Права беженцев, их международно правовой статус

Международно-правовой статус беженцев. Право убежища

Согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г. (ратифицирована Россией в 1992 г.), беженцем является лицо, которое опасается стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политичес­ких убеждений, находится вне страны своего гражданства и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений или, не имея гражданства, находится вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может вернуться в нее. Кроме того, беженцами считаются также лица, при­знаваемые таковыми конвенциями о беженцах 1926,1928,1933,1938, 1939 гг. (конвенция 1951 г. заменила их между теми же участниками), а также Уставом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, утвержденном Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 г.

В качестве беженцев не рассматриваются лица, виновные в совер­шении:

преступления против мира, военного преступления или преступ­ления против человечности;

тяжкого преступления неполитического характера вне страны, давшей им убежище;

деяний, противоречащих целям и принципам ООН.

Конвенция запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли.

Государства выдают беженцам удостоверения личности и обязу­ются облегчать натурализацию беженцев. Беженцы обязаны подчи­няться законодательству страны своего места нахождения. Государ­ства не должны применять дискриминационных мер к беженцам по признаку расы, религии или страны происхождения и обязуются предоставлять беженцам положение, которым вообще пользуются иностранцы (если только Конвенция не предоставляет более благо­приятного положения).

Беженцы, согласно Конвенции, имеют право на имущество, ав­торские и промышленные права, право на ассоциации, право на обращение в суд, право заниматься предпринимательством и рабо­тать по найму и другие права.

Особое внимание Конвенция уделяет социальному обеспечению и правительственной помощи беженцам. Государства не облагают беженцев налогами, кроме тех, которые могут взиматься с собствен­ных граждан.

Государства — участники Конвенции сотрудничают с ООН в области обеспечения прав беженцев. Верховному комиссару ООН по делам беженцев поручено наблюдение за выполнением международ­ных конвенций по делам беженцев.

В 1993 г. главы государств Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбеки­стана, принимая во внимание критическую ситуацию, сложившуюся в связи с ростом числа переселенцев и беженцев на территории бывшего Союза ССР, подписали Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

В соответствии с Соглашением (ст. 1) беженцем признается лицо, которое, не являясь гражданином страны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой страны — участницы Соглашения вследствие со­вершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуть­ся преследованию по признаку расовой или национальной принад­лежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами. Беженцем не может признаваться лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое умышленное уголовное преступление.

Вынужденным переселенцем признается лицо, которое, являясь гражданином страны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории друго­го государства-участника вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к опреде­ленной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональ­ными конфликтами (ст. 2).

Государства выезда обязались:

осуществлять эвакуацию населения из зон вооруженных и меж­национальных конфликтов, предоставляя возможность для его бес­препятственного добровольного выезда на территорию одной из сто­рон Соглашения;

обеспечивать личную и имущественную безопасность эвакуиру­ющихся, добиваясь прекращения огня, соблюдения охраны общест­венного порядка во время эвакуации;

решать вопросы финансового, материально-технического, продо­вольственного, медицинского и транспортного обеспечения эвакуи­рующихся.

Государство, предоставившее убежище, берет на себя обязатель­ства:

обеспечивать для беженцев и вынужденных переселенцев в мес­тах их временного размещения необходимые социально-бытовые ус­ловия;

оказывать беженцам и вынужденным переселенцам содействие в трудоустройстве в соответствии с принятым в каждом из государств-участников законодательством о занятости населения.

содействовать беженцам и вынужденным переселенцам в истре­бовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством, свидетельств о браке, рождении, трудо­вых книжек и других документов, необходимых для решения вопро­сов пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, вы­езда за границу и т.д.

Государство выезда возмещает беженцам и вынужденным пере­селенцам стоимость оставленного или утраченного ими на его терри­тории жилья и другого имущества, компенсирует ущерб здоровью и потерю заработка. Размеры материальной компенсации определяют­ся по расценкам государства выезда.

Создается Межгосударственный фонд помощи беженцам и вы­нужденным переселенцам. Консультативный совет по труду, мигра­ции и социальной защите населения государств — участников СНГ оказывает содействие в реализации Соглашения.

Одним из важных суверенных прав государства является право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам. Раз­личают территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище — это предоставление убежища пре­следуемому лицу на территории государства.

Дипломатическое убежище — это предоставление убежища на территории дипломатического представительства иностранного го­сударства. Институт дипломатического убежища действует главным образом в странах Латинской Америки.

Институт убежища межотраслевой: его нормы зафиксированы и дипломатическом праве, и в международном гуманитарном праве. Нормы о праве убежища — преимущественно обычные нормы меж­дународного права. В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. Однако универсальная конвенция о праве территориального убежища заключена не была. Право дипломатического убежища получило договорное оформле­ние в Гаванской конвенции об убежище 1928 г., Конвенции о дипло­матическом убежище 1954 г. и некоторых других. Помимо междуна­родных документов, нормы о праве убежища зафиксированы также в законодательстве различных государств (например, в ст. 63 Консти­туции РФ, Положении о порядке предоставления Российской Феде­рацией политического убежища, утвержденном Указом Президента от 21 июля 1997 г.).

Убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на период, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется МИД государства, гражда­нином которого является соответствующее лицо.

Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должно уважаться всеми остальными государствами. Лицо, получив­шее убежище, не может быть выдано и получает право на защиту со стороны государства, предоставившего убежище.

Получившее право убежища лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству го­сударства, предоставившего убежище.

Убежище не предоставляется лицам, обвиняемым в общеуголов­ных преступлениях и осужденным по ним, а также лицам, дезертиро­вавшим из вооруженных сил государства, и военным преступникам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

К вопросу регулирования статуса беженца в международном праве

Дата публикации: 16.01.2018 2018-01-16

Статья просмотрена: 460 раз

Библиографическое описание:

Макаренко М. А., Фастович Г. Г., Самойлова Е. В. К вопросу регулирования статуса беженца в международном праве // Молодой ученый. — 2018. — №3. — С. 131-135. — URL https://moluch.ru/archive/189/47819/ (дата обращения: 06.03.2020).

В статье рассматривается международно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, анализируются их права и обязанности, а также приводится анализ международного миграционного кризиса, его особенности, проблемы, а также предлагаются пути выхода из международного миграционного кризиса.

Ключевые слова: ООН, беженцы, вынужденные переселенцы, права, обязанности, миграционный кризис, Евросоюз, ассимиляция.

The article discusses the international legal status of refugees and internally displaced persons and examines their rights and responsibilities as well as the analysis of international migration crisis, its features, problems, and proposes ways out of the international migration crisis.

