступлений на территории страны;
  • пройти обязательное медицинское обследование;
  • сообщать миграционным органам все достоверные сведения, необходимые им;
  • соблюдать установленный режим проживания по месту содержания.

Если лицо не имеет паспорта или иного действительного документа, страна убежища должна предоставить ему таковые. Их роль в том числе может выполнять свидетельство о статусе беженца.

Помощь для беженцев

Помощь беженцам в каждой стране предоставляется в разном объеме, в зависимости от возможностей страны. Обычно «базовый пакет» включает в себя:

  • Натуральную помощь – предоставление продуктов или полноценного питания, бытовых и коммунальных услуг.
  • Медицинскую помощь. Заключается не только в обследовании и лечении, но и в предоставлении лекарственных препаратов.
  • Финансовую помощь. Размер выплат значительно отличается от государства к государству. Например, в РФ это небольшая единовременная помощь в размере 100 рублей. В Германии – ежемесячная помощь на карманные расходы в размере 100-150 евро.
  • Социальную помощь. Например, устройство детей в детские сады и школы, получение пенсии по возрасту, по утрате трудоспособности и так далее.
  • Правовая и иная консультативная помощь; услуги юриста, психолога, переводчика, трудового консультанта.

Национальным или муниципальным законодательством могут быть предусмотрены и другие виды помощи, например, пособия на жилье и субсидии на оплату коммунальных услуг (при самостоятельном проживании).

Проблемы приобретения статуса

Европейские страны ежегодно принимают миллионные миграционные потоки беженцев, что создает не только огромную финансовую нагрузку, но и определенное социальное напряжение. Львиная доля просителей убежища являются не жертвами преследований, а классическими экономическими мигрантами. Из-за этого и рассматриваются беженцы как социальная проблема в современном мире: создался определенный стереотип, согласно которому далеко не все из них нуждаются в защите, а многие даже являются фактором социальной нестабильности.

Те, кто действительно ищет защиты, наоборот, имеют правовые проблемы реализации статуса беженцев:

  • Во-первых, политика многих стран строится на непризнании существующей проблемы, из-за чего признается гуманитарный статус крайне неохотно. Яркий пример – Польша и Венгрия, которые часто отказывают иностранцам даже при наличии явных доказательств преследований.
  • Во-вторых, проблемы возникают при необходимости доказать преследования. Государственные органы самостоятельно оценивают доказательства, и если это не очевидные массовые преследования, то шансы получить защиту крайне малы.
  • В-третьих, далеко не всегда возможность обжалования отказа в ходатайстве и доступность такого обжалования очевидны для просителей убежища. Выдав отказ, страны выдворяют беженцев в страны, из которых они прибыли, в том числе приграничные страны.
  • В-четвертых, существуют проблемы натурализации и социализации. Даже получив гуманитарный статус, стать полноценным членом общества в новой стране крайне трудно: предстоят языковые проблемы, трудности с работой и обеспечением членов семьи, низкая социальная защищенность.

Отчасти решаются перечисленные проблемы только в благополучных странах, таких как Германия, Франция, Италия, Австрия и прочих, где уровень поддержки беженцев достаточно высок.

Почему могут лишить международной защиты

Конвенция и внутреннее национальное законодательство также определяют, в каких случаях лицо утрачивает статус беженца. Автоматическая утрата происходит, если:

  • беженец вновь воспользовался защитой страны своей гражданской принадлежности либо вновь добровольно переехал для проживания на ее территорию;
  • обстоятельства, по которым лицо получило защиту, перестали действовать, и угроз больше не существует;
  • мигрант приобрел новое гражданство и может воспользоваться защитой этой страны;
  • лишившись гражданства страны исхода, лицо вновь приобрело его добровольно;
  • лицо получило разрешение на проживание или гражданство страны убежища.

В то же время лицо принудительно лишается статуса беженца, если оно:

  • совершило преступление и осуждено за это в стране убежища;
  • получило защиту на основании ложных сведений или поддельных документов;
  • привлекалось к ответственности за отдельные виды правонарушений, определенные национальными законами.

Заключение

Статус беженца – это положение лица, которое в силу преследований покинуло свою страну и запросило международную защиту ООН. Он не дается преступникам, экономическим мигрантам и прочим лицам, не нуждающимся в защите. В случае присвоения статуса мигрант получает право на защиту, социальную помощь, проживание в стране и прочие базовые блага, гарантированные ООН.

Из-за значительного количества беженцев многие страны видят в их существовании проблемы и финансовую нагрузку, поэтому отказывают в защите. В случае противоправного поведения просителей убежища даже лояльные страны готовы к их выдворению.

Николай Стариков о проблеме беженцев в Европе: Видео

Международно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Международно-правовой статус беженцев определяется в соответствии с Конвенцией от 28 июля 1951 г. о статусе беженцев и Протоколом, касающимся статуса беженцев. Центральными элементами международно-правового статуса беженцев являются права, свободы и обязанности, хотя для международно-правового статуса беженцев имеют значение и такие элементы правового статуса, как гражданство и гарантии реализации статуса.

Предоставление статуса беженца — это процедура, состоящая из нескольких этапов. (Вместе с тем, лицо становится беженцем не в силу признания, а признается таковым, поскольку является беженцем.)

К ним относятся:

  • 1) прибытие в страну убежища, подача заявления и прохождение процедуры получения статуса беженца;
  • 2) рассмотрение ходатайства о предоставлении статуса беженца соответствующими органами;
  • 3) определение подзащитной категории лиц;
  • 4) установление оснований для предоставления статуса беженца;
  • 5) защита отдельных категорий лиц.

Рассмотрение указанных этапов будет осуществляться на базе Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев (согласно Конвенции 1951 г. и Протоколу 1967 г., касающихся статуса беженцев), подготовленного УВКБ ООН.

Лицо может прибыть в страну убежища законным путем (как турист, для посещения родственников, учебы, работы, делового визита, по иным основаниям) и находиться в стране в статусе иностранца или лица без гражданства, а затем вследствие чрезвычайной ситуации, возникшей в стране его гражданства или постоянного местожительства, обратиться с заявлением о предоставлении убежища в конкретные органы страны пребывания, установленные ее законодательством, и пройти соответствующую процедуру получения статуса беженца. Такие лица, согласно Руководству, называются беженцами «на месте». К ним также относятся лица, находящиеся за границей, которые стали беженцами «на месте» в результате своего собственного поведения (например, объединения с уже признанными беженцами либо выражения политических взглядов, резко расходящихся с официальным курсом правительства страны их гражданства или место проживания (пп. 94–96 Руководства).

Другой категорией лиц, ищущих убежища, являются те, которые нелегально покидают территорию страны своего гражданства или постоянного место проживания, спасаясь от преследований властей и в силу этого незаконно въезжают в страну убежища. После пересечения границы они должны в установленный законом страны прибытия срок обратиться в соответствующий орган с заявлением о предоставлении убежища и в дальнейшем пройти соответствующую процедуру для получения статуса беженца (будет рассмотрена в гл. 6).

Право на получение статуса беженца по принципу prima facie, иными словами, право, которое основывается на первых впечатлениях, применяется в случае массовых потоков беженцев, когда определение соответствия лиц предъявляемым к беженцам критериям на индивидуальной основе представляется нецелесообразным или невозможным. Это стало обычной практикой с 1960-х гг., когда УВКБ ООН и некоторые страны впервые столкнулись с регулярными массовыми движениями беженцев.

Необходимость немедленных действий для обеспечения защиты людей нередко возникает до того, как становится возможным определить их статус. Государствам следует стремиться к обеспечению такого обращения с ними, которое соответствовало бы общепризнанным гуманитарным принципам. Причем такое обращение должно гарантироваться всем лицам, прибывшим из одной страны по схожим причинам.

Экономическая политика государства может подрывать положение определенной части населения (например, лишение права на торговлю, дискриминационное или чрезмерное налогообложение применительно к отдельной этнической или религиозной группе), жертвы этих мер могут под давлением обстоятельств покидать страну, становясь беженцами.

Наличие у лица действительного паспорта не является препятствием для получения им статуса беженца. В ряде случаев беженцы получают паспорта по официальным каналам. В других случаях паспорта выдаются им с единственной целью способствовать выезду «нежелательных элементов» из страны. Паспорта могут быть получены незаконным путем. Возможны исключительные ситуации, когда лицо, отвечающее критериям для получения статуса беженца, может сохранить свой национальный паспорт или получить новый от властей страны гражданства по специальному распоряжению, особенно в тех случаях, когда такие распоряжения не подразумевают, что обладатель национального паспорта может вернуться в свою страну без предварительного разрешения. Указанная ситуация не препятствует получению статуса беженца (п. 93 Руководства).

Лицо не может апеллировать к международной защите, если оно находится в пределах территориальной юрисдикции своей страны. В то же время Конвенция не утверждает, что преследование может иметь место лишь в пределах границ страны происхождения. Опасения преследований могут проистекать из условий, возникших после того, как данное лицо покинуло страну, как в случае с беженцами «на месте».

Как было показано выше, беженцы «на месте» представляют собой особый случай. Это лица, ставшие беженцами вследствие определенных событий, имевших место в стране их происхождения во время их отсутствия либо по причине их собственной деятельности за пределами страны. В этом случае заявитель, утверждающий, что у него имеются достаточно обоснованные опасения подвергнуться преследованиям вследствие своих политических убеждений, не обязательно должен доказать, что властям его страны были известны его политические взгляды до того, как он ее покинул. Возможно, он должен был скрывать свои политические убеждения, и ему не пришлось испытать какую-либо дискриминацию или подвергнуться преследованиям (пп. 94–95 Руководства).

Вместе с тем, сам по себе факт отказа в защите в стороны правительства либо отказа в возвращении может означать вполне обоснованные опасения подвергнуться преследованиям. В данных обстоятельствах следует тщательно изучить те последствия, с которыми заявителю, придерживающемуся определенных политических убеждений, придется столкнуться в случае своего возвращения.

Для раскрытия содержания международно-правового статуса беженцев необходимо дать характеристику указанных элементов статуса.