Key words: UN refugees, internally displaced persons, rights, obligations, migration crisis, the European Union, assimilation.

Беженцами, согласно Нью-Йоркской декларации о беженцах и мигрантах, принятой 71-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 19 сентября 2016 г. и Конвенции ООН от 28.07.1951 «О статусе беженцев», «признаются лица, которые покинули страну постоянного проживания в силу стечения чрезвычайных обстоятельств, также к беженцам чаще всего относят лиц, которые ищут убежище или вынужденных переселенцев, но при этом эти лица официально статуса беженца так и не получили» [3].

В Европе еще в средние века признавалось право убежища в церкви, которое распространялось не только на уголовных преступников [5].

Со временем в международном праве появилось понятие политического убежища, такое убежище получали в основном диссиденты и революционеры. Понятие беженцев, которое применимо сегодня в международном праве, появляется вовремя Первой мировой войны, после подписания в 1922 году первого соглашения о статусе русских и армянских беженцев, позже статус беженца корректировался дополнительными соглашениями, подписанными лигой Наций в 1924- 1928 годах.

В указанных соглашениях впервые были определены права беженцев и их право на проездной документ, а именно нансеновский паспорт.

В последствие действия соглашений о беженцах были распространены на всех беженцев из Турции и нацистской Германии. После Второй Мировой войны была создана международная организация по делам беженцев, которая была преобразована в 1951 году в УВКБ ООН, в этом же году был также принят устав данной организации [8].

С 1950 года контроль за соблюдением прав беженцев был возложен на Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Международно-правовой статус беженцев сегодня определяется в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев и протоколом, касающимся статуса беженцев, принятым 28 июля 1951 года [5].

Основными элементами правового статуса беженцев являются права и свободы и их непосредственные обязанности.

Также обязательным элементом правового статуса беженца является гражданство и гарантии получения статуса беженца или вынужденного переселенца. Раскрывая особенности вышеперечисленных элементов статуса беженцев, права и свободы беженцев преимущественно складывается из прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев, которые предоставляются им наравне с гражданами государства, в которое они прибыли, но при этом эти права приобретают более льготный режим по сравнению с правами которые предоставляются иностранцам, права и свободы, которые предоставляются исключительно беженцам, права и свободы беженцев которые вытекают из их личного семейного статуса и семейных отношений.

Кроме того, комплекс личных прав беженцев состоит также из прав, закрепленных в Пакте о гражданских и политических правах 1966 года, согласно которому права, приобретенные беженцами в стране своего гражданства и постоянного места жительства, сохраняется за ним независимо от страны пребывания, а также права, вытекающие из личного статуса беженца, признаются государством пребывания беженцев и вынужденных переселенцев при условии, если эти права были признаны законами данного государства [2].

Кроме прав, беженцы, так же как и граждане страны, в которую они прибывают, имеют определенные обязанности. Основными среди них являются: обязанность соблюдать законы и иные предписания в стране пребывания, обязанность платить налоги наравне с гражданами государства пребывания, а также запрещается принудительная депортация беженцев и вынужденных переселенцев в страну, из которой они прибыли [6].

Сегодня в связи с большим потоком беженцев и вынужденных переселенцев из Сирии, Турции и Пакистана некоторые страны Европы находятся на пороге миграционного кризиса, что вынуждает Евросоюз ужесточать правила пересечение своих границ. Сегодня страны Балканского региона не принимают беженцев вовсе [3].

Это связано с тем, что практически непрекращающийся поток беженцев ранее лишил рабочих мест граждан этого региона. Одной из проблем существующего миграционного кризиса стало слияние потоков легальной и нелегальной миграции и экономической эмиграции беженцев и вынужденных переселенцев. Вместе с тем основная масса мигрантов, прибывает в основном в страны Западной Европы.

Одной из проблем миграционного кризиса является так называемая стихийная миграция, которая связана с военными действиями в Сирии. Неслучайно сегодня основной поток мигрантов — это сирийцы, которые потеряли не только средства к существованию, но и свой дом. В самом начале миграционного кризиса в 2014–2015 годах сирийцы мигрировали в основном в Турцию и Иорданию.

Но со временем поток беженцев увеличился, и Турция уже была не способна принять такое количество беженцев и вынужденных переселенцев, спасающихся от войны. Кроме того, поток беженцев из Сирии дополнился беженцами из Афганистана, Северной Африки, и ливийцами, так как в Ливии гражданская война разгоралась с новой силой. Всё это было дополнено еще усилившейся активностью исламских террористов.

Для выхода из иммиграционного кризиса правительство стран Евросоюза приняло дополнительное финансирование от правительства Турции, всё это помогло пресечь миграционный поток из Турции в Европу на ближайшие три года. Второй причиной миграционного кризиса и усиления потока иностранных беженцев и вынужденных переселенцев является упрощенный порядок получения вида на жительство и разрешение на работу в странах Евросоюза [1].

Многие политики и специалисты в области международного права перспективы разрешения существующего сегодня миграционного кризиса связывают с пессимистичными прогнозами. Для решения существующих проблем беженцев и вынужденных переселенцев предлагается три возможных варианта. Это добровольное возвращение беженцев и вынужденных переселенцев на родину, а также расселение и ассимиляция [11].

Для решения проблем добровольной репарации необходимо основываться на свободном и хорошо продуманном решении, основанном на соблюдении и гарантии права беженцев и вынужденных переселенцев. Только при соблюдении этих условий гарантированно удачное завершение репарации. На сегодняшний день репарация в странах Евросоюза достигла самого низкого уровня, за последние 30 лет, но тоже время возрастает роль расселения беженцев вне страны пребывания [5].

Комиссариат ООН по делам беженцев, содействуя расселению беженцев, перемещает их в то государство, где бы они располагали убежищем, но при этом это государство не является их родиной. В 2016 году число стран, которые предлагали комиссариат ООН планы и возможности по расселению беженцев, составляло 27 стран [7].

Управление Верховного комиссариата ООН считает, что этого количества стран недостаточно, и оно нуждается в увеличении. Под ассимиляцией (местной интеграцией) Комиссариат ООН подразумевает полную интеграцию беженцев и вынужденных переселенцев с населением принимающих их стран с учётом интеграции в экономические юридические, социальные и культурные процессы [10].

Принимающая сторона, в этом случае предоставляет беженцам и вынужденным переселенцам все существующие на ее территории гарантии соблюдения прав граждан своей страны, но одновременно обязывает их жить в соответствии со своими законами и моральными нормами.