Права и свободы беженцев, как центральный элемент международно-правового статуса беженцев, складывается из:

  • – прав и свобод беженцев, предоставляемых наравне с гражданами государства прибытия беженца; прав и свобод беженцев, предоставляемых в режиме более благоприятном или, по крайней мере, не менее благоприятном, чем предоставляются иностранцам;
  • – прав и свобод, предоставляемых исключительно беженцу;
  • – прав и свобод беженцев, вытекающих из их личного статуса и семейных отношений. Права и свободы беженцев, предоставляемые наравне с гражданами государства пребывания, по Конвенции 1951 года следующие:
    • 1) свобода религиозного убеждения (ст. 4 Конвенции);
    • 2) право на изобретение, чертежи и модели, торговые марки, названия фирм и права на литературные и художественные произведения (ст. 14);
    • 3) право на обращение в суд (ст. 16);
    • 4) право на получение пайков, если они предусмотрены законодательством принимающего государства (ст. 20);
    • 5) право на начальное образование (ч.1 ст. 22);
    • 6) право на правительственную помощь (ст. 23);
    • 7) право на вознаграждение за труд, включая пособия на семью, продолжительность рабочего дня, оплачиваемых отпусков, минимального возраста при приеме на работу, труда женщин и подростков, коллективных договоров, социального обеспечения, право на компенсацию за смерть беженца, являющуюся результатом несчастного случая на работе (ст. 24).

Права и свободы беженцев, предоставляемые в режиме более благоприятном или, по крайней мере, не менее благоприятном, чем иностранцам:

Права и обязанности беженцев: общемировые правила и российские законы

Людям, собирающимся перебраться в другое государство из-за тяжёлой политической ситуации, необходимо хорошо знать, каковы основные права беженцев. Кроме того, каждое государство может выдвинуть особые требования к условиям пребывания приезжих на своей территории. Однако прежде чем подробно рассматривать права и обязанности беженцев в России и во всём мире, разберёмся, кто вправе рассчитывать на такой статус.

Что говорит Конвенция

В 1951 г. вышла Конвенция о статусе беженцев, которая к 1992 году стала ратифицирована и в России. Согласно этому документу, беженцем можно считать человека, испытывающего опасение за жизнь и здоровье себя и своей семьи, так как существует возможность пострадать в результате преследований.

Гонения могут начаться по одному или нескольким признакам, таким, как:

  • раса и национальность;
  • религиозные воззрения;
  • политические убеждения;
  • принадлежность к той или иной социальной группе.

Обычно это определение касается граждан какого-либо государства, которые уже не могут рассчитывать на поддержку со стороны правительства и поэтому вынуждены жить за пределами родины.

Однако иногда беженцами называют и людей, не имеющих гражданства, но постоянно проживавших на территории определённой страны. Если в государстве постоянного проживания начались события, в результате которых человек может пострадать, он также может попросить приюта за границей как беженец.

Каждому беженцу принимающее государство обязуется выдать удостоверение личности, не подвергать мигранта дискриминации и не отправлять на родину насильно.

Однако международно-правовой статус беженцев неприменим к людям, совершившим:

  • преступления против мира или против человечности;
  • военные преступления;
  • тяжкие неполитические преступления;
  • любые действия, идущие вразрез с целями и принципами ООН.
Читайте также:  Беженцы из Украины: оформление документов

Помимо беженцев, существует ещё категория вынужденных переселенцев. Это люди, которые являлись гражданами какого-либо государства или, имея иностранное гражданство, всё равно на законных основаниях постоянно проживали на территории другой страны. Если они были вынуждены переехать на другие территории внутри родного государства, их называют вынужденными переселенцами. В случае с РФ к этой категории иногда относят граждан, перемещающихся по постсоветскому пространству.

Права и обязанности разных категорий мигрантов

Как уже было сказано выше, беженцы в международном праве выделены как отдельная категория в 1951 г. в акте ООН, утверждённом на Женевской конференции. Что касается правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев в России, он контролируется Конституцией Российской Федерации, ФЗ «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» и административным регламентом миграционной службы.

Рассмотрим основные положения этих документов, а затем поясним, как получить административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев человеку, нуждающемуся в защите от гонений, а также его близким родственникам.

Права беженцев

Чтобы обеспечить достойное правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев, законодатели РФ установили, что люди, укрывающиеся от преследований на территории страны или же получающие дипломатическое убежище, имеют право:

  • получать сведения о своих правах и обязанностях, в том числе при помощи переводчика;
  • просить содействия в оформлении разрешительных документов для въезда в Россию, а также в успешном проезде и провозе багажа;
  • находиться под охраной в центре временного размещения;
  • размещаться в помещениях, предоставленных из фонда жилья для временного поселения;
  • питаться, пользоваться коммунальными услугами, получать лекарства и медицинскую помощь;
  • учиться и работать наравне с гражданами РФ, вести предпринимательскую и общественную деятельность;
  • в любой момент вернуться в родную страну или уехать в другое государство.

Обязанности беженцев

Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев обязывает людей, причисленных к этим категориям:

  • соблюдать Конституцию РФ и другие нормативные правовые акты;
  • придерживаться порядка, установленного в жилье для временного поселения, в том числе прибыть туда своевременно;
  • в случае изменения в составе семьи, перемены имени и фамилии кем-либо из родственников, получения гражданства РФ или намерения изменить место жительства сообщать об этом в федеральный орган исполнительной власти как можно быстрее (не позже чем через семь дней);
  • своевременно проходить процедуру переучёта либо сниматься с учёта (при перемене места жительства).