Разница менталитетов между эмигрантами из Сирии, Ирана. Пакистана и Афганистана и принимающей стороной, в качестве которой выступает гражданин Евросоюза, показала нежелание эмигрантов прибегать к полной или частичной ассимиляции, и то, что они пытались сохранить свою самобытность, культуру, обычаи и моральные нормы, привело к развитию проблем и обострению миграционного кризиса.

Во-первых, это обострило существующий миграционный кризис и привело к расколу Евросоюза на два лагеря. Так, например, Великобритания практически провела референдум о выходе из Евросоюза и 43 % жителей поддержали эту идею.

Читайте также:  Беженцы из Украины: оформление документов

Государства, которые выступали за прием мигрантов и сохранение за эмигрировавшей частью населения культурно этнических традиций, возложили вину за происходящее на страны, которые участвовали в военной операции в Сирии. Так, например, Венгрия и Чехия, в отличии в Германии были против приема эмигрантов вообще. Беженцы, по убеждению правительства Венгрии и Чехии, несли опасность, связанную с уничтожением культуры и менталитета Евросоюза, проявляя свое нежелание ассимилироваться.

В сентябре 2015 года Евросоюзом был принят план по расселению более 120000 беженцев, мигрантов и вынужденных переселенцев, что вызвало недовольство правительства Словакии, Венгрии и Чехии. Правительства этих стран попытались оспорить решение Евросоюза о предоставлении квоты на расселение мигрантов и вынужденных переселенцев в европейском суде в Люксембурге, и хотя это не дало ощутимых результатов, но подобные действия привели к тому, что в Европе рядом стран были приняты меры, направленные на ужесточение условий для вновь прибывших беженцев и вынужденных переселенцев, с целью снижения привлекательности страны для мигрантов. Правительство Австрии, нарушая внутренние соглашения о принятии беженцев, мигрантов и вынужденных переселенцев, ввело квоту и стало принимать не более 80 заявлений в сутки на предоставление убежища мигрантам. Здание из Швеции полиции и таможенным органом предоставили право обыскивать беженцев и вынужденных переселенцев и изымать у них ценные вещи и наличные деньги, которые превышали сумму более 1,500 долларов, конфискованные средства формально шли на покрытие расходов связанные с приемом и содержанием беженцев и вынужденных переселенцев.

Правительство Дании также для ограничения принятия большого количества беженцев и их семей вело правило, согласно которому эмигранты, получившие убежище в этой стране, не имеют право привозить членов своей семьи в страну [9].

Германия ввела положение, согласно которому беженцы из Албании, Косово, Черногории, Марокко, Туниса и Алжира должны быть высланы на родину, так как данные страны были признаны Евросоюзом безопасными для проживания. Германское правительство ввело правило, согласно которому расходы, связанные с расселением беженцев, прохождение беженцами языковых курсов и курсов переподготовки, которые необходимы им для получения работы в Германии, должны были компенсироваться за счёт самих беженцев, желающих получить вид на жительство и работу в Германии. Швеция, совместно с Данией, ввели процедуру проверки документов на границе, что осложнило прибывающим, на автобусах в поездах и кораблях с юга беженцам, на получение разрешений на въезд в эти страны.

Во-вторых, в Евросоюзе, в связи с наплывом беженцев и переселенцев, прочно укоренилось мнение о том, что вместе с ними в страну проникают террористы и вербовщики. Это привело к тому что, в 2014 году правительство Нидерландов ещё на этапе предоставления документов для получения убежища беженцам и вынужденным переселенцам вывела 50 % молодых мужчин, которых подозревали в военных преступлениях. Позже в 2015 году было выявлено 30 подозреваемых в военных преступлениях. По данным Европола, в 2016–2017 годах в Европе могут находиться более 5000 сторонников террористических движений, которые уже прошли обучение, это убеждение было подкреплено также случившемся в Париже терактом, всё это привело к формированию в Европейском обществе атмосферы страха и неприязни беженцев эмигрантов и вынужденных переселенцев [4].

Всё это также обернулось дестабилизацией общественной безопасности беспорядки накануне 2016 года в Германии, Швеции Австрии Швейцарии и Финляндии, привели к тому, что население этих стран обвинило беженцев в воровстве, насилии и нанесении телесных повреждений различной тяжести. Все эти действия подтверждались роликами, размещаемыми в интернете очевидцами преступлений. Эти действия не остались незамеченными в различных европейских странах. Так, например, в Финляндии, а затем и в Эстонии была зарегистрирована некоммерческая организация под названием» Солдаты Одина», данная организация была призвана защищать сохранность прав граждан и различных групп населения, от преступлений, совершаемых беженцами и вынужденными переселенцами [9].

Так как в Европе беженцы и вынужденные переселенцы хотя и прибыли страны временно и собирались покидать эту страну только при наличии такой возможности, для них не было предпринята каких-либо программ адаптации и интеграции, всё это привело к развитию возможной угрозы, связанной с размытием европейской культурной идентичности и христианства мусульманством. Так как в 2015–2016 годах большинство беженцев прибыли в основном из восточных стран.

В связи с чем правительством стран Евросоюза, где существовали, центры компактного проживания беженцев и обычного населения стран Европы указали на то, что ассимиляция или интеграция мусульман в европейскую культуру практически невозможна.

Несмотря на всё обозначенные проблемы, наплыв беженцев и вынужденных переселенцев и развития связанного с ними кризиса, Россию в большей степени обошло стороной, это связано с тем что Россия не является привлекательной страной для беженцев и вынужденных переселенцев из восточных стран из-за низкого уровня выплаты пособий, что не покрывало расходов связанных с приобретением документов о статусе беженца и выплаты государственной пошлины на подачу этих документов, но в тоже время через Россию в Финляндию, был выстроен так называемый «арктический маршрут» в связи с чем попасть в Норвегию смогли более 5000, беженцев из Сирии, Афганистана и Ирака. Так по данным ФМС России, в 2015 году заявлением о предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца обратились 337 граждан Сирии но ни один из них не получил данного статуса, из обратившихся в ФМС 360 граждан Афганистана статус беженца получили только 15 человек. По мнению правительства Сирии, Россия сама по себе является потенциальным поставщиком беженцев в Европу, всё это связано с ухудшением экономической ситуации в стране и принятием беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья, для которых Россия является страной с наиболее благоприятным климатом для проживания и получения образование, и для получения тут работы в дальнейшем [9].

Заканчивая рассмотрение вопроса, связанного с регулированием статуса беженцев в международном праве, хотелось бы выделить следующие проблемы [4].

Ведение странами Евросоюза ограничения на получение работы, беженцев из Афганистана Пакистана Сирии и других восточных стран, можно разрешить, разработка специальных инструментов и программ содействие мобильности интеграции различных беженцев вынужденных переселенцев и экономических мигрантов [9].

Также в условиях существующего кризиса Евросоюз нуждается пересмотр существующей миграционной политики с учётом интересов именно беженцев и вынужденных переселенцев, которые ищут в Евросоюзе не только новое место жительства, но и работу. Приток новой рабочей силы необходим некоторым странам Евросоюза, так как перед ними уже остро стоит проблема старения работоспособного, демографического дисбаланса и невозможности полный переквалификации работников среднего и пожилого. В тоже время управление потоками легальных мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, приведет к усилению координации между органами у власти и предприятиями и частными организациями, обеспечивающими рабочие места для населения.

В связи, с чем правительству Евросоюза следует вести более тщательный мониторинг запросов необходимых на рынке труда, а также предпринять программы стимулирования беженцев и вынужденных переселенцев, способствующих изучение языков, и адаптации иммигрантов в странах Евросоюза.

Статус беженцев в современном международном праве Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Локова Э. Э.

Автор рассматривает вопросы обеспечения и международной защиты прав беженцев, деятельности ответственных за это лиц и организаций. Описываются проблемы, которые возникают в процессе защиты прав беженцев и пути их решения.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Локова Э. Э.

Status of refugees in contemporary international law

This article discusses the international protection of refugees, those in charge of their protection. This article describes the problems that arise in the process of protection and their solutions.

Текст научной работы на тему «Статус беженцев в современном международном праве»

Статус беженцев в современном международном праве

Аннотация. Автор рассматривает вопросы обеспечения и международной защиты прав беженцев, деятельности ответственных за это лиц и организаций. Описываются проблемы, которые возникают в процессе защиты прав беженцев и пути их решения.

Ключевые слова: беженец; Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев; добровольная репатриация; переселение; интеграция на месте; международные документы; убежище.

Abstract. This article discusses the international protection of refugees, those in charge of their protection. This article describes the problems that arise in the process of protection and their solutions.

Keywords: refugee; United Nations High Commissioner for Refugees; voluntary repatriation; relocation; local integration; international instruments; asylum.

студентка юридического факультета Финансового университета Н LokovaeveLina@maiL.ru

Проблема беженцев – одна из наиболее важных проблем мирового сообщества. Беженцы – одни из наиболее уязвимых и обделенных людей, вынужденных бороться за выживание в экстремальных условиях. Беженец – это лицо, которое «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или,не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений» [1].

Проблема обеспечения и защиты прав беженцев появилась в начале XX в. и до сих пор остается актуальной. В 2013 г. в ведении Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) было 10,4 млн беженцев. Еще 4,8 млн беженцев нашли убежище в 60 лагерях на Ближнем Востоке, созданных ООН, а также Ближневосточным

агентством ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ [2]. Миллионы беженцев – это следствие военных межгосударственных конфликтов, внутринациональных проблем, систематических нарушений прав человека в некоторых странах и т. д. Покинув свой дом, свою страну, спасаясь от конфликтов и преследования, беженцы сталкиваются с огромным количеством проблем, начиная от нарушения прав человека и заканчивая нехваткой гуманитарной помощи. Беженцы, пытаясь спастись от войны и преследований, часто оказываются в очень уязвимом положении. Они не могут пользоваться защитой своего государства. Ведь часто бывает так, что собственная страна угрожает им преследованием. Человек, который стал беженцем, скорее всего сохранит этот статус на долгие годы. Он будет жить в лагере для беженцев либо нелегально в чужой стране. До 70% беженцев, находящихся под защитой Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), остаются в таком положении на протяжении более пяти лет.

Правительства суверенных государств гарантируют соблюдение и защиту основных прав человека и физическую безопасность граждан. Но когда граждане становятся беженцами, гарантии исчезают. Не обладая хоть каким-то легальным статусом, не имея защиты со стороны государства, эти люди особенно уязвимы перед эксплуатацией и другими формами жестокого обращения, а также тюремным заключением и депортацией.

Права и обязанности беженцев определены нормами международного права и регулируются международными документами. Главными среди

Научный руководитель Осипов Р. В., кандидат юридических наук, доцент.

них являются Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 г. и Протокол 1967 г., касающийся статуса беженцев, Конвенция Организации африканского единства по проблемам беженцев в Африке и Картахенская декларация 1984 г. Эти документы определяют минимальные стандарты правового статуса беженцев.

В соответствии с Конвенцией 1951 г. государства обязуются предоставлять беженцам тот правовой режим, которым пользуются иностранцы. Помимо общих прав, беженцам должны предоставляться специальные права, такие как право выбора места проживания и свободного передвижения в пределах территории страны-убежища. Конвенция 1951 г. освобождает беженцев от наказания за незаконный въезд на территорию другого государства, однако при этом они обязаны без промедления явиться к властям с объяснением своего незаконного въезда. Конвенция запрещает коллективную высылку беженцев в страну, где их жизни угрожает опасность. Беженцы, в свою очередь, обязаны соблюдать законы страны пребывания [3]. На 1 сентября 2008 г. в Конвенции 1951 г. участвуют 144 государства из 192 членов ООН [4].

В 1949 г. в рамках ООН для решения основных проблем, касающихся беженцев, было создано Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, действующее на основе Устава Управления от 14 декабря 1950 г. В Российской Федерации действует Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах».

В последние годы число беженцев в мире резко возрастает. По словам Верховного комиссара ООН по делам беженцев Антониу Гутерриш, этому способствовало два фактора: «С одной стороны растет число стран, где происходят конфликты. С начала 2011 года в этом списке – Кот-д’Ивуар, Ливия, Йемен, Сирия, среди стран Африканского Рога – Сомали, и более свежие примеры – конфликт между Суданом и Южным Суданом и в Мали. В то же время в Афганистане, Сомали, Демократической республике Конго не затихают старые конфликты. На этом фоне более 70% беженцев стали таковыми за последние 5 лет» [5].

Во многих отношениях, нынешняя ситуация, в которой приходится защищать беженцев, намного менее благоприятна, чем когда-либо в истории УВКБ ООН. Она характеризуется рядом факторов, которые мешают эффективной международной защите. К таковым относятся:

• враждебное освещение проблем беженцев в СМИ, что приводит к росту расизма, нацизма, ксенофобии, насилия в отношении беженцев;

• заявления о том, что устарели основы международного права, касающегося беженцев;

• озабоченность развитых стран по поводу расходов, связанных с приемом беженцев;

• затяжные ситуации, связанные с беженцами, когда они много лет находятся в неизвестности, в нестабильных условиях и не могут добиться никакого конкретного решения;

• череда перемещений, связанная с тем, что беженцев возвращают обратно в страну, еще не достигшую достаточной стабильности [6].