Как получить статус беженца

Чтобы получить права беженца в России, нужно обратиться с ходатайством в уполномоченный орган и получить свидетельство о рассмотрении ходатайства (документ действителен три месяца.) Затем следует сходить в орган ГВМ МВД (ранее ФМС) – позаботиться о выплате пособия и предоставлении жилья. Перед тем как вам дадут статус и удостоверение беженца, вы также должны пройти медицинское освидетельствование, предварительно встав на учёт.

Чем грозит “покупка” гражданства для беженцев: Видео

Правовое положение беженцев в международном праве Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астахов С.

Данная статья посвящена правовому положению беженцев в соответствии с международно-правовыми нормами . Помимо международных документов во многих государствах существуют и свои законодательные акты, которые вносят дополнительные критерии определения тех или иных категорий вынужденной миграции .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Астахов С.

Legal status of refugees in international law

The given article is devoted to the legal status of refugees according to an international law. Besides international documents, many states have their own legislative acts inputting additional criteria of defining this or that categories of forced migration.

Текст научной работы на тему «Правовое положение беженцев в международном праве»

С. АСТАХОВ, студент 4 курса международно-правовой специализации юридического факультета Орловского государственного университета

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БЕЖЕНЦЕВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Данная статья посвящена правовому положению беженцев в соответствии с международно-правовыми нормами. Помимо международных документов во многих государствах существуют и свои законодательные акты, которые вносят дополнительные критерии определения тех или иных категорий вынужденной миграции.

Ключевые слова: статус беженцев, современные конфликты, вынужденная миграция, международно-правовые нормы.

Современное определение понятия «беженец» в международном праве содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев», Конвенции «О статусе беженцев» (Заключена в Женеве 28.07.1951) и Протоколе к ней 1967 г., касающемся статуса беженцев. Между указанными актами существуют некоторые расхождения. В частности, Конвенция ООН 1951 г. предусматривает временное и географическое ограничения, т.е. она применяется в отношении стран, расположенных в Европе, и в отношении тех беженцев, которые стали таковыми в результате событий, происходивших до 1 января 1951 г. Протокол 1967 г. устраняет эти ограничения и применяется в отношении государств и в отношении любых событий как в прошлом, так и в будущем, в результате которых возникла или возникает проблема беженцев. Российская Федерация подписала эти документы, которые таким образом обладают теперь прямым действием на территории нашего государства.

Одна из острых проблем, связанных с беженцами, как и с рядом других категорий вынужденной миграции (экологические беженцы, перемещенные лица, «высланные», лица, ищущие убежища и др.), состоит в том, что помимо международных документов, определяющих их статус, во многих государствах существуют и свои законодательные акты, которые вносят дополнительные критерии определения тех или иных категорий вынужденной миграции. Но, что четко зафиксировано в большинстве из них и с чем согласны большинство специалистов в области международной миграции, так это то, что «люди, которые хотят покинуть свою страну, чтобы повысить жизненный уровень или найти лучшую работу, не могут претендовать на статус беженца».

Процесс определения статуса беженца происходит в два этапа. Во-первых, необходимо выяснить факты, относящиеся к данному случаю. Во-вторых, применить к этим фактам определения Конвенции 1951 года и Протокола 1967 года. Положения Конвенции 1951 года, определяющие, кто является беженцем, состоят из трех частей, которые были названы положениями соответственно о «включении», «прекращении» и «исключении». В положениях о включении определяются критерии, которым должно отвечать лицо, чтобы быть беженцем. Они образуют позитивную основу, на которой строится определение статуса беженца.

Причинами существования беженцев в первую очередь надо выделить политические и этнические, постоянно провоцирующие различной степени вооруженные конфликты, причем в большинстве случаев непосредственно в развивающихся регионах. Более того, почти все современные конфликты, ведущие к появлению беженцев,

как правило, происходят непосредственно внутри стран, в то время как раньше данные конфликты наблюдались между странами. Ситуация в Сомали, Руанде, Заире, Югославии и др. – яркие тому примеры. Более того, чем больше в том или ином регионе вооруженных столкновений, тем больше беженцев там появляется.

Не случайно наиболее стремительный рост их численности наблюдается в Африке. Сегодня на Африканском континенте насчитывается примерно 15 млн. беженцев, перемещенных лиц. Надо выделить политические и этнические причины, постоянно провоцирующие различной степени вооруженные конфликты, причем в большинстве случаев непосредственно в развивающихся регионах.

Среди причин, способствующих сохранению огромного числа беженцев и перемещенных лиц, необходимо выделить также причины, обусловленные ухудшением окружающей среды, экологическим кризисом, увеличением стихийных бедствий и природных катастроф. Как отмечал бывший Генеральный секретарь ООН в 1993 г. Бутрос Гали, «невозможно провести четкую и ясную границу между конфликтами, войнами и стихийными бедствиями по тому влиянию, которое они оказывают на гражданское население.

Засуха, наводнение, землетрясение и циклоны так же разрушительны для людей и благосостояния общества, как войны и гражданские конфликты». Эти стихийные бедствия происходят не в вакууме и зачастую обусловлены неразумной промышленной и сельскохозяйственной деятельностью во многих, в первую очередь в развивающихся, странах. Интенсивная вырубка леса, например, ведет к обезлесению, что, в свою очередь, повышает опасность засухи и наводнений, развитие которых сокращает плодородные земли и тем самым вынуждает часто огромные массы голодных людей мигрировать из родных мест. Так, голод в районе Африканского Рога в 1980-е годы вынудил миллионы африканцев к миграции как внутри самих стран этого района, так и через государственные границы.