Работая над этими проблемами, в конце 2000 г. УВКБ ООН начало проводить Глобальные консультации по вопросам международной защиты, чтобы выяснить, как можно разрешить проблемы, возникающие в процессе защиты беженцев. Главным итогом данного процесса, в котором участвовали различные страны, стала Программа по вопросу о защите. Также они сыграли важную роль в процессе, приведшем к принятию Декларации министров государств – участников Конвенции 1951 г. и Протокола 1957 г., которая была принята на Встрече министров в 2001 г. Было признано значение Конвенции 1951 г. как основного документа о защите беженцев. Также для улучшения качества защиты беженцев и ее доступности УВКБ ООН в 2011 г. была организована встреча министров, направленная на укрепление национальной ответственности и международной солидарности по отношению к беженцам. Более 100 государств внесли конкретные обязательства по широкому кругу защиты прав беженцев [7].

Читайте также:  Программа «Соотечественники» для беженцев из Украины в 2020 году

Кто же занимается проблемами беженцев? В первую очередь, основную ответственность за обеспечение международной защиты беженцев несет страна, в которой лицо ищет убежище. Государства несут обязанность предоставить ему международную защиту в соответствии с международными обязательствами.

За международную защиту беженцев отвечает такая организация, как УВКБ ООН. По сути, это единственная международная организация, обладающая конкретным мандатом по защите беженцев на всемирном уровне. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев было создано 14 декабря 1950 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. В его мандат входит координация международных усилий по защите беженцев и решение их проблем во всем мире. Основная цель организации – защита прав и благосостояния беженцев, а также обеспечение возможности реализовать свое право на поиск убежища и обустройство в другой стране, при наличии возможностей добровольного возвращения на родину, местной

интеграции или переселения в третью страну. УВКБ ООН пытается добиться того, чтобы беженцы и другие лица, относящиеся к его компетенции:

1) получали международную защиту;

2) получали гуманитарную помощь;

3) были выведены из бедственного положения на основе долговременных решений.

Для эффективного решения вопросов, касающихся беженцев, сотрудничество между государствами и УВКБ ООН крайне необходимо. Оно может протекать в различных направлениях: предоставление убежища в соответствии с международными обязательствами, финансирование операций УВКБ ООН в мире. В свою очередь, УВКБ ООН следит за соблюдением обязательств государств по защите беженцев, наблюдает за национальной практикой, помогает странам расширять возможности по предоставлению убежища. Помимо этого, Агентство работает с региональными межправительственными организациями, такими как Европейский Союз, Африканский Союз, Организация американских государств, помогая им проводить политику по защите беженцев в их регионах.

В решении проблем беженцев важную роль играет сотрудничество между государствами. Международная помощь может быть направлена на разрешение политического или межэтнического кризиса в стране, откуда прибывают беженцы, оказание материальной, финансовой помощи, на переселение определенного числа беженцев. Несмотря на то, что УВКБ является единственной организацией ООН, наделенной мандатом для оказания всесторонней помощи беженцам, она регулярно взаимодействует с органами ООН и другими организациями. В их числе Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), Мировая продовольственная программа (МПП), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Программа развития ООН (ПРООН), Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), Международный комитет Красного Креста (МККК), Международная организация по миграции (МОМ).

Выделяется три основных варианта долговременного решения проблем беженцев: добровольная репатриация, интеграция на месте и переселение.

добровольная репатриация. Является наиболее предпочтительным решением проблем беженцев. Большая часть беженцев хотели бы вернуться домой, в свою страну, как только обстоятельства позволяют сделать это (когда в стране прекра-

щается конфликт и восстановлена хоть какая-то стабильность, обеспечена безопасность). Но, к сожалению, это сделать нелегко. Возникает ряд проблем. Нередко отсутствуют основные условия для возвращения – безопасность и восстановление национальной защиты. Без этих условий возвращение людей может оказаться неокончательным: беженцы, возможно, отправятся назад в страну убежища.

УВКБ ООН способствует добровольной репатриации, считая это наилучшим способом разрешения проблемы. Организация часто предоставляет транспорт этим лицам и оказывает им первоначальную материальную помощь, которая представляет собой денежные пособия, участие в проектах развития деятельности, приносящей доход, оказывает помощь в восстановлении домов, школ, больниц и т. д. Во всемирном масштабе за последние десять лет на родину возвратились около 11,4 млн беженцев, в том числе 7,3 млн – при содействии УВКБ ООН [2].

интеграция на месте. Бывают такие случаи, когда беженцы не могут или не желают возвращаться домой, так как они рискуют вновь столкнуться с преследованием у себя в стране. При интеграции на месте страна убежища предоставляет беженцам право на постоянное жительство с возможностью получить в будущем гражданство. Несмотря на то, что данный метод является хорошим и эффективным способом решения проблем беженцев и признается как Конвенцией ООН, так и Уставом УВКБ ООН, многие государства бывают озабочены присутствием беженцев на их территории. Они опасаются последствий для распределения скудных ресурсов, возникновения проблем в сфере безопасности, также они обеспокоены проблемой контроля над миграцией. Все же когда добровольная репатриация невозможна, правильным решением для беженцев является интеграция на месте. Также этот способ может приносить выгоду и стране, которая принимает беженцев:

• беженцы могут приносить пользу государству, они могут приносить с собой навыки и умения, которые буду полезны для страны убежища;

• они могут привлекать ресурсы международных сообществ;

• беженцы способствуют многообразию общества этой страны.

Переселение. В тех случаях, когда ни добровольная репатриация, ни интеграция невозможны, решением для беженцев будет являться пе-

реселение в третью страну. Переселение в третью страну означает, что беженцы покидают страну своего убежища, легально переезжают в страну, согласившуюся принять их в качестве беженцев и предоставить им разрешение на постоянное место жительства. Данным вариантом пользуется небольшое число беженцев,в основном это беженцы с серьезными проблемами в плане защиты (угроза обратной высылки, агрессия, физическое нападение), которым страна пребывания не имеет возможности оказать помощь. Переселение – наиболее тяжелый вариант для беженцев. Во-первых, адаптация к условиям в новой стране может оказаться для беженцев слишком трудной. Во-вто-рых,переселение не является правом беженцев, и государства не имеют никаких обязательств для их принятия. Также переселение зависит от наличия квот для переселения. Страны обладают ограниченным числом мест для приема беженцев, и поэтому переселяется только очень небольшая часть из общего их числа. Учитывая ограниченные возможности и количество мест, УВКБ ООН и сами страны проводят работу по выявлению беженцев, действительно нуждающихся в переселении. Но несмотря на эти трудности, переселение также является одним из способов разрешения проблем беженцев, и поэтому УВКБ ООН принимает меры по увеличению числа стран, принимающих переселенцев, меры для расширения возможностей программ переселения при внезапных ситуациях, связанных с беженцами, а также обеспечивает прозрачность управления процессом переселения, предупреждает коррупцию и т. д. Количество беженцев, переселившихся при содействии УВКБ ООН в 2007 г.- 98 999 человек,- возросло на 83% по сравнению с 2006 г. [4].

Подводя итоги, надо отметить, что при защите прав беженцев,в первую очередь, необходимо укрепить партнерство между государствами, органами власти, международными организациями, занимающимися данным вопросом. Страны не должны забывать, что помимо обязанности защиты своего населения, у них есть гуманитарная обязанность по отношению к беженцам. Очень важно, чтобы государства прилагали как можно больше усилий для создания системы предоставления убежища беженцам, обеспечивали необходимую защиту и безопасность возвращения в страну происхождения.

Важную роль в защите беженцев, помимо государств и УВКБ ООН, играют неправительственные организации. Они играют важную роль в предоставлении международной защиты и помощи. Бе-

женцы нуждаются в поддержке таких организаций, поскольку страны и УВКБ в одиночку не в состоянии сегодня защитить миллионы беженцев во всем мире и оказать им помощь. Несмотря на то, что неправительственные организации по международным нормам не обладают конкретными мандатами на оказание помощи беженцам, они проводят мероприятия по защите беженцев. Это могут быть как финансовая поддержка, так и оказание социальной, правовой, гуманитарной помощи.

На сегодняшний день защита прав беженцев сталкивается с рядом проблем, и, чтобы избежать их, необходимо и очень важно эффективное закрепление мер и действий в этой сфере. Как можно больше стран должны ратифицировать Конвенцию 1951 г. о статусе беженцев, сохранить и упрочить основанные на праве подходы ко всем ситуациям, связанным с беженцами. Не стоит забывать, что защита беженцев все-таки является общей ответственностью. Только работая совместно, дополняя друг друга, государства, УВКБ ООН, международные и неправительственные организации могут предоставить эффективную защиту, в которой нуждаются беженцы. И тогда система международной защиты беженцев станет прочной и стабильной.

1. Женевская Конвенция о статусе беженцев ООН 1951 г., ст. 1 п.2 [Электронный ресурс] URL: fms.gov.ru>upload/iblock/ konvencia_o_bej.pdf/ Дата обращения: 28.11.2012.

2. Цифры беженцев. [Электронный ресурс] URL: http://www.unhcr. org/pages/49c3646c1d.html/ Дата обращения:18.12.2013.

3. Валеев Р.М, Курдюков Г. И.. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов. М.: Статут, 2010. С. 218-219.

Беженцы: правовой статус, разновидности и особенности

С середины ХХ столетия беженцы – не просто определение категории лиц, вынужденных под угрозой покидать собственную родину. Это международный гуманитарный статус, который при определенных обстоятельствах можно получить в любой стране ООН. Количество беженцев по всему миру приблизилось к 70 млн человек. Кто, как и на каких основаниях может получить этот статус?

Статус беженца: что это

Конституционно-правовой статус беженцев определяется в каждом государстве-члене ООН национальным законодательством. Например, в России он упоминается в Конституции и уточняется в ФЗ № 4528-I от 19.02.1993 . В любой другой стране он будет подчиняться иным законам. Но любые такие нормативно-правовые акты, независимо от государства, не могут противоречить Конвенции ООН о статусе беженцев от 28.07.1951 .

Понятие статуса закреплено в ст. 1 Конвенции: беженец – это правовой статус лица, которое вследствии преследований или обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, гражданства, этнической или социальной приналежности и по иным признакам вынуждено покинуть территорию государства постоянного жительства, и не имеет возможности (или не желает в силу указанных опасений) получить защиту от родного государства.

Наличие описанной угрозы позволяет человеку запросить статус беженца в любой стране ООН по его желанию.

Порядок признания лица беженцем определяется каждой страной самостоятельно. Так же определяются и административные процедуры, место подачи всех необходимых документов, особенности рассмотрения ходатайства и так далее.

Стоит отметить, что политика и условия приема беженцев, предоставленные права, социальная помощь и обязанности сильно разнятся от государства к государству.

А вот этапы запроса убежища, независимо от страны, обычно выглядят так:

  1. Легально въехать в желаемую страну и на границе или уже по месту пребывания – в отделении миграционной службы – подать прошение о предоставлении гуманитарного статуса.
  2. Пройти все необходимые проверки и собеседования, представить доказательства преследований, при необходимости отправиться в распределительный центр.
  3. Дождаться рассмотрения ходатайства. В странах с существенным притоком беженцев вопрос может рассматриваться в течение 1-1,5 года. До того, пока статус просителя международной защиты не определен, он может получить свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем.
  4. В назначенное время явиться на собеседование, доказать угрозу преследований, получить решение. Если лицу предоставляется убежище, с ним приобретается не только защита от преследований, но и социальная защита, право на помощь и другие права – о них позже.

Основания для отклонения ходатайства

Далеко не всегда угроза, о которой заявляет проситель убежища, является деятельной. Обычно ходатайство о признании беженцем отклоняется, если лицо:

  • не представило доказательств о наличии действительных преследований или их угрозы;
  • совершило преступление на территории страны подачи запроса;
  • получило отказ в убежище в другой стране ООН, и обстоятельства, имевшие ранее место, не изменились;
  • имеет гражданство третьей страны и не воспользовалось ее защитой;
  • прибыло из третьей страны, где уже имело возможность запросить международную защиту;
  • имеет разрешение на проживание в стране подачи ходатайства или основания для его получения или по другим основаниям.

Кроме того, пп. F ст. 1 Конвенции ООН исключает возможность предоставления гуманитарной защиты лицам:

  • совершившим преступления против мира или военное преступление;
  • совершившим неполитическое уголовно преследуемое деяние за пределами страны подачи запроса и до его подачи;
  • участвовавшим в деятельности, противоречащей целям ООН.

Международные гуманитарные статусы

Статус беженца – один из возможных гуманитарных статусов. В соответствии с национальным законодательством той или иной страны могут быть и другие, например, статус временного убежища, вынужденного переселенца. Разберемся, в чем разница между статусом беженца и временным убежищем, а также другими статусами.