Данная проблема, связанная с появлением новых масс беженцев, существует и в наши дни. Люди, которые вследствие вышеуказанных причин мигрировали в другое государство, обладают на его территории правами и обязанностями. Права беженцев можно разделить на следующие группы:

■ специфические права беженцев, вытекающие из института международной защиты;

■ права, которыми беженцы пользуются наравне с гражданами страны-убежища;

■ права, которыми беженцы пользуются наравне с другими иностранными гражданами, законно находящимися в стране пребывания.

Одним из основополагающих прав человека, закрепленным в статье 14 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), является право искать убежище.

Согласно духу Конвенции 1951 г. все лица, ищущие убежища, должны иметь доступ к справедливым и эффективным процедурам рассмотрения их заявлений о предоставлении убежища. В любом случае компетентные государственные органы должны принимать заявления таких лиц для определения возможности рассмотрения их ходатайств о получении статуса беженца по существу, а также оказать необходимое содействие заявителю, включая предоставление переводчика и передачу его дела на рассмотрение. Согласно Заключению УВКБ ООН № 8 «Определение статуса беженца» (1977 г.) в случае непризнания заявителя беженцем ему должен быть предоставлен разумный срок для подачи апелляции с просьбой пересмотреть решение в том же либо в другом органе, административном или судебном в соответствии с действующей системой.

При этом беженец должен получить разрешение на пребывание в стране на срок рассмотрения его ходатайства, включая время, необходимое для рассмотрения его апелляции. Единственным исключением является случай, когда по первоначальному заявлению установлено, что оно «явно представляет собой злоупотребление соответствующим правом».

При этом лица, ищущие убежища, не должны подвергаться задержанию и заключению на время рассмотрения их заявлений. Обращение с просьбой о предоставлении убежища не является уголовным преступлением, а свобода от произвольного помещения в места заключения является одним из фундаментальных прав и свобод человека. В случае помещения в места заключения ищущие убежища имеют право знать, на каких основаниях проведено их задержание; при этом они имеют право оспаривать вынесенное решение об их задержании.

Одним из важнейших прав беженца является возможность свободного обращения в суды на территории всех стран – участниц Конвенции 1951 г. При этом на территории страны обычного местожительства беженца при обращении в суд он пользуется тем же положением, что и граждане этой страны. В прочих странах беженцу предос-

тавляется то же положение, что и гражданам страны его обычного места жительства.

Социальное попечение является сферой действия национального законодательства, и поэтому его стандарты не могут быть регламентированы международными соглашениями. Однако в соответствии с принципом отказа от каких-либо форм дискриминации беженцы, законно проживающие на территории государства, имеют право на социальное попечение в размерах, предусмотренных, как правило, для граждан страны проживания. В частности, глава IV Конвенции 1951 г. определяет, что беженцы имеют право:

• на применение системы пайков наравне с гражданами страны, где существует система распределения дефицитных продуктов;

• на решение жилищного вопроса в положении не менее благоприятном, чем то, которым обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах;

• на начальное образование наравне с гражданами страны пребывания и положение не менее благоприятное, чем то, которым обычно пользуются иностранцы в отношении других видов образования;

• признания иностранных аттестатов, дипломов и степеней; освобождения от платы за право учения и сборов, а также в отношении предоставления стипендий;

• на то же положение, что и граждане страны проживания в отношении вознаграждения за труд и условий труда (размер оплаты, продолжительность рабочего дня,возраст работающих по найму и т.д.), социального обеспечения с учетом национального законодательства (например, при сочетании солидарной и накопительной пенсионной систем, при котором беженцы будут получать пенсии меньшего размера).

Беженцы, согласно статье 15 Конвенции, наравне с иными иностранцами имеют право создания ассоциаций, не имеющих политического характера и не преследующих целей извлечения выгоды (некоммерческих объединений), а также профессиональных союзов.

Важным моментом при решении проблем беженцев является вопрос об их самообеспечении, т.е. вопрос о поиске ими занятий, приносящих им доход – работы по найму, или создании собственных предприятий.

Беженцы имеют право на самостоятельное занятие сельским хозяйством, промышленность, ремеслами и торговлей, а также право учреждать торговые и промышленные товарищества в усло-

виях не менее благоприятных, чем те, которыми обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах.

Очевидно, что правовое положение беженцев и лиц, ищущих убежище, подразумевает наличие не только прав, но и обязанностей в отношении принимающего их государства. Они лаконично определены в статье 2 Конвенции о статусе беженцев.

Нарушение этих норм, в частности совершение преступного деяния, может повлечь за собой не только уголовную ответственность, но и возможность депортации.

Предоставление политического убежища – суверенное право государства. Своим внутренним актом оно определяет мотивы предоставления убежища, статус лиц, которым оно предоставлено, порядок предоставления и случаи утраты права на убежище.

Политическое убежище предоставляется лицам, которые ищут защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормами международного права, при этом принимается во внимание, что преследование направленно непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории и правами, и свободами и несет обязанности наравне с другими гражданами, кроме случаев, установленных законом для иностранных граждан и лиц без гражданства.