Так, временное (гуманитарное) убежище (может также называться “дополнительная защита”), это вспомогательный статус, который может быть приобретен лицом, если оно:

  • имеет основания для получения статуса беженца, но ограничивается ходатайством о временном убежище;
  • не имеет оснований для получения статуса беженца, но в силу гуманитарных причин не может быть отправлено на родину.

Временное убежище как статус несколько ограничено в правах по сравнению со статусом беженца, однако все зависит от конкретной страны.

Существует также статус “политическое убежище”. Это особый вид международной защиты, предоставляемый за преследование на родине по политическим мотивам, например, за высказывание гражданской позиции и общественных убеждений, за ведение политической деятельности, которые не противоречат общепринятым принципам демократии.

Право на политическое убежище обычно регулируется отдельным нормативным актом, так как категория его просителей является особой и отличается от общепринятого облика беженцев. Такой вид защиты часто используется для ухода от правосудия.

Помимо этих форм защиты, лицу может быть предоставлен статус вынужденного переселенца. Особенности административно-правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев определяются также внутренним законодательством, поскольку такие переселенцы – лица, преследуемые и перемещающиеся внутри конкретной страны. Этот статус не является международным и может быть запрошен при необходимости только в стране своей гражданской принадлежности. Из-за этого предоставление такого статуса скорее редкость: запрашивать его в стране, где лицо по месту жительства не может получить от государства защиту, не имеет смысла.

Решение о признании лица беженцем принимает, как правило, руководство миграционного ведомства. В России это ГУВМ МВД, в Германии – Федеральное ведомство по делам беженцев и миграции (Bundesamt für Migration und Flüchtlinge, BAMF). Но они лишь рассматривают ходатайство, а какой конкретно запросить статус, лицо решает самостоятельно.

Права и обязанности

Конкретные правомочия просителей убежища регулируются также национальным законодательством конкретной страны. В целом базовые права и обязанности беженцев закреплены Конвенцией ООН. Согласно ей, лицу, получившему статус беженца, гарантируется:

  • право на постоянное проживание (на время действия гуманитарного статуса) и прописку в стране предоставления убежища;
  • право на жилье, обычно реализуемое за счет размещения в центрах временного содержания беженцев;
  • право на обязательное среднее образование;
  • право на трудоустройство без дополнительного разрешения;
  • право на правительственную помощь (обычно выражается в программах социализации и натурализации беженцев);
  • право на социальное обеспечение: медицинскую помощь, денежные выплаты, натуральную помощь в виде питания или продуктов;
  • право на свободное передвижение и выбор места проживания в пределах страны (если это страна ЕС – в пределах ЕС) и так далее.
Читайте также:  Программа «Соотечественники» для беженцев из Украины в 2020 году

Что касается обязательств, то лицо, признанное беженцем, обязано:

  • чтить конституционный строй и соблюдать требования законодательства страны, предоставившей убежище;
  • не совершать уголовных преступлений на территории страны;
  • пройти обязательное медицинское обследование;
  • сообщать миграционным органам все достоверные сведения, необходимые им;
  • соблюдать установленный режим проживания по месту содержания.

Если лицо не имеет паспорта или иного действительного документа, страна убежища должна предоставить ему таковые. Их роль в том числе может выполнять свидетельство о статусе беженца.

Помощь для беженцев

Помощь беженцам в каждой стране предоставляется в разном объеме, в зависимости от возможностей страны. Обычно «базовый пакет» включает в себя:

  • Натуральную помощь – предоставление продуктов или полноценного питания, бытовых и коммунальных услуг.
  • Медицинскую помощь. Заключается не только в обследовании и лечении, но и в предоставлении лекарственных препаратов.
  • Финансовую помощь. Размер выплат значительно отличается от государства к государству. Например, в РФ это небольшая единовременная помощь в размере 100 рублей. В Германии – ежемесячная помощь на карманные расходы в размере 100-150 евро.
  • Социальную помощь. Например, устройство детей в детские сады и школы, получение пенсии по возрасту, по утрате трудоспособности и так далее.
  • Правовая и иная консультативная помощь; услуги юриста, психолога, переводчика, трудового консультанта.

Национальным или муниципальным законодательством могут быть предусмотрены и другие виды помощи, например, пособия на жилье и субсидии на оплату коммунальных услуг (при самостоятельном проживании).

Проблемы приобретения статуса

Европейские страны ежегодно принимают миллионные миграционные потоки беженцев, что создает не только огромную финансовую нагрузку, но и определенное социальное напряжение. Львиная доля просителей убежища являются не жертвами преследований, а классическими экономическими мигрантами. Из-за этого и рассматриваются беженцы как социальная проблема в современном мире: создался определенный стереотип, согласно которому далеко не все из них нуждаются в защите, а многие даже являются фактором социальной нестабильности.

Те, кто действительно ищет защиты, наоборот, имеют правовые проблемы реализации статуса беженцев:

  • Во-первых, политика многих стран строится на непризнании существующей проблемы, из-за чего признается гуманитарный статус крайне неохотно. Яркий пример – Польша и Венгрия, которые часто отказывают иностранцам даже при наличии явных доказательств преследований.
  • Во-вторых, проблемы возникают при необходимости доказать преследования. Государственные органы самостоятельно оценивают доказательства, и если это не очевидные массовые преследования, то шансы получить защиту крайне малы.
  • В-третьих, далеко не всегда возможность обжалования отказа в ходатайстве и доступность такого обжалования очевидны для просителей убежища. Выдав отказ, страны выдворяют беженцев в страны, из которых они прибыли, в том числе приграничные страны.
  • В-четвертых, существуют проблемы натурализации и социализации. Даже получив гуманитарный статус, стать полноценным членом общества в новой стране крайне трудно: предстоят языковые проблемы, трудности с работой и обеспечением членов семьи, низкая социальная защищенность.

Отчасти решаются перечисленные проблемы только в благополучных странах, таких как Германия, Франция, Италия, Австрия и прочих, где уровень поддержки беженцев достаточно высок.

Почему могут лишить международной защиты

Конвенция и внутреннее национальное законодательство также определяют, в каких случаях лицо утрачивает статус беженца. Автоматическая утрата происходит, если:

  • беженец вновь воспользовался защитой страны своей гражданской принадлежности либо вновь добровольно переехал для проживания на ее территорию;
  • обстоятельства, по которым лицо получило защиту, перестали действовать, и угроз больше не существует;
  • мигрант приобрел новое гражданство и может воспользоваться защитой этой страны;
  • лишившись гражданства страны исхода, лицо вновь приобрело его добровольно;
  • лицо получило разрешение на проживание или гражданство страны убежища.