Предоставление РФ политического убежища и его лишение производятся указами Президента РФ. Политическое убежище в РФ не предоставляется, если лицо:

1) преследуется за действия (бездействия), признаваемые в РФ преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН;

2) привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу и в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории РФ;

3) лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

4) прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

5) прибыло из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для данного лица на убежище в соответствии с ФЗ «О беженцах»;

6) представило заведомо ложные сведения;

7) имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Лицо, которому в РФ предоставлено политическое убежище, утрачивают право на убежище в случаях:

1) возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного места жительства;

2) выезда на жительство в третью страну;

3) добровольного отказа от политического убежища на территории РФ;

4) приобретения российского гражданства или гражданства другой страны.

Лишение лица предоставленного ему РФ политического убежища может иметь место по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, совершило преступление и в отношении его вынесен вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Legal status of refugees in international law.

Читайте также:  Программа «Соотечественники» для беженцев из Украины в 2020 году

The given article is devoted to the legal status of refugees according to an international law. Besides international documents, many states have their own legislative acts inputting additional criteria of defining this or that categories of forced migration.

К вопросу регулирования статуса беженца в международном праве

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 16.01.2018 2018-01-16

Статья просмотрена: 635 раз

Библиографическое описание:

Макаренко, М. А. К вопросу регулирования статуса беженца в международном праве / М. А. Макаренко, Г. Г. Фастович, Е. В. Самойлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 131-135. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47819/ (дата обращения: 07.01.2021).

В статье рассматривается международно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, анализируются их права и обязанности, а также приводится анализ международного миграционного кризиса, его особенности, проблемы, а также предлагаются пути выхода из международного миграционного кризиса.

Ключевые слова: ООН, беженцы, вынужденные переселенцы, права, обязанности, миграционный кризис, Евросоюз, ассимиляция.

The article discusses the international legal status of refugees and internally displaced persons and examines their rights and responsibilities as well as the analysis of international migration crisis, its features, problems, and proposes ways out of the international migration crisis.

Key words: UN refugees, internally displaced persons, rights, obligations, migration crisis, the European Union, assimilation.

Беженцами, согласно Нью-Йоркской декларации о беженцах и мигрантах, принятой 71-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 19 сентября 2016 г. и Конвенции ООН от 28.07.1951 «О статусе беженцев», «признаются лица, которые покинули страну постоянного проживания в силу стечения чрезвычайных обстоятельств, также к беженцам чаще всего относят лиц, которые ищут убежище или вынужденных переселенцев, но при этом эти лица официально статуса беженца так и не получили» [3].

В Европе еще в средние века признавалось право убежища в церкви, которое распространялось не только на уголовных преступников [5].

Со временем в международном праве появилось понятие политического убежища, такое убежище получали в основном диссиденты и революционеры. Понятие беженцев, которое применимо сегодня в международном праве, появляется вовремя Первой мировой войны, после подписания в 1922 году первого соглашения о статусе русских и армянских беженцев, позже статус беженца корректировался дополнительными соглашениями, подписанными лигой Наций в 1924- 1928 годах.

В указанных соглашениях впервые были определены права беженцев и их право на проездной документ, а именно нансеновский паспорт.

В последствие действия соглашений о беженцах были распространены на всех беженцев из Турции и нацистской Германии. После Второй Мировой войны была создана международная организация по делам беженцев, которая была преобразована в 1951 году в УВКБ ООН, в этом же году был также принят устав данной организации [8].

С 1950 года контроль за соблюдением прав беженцев был возложен на Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Международно-правовой статус беженцев сегодня определяется в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев и протоколом, касающимся статуса беженцев, принятым 28 июля 1951 года [5].

Основными элементами правового статуса беженцев являются права и свободы и их непосредственные обязанности.

Также обязательным элементом правового статуса беженца является гражданство и гарантии получения статуса беженца или вынужденного переселенца. Раскрывая особенности вышеперечисленных элементов статуса беженцев, права и свободы беженцев преимущественно складывается из прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев, которые предоставляются им наравне с гражданами государства, в которое они прибыли, но при этом эти права приобретают более льготный режим по сравнению с правами которые предоставляются иностранцам, права и свободы, которые предоставляются исключительно беженцам, права и свободы беженцев которые вытекают из их личного семейного статуса и семейных отношений.

Кроме того, комплекс личных прав беженцев состоит также из прав, закрепленных в Пакте о гражданских и политических правах 1966 года, согласно которому права, приобретенные беженцами в стране своего гражданства и постоянного места жительства, сохраняется за ним независимо от страны пребывания, а также права, вытекающие из личного статуса беженца, признаются государством пребывания беженцев и вынужденных переселенцев при условии, если эти права были признаны законами данного государства [2].

Кроме прав, беженцы, так же как и граждане страны, в которую они прибывают, имеют определенные обязанности. Основными среди них являются: обязанность соблюдать законы и иные предписания в стране пребывания, обязанность платить налоги наравне с гражданами государства пребывания, а также запрещается принудительная депортация беженцев и вынужденных переселенцев в страну, из которой они прибыли [6].

Сегодня в связи с большим потоком беженцев и вынужденных переселенцев из Сирии, Турции и Пакистана некоторые страны Европы находятся на пороге миграционного кризиса, что вынуждает Евросоюз ужесточать правила пересечение своих границ. Сегодня страны Балканского региона не принимают беженцев вовсе [3].

Это связано с тем, что практически непрекращающийся поток беженцев ранее лишил рабочих мест граждан этого региона. Одной из проблем существующего миграционного кризиса стало слияние потоков легальной и нелегальной миграции и экономической эмиграции беженцев и вынужденных переселенцев. Вместе с тем основная масса мигрантов, прибывает в основном в страны Западной Европы.

Одной из проблем миграционного кризиса является так называемая стихийная миграция, которая связана с военными действиями в Сирии. Неслучайно сегодня основной поток мигрантов — это сирийцы, которые потеряли не только средства к существованию, но и свой дом. В самом начале миграционного кризиса в 2014–2015 годах сирийцы мигрировали в основном в Турцию и Иорданию.

Но со временем поток беженцев увеличился, и Турция уже была не способна принять такое количество беженцев и вынужденных переселенцев, спасающихся от войны. Кроме того, поток беженцев из Сирии дополнился беженцами из Афганистана, Северной Африки, и ливийцами, так как в Ливии гражданская война разгоралась с новой силой. Всё это было дополнено еще усилившейся активностью исламских террористов.

Для выхода из иммиграционного кризиса правительство стран Евросоюза приняло дополнительное финансирование от правительства Турции, всё это помогло пресечь миграционный поток из Турции в Европу на ближайшие три года. Второй причиной миграционного кризиса и усиления потока иностранных беженцев и вынужденных переселенцев является упрощенный порядок получения вида на жительство и разрешение на работу в странах Евросоюза [1].

Многие политики и специалисты в области международного права перспективы разрешения существующего сегодня миграционного кризиса связывают с пессимистичными прогнозами. Для решения существующих проблем беженцев и вынужденных переселенцев предлагается три возможных варианта. Это добровольное возвращение беженцев и вынужденных переселенцев на родину, а также расселение и ассимиляция [11].

Для решения проблем добровольной репарации необходимо основываться на свободном и хорошо продуманном решении, основанном на соблюдении и гарантии права беженцев и вынужденных переселенцев. Только при соблюдении этих условий гарантированно удачное завершение репарации. На сегодняшний день репарация в странах Евросоюза достигла самого низкого уровня, за последние 30 лет, но тоже время возрастает роль расселения беженцев вне страны пребывания [5].

Комиссариат ООН по делам беженцев, содействуя расселению беженцев, перемещает их в то государство, где бы они располагали убежищем, но при этом это государство не является их родиной. В 2016 году число стран, которые предлагали комиссариат ООН планы и возможности по расселению беженцев, составляло 27 стран [7].

Управление Верховного комиссариата ООН считает, что этого количества стран недостаточно, и оно нуждается в увеличении. Под ассимиляцией (местной интеграцией) Комиссариат ООН подразумевает полную интеграцию беженцев и вынужденных переселенцев с населением принимающих их стран с учётом интеграции в экономические юридические, социальные и культурные процессы [10].

Принимающая сторона, в этом случае предоставляет беженцам и вынужденным переселенцам все существующие на ее территории гарантии соблюдения прав граждан своей страны, но одновременно обязывает их жить в соответствии со своими законами и моральными нормами.

Разница менталитетов между эмигрантами из Сирии, Ирана. Пакистана и Афганистана и принимающей стороной, в качестве которой выступает гражданин Евросоюза, показала нежелание эмигрантов прибегать к полной или частичной ассимиляции, и то, что они пытались сохранить свою самобытность, культуру, обычаи и моральные нормы, привело к развитию проблем и обострению миграционного кризиса.

Во-первых, это обострило существующий миграционный кризис и привело к расколу Евросоюза на два лагеря. Так, например, Великобритания практически провела референдум о выходе из Евросоюза и 43 % жителей поддержали эту идею.

Государства, которые выступали за прием мигрантов и сохранение за эмигрировавшей частью населения культурно этнических традиций, возложили вину за происходящее на страны, которые участвовали в военной операции в Сирии. Так, например, Венгрия и Чехия, в отличии в Германии были против приема эмигрантов вообще. Беженцы, по убеждению правительства Венгрии и Чехии, несли опасность, связанную с уничтожением культуры и менталитета Евросоюза, проявляя свое нежелание ассимилироваться.

В сентябре 2015 года Евросоюзом был принят план по расселению более 120000 беженцев, мигрантов и вынужденных переселенцев, что вызвало недовольство правительства Словакии, Венгрии и Чехии. Правительства этих стран попытались оспорить решение Евросоюза о предоставлении квоты на расселение мигрантов и вынужденных переселенцев в европейском суде в Люксембурге, и хотя это не дало ощутимых результатов, но подобные действия привели к тому, что в Европе рядом стран были приняты меры, направленные на ужесточение условий для вновь прибывших беженцев и вынужденных переселенцев, с целью снижения привлекательности страны для мигрантов. Правительство Австрии, нарушая внутренние соглашения о принятии беженцев, мигрантов и вынужденных переселенцев, ввело квоту и стало принимать не более 80 заявлений в сутки на предоставление убежища мигрантам. Здание из Швеции полиции и таможенным органом предоставили право обыскивать беженцев и вынужденных переселенцев и изымать у них ценные вещи и наличные деньги, которые превышали сумму более 1,500 долларов, конфискованные средства формально шли на покрытие расходов связанные с приемом и содержанием беженцев и вынужденных переселенцев.

Правительство Дании также для ограничения принятия большого количества беженцев и их семей вело правило, согласно которому эмигранты, получившие убежище в этой стране, не имеют право привозить членов своей семьи в страну [9].