В то же время лицо принудительно лишается статуса беженца, если оно:

  • совершило преступление и осуждено за это в стране убежища;
  • получило защиту на основании ложных сведений или поддельных документов;
  • привлекалось к ответственности за отдельные виды правонарушений, определенные национальными законами.

Заключение

Статус беженца – это положение лица, которое в силу преследований покинуло свою страну и запросило международную защиту ООН. Он не дается преступникам, экономическим мигрантам и прочим лицам, не нуждающимся в защите. В случае присвоения статуса мигрант получает право на защиту, социальную помощь, проживание в стране и прочие базовые блага, гарантированные ООН.

Из-за значительного количества беженцев многие страны видят в их существовании проблемы и финансовую нагрузку, поэтому отказывают в защите. В случае противоправного поведения просителей убежища даже лояльные страны готовы к их выдворению.

Николай Стариков о проблеме беженцев в Европе: Видео


Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I “О беженцах” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I
“О беженцах”

С изменениями и дополнениями от:

28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 28 декабря 2010 г., 1 июля 2011 г., 1 марта, 12 ноября, 30 декабря 2012 г., 2 июля 2013 г., 22 декабря 2014 г., 31 декабря 2017 г., 27 декабря 2018 г., 26 июля 2019 г.

ГАРАНТ:

См. Справку по материалам изучения судебной практики в РФ, касающейся процедуры определения статуса беженца, подготовленную совместно Верховным Судом РФ, судами республик, краевыми, областными, соответствующими им судами РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

19 февраля 1993 года.

Под беженцем понимается прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.

Лицо для признания его беженцем в обязано по прибытии незамедлительно обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством по месту своего пребывания в компетентный орган, который принимает решение о регистрации ходатайства в течение 5 дней со дня обращения. В случае экстренного массового прибытия на территорию РФ лиц решение о их регистрации принимается незамедлительно. Лицо, находящееся вне пределов РФ, для признания его беженцем вправе обратиться с соответствующим ходатайством в дипломатическое или консульское представительство РФ в стране своего пребывания. Закреплены права и обязанности лица, обратившегося с ходатайством о признании его беженцем, а также права и обязанности беженца.

Регламентирован порядок признания лица беженцем. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленного образца.

Закон содержит положения об обязанностях органов государственной власти и управления, органов МСУ в отношении беженцев, гарантиях прав беженцев, оказании помощи беженцам.

Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, или добровольно воспользовалось защитой государства, территорию которого оно вынуждено было покинуть, или выехало на постоянное жительство за пределы РФ. Если лицо умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем, оно лишается этого статуса.

В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории РФ, учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам).

Рассмотрены вопросы источников возмещения расходов, связанных с приемом и обустройством беженцев, международного сотрудничества по проблеме беженцев и ответственности за нарушение Закона.

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I “О беженцах”

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 425, в “Российской газете” от 20 марта 1993 г., N 54

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2012

ИНСТИТУТ УБЕЖИЩА И ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЖЕНЦЕВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Институт убежища, являясь объектом правового регулирования в большей степени международного права, тесно связан с реализацией правового статуса такой категории лиц, как беженцы. Основой определения правового статуса беженцев на территории принимающей страны служит факт отсутствия политико-правовой связи с собственным государством, вне зависимости от формального сохранения гражданства, обоснованный бегством от преследования. Этим отличается и правовой режим пребывания беженцев от режима, применяемого для обычных иностранцев.

Термины «беженец» и «лицо, ищущее убежище» (Asylum-Seeker) не являются идентичными. Международная практика чаще идет по пути обозначения в качестве лиц, ищущих убежище, тех людей, которые еще не приобрели статус беженца, но ясно выражают свое намерение сделать это в принимающем государстве. В современном международном праве до сих пор не существует универсального соглашения об убежище, которое имело бы общеобязательный характер и включало бы в себя основные принципы использования этого института на территории каждого участника.

Пункт 2 ст. 2 Декларации ООН о территориальном убежище 1967 г. закрепил основы сотрудничества государств в плане разделения бремени (burden-sharing) по поводу предоставления убежища. Если одно из них затрудняется это сделать, то «государства раздельно или совместно или через ООН должны рассматривать в духе международной солидарности надлежащие меры для облегчения бремени, лежащего на этом государстве».

Конвенция Организации Африканского Единства (ОАЕ) 1969 г. по конкретным аспектам проблем беженцев в Африке содержит отдельную статью II, озаглавленную «Убежище». Она определяет предоставление убежища как миролюбивый и гуманитарный акт и требует от государств-участников неприменения таких мер, как отказ в приеме беженцев на границе, возвращение или высылка, которые могут угрожать жизни, личной неприкосновенности или свободе таких лиц. Данная статья также устанавливает право беженца на получение временного убежища в стране первого приема.

Европейская доктрина убежища базируется на естественно-правовой теории, где сутью регулирования выступают неотчуждаемые права человека, в осуществлении которых государство и помогает индивиду. Рекомендацией европейского Комитета министров «О защите лиц, формально не признаваемых беженцами» 1984 г. было предложено, чтобы принцип, в соответствии с которым «ни одно лицо не должно получить отказ в допуске в страну на границе, отклоняться, высылаться или подвергаться иным подобным мерам», ведущим к его возвращению в государство, где оно будет преследоваться, применялся независимо от признания этого лица беженцем.

Конституционно-правовым основанием для предоставления убежища на территории РФ является ст. 63 Конституции. Ее нормы одновременно регламентируют предоставление политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства (ч. 1) и запрещают выдачу другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2). Необходимо отметить, что российская правовая концепция убежища строится на сочетании принципа государственного суверенитета и соблюдения международно-правовых норм в области прав человека. Следует выделить, что определение понятия «беженец» в российском законодательстве намного шире, чем понятие лица, преследуемого за политические убеждения. Реализация права на политическое убежище в РФ регламентируется соответствующим Положением о порядке его предоставления, утвержденным Указом Президента от 21 июля 1997 г. N 746, с дополнениями от 2003 г. и 2007 г. Данное Положение действует вместе с Административным регламентом Федеральной миграционной службы по исполнению законодательства РФ по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, который утвержден Приказом ФМС от 5 декабря 2007 г. N 451.

Таким образом, одним из основных пробелов нынешнего комплекса норм, составляющих институт права беженцев (Refugee Law), является отсутствие универсальной конвенции о территориальном убежище, которая собрала бы воедино отраслевые принципы международно-правового регулирования предоставления права убежища государствами.

Ссылка на основную публикацию