Германия ввела положение, согласно которому беженцы из Албании, Косово, Черногории, Марокко, Туниса и Алжира должны быть высланы на родину, так как данные страны были признаны Евросоюзом безопасными для проживания. Германское правительство ввело правило, согласно которому расходы, связанные с расселением беженцев, прохождение беженцами языковых курсов и курсов переподготовки, которые необходимы им для получения работы в Германии, должны были компенсироваться за счёт самих беженцев, желающих получить вид на жительство и работу в Германии. Швеция, совместно с Данией, ввели процедуру проверки документов на границе, что осложнило прибывающим, на автобусах в поездах и кораблях с юга беженцам, на получение разрешений на въезд в эти страны.

Во-вторых, в Евросоюзе, в связи с наплывом беженцев и переселенцев, прочно укоренилось мнение о том, что вместе с ними в страну проникают террористы и вербовщики. Это привело к тому что, в 2014 году правительство Нидерландов ещё на этапе предоставления документов для получения убежища беженцам и вынужденным переселенцам вывела 50 % молодых мужчин, которых подозревали в военных преступлениях. Позже в 2015 году было выявлено 30 подозреваемых в военных преступлениях. По данным Европола, в 2016–2017 годах в Европе могут находиться более 5000 сторонников террористических движений, которые уже прошли обучение, это убеждение было подкреплено также случившемся в Париже терактом, всё это привело к формированию в Европейском обществе атмосферы страха и неприязни беженцев эмигрантов и вынужденных переселенцев [4].

Всё это также обернулось дестабилизацией общественной безопасности беспорядки накануне 2016 года в Германии, Швеции Австрии Швейцарии и Финляндии, привели к тому, что население этих стран обвинило беженцев в воровстве, насилии и нанесении телесных повреждений различной тяжести. Все эти действия подтверждались роликами, размещаемыми в интернете очевидцами преступлений. Эти действия не остались незамеченными в различных европейских странах. Так, например, в Финляндии, а затем и в Эстонии была зарегистрирована некоммерческая организация под названием» Солдаты Одина», данная организация была призвана защищать сохранность прав граждан и различных групп населения, от преступлений, совершаемых беженцами и вынужденными переселенцами [9].

Так как в Европе беженцы и вынужденные переселенцы хотя и прибыли страны временно и собирались покидать эту страну только при наличии такой возможности, для них не было предпринята каких-либо программ адаптации и интеграции, всё это привело к развитию возможной угрозы, связанной с размытием европейской культурной идентичности и христианства мусульманством. Так как в 2015–2016 годах большинство беженцев прибыли в основном из восточных стран.

В связи с чем правительством стран Евросоюза, где существовали, центры компактного проживания беженцев и обычного населения стран Европы указали на то, что ассимиляция или интеграция мусульман в европейскую культуру практически невозможна.

Несмотря на всё обозначенные проблемы, наплыв беженцев и вынужденных переселенцев и развития связанного с ними кризиса, Россию в большей степени обошло стороной, это связано с тем что Россия не является привлекательной страной для беженцев и вынужденных переселенцев из восточных стран из-за низкого уровня выплаты пособий, что не покрывало расходов связанных с приобретением документов о статусе беженца и выплаты государственной пошлины на подачу этих документов, но в тоже время через Россию в Финляндию, был выстроен так называемый «арктический маршрут» в связи с чем попасть в Норвегию смогли более 5000, беженцев из Сирии, Афганистана и Ирака. Так по данным ФМС России, в 2015 году заявлением о предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца обратились 337 граждан Сирии но ни один из них не получил данного статуса, из обратившихся в ФМС 360 граждан Афганистана статус беженца получили только 15 человек. По мнению правительства Сирии, Россия сама по себе является потенциальным поставщиком беженцев в Европу, всё это связано с ухудшением экономической ситуации в стране и принятием беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья, для которых Россия является страной с наиболее благоприятным климатом для проживания и получения образование, и для получения тут работы в дальнейшем [9].

Заканчивая рассмотрение вопроса, связанного с регулированием статуса беженцев в международном праве, хотелось бы выделить следующие проблемы [4].

Ведение странами Евросоюза ограничения на получение работы, беженцев из Афганистана Пакистана Сирии и других восточных стран, можно разрешить, разработка специальных инструментов и программ содействие мобильности интеграции различных беженцев вынужденных переселенцев и экономических мигрантов [9].

Также в условиях существующего кризиса Евросоюз нуждается пересмотр существующей миграционной политики с учётом интересов именно беженцев и вынужденных переселенцев, которые ищут в Евросоюзе не только новое место жительства, но и работу. Приток новой рабочей силы необходим некоторым странам Евросоюза, так как перед ними уже остро стоит проблема старения работоспособного, демографического дисбаланса и невозможности полный переквалификации работников среднего и пожилого. В тоже время управление потоками легальных мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, приведет к усилению координации между органами у власти и предприятиями и частными организациями, обеспечивающими рабочие места для населения.

В связи, с чем правительству Евросоюза следует вести более тщательный мониторинг запросов необходимых на рынке труда, а также предпринять программы стимулирования беженцев и вынужденных переселенцев, способствующих изучение языков, и адаптации иммигрантов в странах Евросоюза.

Ссылка на основную публикацию